Jump to content

Тадиджа Зондермайер

Тадиджа Зондермайер
Тадия Зондермайер
Зондермайер, 1934 год.
Рожденный ( 1892-02-19 ) 19 февраля 1892 г.
Умер ( 1967-10-10 ) 10 октября 1967 г.
Национальность сербский
Альма-матер Белградский университет
Занятия
Известный
Супруг Милица Петрович
Дети Станислав, Михаил
Родители) Роман Зондермайер
Станислава Джурич
Родственники Станислав Зондермайер (брат)
Военная карьера
Верность  Королевство Сербия
 Франция
 Королевство Югославия
Услуга/ ветвь ВВС
Лет службы
  • 1912––1923 1939–1941
Классифицировать Полковник ( JKRV )
Битвы/войны
Награды ниже см.

Тадия Р. Сондермайер (сербская кириллица: Тадия Сондермайер; 19 февраля 1892 - 10 октября 1967) была сербским летчиком, авиационным инженером и пионером югославской авиации.

Во время Первой мировой войны Зондермайер был единственным пилотом истребителя из Королевства Югославии , которого выбрали в состав Les Cigognes ( «Аисты» ), элитного подразделения французских ВВС , сражавшегося на Западном фронте , особенно против немецкой эскадрильи Красных ВВС. Барон . После войны он совершил рекордный межконтинентальный перелет Париж-Бомбей-Париж, менее чем за месяц до перелета Линдберга из Нью-Йорка в Париж. В 1927 году Зондермайер основал Aeroput, первую компанию гражданской авиации в Королевстве Югославия. Между войнами он получил звание полковника резерва Королевских ВВС Югославии .

Сондермайер получил высшие сербские, югославские и французские награды за свою военную службу, а также многочисленные награды мирного времени, такие как Орден Караджордже , Золотую медаль за отвагу и Французский Почетный легион .

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Справа налево: полковник доктор Роман Зондермайер, дети: Владимир, Тадия, Станислав. Ядвига и супруга Станислава

Тадия Сондермайер родилась 19 февраля 1892 года в Белграде ; его отец, полковник доктор Роман Зондермайер , был немецко-польского происхождения родом из Кракова . Он был директором Белградского военного госпиталя и Сербской военно-медицинской службы. Роман Зондермайер считается основателем сербской военной хирургии; [ 1 ] Мать Тадии Станислава Джурич Сондермайер была дочерью генерала Димитрия Джурича и внучкой министра образования Димитрия Матича . Она была вице-президентом Круга сербских сестер . У Сондермайера было трое братьев и сестер: Владимир, Станислав «Сташко» и сестра Ядвига. Хотя их отец оставался католиком , все дети были крещены православными . [ 2 ]

Зондермайер получил образование в местной школе, а затем поступил в гимназию (среднюю школу), где показал себя хорошим учеником; Он окончил Вторую Белградскую среднюю школу в 1910 году. Он планировал продолжить профессиональную карьеру в области архитектуры и после окончания учебы уехал из страны, чтобы поступить на технологический факультет в Гейдельберге .

Первая мировая война

[ редактировать ]

Лейтенант кавалерии

[ редактировать ]

В октябре 1912 года, когда разразилась Первая Балканская война и Сербия, Черногория, Греция и Болгария восстали против Османской империи, двадцатилетняя Тадия Зондермайер оставила учебу в Германии и немедленно бросилась домой, записавшись добровольцем в сербскую кавалерию. После участия во второй Балканской войне против Болгарии в 1913 году он был награжден Серебряной медалью за храбрость и произведен в подпоручики кавалерии.

Летом 1914 года австро-венгерские войска вторглись в Королевство Сербия, Тадия Зондермайер присоединилась к 4-му кавалерийскому полку под командованием подполковника Петра Живковича . Несмотря на тяжелые потери с обеих сторон, сербской армии удалось отразить три последовательные попытки австро-венгерского вторжения в Сербию. страна; [ 3 ] Когда 15 декабря 1914 года после двенадцати дней оккупации Белград был освобожден, Тадия возглавила кавалерийский патруль, который первым вошёл в город, сопровождая короля Петра в церковь. [ 4 ] В 1915 году Тадия Зондермайер получила звание лейтенанта и награждена золотой медалью за отвагу .

После двух унизительных поражений, понесенных австро-венгерскими войсками , Германия взяла на себя командование кампанией против Сербии. 7 октября 1915 года немецкие войска атаковали с севера в направлении реки Моравы, австро-венгерские войска атаковали через Дрину с запада, а Болгария, тайно присоединившаяся к Центральным державам, вошла в долину Вардар с востока, отрезав жизненно важный путь на юг. Путь отступления сербских войск. Сербское правительство и вооруженные силы по-прежнему отказывались сдаться. Братья Зондермайер пересекли заснеженные албанские горы во время трудного зимнего отступления вместе с остальной частью сербской армии и значительным количеством мирных жителей; они поселились на греческом острове Корфу в начале 1916 года. [ 5 ]

На Корфу Тадия и Владимир поступили в военно-воздушные силы в качестве наблюдателей для разведки Восточного фронта , завершив после нескольких месяцев курса разведывательный курс в Салониках 22 июня 1916 года. Затем Тадия направляется в эскадрилью MF 82, базирующуюся на аэродромной базе в Вертекоп 6 августа 1916 года для поддержки наступления союзников. Разведчики использовались для проведения дальних разведывательных операций по отслеживанию передвижения войск противника; Тактическая поддержка посредством наблюдения была усилена за счет разработки системы часового кода управления артиллерийским огнем, которая отображала и корректировала падение выстрела.

Летчик-истребитель

[ редактировать ]

Летом 1917 года Зондермайер поступил и завершил обучение пилотов в 403-м авиационном парке и учебном центре авиабазы ​​​​Седес недалеко от Салоник. Однажды ему удалось заставить уйти превосходящий самолет противника, за что он получил похвалу от фельдмаршала Степы Степановича . В ноябре 1917 года лейтенант Тадия Зондермайер, заболевшая малярией, отправляется в госпиталь во Франции.

Тадия Зондермайер (первая справа) с другими офицерами Groupe de Combat 12 . Рене Фонк сидит на земле.

Вместо запланированных трех месяцев Зондермайер провел в госпитале всего один и поступил в высшую летную школу в По, чтобы изучать акробатику и авиационную стрельбу, через несколько месяцев к нему присоединился его брат Владимир. Тадиджа стал лучшим в классе после прохождения обучения в школе воздушной артиллерии в Казо, а затем был завербован во французскую боевую эскадрилью на западном фронте, в то время как его брат отправился обратно на фронт в Салониках. [ 6 ]

Лейтенант Зондермайер перед своим SPAD S.XIII C-1 со GC12. знаменитым знаком стока

1 марта 1918 года Тадия Зондермайер переводится во французскую элитную истребительную эскадрилью (GC 12) «Les Cigognes» («Аисты»), лучшую группу истребителей во Франции. Им командовал знаменитый французский ас Жорж Гинемер , а после Гинемера смерть от еще более великого аса – легендарного Рене Фонка ; как один из 60 лучших летчиков-истребителей, Тадия была выбрана в группу, выполнявшую самые тяжелые боевые задачи на Западном фронте во время битвы на Марне . [ 7 ] С 15 апреля по 21 мая его группировка имела в качестве противника « Летающий цирк », состоящий из истребителей «Фоккер» под командованием знаменитого немецкого летчика-аса Манфреда фон Рихтгофена , более известного как Красный Барон. Во время одного из вылетов над линией противника, когда он возвращался на базу с пустым пулеметом, Зондермайер был атакован тремя немецкими истребителями. Он спасся, выполняя летную акробатику, из-за чего противнику не удалось его сбить. По возвращении из второго боя 21 мая его SPAD XIII загорелся после выстрела, он чудом смог приземлиться во Фландрии , Зондермайер выжил при крушении своего самолета, но получил серьезные ожоги и травму ноги. После лечения и демобилизации Зондермайер поступил в Школу воздухоплавания и машиностроения в Париже ( École Superieure d'Aéronautique et de Constructions Mécaniques ), где в 1921 году получил степень в области авиастроения. [ 8 ] В 1923 году он оставил действительную службу и стал офицером запаса. [ а ]

За службу Франция присвоила ему звание офицера Почетного легиона и наградила его Croix de Guerre (Военный крест); По возвращении в Сербию Александр I Югославский наградил его высшей наградой Сербии, орденом Звезды Караджордже , а также золотой и серебряной медалью за храбрость .

Межвоенный период

[ редактировать ]

Аэроклуб

[ редактировать ]
Тадия Сондермайер рядом с DH.60 Gipsy Moth ок. в 1932 году

Как первый югославский авиационный инженер, Зондермайер сразу же начал заниматься развитием военной, гражданской и спортивной авиации. Департамент армейской авиации был сформирован из сербского персонала, а также из бывших австро-венгерцев (хорватов и словенцев). Зондермайеру предлагается выступить с крупной инициативой по замене самолетов времен Первой мировой войны, которые все еще находятся на вооружении, на более современные. [ 9 ]

В мае 1922 года вместе с демобилизованными сербскими авиаторами и ветеранами Салоникского фронта Зондермайер решил создать Аэроклуб, первый некоммерческий летный спортивный клуб в стране. На первом очередном заседании клуба (14 мая 1922 г.) Аэроклуб был переименован в Аэроклуб Королевства сербов, хорватов и словенцев. Сондермайер был избран вице-президентом клуба, а принц Павле стал президентом. [ 10 ]

Черная дуэль

[ редактировать ]

На заседании Аэроклуба в июне 1926 года Зондермайер и другие члены вступили в спор с Милошем Црнянски о типе самолетов, которые должна закупить национальная авиакомпания. Генерал Душан Симович предположил, что самолеты были закуплены у Франции, поскольку принципиальным соглашением было брать самолеты у союзников, но Црнянский утверждал, что немецкие самолеты были значительно лучше. [ 11 ] Чтобы довести спор до конца, Црнянский ударил присутствовавших офицеров по лицам белыми перчатками, вызвав их на дуэль . Зондермайер был единственным, кто воспользовался шансом защитить свою честь. Дуэль должна была состояться 26 сентября 1926 года в окрестностях Вршаца , где по старым законам Австро-Венгрии дуэль все еще считалась рыцарским поступком. Бой велся джентльменски, по минутам и при наличии секундантов. [ б ] (Црнянского представляли театральный режиссер Бранко Гавела и писатель Душан Матич ) с трофейным оружием, позаимствованным специально по этому случаю у семьи Дунджерских. Первый выстрел нанес Црнянски, но он не попал в цель. Согласно протоколу, Зондермайер некоторое время целился в Црнянского, затем опустил пистолет и сказал по-французски: «Я сдаюсь, ты прощен». На страстное настойчивое требование Црняски продолжить дуэль, Зондермайер выстрелил в воздух и удалился. [ 12 ]

Строительство нового аэропорта началось в 1923 году. Растущий интерес некоторых немецких компаний к полетам через Белград побудил членов Аэроклуба обратиться к правительству с просьбой защитить внутренние интересы и создать собственную компанию для решения гражданских перевозок. На конференции в Белграде 6 февраля 1926 года было основано акционерное общество воздушного сообщения. Компания обязалась запустить линию Белград-Загреб, а государство пообещало покрыть три четверти стоимости километра полета наличными и в натуральной форме. Однако подписка на акции оказалась ниже всех ожиданий, так что к марту 1927 года было собрано только 10 процентов от требуемых шести миллионов динаров, первоначально предписанных государством. Это грозило закрытием компании с самого начала, по словам одного Закон об акционерных обществах того времени.

Париж - Бомбей - Белград

[ редактировать ]
Зондермайер фотографирует себя и Леонида Байдака в зеркале заднего вида самолета во время полета в Бомбей.

Тадия Сондермайер предложила провести рекламный этап полета по маршруту Париж-Бомбей-Белград с пилотом Леонидом Байдаком, чтобы продемонстрировать ценность и возможности сербских пилотов, а также безопасность авиаперелетов, помогая вызвать интерес общественности к полетам и, как мы надеемся, привлечь новых акционеров, которые могли бы сэкономить компанию от банкротства.

Тадия и уроженец России Леонид Байдак решили перелететь из Парижа в Бомбей в Белград на борту французского биплана Potez XXV с двигателем Lorraine-450rich Dietrich. [ 13 ] никто никогда раньше не летал по такому маршруту, пролетая над бесконечными необитаемыми просторами Ближнего Востока и Юго-Западной Азии .

Трансконтинентальный перелет на Потезе-25 , 1927 год: Париж Белград Алеппо Басра Джаск Карачи Бомбей .

Тадия и Леонид отправились из Парижа 20 апреля 1927 года. Сильные ветры и бури в пустыне несколько раз сбивали их с курса. Полет выполнялся в 15 этапов в течение 11 дней с маршрутом протяженностью 14 800 км (9 191 миля). 89 часов эффективного полета (среднесуточная дальность 1346 км при среднечасовой скорости 166 км), маршрут и климатические условия в г. которые выполнялся полет, были очень сложными

Байдак и Зондермайер приземлились обратно в белградском аэропорту Безания, завершив рейс Париж-Белград-Алеппо-Басра-Яск-Карачи-Бомбей-Карачи-Яск-Басра-Алеппо-Белград. Их приветствовала толпа в 30 000 человек. [ 4 ]

Аэропуть

[ редактировать ]

Компания Aeroput была основана 17 июня 1927 года, после того как прославился исторический полет Тадии Зондермайер, спасшей Aeroput от банкротства; Акции Aeroput выросли, превзойдя все ожидания. Целых 412 акционеров собрали необходимый капитал в шесть миллионов динаров, а компания Aeroput приобрела четыре самолета. [ 14 ]

Первые самолеты «Аэропут» поступили в начале февраля 1928 года. Руководство «Аэропут» закупило « Потез 29/2 у французской фирмы четыре биплана типа ». Руководство Aeroput остановило свой выбор на этом типе самолетов из-за местного завода Ikarbus в Земуне, работающего по лицензии той же французской компании, которая производила самолеты Potez 25 для ВВС.

Тадиджа Зондермайер в окружении пилотов Aeroput в 1938 году. Флот Aeroput на заднем плане состоит из большей части Lockheed Model 10 Electra и Caudron C.449 Goéland.

Первый рекламный полет был совершен между Белградом и Загребом 15 февраля 1928 года. Самолет типа Potez 29/2 под названием «Белград» поднялся в небо в 9 часов утра под командованием директора компании Тадии Зондермайер и Владимира Стрижевского. Первыми пассажирами стали журналисты. [ 15 ] 5 мая 1930 года Тадия вместе с Владимиром Стрижевским, шеф-пилотом компании, приземлила первый пассажирский самолет в Погдорице , Черногория , на старом аэродроме недалеко от Врелы Рыбничких. Это был девятиместный биплан Potez 29-2 с названием «Скопье». ". Помимо механика Павле Чука они перевозили пятерых журналистов, в том числе корреспондента « Политики Николича» и кинооператора Немеца; Для размещения оборудования, продуктов питания, воды, одежды, одеял и других принадлежностей часть сидений в пассажирском салоне была демонтирована. [ 16 ]

Маршрут полета, по которому они следовали, был Белград-Скопье-Подгорица-Мостар-Сараево-Белград. Aeroput стала успешной авиакомпанией, которая связала Королевство Югославия с остальным миром.

Тадия Сондермайер получила Национальный орден «За заслуги в развитии югославской авиации» вскоре после того, как Сондермайер был избран вице-президентом Международной авиационной федерации (FAI) и занимал эту должность с 1935 по 1946 год. [ 17 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

В марте 1941 года ВВС приняли на себя парк гражданской авиации, была сформирована Транспортная группа, в которую вошли все девять самолетов «Аэропут», а также один правительственный самолет. Сондермайер, будучи подполковником запаса югославских ВВС, был назначен командиром вновь созданной группы (входящей в состав JKRV ) с задачей установить воздушный мост между Югославией и Грецией в случае конфликта. Брат Зондермайера, подполковник Владислав Зондермайер, был назначен командиром Райловацкого полка ВВС под Сараево .

Террористическая бомбардировка Белграда под кодовым названием « Операция «Наказание »» началась воскресным утром 6 апреля 1941 года, когда немецкие самолеты разбомбили аэропорт Дойно Поле и его авиабазу. В тот день Белград подвергся атаке 484 немецких бомбардировщиков и «Штук» , сбросивших 360 тонн бомб. Люфтваффе . сбросило все категории бомб: от небольших зажигательных мин до 1000-килограммовых мин Пострадало 47% зданий города, полностью разрушенных или поврежденных. [ 18 ] JKRV совершил 474 боевых вылета, но для борьбы с Люфтваффе не осталось ни одного истребителя. Зондермайеру удалось организовать переброску последнего самолета югославского правительства в Салоники и Александрию. [ 19 ] Бомбардировка Белграда продолжалась три дня. [ 20 ]

Силы Вермахта при поддержке итальянских, румынских, венгерских и болгарских союзников вторглись в Югославию, 22 апреля 1941 года Сербия была передана под власть немецкой военной администрации . Зондермайер и двое его сыновей были задержаны гестапо и отправлены в тюрьму. Немецкие власти подозревали их в том, что они евреи, однако, узнав, что дедушка Тадии был католическим епископом Кракова, их отпустили на свободу. Освобождение Тадии вызвало подозрения у правительства беженцев в Лондоне, и они лишили его звания за предполагаемое сотрудничество с немцами; [ 21 ] Позже, после расследования местных агентов, ему вернули звание, об этом передало радио Лондона с извинениями. [ 22 ]

После освобождения сыновья Зондермайера, 17-летний Станислав и 13-летний Михайло, направились в Равну Гору , горную местность в центральной Сербии, и присоединились к четническому сопротивлению под руководством полковника Дражи Михайловича , который был борьба с немецкой оккупацией. В июне 1944 года они были частью группы, которая спасла двух американских летчиков. [ 23 ] 1-й лейтенант Фредерик Х. Барретт и 2-й лейтенант Дональд Х. Паркерсон из 772-й бомбардировочной эскадрильи , с сумев благополучно вывезти их из страны во время операции «Халярд» , в ходе которой в общей сложности было спасено 417 американцев. [ 24 ] Барретт и Паркерсон были эвакуированы 10 августа, это была первая эвакуация Хальярда. Тадиджа принял участие в боях за освобождение Белграда 15 октября 1944 года, когда пошел добровольцем в качестве пилота. [ 25 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Когда к власти пришли новые коммунистические власти, послевоенная Югославия стала сталинистским полицейским государством. [ 26 ] представители буржуазии, аристократии и довоенной элиты были заключены в тюрьмы и приговорены к смертной казни или каторжным работам; власти не простили Зондермайеру близости с королевским двором. 25 октября 1944 года он был арестован и приговорен к смертной казни вместе с двумя своими сыновьями. Старший, Станислав, провел год под стражей (в Обиличев Венаце , тюрьме Особой полиции во время немецкой оккупации), а младший, Михайло, провел за решеткой около полугода. [ 27 ]

За их освобождение начала агитировать его жена Милица, довоенные друзья, близкие к коммунистам и пришедшие к власти после войны, не смогли или не захотели помочь. [ с ] Через год ей удалось поговорить с Александром Ранковичем , который пообещал, что Зондермайера не казнят. В следующем году Зондермайер был реабилитирован, и ему были восстановлены гражданские свободы и права на основании нового Закона об амнистии. В июне 1947 года он начал работать неполный рабочий день на строительном предприятии «Полет», Зондермайер потерял имущество, доходы и друзей, и ему больше никогда не разрешили летать или иметь какие-либо контакты с авиацией. [ 14 ] Он умер 10 октября 1967 года. [ нужна ссылка ]

Семья и родственники

[ редактировать ]

Тадия Сондермайер вышла замуж за Милицу Петрович, дочь бригадного генерала доктора Михаила Петровича, профессора медицинского факультета и президента Сербской медицинской ассоциации. Доктор Петрович возглавлял хирургическое отделение Белградского военного госпиталя с 1921 по 1941 год, как и Тадия с 1889 по 1910 год. Первый сын Зондермайеров Станислав родился в 1924 году, второй Михайло родился в 1928 году, оба сына присоединились к семье. Сопротивление, борющееся с немецкими оккупантами во время войны. [ 28 ]

Брат Тадии Владислав Зондермайер был схвачен нацистами и отправлен в лагерь для военнопленных в Германии. Он так и не вернулся в свою страну и умер в Йорке в 1949 году. Через свою мать Тадия Зондермайер была родственницей Наумовичей, Чолак-Антича и Ристича. семьи.

Наследие

[ редактировать ]
Тадия Сондермайер в наградах, около 1940 года.

В апреле 1967 года, в день 40-летия «Аэропут» и 20-летия «Югославских авиалиний», руководство национальной компании наградило Сондермайера, первого директора «Аэропут», денежной премией в знак уважения и благодарности за его заслуги в развитии сербской и югославской гражданской авиации. авиация. Это было первое и единственное официальное признание, полученное Зондермайером после Второй мировой войны; Делегация Югославских авиалиний - JAT и Музей авиации подарили Зондермайеру букет из 40 роз и сумму, равную нескольким заработным платам. Он умер в Белграде несколько месяцев спустя, 10 октября 1967 года. [ 25 ]

К 80-летию Aeroput в 2007 году компания Jat Airways выступила с инициативой назвать в его честь улицу Белграда, план был реализован, и 1 ноября 2017 года ему дали улицу в Новом Белграде на месте старого аэропорта. [ 22 ] По данным сербской газеты «Новости», памятная марка была выпущена в 2011 году. [ 29 ]

17 июня 2017 года, по случаю 90-летия со дня основания Aeroput, в городском парке на углу улиц Пальмотичева и Косте Стояновича в Белграде представителями учреждений, поддержавших деятельность, был открыт бюст Тадии Сондермайер. реализацию проекта: заместитель мэра Белграда Андрея Младенович, руководитель Дирекции гражданской авиации Мирьяна Чизмаров и директор Air Serbia Дане Кондич. [ 30 ]

В июне 2017 года у входа в здание Аэроклуба по адресу ул. Узуна Миркова, 4 в Белграде была установлена ​​памятная доска, посвященная Тадии Сондермайер и доктору Арчибальду Рейссу , организованная Ассоциацией авиапилотов Сербии и Национальным аэроклубом Сербии «Наши Крылья». [ 31 ]

прошла выставка «Зондермайер — уроженец поляка, но с сербским сердцем» В декабре 2017 года в Музее Ядара в Лознице . [ 32 ]

Военные почести и награды

[ редактировать ]

Тадия Сондермайер была награждена высшими наградами Сербии, Югославии и Франции:

Лента Имя Страна
Орден Звезды Караджордже Сербия
Орден Святого Саввы Сербия
Золотая медаль за отвагу Сербия
Серебряная медаль за отвагу Сербия
Первая Балканская война Сербия
Вторая Балканская война Сербия
Албанская памятная медаль Сербия
Почетного легиона (офицер) Франция
Военный крест Франция

Примечания

[ редактировать ]
  1. Официальный вестник от 29 марта 1919 г. и 2 и 10 ноября 1921 г.
  2. Секундантами были близкие друзья, выбранные потерпевшими сторонами для ведения спора о чести.
  3. Глава государства Иван Рибар был довоенным акционером и членом совета директоров «Аэропути».
  1. ^ Срджан Рудич, Милян Милкич (2013). Балканские войны 1912/1913 годов: новые взгляды и интерпретации . Институт истории и Институт стратегических исследований. п. 190. ИСБН  978-8677431037 .
  2. ^ Проф. Радмила Тонкович (2010). Тадиджа Зондемайер. Белград: «Аэромагазин» хорош.
  3. За победу в битве при Цере генералу Степе Степановичу было присвоено звание фельдмаршала (воеводы). Все еще ценный отчет в: Кроуферд Прайс, Участие Сербии в войне, том. Я, Бастион против пангерманизма, Лондон, 1918, 85–114.
  4. ^ Перейти обратно: а б Вуйчич, Драган. «Война Тадии» . Новости .
  5. ^ М. Ларшер, Великая война на Балканах. Направление войны (Париж: Пайо, 1929), 119–120; П. Опачич, Салоникский фронт (Белград: Republički zavod za zaštitu spomenikakulture, 1979), 46–47.
  6. ^ Тонкович, Радмила (2010), Тадия Сондермайер. Белград: ИИ. ISBN.
  7. ^ "Крылья Сербии".
  8. ^ Острич, Шиме (февраль 2003 г.). Архив. «Сербские летчики на Западном фронте», Аэромагазин (Ю-Белград: BB Soft) 45: с. 36 - 38. ISSN   1450-6068 .
  9. ^ Крунич, Чедомир; (2010), Гражданская авиация Королевства Югославия, Книга первая, Белград, Авторское издание, ISBN   978-86-901623-3-8 .
  10. ^ Микич, Сава Дж. (1933). История югославской авиации. Белград: Типография Дрэг. Грегорич.
  11. ^ «Зондермайер — Чёрная дуэль» .
  12. ^ Милосавлевич 2016 .
  13. ^ ЛАЗИЧ, ДРАГАН. «РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛЕГЕНДАРНОГО ПОЛЕТА 1927 ГОДА» .
  14. ^ Перейти обратно: а б Симишич, Йово (1 мая 2018 г.). «Зондермайеры, патриоты и герои» . Политика .
  15. ^ Янич, Чедомир; Петрович, Огнян (2010). Век авиации Сербии 1910–2010: 225 значительных самолетов . Белград: Аэрокоммуникацие. ISBN  978-86-913973-0-2 .
  16. ^ «Джей Пи Аэродром Черне Гор» . www.montenegroairports.com . Архивировано из оригинала 17 января 2018 года . Проверено 2 октября 2019 г.
  17. ^ Янич, Чедомир; Симсич, Йово (2007), Больше, чем полеты - восемь десятилетий Aeroput и JAT. Белград: JAT Airways. ISBN   978-86-7086-004-9 .
  18. ^ Шорс, Кристофер Ф. (21 августа 2008 г.). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит, 1940-41 гг . Калл, Брайан, Малиция, Никола. Лондон. ISBN  9781909808454 . ОСЛК   899008521 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  19. ^ Шорс, Кристофер Ф.; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит, 1940–41. Лондон, Англия: Груб-стрит. ISBN   978-0-948817-07-6 .
  20. ^ Павлович, Стеван К. (2008). Новый беспорядок Гитлера: Вторая мировая война в Югославии . Лондон: ISBN Hurst & Co.  9781850658955 . ОСЛК   271872116 .
  21. ^ (Терзич 2007: 120, 128) Терзич 2007: 120, 128
  22. ^ Перейти обратно: а б Левай, Марта (2017). «Познакомьтесь с человеком, который правил югославским небом» . 011info.com .
  23. ^ Петрович Кент, Радомир (2000). открытое письмо американским офицерам . Лозанна: эпоха человека. ISBN  2825113387 .
  24. ^ Пешич, Миодраг (2002). Операция «Воздушный мост»: сербские четники и спасенные американские летчики во Второй мировой войне . Общество сербских мастеров. ISBN  86-903831-0-7 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Симишич, Йово (17 июня 2017 г.). «Забытый туз» . Джат Эйрвэйз . Архивировано из оригинала 9 сентября 2013 года.
  26. ^ Павлович, Стеван К. (1971). Югославия . Лондон: Бенн. ISBN  0510386016 . OCLC   209452 .
  27. ^ Милосавлевич 2016 , с. 278.
  28. ^ Милосавлевич, Борис (январь 2016 г.). «le Malheur et le Peril» . Литературная история .
  29. ^ NOVOSTI 2021 .
  30. ^ поднять 2021 .
  31. ^ Политика онлайн .
  32. ^ Vesti online 2017 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Микич Саво, История югославской авиации , 1933, Типография Драг. Грегорич, Белград
  • Янич Чедомир, Петрович, Огнян, Эпоха авиации в Сербии 1910–2010, 225 значительных самолетов , 2010, Аэрокоммуникации, Белград, ISBN   978-86-913973-0-2
  • Янич Чедомир, Симшич, Йово, «Больше, чем полет - восемь десятилетий Aeroput и JAT» , 2007, JAT Airways, Белград, ISBN   978-86-7086-004-9
  • Радмила Тонкович, Тадия Зондермайер, 2010, AI, Белград [1]
  • Златомир Груич: сербская и югославская авиация 1901–1994 гг. , NIU Military, Белград, 1997 г.
  • Крунич, Чедомир; (2013), Гражданская авиация Королевства Югославия Вторая книга , Белград, Авторское издание, ISBN   978-86-901623-4-5 .
  • Димитриевич, Боян; П. Миладинович, М. Мицевски; (2012). Royal Air Force — ВВС Королевства СХС/Югославия, 1918–1944 гг . Белград: Институт современной истории. ISBN   978-86-7403-169-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ca754f2f0ad554d29a48c4bcb5fb4b2__1703194200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/b2/0ca754f2f0ad554d29a48c4bcb5fb4b2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tadija Sondermajer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)