Тадиджа Зондермайер
Тадиджа Зондермайер | |
---|---|
Тадия Зондермайер | |
![]() Зондермайер, 1934 год. | |
Рожденный | |
Умер | |
Национальность | сербский |
Альма-матер | Белградский университет |
Занятия | |
Известный |
|
Супруг | Милица Петрович |
Дети | Станислав, Михаил |
Родители) | Роман Зондермайер Станислава Джурич |
Родственники | Станислав Зондермайер (брат) |
Военная карьера | |
Верность | ![]() ![]() ![]() |
Услуга/ | ВВС |
Лет службы |
|
Классифицировать | Полковник ( JKRV ) |
Битвы/войны | |
Награды | ниже см. |
Тадия Р. Сондермайер (сербская кириллица: Тадия Сондермайер; 19 февраля 1892 - 10 октября 1967) была сербским летчиком, авиационным инженером и пионером югославской авиации.
Во время Первой мировой войны Зондермайер был единственным пилотом истребителя из Королевства Югославии , которого выбрали в состав Les Cigognes ( «Аисты» ), элитного подразделения французских ВВС , сражавшегося на Западном фронте , особенно против немецкой эскадрильи Красных ВВС. Барон . После войны он совершил рекордный межконтинентальный перелет Париж-Бомбей-Париж, менее чем за месяц до перелета Линдберга из Нью-Йорка в Париж. В 1927 году Зондермайер основал Aeroput, первую компанию гражданской авиации в Королевстве Югославия. Между войнами он получил звание полковника резерва Королевских ВВС Югославии .
Сондермайер получил высшие сербские, югославские и французские награды за свою военную службу, а также многочисленные награды мирного времени, такие как Орден Караджордже , Золотую медаль за отвагу и Французский Почетный легион .
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Тадия Сондермайер родилась 19 февраля 1892 года в Белграде ; его отец, полковник доктор Роман Зондермайер , был немецко-польского происхождения родом из Кракова . Он был директором Белградского военного госпиталя и Сербской военно-медицинской службы. Роман Зондермайер считается основателем сербской военной хирургии; [ 1 ] Мать Тадии Станислава Джурич Сондермайер была дочерью генерала Димитрия Джурича и внучкой министра образования Димитрия Матича . Она была вице-президентом Круга сербских сестер . У Сондермайера было трое братьев и сестер: Владимир, Станислав «Сташко» и сестра Ядвига. Хотя их отец оставался католиком , все дети были крещены православными . [ 2 ]
Зондермайер получил образование в местной школе, а затем поступил в гимназию (среднюю школу), где показал себя хорошим учеником; Он окончил Вторую Белградскую среднюю школу в 1910 году. Он планировал продолжить профессиональную карьеру в области архитектуры и после окончания учебы уехал из страны, чтобы поступить на технологический факультет в Гейдельберге .
Первая мировая война
[ редактировать ]Лейтенант кавалерии
[ редактировать ]В октябре 1912 года, когда разразилась Первая Балканская война и Сербия, Черногория, Греция и Болгария восстали против Османской империи, двадцатилетняя Тадия Зондермайер оставила учебу в Германии и немедленно бросилась домой, записавшись добровольцем в сербскую кавалерию. После участия во второй Балканской войне против Болгарии в 1913 году он был награжден Серебряной медалью за храбрость и произведен в подпоручики кавалерии.
Летом 1914 года австро-венгерские войска вторглись в Королевство Сербия, Тадия Зондермайер присоединилась к 4-му кавалерийскому полку под командованием подполковника Петра Живковича . Несмотря на тяжелые потери с обеих сторон, сербской армии удалось отразить три последовательные попытки австро-венгерского вторжения в Сербию. страна; [ 3 ] Когда 15 декабря 1914 года после двенадцати дней оккупации Белград был освобожден, Тадия возглавила кавалерийский патруль, который первым вошёл в город, сопровождая короля Петра в церковь. [ 4 ] В 1915 году Тадия Зондермайер получила звание лейтенанта и награждена золотой медалью за отвагу .
После двух унизительных поражений, понесенных австро-венгерскими войсками , Германия взяла на себя командование кампанией против Сербии. 7 октября 1915 года немецкие войска атаковали с севера в направлении реки Моравы, австро-венгерские войска атаковали через Дрину с запада, а Болгария, тайно присоединившаяся к Центральным державам, вошла в долину Вардар с востока, отрезав жизненно важный путь на юг. Путь отступления сербских войск. Сербское правительство и вооруженные силы по-прежнему отказывались сдаться. Братья Зондермайер пересекли заснеженные албанские горы во время трудного зимнего отступления вместе с остальной частью сербской армии и значительным количеством мирных жителей; они поселились на греческом острове Корфу в начале 1916 года. [ 5 ]
На Корфу Тадия и Владимир поступили в военно-воздушные силы в качестве наблюдателей для разведки Восточного фронта , завершив после нескольких месяцев курса разведывательный курс в Салониках 22 июня 1916 года. Затем Тадия направляется в эскадрилью MF 82, базирующуюся на аэродромной базе в Вертекоп 6 августа 1916 года для поддержки наступления союзников. Разведчики использовались для проведения дальних разведывательных операций по отслеживанию передвижения войск противника; Тактическая поддержка посредством наблюдения была усилена за счет разработки системы часового кода управления артиллерийским огнем, которая отображала и корректировала падение выстрела.
Летчик-истребитель
[ редактировать ]Летом 1917 года Зондермайер поступил и завершил обучение пилотов в 403-м авиационном парке и учебном центре авиабазы Седес недалеко от Салоник. Однажды ему удалось заставить уйти превосходящий самолет противника, за что он получил похвалу от фельдмаршала Степы Степановича . В ноябре 1917 года лейтенант Тадия Зондермайер, заболевшая малярией, отправляется в госпиталь во Франции.

Вместо запланированных трех месяцев Зондермайер провел в госпитале всего один и поступил в высшую летную школу в По, чтобы изучать акробатику и авиационную стрельбу, через несколько месяцев к нему присоединился его брат Владимир. Тадиджа стал лучшим в классе после прохождения обучения в школе воздушной артиллерии в Казо, а затем был завербован во французскую боевую эскадрилью на западном фронте, в то время как его брат отправился обратно на фронт в Салониках. [ 6 ]

1 марта 1918 года Тадия Зондермайер переводится во французскую элитную истребительную эскадрилью (GC 12) «Les Cigognes» («Аисты»), лучшую группу истребителей во Франции. Им командовал знаменитый французский ас Жорж Гинемер , а после Гинемера смерть от еще более великого аса – легендарного Рене Фонка ; как один из 60 лучших летчиков-истребителей, Тадия была выбрана в группу, выполнявшую самые тяжелые боевые задачи на Западном фронте во время битвы на Марне . [ 7 ] С 15 апреля по 21 мая его группировка имела в качестве противника « Летающий цирк », состоящий из истребителей «Фоккер» под командованием знаменитого немецкого летчика-аса Манфреда фон Рихтгофена , более известного как Красный Барон. Во время одного из вылетов над линией противника, когда он возвращался на базу с пустым пулеметом, Зондермайер был атакован тремя немецкими истребителями. Он спасся, выполняя летную акробатику, из-за чего противнику не удалось его сбить. По возвращении из второго боя 21 мая его SPAD XIII загорелся после выстрела, он чудом смог приземлиться во Фландрии , Зондермайер выжил при крушении своего самолета, но получил серьезные ожоги и травму ноги. После лечения и демобилизации Зондермайер поступил в Школу воздухоплавания и машиностроения в Париже ( École Superieure d'Aéronautique et de Constructions Mécaniques ), где в 1921 году получил степень в области авиастроения. [ 8 ] В 1923 году он оставил действительную службу и стал офицером запаса. [ а ]
За службу Франция присвоила ему звание офицера Почетного легиона и наградила его Croix de Guerre (Военный крест); По возвращении в Сербию Александр I Югославский наградил его высшей наградой Сербии, орденом Звезды Караджордже , а также золотой и серебряной медалью за храбрость .
Межвоенный период
[ редактировать ]Аэроклуб
[ редактировать ]
Как первый югославский авиационный инженер, Зондермайер сразу же начал заниматься развитием военной, гражданской и спортивной авиации. Департамент армейской авиации был сформирован из сербского персонала, а также из бывших австро-венгерцев (хорватов и словенцев). Зондермайеру предлагается выступить с крупной инициативой по замене самолетов времен Первой мировой войны, которые все еще находятся на вооружении, на более современные. [ 9 ]
В мае 1922 года вместе с демобилизованными сербскими авиаторами и ветеранами Салоникского фронта Зондермайер решил создать Аэроклуб, первый некоммерческий летный спортивный клуб в стране. На первом очередном заседании клуба (14 мая 1922 г.) Аэроклуб был переименован в Аэроклуб Королевства сербов, хорватов и словенцев. Сондермайер был избран вице-президентом клуба, а принц Павле стал президентом. [ 10 ]
Черная дуэль
[ редактировать ]На заседании Аэроклуба в июне 1926 года Зондермайер и другие члены вступили в спор с Милошем Црнянски о типе самолетов, которые должна закупить национальная авиакомпания. Генерал Душан Симович предположил, что самолеты были закуплены у Франции, поскольку принципиальным соглашением было брать самолеты у союзников, но Црнянский утверждал, что немецкие самолеты были значительно лучше. [ 11 ] Чтобы довести спор до конца, Црнянский ударил присутствовавших офицеров по лицам белыми перчатками, вызвав их на дуэль . Зондермайер был единственным, кто воспользовался шансом защитить свою честь. Дуэль должна была состояться 26 сентября 1926 года в окрестностях Вршаца , где по старым законам Австро-Венгрии дуэль все еще считалась рыцарским поступком. Бой велся джентльменски, по минутам и при наличии секундантов. [ б ] (Црнянского представляли театральный режиссер Бранко Гавела и писатель Душан Матич ) с трофейным оружием, позаимствованным специально по этому случаю у семьи Дунджерских. Первый выстрел нанес Црнянски, но он не попал в цель. Согласно протоколу, Зондермайер некоторое время целился в Црнянского, затем опустил пистолет и сказал по-французски: «Я сдаюсь, ты прощен». На страстное настойчивое требование Црняски продолжить дуэль, Зондермайер выстрелил в воздух и удалился. [ 12 ]
Строительство нового аэропорта началось в 1923 году. Растущий интерес некоторых немецких компаний к полетам через Белград побудил членов Аэроклуба обратиться к правительству с просьбой защитить внутренние интересы и создать собственную компанию для решения гражданских перевозок. На конференции в Белграде 6 февраля 1926 года было основано акционерное общество воздушного сообщения. Компания обязалась запустить линию Белград-Загреб, а государство пообещало покрыть три четверти стоимости километра полета наличными и в натуральной форме. Однако подписка на акции оказалась ниже всех ожиданий, так что к марту 1927 года было собрано только 10 процентов от требуемых шести миллионов динаров, первоначально предписанных государством. Это грозило закрытием компании с самого начала, по словам одного Закон об акционерных обществах того времени.
Париж - Бомбей - Белград
[ редактировать ]
Тадия Сондермайер предложила провести рекламный этап полета по маршруту Париж-Бомбей-Белград с пилотом Леонидом Байдаком, чтобы продемонстрировать ценность и возможности сербских пилотов, а также безопасность авиаперелетов, помогая вызвать интерес общественности к полетам и, как мы надеемся, привлечь новых акционеров, которые могли бы сэкономить компанию от банкротства.
Тадия и уроженец России Леонид Байдак решили перелететь из Парижа в Бомбей в Белград на борту французского биплана Potez XXV с двигателем Lorraine-450rich Dietrich. [ 13 ] никто никогда раньше не летал по такому маршруту, пролетая над бесконечными необитаемыми просторами Ближнего Востока и Юго-Западной Азии .

Тадия и Леонид отправились из Парижа 20 апреля 1927 года. Сильные ветры и бури в пустыне несколько раз сбивали их с курса. Полет выполнялся в 15 этапов в течение 11 дней с маршрутом протяженностью 14 800 км (9 191 миля). 89 часов эффективного полета (среднесуточная дальность 1346 км при среднечасовой скорости 166 км), маршрут и климатические условия в г. которые выполнялся полет, были очень сложными
Байдак и Зондермайер приземлились обратно в белградском аэропорту Безания, завершив рейс Париж-Белград-Алеппо-Басра-Яск-Карачи-Бомбей-Карачи-Яск-Басра-Алеппо-Белград. Их приветствовала толпа в 30 000 человек. [ 4 ]
Аэропуть
[ редактировать ]Компания Aeroput была основана 17 июня 1927 года, после того как прославился исторический полет Тадии Зондермайер, спасшей Aeroput от банкротства; Акции Aeroput выросли, превзойдя все ожидания. Целых 412 акционеров собрали необходимый капитал в шесть миллионов динаров, а компания Aeroput приобрела четыре самолета. [ 14 ]
Первые самолеты «Аэропут» поступили в начале февраля 1928 года. Руководство «Аэропут» закупило « Потез 29/2 у французской фирмы четыре биплана типа ». Руководство Aeroput остановило свой выбор на этом типе самолетов из-за местного завода Ikarbus в Земуне, работающего по лицензии той же французской компании, которая производила самолеты Potez 25 для ВВС.

Первый рекламный полет был совершен между Белградом и Загребом 15 февраля 1928 года. Самолет типа Potez 29/2 под названием «Белград» поднялся в небо в 9 часов утра под командованием директора компании Тадии Зондермайер и Владимира Стрижевского. Первыми пассажирами стали журналисты. [ 15 ] 5 мая 1930 года Тадия вместе с Владимиром Стрижевским, шеф-пилотом компании, приземлила первый пассажирский самолет в Погдорице , Черногория , на старом аэродроме недалеко от Врелы Рыбничких. Это был девятиместный биплан Potez 29-2 с названием «Скопье». ". Помимо механика Павле Чука они перевозили пятерых журналистов, в том числе корреспондента « Политики Николича» и кинооператора Немеца; Для размещения оборудования, продуктов питания, воды, одежды, одеял и других принадлежностей часть сидений в пассажирском салоне была демонтирована. [ 16 ]
Маршрут полета, по которому они следовали, был Белград-Скопье-Подгорица-Мостар-Сараево-Белград. Aeroput стала успешной авиакомпанией, которая связала Королевство Югославия с остальным миром.
Тадия Сондермайер получила Национальный орден «За заслуги в развитии югославской авиации» вскоре после того, как Сондермайер был избран вице-президентом Международной авиационной федерации (FAI) и занимал эту должность с 1935 по 1946 год. [ 17 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В марте 1941 года ВВС приняли на себя парк гражданской авиации, была сформирована Транспортная группа, в которую вошли все девять самолетов «Аэропут», а также один правительственный самолет. Сондермайер, будучи подполковником запаса югославских ВВС, был назначен командиром вновь созданной группы (входящей в состав JKRV ) с задачей установить воздушный мост между Югославией и Грецией в случае конфликта. Брат Зондермайера, подполковник Владислав Зондермайер, был назначен командиром Райловацкого полка ВВС под Сараево .
Террористическая бомбардировка Белграда под кодовым названием « Операция «Наказание »» началась воскресным утром 6 апреля 1941 года, когда немецкие самолеты разбомбили аэропорт Дойно Поле и его авиабазу. В тот день Белград подвергся атаке 484 немецких бомбардировщиков и «Штук» , сбросивших 360 тонн бомб. Люфтваффе . сбросило все категории бомб: от небольших зажигательных мин до 1000-килограммовых мин Пострадало 47% зданий города, полностью разрушенных или поврежденных. [ 18 ] JKRV совершил 474 боевых вылета, но для борьбы с Люфтваффе не осталось ни одного истребителя. Зондермайеру удалось организовать переброску последнего самолета югославского правительства в Салоники и Александрию. [ 19 ] Бомбардировка Белграда продолжалась три дня. [ 20 ]
Силы Вермахта при поддержке итальянских, румынских, венгерских и болгарских союзников вторглись в Югославию, 22 апреля 1941 года Сербия была передана под власть немецкой военной администрации . Зондермайер и двое его сыновей были задержаны гестапо и отправлены в тюрьму. Немецкие власти подозревали их в том, что они евреи, однако, узнав, что дедушка Тадии был католическим епископом Кракова, их отпустили на свободу. Освобождение Тадии вызвало подозрения у правительства беженцев в Лондоне, и они лишили его звания за предполагаемое сотрудничество с немцами; [ 21 ] Позже, после расследования местных агентов, ему вернули звание, об этом передало радио Лондона с извинениями. [ 22 ]
После освобождения сыновья Зондермайера, 17-летний Станислав и 13-летний Михайло, направились в Равну Гору , горную местность в центральной Сербии, и присоединились к четническому сопротивлению под руководством полковника Дражи Михайловича , который был борьба с немецкой оккупацией. В июне 1944 года они были частью группы, которая спасла двух американских летчиков. [ 23 ] 1-й лейтенант Фредерик Х. Барретт и 2-й лейтенант Дональд Х. Паркерсон из 772-й бомбардировочной эскадрильи , с сумев благополучно вывезти их из страны во время операции «Халярд» , в ходе которой в общей сложности было спасено 417 американцев. [ 24 ] Барретт и Паркерсон были эвакуированы 10 августа, это была первая эвакуация Хальярда. Тадиджа принял участие в боях за освобождение Белграда 15 октября 1944 года, когда пошел добровольцем в качестве пилота. [ 25 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Когда к власти пришли новые коммунистические власти, послевоенная Югославия стала сталинистским полицейским государством. [ 26 ] представители буржуазии, аристократии и довоенной элиты были заключены в тюрьмы и приговорены к смертной казни или каторжным работам; власти не простили Зондермайеру близости с королевским двором. 25 октября 1944 года он был арестован и приговорен к смертной казни вместе с двумя своими сыновьями. Старший, Станислав, провел год под стражей (в Обиличев Венаце , тюрьме Особой полиции во время немецкой оккупации), а младший, Михайло, провел за решеткой около полугода. [ 27 ]
За их освобождение начала агитировать его жена Милица, довоенные друзья, близкие к коммунистам и пришедшие к власти после войны, не смогли или не захотели помочь. [ с ] Через год ей удалось поговорить с Александром Ранковичем , который пообещал, что Зондермайера не казнят. В следующем году Зондермайер был реабилитирован, и ему были восстановлены гражданские свободы и права на основании нового Закона об амнистии. В июне 1947 года он начал работать неполный рабочий день на строительном предприятии «Полет», Зондермайер потерял имущество, доходы и друзей, и ему больше никогда не разрешили летать или иметь какие-либо контакты с авиацией. [ 14 ] Он умер 10 октября 1967 года. [ нужна ссылка ]
Семья и родственники
[ редактировать ]Тадия Сондермайер вышла замуж за Милицу Петрович, дочь бригадного генерала доктора Михаила Петровича, профессора медицинского факультета и президента Сербской медицинской ассоциации. Доктор Петрович возглавлял хирургическое отделение Белградского военного госпиталя с 1921 по 1941 год, как и Тадия с 1889 по 1910 год. Первый сын Зондермайеров Станислав родился в 1924 году, второй Михайло родился в 1928 году, оба сына присоединились к семье. Сопротивление, борющееся с немецкими оккупантами во время войны. [ 28 ]
Брат Тадии Владислав Зондермайер был схвачен нацистами и отправлен в лагерь для военнопленных в Германии. Он так и не вернулся в свою страну и умер в Йорке в 1949 году. Через свою мать Тадия Зондермайер была родственницей Наумовичей, Чолак-Антича и Ристича. семьи.
Наследие
[ редактировать ]
В апреле 1967 года, в день 40-летия «Аэропут» и 20-летия «Югославских авиалиний», руководство национальной компании наградило Сондермайера, первого директора «Аэропут», денежной премией в знак уважения и благодарности за его заслуги в развитии сербской и югославской гражданской авиации. авиация. Это было первое и единственное официальное признание, полученное Зондермайером после Второй мировой войны; Делегация Югославских авиалиний - JAT и Музей авиации подарили Зондермайеру букет из 40 роз и сумму, равную нескольким заработным платам. Он умер в Белграде несколько месяцев спустя, 10 октября 1967 года. [ 25 ]
К 80-летию Aeroput в 2007 году компания Jat Airways выступила с инициативой назвать в его честь улицу Белграда, план был реализован, и 1 ноября 2017 года ему дали улицу в Новом Белграде на месте старого аэропорта. [ 22 ] По данным сербской газеты «Новости», памятная марка была выпущена в 2011 году. [ 29 ]
17 июня 2017 года, по случаю 90-летия со дня основания Aeroput, в городском парке на углу улиц Пальмотичева и Косте Стояновича в Белграде представителями учреждений, поддержавших деятельность, был открыт бюст Тадии Сондермайер. реализацию проекта: заместитель мэра Белграда Андрея Младенович, руководитель Дирекции гражданской авиации Мирьяна Чизмаров и директор Air Serbia Дане Кондич. [ 30 ]
В июне 2017 года у входа в здание Аэроклуба по адресу ул. Узуна Миркова, 4 в Белграде была установлена памятная доска, посвященная Тадии Сондермайер и доктору Арчибальду Рейссу , организованная Ассоциацией авиапилотов Сербии и Национальным аэроклубом Сербии «Наши Крылья». [ 31 ]
прошла выставка «Зондермайер — уроженец поляка, но с сербским сердцем» В декабре 2017 года в Музее Ядара в Лознице . [ 32 ]
Военные почести и награды
[ редактировать ]Тадия Сондермайер была награждена высшими наградами Сербии, Югославии и Франции:
Лента | Имя | Страна |
---|---|---|
![]() |
Орден Звезды Караджордже | Сербия |
![]() |
Орден Святого Саввы | Сербия |
![]() |
Золотая медаль за отвагу | Сербия |
![]() |
Серебряная медаль за отвагу | Сербия |
![]() |
Первая Балканская война | Сербия |
![]() |
Вторая Балканская война | Сербия |
![]() |
Албанская памятная медаль | Сербия |
![]() |
Почетного легиона (офицер) | Франция |
![]() |
Военный крест | Франция |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Официальный вестник от 29 марта 1919 г. и 2 и 10 ноября 1921 г.
- ↑ Секундантами были близкие друзья, выбранные потерпевшими сторонами для ведения спора о чести.
- ↑ Глава государства Иван Рибар был довоенным акционером и членом совета директоров «Аэропути».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Срджан Рудич, Милян Милкич (2013). Балканские войны 1912/1913 годов: новые взгляды и интерпретации . Институт истории и Институт стратегических исследований. п. 190. ИСБН 978-8677431037 .
- ^ Проф. Радмила Тонкович (2010). Тадиджа Зондемайер. Белград: «Аэромагазин» хорош.
- ↑ За победу в битве при Цере генералу Степе Степановичу было присвоено звание фельдмаршала (воеводы). Все еще ценный отчет в: Кроуферд Прайс, Участие Сербии в войне, том. Я, Бастион против пангерманизма, Лондон, 1918, 85–114.
- ^ Перейти обратно: а б Вуйчич, Драган. «Война Тадии» . Новости .
- ^ М. Ларшер, Великая война на Балканах. Направление войны (Париж: Пайо, 1929), 119–120; П. Опачич, Салоникский фронт (Белград: Republički zavod za zaštitu spomenikakulture, 1979), 46–47.
- ^ Тонкович, Радмила (2010), Тадия Сондермайер. Белград: ИИ. ISBN.
- ^ "Крылья Сербии".
- ^ Острич, Шиме (февраль 2003 г.). Архив. «Сербские летчики на Западном фронте», Аэромагазин (Ю-Белград: BB Soft) 45: с. 36 - 38. ISSN 1450-6068 .
- ^ Крунич, Чедомир; (2010), Гражданская авиация Королевства Югославия, Книга первая, Белград, Авторское издание, ISBN 978-86-901623-3-8 .
- ^ Микич, Сава Дж. (1933). История югославской авиации. Белград: Типография Дрэг. Грегорич.
- ^ «Зондермайер — Чёрная дуэль» .
- ^ Милосавлевич 2016 .
- ^ ЛАЗИЧ, ДРАГАН. «РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛЕГЕНДАРНОГО ПОЛЕТА 1927 ГОДА» .
- ^ Перейти обратно: а б Симишич, Йово (1 мая 2018 г.). «Зондермайеры, патриоты и герои» . Политика .
- ^ Янич, Чедомир; Петрович, Огнян (2010). Век авиации Сербии 1910–2010: 225 значительных самолетов . Белград: Аэрокоммуникацие. ISBN 978-86-913973-0-2 .
- ^ «Джей Пи Аэродром Черне Гор» . www.montenegroairports.com . Архивировано из оригинала 17 января 2018 года . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Янич, Чедомир; Симсич, Йово (2007), Больше, чем полеты - восемь десятилетий Aeroput и JAT. Белград: JAT Airways. ISBN 978-86-7086-004-9 .
- ^ Шорс, Кристофер Ф. (21 августа 2008 г.). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит, 1940-41 гг . Калл, Брайан, Малиция, Никола. Лондон. ISBN 9781909808454 . ОСЛК 899008521 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шорс, Кристофер Ф.; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит, 1940–41. Лондон, Англия: Груб-стрит. ISBN 978-0-948817-07-6 .
- ^ Павлович, Стеван К. (2008). Новый беспорядок Гитлера: Вторая мировая война в Югославии . Лондон: ISBN Hurst & Co. 9781850658955 . ОСЛК 271872116 .
- ^ (Терзич 2007: 120, 128) Терзич 2007: 120, 128
- ^ Перейти обратно: а б Левай, Марта (2017). «Познакомьтесь с человеком, который правил югославским небом» . 011info.com .
- ^ Петрович Кент, Радомир (2000). открытое письмо американским офицерам . Лозанна: эпоха человека. ISBN 2825113387 .
- ^ Пешич, Миодраг (2002). Операция «Воздушный мост»: сербские четники и спасенные американские летчики во Второй мировой войне . Общество сербских мастеров. ISBN 86-903831-0-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Симишич, Йово (17 июня 2017 г.). «Забытый туз» . Джат Эйрвэйз . Архивировано из оригинала 9 сентября 2013 года.
- ^ Павлович, Стеван К. (1971). Югославия . Лондон: Бенн. ISBN 0510386016 . OCLC 209452 .
- ^ Милосавлевич 2016 , с. 278.
- ^ Милосавлевич, Борис (январь 2016 г.). «le Malheur et le Peril» . Литературная история .
- ^ NOVOSTI 2021 .
- ^ поднять 2021 .
- ^ Политика онлайн .
- ^ Vesti online 2017 .
Источники
[ редактировать ]- «Это человек, который основал первую ассоциацию гражданского дорожного движения в Сербии» . НОВОСТИ (на сербском языке). 11 октября 2021 г.
- «Великие авиаторы» . возвысить (на сербском языке).
- Милосавлевич, Б. (2016). Между мифом и реальностью: Зондермайер (Sondermeier) – Черная дуэль (1926) . Литературная история. S2CID 115331335 .
- «В Белграде открыт бюст Тадии Зондермайер» . Политика Интернет (на сербском языке).
- «Выставка о поляках в Лознице: Тадия Зондермайер развивала сербскую авиацию» . Вести онлайн . 4 декабря 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Микич Саво, История югославской авиации , 1933, Типография Драг. Грегорич, Белград
- Янич Чедомир, Петрович, Огнян, Эпоха авиации в Сербии 1910–2010, 225 значительных самолетов , 2010, Аэрокоммуникации, Белград, ISBN 978-86-913973-0-2
- Янич Чедомир, Симшич, Йово, «Больше, чем полет - восемь десятилетий Aeroput и JAT» , 2007, JAT Airways, Белград, ISBN 978-86-7086-004-9
- Радмила Тонкович, Тадия Зондермайер, 2010, AI, Белград [1]
- Златомир Груич: сербская и югославская авиация 1901–1994 гг. , NIU Military, Белград, 1997 г.
- Крунич, Чедомир; (2013), Гражданская авиация Королевства Югославия Вторая книга , Белград, Авторское издание, ISBN 978-86-901623-4-5 .
- Димитриевич, Боян; П. Миладинович, М. Мицевски; (2012). Royal Air Force — ВВС Королевства СХС/Югославия, 1918–1944 гг . Белград: Институт современной истории. ISBN 978-86-7403-169-8 .