Республика Крушево
Республика Крушево Крушевская Республика Республика Крушува | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1903 | |||||||||
Флаг | |||||||||
Motto: " Свобода или смърть " ( Bulgarian ) «Свобода или смерть» | |||||||||
Статус | Непризнанное повстанческое государство | ||||||||
Капитал | Крушево | ||||||||
Правительство | Временная республика | ||||||||
Президент | |||||||||
• 1903 | Никола Карев | ||||||||
Председатель Временного правительства | |||||||||
• 1903 | Дино Вангель | ||||||||
Историческая эпоха | Ilinden–Preobrazhenie Uprising | ||||||||
• Учредил | 3 августа 1903 г. | ||||||||
• Упразднено | 13 августа 1903 г. | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Северная Македония |
( Республика Крушево болгарский и македонский : Крушевская Республика, Крушевская Республика ; арумынский : Republica di Crushuva ) [ 1 ] — недолговечное политическое образование, провозглашенное в 1903 году повстанцами из Тайной Македонско-Адрианопольской революционной организации (ИМРО) в Крушево во время антиосманского Илинденско-Преображенского восстания .
История
[ редактировать ]

В начале 20-го века Крушево было населено славянским населением , арумынами и православными албанцами , при этом жители города были этнорелигиозно разделены на различные османские проса , причем греческие патриархисты самой большой общиной были , за которыми следовали болгарские экзархисты и просо Улла для арумын. [ 4 ] [ 5 ] Согласно статистике этнографа Васила Канчова , основанной на языковой близости, в то время жители города насчитывали: 4950 болгар , 4000 валахов (арумын) и 400 православных албанцев. [ 6 ]
3 августа 1903 года повстанцы захватили город Крушево в вилайете Манастир Османской империи (современная Северная Македония ) и установили революционное правительство. [ 7 ] Структура просуществовала всего 10 дней: с 3 по 13 августа, и ее возглавил Никола Карев . [ 8 ] [ 9 ] Он был сильным левым, отвергая национализм этнических меньшинств и выступая за союзы с обычными мусульманами против Султаната, а также поддерживая идею Балканской федерации . [ 10 ]
Среди различных этнорелигиозных групп ( миллетов ) в Крушево был избран Республиканский совет в составе 60 членов – 20 представителей от трех групп: арумын , болгарских экзархистов и греческих патриархистов . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Совет также избрал исполнительный орган – Временное правительство – в составе шести членов (по два от каждой упомянутой группы), [ 15 ] в чьи обязанности входило обеспечение правопорядка и управление снабжением, финансами и медицинским обслуживанием. Предполагаемый « Крушевский манифест » был опубликован в первые дни после провозглашения. [ 16 ] [ 17 ] Написанное Николой Кировым , оно излагало цели восстания, призывая мусульманское население объединить силы с временным правительством в борьбе против османской тирании, за достижение свободы и независимости. [ 18 ] И Никола Киров, и Никола Карев были членами Болгарской рабочей социал-демократической партии , откуда они почерпнули эти левые идеи. [ 19 ]
Однако возникла проблема этнической идентификации. [ 20 ] Карев назвал всех членов местного совета « братьями-болгарами », в то время как повстанцы IMRO развевались под болгарскими флагами, убили пятерых греческих патриархов, обвиненных в османских шпионах, а затем напали на местных турок и албанских мусульман. [ 21 ] Пока город контролировался болгарскими комитетами , патриархальное большинство подвергалось подозрениям и террору. За исключением экзархистов- аромунов, [ 22 ] которые были булгарофилами , [ 23 ] [ 24 ] (как Питу Гули и его семья), большинство членов других этнорелигиозных общин отвергли IMRO как проболгарскую. [ 25 ] [ 26 ]
Первоначально удивленное восстанием, османское правительство приняло чрезвычайные военные меры для его подавления. Отряд Питу Гули (чета) пытался защитить город от османских войск, идущих из Битолы . Вся банда и их предводитель ( воевода ) погибли. После ожесточенных боев у Мечкин-Камень османам удалось разрушить Крушевскую республику, совершая зверства против повстанческих сил и местного населения. [ 27 ] В результате артиллерийского обстрела город частично подгорел. [ 28 ] После разграбления города турецкими войсками и албанскими башибузуками османские власти распространили жителям Крушево на подпись декларацию, в которой говорилось, что болгарские комитеты совершили зверства и разграбили город. Некоторые граждане подписали его под административным давлением. [ 29 ]
Наследие
[ редактировать ]
Празднование событий в Крушево началось во время Первой мировой войны , когда территория, называвшаяся тогда Южной Сербией , была оккупирована Болгарией . Наум Томалевский , назначенный мэром Крушево, организовал общенациональное празднование 15-летия Илинденского восстания. [ 30 ] На месте битвы при Мечкин-Каме построен памятник и мемориальный фонтан. После войны они были уничтожены сербскими властями, продолжавшими проводить политику насильственной сербизации . Традиция празднования этих событий была восстановлена во время Второй мировой войны в регионе , когда он назывался Вардар Бановина и был официально аннексирован Болгарией. [ 31 ]
«Музей Илинденского восстания» был основан в 1953 году к 50-летию Крушевской республики. Он располагался в пустующем доме семьи Томалевских , где была провозглашена республика, хотя семья уже давно эмигрировала в Болгарию. В 1974 году на холме над Крушево был установлен огромный памятник , ознаменовавший подвиг революционеров и АСНОМ . В этом районе есть еще один памятник под названием Мечкин Камень. [ 32 ]
Во время Второй мировой войны недавно организованные проюгославские македонские партизаны-коммунисты разработали идею некой социалистической преемственности между их борьбой и борьбой повстанцев в Крушево. [ 33 ] Более того, они призывали население бороться за « свободную Македонию » и против « фашистских болгарских оккупантов ». После войны история продолжилась в Социалистической Республике Македонии , где Крушевская республика была включена в ее историческое повествование. Новые коммунистические власти успешно подавили оставшиеся булгарофильские настроения. [ 34 ] В рамках усилий по доказательству преемственности новой македонской нации и бывших повстанцев они утверждали, что активисты IMRO сознательно были македонцами по своей идентичности. [ 35 ] Создание недолговечного образования рассматривается сегодня в Северной Македонии как прелюдия к независимости современного македонского государства. [ 36 ]
В трудах Николы Кирова , которые являются одними из наиболее известных первоисточников о восстании, упоминаются болгары, валахи (арумыны) и греки ( так в оригинале : грекоманы ), которые участвовали в событиях в Крушево. [ 37 ] историки после Второй мировой войны Хотя югославские коммунистические возражали против классификации Кировым славянского населения Крушево как болгарского, они быстро приняли все остальное в его повествовании о событиях 1903 года как окончательное. [ 38 ] В период «Информбиро » имя лидера повстанцев Николы Карева было исключено из государственного гимна Македонии . [ 39 ] поскольку его и его братьев подозревали в булгарофилах. [ 40 ] Некоторые современные македонские историки, такие как Блаже Ристовски, признали, что это образование, которое в настоящее время является символом македонской государственности, состояло из людей, которые называли себя «греками», «валахами» (арумынами) и «болгарами». [ 41 ] [ 42 ] Когда антрополог Кейт Браун посетил Крушево накануне 21-го века, он обнаружил, что местный арумынский язык до сих пор не имеет возможности различать «македонский» и «болгарский», и использует обозначение вргари , то есть «болгары», для обоих этнических группы. [ 37 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Болгарская открытка с изображением повстанца с флагом Крушево четы.
-
Памятник битве при Мечкин-Камене, построенный болгарскими властями во время Первой мировой войны.
-
Празднование 15-летия событий в Крушево 1918 года во время болгарской оккупации тогдашней Южной Сербии.
-
Старый комитаджи, празднующий Илинденское восстание в Крушево в 1943 году, во время болгарской аннексии.
-
Памятник битве при Сливе , недалеко от Крушево.
-
Илинден (мемориал), построенный властями Югославии в 1974 году.
-
Празднование Илиндена 2 августа 2011 года на Мечкин-Камене, Республика Македония.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бана Арманеаска - № 39-40 . Бана Армянская .
- ^ Браун (2018) , с. 71.
- ^ Драги Оруев, Лили Благадуша, Documents Turcs sur l'insurrection de St. Élievenants du Fonds d'archives du Salt "Yild'z", Arhiv na Makedonija, 1997, стр. 131.
- ^ Миллер (2013) , с. 446.
- ^ Каль (2002) , с. 148.
- ^ Васил Кънчов. „Македония. Етнография и статистика". София, 1900, стр. 240 (Kanchov, Vasil. Macedonia – ethnography and statistics Sofia, 1900, pp. 39–53).
- ^ Россос (2013) , с. 109.
- ^ Ристовский (2009) , с. 767.
- ^ Бечев (2009) , с. 114.
- ^ «Тем не менее, было бы надуманно видеть в македонском социализме выражение национальной идеологии... Трудно полностью отнести местную социалистическую артикуляцию национального и социального вопроса конца 19 - начала 20 веков к категориям сегодняшнего македонского и болгарского национализма. Если сегодня болгарские историки осуждают «национально-нигилистические» позиции этой группы, то их македонские коллеги, похоже, разочарованы тем фактом, что она недостаточно «сознавала» самобытность македонцев. этнический характер». Запутанные истории Балкан – Том второй, Румен Даскалов, Диана Мишкова, Брилл, 2013, ISBN 9004261915 , с. 503.
- ^ Костов (2010) , с. 71 .
- ^ Де Сото и Дадвик (2000) , стр. 36–37.
- ^ Таннер (2004) , с. 215.
- ^ Браун (2003) , стр. 81–82.
- ^ Диана (2009) , с. 124.
- ^ Киров-Майский написал историю ВМРО и написал в 1923 году пьесу «Илинден» на диалекте своего родного города (Крушево). Пьеса является единственным прямым источником, содержащим Крушевский манифест, программное обращение повстанцев к соседним мусульманским деревням, которое регулярно цитируется в современной македонской истории и учебниках. Исторический словарь Димитара Бечева Северной Македонии, Rowman & Littlefield, 2019, ISBN 1538119625 , с. 166.
- ^ Историческая подлинность Крушевского манифеста оспаривается. Оригинал не сохранился, а этот фрагмент из пьесы Кирова 1923 года был признан коммунистическими партизанами Вардарской Македонии во время Второй мировой войны полностью аутентичным. Оно было опубликовано ими как отдельная Прокламация штаба крушевских повстанцев. Подробнее см.: Кейт Браун, Прошлое под вопросом: современная Македония и неопределенность нации, Princeton University Press, 2003, ISBN 0-691-09995-2 , стр. 230.
- ^ Колстё (2005) , стр. 284.
- ^ МакДермотт (1978) , с. 387.
- ↑ Была даже попытка сформировать своего рода революционное правительство во главе с социалистом Николой Каревым. Был объявлен Крушевский манифест, уверявший население, что восстание направлено против султана, а не против мусульман вообще, и что в него будут включены все народы. Поскольку население Крушево на две трети составляло эллинизированных «валахов» (арумын) и славян-патриархистов, это был мудрый шаг. Несмотря на эти обещания, повстанцы повсюду развевали болгарские флаги, и во многих местах восстание повлекло за собой нападения на турок-мусульман и албанцев, которые сами организовали самооборону». Кто такие македонцы? Хью Поултон, C. Hurst & Co. Publishers, 1995, ISBN 1850652384 , с. 57.
- ^ Браун (2016) , с. 149.
- ^ Арумынское сознание не развивалось до конца 19 века и находилось под влиянием подъема румынского национального движения. В результате богатые урбанизированные османские валахи были культурно эллинизированы в 17–19 веках, а некоторые из них болгаризировались в конце 19 - начале 20 веков. век. Раймонд Детрез, 2014, Исторический словарь Болгарии, Роуман и Литтлфилд, ISBN 1442241802 , с. 520.
- ^ Коста Црнушанов, Македонизм и сопротивление Македонии ему, изд. Университета. «Святой Климент Охридский», София, 1992, с. 132.
- ^ Андрей (1996) , pp. 60–70.
- ^ Россос (2013) , с. 105.
- ^ Джоветт (2012) , с. 21.
- ^ Лиотта (2001) , с. 293.
- ^ Филлипс (2004) , с. 27.
- ^ Гросс (2018) , с. 128.
- ^ Цочо В. Билярский. Из докладов Наума Томалевского в ЦК ВМРО о своей миссии в Западной Европе; В книге «Иван Михайлов в призме полиции, дипломатии, разведки и прессы», Университетское издательство «Св. Климент Охридский», 2006 г. ISBN 9789549384079 .
- ^ Миллер (1975) , с. 128.
- ^ Памятник Мекин Камену - Путешествие в Македонию.
- ^ Даскалов и Мишкова (2013) , с. 534.
- ^ Костов (2010) , с. 84.
- ^ Фрусетта (2004) , стр. 110–115.
- ^ Рудометоф (2002) , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Костов (2010) , с. 71.
- ^ Браун (2003) , с. 81.
- ^ Колстё (2016) , с. 188.
- ^ Браун (2018) , с. 191.
- ^ "Мисирков был совершенно прав и в своей принципиальной критике Восстания и его лидеров. Его показания оказались совершенно верными и в дальнейшей практике. Например, в освобожденном Крушево была создана городская администрация, состоящая из "болгар", валахов и греков. сформировались, поэтому в сохранившихся письменных актах македонцы точно не фигурируют (!)..." Блаже Ристовский, "Век македонского сознания", Скопье, Культура, 2001, с. 458.
- ^ «Мы, народ: политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе» Диана Мишкова, Central European University Press, 2009, ISBN 9639776289 , с. 124: Ристовский сожалеет о том, что «правительство» «республики» (ныне считающееся символом македонской государственности) фактически состояло из двух «греков», двух «болгар» и одного «румына». ср. Ристовский (2001).
Источники
[ редактировать ]- Андрей, Даниэла (1996). Великие влахи среди болгар: ономастическая просопография (на болгарском языке). Знак`94. ISBN 978-954-8709-08-8 .
- Бечев, Димитар (2009). Исторический словарь Республики Македония . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-6295-1 .
- Браун, Кейт (2003). Прошлое под вопросом: современная Македония и неопределенность нации . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-09995-2 .
- Браун, Кейт (2018). Прошлое под вопросом: современная Македония и неопределенность нации . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691188430 .
- Даскалов, Румен; Мишкова, Диана (2013). Запутанная история Балкан - Том второй: перенос политических идеологий и институтов . Брилл. ISBN 978-90-04-26191-4 .
- Де Сото, Эрмине Г.; Дадвик, Нора (2000). Дилеммы полевой работы: антропологи в постсоциалистических государствах . Университет Висконсин Пресс. ISBN 978-0-299-16374-7 .
- Фрусетта, Джеймс (2004). «Общие герои, разделенные претензии: IMRO между Македонией и Болгарией». Идеологии и национальные идентичности . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-963-9241-82-4 .
- Гросс, Феликс (2018). Насилие в политике: Террор и политические убийства в Восточной Европе и России . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-138244-9 .
- Джоветт, Филип (20 марта 2012 г.). Армии Балканских войн 1912–1913 гг.: Начальный заряд Великой войны . Блумсбери. ISBN 978-1-84908-419-2 .
- Каль, Теде (2002). «Этническая принадлежность арумын после 1990 года: идентичность меньшинства, которое ведет себя как большинство» . Этнология Балканика . 6 . ЛИТ Верлаг Мюнстер: 145–169.
- Колстё, Пол (2005). Мифы и границы в Юго-Восточной Европе . Херста и Ко ISBN 1850657726 .
- Колстё, Пол (2016). Стратегии символического национального строительства в Юго-Восточной Европе . Рутледж. ISBN 978-1-317-04936-4 .
- Костов, Крис (2010). Оспариваемая этническая идентичность: случай македонских иммигрантов в Торонто, 1900–1996 гг . Питер Лэнг. ISBN 978-3-0343-0196-1 .
- Лиотта, PH (2001). Расчленение государства: смерть Югославии и почему это важно . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-0212-1 .
- МакДермотт, Мерсия (1978). Свобода или смерть: жизнь Гоце Делчева . Плутон Пресс. ISBN 0904526321 .
- Миллер, Маршалл Ли (1975). Болгария во время Второй мировой войны . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-0870-8 .
- Миллер, Уильям (2013). Османская империя и ее преемники 1801–1927: с приложением, 1927–1936 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-68659-5 .
- Диана, Мишкова (2009). Мы, народ: политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-963-9776-28-9 .
- Паларе, Майкл (2016). Македония: Путешествие по истории (Том 2, от пятнадцатого века до наших дней) . Кембриджские ученые. ISBN 978-1-4438-8849-3 .
- Филлипс, Джон (2004). Македония: полевые командиры и повстанцы на Балканах . ИБ Таурис. ISBN 0857714511 .
- Россос, Эндрю (2013). Македония и македонцы: история . Гувер Пресс. ISBN 978-0-8179-4883-2 .
- Рудометоф, Виктор (2002). Коллективная память, национальная идентичность и этнический конфликт . Академик Блумсбери. ISBN 978-0-2759-7648-4 .
- Ристовский, Блаже (2009). Македонская энциклопедия (на македонском языке). Македонская академия наук и искусств. ISBN 978-6-0820-3023-4 .
- Таннер, Арно (2004). Забытые меньшинства Восточной Европы: история и сегодня отдельных этнических групп в пяти странах . Книги Востока-Запада. ISBN 952-91-6808-Х .
Источники
[ редактировать ]- Сильянов, Христо. Освободительная борьба Македонии, т. Я, София 1933, гл. VI.1 (на болгарском языке)
- 13 дней Крушевской республики, Георгий Томалевский (на болгарском языке)
- Республика Крушево
- Штаты и территории, основанные в 1903 году.
- Штаты и территории упразднены в 1903 году.
- Конфликты 1903 года
- Бывшие республики
- Македония под властью Османской империи
- Префектура Монастир
- Османское Крушево
- Восстания против Османской империи
- Внутренняя македонская революционная организация
- Болгарские восстания
- История аромунов