Мультиперспективизм
Эта статья может чрезмерно полагаться на источники, слишком тесно связанные с предметом , что потенциально препятствует тому, чтобы статья была проверяемой и нейтральной . ( Август 2013 г. ) |
Мультиперспективизм (иногда триперспективализм ) — подход к знанию , пропагандируемый кальвинистами философами- Джоном Фреймом и Верном Пойтрессом .
Фрейм изложил эту идею в отношении общей эпистемологии в своей работе 1987 года «Доктрина познания Бога» , где он предполагает, что в каждом акте познания познающий находится в постоянном контакте с тремя вещами (или «перспективами») – знание самого субъекта, объекта познания , а также стандарта или критериев, с помощью которых достигается знание. Он утверждает, что каждая точка зрения взаимосвязана с другими таким образом, что, зная одну из них, человек фактически знает также и две другие. Пойтресс развил эту тему применительно к науке в своей книге «Философия, наука и суверенитет Бога» 1976 года , а применительно к теологии — в своей книге «Симфоническая теология» 1987 года .
Эпистемология
[ редактировать ]![]() | Эта статья , по-видимому, противоречит статье Джона Фрейма (теолога) . ( сентябрь 2009 г. ) |
Нормативная перспектива
[ редактировать ]Фрейм предполагает, что во всех действиях, предпринимаемых людьми, существует некий стандарт, который служит руководством, и этот гид говорит людям, что является подходящим предметом исследования, каких действий им следует совершать и которых следует избегать, что на самом деле представляет собой Вселенная и как знание следует искать. По его мнению, рынок идей полон мировоззрений, конкурирующих за преданность каждого человека, и для некоторых людей окончательная преданность системе обусловлена чувственным опытом , эмоциями или политической принадлежностью, в то время как для других это их особая религиозная принадлежность. традиция ( иудаизм , ислам , буддизм , вера бахаи и т. д.) или светская философия ( эмпиризм , рационализм , марксизм , постмодернизм и т. д.). По словам Фрейма, все, что служит окончательным авторитетом человека, функционирует как его или ее нормативная точка зрения.
Христиане, такие как Фрейм, верят, что Бог устно открыл себя человечеству в Библии с целью дать людям все, что нужно для жизни. слово Бога С этой точки зрения, предполагает Фрейм, вдохновенное служит критерием, по которому должны проверяться все утверждения об истине, и слово Бога диктует человечеству , кем он является, истинную природу окружающего нас мира и кем являются люди по отношению к ним. Бог и мир. Так, для Фрейма, как и для Кальвина , христианские Писания служат призмой, через которую следует все видеть и оценивать, и даже, познавая Библию, он предполагает, что человек познает и мир, и самого себя (и, наоборот, познавая их оба лучше узнают Писание).
Ситуационная перспектива
[ редактировать ]С ситуационной точки зрения Фрейм относится к фактам реальности или объектам познания. Принимая во внимание эту точку зрения, он говорит, что необходимо признать детали истории , науки и доказательств для различных убеждений, и, тем не менее, наука, история и доказательства никогда не могут быть интерпретированы таким образом, чтобы игнорировать или откладывать в сторону обязательную природу. нормативной точки зрения. Рассматривая вещи с ситуационной точки зрения Фрейма, мы пытаемся понять, как нормативная перспектива выражается в повседневной жизни.
Таким образом, без понимания мира, говорит Фрейм, человек не может правильно понимать или применять Писание в своей жизни. Например, аргумент против абортов может звучать так:
В схеме Фрейма первый пункт дает нам нормативную заповедь из Библии, которая служит вечным моральным принципом. Но чтобы прийти к такому выводу, необходимо знать, действительно ли аборт является лишением жизни невинного, нерожденного человека, что требует использования ситуационной перспективы. Необходимо проконсультироваться с медицинскими обследованиями о природе плода , законе биогенеза и самой процедуре аборта, поскольку без этой важной информации невозможно узнать, верно ли человек применяет слово Божье в своей жизни.
Экзистенциальная перспектива
[ редактировать ]С экзистенциальной точки зрения Фрейм снова обращает внимание на человека, осуществляющего знание, потому что, по его словам, люди привносят свои личные предрасположенности, темпераменты, предубеждения, предпосылки и жизненный опыт в каждый акт познания. Проблема, общая для всех эпистемологических исследований, заключается в том, что если кто-то пытается сформулировать правдивую эпистемологию, ему, по-видимому, придется изучить каждое выполненное действие, но сформулировать каждое действие в предложения для оценки довольно сложно. По этой причине модель эпистемологии Просвещения рассматривала познавательное предприятие как нечто, чему препятствует человеческая субъективность, и искала объективный способ познания, исключающий экзистенциальную перспективу Фрейма. Фрейм отмечает, что поиск чисто объективного знания не только невозможен, но и идолопоклонничен. Кадр состояний:
«Иногда мы с любовью мечтаем о «чисто объективном» познании Бога – о познании Бога, освобожденном от ограничений наших чувств, ума, опыта, подготовки и т. д. Но ничего подобного невозможно, и Бог не Наоборот, Он снисходит до того, чтобы обитать в нас и с нами, как в храме. Он отождествляет Себя в наших мыслях, идеях и переживаниях и через них. чисто объективное знание — это именно то, чего мы не хотим! Такое знание предполагало бы отрицание нашей тварности и, следовательно, отрицание Бога и всей истины». (ДКГ, 65)
Интеграция перспектив
[ редактировать ]Фрейм утверждает, что для того, чтобы оценить богатство человеческого процесса познания, необходимо увидеть, что каждый случай познания включает в себя эти три точки зрения. Эстер Мик , внимательно следуя модели Фрейма, называет эти точки зрения правилами, личностью и миром и, подчеркивая экзистенциальную перспективу, она заявляет: «Познание – это ответственная человеческая борьба за то, чтобы полагаться на подсказки, чтобы сосредоточиться на связной модели и подчиниться его реальность» (ЛТК, 1). Познание в этом смысле, таким образом, представляет собой процесс интеграции, посредством которого человек фокусируется на образце посредством различных подсказок в мире, своего телесного чувства и норм мышления.
Благодаря этому процессу интеграции подсказки приобретают большее значение, так что они больше не кажутся разрозненными событиями, а скорее значимыми частями, составляющими большую реальность. Тем не менее, утверждается, что однажды достигнутая закономерность или интеграция задним числом проливает свет на «подсказки», из которых она состоит. Частности сохраняют свою значимость, но она усиливается и трансформируется. Эти шаблоны теперь формируют познающего, потому что в идеале они связывают его с реальностью, независимой от него самого. Человек приходит к пониманию полноты образца, когда его истина проживается (или «обитается»), таким образом расширяя себя в мир посредством этой истины.
Большая часть этого процесса создания паттернов невыразима, но Фрейм и Мик считают, что этот аспект эпистемических действий, выходящий за рамки слов, нельзя игнорировать, поскольку он считает его решающим в обычном, повседневном процессе познания.
Наука
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
По отношению к науке Пойтресс разработал мультиперспективный подход, который он рассматривает как «средство избежать нездорового дуализма » ( «Философия » , с. 103).
Теология
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
Пойтресс далее изложил многоперспективный подход к теологии в своей «Симфонической теологии» .
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Джон Фрейм (1987). Учение о познании Бога . Серия «Богословие господства». ISBN 0-87552-262-9 .
- Джон Фрейм . «Букварь по перспективизму» . Проверено 4 октября 2007 г.
- Эстер Мик (2003). Желание знать . Бразос Пресс. ISBN 978-1-58743-060-2 .
- Верн Пойтресс (2004) [1976]. Философия, наука и суверенитет Бога . Пресвитерианская и реформатская. ISBN 978-1596380028 .
- Верн Пойтресс (1987). Симфоническое богословие: обоснованность множественных точек зрения в богословии . Зондерван. ISBN 978-0-87552-517-4 . Архивировано из оригинала 21 июля 2007 г. Проверено 7 мая 2007 г.