Великие риторы
Французская и франкоязычная литература |
---|
по категориям |
История |
Движения |
Писатели |
Страны и регионы |
Порталы |
Grands rhétoriqueurs или просто «rhétoriqueurs» — это имя, данное группе поэтов с 1460 по 1520 год (или от поколения Франсуа Вийона (сам не риторик ) до Клемана Маро ), работавших в Северной Франции, Фландрии и герцогстве Бургундии, в показной поэтике которой преобладали (1) чрезвычайно богатая рифмованная схема и эксперименты с ассонансами и игрой слов и (2) эксперименты с типографикой и графическим использованием букв, включая создание словесных ребусов . Группе также приписывают чередование «мужских» рифм (строки, заканчивающиеся на звук, отличный от немой «е»), и «женских» рифм (строки, заканчивающиеся на немую «е»).
К поэтам, считающимся «великими риториками», относятся:
- Жорж Шастеллан (1415–1474)
- Жан Молине (1435–1507)
- Жан Маро (1450–1526), отец Клемана Маро.
- Жан Мескино (1420–1491) (действовал с 1450 по 1490 год)
- Жан Роберте (работал с 1460 по 1500 год)
- Гийом Кретен (1461–1525)
- Жан Лемэр из Бельгии (1473–1516)
- Жан Буше (1476–1555)
- Андре де Ла Винь (действовал с 1485 по 1515 год)
- Октавиан де Сен-Желе (работал с 1490 по 1505 год)
- Жан д'Отон (действовал с 1499 по 1528 год)
- Пьер Грингор (1475–1538) (работал с 1500 по 1535 год)
К риторам иногда также причисляют следующих поэтов:
- Гийом Алексис (работал с 1450 по 1490 год)
- Жак Милле (работал с 1450 по 1466 год)
- Анри Бод (работал с 1460 по 1495 год)
- Жан Кастель (работал с 1460 по 1480 год)
- Роджер де Кольери (1470–1538)
- Жан Пармантье (работал с 1515 по 1530 год)
Выражение «rhétoriqueurs» происходит от публикации нескольких трактатов по стихосложению на французском языке в 15 веке, в названиях которых использовался термин «риторика», например, в Arts de Seconde Rhétorique («Искусство второй риторики», «первая риторика»). это проза, а «вторая риторика» - стихи), или «rhétorique vulgaire» («народный язык» в отличие от «латыни»). риторика). В этих поэтических руководствах подразумевалось, что рифма является формой или ответвлением риторики .
«Риторики», одинаково отвергавшие любой налет вульгарного мира за пределами дворянских дворов , не были однородной группой или организованным литературным движением, и между индивидуальными творческими проектами каждого автора существовали большие различия. Тем не менее, эти авторы демонстрируют большое сходство в поэтических изобретениях и звуковых экспериментах и представляют собой период литературного перехода от Средневековья к Возрождению. Множественность прочтений в некоторых текстах сравнивают с полифонической музыкой 15 века Бургундской школы и франко-фламандской школы (например, с музыкой Иоганна Окегема ), а также с их увлечением « копией» , словесными играми и трудностями интерпретации. их таким деятелям Возрождения, как Эразм и Рабле .
Жизненный реализм и пессимизм Франсуа Вийона , а также его контркультурная бродячая жизнь отличали его от риторов . С конца 1540-х годов многие из «риториков» были отвергнуты французским кружком поэтов вокруг Пьера де Ронсара (иногда называемым «Плеядом »), который считал их представителями устаревшей средневековой традиции. Частично это пренебрежение, возможно, было также связано с классом и шовинизмом: многие из «риториков» были неблагородными поэтами и писателями, работавшими при дворе герцогства Бургундского , в то время как круг Ронсара был полностью французским и в нем доминировали дворяне.
«Великие риторы» были совершенно забыты до тех пор, пока к ним не возродился интерес специалистов XIX и XX веков. Их словесные игры и слуховые эксперименты получили высокую оценку современных литературных групп, в том числе писателей движения Улипо .
Ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) Симонин, Мишель, изд. Словарь французских букв – XVI век. Париж: Файард, 2001. ISBN 2-253-05663-4