Османская Аравия
Османская Аравия Османская империя на Аравийском полуострове ( араб .) | |
---|---|
1517–1918 | |
Флаг | |
![]() | |
Общие языки | арабский |
Религия | ислам иудаизм христианство |
Демон(ы) | араб |
Правительство | |
Beylerbey , Pasha , Agha , Dey | |
История | |
1517 | |
1918 | |
Сегодня часть | Саудовская Аравия , Йемен , Оман . |
Османская длилась с 1517 по 1918 год . эпоха в истории Аравии Степень османского контроля над этими землями менялась на протяжении этих четырех столетий, в зависимости от меняющейся силы или слабости центральной власти Империи. [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Ранний период
[ редактировать ]В 16 веке османы присоединили побережье Красного моря и Персидского залива ( Хиджаз , Асир и Аль-Хаса к Империи ) и заявили о своем сюзеренитете над внутренними районами. Основная причина заключалась в том, чтобы помешать попыткам Португалии атаковать Красное море (отсюда и Хиджаз) и Индийский океан . [ 3 ] Еще в 1578 году шарифы Мекки предприняли набеги в пустыню, чтобы наказать племена Неджди , совершавшие набеги на оазисы и племена Хиджаза. [ 4 ]
Возникновение того, что должно было стать королевской семьей Саудовской Аравии, известной как Аль Сауд , началось в Неджде в центральной Аравии в 1744 году, когда Мухаммад бин Сауд , основатель династии, объединил свои силы с религиозным лидером Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом , который был представителем школы мысли Ханбали. [ 5 ] [ 6 ] Этот союз, сформированный в 18 веке, дал идеологический импульс саудовской экспансии и сегодня остается основой династического правления Саудовской Аравии. [ 7 ]
Хадж в 16-17 веках
[ редактировать ]Когда в 1517 году османы завоевали территорию мамлюков, [ 8 ] Роль османского султана в Хиджазе заключалась в первую очередь в том, чтобы заботиться о священных городах Мекке и Медине и обеспечивать безопасный проход для многих мусульман из разных регионов, которые приезжали в Мекку для совершения хаджа. [ 9 ] Султана иногда называли «слугой святых мест», но поскольку османские правители не могли претендовать на происхождение от исламского пророка Мухаммеда , [ 10 ] важно было поддерживать имидж власти и благочестия посредством строительных проектов, финансовой поддержки и заботы.
Нет никаких свидетельств того, что правящий султан посетил Мекку во время хаджа. [ 11 ] но, согласно первичным записям, османские принцы и принцессы были отправлены в паломничество или посетить священные города в течение года. [ 12 ] Расстояние от центра империи в Стамбуле, а также продолжительность и опасность путешествия, вероятно, были главным фактором, который препятствовал султанам отправиться в Хиджаз. [ 12 ]
Региональное управление Меккой и Мединой оставалось в руках Шарифов или управляющих Мекки со времен халифата Аббасидов. Шарифы сохраняли определенный уровень местной автономии под властью султана; однако, чтобы уравновесить местное влияние, султан назначил кади и более мелких чиновников в регионе. [ 13 ] Поначалу назначение кади в регионе считалось низкой должностью, но по мере того, как религия становилась все более важной в культуре Османской империи, роль кади в Мекке и Медине росла. [ 14 ]
Помимо пошлин, собранных в Джидде, жители Хиджаза не платили империи налогов. [ 15 ] а финансы города осуществлялись через различные объекты вакфов по всей остальной части империи, предназначенные для поддержки жителей Мекки и Медины в качестве благотворительного акта, имеющего религиозное значение из-за священного статуса двух городов. [ 16 ]

Центральное правительство Османской империи контролировало караванные пути в Мекку и было обязано защищать паломников на этих маршрутах. [ 17 ] Это включало предоставление в дорогу таких припасов, как еда и вода. Кроме того, это включало предоставление субсидий пустынным бедуинским племенам, чьи ограниченные ресурсы использовались паломниками по основным маршрутам из Дамаска и Каира соответственно. [ 11 ] [ 18 ] Османская империя, как хранительница Мекки и Медины, должна была обеспечить безопасный проход всем паломникам, направлявшимся в Священные города. Однако политические союзы и конфликты определяли пути, которые были открыты или закрыты.
В частности, в случае с Империей Сефевидов османы закрыли кратчайший путь из Басры (на территории современного Ирака), который позволил бы шиитским паломникам пересечь Персидский залив на Аравийский полуостров. [ 19 ] [ 20 ] Вместо этого паломникам приходилось использовать официальные караванные маршруты из Дамаска, Каира или Йемена. [ 19 ] Из Империи Великих Моголов морские пути были заблокированы присутствием португальских кораблей в Индийском океане; из Средней Азии войны между узбеками и сефевидами также привели к осложнениям на караванных путях. Большинство паломников из Центральной Азии проезжали через Стамбул или Дели, чтобы присоединиться к паломническому каравану. [ 13 ] Торговые пути часто процветали вдоль маршрутов паломничества, поскольку была создана существующая инфраструктура и защита, а путешествующие паломники увеличивали спрос на продукты. [ 20 ]
Строительство, ремонт и пристройка к религиозным объектам в Мекке и Медине были дорогостоящими из-за расположения городов и необходимости импортных материалов, но это было символом власти и щедрости султана. [ 21 ] Ремонт Каабы после наводнения 1630 года вызвал споры из-за религиозного значения самого здания. [ 22 ] Эти ремонтные работы в целом были направлены на сохранение структурной целостности объекта. Однако мнение местных богословов о масштабах ремонта означало, что проект стал политизированным, поскольку Ридхван-ага, отвечавший за ремонт, был представителем султана, а не элиты Хиджаза. [ 23 ]
Другие проекты включали строительство, ремонт и обслуживание водопроводов, которые обслуживали паломников, а также создание столовых, школ и благотворительных фондов в регионе. [ 24 ]
Возвышение саудовского государства
[ редактировать ]
Первое саудовское государство было основано в 1744 году в районе Эр-Рияда , быстро расширялось и на короткое время контролировало большую часть современной территории Саудовской Аравии. [ 25 ] Когда Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб оставил пост имама в 1773 году, распространение контроля Саудовской Аравии на весь южный и центральный Неджд было завершено. [ 26 ] В конце 1780-х годов северный Неджд был присоединен к Саудовскому эмирату. [ 26 ] В 1792 году Аль-Хаса пал перед саудовцами. [ 26 ] Саудовский эмират получил контроль над Таифом в 1802 году и Мединой в 1804 году. [ 26 ]
Первое саудовское государство было разрушено в 1818 году османским наместником Мухаммедом Египта Али-пашой . [ 27 ] Гораздо меньшее второе «саудовское государство», расположенное в основном в Неджде, было основано в 1824 году. На протяжении оставшейся части XIX века Аль Сауды оспаривали контроль над внутренней частью того, что должно было стать Саудовской Аравией, с другой арабской правящей семьей, Аль Рашид . К 1891 году Аль-Рашиды одержали победу, а Аль-Сауды были изгнаны в Кувейт. [ 28 ]
В начале 20 века Османская империя сохраняла контроль или номинальную власть над большей частью Аравийского полуострова. Несмотря на этот сюзеренитет, Аравией управляли разнообразные племенные вожди, а Шариф Мекки контролировал регион Хиджаза.
В 1902 году Ибн Сауд захватил контроль над Эр-Риядом в Неджде, восстановив господство семьи Аль Сауд в регионе. Он заручился поддержкой Ихванов, племенной армии, вдохновленной Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом и возглавляемой Султаном ибн Биджадом и Фейсалом ад-Давишем. Основанный в 1912 году, «Ихван» сыграл ключевую роль в кампаниях Ибн Сауда, помогая ему захватить Аль-Хасу у османов в 1913 году.
В 1916 году при поддержке Великобритании (поскольку Великобритания участвовала в Первой мировой войне против османов) шариф Мекки Хусейн бин Али инициировал панарабское восстание против османского владычества с целью создания единого арабского государства. Победа союзников в Первой мировой войне ознаменовала конец османского сюзеренитета и контроля в Аравии.
Территориальные подразделения
[ редактировать ]В эпоху османского правления территория современной Саудовской Аравии была разделена между следующими образованиями:
- Османские провинции и эмираты :
- Шарифат Мекки (968–1916; османский контроль 1517–1803; 1841–1916)
- Египетская провинция (1517–1701; 1813–40)
- Провинция Джидда (1701–1813; 1840–1872)
- Провинция Хиджаз (1872–1918)
- Провинция Лахса (1560–1630 гг.)
- Наджд Санджак (1871–1918)
- Провинция Йемен (1517–1636; 1849–1872)
- Провинция Йемен (1872–1918)
- Саудовская Аравия заявляет :
- Первое саудовское государство (1744–1818)
- Второе саудовское государство (1818–1891)
- Эмират Неджд и Хаса (1902–1921; стал современной Саудовской Аравией)
- Другие государства и образования :
- Эмират Джебель-Шаммар (1836–1921)
- Идрисидский эмират Асир (1906–1934)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боуэн (2007) , с. 168
- ^ Чаттерджи (1973) , с. 168
- ^ Бернштейн (2008) , с. 191
- ^ Винбрандт (2010) , с. 101
- ^ Боуэн (2007) , стр. 69–70.
- ^ Харрис и др. (1992) , стр. 369.
- ^ Факш (1997) , стр. 89–90.
- ^ Фарохи (1994) , с. 3
- ^ Фарохи (1994) , с. 7
- ^ Фарохи (1994) , с. 74
- ^ Jump up to: а б Васти (2005) , с. 197
- ^ Jump up to: а б Фарохи (1994) , с. 130
- ^ Jump up to: а б Фарохи (1994) , с. 147
- ^ Фарохи (1994) , с. 152
- ^ Фарохи (1994) , с. 126
- ^ "Вакф." Брилл Энциклопедия ислама. Онлайн
- ^ Кросс (1979) , с. 73
- ^ Фарохи (1994) , с. 58
- ^ Jump up to: а б Фарохи (1994) , с. 135
- ^ Jump up to: а б Казале (2006) , с. 187
- ^ Фарохи (1994) , с. 194
- ^ Фарохи (1994) , с. 113
- ^ Фарохи (1994) , с. 115
- ^ Певец (2005)
- ^ «Рейнинг в Эр-Рияде» Д. Голда, 6 апреля 2003 г., NYpost (JCPA)
- ^ Jump up to: а б с д Ниблок (2013) , с. 12
- ^ « Семья Саудов и ваххабитский ислам » — Страновые исследования Библиотеки Конгресса.
- ^ «История Аравии» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 7 июня 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аль Рашид, Мадави (1997). Политика в арабском оазисе: Рашиди Саудовской Аравии . ISBN 1-86064-193-8 .
- Андерсон, Юэн В.; Фишер, Уильям Бейн (2000). Ближний Восток: география и геополитика . ISBN 978-0-415-07667-8 .
- Бернштейн, Уильям Дж. (2008). Великолепный обмен: как торговля сформировала мир . Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-4416-4 .
- Боуэн, Уэйн Х. (2007). История Саудовской Аравии . Гринвудские истории современных народов. Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. ISBN 978-0-313-34012-3 .
- Казале, Джанкарло (2006). «Османское управление торговлей пряностями в Красном море и Персидском заливе шестнадцатого века». Журнал экономической и социальной истории Востока . 49 (2): 170–198. дои : 10.1163/156852006777502081 .
- Чаттерджи, Никшой К. (1973). Неразбериха на Ближнем Востоке . Том. 2. ISBN 0-391-00304-6 .
- Декмеджян, Р. Грайр (1994). Ислам в революции: фундаментализм в арабском мире . ISBN 978-0-8156-2635-0 .
- Факш, Махмуд А. (1997). Будущее ислама на Ближнем Востоке . ISBN 978-0-275-95128-3 .
- Фарохи, Сурайя (1994). Паломники и султаны: хадж при османах 1517–1683 гг . Лондон: IB Tauris . ISBN 9781850436065 .
- Харрис, Ян; Мьюс, Стюарт; Моррис, Пол; Шеперд, Джон (1992). Современные религии: Мировой путеводитель . ISBN 978-0-582-08695-1 .
- Хурани, Альберт (2005). История арабских народов . ISBN 978-0-571-22664-1 .
- Мерфи, Дэвид (2008). Арабское восстание 1916–1918 годов: Лоуренс поджигает Аравию . ISBN 978-1-84603-339-1 .
- Ниблок, Тим (2013). Саудовская Аравия: власть, легитимность и выживание . Рутледж. ISBN 978-1-134-41303-4 .
- Салиби, Камаль С. (1979). «Ближневосточные параллели: Сирия – Ирак – Аравия во времена Османской империи». Ближневосточные исследования . 15 (1): 70–81. дои : 10.1080/00263207908700396 . JSTOR 4282730 .
- Певица, Эми (2005). «Благотворительность: общественная кухня Османской империи» . Журнал междисциплинарной истории . 35 (3): 481–500. дои : 10.1162/0022195052564252 . S2CID 145715799 .
- Такер, Спенсер; Робертс, Присцилла Мэри (2005). Энциклопедия Первой мировой войны . ISBN 978-1-85109-420-2 .
- Васти, Сайед Танвир (2005). «Османская церемония получения королевского кошелька». Ближневосточные исследования . 4 (2): 193–200. дои : 10.1080/00263200500035116 . JSTOR 4284357 . S2CID 143202946 .
- Винбрандт, Джеймс (2010). Краткая история Саудовской Аравии . Издательство информационной базы. ISBN 978-0-8160-7876-9 .