Шаньчжай
Шаньчжай ( китайский : 山寨 ; пиньинь : shānzhài ; кантонский Jyutping : saan1 zaai6 ; вьетнамский : sơn trại ) — китайский термин, буквально означающий «горная крепость» или «горный лагерь», современное использование которого обычно включает в себя контрафактную, имитационную или пародийную продукцию и события и субкультура, окружающая их. [1] Продукция Shanzhai может включать в себя контрафактные потребительские и электронные товары, которые могут включать имитацию и нарушение прав на товарные знаки брендов и компаний. [2] Современное использование этого термина выросло примерно в 2008 году, когда Шаньчжай смартфоны получили наибольшее распространение внутри страны. [3] [4] [5] Сегодня некоторые связывают этот термин с массовыми инновациями и творчеством, а не с ложью или имитацией. [6] [7]
Источник
[ редактировать ]Термин «шаньчжай» впервые использовался в его буквальном значении, которое относилось к обороняемым горным фортам и крепостям, обычно находящимся на внешних границах контроля имперского правительства. Во времена династии Сун (960–1279) слово «шаньчжай» стало обозначать группы бандитов, которые противостояли коррумпированным властям и уклонялись от них, чтобы совершать поступки, которые они считали оправданными. Одно из самых известных применений шаньчжай в этом смысле можно найти в рассказе « Водные запасы» . [1]
Товары Шаньчжай часто рассматриваются как бунт против устоявшегося коммерческого рынка, перенимая дух оппозиции и индивидуальности, с которым этот термин первоначально ассоциировался во времена династии Сун. [7] [8] Некоторые продукты Шаньчжай созданы с целью обмануть покупателей. [9] хотя другие созданы с функциями, отсутствующими в их подлинных аналогах, [7] или созданы в шутку или пародию (например, новогодний гала-концерт CCSTV ). [10] В отличие от фальшивомонетчиков, производители шаньчжайских товаров обычно не скрывают природу своей продукции, а покупатели обычно знают об истинной природе товаров. [11] : 230
Продукты
[ редактировать ]Типичные продукты Шаньчжай включают в себя имитаторы высококачественной электроники и модные товары, которые имитируют внешний вид и функции ведущих брендов. [11] : 34
В начале 2000-х годов начались первые случаи производства шаньчжай , в основном с простой подделки электронных товаров, включая DVD- и MP3 -плееры, в таких городах, как города в дельте Жемчужной реки . [12] [5]
В середине 2000-х годов создавались более продвинутые продукты, такие как смартфоны, с разным уровнем квалификации и качества, что привело к тому, что термин «шаньчжай» стал применяться к контрафактным товарам. По оценкам, к концу 2006 года на долю производителей мобильных телефонов в Шаньчжае приходилось около 30 процентов внутреннего рынка телефонов в Китае. [13]
В 2009 году сообщалось, что мобильные телефоны Шаньчжай можно было продавать по цене от 100 до 150 долларов США , в то время как производственные затраты составляли всего около 20 долларов США. [14]
В 2010 году Financial Times подсчитала, что на телефоны Shanzhai приходится около 20 процентов мирового рынка мобильных телефонов 2G . [15] эпохи 2G Спрос на эти мобильные телефоны shanzhai был не только в Китае, но особенно в развивающихся странах Азии , Африки и Латинской Америки .
Распространенность телефонов Shanzhai обычно объясняется их низкой ценой, многофункциональностью и имитацией модного дизайна мобильных телефонов. Хотя шаньчжайские компании не используют брендинг в качестве маркетинговой стратегии, они известны своей гибкостью дизайна, позволяющей удовлетворить конкретные потребности рынка. [1]
Однако Шаньчжай не ограничивается мобильными телефонами. Как объясняет Юй Хуа : [16]
Как только сотовые телефоны-подражатели захватили Китай штурмом, появились поддельные цифровые камеры, поддельные MP3-плееры, поддельные игровые консоли и другие пиратские и поддельные продукты. Бренды-подражатели быстро расширились и стали включать в себя лапшу быстрого приготовления, газированные напитки, молоко, лекарства, стиральные порошки и спортивную обувь, и поэтому слово «подражатель» глубоко проникло во все аспекты жизни китайцев. Звезды-подражатели, телепрограммы, реклама, поп-песни, гала-концерты Весеннего фестиваля , космические капсулы Шэньчжоу-7 и национальные стадионы «Птичье гнездо» — все это произвело фурор в Интернете, каждый из которых раскрывает свой особый колорит и мгновенно завоевывает популярность.
Отражая интересы клиентов, некоторые шаньчжайские компании отражают политику и культуру через свою продукцию, часто наряду с пародией. Один из наиболее широко разрекламированных примеров этого произошел во время Барака Обамы президентской избирательной кампании в США в 2008 году, когда некоторые шаньчжайские компании мобильной связи начали включать темы Обамы в свои товары и рекламу. [6] Также в 2008 году некоторые продукты Шаньчжай были основаны на Пекинском национальном стадионе и Фува в свете Олимпийских игр в Пекине в том же году.
Отклонить
[ редактировать ]С 2010-х годов в Китае наблюдается снижение распространенности шаньчжайской продукции. Хотя некоторые группы и отдельные лица все еще производят копии или поддельные версии популярных продуктов, рост хорошо зарекомендовавших себя отечественных компаний, производящих недорогие и/или высококачественные электронные товары, затмил большую часть рынка контрафактной продукции. Группы, занимающиеся подделкой отечественных компаний, также часто подвергаются правовым последствиям за свои действия, в то время как подделку иностранных товаров гораздо труднее привлечь к ответственности. [9] [13]
Другая причина спада производства электроники в Шаньчжае может быть связана с переходом MediaTek на производство чипов для более авторитетных компаний, таких как Xiaomi и Oppo , а не только для общего потребительского рынка. В 2000-е годы во многих мобильных телефонах Шаньчжай использовались чипы MediaTek, поскольку они были недорогими и широко доступными. [15] Этот переход затруднил производство смартфонов и других популярных электронных продуктов небольшими группами в той же степени, что было возможно с 2003 года. [5]
Бренды
[ редактировать ]Производители Шаньчжай часто ориентируются на местный рынок и добавляют в свою продукцию функции, соответствующие местным потребностям. [11] : 230 Добавление этих функций на низовом уровне помогло шаньчжайским производителям повысить восприятие общественностью их легитимности. [11] : 231
- CECT — это компания, которая предлагала несанкционированные клоны или копии Apple , которые продавались за небольшую часть iPhone и различных сотовых телефонов Nokia цены оригиналов в эпоху 2G и 3G. [17] По крайней мере один реселлер подвергся юридическим требованиям со стороны Apple . [18]
- Одной из компаний, получившей известность благодаря производству смартфонов Shanzhai , является Goophone , которая, как сообщалось, в 2012 году подала патент на «Goophone i5», клон на базе MediaTek, продававшийся до официального выпуска настоящего iPhone 5 . [19]
Интернет
[ редактировать ]В связи с ростом доступа в Интернет в Китае были созданы веб-сайты, которые пытаются подделать настоящие, некоторые с целью мошенничества. В 2019 году Министерство общественной безопасности более 5000 веб-сайтов Шаньчжай сообщило, что с 2016 года было закрыто , а также 16 000 онлайн-групп и 20 000 учетных записей. Сообщалось, что некоторые из них содержали вводящие в заблуждение формулировки в своих названиях, а такие термины, как «Центральный» ( 中央 ; zhōngyāng ), «Китай» ( 中国 ; Zhōngguó или 中华 ; Zhōnghuá ) и «Национальный» ( 全国 ; quánguó ), использовались для имитации реальных правительственные веб-сайты и пользователи. [20]
Регулирование
[ редактировать ]Законность продуктов Шаньчжай различается. [11] : 230 Многие продукты связаны с незаконными формами копирования или присвоения дизайна. [11] : 230 Другие существуют в «серой зоне», и неясно, нарушают ли они китайский закон об интеллектуальной собственности. [11] : 230 Частично отсутствие четкого правового статуса является следствием системы регистрации товарных знаков в Китае, которая первой подала заявку . [11] : 230 Лицам, зарегистрировавшим товарный знак, не нужно доказывать, что они ранее использовали товарный знак. [11] : 230 Многие производители шаньчжай зарегистрировали свои товарные знаки, и до тех пор, пока такие знаки не будут оспорены в суде более известным брендом, их правовой статус остается спорным. [11] : 230 В некоторых случаях, возбужденных владельцами иностранных брендов, таких как New Balance, Air Jordan, Brooks и Muji, производители из Шаньчжаи одержали победу, поскольку они первыми зарегистрировали аналогичный товарный знак. [11] : 230
Китая В январе 2011 года Министерство промышленности и информационных технологий и Государственное управление промышленности и торговли объявили о преследовании продавцов и производителей телефонов в Шаньчжае . Администрация обвинила в «краже денег» службы, которые использовали дешевые телефоны для кражи услуг с использованием SIM-карт клиентов. Комментатор отрасли Лю Шэн сказал, что это, скорее всего, связано с кампаниями по защите прав интеллектуальной собственности, проводимыми в стране. [21]
электронной коммерции Платформа Pinduoduo подверглась резкой критике во внутренних китайских СМИ за продажу продукции Шаньчжай . [11] : 34 После того как компания была зарегистрирована на фондовой бирже Nasdaq в 2018 году, Государственная администрация Китая по регулированию рынка объявила о расследовании деятельности компании на основании сообщений о поддельных материалах, доступных на платформе. [11] : 34
Закон Китая об электронной коммерции 2018 года возлагает на компании-платформы солидарную ответственность за контрафактные товары, проданные через их платформы, если они заранее знали о таких продажах. [11] : 231 Эти риски ответственности привели к тому, что платформы стали более строгими в отношении продуктов Shanzhai . [11] : 231
Субкультура
[ редактировать ]Субкультура, окружающая Шаньчжай, охватывает как субкультуру, которая развилась среди групп, производящих товары Шаньчжай , например, в дельте Жемчужной реки, так и более широко поддерживаемую субкультуру, основанную на пародии на популярные франшизы и тенденции.
Среди наиболее известных мероприятий — новогодний гала-концерт CCSTV лекционный зал в Шаньчжае , , эстафета олимпийского огня в Шаньчжае и вручение Нобелевской премии в Шаньчжае . Одна общая черта этих мероприятий — то, что все они имитируют высококлассные, популярные, но авторитетные мероприятия в Шаньчжае. низовая власть обычно не играет никакой роли. [22]
Шаньчжайские фильмы — еще один феномен Шаньчжай , ориентированный на прибыль . Эти фильмы обычно имеют небольшой бюджет, но достигают коммерческого успеха за счет пародирования , высмеивания или заимствования элементов из высококлассных голливудских блокбастеров. Один из первых шаньчжайских фильмов – Нин Хао » «Безумный камень . Он имитирует съемку под разными углами, быстрые монтажи и трюки, которые обычно используются в голливудских боевиках, но при этом сохраняет низовую настройку. [ нужна ссылка ] Имея бюджет всего в 3 миллиона гонконгских долларов , Crazy Stone добился кассовых сборов в 22 миллиона гонконгских долларов. [23]
Критический прием
[ редактировать ]В западном мире, в таких странах, как США , продукты шаньчжай часто рассматриваются как юмористические подделки из-за того, что в них часто используются неправильно написанные или комичные названия, имитирующие названия реальных компаний. В целом на Западе шаньчжайскую продукцию считают некачественной, дешевой и поддельной. [4] Влияние такого взгляда на шаньчжайские товары привело к тому, что некоторые считают, что все товары китайского производства имеют низкое качество или являются подделками иностранных товаров. [6]
Продукция Shanzhai негативно воспринимается многими компаниями, чья продукция была подделана, как в Китае, так и за рубежом. В Китае такие компании, как Huawei и Lenovo, столкнулись с проблемой подделки своих товаров небольшими компаниями и группами. Хотя компании, производящие электронику, наиболее подвержены такого рода подделкам, другие отрасли сталкиваются с конкуренцией со стороны шаньчжайских компаний. также [24]
Однако философ Бюнг-Чул Хан описывает продукты шаньчжай как имеющие свою ценность и преимущества: [25]
[ Сотовые телефоны Шаньчжай ] на самом деле не что иное, как грубая подделка . По дизайну и функциям они практически не уступают оригиналу. Технологические или эстетические модификации придают им индивидуальность. Они многофункциональны и стильны. Продукция Shanzhai отличается, в частности, высокой степенью гибкости. Например, они могут очень быстро адаптироваться к конкретным потребностям и ситуациям, что невозможно для продукции, производимой крупными компаниями из-за их длительных производственных циклов. Шаньчжай полностью использует потенциал ситуации. Уже по этой причине он представляет собой подлинно китайское явление.
В 2019 году Jinhongye Paper Group успешно выиграла иск против Hangzhou Fuyang Paper Company за их шаньчжайскую версию одного из продуктов Jinhongye, что было расценено как улучшение коммерческой защиты. Jinhongye производит высококачественную бумагу, продаваемую как Qingfeng ( 清风 ; qīngfēng ), которую Ханчжоу Фуян подражал в продаже бумаги, продаваемой так же, как Qingfeng ( 清 凤 ; qīngfèng ). После решения Интернет-суда Ханчжоу компания Hangzhou Fuyang была вынуждена выплатить Jinhongye 1 миллион юаней и прекратить продавать свою газету как Qingfeng. [26]
Бизнес-аналитик Майкл Заккур считает, что феномен Шаньчжай сокращает иностранные инвестиции в Китай, отговаривает иностранные компании продавать там копируемую продукцию и удерживает их от использования китайских услуг и технологий, которые могут привести к их интеллектуальной собственности . копированию [27]
См. также
[ редактировать ]- Контрафактные потребительские товары
- Нарушение прав на товарный знак
- Японский телевизионный картель
- Давен Виллидж
- Чжин-чжун , зимбабвийское название китайских товаров.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ландсбергер, Стефан (2019), де Кло, Йерун; Фай, Чоу Ю; Шин, Лена (ред.), «Шаньчжай = Креативность, Креативность = Шаньчжай», Скука, Шаньчжай и цифровизация во времена креативного Китая , Amsterdam University Press, стр. 217–224, doi : 10.2307/j.ctvqr1bnw.17 , HDL : 1887/80088 , JSTOR j.ctvqr1bnw.17 , S2CID 241979497
- ^ Шмидле, Николас (19 августа 2010 г.). «Внутри фабрики по производству теннисной обуви подделок» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 ноября 2011 года . Проверено 8 сентября 2010 г.
- ^ Гамса, Марк (2011). «Перевод и предполагаемый плагиат русской литературы в республиканском Китае». Китайская литература: очерки, статьи, обзоры . 33 : 151–171. ISSN 0161-9705 . JSTOR 41412924 .
- ^ Перейти обратно: а б Раустиала, Кал; Спригман, Кристофер (2013). «Притворяйтесь, пока не добьетесь успеха: хорошие новости о поддельной экономике Китая». Иностранные дела . 92 (4): 25–30. ISSN 0015-7120 . JSTOR 23526905 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ляо, Чжиминь; Чен, Сяофан (2011). «Почему рухнуло регулирование производства мобильных телефонов в Китае: влияние технологических инноваций». Журнал права и экономики . 54 (4): С207–С228. дои : 10.1086/662991 . ISSN 0022-2186 . JSTOR 10.1086/662991 . S2CID 154965373 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шин, Лена (2019). « Разве это не смешно?» ". Ин Шин, Лена; де Кло, Йерун; Фай, Чоу Ю (ред.). «Разве это не смешно?»: тревожный эффект продуктов Шаньчжай . Издательство Амстердамского университета. стр. 211–216. дои : 10.2307/j.ctvqr1bnw.16 . JSTOR j.ctvqr1bnw.16 . S2CID 230432647 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б с Ляо, Сара (2020). Модный Китай: нестабильное творчество и женщины-дизайнеры в культуре Шаньчжая . Плутон Пресс. дои : 10.2307/j.ctvx077vn . ISBN 978-0-7453-4070-8 . JSTOR j.ctvx077vn . S2CID 240683065 .
- ^ Скай Канавес и Джульетта Йе (22 января 2009 г.). «Имитация — самая искренняя форма бунта в Китае» . Уолл Стрит Джорнал. Архивировано из оригинала 02 марта 2015 г. Проверено 10 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Как лечить «феномен Шаньчжай» » [Как лечить «феномен Шаньчжай»] (на китайском языке). Изменения в тенденциях принципов мышления. Проверено 13 мая 2020 г. - через Baidu Wenku.
- ^ Юмор в китайской жизни и культуре: сопротивление и контроль в наше время . Издательство Гонконгского университета. 2013. ISBN 978-988-8139-23-1 . JSTOR j.ctt46n38n .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Чжан, Анджела Хуюэ (2024). High Wire: как Китай регулирует крупные технологические отрасли и управляет своей экономикой . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780197682258 .
- ^ «Телефоны из горной деревни штурмуют рынок» . Китайская экономическая сеть . 19 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «История упадка китайских смартфонов Шаньчжай» [История упадка китайских смартфонов Шаньчжай] QQ Xinwen (на китайском языке).
- ^ Барбоза, Дэвид (27 апреля 2009 г.). «В Китае поддельные мобильные телефоны стали хитом» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 28 сентября 2017 года . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Бандитский телефонный король смеется последним» . Файнэншл Таймс . 17 октября 2010 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2010 года . Проверено 21 октября 2010 г.
- ^ Ты, Хуа; 余华 (2011). Китай в десяти словах (1-е изд.). Нью-Йорк: Книги Пантеона. п. 185. ИСБН 978-0-307-37935-1 . OCLC 701810348 .
- ^ «Привет, кто-нибудь позвонит? Поддельные мобильные телефоны угрожают китайским брендам» . Рейтер Великобритания. 23 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2008 г. Проверено 22 июля 2008 г.
- ^ «Apple угрожает европейскому реселлеру подделок iPhone» . МакНН. Архивировано из оригинала 19 сентября 2008 года . Проверено 22 июля 2008 г.
- ^ Ходжкинс, Келли (16 июля 2014 г.). «Wico и Goophone опередили Apple на рынке, выпустив клоны iPhone 6 на базе Android» . МакСлухи . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ веб-сайтов «Шаньчжай»». « Органы общественной безопасности пресекают выдачу себя за центральные учреждения с целью совершения преступлений и закрывают более 5000 «Веб-сайты.]. Государственный совет Китайской Народной Республики (на китайском языке). 15 ноября 2019 г. Проверено 19 мая 2020 г. .
- ^ Сюй Чи (14 января 2011 г.). «Количество поддельных сотовых телефонов увеличено» . Шанхай Дейли . Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 года . Проверено 19 января 2011 г.
- ^ Ли, Венера (12 декабря 2008 г.). «Китайский новогодний гала-концерт Робин Гуда бросает вызов системе видеонаблюдения» . Пекин сегодня . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ «Crazy Stone заставляет зрителей смеяться, Голливуд плакать» . www.chinadaily.com.cn . Архивировано из оригинала 02.11.2019 . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ «Китайские производители-подражатели теперь расширяют границы инноваций» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 20 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 8 июля 2019 г. Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Хан, Бён Чхоль (2017). Шаньчжай: Деконструкция по-китайски . Перевод Херда, Филиппы. МТИ Пресс. п. 72. ИСБН 9780262343589 .
- ^ «Злонамеренное нарушение! Компания Paper Company за нарушение прав на товарные знаки «Цинфэн» и «Цзефэн» выплатит 1 миллион компенсации]. CCTV (на китайском языке). 19 июля 2019 г. Проверено 19 мая 2020 г. .
- ^ Заккур, Майкл (30 апреля 2014 г.). «Подражание Китаю по-прежнему остается проблемой для брендов и будущего Китая: просто спросите Apple, Hyatt и Starbucks» . Форбс . Проверено 19 октября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Здания-подражатели Китая: правительство борется с иностранными имитациями» . Новости Би-би-си . 08.05.2020 . Проверено 19 октября 2021 г.
- Чабб, Эндрю (17 сентября 2014 г.). «Китайская культура Шаньчжай:« грабизм »и политика гибридности» . Журнал современного Китая . 24 (92): 260–279. дои : 10.1080/10670564.2014.932159 . ISSN 1067-0564 . S2CID 143978800 .
- Хвистендаль, Мара (14 октября 2014 г.). «Подражательные документы свидетельствуют о продолжающейся головной боли в Китае» . Наука . дои : 10.1126/статья.22282 .
- Ли, Чуан-Кай; Хун, Ши-Чанг (4 марта 2014 г.). «Институциональное предпринимательство в неформальной экономике: мобильные телефоны Шань-Чжай в Китае» . Журнал стратегического предпринимательства . 8 (1): 16–36. дои : 10.1002/sej.1174 . ISSN 1932-443X .
- Це, Эдвард; Ма, Кевин; Хуан, Ю (12 февраля 2012 г.). Шан Чжай: китайский феномен (PDF) (Отчет). Буз и компания.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « В следующей промышленной революции атомы станут новыми элементами », Крис Андерсон . 25 января 2010 г., журнал Wired, февраль 2010 г.