сверхъестественный
Нуминозный ( / ˈ nj uː m ɪ n ə s / ) означает «вызывающий духовные или религиозные эмоции; загадочный или внушающий трепет»; [1] также «сверхъестественный» или «апеллирующий к эстетическому чувству». Современный смысл этому термину придал немецкий теолог и философ Рудольф Отто в его влиятельной немецкой книге 1917 года «Идея святого» . Он также использовал фразу mysterium tremendum как еще одно описание этого явления. Концепция Отто о влиятельных мыслителях, включая Карла Юнга , Мирчу Элиаде и К.С. Льюиса . Он применялся к теологии , психологии , религиоведению , литературному анализу и описанию психоделических переживаний .
Этимология
[ редактировать ]Нуминозный произошел в 17 веке от латинского numen , что означает «кивок» и, таким образом, в переносном (образном, метафорическом) смысле «божественная воля, божественное повеление, божественность или величие». Нуминозный этимологически Иммануила Канта не связан с ноуменом , греческим термином, обозначающим непознаваемую реальность, лежащую в основе всех вещей.
Рудольф Отто
[ редактировать ]Современный смысл этому слову придал немецкий теолог и философ Рудольф Отто в его влиятельной книге 1917 года «Das Heilige» , вышедшей на английском языке под названием «Идея святого» в 1923 году. [2]
Отто пишет, что, хотя понятие «святое» часто используется для обозначения морального совершенства — и действительно влечет за собой это — оно содержит еще один отдельный элемент, выходящий за рамки этической сферы, для которого он использует термин «нуминозный » . [3] : 5–7 Он объясняет нуминозное как «нерациональный, нечувственный опыт или чувство, основной и непосредственный объект которого находится вне личности». Это психическое состояние «представляет себя как ganz Andere , [4] совершенно иное, состояние абсолютно своеобразное и ни с чем не сравнимое, при котором человек оказывается в крайнем смущении». [5]
Отто утверждает, что, поскольку нуминозное нередуцируемо и sui Generis, оно не может быть определено в терминах других концепций или переживаний, и что читатель, следовательно, должен «направляться и вестись путем рассмотрения и обсуждения этого вопроса способами своего собственного ума». пока он не достигнет точки, в которой «нуминозное» в нем волей-неволей начнет шевелиться... Другими словами, нашему Х нельзя, строго говоря, научить, его можно только вызвать, пробудить в уме». [3] : 7 Главы с 4 по 6 посвящены попыткам пробудить сверхъестественное и его различные аспекты.
Используя латынь , он описывает это как тайну (лат. mysterium ), одновременно устрашающую ( trmendum ) и захватывающую ( fascinans ). [6] Он пишет:
Ощущение этого может временами нахлынуть, как легкий прилив, наполняя разум спокойным настроением глубочайшего поклонения. Оно может перейти в более устойчивое и устойчивое состояние души, продолжая, так сказать, волнующе яркое и звучное, пока, наконец, не угаснет и душа не вернется к своему «профанному», нерелигиозному настроению повседневного опыта. [...] У него есть свои грубые, варварские предшественники и ранние проявления, и снова его можно превратить во что-то прекрасное, чистое и славное. Это может стать притихшим, дрожащим и безмолвным смирением существа в присутствии — кого или чего? В присутствии того, что является Тайной невыразимой и превыше всех существ. [3] : 12–13 [7]
Позднее использование концепции
[ редактировать ]Использование Отто этого термина для обозначения характеристики религиозного опыта оказало влияние на некоторых интеллектуалов последующего поколения. [8] [9] Например, понятие «нуминозный» в понимании Отто было часто цитируемым понятием в трудах Карла Юнга . [10] и К.С. Льюис . [11] Льюис описал этот сверхъестественный опыт в «Проблеме боли» следующим образом:
Предположим, вам сказали, что в соседней комнате живет тигр: вы бы знали, что находитесь в опасности, и, вероятно, почувствовали бы страх. Но если бы вам сказали: «В соседней комнате привидение», и вы поверили бы этому, вы бы действительно почувствовали то, что часто называют страхом, но другого рода. Оно не будет основано на знании опасности, поскольку никто не боится в первую очередь того, что может с ним сделать призрак, а просто того факта, что это призрак. Это скорее «жутко», чем опасно, и особый вид страха, который он вызывает, можно назвать Ужасом. С помощью Зловещего человек достигает пределов Нуминозного. Теперь предположим, что вам просто сказали: «В комнате находится могучий дух», и вы поверили этому. Ваши чувства тогда были бы еще меньше похожи на простой страх перед опасностью: но беспокойство было бы глубоким. Вы почувствуете удивление и определенное стеснение – чувство неспособности справиться с таким посетителем и прострацию перед ним – эмоцию, которую можно выразить словами Шекспира: «Под этим упрекают мой гений». Это чувство можно назвать трепетом, а объект, его возбуждающий, - Непостижимый. [11]
Юнг применил концепцию нуминозного к психологии и психотерапии , утверждая, что она имеет терапевтический эффект и способствует лучшему самопониманию, и заявляя, что для него религия заключалась в «тщательном и скрупулезном наблюдении... нуминозного » . [12] Идея сверхъестественного и совершенно Другого также занимала центральное место в религиоведении этнолога Мирчи Элиаде . [13] [14] Mysterium tremendum — еще одна фраза, придуманная Отто для описания сверхъестественного. [3] : 12–13 [9] представлено Олдосом Хаксли в «Дверях восприятия» следующим образом:
Литература, посвященная религиозному опыту, изобилует ссылками на боли и ужасы, охватывающие тех, кто слишком внезапно оказался лицом к лицу с каким-либо проявлением mysterium tremendum . На теологическом языке этот страх возникает из-за несовместимости между эгоизмом человека и божественной чистотой, между самоусугубляющейся обособленностью человека и бесконечностью Бога. [15]
В своей научной работе, посвященной этой теме в фэнтезийной литературе, Крис Броули посвящает главы этой концепции в « Сказании о древнем мореплавателе » Сэмюэля Тейлора Кольриджа , в «Фантастах» Джорджа Макдональда , в « Хрониках Нарнии » К.С. Льюиса, и «Властелин колец» Толкина Дж. Р. Р. ; и в работах Алджернона Блэквуда и Урсулы Ле Гуин (например, «Кентавр» и «Девочки-буйволы», «Не выйдешь сегодня вечером » соответственно). [16]
Нейробиолог Кристоф Кох описал трепет от таких переживаний, как вход в собор, заявив, что он испытывает «ощущение сияния сверхъестественного», хотя он не придерживается католических религиозных убеждений, в которых он был воспитан. [17]
В статье 2010 года под названием « Собор Джеймса Кэмерона : Аватар возрождает религиозное зрелище», опубликованной в « Журнале религии и кино» , академик Крейг Детвейлер описывает, как глобальный блокбастер «Аватар » «использует представление Рудольфа Отто о сверхъестественном, совершенно другом». это действует сверх разума [...] Как зрелище, «Аватар» остается практически защищенным от критики, путешествием в mysterium tremendum et fascinans Отто». [18] Сам Кэмерон упомянул об этом в интервью BBC Radio 1 в 2022 году, пытаясь объяснить успех первого фильма, сказав: «Был тот элемент, который я называю - заимствование у Карла Сагана - сверхъестественным». [19] Саган специально исследовал нуминозную концепцию в своем романе « Контакт» 1985 года . [20]
Психолог Сьюзен Блэкмор описывает как мистические переживания , так и психоделические переживания как сверхъестественные. [21] В 2009 году чешский психиатр Станислав Гроф переиздал свою книгу 1975 года «Царства человеческого бессознательного» под названием «ЛСД: врата в сверхъестественное: новаторские психоделические исследования сфер человеческого бессознательного» . [22] В своей книге 2018 года « Как изменить свое мнение » журналист Майкл Поллан описывает свой опыт применения мощного психоделического вещества 5-MeO-DMT , включая следующие размышления о своем опыте растворения эго :
Здесь слова не помогают. По правде говоря, не было ни пламени, ни взрыва, ни термоядерной бури; Я цепляюсь за метафоры в надежде сформировать некую устойчивую и понятную концепцию того, что разворачивалось в моем сознании. На самом деле не было никакой связной мысли, только чистое и ужасное ощущение. Лишь после этого я задался вопросом, не является ли это тем, что мистики называют mysterium tremendum — ослепляющей невыносимой тайной (будь то Бога или какого-то другого Предельного или Абсолютного), перед которой люди трепещут в трепете. [23]
См. также
[ редактировать ]
- Аналитическая психология
- Аргумент из религиозного опыта
- Религиозный экстаз
- Религиозный опыт
- Священный
- Священно-светская дихотомия
- Чувство чуда
- Полет души
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Словарь английского языка Коллинза -7-е изд. - 2005 г.
- ^ Отто, Рудольф (1996). Аллес, Грегори Д. (ред.). Автобиографические и социальные очерки . Берлин: Вальтер де Грюйтер . ISBN 978-3-110-14519-9 .
нуминозный .
{{cite book}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|quote=
- ^ Перейти обратно: а б с д Отто, Рудольф (1923). Идея Святого . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-500210-5 . Проверено 31 декабря 2016 г.
- ^ Отто, Рудольф (1996). п. 30 .
- ^ Экардт, Элис Л.; Экардт, А. Рой (июль 1980 г.). «Холокост и загадка уникальности: философская попытка практического разъяснения». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 450 (1). Публикации SAGE : 165–178. дои : 10.1177/000271628045000114 . JSTOR 1042566 . S2CID 145073531 . С. 169. Цитируется по: Кон-Шербок, Дэн , изд. (1991). Традиционный квест. Очерки в честь Луи Джейкобса . Лондон: Международная издательская группа Continuum . п. 54 . ISBN 978-0-567-52728-8 .
- ^ Отто, Рудольф (1996). Страшная и увлекательная загадка .
- ^ Меланд, Бернард Э. «Рудольф Отто | немецкий философ и теолог» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ «Факты о Луи Карле Рудольфе Отто» . Ваш словарь.com . Энциклопедия мировой биографии . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аллес, Грегори Д. (2005). «Отто, Рудольф» . Энциклопедия религии . Фармингтон-Хиллз, Мичиган : Томсон Гейл . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ Юнг, Карл Дж. «Собрание сочинений», том. 11 (1969), «Психологический подход к догме о Троице» (1948), № 222-225 (стр. 149).
- ^ Перейти обратно: а б Льюис, CS (2001) [1940]. «Проблема боли», стр. 5–6, Гранд-Рапидс, Мичиган, США: Зондерван, ISBN 0060652969 , см . [1] , по состоянию на 19 октября 2015 г.
- ^ Аньель, Эме. «Нуминозное (аналитическая психология)» . Энциклопедия.com . Международный словарь психоанализа . Проверено 9 ноября 2016 г. ; Юнгианский психоаналитик и философ Джон Р. Уайт рассматривает использование нуминозного Юнгом и Отто и частично критикует их понимание нуминозного в книге «Юнг, нуминозное и философы». Об имманентности и трансцендентности в религиозном опыте», в книге «Юнг и философия» , под ред. Джона Миллса, Нью-Йорк: Routledge, 2019.
- ^ Элиаде, Мирча (1959) [1954]. «Введение (стр. 8)» . Священное и Профанное. Природа религии . Перевод с французского Уилларда Р. Траска. Бостон : Хоутон Миффлин Харкорт . ISBN 978-0-156-79201-1 .
- ^ Сарбакер, Стюарт (август 2016 г.). «Рудольф Отто и концепция нуминозного» . Оксфордские исследовательские энциклопедии . Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.88 . ISBN 9780199340378 . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Хаксли, Олдос (2004). Двери восприятия и рай и ад . Харпер Коллинз. п. 55. ИСБН 9780060595180 .
- ^ Броули, Крис (2014). Природа и сверхъестественное в мифопоэтической фэнтезийной литературе, напр., с. ix и passim, Vol. 46, Критические исследования в области научной фантастики и фэнтези (Паламбо, DE и Салливан III, CW), Джефферсон, Северная Каролина, США: МакФарланд, ISBN 1476615829 , см . [2] , по состоянию на 17 октября 2015 г.
- ^ Полсон, Стив (6 апреля 2017 г.). «Духовное, редукционистское сознание Кристофа Коха» . Наутилус . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Детвейлер, Крейг (1 апреля 2010 г.). «Собор Джеймса Кэмерона: Аватар возрождает религиозное зрелище» . Журнал религии и кино . 14 (1): 3. ISSN 1092-1311 .
- ^ « Мэтт, смирись с этим!» Джеймс Кэмерон о «Аватаре: Путь воды» и о том, как Мэтт Дэймон потратил 290 миллионов долларов» . Радио Би-би-си 1 . 19 декабря 2022 г.
- ^ Плейт, Фил (23 ноября 2010 г.). «Новая симфония науки: Волна разума» . Сланец . Группа «Сланец» . Архивировано из оригинала 7 января 2023 года . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ Блэкмор, Сьюзен (2017). Сознание: очень краткое введение (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 108, 112. ISBN. 978-0-19-879473-8 .
- ^ Гроф, Станислав (2009). ЛСД: Дверь в сверхъестественное: новаторские психоделические исследования сфер человеческого бессознательного (4-е (пересмотренное) изд.). Рочестер, Вермонт: Park Street Press. ISBN 9781594779930 .
- ^ Поллан, Майкл (2018). Как изменить свое мнение : чему новая наука о психоделиках учит нас о сознании, умирании, зависимости, депрессии и трансцендентности . Нью-Йорк: Пингвин Пресс. п. 277. ИСБН 978-1-59420-422-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллен, Дуглас. 2009. «Феноменология религии § Рудольф Отто». Стр. 182–207 в The Routledge Companion to the Study of Religion (2-е изд.), Под редакцией Дж. Хиннеллса. Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN 0415333105 . Стр. 192f, пассим .
- Броули, Крис. 2014. Природа и сверхъестественное в мифопоэтической фэнтезийной литературе , Критические исследования в области научной фантастики и фэнтези, том. 46, под редакцией Д.Е. Палумбо и К.В. Салливана III. Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. ISBN 1476615829 . [Критическая трактовка с обширным упоминанием и использованием заглавной концепции.]
- см., например, стр. 71–92, «Дальше вверх и дальше: Апокалипсис и Новая Нарния в книге К.С. Льюиса «Последняя битва»»; и пассим .
- Дюрье, Колин. 2003. Толкин и К.С. Льюис: Дар дружбы . Махва, Нью-Джерси: Paulist Press. ISBN 1587680262 . стр. 1, 179–80.
- Гуч, Тодд А. 2000. Нуминозное и современность: интерпретация философии религии Рудольфа Отто . Берлин, DEU: Вальтер де Грюйтер. ISBN 3110167999 .
- Миранда, Пунита. 2018. « Нуминозный и религиозный опыт в психологии Карла Юнга ». Юнгианские диалоги [ Юнгианские диалоги ] 3 (1): 110–33.
- Отто, Рудольф (1917). Священное — Об иррациональном в идее божественного и его отношении к разумному . Вроцлав .
- —— 1923. Идея святого: исследование нерационального фактора в идее божественного и его связи с рациональным , перевод Дж. У. Харви. Лондон: Издательство Оксфордского университета. Интернет-архив: in.ernet.dli.2015.22259 .
- Убре, Убре. 2013. Инстинкт и откровение: размышления о происхождении нуминозного восприятия . Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN 1134384815 .
- Уайт, Джон. 2019. «Юнг, сверхъестественное и философы. Об имманентности и трансцендентности в религиозном опыте», в книге «Юнг и философия» , под ред. Джона Миллса, Нью-Йорк: Routledge, 2019, 186–203. Предварительная копия доступна по адресу: [3]