Арабески (фильм)
Арабески | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза Роберта Макгинниса | |
Режиссер | Стэнли Донен |
Написал | Джулиан Митчелл Стэнли Прайс Питер Стоун (как Пьер Мартон) |
На основе | Шифр роман 1961 года Алекс Гордон [ 1 ] |
Продюсер: | Стэнли Донен |
В главных ролях | Грегори Пек Софи Лорен |
Кинематография | Кристофер Чаллис |
Под редакцией | Фредерик Уилсон |
Музыка | Генри Манчини |
Производство компания | |
Распространено | Универсальные картинки |
Даты выхода |
|
Время работы | 105 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 3,6 миллиона долларов [ 2 ] |
Театральная касса | 5,8 миллиона долларов (оценка аренды в США и Канаде) [ 3 ] |
«Арабеска» — американский комедийный триллер- шпионский фильм 1966 года режиссёра Стэнли Донена с Грегори Пеком и Софи Лорен в главных ролях , написанный Джулианом Митчеллом , Стэнли Прайсом и Питером Стоуном по Шифер роману Алекса Гордона (псевдоним Гордон Котлер) 1961 года « ». Этот фильм, как и предыдущий фильм Донена «Шарада» (1963), обычно описывается как « хичкоковский », поскольку в нем главным героем является невинный и обычный человек, попавший в опасные и экстраординарные ситуации. Это был последний фильм такого жанра, который снял Донен. [ 4 ]
«Арабеска» была снята в форматах Technicolor и Panavision и распространялась компанией Universal Pictures .
Сюжет
[ редактировать ]![]() | Краткое изложение сюжета этой статьи может быть слишком длинным или чрезмерно подробным . ( декабрь 2014 г. ) |
В ходе секретной миссии майор Слоан убивает профессора Рагиба, эксперта по древним иероглифам из Оксфордского университета , и крадет зашифрованное иероглифами сообщение. Затем Слоан просит профессора Дэвида Поллока, который взял на себя класс Рагиба по иероглифике, встретиться с судоходным магнатом Неджимом Бешрави по деловому вопросу. Дэвид отказывается, но меняет свое мнение после того, как его заставили сесть в машину, где он встречает премьер-министра неназванной ближневосточной страны Хасана Йены и его посла в Соединенном Королевстве Мохаммеда Луфти. Йена просит Дэвида принять предложение Бешрави о работе.
Дэвид встречает Бешраави, который просит его расшифровать надпись на листе бумаги, который украл Слоан. Дэвида привлекает подруга Бешрави Ясмин Азир, которая говорит ему, что Бешрави убил Рагиба и сделает с ним то же самое, как только он расшифрует сообщение. Их разговор прерывает Бешрави. Дэвид скрывается, пока Слоан не доводит до сведения Бешрави, что Дэвид и шифр пропали. Подслушивая разговор, Дэвид заворачивает шифр в конфету в кармане, в том числе красную с цифрой «9». Пока люди Бешрави ищут Дэвида, Бешрави демонстрирует одному из сотрудников Ясмин, Хемсли, что он может покупать людей за их лояльность или же жёстко отомстить. Вынужденный показать себя, Дэвид, похоже, похищает Ясмин. Они бегут от одного из приспешников Бешрави, Мустафы. Во время погони Мустафа и Дэвид борются в зоологическом саду, когда вмешивается другой мужчина и убивает Мустафу. Он называет себя инспектором Вебстером из CID. Когда приближается охранник, Вебстер убивает его, прежде чем показать, что он работает с Ясмин. Вебстер сбивает Дэвида без сознания.
Дэвид просыпается в движущемся фургоне в присутствии Вебстера, Ясмин и еще одного парня Ясмин, Юсефа Кассима, который ищет шифр. Дэвид, увидев пакет с конфетами на полке в фургоне, говорит Юсефу, что у Бешрави есть шифр. Они используют сыворотку правды на Дэвиде, после чего он говорит, по их мнению, тарабарщину о числе «9». Полагая, что он говорил правду о Бешрави, Юсеф велит Ясмин работать над Бешрави, пока они выбрасывают Дэвида из машины.
На следующее утро Ясмин приходит домой и сообщает Бешраави, что Юсеф, для которого изначально предназначался шифр, убил Дэвида и Мустафу, но еще не знает закодированного сообщения. Хотя Ясмин считает, что шифр есть у Бешрави, Бешрави утверждает, что он все еще должен быть у Дэвида. Позже Ясмин врывается в квартиру Дэвида, когда он заканчивает телефонный разговор с Дженой. Она убеждает его, что ненавидит Юсефа, и делает вид, что помогает ему, потому что его босс, генерал Али, организующий военный переворот, держит в заложниках ее мать и сестер. Она говорит ему, что ему нужно взломать шифр, чтобы она могла сообщить об этом посольству, которое обеспечит их безопасность.
Дэвид и Ясмин идут на стройку, которую Юсеф использует в качестве прикрытия. Они замечают фургон, но Вебстер забирает конфеты, чтобы поесть. Следуя за ним, Дэвид и Ясмин наблюдают, как он обнаруживает шифр и звонит кому-то из телефонной будки; они узнают, что этим человеком является Бешраави, с которым Вебстер вступает в двойную игру против Юсефа. Бешраави и Уэбстер встретятся на ипподроме в Аскоте.
В Аскоте в день скачек Ясмин находится с Бешрави, а Дэвид ищет Вебстера. Дэвид и Ясмин планируют встретиться тем же вечером в 21:00 на Трафальгарской площади , после того как Дэвид получит шифр от Вебстера. На трассе Дэвид замечает встречу Вебстера со Слоаном, который передает конверт с деньгами. Дэвид выбивает шифр из рук Вебстера, и конверт плывет по рельсам вместе с приближающимися лошадьми. Пока Дэвид и Вебстер борются, Слоан пытается нанести удар Дэвиду, но случайно убивает Вебстера. Дэвид выбегает на рельсы и забирает шифр прямо перед тем, как лошади скачут мимо.
Дэвид делает копии шифра, отправляя оригинал себе на хранение. Затем в газетном киоске он замечает заголовки газет, в которых он упоминается как убийца Вебстера. Дэвид считает, что миссис Рагиб может знать что-то важное о шифре. Он навещает ее дома и показывает ей это, а также сообщает ей новость о том, что ее муж убит (она жила изолированно и ничего не слышала). Миссис Рагиб изучает шифр и в отчаянии разрывает его, подразумевая, что она знала, что Рагиб работал над чем-то опасным. Дэвид также сообщает ей, что работает с Ясмин, чья мать и сестры находятся в опасности от рук генерала Али. Миссис Рагиб отвечает, что Ясмин лжет, поскольку у нее нет ни матери, ни сестер, а есть только отец, которым оказался генерал Али.
Той ночью Дэвид садится в машину Ясмин, и они уезжают. Разгневанный обманом Ясмин, Дэвид лжет, говоря ей, что у него нет с собой шифра, но он расшифровал сообщение, и придумывает ерунду, намереваясь рассказать ей. Несмотря на это, она передает эту информацию в посольство по телефону. Дэвид и Ясмин договариваются о встрече позже в отеле, где он остановился. После того, как она высадила его, Дэвид останавливает такси и следует за ней на строительную площадку Юсефа. Дэвид видит, как Юсеф управляет разрушительным шаром, неоднократно размахивая им, пытаясь убить Ясмин. Дэвид бросается спасти ее, а Юсефа убивает током от провода под напряжением.
Дэвид определяет, что иероглифы - это просто версия детского стишка « Гуси-Гуси-Гандер ». Затем он ищет на нем секретные надписи, например, невидимые чернила, и, если намокнуть, чернила смываются, оставляя пятнышко, которое, как он определяет, является микроточкой. В научном магазине они рассматривают точку под микроскопом, и на ней написано: «Бешрави планирует убить Йену в двенадцать тридцать восемнадцатого июня», то есть через 20 минут. Они не знают, куда идти, пока Ясмин не видит в выпуске новостей, что Йена только что приземлилась в аэропорту. Дэвид и Ясмин добираются до аэропорта за несколько минут до 12:30, где Дэвид проталкивает мимо охранников Йену, которая начинает приветственную речь. Дэвид сбивает Джену с ног в тот момент, когда пули из пулемета Слоана попадают в то место, где только что стояла Джена. Затем Луфти застреливает Йену из пистолета. Ясмин уводит Дэвида и убеждает его, что только что застреленный человек - всего лишь самозванец Йены.
Они обнаруживают, что настоящая Йена была похищена Бешраави и заперта в багажнике грузовика. Дэвид и Ясмин прячутся в грузовике и освобождают Йену, когда фургон подъезжает к загородному поместью Бешрави. Дэвид, Ясмин и Йена быстро убегают на лошадях из его конюшни, преследуемые фермерским комбайном с острыми лезвиями по посевным полям. Бешраави и Слоан также преследуют их на вертолете. Когда они пересекают заброшенный железнодорожный виадук со стальными балками Крамлина, Дэвид бросает деревянную лестницу в винты вертолета, проходящего под ним, в результате чего тот разбивается и горит. Дэвид и Ясмин впадают в романтическое блаженство, возвращаясь на лодке в Оксфорд.
Бросать
[ редактировать ]
|
Производство
[ редактировать ]Первоначальное рабочее название фильма было «Крест-накрест», которое позже было изменено на «Шифр», прежде чем стать «Арабеской » . [ 4 ]
Продюсер и режиссер Стэнли Донен хотел, чтобы Кэри Грант сыграл роль Поллока после работы с ним в его предыдущем фильме «Шарада» , и диалог Поллока был написан с учетом Гранта. Однако позже Донен сказал:
[Грант] не хотел в этом участвовать... Это был не очень хороший сценарий, и я не хотел его снимать, но Грегори Пек и Софи Лорен, которых я любил, хотели быть в нем и в студии. умоляли меня сделать это, потому что они сказали: «Это смешно не снять фильм с Пеком и Софией». Они сказали, что это принесет деньги, и были правы. [ 5 ]
Позже Донен подсчитал, что только на сценарий было потрачено 400 000 долларов, а оператор Кристофер Чаллис вспоминал, что фильм несколько раз переписывался. [ 2 ] Чаллис сказал: «Чем больше переписывался сценарий, тем хуже он становился». [ 5 ] Поскольку у Пека и Лорен уже заключен контракт на создание фильма, Чаллис вспоминает, что Донен сказал ему: «Наша единственная надежда - сделать его настолько визуально захватывающим, что у зрителей никогда не будет времени понять, что, черт возьми, происходит». [ 6 ]
Питер Стоун , которого пригласили очень поздно, чтобы улучшить диалоги, сказал, что Донен «снял это лучше, чем когда-либо. Все было снято так, как если бы это было отражение в фаре Rolls-Royce». [ 4 ] Донен описал свою технику съемок фильма:
На этот раз я надеялся избежать каких-либо признаков студийной манеры, поэтому попробовал что-то вроде техники «живой камеры». Ручная камера в последнее время широко использовалась, особенно в Европе, но проблема заключалась в слишком сильном раскачивании, поскольку во время работы оператору приходилось нести на себе весь вес камеры. Одному из наших мальчиков пришла в голову идея подвесить камеру... чтобы дать оператору всю мобильность ручной камеры без веса... Арабеска - это своего рода крайность, до которой чуть не становится плохо. Конечно, мы сделали несколько интересных фотографических вещей. [ 7 ]
Пек сказал о Донене, что
У Стэнли было потрясающее чутье хореографа, которым он, конечно же, и был. [ примечания 1 ] Но даже в обычном драматическом эпизоде он использовал тело, чтобы подчеркнуть происходящее – стоял, расслаблялся, все это было поставлено хореографически. Если вы посмотрите на картинку, мы всегда двигались, потому что Стэнли просто хотел все время держать мяч в воздухе, и он использовал все приемы с камерой, которые только можно было придумать. Ему также нравилось снимать декольте и заднюю часть Софии. [ 5 ]
Запрос Софи Лорен на 20 разных пар обуви для ее героини привел к тому, что ее возлюбленный в фильме был описан как фут-фетиш. [ 4 ] В сцене погони Пек, который несколько лет назад получил травму в результате несчастного случая, связанного с верховой ездой, не мог бежать достаточно быстро, чтобы не отставать от Лорен, которая продолжала вырваться вперед. Пек умолял свою коллегу бежать медленнее, напоминая ей, что он должен был ее спасать, но Лорен попросила Донена заставить Пека бежать быстрее. Поскольку Пеку было больно, Донену пришлось уговаривать Лорен бежать медленнее, чтобы можно было снять эту сцену. [ 8 ]
Многие внутренние и внешние сцены были сняты в Тайрингем-холле в Бакингемшире. В то время здание представляло собой площадку для аварийного восстановления, принадлежавшую банковской группе ANZ, и практически не использовалось и не было мебели. Сцена действия железнодорожного моста была снята на историческом виадуке Крамлин в Крамлине, Эбба-Вейл , который в то время демонтировался.
Героиня Лорен водила Mercedes-Benz 230SL . Rolls -Royce Phantom IV , который появляется в фильме, изначально принадлежал принцу Генриху, герцогу Глостерскому . Это один из восемнадцати экземпляров Phantom IV, когда-либо построенных.
Прием
[ редактировать ]«Арабеск» получил смешанные и положительные отзывы критиков и зрителей, получив рейтинг одобрения 74% на Rotten Tomatoes . Это был кассовый успех. [ 4 ] Журнал Boxoffice назвал его «превосходным шпионским приключением» и написал, что оно «в лучшем духе Альфреда Хичкока и входит в число лучших фильмов года». [ 9 ] Variety писала: « Арабеска включает в себя определенные продаваемые ингредиенты… но… вина лежит в мрачной сюжетной линии и запутанных персонажах, особенно в том, что Пека неправильно сыграли милую роль». [ 10 ]
Награды и номинации
[ редактировать ]Премия | Категория | Предмет | Результат |
---|---|---|---|
Кинопремии BAFTA | Лучшая операторская работа | Кристофер Чаллис | Выиграл |
Лучший дизайн костюмов | Кристиан Диор | номинирован | |
Лучший монтаж | Фредерик Уилсон | номинирован | |
Премия Бэмби | Лучшая актриса | Софи Лорен | Выиграл |
Премия Грэмми | Лучшая оригинальная музыка, написанная для фильма или телешоу | Генри Манчини | номинирован |
Лавровая премия | Лучшая последовательность действий | Грегори Пек | 5 место |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Информационные примечания
- ↑ Донен начал свою карьеру в кино как сорежиссёр и со-хореограф Джина Келли , с которым он работал на Бродвее .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арабеска в каталоге художественных фильмов AFI.
- ^ Jump up to: а б Александр Уокер (1974) Голливуд, Англия , Штейн и Дэй. стр.341
- ↑ Персонал (4 января 1967 г.) «Большие арендованные фотографии 1966 г.», Разнообразие , стр.8
- ^ Jump up to: а б с д и Стаффорд, Джефф (ndg) «Арабески (1966)» TCM.com
- ^ Jump up to: а б с Сильверман, Степохен М. (1996) Танцы на потолке: Стэнли Донен и его фильмы . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 0679414126 цитируется в Стаффорде, Джеффе (ndg) «Арабески (1966)» TCM.com
- ^ Чаллис, Кристофер (1995) Они действительно такие ужасные?: Хроники оператора . Лондон: Издательство Янус. стр.176 ISBN 1857561937
- ^ Каспер, Джозеф Эндрю (1983) Стэнли Донен . Метчуэн, Нью-Джерси: Scarecrow Press. ISBN 0810816156 цитируется в Стаффорде, Джеффе (ndg) «Арабески (1966)» TCM.com
- ^ Харрис, Уоррен Г. (1998) Софи Лорен: Биография . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0684802732 цитируется в Стаффорде, Джеффе (ndg) «Арабески (1966)» TCM.com
- ^ «Обзоры функций: арабески» . Театральная касса . Том. 89, нет. 3. Нью-Йорк. 9 мая 1966 г., стр. а11. ПроКвест 1705225835 .
- ^ «Кинообзоры: Арабески» . Разнообразие . Том. 242, нет. 11. 4 мая 1966. с. 6. ПроКвест 1017129987 . Проверено 29 августа 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1966 года
- комедийные боевики 1960-х годов
- Шпионские комедии 1960-х годов
- Триллеры 1960-х годов
- Американские приключенческие фильмы
- Англоязычные фильмы 1960-х годов
- Фильмы по американским романам
- Фильмы по мотивам романов-триллеров
- Фильмы Стэнли Донена
- Фильмы Юниверсал Пикчерс
- Американские шпионские комедии
- Американские комедийные триллеры
- Фильмы, снятые на студии Pinewood Studios
- Фильмы, действие которых происходит в Англии
- Фильмы, написанные Генри Манчини
- комедии 1966 года
- Американские фильмы 1960-х годов