Шарада (фильм 1963 года)
Шарада | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Стэнли Донен |
Автор сценария | Питер Стоун |
Рассказ | Питер Стоун Марк Бем [1] |
На основе | Ничего не подозревающая жена рассказ 1961 года [2] Питер Стоун с Марком Бемом |
Продюсер: | Стэнли Донен |
В главных ролях | |
Кинематография | Чарльз Лэнг |
Под редакцией | Джеймс Кларк |
Музыка | Генри Манчини Песня: Генри Манчини (музыка) Джонни Мерсер (слова) |
Производство компания | |
Распространено | Универсальные картинки |
Даты выхода |
|
Время работы | 113 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 3 миллиона долларов [3] |
Театральная касса | 13,4 миллиона долларов [4] |
Шарада — американская романтическая комедия 1963 года. [1] детективный фильм, продюсер и режиссер Стэнли Донен , [5] сценарий Питера Стоуна и Марка Бема , в главных ролях Кэри Грант и Одри Хепберн . В актерском составе также участвуют Уолтер Мэттау , Джеймс Коберн , Джордж Кеннеди , Доминик Майно, Нед Гласс и Жак Марин . Он охватывает три жанра: триллер , мелодрама и комедия .
Шараду за сценарий и химию между Грантом и Хепберн. Критики похвалили [6] Его назвали «лучшим фильмом Хичкока, который Хичкок никогда не снимал». [7] Он был снят на месте в Париже и содержит анимационные титры Мориса Биндера . В партитуре Генри Манчини использована популярная музыкальная тема « Шарада ».
США В 2022 году фильм был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [8]
Сюжет
[ редактировать ]Во время отпуска во французских Альпах Регина «Реджи» Ламперт, американская эмигрантка, работающая синхронным переводчиком , сообщает своей подруге Сильви, что разводится со своим мужем Чарльзом. Она также знакомится с Питером Джошуа, очаровательным американцем.
По возвращении в Париж она обнаруживает, что ее квартира пуста. Инспектор полиции говорит, что Чарльз продал их вещи с аукциона, а затем был убит после отъезда из Парижа. Реджи дают небольшую дорожную сумку Чарльза, в которой находится письмо, адресованное ей, билет на корабль до Венесуэлы , четыре паспорта на несколько имен и национальностей, а также разные личные вещи. На малопосещаемые похороны Чарльза приходят трое мужчин, чтобы осмотреть тело. Один втыкает булавку в труп, чтобы подтвердить, что Чарльз мертв.
Реджи вызывают на встречу с администратором ЦРУ Гамильтоном Бартоломью в американском посольстве . Она узнает, что это трое мужчин - Герман Скоби, Леопольд В. Гидеон и Текс Пантхоллоу. Во время Второй мировой войны они, Чарльз и Карсон Дайл получили задание от УСС доставить 250 000 долларов (4,3 миллиона долларов в текущих долларах) в золоте французскому Сопротивлению , но вместо этого украли его. Карсон был ранен в немецкой засаде и остался позади. Чарльз обманул остальных, забрав все золото. Трое выживших, как и правительство США, ищут пропавшие деньги. Гамильтон настаивает на том, что оно есть у Реджи, даже если она не знает, что и где оно находится, и что она в большой опасности.
Питер находит Реджи и помогает ей переехать в отель. Трое преступников по отдельности угрожают ей, каждый убежден, что она знает, где деньги. Затем Герман шокирует ее, утверждая, что Питер находится в союзе с ними, после чего Питер говорит, что он брат Карсона Дайла, Александр, и пытается привлечь остальных к ответственности, полагая, что они убили Карсона. Пока охота за деньгами продолжается, Германа и Леопольда убивают. Гамильтон сообщает Реджи, что у Карсона Дайла нет брата. Когда она противостоит Александру, он говорит, что он Адам Кэнфилд, профессиональный вор. Хотя Реджи разочарован его нечестностью, он все равно ему доверяет.
Реджи и Адам идут на открытый рынок, место последней известной встречи Чарльза. Заметив Текса, Адам следует за ним. В киосках по продаже марок Адам и Текс понимают, что Чарльз купил несколько чрезвычайно ценных марок и прикрепил их к конверту в своей дорожной сумке. Оба мужчины мчатся обратно в гостиничный номер Реджи и обнаруживают, что в конверте пропали марки. Реджи, который подарил марки маленькому сыну Сильви, Жану-Луи, внезапно осознает их значение. Она и Сильви находят Жана-Луи, но он уже продал марки дилеру. Они находят дилера, который говорит, что редкие марки стоят 250 000 долларов; он возвращает их Реджи.

Реджи возвращается в отель и находит тело Текса; Тексу удается написать на полу имя «Дайл» перед смертью. Убежденный, что Адам — убийца, Реджи звонит Гамильтону и просит встретиться с ним на колоннаде Пале -Рояля . Адам видит ее и бросается в погоню. У колоннады Реджи оказывается на открытом месте между двумя мужчинами. Адам утверждает, что Гамильтон - это Карсон Дайл: пережив немецкую засаду, он стал одержим жаждой мести и возвращения сокровищ. Реджи вбегает в пустой театр и прячется в суфл-боксе . Карсон собирается застрелить ее, но Адам активирует под собой люк , в результате чего он падает на пол далеко под ним.
На следующий день Реджи и Адам идут в посольство, чтобы сдать марки, но Адам отказывается входить. Внутри Реджи обнаруживает, что Адам - Брайан Крукшанк, агент Казначейства США, ответственный за возвращение украденной государственной собственности. Теперь, когда его настоящая личность раскрыта, он предлагает Реджи жениться. Фильм заканчивается сеткой разделенного экрана, показывающей кадры воспоминаний четырех личностей Крукшанка; Реджи говорит, что надеется, что у них будет много мальчиков, чтобы они могли назвать их всех в его честь.
Бросать
[ редактировать ]
- Кэри Грант в роли Брайана Крукшенка (псевдонимы Питер Джошуа, Александр Дайл и Адам Кэнфилд)
- Одри Хепберн в роли Регины «Реджи» Ламперт
- Уолтер Мэттау в роли Карсона Дайла (псевдоним Гамильтон Бартоломью)
- Джеймс Коберн в роли Текса Пантхоллоу
- Джордж Кеннеди в роли Германа Скоби
- Доминик Мино в роли Сильви Годель
- Нед Гласс в роли Леопольда В. Гидеона
- Жак Марин — инспектор Эдуард Гранпьер
- Пол Бонифас в роли мистера Феликса, торговца марками
- Томас Челимский в роли Жана-Луи Годеля
Производство
[ редактировать ]
Написание и кастинг
[ редактировать ]Когда сценаристы Питер Стоун и Марк Бем представили свой сценарий «Ничего не подозревающая жена» в Голливуде, они не смогли его продать. Затем Стоун превратил его в роман под названием «Шарада» , который нашел издателя и был опубликован в журнале Redbook . Сериал привлек внимание тех же голливудских компаний, которые прошли мимо него ранее. Права на экранизацию были быстро проданы продюсеру и режиссеру Стэнли Донену. Затем Стоун написал окончательный сценарий съемок, адаптированный для Кэри Гранта и Одри Хепберн, а Бем получил соавторство в сюжете.
В конце фильма Хепберн перечисляет псевдонимы Гранта и делает вывод: «Надеюсь, у нас много мальчиков, и мы сможем назвать их всех в твою честь». В комментарии Criterion Collection 1999 года Стоун сетует на тот факт, что музыка раздувается, чтобы замаскировать его «лучшую заключительную фразу». Донен говорит ему, что он может сказать это сейчас и получить обратно свое. [9]
Кэри Грант, которому во время съемок исполнилось 59 лет, был чувствителен к 25-летней разнице в возрасте между Одри Хепберн (33 года на момент съемок) и им самим, и ему было некомфортно из-за их романтического взаимодействия. Чтобы развеять его опасения, создатели фильма согласились добавить диалог, в котором персонаж Гранта комментирует его возраст, а Регина — персонаж Хепберн — изображается в роли преследователя. [10]
Съемки
[ редактировать ]Производство началось в Париже 22 октября 1962 года. Около половины фильма было снято на натуре, а интерьеры снимались на студии Studios de Boulogne. Сцены первой встречи Гранта и Хепберн были сняты в январе 1963 года на горнолыжном курорте Межев во французских Альпах . [1] Тем летом Хепберн только что сняла фильм «Париж, когда он шипит» в нескольких одинаковых местах Парижа, но из-за трудностей с более ранним производством фильм был выпущен через четыре месяца после «Шарады» .
Когда фильм был выпущен на Рождество 1963 года, фраза Одри Хепберн «в любой момент нас могут убить» была дублирована фразой «в любой момент нас могут уничтожить» из-за недавнего убийства президента Джона Ф. Кеннеди . Дублированное слово выделялось довольно четко, поэтому в официальных видеорелизах фильма с тех пор были восстановлены исходные диалоги, хотя некоторые общедоступные видео, взятые из оригинальных отпечатков, все еще содержат дублированную строку.
Локации
[ редактировать ]Все места находятся в Париже, за исключением железной дороги и горнолыжного курорта.
- Железная дорога Париж-Бордо (убийство Шарля Ламперта)
- Резиденция Le Mont d’Arbois, Межев (альпийский отель)
- Авеню Веласкес, 5 (квартира Ламперт)
- Théâtre Vrai Guignolet, Карре Мариньи (кукольный театр)
- 24 Rue Censier (отель Сен-Жак)
- Ле-Аль (встреча с Варфоломеем на рынке)
- 11 Rue Scribe ( American Express ) здание
- Quai de Montebello (прогулка вдоль реки)
- Штаб-квартира ЮНЕСКО (штаб-квартира EURESCO)
- Карре Мариньи (рынок марок)
- Вокзал Варенн (интерьер вокзала Сен-Жак )
- Пале-Рояль (погоня по колоннаде)
- Комеди Франсез (театр)
- Посольство США, Париж
Студийные сцены снимались на студии Billancourt Studios .
Выпускать
[ редактировать ]Фильм планировалось выпустить на Рождество, но Universal согласилась на одноразовый предварительный показ в Palace Theater в Вашингтоне, округ Колумбия, что было полезно для сбора денег, чтобы помочь детям с низкими доходами продолжать учебу в школе. Певица Элла Фицджеральд выступила, и, по данным Jet журнала , было собрано 50 000 долларов. [1] эквивалентно почти полумиллиону долларов в деньгах 2023 года.
Прием
[ редактировать ]
Шарада получила положительные отзывы критиков 21 века, а также современников. Фильм имеет рейтинг одобрения 94%, основанный на 54 рецензиях на сайте Rotten Tomatoes , со средней оценкой 8,50 из 10 и консенсусом: «Шарада, странствующая по всему миру, в которой ее уникальные детали важнее общей головоломки, - это восхитительная игра с Кэри Грантом. и сверкающая химия Одри Хепберн в центре идеально организованного хаоса». [6] На Metacritic фильм получил оценку 83% на основе отзывов 16 критиков, что указывает на «всеобщее признание». [11]
В обзоре, опубликованном 6 января 1964 года в The New York Times , Босли Кроутер раскритиковал фильм за «ужасные прикосновения» и «ужасное насилие», но также похвалил его за сценарий с «внезапными поворотами, шокирующими шутками, эксцентричными сценами». аранжировки, а иногда и яркие и хрупкие линии», а также режиссура Донена, [12] Говорят, что он находится на полпути между эксцентричной комедией 1930-х годов и «Север через северо-запад» , в Альфреда Хичкока которой также играл Грант. [12]
В обзоре Time Out фильм получил положительную оценку с утверждением, что это «огромный тизер для зрителей [...] Грант передает свое невыразимое обаяние, Кеннеди (с металлической рукой) обеспечивает комическую жестокость, а Хепберн элегантно чревата». [13] Рецензируя Blu-ray DVD версию фильма на , Крис Кэбин из журнала Slant Magazine дал фильму оценку три с половиной из пяти, назвав его «высококлассным китчевым детективом». [14] и написал, что это «по сути буйный и хаотичный взгляд на шпионский триллер, но структурно он напоминает « И тогда никого не было » Агаты Кристи », а также описал его как «своего рода чудесное развлечение». [14]
Награды и почести
[ редактировать ]Премия | Категория | Номинант(ы) | Результат |
---|---|---|---|
Награды Академии [15] | Лучшая песня | " Шарада " Музыка Генри Манчини Слова Джонни Мерсера | номинирован |
Премия Британской киноакадемии [16] | Лучший иностранный актер | Кэри Грант | номинирован |
Лучшая британская актриса | Одри Хепберн | Выиграл | |
Премии Давида ди Донателло | Золотая тарелка | Выиграл | |
Премии Эдгара Аллана По | Лучший сценарий к фильму | Питер Стоун | Выиграл |
Золотой глобус [17] | Лучший актер в кинофильме (мюзикле или комедии) | Кэри Грант | номинирован |
Лучшая женская роль в кинофильме (мюзикле или комедии) | Одри Хепберн | номинирован | |
Лавровые награды | Лучшая комедия | 3-е место | |
Лучший мужской комедийный спектакль | Кэри Грант | 2-е место | |
Лучший женский комедийный спектакль | Одри Хепберн | 3-е место | |
Лучшая песня | "Шарада" Музыка Генри Манчини Слова Джонни Мерсера | 5 место | |
Награды Гильдии писателей Америки [18] | Лучшая написанная американская комедия | Питер Стоун | номинирован |
Статус общественного достояния
[ редактировать ]В фильме есть надпись «MCMLXIII BY UNIVERSAL PICTURES COMPANY, INC. и STANLEY DONEN FILMS, INC. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ», но без слов «Авторское право», «Copr». или символ «©». До 1978 года законодательство США требовало, чтобы произведения, включающие такое слово или символ, были защищены авторским правом . [19] [20] [21] Поскольку Universal не смогла должным образом отобразить уведомление об авторских правах, фильм стал общественным достоянием в США сразу после его выпуска. [22] В результате копии кинопленок различного качества стали широко доступны на VHS, DVD и Blu-ray в дополнение к официальным выпускам фильма от самой Universal, а также The Criterion Collection . Фильм также доступен для бесплатного просмотра на YouTube и бесплатного скачивания в Интернет-архиве . [23] Однако, хотя сам фильм находится в общественном достоянии, оригинальная музыка остается под защитой авторских прав, если находится вне контекста фильма. [24]
См. также
[ редактировать ]- Список американских фильмов 1963 года
- «Правда о Чарли» — ремейк «Шарады» 2002 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Шарада в каталоге художественных фильмов AFI
- ^ Хотри, Кристофер (30 октября 2007 г.). «Некролог: Марк Бем» . Хранитель . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Уокер, Александр (1974). Голливуд, Англия . Штейн и Дэй. п. 341.
- ^ «Фильм: Шарада» . Числа . Проверено 14 ноября 2011 г.
- ^ «Шарада» . Классические фильмы Тернера . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Шарада» . Гнилые помидоры . Проверено 6 апреля 2021 г.
- ^ Грейданус, Стивен Д. «Шарада» . Достойные фильмы . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Улаби, Неда (14 декабря 2022 г.). « Железный человек», «Супер Флай» и «Кэрри» внесены в Национальный реестр фильмов» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ «Шарада: Шпион в Живанши» . Коллекция критериев . 21 сентября 2020 г. . Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ Истман, Джон (1989). Пересъёмки: за кулисами 500 классических фильмов . Книги Баллантайна. стр. 57–58. ISBN 0-345-35399-4 .
- ^ «Шарада» . Метакритик . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Кроутер, Босли (6 декабря 1963 г.). «Одри Хепберн и Грант в «Шараде»: комедия-мелодрама в Мюзик-холле Производство изобилует отвратительным юмором» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ «Шарада» . Тайм-аут . Лондон. Август 2012 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Кэбин, Крис (21 сентября 2010 г.). «Шарада — обзор Blu-ray» . Журнал «Слант» . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ «Номинанты и победители 36-й церемонии вручения премии Оскар (1964)» . oscars.org . Архивировано из оригинала 2 ноября 2017 года . Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ «Премия BAFTA: фильм 1965 года» . БАФТА . 1965 год . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ «Шарада – Золотой глобус» . ХФПА . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «Лауреаты премии» . Гильдия писателей Америки . Архивировано из оригинала 5 декабря 2012 года . Проверено 6 июня 2010 г.
- ^ «Основы авторского права» (PDF) . Бюро авторских прав США . Вашингтон, округ Колумбия. 2008. стр. 3–4.
- ^ «Закон о внесении поправок и консолидации законов об авторском праве, 60-й Конгресс, 2-я сессия. § 9» (PDF) . Конгресс США . 1909.
- ^ Ю, Питер К. (2007). Интеллектуальная собственность и информационное богатство: авторское право и смежные права . Greenwood Publishing Group Inc. с. 143. ИСБН 978-0-275-98883-8 .
- ^ Пирс, Дэвид (июнь 2007 г.). «Забытые лица: почему часть нашего кинематографического наследия является частью общественного достояния». История кино: Международный журнал . 19 (2): 125–43. дои : 10.2979/FIL.2007.19.2.125 . ISSN 0892-2160 . JSTOR 25165419 . OCLC 15122313 . S2CID 191633078 .
- ^ «Шарада» . Интернет-архив . 5 декабря 1963 года . Проверено 1 февраля 2011 г.
- ^ «Публичный каталог: ключевое слово «шарада Генри Манчини» » . Бюро авторских прав США . 2015 . Проверено 27 апреля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Шарада в каталоге художественных фильмов AFI
- Шарада на IMDb
- Шарада в AllMovie
- Шарада в базе данных TCM Movie
- Шарада доступна для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве.
- Шарада: Шпион в Живанши , эссе Брюса Эдера из Criterion Collection
- фильмы 1963 года
- Криминальные фильмы 1963 года
- Романтические комедии 1963 года
- детективные комедии 1960-х годов
- Комедийные триллеры 1960-х годов
- Криминальные комедии 1960-х годов
- Криминальные триллеры 1960-х годов
- Англоязычные фильмы 1960-х годов
- детективные триллеры 1960-х годов
- Романтические триллеры 1960-х годов
- Американские детективные комедии
- Американские комедийные триллеры
- Американские криминальные комедии
- Американские криминальные триллеры
- Американские детективные триллеры
- Американские романтические комедии
- Американские романтические триллеры
- Работы, отмеченные премией Эдгара
- Фильмы Стэнли Донена
- Фильмы, написанные Генри Манчини
- Фильмы, действие которых происходит в Париже
- Фильмы, снятые на студии Billancourt Studios
- Фильмы, снятые во Франции.
- Фильмы, снятые в Париже
- Премия Грэмми за лучший неклассический альбом
- Романтические криминальные фильмы
- Фильмы о кладоискателях
- Американские фильмы 1960-х годов
- Фильмы Национального реестра фильмов США