Роллс-Ройс Фантом IV
Роллс-Ройс Фантом IV | |
---|---|
![]() Первый Phantom IV в своем первом выпуске в качестве государственного автомобиля, перевозивший королеву Елизавету II и принца Филиппа из Кларенс-хауса в Вестминстерское аббатство для вручения Maundy Money 10 апреля 1952 года. | |
Обзор | |
Производитель | Роллс-Ройс Лимитед |
Производство | 1950–1956 18 автомобилей |
Сборка | Великобритания: Белпер и Крю |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | 4-дверный седан |
Макет | Продольный переднемоторный, задний привод |
Связанный | Серебряный Призрак |
Силовой агрегат | |
Двигатель |
|
Передача инфекции | 4-ступенчатая механическая коробка передач (4-ступенчатая автоматическая коробка передач, стандартная с 1954 г.) |
Размеры | |
Колесная база | 3683 мм (145,0 дюйма) |
Длина | 5765,8 мм (227,0 дюйма) |
Ширина | 1955,8 мм (77,0 дюйма) |
Высота | 1879,6 мм (74,0 дюйма) (Данные, соответствующие первому пункту IV, варьируются в зависимости от каждого агрегата и/или типа кузова) |
Хронология | |
Предшественник | Фантом III |
Преемник | Phantom V |
Rolls -Royce Phantom IV — британский автомобиль производства компании Rolls-Royce . [ 1 ] В период с 1950 по 1956 год было произведено всего восемнадцать, проданных только покупателям, которых Rolls-Royce считал достойными этой награды: британской королевской семье и главам государств. Известно, что шестнадцать до сих пор существуют в музеях, а также в государственных и частных коллекциях.
Характеристики
[ редактировать ]Компания Rolls-Royce нарушила свое ранее принятое решение прекратить производство серии «больших» Rolls-Royce Phantom после окончания Второй мировой войны. [ 2 ] Шасси Phantom IV отличалось от шасси более коротких серийных послевоенных моделей Silver Wraith и Bentley Mark VI ; кроме большего размера и двигателя повышенной мощности и мощности, они имеют дополнительную поперечину в центре крестообразной распорки и 10-шиповое крепление опорных катков. [ 3 ]
Двигатель представлял собой производную от 8-цилиндровой рационализированной B линейки бензиновых двигателей (состоящей из четырех, шести и рядных восьмицилиндровых двигателей). В частности, это была усовершенствованная версия B80, последних трех моделей B81, которые использовались как в военных, так и в коммерческих автомобилях. [ 4 ] IV — единственный автомобиль Rolls-Royce, оснащенный рядным восьмицилиндровым двигателем, который был мощным, но при этом мог преодолевать большие расстояния на очень низкой скорости, что является важной особенностью церемониальных и парадных автомобилей.
Все экземпляры этой эксклюзивной серии были изготовлены независимыми производителями кузовов . [ 5 ] и большую часть их капотов увенчивала коленопреклоненная версия Spirit of Ecstasy , которая была представлена в 1934 году и использовалась в различных других моделях.
История
[ редактировать ]В июле 1938 года компании Rolls-Royce пришлось опубликовать в автомобильной прессе заявление, в котором отрицалось прекращение производства Phantom III. Следующее сообщение было опубликовано 19 июля 1938 года в британском журнале The Motor :
Компания желает опровергнуть слухи о том, что Phantom III будет снят с производства и заменен другой моделью с 8-цилиндровым или другим двигателем. [ 6 ]
автомобилей Rolls-Royce и Bentley (приобретенных Rolls-Royce в 1931 году) Однако в 1937 году был начат проект по снижению производственных затрат на шасси . Это включало разработку рационализированной линейки автомобилей, в которой использовалось как можно больше общих компонентов шасси. [ 7 ] В рамках реализации этого плана рационализации было изготовлено несколько прототипов. Один из них, шасси 30-G-VII, был оснащен большим Park Ward и назывался Silver Wraith 80, затем Silver Phantom, хотя вскоре он стал известен как Big Bertha. семиместным кузовом лимузина [ 8 ] Так родился Phantom IV. [ 7 ]
Аналогичным образом, в 1939 году и до начала боевых действий , еще одним экспериментальным автомобилем с рядным восьмицилиндровым двигателем, испытанным во время и после Второй мировой войны, был специальный Bentley Mark V , шасси 11-BV, [ 9 ] оснащен расточенным восьмицилиндровым двигателем объемом 6,3 л. [ 10 ] Хотя официальное название этой машины экспериментального отдела было «Комета». [ 11 ] его потрясающее исполнение принесло ему ласковое прозвище «Ошпаренный кот». [ 12 ] Именно это подразделение позже сыграет ключевую роль в решении о создании Phantom IV. [ 12 ] Действительно, принц Филипп, герцог Эдинбургский, услышал о Бентли по прозвищу «Ошпаренный кот» в 1948 году и попросил его опробовать его. Ему очень понравилась эта экспериментальная машина, и он проехал на ней значительные расстояния. Когда он вернул его, он, очевидно, пробормотал о том, как было бы здорово иметь машину с характеристиками в Королевских конюшнях .
15 ноября 1948 г. [ 12 ] Вскоре после того, как принц Филипп управлял вышеупомянутым автомобилем, поступил заказ на автомобиль Rolls-Royce для принцессы Елизаветы и принца Филиппа. Они разместили заказ через официальных розничных продавцов The Car Mart, Ltd., RR в Лондоне. [ 13 ] Такое транспортное средство должно было отвечать их служебным потребностям, а это означало, что это должен быть лимузин. Он также должен был иметь хорошие характеристики, поскольку принц хотел управлять им сам. Этот автомобиль станет первым Rolls-Royce в конюшне. [ 14 ] Изначально планировалось, что это будет единственный Phantom IV, строго единичный экземпляр. [ 15 ]
Компания Rolls-Royce, зная, что Daimler имеет королевский ордер на поставку автомобилей с 1900 года, очень стремилась к тому, чтобы машина была лучшей из когда-либо существовавших, и на конструкцию шасси было потрачено много ручной работы. . Члены совета директоров ранее рассматривали возможность замены довоенного Phantom III, но опасались, что такой большой и дорогой автомобиль может не найти рынка в условиях слабой послевоенной экономики.

Проектирование и производство первых шасси новой модели осуществлялось не на заводе Крю , а на экспериментальном клановом литейном заводе в Белпере . [ 16 ] [ 17 ] который был домом автомобильной отрасли во время Второй мировой войны. [ 2 ] [ 18 ] Экспериментальный отдел продолжал работать там до закрытия Clan Foundry в 1950 году, когда он был наконец переведен в Крю. Также в цехе экспериментального отдела завода в Крю были изготовлены остальные семнадцать шасси. Очень небольшое количество Phantom IV означало, что их производство вместе с другими моделями могло бы подорвать производство последних. [ 19 ]
Шасси 4AF2 строилось под кодовым названием Nabha. [ 20 ] и после завершения 20 июля 1949 года был отправлен в Муллинер для монтажа корпуса. [ 21 ] Ранее компания Mulliner представила свой проект на рассмотрение и одобрение герцогу Эдинбургскому, и чертеж предложения производителя кузовов был принят. [ 17 ] Принц Филипп не раз посещал мастерские, пока они строились. На изготовление кузова ушёл почти год, и автомобиль наконец был доставлен в Car Mart 6 июля 1950 года, после примерно 230 миль испытаний, проводимых Rolls-Royce на объектах Исследовательской ассоциации автомобильной промышленности и на дороге. [ 17 ] Его доставка сопровождалась публичным заявлением о том, что Phantom IV «был разработан по специальному заказу Их Королевских Высочеств, принцессы Елизаветы и герцога Эдинбургского».

Поскольку на момент доставки паре автомобиль находился в частной собственности, он был окрашен в зеленый цвет Валентина (темно-зеленый с легким синим вторичным оттенком) с красными полосами по поясу. Лимузин стал официальным государственным автомобилем Соединенного Королевства после восшествия на престол принцессы Елизаветы в 1952 году; как таковой, он был перекрашен в королевскую цветовую гамму: королевский бордовый и черный. [ 18 ] [ 20 ]
Этот автомобиль остается в Королевских конюшнях и до сих пор иногда используется на королевских и государственных мероприятиях. Например, его использовали на свадьбе Уильяма , принца Уэльского и Кэтрин Миддлтон в 2011 году, чтобы перевезти принца Чарльза и Камиллу, герцогиню Корнуоллскую , из Кларенс-хауса в Вестминстерское аббатство . приехала В 2018 году Меган Маркл в часовню Святого Георгия в Виндзорском замке на свадьбу с принцем Гарри . В 2022 году он перевез нового короля Карла III и королеву Камиллу из Букингемского дворца в Вестминстер-холл и Королевские ВВС Нортхолт . [ 22 ]
Испанский орден
[ редактировать ]
18 октября 1948 года Крю получил заказ от правительства Испании на три броневика для использования генералиссимуса Франсиско Франко : два с кузовами-лимузинами и открытый всепогодный кузов; этот был предназначен для замены Hispano-Suiza J12 1938 года выпуска с кузовом Carrosserie Vanvooren . Хотя модель Phantom IV не была указана в заказе и даже не была известна за пределами компании в то время, было решено, что лучшим способом справиться с огромным дополнительным весом будет построить три автомобиля как Phantom IV. [ 23 ] вместо того, чтобы перегружать шасси Silver Wraith. Тем более, что министерство иностранных дел предположило, что Крю не может отказаться от этого приказа. [ 15 ]
Пассажиры должны были быть защищены от пули Маузера, выпущенной с десяти шагов, поэтому WA Robotham рекомендовал тело от Mulliner's из Чизвика, у которого «было много довольных клиентов среди наиболее непопулярных правителей мира». Для миссии армейских офицеров к Муллинеру требовалось стекло толщиной в один и три четверти дюйма и броневая пластина. Толщина бронелиста должна была составлять почти полдюйма, а требуемая большая площадь пола делала бы полную массу машин более трех с половиной тонн, что создавало бы чрезмерную нагрузку на колеса и коробку передач на главных дорогах Испании. Несколько лет спустя, отдыхая там, Роботэм осматривал машины; бригадир, отвечающий за гараж, похвалил их и сказал, что ими часто пользуются. Спидометры показывали менее 2000 км, но «их возили на поезде и возили только для реальных проверок и шествий». [ 24 ]

Сам того не желая, тройной приказ правительства Испании в октябре 1948 года, а также последующий приказ принцессы Елизаветы и герцога в ноябре того же года помогли придать решающий импульс существованию этой модели, как предполагает Мартин Беннетт в своей книге « Роллс». -Royce & Bentley: The Crewe Years и номер 9 сентября 1990 года британского журнала Classic Cars . [ 25 ] Все эти три исторических автомобиля всегда были собственностью испанской армии и до сих пор используются в церемониях испанской королевской семьей и главами государств, находящимися с официальным визитом в Испании, используя один из двух лимузинов.
Политика «Только члены королевской семьи и главы государств»
[ редактировать ]Неизвестно, когда именно была принята политика «Только члены королевской семьи и главы государств», а также существовала ли на самом деле такая явная политика компании. Однако известно, что совет директоров принял решение о непрактичности попытки построить более трех Phantom IV в год. [ 26 ] Также очевидно, что ни один частный заказчик, кроме членов королевской семьи и глав государств, никогда не получал Phantom IV. Тем не менее, существует значительное количество кузовных чертежей предлагаемых Phantom IV, которые так и не были построены.
Некоторые из них представляют собой предложения производителей кузовов по шасси, которые на самом деле были реализованы другими производителями кузовов. Другие были предложены, но не построены вообще. Большинство из них связаны с именами конкретных клиентов, таких как король Фарук , махараджи Бароды и Майсура, а также американцы Бриггс Каннингем и Джеймс Мелтон . Очевидно, что некоторые клиенты, не входящие в категорию членов королевской семьи и глав государств, считали, что Phantom IV будет доступен для покупки. Остается только гадать, как и была ли доведена до сведения клиентов новость о том, что фирма не будет поставлять шасси для предлагаемых ими автомобилей, или почему они выбрали другие модели. [ 27 ]
В 1956 году модель была снята с производства, к тому времени на Silver Wraiths были построены соответствующие кузова для государственного использования , которые хорошо работали на заводе, благодаря чему специализированное производство Phantom IV отпало необходимость. [ 28 ] В 1952 году стоимость шасси Phantom IV составляла 10 000 долларов (3500 фунтов стерлингов), а с кузовом лимузина — 20 000 долларов (7 000 фунтов стерлингов). Это была огромная надбавка к цене, но, возможно, все же недостаточная, чтобы обеспечить прибыль от небольшого количества построенных автомобилей (восемнадцать изготовленных, семнадцать продал). [ 29 ] Однако свою роль в расширении престижа Rolls-Royce удалось добиться.
-
Шасси 4AF18: две большие фары Lucas R-100 обрамляют символический радиатор в стиле Парфенона . Верхняя и передняя часть корпуса выглядят совершенно плоскими, но на самом деле они выпуклы на несколько тысячных, поэтому они будут выглядеть плоскими в соответствии с принципами дизайна (известными как энтазис ), которые использовали древние греки в этом храме. [ 30 ]
-
Шасси 4CS4: Kneeling Spirit of Ecstasy (1934–1939 и 1946–1956), установленное на большинстве радиаторов, кроме шасси 4BP7 и 4CS6.
Таблица всех 18 единиц
[ редактировать ]Шасси | Номер двигателя. | Первоначальный владелец/пользователь | тренерская работа | Текущий внешний вид | Текущий интерьер | Последний известный владелец/местоположение | Картина |
---|---|---|---|---|---|---|---|
4AF2 | P1A | Королева Елизавета II Великобритании |
Х. Дж. Муллинер |
Королевский бордовый и черный | Спереди: синяя кожа, позже переделанная в темно-синюю ткань.
Задняя часть: серая ткань |
Государственный автомобиль , |
![]() |
| |||||||
| |||||||
4AF4 | P2A | Роллс-Ройс |
Парк Уорд |
Серый | Демонтирован, Великобритания, |
||
| |||||||
| |||||||
4AF6 | P3A | Мохаммад Реза Пехлеви, шах Ирана |
Х. Дж. Муллинер |
Синий Серебристый | Белая кожа | Неизвестный, Гонконг? |
|
| |||||||
| |||||||
4AF8 | P4A | Абдулла III аль-Салим аль-Сабах, эмир Кувейта |
Х. Дж. Муллинер |
Апельсиновый бисквит поверх Royal Midnight Blue | Бисквитная кожа | Неизвестный, Италия, |
|
| |||||||
| |||||||
4AF10 | P5A | Принц Генри, герцог Глостер | Хупер Лимузин |
Черный | Фавновая кожа | Неизвестный, Неизвестный, |
|
| |||||||
| |||||||
4AF12 | P6A | Эрнест Хайвс , управляющий директор и председатель Rolls-Royce Limited |
Хупер |
Синий
Перекрашен: Черный |
Бежевый |
Ион Цириак , |
![]() |
| |||||||
| |||||||
4AF14 | P7A | Генералиссимус Франсиско Франко Испании | Х. Дж. Муллинер
Лимузин, 5-местный |
Черный | Западная Англия Бежевый | Испанская армия. Казармы Ла Рейна и Принсипи де Астурияс, Эль Пардо , Мадрид, Испания | ![]() Автомобиль слева |
| |||||||
| |||||||
4AF16 | P8A | Генералиссимус Франсиско Франко Испании | Х. Дж. Муллинер
Лимузин, 7-местный № 5036 Дизайн 7181 |
Черный | Западная Англия Бежевый | Испанская армия. Казармы Ла Рейна и Принсипи де Астурияс, Эль Пардо , Мадрид, Испания | ![]() Автомобиль справа |
| |||||||
|
|||||||
4AF18 | P9A | Генералиссимус Франсиско Франко Испании | Х. Дж. Муллинер
Кабриолет № 4945 Дизайн 7183 |
Черный | Зеленая кожа | Испанская армия. Казармы Эль Рей (Историческая комната Королевской гвардии), Эль Пардо , Мадрид, Испания | ![]() |
| |||||||
| |||||||
4AF20 | Р10А | Ага Хан III | Хупер
Лимузин, Седанка де Виль № 9750 Дизайн 8293 |
Темно-зеленый (светло-зеленая полоска)
Перекрашен: Красный Перекрашен: темно-зеленый (светло-зеленая полоска) (2015) |
Красная кожа | Ион Цириак / Румыния / 2022 г. | ![]() |
| |||||||
| |||||||
4AF22 | Р11А | Принц Талал Саудовской Аравии | Франция
Кабриолет № Неизвестно Дизайн 7183 |
Кремовый и Зеленый
Перекрашен: Черный |
Зеленая кожа | Неизвестный | |
| |||||||
| |||||||
4БП1 | P1B | Король Ирака Фейсал II | Хупер
Лимузин № 9890 Дизайн 8361 |
Черный | Красная кожа | Багдхад, Ирак | |
| |||||||
| |||||||
4БП3 | P2B | 'Абд аль-Илах, принц-регент Ирака | Хупер
Туристический лимузин, 7-местный № 9891 Дизайн 8370 |
Черный
Перекрашены: черный поверх белого, черные крылья, [ 46 ] Перекрашен: черный поверх темно-синего. |
Французская синяя кожа | Королевский автомобильный музей , Иордания | ![]() |
| |||||||
| |||||||
4БП5 | П3Б | Королева Великобритании Елизавета II | Хупер
Ландолетт № 9941 Дизайн 8399 |
Королевский бордовый и черный | Спереди: синяя кожа
Задняя часть: серая ткань Западной Англии. |
Частная коллекция, Миссури, США | ![]() |
| |||||||
| |||||||
4БП7 | P4B | Принцесса Маргарет, графиня Сноудон | Х. Дж. Муллинер
Лимузин, 7-местный № 5686 Дизайн 7368 |
Черный | Бежевая ткань | Неизвестно, Продано в 2021 г. | ![]() |
| |||||||
| |||||||
4CS2 | P1C | Абдулла III аль-Салим аль-Сабах, эмир Кувейта | Х. Дж. Муллинер
Лимузин, 6 Легкий седан № 5724 Дизайн 7376 |
Двухцветный зеленый | Оливково-зеленая кожа | Коллекция Нетеркатта , Калифорния, США | ![]() |
| |||||||
| |||||||
4CS4 | P2C | Абдулла III аль-Салим аль-Сабах, эмир Кувейта | Х. Дж. Муллинер
Лимузин № 5725 Дизайн 7376 |
Золотая Медь и Серебро | Бежевая кожа |
Мигель де ла Виа, |
|
| |||||||
| |||||||
4CS6 | P3C | Мохаммад Реза Пехлеви, шах Ирана | Хупер
Лимузин № 10177 Дизайн 8425 |
Черный
Перекрашен: Бордо |
Серая кожа | Национальный автомобильный музей Ирана | ![]() |
| |||||||
|
См. также
[ редактировать ]Bugatti Royale , еще одна модель роскошного автомобиля, предназначенная для продажи членам королевской семьи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Россфельдт, К.-Й. (2013). "Роллс-Ройс Фантом IV (1950-1956)" . Роллс-Ройс и Бентли . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Кэррингтон, Джеймс. «Роллс-Ройс Фантом IV» . Даркфорс . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Беннетт (2008) , с. 18.
- ^ Спенсер, Реджинальд Джеймс. «Роллс-Ройс в клановой литейной, Белпер» . Клуб энтузиастов Rolls-Royce . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года.
- ^ Беннетт (2008) , с. 204.
- ^ Беннетт (2008) , с. 171.
- ^ Jump up to: а б Беннетт (2008) , с. 15.
- ^ Беннетт (2008) , с. 172.
- ^ Беннетт, Мартин (15 февраля 2010 г.). Bentley Continental, Corniche & Azure 1951–2002 гг . Дорчестер: Скорость. п. 12. ISBN 978-1-84584-210-9 .
- ^ Уорд, Берт (1978). «Прямой 8-й Бентли» . Австралийский клуб владельцев Rolls-Royce .
- ^ Беннетт, Мартин (15 февраля 2010 г.). Bentley Continental, Corniche & Azure 1951–2002 гг . Дорчестер: Скорость. п. 10. ISBN 978-1-84584-210-9 .
- ^ Jump up to: а б с Настольный дневник Международного клуба владельцев Rolls-Royce и Bentley . Медиа-группа Faircount. Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года — через Issuu .
- ^ «Королевский Роллс-Ройс». Автокар . 7 июля 1950 г. с. 763.
- ^ Боуман, Хэнк Вианд (1957). Знаменитые старые автомобили . Гринвич, Коннектикут: Публикации Фосетта . п. 82 – через HathiTrust.
- ^ Jump up to: а б Брукс, Филип К. (2011). Олдхэм, Чарльз (ред.). «Призраки в послевоенном мире» . Настольный дневник Международного клуба владельцев Rolls-Royce и Bentley : 35 . Проверено 10 августа 2014 г.
- ^ Реджинальд Джеймс Спенсер, «Rolls-Royce в Clan Foundry, Белпер», Клуб энтузиастов Rolls-Royce
- ^ Jump up to: а б с де Кампи, Джон В. (май – июнь 2004 г.). «Фантом IV: Взгляд на все восемнадцать крупным планом». Летающая леди . п. 7341.
- ^ Jump up to: а б Пиготт, Питер (2005). Королевский транспорт: взгляд изнутри на историю королевских путешествий . Дандум Пресс. стр. 125–126. ISBN 978-1-55002-572-9 . Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Информация предоставлена Мартином Беннетом 30 июня 2024 г.: Старший сотрудник компании Rolls-Royce Ltd, который занимал жизненно важную должность в период разработки Phantom IV, рассказал мне, что все шасси Phantom IV были построены в экспериментальном цехе.
- ^ Jump up to: а б Беннетт (2008) , с. 21.
- ^ Беннетт (2008) , с. 23.
- ↑ Король Чарльз, его покойная мать и Призрак, которого они оба любили.
- ^ Беннетт (2008) , с. 32.
- ^ Роботэм, Уильям Артур (1970). Серебряные призраки и Серебряный рассвет . Лондон, Великобритания: Констебль. стр. 233–235. ISBN 978-0-09456-690-3 .
- ^ Рока, Рамон (23 июня 2014 г.). «Las Carrozas del Estado español, los Rolls-Royce Phantom IV» [Государственные автомобили Испании, Rolls-Royce Phantom IV]. 8000vueltas.com (на испанском языке).
- ^ Беннетт (2008) , с. 48.
- ^ Беннетт (2008) , стр. 48–51.
- ^ Настольный дневник Международного клуба владельцев Rolls-Royce и Bentley . Медиа-группа Faircount. Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 г. – через Issuu.
- ^ Филдса , с. 7339
- ^ Скотт, Дэвид (май 1960 г.). «Самый суетливый автомобильный завод в мире» . Популярная наука . п. 97.
- ^ Королевские автомобили Rolls-Royce . Лондон, Великобритания: Издательство Osprey. 1991. с. 66.
- ^ Jump up to: а б Rolls-Royce & Bentley: годы Крю . Лондон, Великобритания: JH Haynes & Co Ltd., 2011. с. 20.
- ^ Тренк, Дик (6 апреля 2010 г.). Бергсма, Йорис; Буй, Рутгер (ред.). «Идет с вооруженной охраной» . Послевоенная классика . Амстердам, Нидерланды: Довоенное послевоенное издание. Архивировано из оригинала 21 июля 2010 года . Проверено 25 августа 2013 г.
Одно шасси было переоборудовано в шестиместный кабриолет для Шаха, и, поскольку во время свержения оно находилось на кузовном заводе Муллинер-Парк-Уорд, оно сохранилось. Его переправили контрабандой в Швейцарию и держали в тайне.
- ^ Королевские автомобили Rolls-Royce . Лондон, Великобритания: Издательство Osprey. 1991. с. 183.
- ^ Jump up to: а б с д «ЛОТ 300 1955 ROLLS-ROYCE PHANTOM IV STATE LANDAULETTE Кузов от Hooper & Co, шасси № 4BP5» . Бонэмс . 8 сентября 2018 года . Проверено 1 мая 2021 г.
- ^ «Роллс-Ройс Фантом IV Лимузин Хупер 1951 года [4AF10]» . База данных автомобилей в Интернете . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ «Размышления о Королевском Роллс-Ройсе» . Звезда Индианаполиса . Соединенные Штаты. 4 февраля 1967 года . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Королевские автомобили Rolls-Royce . Лондон, Великобритания: Издательство Osprey. 1991. с. Разворот, 183.
- ^ Сисак, Мэтью (28 августа 1996 г.). «Впечатления от Phantom IV 1953 года» .
- ^ Орел, Альпийский (2017). «Роллс-Ройс Фантом IV» . Альпийский орел .
- ^ Jump up to: а б с \ Пойнт, Мотор (18 ноября 2022 г.). «Автомобиль Франко, которым пользовался король» .
- ^ Дональдсон, Джессика. «Роллс-Ройс Фантом IV 1952 года» . Conceptcarz.com .
- ^ Нэборс, Эндрю (28 августа 2015 г.). «Rolls-Royce Phantom IV 1952 года от Vantage Motorworks дважды побеждает в Пеббл-Бич» . Реестр Дюпон .
- ^ «Кабриолет 1952 года от Franay (шасси 4AF22, дизайн 7183) для Его Высочества принца Талала бин Абдель Азиза Аль Сауда» . Пинтерест . 5 января 2014 г.
- ^ «Эффекты короля продаются за 19 000 фунтов стерлингов» . Ежедневные новости . Великобритания. 9 сентября 1959 года . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ Россфельдт, К.-Й. (2003). «Автомобиль месяца – ноябрь 2003 г.: Rolls-Royce Phantom IV» . Роллс-Ройс и Бентли .
- ^ «Размышления о Королевском Роллс-Ройсе» . Звезда Индианаполиса . Соединенные Штаты. 4 февраля 1967 года . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Королевские автомобили Rolls-Royce . Лондон, Великобритания: Издательство Osprey. 1991. с. 69 и след.
- ^ Королевские конюшни, Букингемский дворец . Лондон, Великобритания: Pitkin Pictorials. 1972. с. 25.
- ^ Стюарт-Уилсон, Мэри (1991). Королевские конюшни . Лондон, Великобритания: Голова Бодли. п. 187.
- ^ «Bonhams предложит историческую коллекцию Rolls-Royce Heritage от имени Bentley» . Бонэмс . 8 сентября 2018 года . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ «Новая машина принцессы Маргарет» . Иллюстрированные спортивные и драматические новости . Англия. 4 августа 1954 года . Проверено 26 апреля 2018 г. - из Архива британской газеты.
- ^ "Слух" . Абердинский вечерний экспресс . Шотландия. 3 августа 1954 года . Проверено 26 апреля 2018 г. - из Архива британской газеты.
- ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д \ «Лимузин Rolls-Royce Phantom IV 1954 года «Принцесса Маргарет» от HJ Mulliner» . Р. М. Сотбис . 19 июня 2021 г. Проверено 13 сентября 2022 г.
- ^ «Автомобили, проданные нами в 2009 году» . Реальная автомобильная компания .
- ^ «Конкурс элегантности на вилле д'Эсте и вилле Эрба» . Autoconcept-Обзоры . 2015.
- ^ Янгштейн, Кеннет (22 мая 2015 г.). «Конкурс элегантности на вилле д'Эсте» . Автомобильный клуб Санкт-Морица .
- ^ «Призрачный путь, из Кувейта в Найак» . Рекорд . США. 25 августа 1967 года . Проверено 13 сентября 2022 г. - из архива британских газет.
- ^ «Место, где можно посетить классное шасси» . Сан-Бернардино Сан . США. 1 мая 1983 года . Проверено 13 сентября 2022 г. - из архива британских газет.
- ^ «Призрачный путь, из Кувейта в Найак» . Рекорд . США. 25 августа 1967 года . Проверено 13 сентября 2022 г. - из архива британских газет.
- ^ "ROLLS ROYCE PHANTOM IV, HJ MULLINER (1955)" . Класикос аль Воланте . 2014.
- ^ Унгер, Крейг (17 марта 1980 г.). «Персидские ковры подняты: заложник автомобиля Шаха» . Нью-Йорк . Проверено 5 октября 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Беннетт, Мартин (2008). Rolls-Royce: Послевоенные фантомы IV, V, VI . Далтон Уотсон. ISBN 978-1-85443-220-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- "Статья и винтажные фотографии каждого P.IV" . Фликр .
- «Фотографии 18 П. IV, сделанные» . Пинтерест .
- «Фантом IV» . Коллекция изображений Фонда Rolls-Royce . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года.
- «Фантом IV» . Фликр . 2 января 2010 г.
- «Статья о 4БП3 (1953)» . Роллс-Ройс и Бентли .
- «Впечатления от П. IV» . Австралийский клуб владельцев Rolls-Royce .
- «Модель в кино и сериалах» . База данных автомобилей в Интернете .
- «Винтажные фотографии» . Фликр .
Видео
[ редактировать ]- «Плейлист Rolls-Royce Phantom IV» – через YouTube.