Jump to content

Пять линий

(Перенаправлено с Граммая )

Пять линий ( греч . πεντε γραμμαι , латинизированное : pente grammai ) — современное название древнегреческой настольной игры . [ 1 ] [ 2 ] Каждый из двух игроков перемещает по пять фишек на доске с пятью линиями, причем ходы, вероятно, определяются броском кубика. Победителем мог стать тот, кто первым разместит свои фигуры на центральной «священной линии». Полного описания игры не существует, но было сделано несколько научных реконструкций, в том числе Шедлера и Кидда. [ 3 ] [ 4 ]

Ахиллес и Аякс играют в игру, которую часто называют «Пять линий»; общая тема в древнегреческом искусстве.

Игровые доски, состоящие из пяти параллельных линий с кругами на концах, были найдены во многих местах Древней Греции, иногда они были вырезаны прямо в полах храмов. [ 3 ] Самые ранние известные образцы были найдены в Анагиросе , Аттика, и датируются 7 веком до нашей эры. На чердачных вазах, датированных примерно 500 г. до н. э., изображены Аякс и Ахиллес , играющие в эту игру; их сохранилось более 160. [ 3 ] [ 5 ] (Некоторые источники описывают игру, в которую играют в этом искусстве, как полис , [ 6 ] но это скорее всего ошибка). [ 7 ]

Первое письменное упоминание принадлежит Алкею из Митилини около 600 г. до н.э. [ нужна ссылка ] Позже Юлий Поллукс описывает игру в «Ономастиконе» (9.97–98). [ 8 ] Поллукс пишет: «На пяти линиях с обеих сторон была средняя, ​​называемая священной линией. И перемещение туда уже поступившей фигуры породило пословицу: «он сдвигает фигуру со священной линии»». [ 3 ] Поллукс не дает игре названия, но ученые обычно называют ее «Пять линий». К этому моменту в игру, вероятно, уже перестали играть, поскольку он описал ее как элемент истории. [ 4 ]

Геймплей

[ редактировать ]

Каждый из двух игроков перемещает по пять фигур на доске с пятью линиями, вероятно, против часовой стрелки. Победителем мог стать тот, кто первым разместит свои фигуры на центральной линии, называемой «священной линией» (иногда также переводится как «святая»). Количество строк, похоже, не ограничено строго пятью, хотя это наиболее распространенная версия; когда линий больше, игра, скорее всего, ведется с соответствующим количеством фигур. В игре используются кости, хотя точный метод продвижения фигур неизвестен.

Упоминания о перемещении фигуры от священной линии регулярно встречаются в древнегреческих текстах. Целью игры было расположение всех своих фигур на священной линии, поэтому лишь в редких случаях игрок хотел переместить свои фигуры с линии, «чтобы получить преимущество», как упоминал, например, Алкей . [ где? ] Стивен Кидд утверждает, что перемещение фигуры от священной линии было редким и агрессивным ходом. [ 4 ]

  1. ^ В. Кендрик Притчетт (1968). « Пять линий» и ИГ I 2 , 324 " . Калифорнийские исследования классической античности . 1 : 187–215. doi : 10.2307/25010573 . ISSN   0068-5895 . JSTOR   25010573. г. Архивировано из оригинала 02 августа 2023 г. Проверено 07 февраля 2022 .
  2. ^ Лесли Курк (июль 1999 г.). «Древнегреческие настольные игры и как в них играть» . Классическая филология . 94 (3): 247–267. дои : 10.1086/449440 . ISSN   0009-837X . S2CID   161253886 . Архивировано из оригинала 02 августа 2023 г. Проверено 7 февраля 2022 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Ульрих Шедлер (2009). « Пенте граммай – древнегреческая настольная игра «Пять линий». В Хорхе Нуно Силва (ред.). Коллоквиум XI по изучению настольных игр, материалы . Архивировано из оригинала 07 февраля 2022 г. Проверено 7 февраля 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Стивен Кидд (21 октября 2017 г.). «Пенте Граммай и «Святая линия» » . Журнал исследований настольных игр . 11 (1): 83–99. дои : 10.1515/bgs-2017-0004 . ISSN   2183-3311 .
  5. ^ Вероника Дасен (2015). «Ахиллес и Аякс: Когда Агон вступает в союз с Алеей» . Ревю дю МОССА . 46 (2). Архивировано из оригинала 22 мая 2022 г. Проверено 2 апреля 2022 г.
  6. ^ Гагарин, Михаил (2010). Оксфордская энциклопедия древней Греции и Рима. - Том. 1-7 . Издательство Оксфордского университета. п. 90. ИСБН  978-0-19-517072-6 .
  7. ^ Нельсон, Макс (сентябрь 2020 г.). «Битва на досках: древнегреческие военные игры корабельного сражения (Навмахия) и города-государства (Полис)» . Мусион . 17 (1): 3–42. дои : 10.3138/mous.17.1.02 . ISSN   1496-9343 .
  8. ^ Юлий Поллукс (1824 г.). Карл Вильгельм Диндорф (ред.). Ономастикон с примечаниями переводчиков (на греческом языке). Том. 1 . Проверено 26 сентября 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2413f8539cf18386c28b204a75b42304__1719149100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/04/2413f8539cf18386c28b204a75b42304.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Five Lines - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)