Легкорельсовый транспорт Тампере
Трамвай Тампере | ||
---|---|---|
![]() Трамвай на Хямеэнкату . | ||
Обзор | ||
Родное имя | Ратикка из Тампере | |
Обслуживаемая территория | Тампере , Финляндия | |
Тип транзита | Скоростной трамвай | |
Количество строк | 2 построено, 2 запланировано | |
Количество станций | 27 | |
Годовой пассажиропоток | 10 миллионов (2021–22) | |
Веб-сайт | Официальный сайт ![]() | |
Операция | ||
Начало работы | 9 августа 2021 г. [ 1 ] | |
Оператор(ы) | VR | |
Технический | ||
Длина системы | 16 км (9,9 миль) (этап 1) | |
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея | |
Электрификация | Накладные расходы 750 В постоянного тока | |
Средняя скорость | 19–22 км/ч (12–14 миль в час) | |
Максимальная скорость | 70 км/ч (43 мили в час) | |
|


( Легкорельсовый транспорт Тампере фин . Tampereen raitiotie ), известный как трамвай Тампере ( фин . Tampereen Ratikka ), — система общественного транспорта в Тампере , Финляндия . В ноябре 2016 года городской совет Тампере утвердил планы строительства системы легкорельсового транспорта стоимостью 330 миллионов евро на маршруте из центра города в Херванту и в университетскую больницу Тампере . Движение на первых двух линиях маршрута (1 и 3 линии) началось 9 августа 2021 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
расширение от центра города до Лентяванниеми Также строится . Его планируют завершить в 2024 году. [ 4 ] [ 5 ] На пути к Лентявянниеми также строится искусственный остров Нясисаари , который планируется в основном («Остров Няси») недалеко от берега озера Нясиярви обслуживать легкорельсовым транспортом. [ 6 ] Первая очередь продления от Пююникинтори до Санталахти была открыта в 2023 году. [ 3 ]
В отличие от Турку , другого финского города, который планирует новую систему легкорельсового транспорта (см. Легкорельсовый транспорт в Турку ), в Тампере не было ранее существовавшей системы трамвая или легкорельсового транспорта. Строительство трамвайной системы в Тампере серьезно изучалось в период с 1907 по 1929 год, но осталось нереализованным из-за высокой стоимости строительства такой системы. [ 7 ]
Тампере - четвертый город в Финляндии, где есть трамвайная система, но один из двух, где трамваи все еще работают: Турку прекратил трамвайное движение в 1972 году, а Выборг уже входивший в состав Советского Союза ( в то время ) сделал это в 1957 году.
Трафик
[ редактировать ]
После переговоров VR Group была выбрана оператором легкорельсового транспорта Тампере в 2019 году. Соглашение включает в себя организацию движения и направление движения. За парк транспортных средств и инфраструктуру отвечает компания Tampereen Raitiotie Oy (TRO), принадлежащая городу Тампере. Движение осуществляется по заказу Регионального транспортного управления Тампере . [ 8 ] Коммерческое тестовое движение началось 10 мая 2021 года, а собственно движение началось 9 августа 2021 года. [ 9 ]
Линии
[ редактировать ]Линия | Маршрут | Время в пути | Остановки | Длина (км) | Вернисаж | Расширения в планировании или в стадии строительства |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Площадь Сорина - Магазин | 12 мин. | 9 | 4 | 9 августа 2021 г. |
|
3 | Санталахти - Хервантаярви | 29 мин. | 22 | 12 | 9 августа 2021 г. |
|
На момент начала работы легкорельсовый транспорт Тампере обслуживает две линии: 1 и 3. Нумерация линий соответствует остальному общественному транспорту Тампере, поэтому номера линий между трамваями и автобусами не совпадают. [ 12 ] Маршрут 3 заменяет старые автобусные маршруты 3 и 4 и следует из Пююникки через Саммонаукио , Хакаметса и Херванту в Хервантаярви . Линия 1, образованная из средней части старой автобусной линии 1, начинается от Сорин Аукио и идет по линии 3 от Коскипуйсто до Саммонаукио, где через Университетскую больницу Тампере разветвляется до Кауппи . Обе линии имеют несколько пересадочных остановок, где можно переключаться между линиями на одной платформе. Время в пути от Пююникки до Хервантаярви составляет около 29 минут. Время между трамваями составляет от 3 до 4 минут на общем маршруте и 7,5 минут на остальных. [ 13 ]
В июне 2024 года линии были реорганизованы: теперь линия 1 идет от Санталахти до Кауппи, а линия 3 — от Сорин Аукио до Хервантаярви. [ 14 ]
Подвижной состав
[ редактировать ]

В октябре 2016 года после конкурса поставщиком из Каяани . компания Škoda Transtech автопарка была выбрана [ 15 ] Конкурирующий поставщик подал жалобу на это решение в рыночный суд, где жалоба была отклонена в октябре 2017 года. После этого «Транстех» и город Тампере подписали договор о поставке трамвайных транспортных средств ( Artic X34 ). Проектирование трамваев завершилось в 2018 году. [ 16 ]
На первом этапе было поставлено 19 машин, на втором этапе – еще 5–6 машин. Соглашение включает опцион на дополнительные 46 автомобилей (после первых 19 автомобилей), чтобы обеспечить дальнейшее расширение легкорельсового транспорта. Первые автомобили прошли испытания в 2020 году. [ 17 ] [ 18 ] Всего заказ на первый и второй этапы включает 26 машин. Цена за автомобиль составляет от 3,2 до 3,8 миллиона евро, а цена всего заказа — около 97,5 миллиона евро. [ 19 ]
Модель трамвая Тампере — ForCity Smart Artic X34 , его длина составляет 37,3 метра, он низкопольный и может двигаться в обоих направлениях. Соглашение по машинам включает опцию удлинения машин до 47 метров. В январе 2018 года проектировщиком транспортных средств была выбрана компания промышленного дизайна Idis Design. В начале 2018 года были разработаны основные решения по автомобилям, после чего конструкция была усовершенствована путем создания модели трамвая в натуральную величину для описания деталей трамвая. дизайн. Первая необработанная модель трамвая была построена в марте 2018 года, а доработанная модель была представлена жителям Тампере в феврале 2019 года. Компания Transtech начала строительство транспортных средств в Отанмяки в Каяани в октябре 2018 года; первая машина была построена и доставлена в Тампере в мае 2020 года. [ 20 ] Уже в феврале 2020 года компания Transtech предоставила Тампере трамвай TW 6000 1981 года выпуска в качестве испытательного автомобиля. [ 21 ]
В автомобилях могут разместиться 264 пассажира, из них 104 сидячих места. Максимальная скорость движения — 70 километров в час; средняя скорость составляет от 19 до 22 километров в час. Движение между платформой и трамваем ровное и доступное. [ 13 ] Окончательный дизайн и окраска трамваев были объявлены в октябре 2018 года, основным цветом трамваев был выбран кирпично-красный. [ 22 ]
История
[ редактировать ]1907–1929: планирование трамвайной системы.
[ редактировать ]Первые официальные планы трамвайной системы в Тампере были составлены в 1907 году, когда был сформирован комитет для изучения строительства трамвайной системы. Исследование, завершенное в 1909 году, показало, что строительство трамвайной системы относительно дорогое, но в первые годы следующего десятилетия казалось, что в Тампере появится трамвайная система. В конце концов, планы были отложены из-за Первой мировой войны . [ 7 ] Примерно в то же время планы трамвайных систем разрабатывались и в других финских городах: трамвай Турку был открыт в 1908 году, Выборгский трамвай - в 1912 году, а Лахти (1907–1917 годы) и Риихимяки (1922 год) также провели серьезные исследования по этому вопросу. их системы тоже остались незавершенными. [ 23 ] После войны последующие планы строительства трамвайной системы в Тампере были разработаны только в 1929 году, но они снова не были реализованы. [ 7 ]
2001–2004: предложение TramTrain.
[ редактировать ]Строительство системы легкорельсового транспорта в Тампере обсуждалось с 1970-х годов, но лица, принимающие решения в городе, не решались принимать какие-либо решения без сотрудничества с другими городами Финляндии для снижения затрат. [ 24 ] В 2001 году город взял на себя инициативу по планированию сети легкорельсового транспорта, когда была сформирована проектная группа по железнодорожному транспорту для изучения строительства такой системы Министерством транспорта и связи Финляндии, VR Group и различными городами в районе Большого Тампере. Группа завершила свою работу в 2004 году, рекомендовав систему трамвая с использованием уже существующих участков железной дороги, недавно построенных путей и участка туннеля под центром Тампере, чтобы избежать пробок. [ 25 ] Предлагаемая система получила название TamTrain как игра слов от Tram-Train. [ 24 ]
Предложение TamTrain вызвало некоторую критику, поскольку существующие городские районы в регионе расположены вокруг основных дорог, а не железных дорог, и предлагаемая система фактически ухудшила бы сообщение общественного транспорта во многих районах. Туннель под центром города также оказался проблематичным, поскольку строительство такого туннеля заставило бы линии легкорельсового транспорта полностью обходить важные транспортные узлы, такие как TAYS ( Университетская больница Тампере ). Кроме того, участок туннеля длиной 1,5 км (0,93 мили), который включал бы только три остановки, составил бы 29% от общей стоимости системы длиной 83 км (52 мили). [ 26 ] [ 24 ]
План скоростного трамвая ТАСЭ 2025
[ редактировать ]В промежуточном отчете TASE 2025, опубликованном в 2007 году, рекомендовалось создание системы легкорельсового транспорта, проходящей вдоль основных дорог, соединяющих центр Тампере с пригородами Вуорес и Херванта на этапе 1 (к 2015 году), Лиелахти и Лентяванниеми на этапе 2 (2015–25 годы), со ссылками на Koilliskeskus , Ojala - Lamminrahka и Pirkkala в фазе 3 (после 2025 г.). Планируется также продолжить работу легкорельсового транспорта до города Юлёярви . [ 27 ] В дополнение к системе легкорельсового транспорта в исследовании рекомендовалось создать линию пригородной железной дороги с использованием ранее существовавших железнодорожных линий, а также улучшить существующее автобусное сообщение в районах, не охваченных ни одним из вариантов железной дороги. Согласно этим рекомендациям, первые участки системы легкорельсового транспорта будут открыты в 2015 году. [ 28 ] Хотя технически это система легкорельсового транспорта, система, предложенная в TASE 2025, по- фински называется katuraitiotie , «уличный трамвай». [ 29 ] в отличие от термина pikaraitiotie , буквально «скоростной трамвай», который обычно используется для обозначения всех видов систем легкорельсового транспорта на финском языке, но который использовался почти исключительно для систем в стиле TramTrain с туннелем в центре города в Тампере. .
Длина предлагаемой системы легкорельсового транспорта составит 17,6 км (10,9 миль) на этапе 1, 24,2 км (15,0 миль) на этапе 2 и 43 км (27 миль) на этапе 3. Общая стоимость системы составит 298 евро. миллион. [ 28 ] По прогнозам, система легкорельсового транспорта будет приносить около 10 миллионов евро годовой прибыли, тогда как нынешняя система, основанная на автобусах, приносит средние убытки в размере 10 миллионов евро каждый год. [ 29 ] В последующем промежуточном отчете, представленном 5 марта 2009 года, предлагались четыре различных альтернативы будущего развития общественного транспорта в Тампере, каждый из которых включал реализацию системы легкорельсового транспорта. Начальный этап во всех четырех альтернативах был одинаковым, но точные маршруты и продолжительность последующих расширений были разными. [ 30 ]
Операции
[ редактировать ]Легкорельсовый транспорт начал работу в августе 2021 года. За первый год работы с использованием системы было совершено около 10 миллионов поездок, что составило около четверти всех поездок на общественном транспорте за этот период. [ 31 ]
Первая часть Фазы 2, расширение протяженностью 2 км и 3 станции до Санталахти, открылась 7 августа 2023 года. [ 32 ]
Строительство
[ редактировать ]Летом 2010 года город Тампере запросил тендеры у консультантов, имеющих опыт проектирования систем легкорельсового транспорта и трамвая. Крайний срок подачи тендерных предложений истек 16 августа 2010 года, после чего был выбран консультант. Планировалось, что отчет консультанта должен быть готов к концу апреля 2011 года, после чего городской совет примет решение о том, продолжать ли строительство системы легкорельсового транспорта. [ 33 ]

7 ноября 2016 года городской совет принял окончательное решение о начале строительства и покупке трамваев. Поставщиком трамвая станет компания Transtech , финская дочерняя компания Škoda Transportation . [ 15 ] Ширина колеи составляет 1435 мм, что облегчает покупку транспортных средств, ведь производители, как правило, разрабатывают трамваи именно под эту колею. Строительство началось в 2017 году, а первая очередь (от центра города до ТАЙС и Херванты) была открыта в 2021 году. Стоимость, включая подвижной состав, оценивалась в 330 миллионов евро. После завершения строительства первой фазы муниципальный совет Тампере объявил, что окончательная стоимость проекта составит 34 миллиона евро при пересмотренном бюджете в 300 миллионов евро. [ 34 ] [ 3 ]
Keolis , Länsilinjat и VR вошли в шорт-лист для управления трамваем, при этом контракт с VR был заключен с VR в апреле 2019 года сроком на 10 лет с возможностью продления еще на три года. [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б HS: Трамвай в Тампере начинает работать - так проект остался даже с опережением графика и в рамках бюджета. Архивировано 9 августа 2021 г. в Wayback Machine (на финском языке).
- ^ «Прямая трансляция в 4:15: Аамулехти отправляется в первую официальную поездку на троллейбусе Тампере – Тампере – Аамулехти» . Архивировано из оригинала 9 августа 2021 г. Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Коскинен, Ану Леена (13 августа 2021 г.). «Даже погода была на стороне Тампере, когда строительство обошлось на 34 миллиона дешевле, чем ожидалось: горожанам пока не стоит облизываться» (по-фински). Новости ЮЛЭ. Архивировано из оригинала 13 августа 2021 года . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ «Проект трамвая в Тампере планируется завершить в 2021 году» . Юле Новости . 9 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 г. Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Тампере получит трамвай» . 13 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 г. . Проверено 13 ноября 2016 г. .
- ^ Коскинен, Ану Леена; Силтанен, Мари (16 декабря 2021 г.). «Историческое решение: в Тампере в Нясиярви будет построен искусственный остров, по которому можно будет пересечь троллейбус – позже на остров переедут тысячи людей» . YLE (на финском языке) . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сирки, Ханна (2003). До свидания - Райцикат: Прекращение трамвайного движения Турку, 1961-1972 гг. (PDF) (на финском языке). Турку: Университет Турку. п. 14. Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2007 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
- ^ VR-Yhtymä будет управлять Тампереен Ратикка , Тампереен Ратикка. Доступ: 26 ноября 2019 г.
- ^ Посмотрите видео: Трамвай Тампере принял на борт первых платящих клиентов , YLE . Доступ: 11 мая 2021 г.
- ^ Сообщение Ратикка до Санталахти начинается 7 августа 2023 г. - Информация о строительстве западного трамвая распространяется среди домохозяйств в этом районе , Тампере Ратикка, 30 марта 2022 г. Доступ осуществлен 30 марта 2022 г.
- ^ Этапы Ратикки , Тамперин Ратикка. Доступ: 30 марта 2022 г.
- ^ Linjasto2021 , Региональное транспортное управление Тампере. Доступ осуществлен 27 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Трамвай Тампере , Трамвайный Альянс. Доступ: 20 октября 2019 г.
- ^ Множество изменений маршрутов в летний сезон в Ниссе. Доступ: 5 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Transtech будет поставлять трамваи Тампере. Архивировано 7 ноября 2016 г. в Wayback Machine Railway Gazette International, 3 октября 2016 г.
- ^ «Простой, аутентичный и прагматичный» стиль трамвая Тампере представлен. Архивировано 21 октября 2018 г. в Wayback Machine Metro Report International, 15 октября 2018 г.
- ^ Тампере и Transtech подписали соглашение о трамваях — Годовая задержка не ставит под угрозу график , YLE . Доступ: 29 июня 2018 г.
- ^ «Первый трамвай доставлен в Тампере для испытаний и тренировок» . RailTech.com . 25 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Ала-Хейккиля, Минна: Поставщик трамваев Transtech: Трамваи не могут быть построены одновременно с трамваем , Аамулехти, 6 октября 2017 г. (обновлено 9 октября 2017 г.). Доступ: 29 июня 2018 г.
- ^ Тампереен Ратикка — крупнейший в странах Северной Европы, спроектированный жителями Тампере , Тампереен Ратикка, 8 июня 2020 г. По состоянию на 3 июля 2020 г.
- ^ Трамвай, который использовался для испытаний трамвая Тампере в Германии , Tampereen Raitiotie Oy, 4 мая 2020 г. По состоянию на 23 февраля 2020 г.
- ^ Жители Тампере выбрали красный трамвай , город Тампере. Доступ 1 октября 2018 г.
- ^ Хирвонен, Саули (17 марта 2008 г.). «Начало финских трамваев» . Легкорельсовый транспорт (на финском языке). Лахен Лехти. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Начало, Антеро (2002). Трамвай придет снова (по-фински). Ювяскюля: Издательство Лааксонен. п.п. 95–96. ISBN 951-98475-3-7 .
- ^ Хирвонен, Саули (17 марта 2008 г.). «Планы легкорельсового транспорта в Финляндии» . Легкорельсовый транспорт (на финском языке). Лахен Лехти. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
- ^ Алку, Антеро (18 апреля 2004 г.). «Трамвайный трамвай прибыльный в Тампере» . Kaupunkiliikenne.net (на финском языке). Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
- ^ YLE: В муниципалитете с населением более 30 000 человек надеются на референдум по троллейбусу - транспортный вопрос подогревает эмоции. Архивировано 21 сентября 2021 г. в Wayback Machine (на финском языке).
- ^ Перейти обратно: а б «Сравнение вариантов системы общественного транспорта города Тампере» (PDF) . БАЛАНС ЗА 2025 ГОД (на финском языке). Город Тампере. Март 2007. стр. 62–68. Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2007 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Алку, Антеро (12 сентября 2006 г.). «В Тампере развивается легкорельсовый транспорт» . Kaupunkiliikenne.net (на финском языке). Архивировано из оригинала 3 января 2009 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
- ^ «Альтернативы структурных моделей и оценка их воздействия» (PDF) . БАЛАНС ЗА 2025 ГОД (на финском языке). Город Тампере. 5 марта 2009 года . Проверено 13 марта 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «За год открытия трамвая в Тампере было совершено 10 миллионов поездок» . Юле . 9 августа 2022 г. Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ https://www.railwaygazette.com/light-rail-and-tram/first-phase-of-tampere-tramway-extension-opens/64707.article [ только URL ]
- ^ Ниемеля, Яри (8 августа 2010 г.). «Трудное решение весной» (на финском языке). Из Тампере . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 10 августа 2010 г.
- ^ Хусу, Элиза (8 августа 2021 г.). «Запрыгивайте в троллейбус Тампере, который начинает ходить – строительные работы выполнены в рамках бюджета» (на финском языке). Новости МТВ. Архивировано из оригинала 13 августа 2021 года . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ VR Group будет управлять трамваем Тампере. Архивировано 2 мая 2019 г. в Wayback Machine Metro Report International, 29 апреля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт строителей (информация о строительстве и обновления)