Большой живот
Общая численность населения | |
---|---|
3682 (перепись 2000 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США (Монтана) [ 1 ] | |
Языки | |
Английский, Гро-Вантр | |
Религия | |
Католицизм , Танец Солнца , [ 2 ] традиционная религия [ 3 ] | |
Родственные этнические группы | |
Арапахо , Шайенн |
Гро -Вантр (англ. США : / ˈɡroʊvɒnt roʊvɒn / иди GROH - , Французский: [ɡʁo vɑ̃tʁ] ; означает «большой живот»), также известный как А’анинин , Ацина , [ 5 ] или белая глина , [ 6 ] — исторически на алгонкинском языке говорящее индейское племя, расположенное в северо-центральной части Монтаны . Сегодня люди Гро-Вантр зарегистрированы в индейской общине Форт-Белкнап резервации Форт-Белкнап в Монтане , признанном на федеральном уровне племени , насчитывающем 7000 членов, включая также народ Ассинибойн . [ 7 ]
Имена
[ редактировать ]Имя, используемое Гро-Вантром, ʔɔʔɔɔ̋ɔ́niinénnɔh, означает «Люди из белой глины». [ 6 ] Он имеет множество транслитераций, включая A'aninin , Aaniiih , Haaninin , [ 6 ] Аайнен , Аанинена и Аанинена . [ 4 ]
Французы языка использовали термин Gros Ventre , который был ошибочно интерпретирован из жестов . [ 6 ] Когда-то они были известны как «Гровентры прерий», а народ хидатса также называли «Гровентры Миссури».
После отделения от Гро-Вентров арапахо, считавшие Гро-Вентров низшими, называли их Hitúnĕna , что означает «нищие». [ нужна ссылка ] Другими интерпретациями этого термина были «голод», «водопад» и «большие животы». [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Считается, что гро-вантры жили в западном районе Великих озер 3000 лет назад, где они вели аграрный образ жизни, выращивая кукурузу . [ 8 ] Вместе с предками арапахо они образовали единый алгонкиноязычный народ, живший вдоль долины Красной реки на территории современных Миннесоты и Северной Дакоты. [ 8 ] В устной истории оджибва они известны как «люди старины», населявшие земли, окружающие верховья реки Миссисипи . [ 9 ] Они были тесно связаны с предками шайеннов . Они говорили на ныне почти вымершем языке Гро-Вентр (Ацина) , близкородственном равнинно-алгонкинскому языку , очень похожему на арапахо, и сгруппированному как арапахоанский язык (Арапахо-Ацина) . Есть свидетельства того, что вместе с группами северных арапахо южная племенная группа стаэтан говорила на диалекте Бесавунена , носители которого были среди северных арапахо совсем недавно, в конце 1920-х годов. [ нужна ссылка ]
18 век
[ редактировать ]В начале 18 века объединенное племя оказалось под давлением оджибве и начало миграцию в верхнюю часть долины реки Миссури . Во время миграции большое племя разделилось на арапахо и грос-вентр, возможно, недалеко от озера Дьявола. Эти группы, наряду с шайеннами, были одними из последних, мигрировавших в Монтану из-за давления со стороны оджибве . [ 8 ]
После миграции в Монтану арапахо двинулись на юг, в районы Вайоминга и Колорадо. Шайенны, мигрировавшие вместе с Гро-Вантр и Арапахо, также мигрировали дальше. Сообщалось, что Гро-Вентры жили в двух племенных группах с севера на юг - так называемых фалских индейцах (канадская или северная группа, хаха-тонван ) численностью 260 типи (2500 человек), которыми торговали с Северо-Западной компанией на реке Верхний Саскачеван. [ нужны разъяснения ] и кочевали между реками Миссури и Боу , а также так называемое племя стаэтанов (американская или южная группа) из 40 типи (население 400 человек), жившее в тесном контакте с бандами (которые впоследствии стали северными арапахо ) и бродило в верховьях реки Река Лу , ответвление реки Норт-Платт (Льюис и Кларк, 1806 г.). [ 10 ]
Гро-Вантр приобрел лошадей в середине 18 века. [ 8 ] Самый ранний известный контакт Гро-Вентра с поселенцами произошел около 1754 года между северным и южным рукавами реки Саскачеван . Заражение оспой резко сократило их численность. Примерно в 1793 году в ответ на нападения хорошо вооруженных кри и ассинибойнов большие группы Гро-Вентра сожгли два торговых поста Компании Гудзонова залива , которые снабжали оружием кри и ассинибойнов на территории современного Саскачевана . [ нужна ссылка ]
19 век
[ редактировать ]В 1832 году Гро-Вантр вступил в контакт с немецким исследователем и натуралистом принцем Максимилианом . Вместе с художником-натуралистом Карлом Бодмером европейцы писали портреты и записывали свою встречу с Гро-Вантром, недалеко от реки Миссури в Монтане.
Гро-Вентры присоединились к Конфедерации черноногих , после чего переселились в северо-центральную часть Монтаны и южную Канаду. В 1855 году Исаак Стивенс , территориальный губернатор территории Вашингтон , подписал договор (11 Stat. 657 ) о заключении мира между Соединенными Штатами и племенами черноногих, плоскоголовых и не-персе . Гро-Вантры подписали договор в составе Конфедерации черноногих, территория которой вблизи района Три-Форк стала общим охотничьим угодьем для объединенных народов. Обычные охотничьи угодья к северу от реки Миссури в индейской резервации Форт-Пек включали ассинибойнов и сиу. В 1861 году Гро-Вентры покинули Конфедерацию черноногих. [ 8 ]
В союзе с Воронами Гро-Вентры сражались с Черноногими, но в 1867 году потерпели поражение. [ нужна ссылка ]
В 1868 году правительство Соединенных Штатов основало торговый пост под названием Форт Браунинг недалеко от устья Пиплс-Крик на реке Милк . Этот торговый пост был построен для Гро-Вантров и Ассинибойнов, но, поскольку он находился на излюбленном охотничьем угодье сиу , в 1871 году он был заброшен. [ нужна ссылка ] Затем правительство построило форт Белнап , который был основан на южном берегу реки Милк, примерно в одной миле к юго-западу от нынешнего города Гарлем, штат Монтана . Форт Белнап был подстанцией, половина которого была торговым постом. Слева от ворот частокола стоял блок-хаус. Справа находился склад и здание выдачи, где племя получало пайки и рентные товары.
В 1876 году строительство форта было прекращено, и людям Гро-Вентр и Ассинибойн, получавшим ренту на посту, было приказано отправиться в агентство в Форт-Пек и Вулф-Пойнт . Ассинибойны с готовностью сделали это, но Гро-Вантры отказались, опасаясь конфликта с соседними сиу . Они предпочли отказаться от аннуитетов, чем переехать в Форт-Пек. В 1878 году агентство Форт-Белнап было восстановлено, и Грос-Вантрам и оставшимся Ассинибойнам снова разрешили получать припасы в форте Белкнап.
Белый Орел, «последний крупный вождь народа Гро-Вантр», умер «в устье реки Джудит » 9 февраля 1881 года. [ 11 ]
В 1884 году в Литл-Скалистых горах было обнаружено золото . Давление со стороны горняков и горнодобывающих компаний вынудило племена уступить участки гор в 1885 году. Иезуиты прибыли в форт Белкнап в 1862 году, чтобы обратить жителей Гро-Вентра в католицизм . В 1887 году у подножия Литл-Скалистых гор , недалеко от Хейса , была основана миссия Святого Павла. Многие традиционные церемонии были утеряны с течением времени после создания миссии. [ нужна ссылка ] Две священные трубки, «Пернатая трубка» и «Плоская трубка», до сих пор остаются центральными в традиционных духовных верованиях Гро-Вантров. [ нужна ссылка ]
В 1888 году актом Конгресса от 1 мая 1888 года была создана индейская резервация Форт-Белнап (Stat., L., XXV, 113). Племена черноногих, гровентров и ассинибойнов уступили в общей сложности 17 500 000 акров своей совместной резервации и согласились жить в трех меньших резервациях. Сейчас они известны как Конфедерация черноногих , индейская резервация Форт-Пек и индейская резервация Форт-Белкнап .
20 век
[ редактировать ]К 1904 году осталось всего 535 членов племени Гро-Вантр. [ нужна ссылка ] С тех пор племя возродилось со значительным увеличением численности населения. [ нужна ссылка ]
21 век
[ редактировать ]В марте 2012 года 63 американских бизона из Йеллоустонского национального парка были переведены в прерии индейской резервации Форт-Пек и выпущены в охотничий заповедник площадью 2100 акров в 25 милях к северу от Поплара . За пределами Йеллоустона есть множество других стад бизонов, но переданное стадо — одно из очень немногих, не скрещенных с крупным рогатым скотом . Многие праздновали этот шаг спустя более столетия после того, как белые поселенцы и правительство почти полностью истребили бизонов. [ 12 ] Племена Ассинибойн и Гро-Вентр в индейской резервации Форт-Белкнап также получили часть стада. [ 13 ]
Правительство
[ редактировать ]Правительство резервации Форт-Белкнап имеет выборный общественный совет, в который входят 4 члена Гро-Вентр и 4 ассинибойна, всего 8 избранных членов совета. Должностными лицами совета являются президент, вице-президент и секретарь-казначей, причем секретарь-казначей назначается президентом и утверждается советом. Секретарь-казначей, как единственное назначаемое должностное лицо, не может голосовать по вопросам совета. [ 14 ]
Конституция и постановления индейской резервации Форт-Белнап были ратифицированы 25 сентября 1935 года и приняты 19 октября 1935 года. [ 15 ]
Примечательный большой живот
[ редактировать ]- Тереза Ламебалл (ок. 1896–2007), свободно говорит на языке Гро-Вантр.
- Джордж Хорс Кэптюр (1937–2013), антрополог и автор.
- Джеймс Уэлч (1940–2003), автор Blackfoot-Gros Ventre
- Джейми Фокс , скрипач-метис
- Джозеф П. Гоне (р. 1967), клинический и культурный психолог
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Притцкер 319
- ^ Притцкер 304
- ^ Притцкер 320
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, Патрисия Робертс (21 октября 2009 г.). Племенные названия Америки: варианты написания и альтернативные формы, перекрестные ссылки . МакФарланд. стр. 10–11. ISBN 978-0-7864-5169-2 .
- ^ Или Ахена . [ 4 ]
- ^ Перейти обратно: а б с д Коуэлл, Эндрю; Тейлор, Аллан; Броки, Терри (январь 2016 г.). «Этногеография Гро-Вентра и топонимы: диахроническая перспектива» . Антропологическая лингвистика . 58 (2). Издательство Университета Небраски : 132. doi : 10.1353/anl.2016.0025 . S2CID 151520012 . Получено 18 июня 2023 г. - через ResearchGate.
Люди Гро-Вантр или Белая Глина в настоящее время занимают резервацию Форт-Белкнап в северо-центральной части Монтаны, к северу от реки Миссури. Раньше, в восемнадцатом веке, они, по-видимому, располагались преимущественно севернее, вокруг реки Саскачеван. Название Gros Ventre (по-французски «большой живот»), очевидно, является экзонимом (основанным на неправильном понимании формы языка жестов, обозначающей «падающая вода»), хотя оно обычно используется самими жителями форта Белкнап, в то время как местное название ʔɔʔɔɔ̋ɔ́niinénnɔh означает «люди из белой глины». Термин «Белая глина» сегодня широко используется на английском языке в форте Белнап, наряду с Гро-Вентром. Другое имя, которое использовалось в прошлом для этой группы людей, — Ацина, но это другой экзоним (от черноногих), который не использовался самими Гро-Вантрами.
- ^ «Индийская община Форт-Белнап» . 2023. Архивировано из оригинала 16 июня 2023 года . Проверено 18 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Притцкер, Барри М. (2000). «Глава шестая: Великие равнины». Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Издательство Оксфордского университета . стр. 297–319. ISBN 9780195138979 .
- ^ История народа оджибва, Уиллиан В. Уоррен, Minnesota Historical Press, Сент-Луис, Миссури. Пол, Миннесота, 1885, стр.178.
- ^ Фаулер, Лоретта (6 августа 2018 г.). Общие символы, оспариваемые значения: Культура и история Гро-Вентра, 1778–1984 (цифровое издание). Издательство Корнелльского университета . п. 45. ИСБН 9781501724176 .
- ^ Смит, Джеффри Дж. (2003). Книга дней Монтаны – 365 дней – 365 историй – Краткий курс истории Монтаны . Миссула, Монтана: Издательство Исторической Монтаны. п. 42. ИСБН 0966335562 .
- ^ «Американский бизон (Бизон-бизон) | Служба охраны рыбы и дикой природы США» . Проверено 18 июня 2023 г.
- ^ Швебер, Нейт (25 августа 2014 г.). «Редчайшие местные животные находят приют на землях племен» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 июня 2023 г.
- ^ «Конституция индейской общины Форт-Белнап в резервации Форт-Белнап в Монтане» (PDF) . 1 мая 2001 года . Проверено 18 июня 2023 г.
- ^ «ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФБИК» (PDF) . Проверено 18 июня 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Индейская резервация Форт-Белнап , официальный сайт
- Культурное наследие индейской общины Форт-Белнап
- Спой песню о танце совы для Джорджа Чендлера (архивировано в Wayback Machine )