Гомоку
![]() | |
Жанры | Настольная игра Абстрактная стратегическая игра |
---|---|
Игроки | 2 |
Время установки | Минимальный |
Шанс | Никто |
Навыки | Стратегия , тактика |
Гомоку , также называемая «Пять в ряд» , представляет собой абстрактную стратегическую настольную игру . В него традиционно играют фигурами го (черными и белыми камнями) на доске го 15×15. [ 1 ] [ 2 ] тогда как раньше стандартной была доска 19×19. [ 3 ] [ 4 ] Поскольку фигуры обычно не перемещаются и не удаляются с доски, в гомоку также можно играть как в игру с бумагой и карандашом . Игра известна в нескольких странах под разными названиями.
Правила
[ редактировать ]Игроки поочередно кладут камень своего цвета на пустой перекресток. Черные играют первыми. Победителем становится тот игрок, который первым сформирует непрерывную линию из пяти камней своего цвета по горизонтали, вертикали или диагонали. В некоторых правилах эта линия должна иметь длину ровно пять камней; шесть и более камней подряд не засчитываются как выигрыш и называются оверлайном. [ 5 ] [ 6 ] Если доска полностью заполнена и никто не может составить линию из 5 камней, то игра заканчивается вничью.
Источник
[ редактировать ]Исторические записи показывают, что происхождение гомоку можно проследить до середины 1700-х годов, в период Эдо. Говорят, что 10-е поколение Куваная Буэмона, торговца, часто посещавшего семью Нидзё, обладало высокими навыками в этой игре, которая впоследствии распространилась среди людей. К концу периода Эдо, примерно в 1850 году, были опубликованы книги по гомоку. [ 7 ] Самая ранняя опубликованная книга о гомоку, которую можно проверить, — это « Коллекция Дзёсэки» , вышедшая в Гомоку 1856 году. [ 8 ]
Название «гомоку» происходит из японского языка , на котором оно называется гомокунарабэ ( 五目並べ ) . «Го» означает «пять» , «моку» — противоположное слово для обозначения фигур , а «нарабэ» означает «построение» . Игра популярна в Китае , где она называется Уцзыци (五子棋). [ 9 ] «У» (五 wǔ) означает «пять» , «цзы» (子 zϐ) означает «кусок» , а «ци» ( 棋 qí) относится к категории настольных игр на китайском языке. Игра также популярна в Корее , где она называется омок (오목 [五目]), что имеет ту же структуру и происхождение, что и японское название.
В девятнадцатом веке игра была представлена в Британии, где она была известна как Go Bang , что, как говорят, является искажением японского слова goban , которое в свою очередь было адаптировано из китайского ки пан (qí pan) «го-доска». " [ 10 ]
Преимущество первого игрока
[ редактировать ]Гомоку имеет сильное преимущество для первого игрока, когда он неограничен. [ 11 ] [ 12 ]
Раньше в чемпионатах по гомоку использовалось правило открытия « Про », которое требовало, чтобы первый игрок положил первый камень в центр доски. Размещение камней второго игрока не было ограничено. Второй камень первого игрока должен был быть размещен на расстоянии не менее трех пересечений от первого камня первого игрока. Это правило применялось на чемпионатах мира 1989 и 1991 годов. [ 13 ] Когда было подсчитано соотношение побед и поражений в этих двух чемпионатах, первый игрок (черный) выиграл 67 процентов игр.
Это было сочтено слишком несбалансированным для турнирной игры, поэтому в 2009 году турнирный гомоку принял протокол открытия Swap2 . В Swap2 первый игрок кладет на доску три камня: два черных и один белый. Затем второй игрок выбирает один из трех вариантов: играть черными, играть белыми и положить еще один белый камень или положить еще два камня, один белый и один черный, и позволить первому игроку выбрать цвет. [ 14 ] [ 15 ]
Согласно расчетам, коэффициент выигрыша первого игрока составляет около 52 процентов с использованием протокола открытия Swap2, что значительно балансирует игру и в значительной степени решает проблему преимущества первого игрока. [ 11 ] [ 12 ] [ 16 ]
Варианты
[ редактировать ]Фристайл гомоку
[ редактировать ]Гомоку вольным стилем не имеет ограничений ни для одного из игроков и позволяет игроку выиграть, создав линию из пяти или более камней, при этом каждый игрок поочередно размещает по одному камню за раз.
Обмен после первого хода
[ редактировать ]Правило «обмена после 1-го хода» является вариантом правила гомоку вольного стиля, и в него чаще всего играют в Китае. В игру можно играть на доске 19×19 или 15×15. По правилу, как только первый игрок кладет на доску черный камень, второй игрок имеет право поменять цвета. Остальная часть игры протекает в стиле гомоку вольного стиля. Это правило создано для того, чтобы простым способом сбалансировать преимущество черных. [ 17 ]
Давно известно, что черные (игрок, делающий первый ход) имеют преимущество, еще до того, как Л. Виктор Аллис доказал, что черные могут добиться победы (см. ниже). Рэндзю пытается смягчить этот дисбаланс с помощью дополнительных правил, направленных на уменьшение преимущества первого игрока черных.
В нее играют на доске 15×15, правила трех и трех, четырех и четырех, а также надстрочные линии применяются только к черным. [ 6 ]
- Правило трех и трех запрещает ход, который одновременно образует два открытых ряда по три камня (ряды, не заблокированные камнем противника с обоих концов).
- Правило четырех и четырех запрещает ход, при котором одновременно образуются два ряда по четыре камня (открытые или нет).
- Оверлинии не позволяют игроку выиграть, если они образуют линию из 6 и более камней. [ 6 ] [ 18 ]
Рэндзю также использует различные правила открытия турниров, такие как Soosõrv-8 , текущий международный стандарт. [ 19 ]
Каро
[ редактировать ]В Каро (также называемом гомоку+, популярном среди вьетнамцев) у победителя должна быть надстрочная линия или непрерывный ряд из пяти камней, который не заблокирован ни на одном конце (надстрочные линии не подпадают под действие этого правила). Это делает игру более сбалансированной и дает белым больше возможностей для защиты. [ 20 ]
Сын
[ редактировать ]Омок похож на гомоку вольного стиля; однако игра ведется на доске 19×19 и включает правило трех и трех. [ 21 ] [ 22 ]
Правление Нинуки
[ редактировать ]Нинуки Рэндзю, также называемый Ву, представляет собой вариант, который добавляет в игру захват; Пара камней одного цвета может быть захвачена противником методом опекунского захвата (составлением линии из двух камней вдоль). Победителем считается игрок, который либо соберет идеальную пятерку подряд, либо заберет пять пар камней противника. В нем используется доска 15x15, правила трех, трех и надписей. Это также позволяет продолжить игру после того, как игрок сформировал ряд из пяти камней, если его противник может захватить пару через линию. [ 23 ]
Краска
[ редактировать ]Пенте родственно Нинуки-Рэндзю и имеет тот же метод захвата под стражей, но чаще всего в него играют на доске 19x19 и не используются правила трех и трех, четырех и четырех или надстрочных линий. [ 24 ]

Правила открытия турнира
[ редактировать ]Правила турниров используются в профессиональной игре для балансировки игры и уменьшения преимущества первого игрока. Правило турнира, используемое на чемпионатах мира по гомоку с 2009 года, — это правило открытия Swap2. Во всех следующих профессиональных правилах оверлайн (шесть и более камней подряд) не засчитывается как выигрыш. [ 16 ]

Про
[ редактировать ]Первый камень первого игрока должен быть помещен в центр доски. Первый камень второго игрока может быть размещен в любом месте доски. Второй камень первого игрока должен быть расположен на расстоянии не менее трех пересечений от первого камня (два пустых пересечения между двумя камнями). [ 15 ]
Лонг Про
[ редактировать ]Первый камень первого игрока должен быть помещен в центр доски. Первый камень второго игрока может быть размещен в любом месте доски. Второй камень первого игрока должен быть расположен на расстоянии не менее четырех пересечений от первого камня (три пустых пересечения между двумя камнями). [ 15 ] [ 25 ]

Менять
[ редактировать ]Предварительный первый игрок размещает три камня (два черных и один белый) в любом месте доски. Затем предполагаемый второй игрок выбирает, каким цветом играть. Дальше игра продолжается как обычно: белые играют вторым камнем. [ 15 ]
Обмен2
[ редактировать ]Предварительный первый игрок кладет на доску три камня: два черных и один белый. У условного второго игрока есть три варианта:
- Они могут выбрать игру белыми и положить второй белый камень.
- Они могут поменять цвет и выбрать игру черными.
- Или они могут разместить еще два камня, один черный и один белый, и передать выбор цвета для воспроизведения предварительному первому игроку.
Поскольку пробный первый игрок не знает, куда ориентировочный второй игрок положит дополнительные камни, если выберет вариант 3, протокол открытия swap2 ограничивает чрезмерное изучение линии только одним из игроков. [ 14 ] [ 15 ]
Теоретические обобщения
[ редактировать ]m , n , k -игры — это обобщение гомоку на доску с m × n пересечениями, и для победы необходимо k подряд. Connect Four — это (7,6,4), размещение фигур ограничено самым низким незанятым местом в колонне.
Игры Connect( m , n , k , p , q ) — это еще одно обобщение гомоку на доске с m × n пересечений, k в ряду, необходимом для победы, p камней для каждого игрока, который нужно разместить, и q камней для первого игрока. размещать только для первого хода. В частности, Connect( m , n ,6,2,1) называется Connect6 .
Пример игры
[ редактировать ]
Эта игра на доске 15×15 адаптирована из статьи «Го-Моку и поиск в пространстве угроз». [ 26 ]
Первые ходы ясно показывают преимущество черных. Открытый ряд из трех (тот, который не заблокирован камнем противника с обоих концов) должен быть заблокирован немедленно или парирован угрозой в другом месте на доске. Если не блокировать или не парировать, открытый ряд из трех будет расширен до открытого ряда из четырех, что грозит победой двумя способами.
Белые должны заблокировать открытые тройки на 10, 14, 16 и 20 ходах, а черные должны сделать это только на 9 ходу. Ход 20 — ошибка белых (его следовало сделать рядом с ходом 19 черных). Теперь черные могут добиться победы над любой защитой белых, начиная с 21-го хода.

Есть две форсированные последовательности для черных, в зависимости от того, играется ли белое 22 рядом с черным 15 или черным 21. На диаграмме справа показана первая последовательность. Все ходы белых являются вынужденными. Такие длинные последовательности форсирования типичны для гомоку, и опытные игроки могут быстро и точно прочитать последовательности форсирования из 20–40 ходов.

На диаграмме справа показана вторая последовательность воздействия. Эта диаграмма показывает, почему ход белых 20 был ошибкой; если бы он был рядом с ходом черных 19 (в позиции хода 32 на этой диаграмме), то ход черных 31 не представлял бы угрозы, и поэтому последовательность форсирования не удалась бы.
Чемпионаты мира
[ редактировать ]Чемпионаты мира по гомоку проводились 2 раза в 1989 и 1991 годах. [ 13 ] С 2009 года турнирные игры возобновились, правило открытия было изменено на swap2. [ 16 ]
Далее следует список прошедших турниров и обладателей титулов.
Название года | Принимающий город, страна | Золото | Серебро | Бронза | Правило открытия |
---|---|---|---|---|---|
1989 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Про |
1991 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Про |
2009 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Обмен2 |
2011 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Обмен2 |
2013 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Обмен2 |
2015 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Обмен2 |
2017 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Обмен2 |
2019 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Обмен2 |
2023 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Обмен2 |
Название года | Принимающий город, страна | Золото | Серебро | Бронза | Правило открытия | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2016 | ![]() |
![]() Михал Жуковский Михал Зайк Лукаш Майкснер Петр Маловейский |
![]() Павел Лаубе Игорь Эгед Штепан Тесаржик Марек Ханцль |
![]() Лу Вэй-Юань Чен Ко-Хан Чанг И-Фэн Сун Пей-Юнг |
Обмен2 | |||||
2018 | ![]() |
![]() Эдвард Ризванов Denis Osipov Ilya Muratov Maksim Karasev Mikhail Kozhin |
![]() Ласло Золтан Герго Тот Марк Хорват Габор Гинес Аттила Хегедуш |
![]() Лукаш Майкснер Михал Жуковский Михал Зайк Марек Горжецкий Павел Тарасинский |
Обмен2 | |||||
2020 |
|
Компьютеры и гомоку
[ редактировать ]Исследователи применяют методы искусственного интеллекта при игре в гомоку уже несколько десятилетий. Джозеф Вайценбаум в 1962 году небольшую статью опубликовал в журнале Datamation под названием «Как сделать компьютер интеллектуальным». [ 27 ] там описывалась стратегия, используемая в программе гомоку, которая могла победить начинающих игроков. В 1994 году Л. Виктор Аллис разработал алгоритм поиска по числу доказательств (pn-search) и поиска на основе зависимостей (db-search) и доказал, что, начиная с пустой доски 15×15, первый игрок имеет выигрыш. стратегию с использованием этих поисковых алгоритмов. [ 28 ] Это относится как к гомоку вольного стиля, так и к стандартному гомоку без каких-либо правил открытия. Кажется весьма вероятным, что черные выиграют и на больших досках. На доске любого размера гомоку вольным стилем представляет собой m , n , k -игру , поэтому известно, что первый игрок может добиться победы или ничьей. В 2001 году выигрышная стратегия Эллиса была одобрена и для рэндзю, разновидности гомоку, когда не было ограничений на начальном этапе. [ 29 ]
Однако ни теоретическая ценность всех правовых позиций, ни правила открытия, такие как Swap2, используемые профессиональными игроками в гомоку, еще не решены, поэтому тема искусственного интеллекта гомоку все еще остается проблемой для ученых-компьютерщиков, например, проблема того, как улучшить алгоритмы гомоку, чтобы сделать их более стратегическими и конкурентоспособными. Настоящее время [ когда? ] Большинство современных алгоритмов гомоку основаны на алгоритме обрезки альфа-бета . [ нужна ссылка ]
Райш доказал, что обобщенное гомоку является PSPACE-полным . [ 30 ] Он также заметил, что сокращение можно адаптировать к правилам k-в-ряде для фиксированного k. Хотя он не уточнил, какие именно значения k разрешены, сокращение, по-видимому, распространяется на любое k ≥ 5. [ 31 ]
С 1989 года существует несколько известных турниров по программам гомоку. Компьютерная олимпиада началась с игры гомоку в 1989 году, но гомоку не было в списке с 1993 года. [ 32 ] Чемпионат мира по компьютерному рэндзю стартовал в 1991 году и до 2004 года проводился 4 раза. [ 33 ] [ 34 ] Турнир Gomocup проводится с 2000 года и проводится каждый год и действует до сих пор. [ когда? ] , в котором приняли участие более 30 участников примерно из 10 стран. [ 35 ] В 2005 году дважды проводился венгерский компьютерный турнир по го-моку. [ 36 ] [ 37 ] В Чехии также было проведено два турнира «Компьютер против человека» в 2006 и 2011 годах. [ 38 ] [ 39 ] Лишь в 2017 году компьютерные программы смогли превзойти чемпиона мира среди людей в публичных соревнованиях. На чемпионате мира по гомоку 2017 года состоялся матч между чемпионом мира по программе Исинь и чемпионом мира по шахматам Рудольфом Дупски. Исинь выиграл матч со счетом 2–0. [ 40 ] [ 41 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Гомоку был показан в корейской драме Пэк Сын Хва 2018 года с Пак Се Ван в главной роли. В фильме рассказывается о Бадуке Ли (Пак Се Ван), бывшем вундеркинде, который ушел на пенсию после унизительной потери времени. Спустя годы Бадук Ли подрабатывает в клубе го, где знакомится с Ан Кён Кимом, который знакомит ее с турниром по омоку (корейскому гомоку). Ли поначалу это неинтересно и считает Омок детской игрой, но после того, как ее соседка по комнате теряет деньги из-за импульсивной покупки, она участвует в турнире ради призовых и сильно проигрывает, в очередной раз будучи униженной. После этого она начинает тренироваться, чтобы искупить свою вину, и становится серьезным игроком в омок. [ 42 ]
В видеоигре Vintage Story доски и детали омок (сделанные из золота и свинца) иногда можно найти в руинах или как часть инвентаря торговцев предметами роскоши. Доска и фигуры функциональны, что позволяет игрокам проводить настоящие матчи омок. Во вселенной «омок» — пока единственная игра, сохранившаяся со времён до «Гнили».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гомоку — японская настольная игра» . Япония 101. Архивировано из оригинала 26 марта 2014 г. Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ «Теория игр | GomokuWorld.com» . gomokuworld.com . Архивировано из оригинала 22 июля 2021 г. Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Ласкер, Эдвард (1960). Го и го-моку: восточные настольные игры (2-е изд.). Нью-Йорк: Дувр. ISBN 9780486206134 .
- ^ «Правила и история рэндзю и других игр пять в ряд». Луффаршак , renju.se/rif/r1rulhis.htm . По состоянию на 28 июля 2021 г.
- ^ «Теория игр | GomokuWorld.com» . gomokuworld.com . Архивировано из оригинала 22 июля 2021 г. Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Портал Международной федерации рэндзю — RenjuNet» . www.renju.net . Архивировано из оригинала 10 февраля 2023 г. Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ «О происхождении и правилах рэндзю» . Нихон Рэндзю-ша (на японском языке). 19 сентября 2022 г. Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ «Истоки рэндзю» . www.success-simulation.com . 01.10.1999. Архивировано из оригинала 31 марта 2022 г. Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ «Портал Международной федерации рэндзю — RenjuNet» . www.renju.net . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ го Цитаты OED: 1886 GUILLEMARD Cruise 'Marchesa I. 267 Некоторые игры чисто японские... как -бан . Обратите внимание : эта игра недавно появилась в Англии под ошибочным названием Go Bang. 1888 Pall Mall Gazette, 1. 1 ноября. Эти молодые люди... играли в гоу-бэнг и кошачью колыбель. На доске ниже показаны три типа выигрышных комбинаций, как они могут появиться на доске Петтейи 8х8. Очевидно, что стесненные условия в большинстве случаев приводят к ничьей, в зависимости от правил. Играть было бы проще на доске Латрункули большего размера 12x8 или даже 10x11. .
- ^ Перейти обратно: а б «Настольные игрыГик» . boardgamegeek.com . Архивировано из оригинала 22 июля 2021 г. Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «База данных игры | GomokuWorld.com» . gomokuworld.com . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Портал Международной федерации рэндзю — RenjuNet» . Рэндзю.нет. Архивировано из оригинала 22 июля 2021 г. Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Гомоку — правило swap2» . рэндзю.нет . Проверено 9 ноября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Правила открытия | GomokuWorld.com» . gomokuworld.com . Архивировано из оригинала 22 июля 2021 г. Проверено 7 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «История | GomokuWorld.com» . gomokuworld.com . Архивировано из оригинала 07 июля 2021 г. Проверено 26 января 2021 г.
- ^ «Правило обмена после первого хода» . www.wuzi8.com (на китайском языке). Архивировано из оригинала 08 декабря 2021 г. Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ «Портал Международной федерации рэндзю — RenjuNet» . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 года . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ «Портал Международной федерации рэндзю — RenjuNet» . рэндзю.нет . Архивировано из оригинала 22 июля 2021 г. Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ «Каро (он же Гомоку)» . УзнайтеPlayWin . Архивировано из оригинала 22 июля 2021 г. Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ «Омок: Корейская игра пяти камней» . КПОП Куртка Леди . 06.10.2016. Архивировано из оригинала 22 июля 2021 г. Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ Сонджин, Нам. "Хорошо." Энциклопедия корейской народной культуры , Национальный фольклорный музей Кореи, https://web.archive.org/web/20210722180119/https://folkency.nfm.go.kr/en/topic/detail/1587 . По состоянию на 22 июля 2021 г.
- ^ «Правила Пенте, Керио-Пенте и Нинуки» . Рэндзю . Архивировано из оригинала 22 июля 2021 г. Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ «Пенте» . www.mindsports.nl . Архивировано из оригинала 1 июля 2021 г. Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ «Гомоку - про правило» . www.renju.net . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Эллис, Л.В., Херик, Х.Дж., и Хантдженс, магистр здравоохранения (1993). Го-моку и поиск в пространстве угроз . Университет Лимбурга, факультет компьютерных наук.
- ^ Как сделать компьютер интеллектуальным , Datamation, февраль 1962 г.
- ^ Л. Виктор Аллис (1994). Поиск решений в играх и искусственном интеллекте . доктор философии диссертация, Университет Лимбурга, Нидерланды. стр. 121–154. CiteSeerX 10.1.1.99.5364 . ISBN 90-900748-8-0 .
- ^ Й. Вагнер и И. Вираг (март 2001 г.). «Решение Рэндзю». Журнал ICGA . 24 (1): 30–35. doi : 10.3233/ICG-2001-24104 . S2CID 207577292 .
- ^ Стефан Райш (1980). «Гобанг является PSPACE-полным (Гомоку PSPACE-полным)». Акта Информатика . 13 :59–66. дои : 10.1007/bf00288536 . S2CID 21455572 .
- ^ Демейн, Эрик; Хирн, Роберт (2001). «Игры с алгоритмами: алгоритмико-комбинаторная теория игр». arXiv : cs/0106019v2 .
- ^ «Го-Моку (Турниры ICGA)» . game-ai-forum.org . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ «Чемпионат мира по компьютерному рэндзю» . 5stone.net . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ «4-й чемпионат мира среди компьютерных программ» . Домашняя страница японских игр Носовского . Проверено 3 июня 2016 г.
- ^ «Gomocup — Турнир AI по гомоку» . Гомокуб . Архивировано из оригинала 4 июня 2016 г. Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ «Венгерский компьютерный турнир по гомоку 2005 | GomokuWorld.com» . gomokuworld.com . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ «2-й Венгерский открытый турнир по компьютерному го-моку» . сзе.ху. Проверено 3 июня 2016 г.
- ^ «Первый турнир AI vs. Human (11 ноября 2006 г.) | Гомокубок» . gomocup.org . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ «ИИ против человека 2011 | Чешская федерация Пишкворека и рэндзю» . piskvorky.cz . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ «Рудольф Дупски против Исинь» . АИЭКСП .
- ^ «Рудольф Дупски против Исинь 2017» . Фейсбук .
- ^ Сын Хва, Пэк, писатель. Девушка Омок . Выступление Пак Се Вана, SK Telecom, 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пять в ряд (Рэндзю) для начинающих и опытных игроков ISBN 4-87187-301-3