Гжель
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2018 г. ) |
Гжель (русский: Гжель, IPA: [ɡʐelʲ]) — это русский стиль бело-голубой керамики , получивший свое название от деревни Гжель и ее окрестностей, где ее производят с 1802 года.
Обзор
[ редактировать ]Около тридцати деревень, расположенных к юго-востоку от Москвы, производят керамику и рассылают ее по России . Название Гжель стало ассоциироваться с гончарным делом в 14 веке. Гжельская керамика изначально создавалась гончарами в своих домах; однако довольно рано эти гончары начали объединяться в мастерские, чтобы увеличить производство. Мастерские со временем превратились в фабрики, где изделия формовались в формах , а гончары отвечали за отдельные изделия, определенный стиль или украшение. Самые ранние изделия были созданы из глиняной посуды . Керамика была окрашена в сплошной белый цвет с характерным синим узором. Керамика также производилась с использованием белой глазури на основе олова и цветных рисунков глазури синего, зеленого, желтого и коричневого цветов, а не просто синего цвета на белом фоне, в стиле, называемом Майолика . Цвет корпуса глиняной посуды варьируется в зависимости от используемого сырья и может варьироваться от белого до коричневого. Обычно его обжигают при более низких температурах, чем керамогранит или фарфор, и он может оставаться полупроницаемым для воды до тех пор, пока не будет покрыт глазурью.
Исторический обзор
[ редактировать ]Село Гжель издавна славилось своими глинами. Обширная добыча различных видов глины здесь велась с середины 17 века. В 1663 году царь Алексей Михайлович ( Алексей Российский ) издал указ сделать Гжель «эксклюзивным поставщиком аптекарских и алхимических сосудов для Аптекарского приказа в Москве. К ним должны были соответствовать повышенные требования к качеству. Это положило начало керамическому производству в России». ." [1]
В 1830-х годах гжельские гончары разработали фаянс , или белую фаянсовую посуду, по качеству не уступавшую посуде из крема, производившейся в Англии в то время . Они следили за развитием фаянса с приобретением фарфора. Фарфор обжигают при той же температуре, что и керамогранит, но, в отличие от керамогранита, он становится полупрозрачным и белым, что очень желательно. Производство фарфора тщательно охранялось Китаем , и на экспорт вывозилась только готовая продукция. Когда Россия смогла производить собственный фарфор , это снизило высокую стоимость импорта из Китая или западноевропейских производителей. производстве в Гжели было несколько периодов сбоев Хотя в гончарном , качественная керамика снова производится как в узнаваемом сине-белом дизайне, так и в более красочной посуде из майолики .
Вторая четверть XIX века — период наивысшего художественного развития гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкую фаянсовую и фарфоровую посуду, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. Гжель стала кузницей: многие известные мастера и создатели собственных фарфоровых и фаянсовых заводов начинали в Гжели простыми рабочими. С середины XIX века многие гжельские заводы пришли в запустение. Частично это было связано с объемом импорта товаров из-за границы, а частично — с модернизацией производства, которую не всегда успевали производители из Гжели.
В начале XX века керамическое производство сосредоточилось в руках династии Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции заводы Кузнецова были национализированы.Гжель начала восстановление своего промысла в середине 20 века. В 1945–1949 годах начался третий этап развития гжельского промысла. Установлено применение кобальтовых красок по белой глине. Мастер А. Б. Салтыков создал специальный Атлас мазков, позволяющий унифицировать стиль изделий. На предприятие была приглашена художница Н. И. Бессарабова, разработавшая новый сине-белый стиль гжельских изделий. В 1930-1940-е годы в Гжели располагалось почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Русская культура в гжельском ремесле на страницах истории» . Архивировано из оригинала 5 октября 2021 г. Проверено 14 ноября 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Dulkina, T.I. and N.S. Grigorevna, Gzhel: keramika 18-19 vekov. Moskva: Izd-vo "Planeta", 1982.
- Овсянников И. Русское народное декоративно-прикладное искусство. Издательство «Прогресс», Москва, 1969.
- Saltykov, A. B., Russkaia narodnaia keramika. Moskva, Sovetskii khudozhnik, 1960.