Кукольный дом (фильм Лоузи, 1973)
Кукольный дом | |
---|---|
![]() обложка VHS | |
Режиссер | Джозеф Лоузи |
Написал | Дэвид Мерсер |
На основе | Кукольный дом Генрик Ибсен |
Продюсер: | Джозеф Лоузи Ричард Ф. Далтон |
В главных ролях | Джейн Фонда Эдвард Фокс Тревор Ховард |
Кинематография | Джерри Фишер |
Под редакцией | Реджинальд Бек |
Музыка | Мишель Легран |
Производство компании | Фильмы Боэти Мировые киносервисы |
Распространено | Британский лев |
Дата выпуска |
|
Время работы | 106 минут |
Страны | Великобритания Франция |
Язык | Английский |
Бюджет | $900,000 |
Театральная касса | $787,740 [ 1 ] |
«Кукольный дом» — драматический фильм 1973 года режиссёра Джозефа Лоузи по пьесе года «Кукольный дом» 1879 Генрика Ибсена . В главных ролях Джейн Фонда в роли Норы Хелмер и Дэвид Уорнер в роли ее властного мужа Торвальда.
Версия пьесы Лоузи была широко адаптирована для кино. разработал совершенно новые сцены из пояснительного диалога Ибсена Британский драматург Дэвид Мерсер и включил их в ряд изобретенных декораций.
Сюжет
[ редактировать ]Ибсена происходит в Норвегии XIX века. Действие «Кукольного дома» В центре сюжета — семейная жизнь банкира Торвальда Хельмера и его жены Норы. Молодая пара среднего класса с тремя маленькими детьми, их, казалось бы, респектабельный брак оказался разрушенным и бескровным.
Хелмеры живут в неравном партнерстве, во главе которого стоит Торвальд. Хотя Торвальд заявляет, что любит ее, он постоянно упрекает Нору за то, что он называет ее беззаботным и детским характером; он часто называет ее своей «куклой». Он с гордостью считает себя кормильцем и защитником семьи, но он не подозревает о секрете, который хранит Нора: она спасла его, когда он серьезно заболел и был почти нищим. Без его ведома она заняла крупную сумму денег, чтобы он мог временно выйти на пенсию и восстановить силы. Она сказала ему, что деньги унаследованы от ее семьи; на самом деле это был частный заем от Нильса Крогстада, одного из коллег Торвальда. Нора скрупулезно выплачивала ему долг небольшими частями, удерживаемыми из ее домашнего содержания.
Торвальд, оказывается, уже презирает хамского Крогстада по разным причинам. Когда Торвальда назначают директором банка, одним из его действий является увольнение своего неприятного коллеги. Отчаявшийся Крогстад пытается шантажировать Нору – она должна убедить Торвальда оставить его на работе, иначе он расскажет все о секретном кредите. Его существование могло бы поставить Нору в затруднительное положение, но Крогстад грозит раскрыть самую шокирующую новость из всех: Нора подделала подпись своего отца как соподписавшего контракт.
История включает в себя важные сюжетные линии, касающиеся неожиданной нежности Крогстада (к подруге Норы Кристине, его старой пассии) и донкихотскому любовному интересу (к Норе) пожилого доктора Ранка. Однако существенный конфликт возникает, когда Торвальд получает письмо от Крогстада с описанием ссуды. С негодованием Торвальд презирает свою жену за ее мораль, интеллект и финансовое чутье; он прерывает ее объяснения и заявляет, что ей не будет разрешено участвовать в воспитании их детей.
Его ярость кажется бесконечной, пока внезапно не приходит второе письмо из Крогстада. Он содержит контракт Норы с поддельной подписью и сдан без объяснения причин. Торвальд держит в руке компрометирующие улики, испытывает полное облегчение и начинает слабо извиняться за свою вспышку гнева. Тем временем Нора претерпела трансформационные осознания своей любви и брака. Она противостоит Торвальду, объясняет свое новое видение, а затем – вопреки всем обычаям того времени – уходит от него навсегда.
Бросать
[ редактировать ]- Джейн Фонда — Нора Хелмер
- Дэвид Уорнер — Торвальд Хельмер
- Тревор Ховард — доктор Ранк
- Дельфин Сейриг – Кристин Линде
- Эдвард Фокс — Нильс Крогстад
- Ингрид Натруда — горничная Элен
- Пьер Удри — носильщик Олссен
- Анна Винг — Энн-Мари, няня
- Детей Хелмеров сыграли Мортен Флор (Боб), Тон Флор (Эмми) и Фроде Лиен (Ивар).
- Сына и дочь Крогстада сыграли Дагфинн Херцберг и Эллен Холм.
Производство
[ редактировать ]Оператором был Джерри Фишер , у которого были длительные профессиональные отношения с Лоузи, начиная с середины 1960-х годов, во время британского периода режиссера, включая «Несчастный случай» (1967), «Посредник» (1971) и «Дон Жуан» (1979). [ 2 ]
Приспособление
[ редактировать ]Трехактная пьеса Ибсена была адаптирована по сценарию Лоузи в сотрудничестве с британским драматургом Дэвидом Мерсером . [ 3 ] Действие оригинального текста происходит в одной комнате за один день, но версия Мерсера/Лоузи расширена. [ 4 ] Большая часть пояснительного диалога первого акта преобразована в обширный пролог. События, которые обсуждаются только актерами в пьесе Ибсена, такие как ранняя дружба Норы и Кристины, роман и разрыв Кристины и Крогстада, опасная для жизни болезнь Торвальда и смерть отца Норы, - все они конкретизированы. полностью в отдельных сценах в начале фильма. [ 5 ]
Однокомнатная обстановка оригинала Ибсена — это преднамеренный прием, наводящий на мысль об изоляции Норы и ее заключении в браке. [ 4 ] Однако в фильме несколько мест за пределами дома Хелмеров используются для визуального объяснения, придавая драматический акцент сюжетным моментам. Даже внутри дома камера перемещается из комнаты в комнату, раскрывая физический комфорт их дома и его замкнутость – его «смертельную изолированность». [ 6 ] Совокупный эффект изменений Лоузи получил высокую оценку некоторых критиков за то, что они придали работе кинематографический вид и сделали ее «фильмом, а не сфотографированной пьесой». [ 4 ]
Лоузи намеревался добавить свои сцены, чтобы они сами по себе достигли художественной ценности. Критик Колин Гарднер прокомментировал один пример в начале фильма: «Точно так же, как мы видим, как Нора и Кристина взволнованно скользят по поверхности пруда, мы также замечаем статическую фигуру в черном пальто, зловеще скрывающуюся возле чайного домика в том же самом месте. В центре кадра (то есть в точке схода пространства) Это оказывается Крогстад, готовящийся к роковому отказу от Кристины. Таким образом, сладкая чистота юности уже запятнана. острый вкус социального изгоя – будущего человека мести – и источника финансового порабощения Норы». [ 7 ]
Другие критики сочли смелые изменения Лоузи отталкивающими и даже кощунственными. В статье для «Нью-Йорк Таймс » Нора Сэйр горько жаловалась, что фильм «переполнен слабыми строками и даже короткими сценами, которые не писал старый гений». [ 8 ]
Съемки
[ редактировать ]Съемки проходили в норвежском городке Рёрус , где массовкой для натурных сцен выступали местные жители. [ 6 ]
Музыка
[ редактировать ]Французский композитор Мишель Легран предоставил саундтрек - «яркую неоклассическую партитуру с преобладанием валторны». [ 7 ]
Конфликт актеров и режиссера
[ редактировать ]Феминистские чувства Фонды повлияли на ее игру и отношения с Лоузи. Режиссер, у которого были бурные отношения со своими ведущими дамами, еще до выхода фильма вызвал гнев Фонды и Дельфины Сейриг. В письме от июня 1973 года Фонда раскритиковал Лоузи за «антифеминистские высказывания в адрес прессы» и обвинил, что «ваша [Лоузи] неспособность иметь дело с сильными женщинами и поддерживать их... нанесла непоправимый вред фильму». . [ 9 ] От себя она добавила: «Мне так и не удалось проникнуть в вашу паранойю или снобизм, пока мы работали вместе». [ 9 ] Лоузи, со своей стороны, ворчал, что у Фонды «плохое чувство юмора» и «большую часть времени она тратит на работу над политическими речами, вместо того, чтобы заучивать свои реплики». [ 10 ]
Выпускать
[ редактировать ]«Кукольный дом» впервые был показан в США по телеканалу ABC 23 декабря 1973 года. [ 4 ] [ 8 ] Его показали на Нью-Йоркском кинофестивале 1973 года и показали на Каннском кинофестивале 1973 года , но в основной конкурс он не вошел. [ 11 ] В июне 1980 года его девять дней показывали в одном из театров Леммле в Лос-Анджелесе . [ 12 ]
Фильм Лоузи был одной из двух англоязычных версий пьесы Ибсена, выпущенных в 1973 году: другую версию поставил Патрик Гарланд , в главных ролях - Клэр Блум и Энтони Хопкинс . [ 13 ] Случайная конкуренция за относительно небольшую аудиторию означала коммерческие трудности для обоих фильмов. [ 12 ]
Прием
[ редактировать ]Выбор Фонды на главную роль всегда вызывал некоторые комментарии по поводу ее актерского состава и игры. [ 14 ] [ 15 ] Известная как ярая сторонница феминизма , Фонда взяла на себя эту роль в то время, когда движение за права женщин в США было на пике. [ 16 ] [ 17 ] Многие кинокритики высоко оценили работу Фонды – Леонард Малтин назвал ее главной причиной посмотреть фильм (который в остальном он считал лишь «умеренно успешным»). [ 15 ] Чарльз Чамплин также похвалил ее выступление и написал, что ее современный образ хорошо сочетается с диалогами Мерсера, которые «умело отказываются от высокопарной исторической риторики, не переходя в разговорную речь или сленг». [ 12 ]
Некоторые критики предполагают, что фильм страдает под тяжестью общественного имиджа Фонды. Профессор Нил Синьярд писал: «Возможно, собственные феминистские ассоциации звезды затмевают наше видение слепых и болезненных поисков персонажа к самосознанию и подрывают шок от поразительного решения Норы (поразительного, то есть для аудитории девятнадцатого века) уйти. ее муж и дети». [ 18 ] Говоря более прямо, Рекс Рид писал, что «звездная личность» Фонды подрывает ее игру в постановке, которая в остальном достойна восхищения: «Никто не верит в нее как в птичий мозг, жующий макароны, или в очаровательную кокетку, или в игрушечную жену. В великой сцене неповиновения в конце , она снимает фильм с танком». [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коут, Дэвид (1994). Джозеф Лоузи . Издательство Оксфордского университета. п. 302.
- ^ Хейворд, Энтони (20 февраля 2015 г.). «Джерри Фишер: плодовитый оператор, работавший с одними из лучших режиссеров своего времени, особенно с Джозефом Лоузи» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 27 августа 2017 года . Проверено 3 апреля 2016 г.
- ^ Гарднер, с. 234.
- ^ Jump up to: а б с д Эрскин и др ., с. 97.
- ^ Гарднер, стр. 234; 239.
- ^ Jump up to: а б Гарднер, с. 239.
- ^ Jump up to: а б Гарднер, с. 240.
- ^ Jump up to: а б Сэйр, Нора (8 марта 1978 г.). «Фильм: «Кукольный дом», «Винтаж Джейн Фонда 73 года» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Гарднер, с. 231.
- ^ Алс, Хилтон (9 мая 2011 г.). «Королева Джейн, примерно» . Житель Нью-Йорка . Конде Наст . Проверено 3 апреля 2016 г.
- ^ «Каннский фестиваль: Кукольный дом » . Фестиваль-cannes.com . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 29 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Чамплин, Чарльз (6 июня 1980 г.). «Кукла Фонды прибыла поздно» . Лос-Анджелес Таймс . п. 115. Архивировано из оригинала 15 ноября 2018 года . Проверено 14 ноября 2018 г. - через Newspapers.com .
- ^ Эрскин и др ., с. 95.
- ^ Блейлер, с. 165.
- ^ Jump up to: а б Мальтийский, с. 640.
- ^ Эрскин и др ., стр. 95–96.
- ^ Дю Броу, Рик (2 января 1973 г.). «Джейн Фонда удачно сыграла роль в «Кукольном доме» » . Лоуэлл Сан . Лоуэлл, Массачусетс. УПИ . Архивировано из оригинала 26 апреля 2016 года . Проверено 30 марта 2016 г. - через Newspapers.com.
- ^ Синьярд, с. 176.
- ^ Рид, Рекс (2 апреля 1978 г.). «Тейлор и Фонда оба получили пятёрки за старания» . Дейтон Дейли Ньюс . Дейтон, Огайо. п. 193. Архивировано из оригинала 15 ноября 2018 года . Проверено 14 ноября 2018 г. - через Newspapers.com.
Библиография
[ редактировать ]- Блейлер, Дэвид (2001). Путеводитель TLA по фильмам, видео и DVD 2002–2003: Руководство для взыскательных любителей кино . Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 9780312282097 .
- Эрскин, Томас; Валлийский, Джеймс Майкл; Тиббетс, Джон К. (2000). Видеоверсии: экранизации пьес на видео . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. п. 96 . ISBN 9780313301858 .
- Гарднер, Колин (2004). Джозеф Лоузи . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719067839 .
- Мальтин, Леонард (2014). Путеводитель по фильмам Леонарда Малтина на 2015 год . Нью-Йорк: Пингвин. ISBN 9780698183612 .
- Синьярд, Нил (2013). Кинолитература: искусство экранизации . Лондон: Рутледж. ISBN 9781134054114 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1973 года
- Драматические фильмы 1973 года
- Британские фильмы 1970-х годов
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Французские фильмы 1970-х годов.
- Исторические драмы 1970-х годов
- Британские исторические драмы
- Англоязычные французские фильмы
- Фильмы по мотивам «Кукольного дома»
- Фильмы Джозефа Лоузи
- Фильмы, написанные Мишелем Леграном
- Фильмы, действие которых происходит в Норвегии
- Фильмы, снятые на студии EMI-Elstree Studios.
- Фильмы, снятые в Норвегии.
- Французские исторические драмы