Галилей (фильм 1975 года)
Галилео | |
---|---|
Режиссер | Джозеф Лоузи |
Написал | Джозеф Лоузи Барбара Брэй |
На основе | Галилео Бертольта Брехта с Чарльзом Лотоном (пер.) |
Продюсер: | Эли Ландау |
В главных ролях | Тополь Джорджия Браун Эдвард Фокс Джон Гилгуд Маргарет Лейтон |
Кинематография | Майкл Рид |
Под редакцией | Реджинальд Бек |
Музыка | Ханнс Эйслер Ричард Хартли |
Распространено | Американский кинотеатр |
Дата выпуска |
|
Время работы | 145 минут |
Страна | Великобритания |
Язык | Английский |
Театральная касса | 1 185 607 долларов США (брутто) [1] |
«Галилео» — биографический фильм 1975 года об учёном XVI и XVII веков Галилео Галилее , чьи астрономические наблюдения с помощью недавно изобретенного телескопа привели к глубокому конфликту с Римско-католической церковью. Фильм является экранизацией Бертольта Брехта 1943 года одноименной пьесы . Фильм был продюсирован Эли Ландау для Американского кинотеатра , представившего в США с 1973 по 1975 год тринадцать экранизаций пьес. Пьесу Брехта недавно назвал «шедевром» ветеран театра Майкл Биллингтон , как это сделал Мартин Эсслин в 1960. [2] [3] [4] Режиссер фильма Джозеф Лоузи также поставил первые постановки пьесы в 1947 году в США — при активном участии Брехта. Фильм вполне соответствует тем первым выступлениям и, таким образом, также имеет историческое значение.
Сюжет
[ редактировать ]Фильм близко следует «американской» версии пьесы Брехта «Галилей» . В 1609 году Галилей работал профессором математики в Падуе , Италия. Хотя его зарплата недостаточна, он обладает свободой проводить спорные научные исследования под защитой Венецианской республики . Часть его работы связана с использованием телескопа , относительно нового научного инструмента, привезенного из Нидерландов . Используя телескоп, Галилей пытается проверить теории Николая Коперника, согласно которым Солнце, а не Земля, находится в центре Вселенной. По мере продвижения своих исследований Галилей принимает более престижную академическую должность во Флоренции , Италия. Но его новая должность не сопровождается защитой правительства, которой он пользовался в Венеции, а его друзья в высших эшелонах Римско-католической церкви отказываются прийти ему на помощь, когда его вызывают к инквизиции . [5]
Производство
[ редактировать ]Разработка и сценарий
[ редактировать ]У Джозефа Лоузи были длительные отношения с Бертольтом Брехтом, которые начались в 1930-х годах и завершились постановками Галилея в 1947 году . После этого Лоузи в основном работал кинорежиссером. Лоузи был занесен в черный список США в начале 1950-х годов из-за своей политической деятельности, которая фактически положила конец его карьере в киноиндустрии США. Он эмигрировал в Англию, где смог восстановить свою карьеру. [6] На протяжении многих лет он предпринял несколько попыток снять фильм по пьесе Брехта. [7] Наконец, они были реализованы, когда Лоузи был приглашен снять фильм о Галилее для сезона 1974–1975 годов в Американском кинотеатре . За два сезона Американский кинотеатр представил тринадцать экранизаций по известным пьесам. По замыслу это не были фильмы-постановки — это были пьесы, «переведенные на киносреду, но с полной верностью оригинальному сценарию пьесы». [8] Хотя фильмы предназначались для кинотеатров США, «Галилео» производился в Англии. [9] [10]
Сценарий «Галилея» написали Барбара Брэй и Лоузи. Брей сделал долгую карьеру редактора, переводчика и критика. Она также известна как давняя спутница и любовница Сэмюэля Беккета , получившего Нобелевскую премию по литературе в 1969 году. Помимо Галилея , она написала с Лоузи еще два сценария. [11] Их сценарий для «Галилея» основан в первую очередь на «американской» версии пьесы Брехта, которая была впервые поставлена в 1947 году. Эта англоязычная версия была написана Брехтом между 1944 и 1947 годами совместно с Чарльзом Лотоном , его соавтором и переводчиком. Спектакль был поставлен в Лос-Анджелесе, Калифорния, а затем в Нью-Йорке, где Лотон (знаменитый киноактер) сыграл Галилея. Впервые пьеса была опубликована в 1952 году. [12] В сценарий Брея и Лоузи в эту версию были внесены изменения, которые отражают окончательную «берлинскую версию» 1956 года (на немецком языке), а также английский перевод берлинской версии и дополнительные материалы, опубликованные Ральфом Манхеймом и Джоном Уиллеттом в 1972 году. [9] [13] Сцена 14 из спектакля 1947 года была исключена из киноверсии.
Кастинг
[ редактировать ]Кастинг на фильмы Американского кинотеатра был необычным. Как описал Рэймонд Бенсон : «Талантам (режиссерам, актерам, дизайнерам, техническим специалистам) было предложено работать по сниженной ставке или в большем масштабе. Никто не отказался. Это было сделано по причине, которую все считали стоящей. Ли Марвин Например, , пошутил, что он «потерял 225 000 долларов», снявшись в главной роли в «Ледяном человеке приходит» (это означало, что он снялся в фильме всего за 25 000 долларов — его текущий тариф на тот момент составлял 250 000 долларов)». [8]
Для «Галилея » Лоузи и продюсер Эли Ландау смогли найти нескольких известных актеров на главные и второстепенные роли:
- Тополь сыграл Галилео Галилея. Большую популярность он приобрел после главной роли в фильме « Скрипач на крыше» (1971).
- Джорджия Браун сыграла жену певца баллад. Браун была известна своей работой в музыкальном театре (она была номинирована на премию «Тони» за фильм «Оливер!» в 1963 году) и как киноактриса (она была номинирована на премию BAFTA за фильм «Бешеная луна» (1971)).
- Эдвард Фокс сыграл кардинала-инквизитора. Его работа с Лоузи над «Посредником» (1971) принесла ему премию BAFTA .
- Сэр Джон Гилгуд сыграл старого кардинала. За выдающуюся актерскую карьеру он был посвящен в рыцари в 1953 году.
- Маргарет Лейтон сыграла пожилую придворную даму. Ее работа с Лоузи над «Посредником» (1971) принесла ей премию BAFTA и номинацию на «Оскар» .
- Том Конти сыграл взрослого Андреа Сарти. В первых сценах Сарти — ребенок и сын экономки Галилея. Став взрослым, он стал протеже Галилея.
- Патрик Маги сыграл кардинала Роберта Беллармина , исторического деятеля, участвовавшего в деле Галилея , который симпатизировал научной работе Галилея, но предупредил его избегать явного конфликта с церковной доктриной. Беллармин был одним из судей на судебном процессе над Джордано Бруно за ересь римской инквизиции . Среди обвинений против Бруно была его поддержка « космического плюрализма », согласно которому Земля является лишь одной из многих планет. После осуждения Бруно он был сожжен на костре в 1600 году. В пьесе Брехта есть несколько намеков на это событие.
- Джон МакЭнери сыграл Федерцони. Номинирован на премию BAFTA за фильм Франко Дзеффирелли « Ромео и Джульетта» (1968).
- Майкл Лонсдейл сыграл историческую фигуру кардинала Маффео Барберини, который стал Папой Урбаном VIII в 1623 году. В фильме, хотя Барберини защищает Галилея, когда тот был кардиналом, после того, как он стал Папой, он санкционирует суд над Галилеем римской инквизицией.
- Клайв Ревилл сыграл певца баллад. Ревилл ранее работал с Лоузи над «Модести Блейз» (1966).
- Джоб Стюарт сыграл монаха-ученого.
Музыка
[ редактировать ]Для постановки 1947 года Ханнс Эйслер сочинил музыку к серии песен, которые исполнялись трио мальчиков в начале каждой из четырнадцати различных сцен спектакля. Кроме того, девятая сцена представляет собой музыкальное развлечение, происходящее в День смеха 1632 года. Исторически сложилось так, что 1632 год был за год до того, как Галилей был признан римской инквизицией виновным в ереси. Певец баллад и его жена поют шумной толпе о влиянии Галилея на гражданский порядок. Эйслер написал музыку к балладе, включающую оркестровку для семнадцати инструментов. Была выпущена запись самого Эйслера, поющего эту балладу, а также многие другие записи, связанные с сотрудничеством Лотона, Брехта и Эйслера. [14] С 1930 года Эйслер был близким другом и соратником Брехта, и их сотрудничество продолжилось после того, как они оба сбежали из Голливуда в Восточный Берлин. [15]
В фильме сохранены как песни для мальчиков, так и баллада. Во время съемок фильма было обнаружено, что партитуры большинства инструментов в оркестровке баллады Эйслером были утеряны. Лоузи попросил Ричарда Хартли заново закончить оркестровку. [16] Певца баллад сыграл Клайв Ревилл , а его жену — Джорджия Браун. Оркестр, по-видимому, не указан в титрах.
Съемки и постпродакшн
[ редактировать ]Джозеф Лоузи был постановщиком театральных постановок 1947 года. Его выбрал сам Брехт, и он хорошо знал намерения Брехта относительно пьесы. Говоря о первой постановке в Лос-Анджелесе, Джон Хаусман позже сказал: «Джо должен был стать ее режиссером, а это на самом деле означало… что на самом деле Брехт будет продюсировать и руководить сам с помощью Чарльза Лотона». [17] Джеймс Лайон комментирует: «Поскольку он был готов учиться, Лоузи квалифицировался как режиссер Брехта. Похоже, он был одним из редких людей театра и кино в Америке, которые сразу признали гений Брехта и, по крайней мере, частично поняли его». [17] Лоузи продюсировал и руководил последующей постановкой в Нью-Йорке после того, как Брехт покинул США. Тогда он написал: «Это такая великая пьеса, такая чистая, ясная и архитектурная… над которой я работал и готовился всю свою жизнь». [18]
В День смеха, тридцать второго,
науки было много шума.
Люди научились у Галилея:
Они использовали его учение по-своему.
— слова в исполнении трио мальчиков
В киноверсии Лоузи он сохранил несколько театральных концепций, которые были частью театральной постановки 1947 года. Они включали в себя использование трио мальчиков, чьи песни анонсируют части сюжета, а также постановку отречения Галилея на фоне белого экрана, заполненного тенями ( циклорамы ). [19] Первый кадр Лоузи, вид на звуковую сцену фильма сверху, также привлекает внимание к театральности постановки. Иногда герои фильма обращаются к зрителям прямо в камеру.
давний соратник Лоузи Реджинальд Бек Редактором фильма был . Критик Том Милн заметил, что «гладкая театральная непрерывность имеет тенденцию притуплять острые края эффектов дистанцирования Брехта». [20]
Выпуск и прием
[ редактировать ]«Галилео» был первым предложением второго сезона Американского кинотеатра, который начался в январе 1975 года. [10] Фильм был показан на Каннском кинофестивале 1975 года , но в основной конкурс не вошёл. [21]
Некоторые критики восхищались успехом фильма в адаптации важной пьесы Брехта для кино. Роджер Эберт Брехта писал в 1975 году: « Галилей имеет лишь спорадическое сходство с фактами из жизни великого человека. , была драмой идей, а не биографии». [5] Винсент Кэнби особенно отметил «чрезвычайно театральную сцену, в которой Папу (Майкла Лонсдейла) облачают в мантию для публики и он пытается не поддаваться аргументам Инквизитора, чтобы что-то сделать с Галилеем». [10] В 2012 году Алекс фон Тунзельманн прокомментировал: «Этот фильм, адаптированный по мотивам умной и смелой пьесы Бертольта Брехта, представляет собой умный взгляд на жизнь Галилея». [22]
С другой стороны, многие критики негативно отреагировали на исполнение Тополем роли Галилея. Джей Кокс , рецензируя фильм для журнала Time в 1975 году, писал: «Тополю не хватает силы роли, как в характере, так и в интеллекте. Однако большинство актеров вокруг него превосходны: Джон Гилгуд , Маргарет Лейтон , Эдвард Фокс , Патрик Мэги , Джон МакЭнери ». [23] Кэнби, писавший в «Нью-Йорк Таймс» в 1975 году, жаловался: «Есть одна проблема с фильмом, и она серьезная: выбор Тополя на главную роль… хотя он крупный человек, он не передает никакого чувства интеллектуальный вес... но остальная часть постановки отличается исключительным стилем и интеллектом, чего и следует ожидать от американского кинотеатра». [10]
Аналогичную критику удостоился и оригинальный театральный спектакль 1947 года, также поставленный Лоузи, только тогда Галилея сыграл Чарльз Лотон. [24] Том Милн критикует режиссуру Лоузи, написав, что «Тополю разрешено представить Галилея героем, что делает бессмысленным осуждение Брехтом его как труса за предательство науки». [20] Некоторые недавние рецензенты гораздо более позитивно оценили игру Тополя, в том числе фон Тунзельманн и Роберт Бенсон. [22] [8]
Мартин Уолш добавил другую точку зрения, написав в 1975 году, что «Лози, возможно, не тот радикальный режиссер, которого заслуживает Брехт. Но его постановка последовательно сдержана и позволяет несравненному интеллекту текста Брехта дойти до нас». [25]
Домашние СМИ
[ редактировать ]Первый выпуск фильма на домашних носителях произошел только в 2003 году, когда Kino International выпустила DVD-диски региона 1 со всеми четырнадцатью фильмами Американского кинотеатра. [26] DVD «Галилео» включает интервью с Тополем и продюсером Отто Плашке. На обложке DVD перечислены актеры, отличные от тех, которые были выделены на оригинальном плакате театрального релиза 1975 года. Перенос DVD был рассмотрен Ноэлем Мегахи в 2004 году. [27]
Выпуск DVD породил новый виток отзывов о фильме, как отрицательных, так и положительных. [8] [19] [28] [29]
См. также
[ редактировать ]- «Галилео» (1968) — итальянский фильм о деле Галилея режиссёра Лилианы Кавани . См. статью Кристины Оливото и Антонеллы Теста, где сравниваются фильмы 1968 и 1975 годов. [30]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коут, Дэвид (1994). Джозеф Лоузи . Издательство Оксфордского университета. п. 181.
- ^ Биллингтон, Майкл (13 февраля 2013 г.). «Жизнь Галилея – обзор» . Хранитель .
Настоящая радость заключается в том, чтобы видеть вечные дебаты Брехта о научной морали, представленные с такой прозрачной быстротой.
- ^ Эсслин, Мартин (1960). Брехт: Человек и его работа . Якорные книги. п. 304. ОСЛК 636198 .
- ^ Кауфманн, Уолтер Арнольд (1992). Брехта «Трагедия против истории: Галилей » . Трагедия и философия . Издательство Принстонского университета. п. 344. ИСБН 9780691020051 . OCLC 716211504 .
Большинство критиков сходятся во мнении, что «это одна из лучших пьес Брехта, возможно, величайшая».
- ^ Jump up to: а б Эберт, Роджер (1 января 1975 г.). «Галилео» . Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Гарднер, Колин (2004). Джозеф Лоузи . Издательство Манчестерского университета. п. 8 . ISBN 9780719067839 .
- ^ Лоузи, Джозеф; Милн, Том (1968). Лоузи о Лоузи . Даблдэй. OCLC 437579 .
Брехт дал мне эксклюзивные права на постановку «Галилея» на английском языке на протяжении многих лет — и я не мог никого заставить это сделать… Я считаю эту пьесу практически сценарием для фильма.
- ^ Jump up to: а б с д Бенсон, Раймонд (16 апреля 2009 г.). «Помните… Американский кинотеатр» . Кино Ретро . Архивировано из оригинала 1 июня 2013 года.
При первом выпуске фильм был принят положительно, за исключением актерского состава Тополя, игра которого якобы не вписывалась в остальную часть постановки. Я не согласен — он великолепен, и весь актерский состав великолепен.
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Колин (2004). «Бертольт Брехт и Галилей (1974)» . Джозеф Лоузи . Издательство Манчестерского университета. п. 214 . ISBN 9780719067839 .
Для фильма Лоузи и его сценарист Барбара Брэй создали нечто вроде слияния трех различных источников: текста Брехта-Лотона 1947 года, изменений в окончательной немецкой версии Брехта и намерений Брехта, извлеченных из издания Ральфа Манхейма и Джона Уиллетта. из его пьес.
- ^ Jump up to: а б с д Кэнби, Винсент (28 января 1975 г.). « Сценическая пьеса «Галилей» открывает серию фильмов» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Тодд, Эндрю (4 марта 2010 г.). «Некролог Барбары Брей: переводчик, критик, редактор сценариев и партнер Сэмюэля Беккета» . Хранитель .
- ^ Американская версия «Галилея» включена в одну главу сборника. Видеть Бентли, Эрик, изд. (1952). Из современного репертуара, серия вторая . Денверский университет Press. ОСЛК 2294084 .
- ^ Брехт, Бертольт (1972). «Жизнь Галилея». В Манхейме, Ральф; Уиллетт, Джон (ред.). Сборник пьес: Том 5 . Зауэрландер, Вольфганг и Мангейм, Ральф (перевод). Пантеон. OCLC 19101452 . Этот том содержит перевод берлинской версии « Жизнеописания Галилея» , а также полный текст американской версии «Галилея» .
- ^ Лотон, Чарльз; Брехт, Бертольт; Эйслер, Ханнс (2014). «Дорогой Брехт —» Совместные аудиодокументы: Голливуд/Нью-Йорк, 1944–1947 (DVD) . Медвежья семья. OCLC 902618014 .
- ^ Старр, Кевин (2003). Боевые мечты: Калифорния в войне и мире, 1940–1950 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 332. ИСБН 9780195168976 . ОСЛК 47100949 .
- ^ Коут, Дэвид (1994). Джозеф Лоузи: Месть жизни . Издательство Оксфордского университета. п. 179 . ISBN 9780195064100 . OCLC 31137505 .
Лоузи периодически поддерживал контакты с Ханнсом Эйслером — «Дорогим Гензелем» — с тех пор, как покинул Америку. Но Эйслер уже умер, и в его архивах можно было найти только партитуру для пяти инструментов, без каких-либо следов партитуры для семнадцати, написанной им для постановки 1947 года.
- ^ Jump up to: а б Лион, Джеймс К. (1980). Бертольт Брехт в Америке . Издательство Принстонского университета. п. 185. ИСБН 9780691013947 . OCLC 6555833 .
- ^ Как цитируется в Коэн, Роберт (2013). «Бертольт Брехт, Джозеф Лоузи и брехтианское кино» . У Гебеля, Эккарта; Вейгель, Сигрид (ред.). «Бегство к жизни»: немецкие интеллектуалы в Нью-Йорке: сборник событий в изгнании после 1933 года . Вальтер де Грюйтер ГмбХ. п. 142. ИСБН 9783110258684 .
- ^ Jump up to: а б Шикель, Ричард (13 апреля 2003 г.). «Театр. Знаменитые пьесы, знаменитые актеры, забытые фильмы» . Нью-Йорк Таймс .
Неудачная попытка Джозефа Лоузи найти киноэквивалент эффекта отчуждения Бертольта Брехта в «Галилее» (с прискорбно неверно выбранным Тополем в главной роли) почти так же плоха, особенно в самой большой сцене, где тени актеров мрачно проецируются на циклораму. Это плохой фильм, и, должно быть, на сцене это было столь же отвлекающим тщеславием.
- ^ Jump up to: а б Милн, Том (2010). «Галилео» . В Пиме, Джон (ред.). Киногид «Тайм-аут» 2011 . Руководство по тайм-ауту. п. 394. ИСБН 9781846702082 .
- ^ «Каннский фестиваль: Галилей» . фестиваль-канны.com . Архивировано из оригинала 26 сентября 2012 года . Проверено 4 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б фон Тунзельманн, Алекс (26 сентября 2012 г.). «Галилей тянется к звездам» . Хранитель .
- ^ Кокс, Джей (10 февраля 1975 г.). «Гений превзошел, закончил» . Время . Архивировано из оригинала 23 января 2010 года.
- ^ Аткинсон, Брукс (8 декабря 1947 г.). «Чарльз Лотон открывает сезон экспериментального театра «Галилеем» Брехта » . Нью-Йорк Таймс .
Но, как шоумен, Лотон довольно эффективно отбрасывает эту роль. Он небрежен и презрителен; он тяжеловесен и снисходителен, и в его возне с книгами и отдаче приказов подчиненным есть много старомодной болтовни. Хотя его Галилей — хороший Лотон, это не Галилей.
- ^ Уолш, Мартин (1975). « Галилей : Лоузи, Брехт и Галилей» . Jump Cut (7): 13–15.
- ^ Галилей (DVD). Кино Видео. 11 ноября 2003 г. OCLC 53621376 .
- ^ Мегаэй, Ноэль (2 ноября 2004 г.). «Галилео» . Цифровое исправление .
- ^ Эриксон, Гленн (15 февраля 2004 г.). «Обзор: Американский кинотеатр, том 3» . DVD Савант .
Лоузи, наконец, удалось экранизировать по нему фильм AFT, и эта звездная версия является одной из самых хвалебных их работ.
- ^ Барретт, Майкл (17 июля 2008 г.). «Canon Fodder: Американский кинотеатр» . ПопМатерс .
Для современного зрителя его главный интерес заключается в его личном значении для авторов Брехта и Лоузи.
- ^ Оливото, Кристина; Теста, Антонелла (декабрь 2010 г.). «Галилей и кино». Физика в перспективе . 12 (4): 372–395. Бибкод : 2010PhP....12..372O . дои : 10.1007/s00016-010-0027-4 . S2CID 119981584 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Галилео» . Американский институт кино (AFI). Содержит неподписанные заметки, в которых подробно описываются производство и трудности с распространением второго сезона фильмов американского кинотеатра.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1975 года
- Культурные изображения Галилео Галилея
- Фильмы, снятые на студии EMI-Elstree Studios.
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Биографические драмы 1970-х годов
- Британские фильмы по пьесам
- Фильмы по произведениям Бертольта Брехта
- Фильмы Джозефа Лоузи
- Фильмы продюсера Эли Ландау
- Фильмы, действие которых происходит в 17 веке.
- Британские биографические драматические фильмы
- Биографические фильмы об учёных
- Драматические фильмы 1975 года
- Британские фильмы 1970-х годов
- Фильмы, написанные Ханнсом Эйслером