Винту
![]() Корзина Винту, гр. 1890-е годы, Кливлендский художественный музей | |
Общая численность населения | |
---|---|
2500 (три основные группы) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Английский , ранее Wintu | |
Религия | |
Христианство , Родная религия | |
Родственные этнические группы | |
Винтун ( Номлаки и Патвин ), Йокуты |
Человек | Винтьу |
---|---|
Люди | Винтьун |
Язык | Винтьух |
Страна | Винту Пом |
Винту , (также Северный Винтун ) — коренные американцы живущие на территории современной Северной Калифорнии . [ 2 ] Они являются частью свободной ассоциации народов, известных под общим названием Винтун (или Винтуан). Есть три основные группы, которые составляют людей, говорящих на языке Винту. Винту (Северный Винтун), Номлаки (Центральный Винтун) и Патвин (Южный Винтун). Язык Винту принадлежит к пенутской языковой семье.
Исторически винту жили преимущественно на западной стороне северной части долины Сакраменто , от реки Сакраменто до Берегового хребта . Ареал Северного Винту также включал южные части реки Верхний Сакраменто (к югу от дренажа Солт-Крик), южную часть реки МакКлауд и верховья реки Тринити . Сегодня многие северные винту по-прежнему проживают на своих традиционных родинах в округах Тринити и Шаста или рядом с ними.
История
[ редактировать ]Первая зарегистрированная встреча между Винту и евроамериканцами датируется экспедицией Джедедайи Смита 1826 года , за которой последовала экспедиция 1827 года под руководством Питера Скина Огдена . Между 1830 и 1833 годами многие винту умерли от малярии эпидемии , в результате которой погибло около 75% коренного населения верхней и центральной долины Сакраменто . [ 3 ]
Поселенцы надеялись прийти к соглашению с племенами Винту по поводу земли. Они пытались захватить земли Винту и переселить их к западу от Клир-Крик в обмен на мир, деньги и гражданство. Вместо этого были разногласия, рабство и война. В 1846 году Джон К. Фремонт и Кит Карсон в сопровождении местных белых поселенцев убили несколько сотен Винту в резне на реке Сакраменто . На «пире дружбы» в 1850 году поселенцы подали местным туземцам отравленную пищу, от чего погибли 100 Номсуу и 45 Венемем Винту . Еще больше смертей Винту и разрушение их земель последовало в 1851 и 1852 годах в таких инцидентах, как резня в Мост-Гульч . [ 4 ] Растущее население поселенцев, движущихся на запад, как во время Калифорнийской золотой лихорадки, заставило поселенцев переселить коренных американцев, таких как Винту.
Культура
[ редактировать ]Число групп в пределах Северного Винту иногда оспаривается как среди членов племени, так и среди антропологов, но обычно их число составляет 8–11. Это следующие группы: Даупом/Стилуотер, Эль-Пом/Кьюсик, Номтипом/Верхняя река Сакраменто, Виннемем/Макклауд-Ривер, Номсус/Верхняя река Тринити, Клабалпом/Френч-Галч, Даумук/Коттонвуд-Крик, Норелмук/Хейфорк, Пуймем/Нижняя Пит-Ривер, Дауном/Лысые холмы и Ваймук/гора. Шаста. Последняя группа, ваймук, считается переходной единицей как в культуре, языке, так и в обществе между народами, говорящими на языке Винту, и народами, говорящими на Шастане. Ваймуки также считаются той же группой, которую некоторые антропологи и лингвисты записали под названием Окванучу (что означает «отдаленные люди» на языке шаста). Говорят, что они занимают регион к северу от ручьев Солт и Носони и простираются на север до южного подножия горы Шаста, при этом некоторые крупные деревни расположены в Дансмюре, Сиссоне (ныне известном как гора Шаста-Сити и Суланхарас-Крик). Один антрополог К. Харт Мерриам также записал группу жителей Северного Винту, которые жили вдоль южного рукава реки Тринити под атабаскским названием. «Ни-и-че». Говорят, что они были близки к Норелмуку как по языку, так и по культуре, но неизвестно, были ли они одними из тех, что были с вышеупомянутой группой.
Племена Винту имели тесную связь с природными ресурсами региона, который они занимали. В частности, племя Виннемем Винту на их языке переводится как «люди Срединной воды». Они верили, что родились из воды, являются водой и сражаются, чтобы защитить воду. В целом охота, рыболовство и собирательство являются частью их культуры и культурного использования. В своем образе жизни они используют уникальные обычаи, традиционное искусство и независимые духовные верования. Когда в деревнях появлялась дополнительная еда, они иногда приглашали соседние племена на пир, танцы и игры. Танец имел много целей в культуре Винту и использовался не только для развлечения. Суне , или танец попрошайничества, исполнялся, когда один человек передал собственность другому.
Люди Винту жили в небольших полупостоянных домах, которые можно было найти вдоль водных путей. В частности, дома Ривер и Хилл Патвин имели куполообразную форму. [ 5 ] Ривер Патвин использовал палки, солому и другие земные ресурсы для строительства своих домов. Дома Хилла Патвина имели аналогичную структуру, но использовали кору конической формы. В более крупных общинах был земляной домик, который преследовал две основные цели. Первой целью было то, что сооружение можно было использовать в качестве парилки . Парилка использовалась для духовного обновления, очищения и связи с природой. Другое применение парилки в культуре Винту — это место для ночлега неженатых мужчин, не имеющих семьи.
Народ Винту известен рыбной ловлей. Они также в значительной степени полагаются на дикую пищу для торговли и использования в своей экономике. Их основным источником пищи был лосось, выловленный в реках МакКлауд и Сакраменто. Иногда они ловили стальную форель в верховьях реки Тринити. Мужчины часто охотились как индивидуально, так и охотничьими группами. Группы использовали ловушки практически для всех видов животных, которых могли найти. Женщины собирали растения и другие ресурсы, чтобы использовать их в пищу или в качестве инструментов, таких как корзины. [ 6 ] Плетение корзин было важной частью их культуры и общества. Они использовали корзины для приготовления пищи, хранения, просеивания и переноски. [ 7 ] Плетение корзин также вошло в моду благодаря плетению шляп, которые носили многие женщины.
Население
[ редактировать ]Ученые разошлись во мнениях относительно исторической численности племен до европейско-американского контакта. Из-за конкуренции ресурсов, сил, труда, болезней и других факторов численность племени Винту сократилась. Альфред Л. Кребер оценил общую численность населения Винту, Номлаки и Патвина в 1770 году в 12 000 человек. [ 8 ] Шерберн Ф. Кук первоначально оценил численность населения Винту в 2950 человек, но позже почти удвоил свою оценку до 5300 человек. [ 9 ] [ 10 ] Фрэнк Р. ЛаПена в своих работах 1970-х годов насчитал в общей сложности 14 250 человек. [ 11 ]
Кребер оценил население Винту, Номлаки и Патвина в 1910 году примерно в 1000 человек. Сегодня популяция несколько восстановилась, и насчитывается около 2500 Винтунов, многие из которых живут в резервации Раунд-Вэлли , а также в ранчериях , Кортина , Гриндстоун -Крик , Реддинг и Рамси Колуса . [ 1 ] По оценкам, общее количество жителей Винту составляет в среднем 2500 человек.

Сегодняшний день Винту
[ редактировать ]Племя Винту модернизировало свой образ жизни, сохранив при этом свою культуру и историю. Они объясняют, что их миссия — сохранять, продвигать и защищать культуру племени, создавая отношения с теми, кто не принадлежит к их племени. В настоящее время членами совета племени являются Гэри и Тереза Рикард, Винсент Сервантес, Джин Мэлоун, Синди Хог, Билл Хант и Лес Бегли. У них есть музей и культурный ресурсный центр, который был построен после того, как они потеряли статус признания со стороны федерального правительства. [ 12 ]
В 1941 году конгресс принял Закон о приобретении земель индейцами в рамках проекта Центральной долины . Это привело к тому, что племя Винту потеряло доступ к рекам Верхний Сакраменто, река МакКлауд и река Нижняя Пит. Для народа Винту эти части земли священны. Потеряв реку, они также лишились основного источника пищи — лосося. В 2023 году винту смогли выкупить землю, где пролегают реки. Они сообщили репортерам и писателям, что планируют восстановить зимнюю популяцию чавычи. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Индейцы Винтун» . Калифорнийские индейцы и их резервации: онлайн-словарь . государственного университета Сан-Диего Библиотека . Архивировано из оригинала 26 июля 2010 года . Проверено 30 июня 2010 г.
Индийский народ Винтун делится на три подразделения: Винту, Норел Мук (север), Номлаки (центральный) и Патвин (южный). Их традиционные территории расположены в большей долине Сакраменто, где река Сакраменто является главной особенностью всех регионов. Их земли варьируются от горных рек Винту на севере, через равнины Номлаки до болот, долин и холмов Патвина. Их языки относятся к пенутийской семье. Их рацион состоял из полугодовых переходов королевского лосося по крупным рекам, желудей и других растительных продуктов, а также дичи. В начале 1800-х годов в племени Винтун насчитывалось около 12 000–15 000 членов. Испанские поселенцы прибыли на территорию Винтуна к 1808 году, а охотники из компании Гудзонова залива прибыли где-то до 1832 года. Единство племени было разрушено в результате захвата земель и разрушения традиционных мест продовольствия и сбора материалов. Из-за появления крупного рогатого скота, свиней и овец, строительства плотин и заводов по переработке меди в 1880-х и начале 1900-х годов здоровье и выживание Винтунов серьезно пострадали. Сегодня насчитывается более 2500 человек происхождения Винтун. Многие из них живут в резервации Раунд-Вэлли, а также на ранчериях Колуса, Кортина, Гриндстоун-Крик, Реддинг и Рамси.
- ^ «Коренное историческое племя» . Племя Винту из Северной Калифорнии . Проверено 9 июня 2018 г.
- ^ Притцкер, Барри (2000). Энциклопедия коренных американцев по истории, культуре и народам . Издательство Оксфордского университета. п. 152. ИСБН 9780195138979 .
- ^ ЛаПена, 1978:324
- ^ «Винтун | Калифорния, коренные американцы, племя | Британника» . www.britanica.com . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Вискитаун, почтовый адрес: почтовый ящик 188; Us, CA 96095 Телефон: 530 242-3400 Контакт. «Национальная зона отдыха Винту-Вискитаун (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Проверено 12 декабря 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Люди Винту (Винтун) - Путеводитель по ценности, знакам, истории | Словарь WorthPoint» . www.worthpoint.com . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Кребер, с. 883
- ^ Конфликт 1976 , с. 236 .
- ^ Население 1970 г. , с. 15 .
- ^ ЛаПена, с. 325
- ^ «Племя Винту Северной Калифорнии - коренное историческое племя» . wintutribe.com . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Рамирес, Иззи (9 октября 2023 г.). «Виннемем Винту вернули землю своему племени. Вот что будет дальше» . Вокс . Проверено 12 декабря 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кристофер Чейз-Данн , Кристофер К. и Келли М. Манн. 1998. Винту и их соседи: очень маленькая мировая система в Северной Калифорнии . Университет Аризоны Пресс, Тусон. ISBN 0-8165-1800-9 .
- Кук, Шерберн Ф. (1976), Конфликт между калифорнийской индейской и белой цивилизацией (1-е изд.), Беркли: University of California Press, ISBN 978-0-52-003143-2
- Кук, Шерберн Ф. (1976). Население индейцев Калифорнии, 1769-1970 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520029232 .
- Деметракопулу, Дороти. 1935. «Песни Винту». Антропос 30:483-494.
- Дюбуа, Кора А. 1935. «Этнография Винту», Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 36: 1-148.
- Дюбуа, Кора А. и Дороти Деметракопулу. 1931. «Мифы Винту», Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 28: 279-403.
- Хог, Хелен С. и Маргарет Гилфорд-Карделл. 1977. Тропы Винту . Переработанное издание; первоначально опубликовано в 1948 году. Историческое общество Шаста, Ридинг, Калифорния.
- Хоувман, Элис Р. 2002. Путешествие к правосудию: народ винту и лосось . Исследовательский парк Тертл Бэй, Реддинг, Калифорния. ISBN 1-931827-00-1 .
- Кребер, А. Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. Вашингтон, округ Колумбия.
- ЛаПена, Фрэнк Р. 1978. «Винту», в Калифорнии , под редакцией Роберта Ф. Хейзера, стр. 324–340. Справочник североамериканских индейцев , Уильям К. Стертевант, главный редактор, том. 8. Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия.
- ЛаПена, Фрэнк Р. 1987. Мир — это подарок . Limestone Press, Сан-Франциско.
- ЛаПена, Фрэнк Р. 2004. Песни и церемонии снов: размышления о традиционном калифорнийском индийском танце . Great Valley Books, Беркли, Калифорния. ISBN 1-890771-79-1 .
- Маклеод, Кристофер. 2001. В свете благоговения . Видеокассета. Bullfrog Films, Оли, Пенсильвания. ISBN 1-56029-890-1 .
- МакКиббин, Грейс и Элис Шепард. 1997. Моими словами: истории, песни и воспоминания о Грейс МакКиббин, Винту . Heyday Books , Беркли, Калифорния. ISBN 0-930588-85-1 .
- Тавендолли, Грант. 1966. Мешок с костями: мифы о Винту индейца реки Тринити . Под редакцией Марселя Массона. Naturegraph, Окленд, Калифорния. ISBN 0-911010-26-2 ; ISBN 0-911010-27-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- "Wintu". Архивировано 27 августа 2005 года в Wayback Machine , Колледж Сискиус.
- «Коренные племена, группы, языковые семьи и диалекты Калифорнии в 1770 году» (карта по Креберу), « Предыстория Калифорнии».
- "Язык Винту" , Этнолог
- Винтун
- геноцид в Калифорнии
- Коренные народы Калифорнии
- История округа Бьютт, Калифорния
- История округа Колуса, Калифорния
- История округа Гленн, Калифорния
- История округа Мендосино, Калифорния
- История округа Напа, Калифорния
- История округа Шаста, Калифорния
- История округа Техама, Калифорния
- История округа Йоло, Калифорния
- Сакраменто Вэлли