Пирс
Пирс | |
---|---|
Режиссер | Крис Маркер |
Написал | Крис Маркер |
Продюсер: | Анатоль Дауман |
В главных ролях |
|
Рассказал | Жан Негрони |
Кинематография |
|
Под редакцией | Жан Равель |
Музыка | Тревор Дункан |
Производство компания | Аргос Фильмы |
Распространено | Аргос Фильмы |
Дата выпуска |
|
Время работы | 28 минут |
Страна | Франция |
Языки |
|
Пирс ( Французское произношение: [la ʒəte] ) — французский научно-фантастический короткометражный фильм 1962 года, снятый Крисом Маркером и связанный с художественным движением Левобережья . Построенный почти полностью из фотографий , он рассказывает стабильного временного цикла историю эксперимента по путешествию во времени после ядерной войны . Он длится 28 минут и снят в черно-белом цвете.
Он получил приз Жана Виго за короткометражный фильм. Научно-фантастический фильм 1995 года «12 обезьян» был вдохновлен и заимствован несколькими концепциями непосредственно из La Jetée .
Сюжет
[ редактировать ]Мужчина является пленником после Третьей мировой войны в постапокалиптическом Париже, где выжившие живут под землей в галереях Дворца Шайо . Ученые исследуют путешествия во времени, надеясь отправить испытуемых в разные периоды времени, «чтобы призвать прошлое и будущее на помощь настоящему». Им трудно найти субъектов, способных мысленно выдержать шок от путешествия во времени. В конце концов ученые остановились на главном герое; его ключом к прошлому является смутное, но навязчивое воспоминание из его довоенного детства о женщине, которую он видел на смотровой площадке («пристани») в аэропорту Орли незадолго до того, как стал свидетелем поразительного инцидента там. Он не совсем понял, что произошло, но знал, что видел смерть человека.
После нескольких попыток он достигает довоенного периода. Он встречает женщину из своих воспоминаний, и у них складываются романтические отношения. После его успешных переходов в прошлое экспериментаторы пытаются отправить его в далекое будущее. В ходе короткой встречи с технологически развитыми людьми будущего ему дается энергоблок, достаточный для возрождения его собственного разрушенного общества.
По возвращении, выполнив свою миссию, он понимает, что его должны казнить тюремщики. С ним связываются люди из будущего, которые предлагают помочь ему навсегда сбежать в их время; но вместо этого он просит вернуть его в довоенное время своего детства, надеясь снова найти женщину. Его возвращают в прошлое, помещают на пристань в аэропорту, и ему приходит в голову, что его детская версия, вероятно, тоже находится там в то же время. Его больше беспокоит поиск женщины, и он быстро ее замечает. Однако, бросаясь к ней, он замечает следовавшего за ним агента своих тюремщиков и понимает, что агент собирается его убить. В свои последние минуты он понимает, что инцидент, свидетелем которого он стал в детстве и который преследует его с тех пор, был его собственной смертью.
Бросать
[ редактировать ]- Жан Негрони, как рассказчик
- Элен Шателен в роли женщины
- Давос Ханич, как мужчина
- Жак Леду в роли экспериментатора
- Лигия Бранице в роли женщины из будущего
- Джанин Кляйна в роли женщины из будущего
- Уильям Кляйн в роли человека из будущего
Производство
[ редактировать ]La Jetée почти полностью построен из оптически напечатанных фотографий, представляющих собой фотомонтаж разного ритма. Он содержит только один короткий кадр (женщина, упомянутая выше, спящая и внезапно просыпающаяся), сделанный на кинокамеру, и это связано с тем, что Маркер мог позволить себе нанять один только на день. Фотографии были сделаны на Pentax Spotmatic. [ 1 ] а фрагмент кинофильма был снят на 35-мм объектив Arriflex . [ 2 ] В фильме нет диалогов, за исключением небольших фрагментов бормотания на немецком языке и разговоров людей в терминале аэропорта. Рассказ ведется закадровым диктором . Сцена, в которой герой и женщина смотрят на срезанный ствол дерева, является отсылкой к фильму Альфреда Хичкока 1958 года «Головокружение» , на который Маркер также ссылается в своем фильме 1983 года «Sans Soleil» . [ 3 ]
Монтаж «Жете» добавляет фильму напряженности. Благодаря использованию вставок и затухания он создает жуткую и тревожную природу, дополняя тему апокалиптических разрушений Третьей мировой войны. Терри Гиллиам , режиссер « 12 обезьян », описывает монтаж как «просто поэтичный». [ 4 ] в сочетании монтажа и саундтрека, используемого в короткометражном фильме.
Поскольку фильм представляет собой фотомонтаж, единственной непрерывной переменной является звук. Звук, использованный в этой постановке, минимален и проявляется в форме повествования, оркестровой партитуры и звуковых эффектов . Ритмические узоры саундтрека служат основой, придающей фильму интенсивность. «Растворение синхронизируется со звуком. По мере того, как история движется из прошлого в настоящее, La Jetee создает мысленную непрерывность». [ 5 ] Саундтрек добавляет иллюзию движения внутри фильма и смены времени.
Интерпретация
[ редактировать ]В Черное и синее своем исследовании послевоенной французской художественной литературы « » Кэрол Мейвор описывает «Жете» как «происходящее в не-месте (u-topia) в не-времени ( u-chronia )», которое она связывает со временем и местом сказка . Далее она уточняет: «даже звучание названия перекликается со сказочным удивлением от попадания в другой мир: La Jetée вызывает в памяти «là j'étais» (там я был)». Под «у-топией» Мавор не имеет в виду « утопию » в том смысле, в котором это слово обычно используется; она также описывает двусмысленность антиутопии /утопии в фильме: «Это антиутопия с надеждой на утопию, или это утопия, отрезанная угрозой антиутопии». [ 6 ]
Блогер Tor Books Джейк Хинксон подытожил свою интерпретацию в названии эссе о фильме «Вне времени нет выхода». Он уточнил:
Что [главный герой] обнаруживает... так это то, что прошлое никогда не бывает таким простым, как нам хотелось бы. Вернуться к этому — значит осознать, что мы никогда этого не понимали. Он также обнаруживает — и здесь невозможно не заметить послание Маркера своим зрителям — человек все равно не может уйти от своего времени. Как бы мы ни старались потерять себя, нас всегда будет тянуть обратно в мир, в здесь и сейчас. В конце концов, от настоящего никуда не деться.
Хинксон также обращается к символическому использованию образов: «Человеку завязывают глаза и используют какое-то мягкое устройство, и он видит изображения. Человек выбран для этого задания, потому что... он сохранил острый ум из-за своей привязанности к определенным образам. Таким образом, фильм, рассказанный с помощью фотографий, становится просмотром изображений». Далее он отмечает, что сам Маркер называл «Жете» не фильмом, а фотороманом . [ 7 ]
Яннис Карпузис проводит структурный анализ «Жете» , рассматривая его как промежуточное произведение искусства: Крис Маркер создает «архив» объектов и условий, которые сами по себе обладают фотографическим качеством, и за ними следуют те же предикаты, что и за изображениями. Диалог между средствами массовой информации (фотография и кинематография) и кинематографическим означающим (кадры из фильма, сюжетная линия и повествование) постоянно находится на заднем плане. [ 8 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Выпуск, награды и признание
[ редактировать ]В 1963 году Приз Жана Виго наградил La Jetée как «Лучший короткометражный фильм». [ 9 ] В том же году «Жете» был включен в программу Международного кинофестиваля в Локарно . [ 10 ] Триестский фестиваль научной и фантастики и Международный кинофестиваль Мангейм-Гейдельберг . [ 11 ] С тех пор фильм был включен в несколько фестивалей современного кино, в том числе в Международный фестиваль независимого кино в Буэнос-Айресе в 2009 году. [ 12 ] кинофестиваль Cine//B в 2011 году и Международный фестиваль документального кино в Амстердаме в 2019 году. [ 10 ]
«Жете» был включен продюсером Стивеном Шнайдером в справочник по фильмам 2003 года «1001 фильм, который вы должны посмотреть, прежде чем умереть» . [ 13 ] В 2010 году журнал Time поставил «Жете» на первое место в своем списке «10 лучших фильмов о путешествиях во времени». [ 14 ] В 2012 году по результатам Sight & Sound опроса Британский институт кино назвал «Жете» 50-м величайшим фильмом всех времен. [ 15 ] В 2022 году он занял 67-е место среди лучших фильмов по опросу критиков Sight & Sound и 35-е место среди лучших фильмов по опросу режиссеров соответственно. [ 16 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Писатель-фантаст Уильям Гибсон считает этот фильм одним из главных источников своего влияния. [ 17 ]
8 ноября 2022 года в Чикагской опере «Фриндж» состоялась мировая премьера камерной оперной адаптации фильма Сета Бустеда и Дж. Роберта Леннона. [ 18 ]
Музыка
[ редактировать ]Клип на сингл Sigue Sigue Sputnik " 1989 года " Dancerama является данью уважения La Jetée . [ 19 ] Этот фильм также повлиял на создание клипа Дэвида Боуи « Jump They Say » (1993). [ 20 ]
Группа Isotope 217 из Чикаго записала трек «La Jetée» для своего альбома 1997 года The Unstable Molecule . На альбоме 1998 года TNT пост -рок -группа Tortoise , сайд-проектом которой является Isotope 217, представила альтернативную версию той же песни под названием «Jetty». Оба вдохновлены фильмом.
Kode9 в сотрудничестве с г-жой Хаптик, Марселем Вебером (также известным как MFO) и Люси Бенсон создали дань уважения La Jetée в 2011 году для фестиваля Unsound . [ 21 ]
Североирландская рок-группа Two Door Cinema Club показала фильм на вечеринке по случаю презентации своего альбома Gameshow 2016 года . Последний трек альбома "Je viens de la" вдохновлен La Jetée и описывает путешествие главного героя фильма. [ 22 ]
Фильм
[ редактировать ]Терри Гиллиама » « 12 обезьян (1995) были вдохновлены и взяты непосредственно из «Ла Жете» (признание этого долга во вступительных титрах). Короткометражный фильм 2003 года «Куколка» является одновременно данью уважения и пародией на «Жете» . [ 23 ]
Мексиканский фильм 2007 года «Год гвоздя» , полностью рассказанный с помощью фотографий, был вдохновлен La Jetée . Испанский фильм 2018 года Entre Oscuros Sueños , где также используется концепция неподвижного изображения, был полностью вдохновлен La Jetée . «Друг мира» Фильм с участием двух рук был вдохновлен , La Jetée . , среди прочего [ 24 ]
Игры
[ редактировать ]На арт-директора первой части серии Fallout повлиял внешний вид технологий в La Jetée. [ 25 ]
Связанные СМИ
[ редактировать ]В 1992 году Zone Books выпустила книгу, в которой воспроизводились оригинальные изображения фильма вместе со сценарием на английском и французском языках. [ 26 ]
Домашние СМИ
[ редактировать ]В регионе 2 фильм доступен с английскими субтитрами в La Jetée/Sans Soleil дигипаке , выпущенном Arte Video . В Регионе 1 компания Criterion Collection выпустила комбинацию DVD/Blu-ray La Jetée/Sans Soleil , в которой есть возможность прослушивания повествования на английском или французском языке.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Entretien avec Антуан Бонфанти, Кадраж 2004» . Кадраж.нет. Архивировано из оригинала 4 июля 2009 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ «По ту сторону зеркала» (на французском языке). Архивировано из оригинала 1 июля 2007 года . Проверено 8 января 2008 г.
- ^ «On Vertigo », специальный фильм на DVD Criterion Collection с фильмами La Jetée и Sans Soleil . » Терри Гиллиама Та же самая сцена также появляется в «12 обезьянах .
- ^ «Терри Гиллиам на пристани» . 28 ноября 2012 года . Проверено 23 ноября 2019 г. - через YouTube.
- ^ Невежественный, Ламос (11 апреля 2014 г.). «Анализ Ла Джетеи Криса Маркера: смертность и иллюзия времени» . Фильм Ложь . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ Мавор, Кэрол (2012). Черное и синее: невыносимая страсть Camera Lucida, La Jetée, Sans Soleil и Hiroshima mon amour . п. 60. ИСБН 978-0-8223-5271-6 . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ Хинксон, Джейк (3 ноября 2014 г.). «Вне времени нет выхода: Жете » . Тор.com . Тор Букс/Макмиллан . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Карпузис, Яннис (2019). Пустая площадь Криса Маркера: структурный анализ La Jetée . Архитектурная школа Афин.
- ^ «Приз Жана Виго (1963)» . IMDB . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б "La Jetee (1962) Награды и фестивали " сайт mubi.com . Получено 5 декабря.
- ^ «La Jetée (короткометражка, 1962) — Информация о релизе — IMDb» . IMDB .
- ^ «Международный фестиваль независимого кино в Буэнос-Айресе 2009» . сайт mubi.com .
- ^ "La Jetée (1962)" , IMDb.com , получено 6 декабря 2019 г.
- ^ Круз, Гилберт (18 марта 2010 г.). « Ла Джете», 1962 | 10 лучших фильмов о путешествиях во времени» . Время . Проверено 2 мая 2020 г.
- ^ «50 величайших фильмов всех времен» . Вид и звук . Британский институт кино . 1 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2012 года . Проверено 19 декабря 2012 г.
- ^ «Пристань (1962)» . БФИ . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ «Как радикальный научно-фантастический фильм Криса Маркера «Жете» изменил жизнь киберпанк-пророка Уильяма Гибсона» . Открытая культура . Проверено 20 ноября 2017 г.
- ^ «Мировая премьера LA JETÉE» . chicagofringeoopera.com . Чикагская опера «Фриндж» . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ "Sigue Sigue Sputnikworld: одиночные игры" . sputnikworld.com . 9 декабря 2002 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2002 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ "Jump They Say" Дэвида Боуи", специальный выпуск на DVD Criterion Collection с альбомами La Jetée и Sans Soleil.
- ^ «Kode 9, MFO и Ms Haptic представляют «Her Ghost» » . mutek.org . МУТЕК. 11 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 15 июня 2015 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ «Киноклуб Changed Two Door Cinema Club выпустил свой альбом в Лондоне» . NME.com . 16 сентября 2016 г.
- ^ «Независимый объектив. КОРОТКО, НЕ СЛАДКО. La Puppé» . PBS.org . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ «Основные моменты ужасов: НИКАКОЙ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ, СТАБИЛЬНЫЕ СУББОТЫ, ДЕМОНИЧЕСКИЙ, ДРУГ МИРА, ПОСЛЕДНЯЯ ПОЕЗДКА» . Ежедневные мертвецы. 9 июля 2021 г. Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ Пересмотр Fallout Classic . Проверено 18 апреля 2024 г. - через www.youtube.com.
- ^ Маркер, Крис (1992). Пирс . Нью-Йорк: Зональные книги. ISBN 978-0-942299-67-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пирс в AllMovie
- Ла Жете на IMDb
- La Jetée в Turner Classic Movies
- La Jetée: Философия путешествий во времени , видеоэссе Уильяма Лиза для The Cinematheque
- La Jetée: Unchained Melody , эссе Джонатана Ромни из Criterion Collection
- Платонические темы в фильме Криса Маркера «Жете» Сандера Ли в Senses of Cinema
- Retrospecto: обзор La Jetée от Саймона Селларса
- фильмы 1962 года
- Фильмы-антиутопии 1960-х годов
- Научно-фантастические фильмы 1960-х годов
- Антиутопические фильмы
- Экзистенциалистские фильмы
- Фильмы о путешествиях во времени
- Фильмы режиссера Криса Маркера
- Фильмы продюсера Анатоля Даумана
- Фильмы, действие которых происходит в Париже
- Французские постапокалиптические фильмы
- Французские научно-фантастические фильмы
- Французские короткометражки
- Метафизические фантастические фильмы
- Научно-фантастические короткометражные фильмы
- Фильмы о петле времени
- Французские фильмы 1960-х годов.
- Фильмы, написанные Тревором Дунканом
- Французский авангард и экспериментальное кино