Шанель № 5
№ 5 | |
---|---|
![]() Флакон Chanel №5, версия Eau de Parfum | |
Аромат от Коко Шанель | |
Выпущенный | 5 мая 1921 года, для отбора клиентов в магазине Chanel, улица Камбон, Париж. |
Этикетка | Шанель |

Chanel No. 5 был первым парфюмом, выпущенным французским кутюрье Габриэль «Коко» Шанель в 1921 году. Формула аромата была составлена французско-российским химиком и парфюмером Эрнестом Бо . Дизайн бутылки стал важной частью брендинга продукта. Коко Шанель была первым лицом аромата, появившись в рекламе, опубликованной Harper's Bazaar в 1937 году. [ 1 ]
Вдохновение
[ редактировать ]Традиционно ароматы, которые носят женщины, делятся на две основные категории. «Респектабельные женщины» отдавали предпочтение ароматам одного садового цветка, в то время как сексуально провокационные индольные духи, наполненные животным мускусом или жасмином, ассоциировались с женщинами полусвета , проститутками или куртизанками . [ 2 ] : 20 Шанель искала новый аромат, который понравился бы модницам и прославил бы, казалось бы, освобожденный женский дух 1920 -х годов . [ нужна ссылка ]
Имя №5
[ редактировать ]В возрасте двенадцати лет Шанель была передана на попечение монахинь, и следующие шесть лет она провела суровое, дисциплинированное существование в монастырском приюте Обазин , основанном цистерцианцами XII века. [ 3 ] : 4 на территории современной Новой Аквитании в центральной Франции . С самых первых дней пребывания там число пять вызывало у нее сильные ассоциации. Для Шанель число пять особенно почиталось как означающее чистое воплощение вещи, ее дух, ее мистический смысл. Дорожки, ведущие Шанель к собору для ежедневных молитв, были проложены круговыми узорами, повторяющими цифру пять. [ 2 ] : 8–9
Ее близость к числу пять смешивалась с садами аббатства и, как следствие, с пышными окружающими склонами холмов, изобилующими цистусом (каменистыми розами). [ 2 ] : 10
В 1920 году, когда для ее оценки ей подарили небольшие стеклянные флаконы с образцами ароматов под номерами от 1 до 5 и от 20 до 24, она выбрала пятый флакон. Шанель сказала своему главному парфюмеру Эрнесту Бо, которому она поручила разработку нового аромата: «Я представляю свои коллекции платьев пятого мая, пятого месяца года, и поэтому мы позволим пятому образцу сохранить свое название». уже есть, это принесет удачу». [ 2 ] : 60–61
Дизайн бутылки
[ редактировать ]Шанель задумала дизайн, который стал бы противоядием от чрезмерно сложной и драгоценной суетливости хрустальных флаконов для ароматов, которые тогда были в моде, популяризированной Lalique и Baccarat . Ее бутылка будет «чистой прозрачностью… невидимой бутылкой». Принято считать, что дизайн флакона был вдохновлен прямоугольными скошенными линиями флаконов для туалетных принадлежностей Charvet , которые, помещенные в кожаный дорожный футляр, нравились ее возлюбленному Артуру «Бою» Кейпелу . [ 4 ] Некоторые говорят, что именно для виски графин , который он использовал, она восхищала и хотела воспроизвести в «изысканном, дорогом, нежном стекле». [ 2 ] : 103
Первый флакон, выпущенный в 1922 году, отличался от известного сегодня флакона Chanel №5. Оригинальный контейнер имел небольшие, изящные, закругленные плечики и продавался только избранным клиентам в бутиках Chanel. В 1924 году, когда была основана компания Parfums Chanel, стекло оказалось слишком тонким, чтобы его можно было выдержать при транспортировке и распространении. Бутылка была модифицирована квадратными гранеными углами - единственное существенное изменение дизайна. [ 2 ] : 104 В маркетинговой брошюре 1924 года компания Parfums Chanel описала флакон так: «Совершенство продукта не позволяет украшать его обычными уловками. Зачем полагаться на искусство стеклодува... Мадемуазель с гордостью представляет простые флаконы, украшенные только... .драгоценные капли парфюма несравненного качества, уникальные по составу, раскрывающие творческую личность своего создателя." [ 2 ] Другие утверждают, что дизайн бутылки был вдохновлен бутылкой виски, а некоторые говорят, что вдохновением послужили стеклянные фармацевтические флаконы. Выбирая дизайн флакона для своих духов, она искала что-то простое, даже клиническое, чтобы выделиться среди завышенных дизайнов, которые обычно можно увидеть на парфюмерном прилавке. [ 5 ]
В отличие от бутылки, дизайн которой не изменился с 1924 года, пробка претерпела множество модификаций. Оригинальная пробка представляла собой небольшую стеклянную пробку. Восьмиугольная пробка, ставшая визитной карточкой бренда, была создана в 1924 году, когда была изменена форма бутылки. В 1950-х годах стоппер получил скошенный срез и более крупный и толстый силуэт. В 1970-х годах пробка стала еще более заметной, но в 1986 году ее пропорции были изменены, чтобы ее размер стал более гармонировать с масштабом бутылки. [ 2 ] : 105
«Карманный флакон», предназначенный для ношения в сумочке, был представлен в 1934 году. Цена и размер флакона были уменьшены, чтобы привлечь более широкую клиентскую базу. [ 2 ] : 121
За прошедшие десятилетия бутылка сама по себе стала узнаваемым культурным артефактом, настолько, что Энди Уорхол решил отметить ее культовый статус в середине 1980-х годов своей поп-артовой рекламой трафаретной «Реклама: Chanel» . [ 2 ] : 199
ограниченный тираж малиново-красного хрустального флакона для трех изданий Chanel No. 5, а именно Eau de Parfum , Parfum и L'Eau . К Рождеству 2018 года был выпущен [ 6 ]
Битва за контроль над парфюмерной компанией Chanel
[ редактировать ]В 1924 году Шанель договорилась с братьями Вертхаймерами Пьером и Полем, директорами парфюмерного дома Bourgeois , о создании новой корпорации Parfums Chanel. Вертхаймеры согласились управлять производством, маркетингом и распространением Chanel No. 5. Вертхаймеры получат 70 процентов акций компании, а Реофиль Бадер , основатель парижского универмага Galeries Lafayette , получит 20 процентов. Бадер сыграл важную роль в налаживании деловых связей, познакомив Шанель с Пьером Вертхаймером на скачках в Лоншане в 1922 году. [ 7 ] За 10 процентов акций Шанель передала свое имя компании Parfums Chanel. Она отказалась от участия во всех деловых операциях. [ 2 ] : 95 Позже, недовольная такой договоренностью, Шанель более двадцати лет работала, чтобы получить полный контроль над Parfums Chanel. Она сказала, что Пьер Вертхаймер был «бандитом, который меня обманул». [ 2 ] : 153
Вторая мировая война повлекла за собой конфискацию нацистами всей собственности и предприятий, принадлежавших евреям, предоставив Шанель возможность получить контроль над парфюмерией Шанель и ее самым прибыльным продуктом, Шанель № 5. Вертхаймеры были евреями, и Шанель использовала свое положение. как «арийка» обратиться с петицией к немецким чиновникам с просьбой узаконить ее право единоличной собственности.
5 мая 1941 года Шанель написала письмо правительственному администратору, которому было поручено принять решение о распоряжении еврейскими финансовыми активами. Основания ее права собственности основывались на утверждении, что парфюмерия Chanel «по-прежнему является собственностью евреев» и по закону была «брошена» владельцами. [ 2 ] : 150
У меня есть неоспоримое право приоритета… прибыль, которую я получил от своих творений с момента основания этого бизнеса… непропорциональна… [и] вы можете помочь частично исправить предрассудки, от которых я пострадал в течение этих семнадцати лет. [ 2 ] : 152–153
Шанель не знала, что Вертхаймеры, предвидя предстоящие нацистские конфискации, в мае 1940 года юридически передали контроль над Parfums Chanel христианскому, французскому бизнесмену и промышленнику Феликсу Амиту . В конце Второй мировой войны Амит вернул парфюмерную продукцию Chanel семье Вертхаймеров. [ 7 ] [ 2 ] : 150
Маневры Chanel для контроля
[ редактировать ]К середине 1940-х годов мировые продажи Chanel № 5 составляли девять миллионов долларов ежегодно. Денежные ставки были высоки, и Шанель была полна решимости вырвать контроль над Parfums Chanel у Вертхаймеров. Chanel планировала разрушить доверие клиентов к бренду и запятнать его имидж, нанеся ущерб его маркетингу и распространению. Она заявила, что Chanel No. 5 больше не является оригинальным ароматом, созданным «мадмуазель Шанель», он больше не составляется в соответствии с ее стандартами, и то, что теперь предлагается публике, является продуктом низкого качества, который она больше не может рекламировать. . Кроме того, Шанель объявила, что выпустит подлинный Шанель № 5 под названием «Мадемуазель Шанель № 5». [ 7 ] предлагается группе избранных клиентов. [ 2 ] : 171–172
Шанель, возможно, не знала, что Вертхаймеры, бежавшие из Франции в Нью-Йорк в 1940 году, установили процедуру, благодаря которой качество Chanel № 5 не будет поставлено под угрозу. В Америке Вертхаймеры наняли Х. Грегори Томаса в качестве европейского эмиссара парфюмерной компании Chanel. Миссия Томаса заключалась в создании механизмов, необходимых для поддержания качества продукции Chanel, особенно ее самого прибыльного аромата Chanel No. 5. Томас работал над тем, чтобы поставки ключевых компонентов, масел жасмина и туберозы , получали исключительно из поля долины Сиань над французским городом Грассом не прерывались войной. Позже Томас был назначен президентом Chanel в США, и занимал эту должность тридцать два года. [ 7 ]
Шанель расширила свой план игры, возбудив судебный иск против парфюмерной компании Chanel и Вертхаймеров. Судебная тяжба получила широкую огласку. Газета New York Times сообщила 3 июня 1946 года:
В иске содержится требование, чтобы французскому материнскому концерну [Les Parfums Chanel] было приказано прекратить производство и продажу всех продуктов, носящих это название, и восстановить ей право собственности и исключительные права на продукты, формулы и производственный процесс [на основании] «неполноценности». качество". [ 2 ] : 171–172
Вертхаймеры знали о сотрудничестве Шанель во время нацистской оккупации. Журнал Forbes резюмировал дилемму Вертхаймеров: «[Пьер Вертхаймер опасается, что] судебная тяжба может пролить свет на деятельность Шанель во время войны и разрушить ее имидж - и его бизнес». [ 2 ] : 175
В конце концов Вертхаймеры и Шанель пришли к соглашению, пересмотрев первоначальный контракт 1924 года. 17 мая 1947 года Шанель получила свою долю прибыли от Chanel No. 5 во время войны. После войны ее доля составляла два процента от всех продаж Chanel No. 5 во всем мире. Ее заработок составлял около 25 миллионов долларов США в год, что делало ее на тот момент одной из самых богатых женщин в мире. [ 2 ] : 176–177 Новое соглашение также дало Chanel свободу создавать новые ароматы, независимые от Parfums Chanel, с оговоркой, что ни один из них не будет содержать цифру 5 в своем названии. Она так и не воспользовалась этой возможностью. [ 7 ]
Реклама и маркетинг
[ редактировать ]1920-е и 1930-е годы
[ редактировать ]Первоначальная маркетинговая стратегия Шанель заключалась в том, чтобы привлечь внимание к своему новому аромату путем проведения рекламного мероприятия. Она пригласила группу друзей из элиты пообедать с ней в элегантном ресторане в Грассе , где удивила и порадовала своих гостей, распылив на них аромат Chanel No. 5. Официальное место и дата запуска Chanel No. 5 была на ее улице Камбон бутик в пятом месяце года, в пятый день месяца: 5 мая 1921 года. Она наполнила ароматом гардеробные магазина и подарила флаконы избранным из своего высшего общества. друзья. Успех Chanel № 5 был немедленным. Подруга Шанель Мисия Серт воскликнула: «Это было похоже на выигрышный лотерейный билет». [ 3 ] : 29
Parfums Chanel — юридическое лицо, основанное в 1924 году для управления производством, маркетингом и распространением парфюмерного бизнеса. Шанель хотела распространить продажу Chanel No. 5 за пределы своих бутиков на остальной мир. Первым новым рынком стал Нью-Йорк. Первоначальный маркетинг был осторожным и намеренно ограниченным. Первая реклама появилась в The New York Times 16 декабря 1924 года. Это была небольшая реклама Parfums Chanel, анонсирующая линию ароматов Chanel, доступную в Bonwit Teller высококлассном универмаге . В рекламе все флаконы были неотличимы друг от друга, на них были изображены все доступные духи Chanel под номерами 9, 11, 22 и центральный элемент линии № 5. Таков был размах рекламной кампании 1920-х годов и появлялся лишь периодически. В США продажа Chanel № 5 рекламировалась на парфюмерных прилавках в дорогих универмагах. Galeries Lafayette была первым розничным продавцом ароматов в Париже. В самой Франции Chanel №5 не рекламировалась до 1940-х годов. [ 2 ] : 111–113
Первая персональная реклама Chanel No. 5 появилась в The New York Times 10 июня 1934 года. [ 2 ] : 132
1940-е годы
[ редактировать ]
В начале 1940-х годов, когда другие производители парфюмерии увеличивали узнаваемость бренда, Parfums Chanel пошла противоположным путем и сократила рекламу. В 1939 и 1940 годах реклама Chanel была заметной. К 1941 году печатной рекламы Chanel почти не было. Продажи ароматов процветали во время Второй мировой войны. Продажи парфюмерии в США с 1940 по 1945 год выросли в десять раз; Шанель № 5 процветала даже без рекламы. [ 2 ] : 147
В годы войны директора парфюмерной компании Chanel придумали новаторскую маркетинговую идею. Расширение продаж среди покупателей среднего класса началось в 1934 году с появления карманного флакона . Теперь планировалось расширить рынок за счет продажи духов на военных почтовых биржах . Это был рискованный шаг, который мог подорвать привлекательность бренда. Но этого не произошло: вместо этого он стал сувениром, который солдаты желали вернуть своей возлюбленной на родине. [ 2 ] : 148–149
В конце Второй мировой войны сотрудничество Коко Шанель во время войны грозило ей арестом и тюремным заключением. Пытаясь предотвратить ущерб, она разместила в витрине своего бутика на улице Камбон вывеску, сообщающую, что американские военнослужащие могут получить бесплатные бутылки Chanel № 5. Солдаты стояли в длинных очередях, чтобы забрать домой бутылку парижского люкса , и «были бы возмущены, если бы французская полиция тронула волос на ее голове». [ 3 ] : 188
1950-е годы
[ редактировать ]В апреле 1952 года американская актриса Мэрилин Монро впервые появляется на обложке журнала Life , и в статье упоминается ее ответ на вопрос: «В чем вы ложитесь спать?» и ее ответ: «Шанель № 5». На неопубликованной фотосессии для статьи Сидни Скольски в Modern Screen в 1953 году на ее прикроватной тумбочке виден флакон Chanel № 5. [ 8 ]
1960-е годы
[ редактировать ]В 1960-е годы такие глянцевые журналы мод, как Vogue и Bazaar, представляли Chanel №5 как обязательный аксессуар. Печатная реклама Chanel № 5 была уравновешенной и консервативной как в визуальном плане, так и в тексте, избегая энергии и причудливой эстетики молодежной культуры. В рекламном тексте чередовались две крылатые фразы: «Каждая живая женщина хочет Шанель № 5» и «Каждая живая женщина любит Шанель № 5». [ 9 ]
1970-е и 1980-е годы
[ редактировать ]
В 1970-е годы бренду потребовалось возрождение. Впервые он рисковал быть названным «массовым рынком» и устаревшим. Аромат был удален из аптек и аналогичных торговых точек. От внешних рекламных агентств отказались. Ребрендингом руководил Жак Элле, художественный руководитель Parfums Chanel. Эллё выбрал французскую актрису Катрин Денёв Новым лицом Chanel . Печатная реклама демонстрировала культовую скульптуру бутылки. Телевизионные рекламные ролики представляли собой изобретательные мини-фильмы с производственным потенциалом сюрреалистической фантазии и соблазнения. Режиссер Ридли Скотт в 1970-х и 1980-х годах они «играли на одних и тех же визуальных образах, с тем же силуэтом бутылки». [ 2 ] : 197, 199
1990-е годы
[ редактировать ]Сообщается, что в 1990-е годы на рекламу Chanel No. 5 было потрачено больше денег, чем на продвижение любого другого аромата. [ 10 ] [ не удалось пройти проверку ] Кароль Буке была лицом Chanel № 5 в течение этого десятилетия. [ 11 ]
С 2000 года
[ редактировать ]В 2003 году актриса Николь Кидман представлять аромат была приглашена . Кинорежиссер Баз Лурманн , привлеченный для разработки и управления новой рекламной кампанией с ее участием, описал свою концепцию фильма, который он назвал «Фильм № 5», как «двухминутный трейлер... к фильму, который на самом деле никогда не снимался». не о Шанель № 5, а о Шанель № 5 – это пробный камень». [ 10 ] Окончательный рекламный ролик, выпущенный в двухминутной и 30-секундной версиях, обошелся в 18 миллионов фунтов стерлингов, при этом Кидман заплатила за свою работу 3,7 миллиона долларов США. [ 10 ]
По оценкам, по состоянию на 2011 год на маркетинг Chanel № 5 ежегодно тратилось от 20 до 25 миллионов долларов США. [ 12 ]
В мае 2012 года компания объявила, что Брэд Питт станет первым мужчиной, рекламирующим Chanel № 5. [ 13 ]
В 2013 году Chanel провела рекламную кампанию, используя записанное интервью с Мэрилин Монро , в котором ее спрашивают об использовании ею Chanel No. 5. В нем использовалась фотография Эда Файнгерша , на которой актриса обрызгивает себя флаконом духов.
На своей первой обложке журнала Life в 1952 году Мэрилин Монро сказала, что ложится спать только в Chanel № 5. запись ее дальнейшего обсуждения этой темы с Жоржем Бельмоном для журнала Marie Claire Была найдена в 1960 году. Она сказала, что люди задают вопросы. «Меня спрашивают: «Что ты надеваешь спать? Пижамный верх? Низ пижамы? Ночную рубашку?» Поэтому я сказала: «Шанель № 5», потому что это правда», — объяснила она. «И все же, я не хочу говорить обнаженной. Но это правда!» [ 8 ]
В октябре 2014 года Лурманн снова сотрудничал с Chanel, создав вторую рекламную кампанию для № 5, на этот раз с участием Жизель Бюндхен и Мишеля Хейсмана . [ нужна ссылка ] На протяжении всего фильма певец Ло-Фанг исполняет свою версию песни « You're the One That I Want» . [ нужна ссылка ]
17 февраля 2020 года французская актриса Марион Котийяр была объявлена новым лицом Chanel No. 5. [ 14 ] Ее первая реклама аромата вышла 29 октября 2020 года. [ 15 ] Его поставил Йохан Ренк , и в нем Котийяр танцевала на луне с французским танцором балета Жереми Белингаром и исполняла кавер на песню Лорда « Team ». [ 16 ]
Аромат
[ редактировать ]Происхождение рецепта
[ редактировать ]
Коко Шанель еще до начала 1920-х годов хотела создать отчетливо современный аромат. В это время любовником Шанель был великий князь Дмитрий Павлович Романов , убийца Распутина . Герцог познакомил ее с Эрнестом Бо на Французской Ривьере . Бо был главным парфюмером в компании «А. Ралле и компания», где он работал с 1898 года. Компания была официальным парфюмером российской императорской семьи, а «императорский дворец в Санкт-Петербурге был знаменитым парфюмерным двором». [ 2 ] : 52, 55 Любимым ароматом царицы Александры, сочиненным специально для нее Ралле в Москве, был одеколон с роскошными нотами розы и жасмина под названием Rallet O-De-Kolon N°1 Vesovoi .
В 1912 году Бо создал мужской одеколон Le Bouquet de Napoléon в ознаменование 100-летия Бородинской битвы , решающей битвы в наполеоновских войнах . Его успех вдохновил Бо на создание женского аналога, отправной точкой которого стал химический состав альдегидных мультифлоров в Quelques чрезвычайно популярном аромате Houbigant Fleurs (1912). [ 2 ] : 55
Его эксперименты с альдегидами в Quelques Fleurs привели к созданию аромата, который он назвал Le Bouquet de Catherine . Он намеревался использовать аромат для празднования в 1913 году 300-летия династии Романовых. Дебют нового парфюма оказался несвоевременным с коммерческой точки зрения. Приближалась Первая мировая война, а царица и тезка парфюма, императрица Екатерина, были немцами по рождению. Выбор времени и неблагоприятные ассоциации в сочетании с «Букета Катрин» высокой ценой сделали его коммерческим провалом. Попытка провести ребрендинг духов под названием Rallet N°1 оказалась неудачной, а начало Первой мировой войны в 1914 году фактически уничтожило этот продукт.
Бо, который присоединился к союзникам и Белорусской армии, провел 1917–1919 годы в качестве лейтенанта, дислоцированного далеко на севере, на последнем арктическом форпосте континента, Архангельске , в тюрьме на острове Мудьюг, где он допрашивал заключенных -большевиков . [ 2 ] : 56 Полярные льды, холодный морской пейзаж и белизна заснеженной местности пробудили в нем желание передать свежий аромат этого пейзажа в новом парфюме.
Бо усовершенствовал то, что должно было стать Chanel No. 5, в течение нескольких месяцев в конце лета и осени 1920 года. Он работал с из розы и жасмина базой Rallet N°1 , изменяя ее, чтобы сделать ее чище, более смелой, напоминающей полярную. свежесть, которую он испытал в годы войны. Он экспериментировал с современной синтетикой, добавляя свое собственное изобретение «Rose EB» и ноты, полученные из нового источника жасмина, коммерческого ингредиента под названием Jasophore. В обновленной сложной формуле также увеличено количество корня ириса , корня ириса и натуральных мускусов.
Ключевым моментом было использование Бо альдегидов . Альдегиды – это органические соединения углерода, кислорода и водорода. С ними манипулируют в лаборатории на решающих стадиях химической реакции, в результате чего процесс улавливает и изолирует запах. При творческом использовании альдегиды действуют как «приправы», усилители аромата. Ученик Бо, Константин Веригин , сказал, что альдегид, который использовал Бо, имел чистую ноту Арктики, «тающую зимнюю ноту». Лаборант, приняв полную концентрацию смеси за десятипроцентное разбавление, добавил в смесь такое количество альдегида, которое никогда раньше не использовалось. Бо приготовила для оценки Шанель десять стеклянных флаконов. Пронумерованы 1–5 и 20–24, каждая группа представляет собой вариант соединения. «Номер пять. Да, — сказала позже Шанель, — это то, чего я ждала. Духи, не похожие ни на что другое. Женские духи, с ароматом женщины». [ 2 ] : 60, 61–62, 65
По словам Шанель, формула, использованная для создания № 5, мало изменилась с момента его создания, за исключением необходимого исключения натурального циветта и некоторых нитромускусов . [ 2 ] Однако Eau de Parfum отличается от парфюмерной и туалетной воды и был написан в восьмидесятых годах Жаком Польжем как современная версия No. 5. [ 17 ]
Послы знаменитостей
[ редактировать ]- Коко Шанель (1937) [ 1 ]
- Сьюзи Паркер (1957) [ 18 ]
- Али МакГроу (1966) [ 19 ]
- Джин Шримптон (1971) [ 20 ]
- Катрин Денёв (1969–1979) [ 21 ] [ 22 ]
- Кэрол Буке (1986–1997) [ 23 ] [ 24 ]
- Эстелла Уоррен (1998–2000) [ 25 ] [ 26 ]
- Николь Кидман (2004–2005) [ 27 ] [ 28 ]
- Одри Тоту (2009) [ 29 ]
- Брэд Питт (2012) [ 13 ]
- Мэрилин Монро (2013) [ 30 ]
- Жизель Бюндхен (2014) [ 31 ]
- Лили-Роуз Депп (2016–2019) [ 32 ] [ 33 ]
- Марион Котийяр (2020 – настоящее время) [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «1937 – Реклама CHANEL N°5 опубликована в Harper's Bazaar в 1937 году. Впервые Габриэль Шанель сама рекламировала свои духи» . Внутри ШАНЕЛЬ . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Маццео, Тилар Дж . (2010). Секрет Шанель №5: Биография аромата . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-179101-7 .
- ^ Jump up to: а б с Воган, Хэл (2011). В постели с врагом: Тайная война Коко Шанель . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 978-0-307-59263-7 .
- ^ Боллон, Патрис (2002). Дух эпохи: эссе о современной душе и естественном конформизме наших обществ (на французском языке). Порог . п. 57 . ISBN 978-2-02-013367-8 .
Адаптация флакона мужской туалетной воды довоенного периода блузки Charvet.
- ^ «Искусство в повседневной жизни: флакон Chanel № 5 — дизайн*губка» . www.designsponge.com . Архивировано из оригинала 28 июля 2021 года . Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ «Культовая Chanel N°5 выпущена в красном флаконе ограниченной серии» . Харперс Базар . 15 октября 2018 года . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Томас, Дана, «Сила, стоящая за одеколоном», The New York Times , 24 февраля 2002 г., получено 18 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Глава 2: Мэрилин и №5» . Шанель . Проверено 17 февраля 2019 г.
- ^ Вирджиния Пострел (3 января 2014 г.). «На пересечении воображения и желания» . Глубокий гламур. Архивировано из оригинала 27 мая 2015 года . Проверено 14 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Нессимон.com» . Архивировано из оригинала 19 января 2014 года . Проверено 2 августа 2017 г.
- ^ Андерсон, Лиза (27 января 1988 г.). «Красавица Шанель» . Чикаго Трибьюн .
- ^ Фриланд, Синтия А. (2011). Джессика Вулфендейл, Джанетт Кеннетт (ред.). Мода – философия для всех: мыслить стильно . Джон Уайли и сыновья. п. 73. ИСБН 978-1-4443-4554-4 .
- ^ Jump up to: а б «Брэд Питт возглавляет глобальное продвижение Chanel №5» . Рекламные новости . 10 октября 2012 года . Проверено 14 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Принцивалли, Лия (17 февраля 2020 г.). «Марион Котийяр — новое лицо Chanel №5» . Очарование .
- ^ Чу, Ин (28 октября 2020 г.). «Марион Котийяр представляет лучший парфюм для француженок» . Мари Клэр . Архивировано из оригинала 31 января 2022 года . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Шредер, Роберта (27 октября 2020 г.). «Загляните за кулисы с Марион Котийяр для Chanel №5» . Харперс Базар . Архивировано из оригинала 31 января 2022 года . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Турин, Лука (2008). Духи Путеводитель по Аризоне . Группа Пингвин. ISBN 978-0-670-01865-9 .
- ^ «1957 — Сьюзи Паркер, сфотографированная Ричардом Аведоном для рекламной кампании CHANEL N°5 в 1957 году» . Внутри ШАНЕЛЬ . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ «1966 – Али МакГроу, фотография Жерома Дюкро для рекламной кампании CHANEL N°5 в 1966 году» . Внутри ШАНЕЛЬ . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ «1971 – Джин Шримптон, сфотографированная Хельмутом Ньютоном для рекламной кампании CHANEL N°5 в 1971 году» . Внутри ШАНЕЛЬ . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ Буске, Элоди (15 октября 2012 г.). «ВИДЕО. Chanel N°5 и ее культовая реклама» . L'Express (на французском языке).
- ^ «1972 – Катрин Денёв, сфотографированная Ришаром Аведоном для рекламной кампании CHANEL N°5 в 1972 году, которая демонстрировалась исключительно в США» . Внутри ШАНЕЛЬ . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ «Рекламный фильм CHANEL N°5 1986 года «Памятники» Ридли Скотта с Кэрол Буке» . Внутри ШАНЕЛЬ . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ «1997 – Кароль Буке, сфотографированная Домиником Иссерманном для рекламной кампании CHANEL N°5 в 1997 году» . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ «Рекламный фильм CHANEL N°5 1998 года «Le Loup» Люка Бессона с Эстеллой Уоррен» . Внутри ШАНЕЛЬ . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ «2000 – Эстелла Уоррен, сфотографированная Жаном-Полем Гудом для рекламной кампании CHANEL N°5» . Внутри ШАНЕЛЬ . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ Фридман, Ванесса (10 ноября 2004 г.). «Скоро Николь Кидман в Chanel № 5» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «2005 – Николь Кидман, сфотографированная Базом Лурманном для рекламной кампании CHANEL N°5 в 2005 году» . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ «Звездный аромат: Одри Тоту — новое лицо Chanel No.5» . Эль Канада . 1 апреля 2009 г.
- ^ «2013 – Мэрилин раскрывает правду о своем легендарном заявлении. «Мэрилин и N°5» (30-дюймовая версия)» . Внутри CHANEL . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ «Жизель Бюндхен — новое лицо Chanel №5» . Телеграф . 23 мая 2014 г.
- ^ «Лили-Роуз Депп — новое лицо Chanel No.5» . Элль Великобритания . 23 мая 2016 г.
- ^ «Посмотрите, как преображается Лили-Роуз Депп в новом праздничном фильме Chanel» . Бумажный журнал . 29 октября 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Шанель № 5, на Викискладе?