Политика Коста-Рики
Портал Коста-Рики |
Политика Коста-Рики осуществляется в рамках президентской , представительной демократической республики с многопартийной системой . Исполнительную власть осуществляют президент и его кабинет, а президент Коста-Рики является одновременно главой государства и главой правительства . Законодательная власть принадлежит Законодательному собранию . Президент и 57 депутатов Законодательного собрания избираются сроком на четыре года. Судебная власть действует независимо от исполнительной и законодательной власти, но участвует в политическом процессе. Коста-Рика имеет сильную систему конституционных сдержек и противовесов. [ 1 ] Голосование является обязательным де-юре , но оно не соблюдается.
Должность губернатора семи провинций была упразднена в 1998 году. [ 2 ] Провинциальных законодательных органов нет. В 2009 году государственные монополии в сфере страхования и телекоммуникаций были открыты для конкуренции со стороны частного сектора. Некоторые другие государственные ведомства пользуются значительной оперативной независимостью и автономией; в их число входят электроэнергетическая компания (Instituto Costarricense de Electricidad), национализированные коммерческие банки (которые открыты для конкуренции со стороны частных банков) и агентство социального обеспечения (Caja Costarricense del Seguro Social). Коста-Рика не имеет вооруженных сил , но имеет внутреннюю полицию и подразделение специального назначения в составе министерства президента.
Economist Intelligence Unit оценил Коста-Рику как « полную демократию » в 2022 году. [ 3 ] [ нужно обновить ] Согласно индексу V-Dem Democracy, Коста-Рика была в 2023 году самой электоральной демократической страной Латинской Америки . [ 4 ]
Новейшая история
[ редактировать ]На президентских выборах 1986 года победу одержал Оскар Ариас из PLN. Во время своего пребывания в должности он подвергся некоторой критике со стороны своей собственной партии за отказ от традиционных социал-демократических учений и продвижение неолиберальной экономической модели. Он получил Нобелевскую премию мира в 1987 году за усилия по прекращению гражданских войн, бушевавших тогда в нескольких странах Центральной Америки.
На национальных выборах в феврале 1998 года кандидат PUSC Мигель Анхель Родригес победил кандидата от PLN Хосе Мигеля Корралеса Боланьоса . Президент Родригес вступил в должность 8 мая 1998 года. PUSC также получила 27 мест в Законодательном собрании, состоящем из 57 членов, по большинству, в то время как PLN получила 23, а пять второстепенных партий выиграли семь. Социально-христианская по философии, PUSC в целом выступает за неолиберализм, консервативную финансовую политику и правительственную реформу. страны Президент Родригес пообещал сократить большой внутренний долг , приватизировать государственные коммунальные предприятия, привлечь дополнительные иностранные инвестиции, ликвидировать программы социального обеспечения и способствовать созданию рабочих мест с достойной зарплатой.
Реформы, которые он пытался продвигать, встретили сопротивление со стороны нескольких партий, в том числе его собственной, и он несколько раз заявлял, что страна «неуправляема». В частности, была встречена попытка Законодательного собрания утвердить закон, открывающий рынки электроэнергии и телекоммуникаций (контролируемые монополией Коста-Риканского института электроэнергетики – ICE) для рыночной конкуренции, известный как «Комбо-закон». с сильной социальной оппозицией. Закон Комбо был поддержан обеими основными партиями того времени (PLN и PUSC), а также президентом Родригесом, но первое из трех необходимых голосов в законодательном органе для его одобрения спровоцировало самые крупные демонстрации протеста, которые страна видела с 1970 года. Правительство быстро решил отложить эту инициативу. Одобрение президента Родригеса достигнет рекордно низкого уровня, и после ухода с поста генеральный прокурор предъявил ему обвинение в коррупции .
В сентябре 2000 года Конституционный суд отклонил довод бывшего президента Ариаса об отмене поправки к конституции 1969 года, запрещающей переизбрание президента. Таким образом, Ариасу не разрешили баллотироваться на второй срок на посту президента; однако в апреле 2003 г., когда двое из четырех судей, проголосовавших против изменения в 2000 г., были заменены, Суд пересмотрел вопрос и, поскольку единственными несогласными оказались двое судей, выступавших против переизбрания в 2000 г., объявил Поправка 1969 года утратила силу и, таким образом, открыла путь к переизбранию бывших президентов, что на практике означало Ариаса. [ 5 ]
На национальных выборах 2002 года новая партия, основанная бывшим конгрессменом от PLN и министром правительства Оттоном Солисом , получила 26% голосов, что привело к проведению второго тура выборов впервые в истории страны. Абель Пачеко был избран президентом в рамках платформы национального единства, но продолжил большую часть неолиберальной и консервативной политики Мигеля Анхеля Родригеса . Эти выборы были важны еще и потому, что новые партии получили больше мест в Конгрессе, чем когда-либо. PUSC получил 19 мест, 17 мест в злотых, PAC 14 мест, PML 6 мест и КНР одно место.
В 2004 году несколько громких коррупционных скандалов пошатнули основы PUSC. Два бывших председателя партии, Мигель Анхель Родригес и Рафаэль Анхель Кальдерон , были арестованы по обвинению в коррупции и в настоящее время ждут окончания расследования и начала суда. В скандалах также замешан Хосе Мария Фигерес , бывший президент PLN и бывший глава Всемирного экономического форума .
Ожидалось, что национальные выборы 2006 года окажутся убедительными для бывшего президента (1986–1990) и кандидата от PLN Оскара Ариаса , но они оказались самыми близкими в современной истории. Хотя опросы всего за неделю до выборов дали Ариасу комфортное преимущество не менее 12% (и до 20%), предварительные результаты выборов дали ему преимущество лишь на 0,4% над соперником Оттоном Солисом и потребовали ручного пересчета всех бюллетеней. После месячного пересчета голосов и нескольких апелляций от разных партий Ариас был объявлен официальным победителем с 40,9% голосов против 39,8% за Солиса.
Когда Оскар Ариас вернулся к власти, политические дебаты перешли к ратификации Центральноамериканского соглашения о свободной торговле (CAFTA). Среди основных сторонников одобрения были президентская партия PLN, которая создала в Конгрессе коалицию с PUSC и ML для одобрения имплементационных законов в Конгрессе, а также различные бизнес-палаты. Основная оппозиция CAFTA исходила от PAC, профсоюзов , экологических организаций и государственных университетов. В апреле 2007 года бывший кандидат в президенты PLN и оппонент CAFTA Хосе Мигель Корралес Боланьос выиграл судебную тяжбу в Верховном избирательном трибунале, который разрешил ему собрать более 100 000 подписей, чтобы отправить CAFTA на референдум и позволить людям решить судьбу спорного соглашения. . Поскольку приближался крайний срок для одобрения или отклонения CAFTA 28 февраля 2008 г., Ариас решил сам объявить референдум, и он состоялся 7 октября 2007 г. CAFTA была одобрена, и ее поддержали 51,5% избирателей, хотя выборы подверглись критике. из-за международного участия, в том числе американского. [ 6 ]
На всеобщих выборах в Коста-Рике в 2010 году победила Лаура Чинчилья из центристской Партии национального освобождения , которая была вице-президентом в предыдущей администрации Ариаса. В мае 2010 года она была приведена к присяге как первая женщина-президент Коста-Рики. [ 7 ]
В 2014 году Луис Гильермо Солис , кандидат в президенты от PAC, проводящий кампанию на платформе экономических реформ и борьбы с коррупцией, удивил политических обозревателей, набрав 30,95% голосов в первом туре, в то время как кандидат от PLN Джонни Арайя получил второе место по количеству голосов с 29,95%. «Широкого фронта» от Хосе Мария Вильялта Флорес-Эстрада набрал 17% голосов. [ 8 ] 6 марта 2014 года Арайя объявил, что отказывается от президентской кампании после того, как опросы показали, что он сильно отстает от Луиса Гильермо Солиса. [ 9 ] Выборы состоялись 6 апреля 2014 года, как того требует закон о выборах. [ 10 ] и Солис победил, набрав 77,81% голосов. По данным BBC, успех Солиса и Вильялты является еще одним примером антинеолиберальной политики в Латинской Америке. [ 9 ]
В апреле 2018 года Карлос Альварадо победил на президентских выборах. Он стал новым президентом Коста-Рики, сменив президента Гильермо Солиса. И Солис, и Альварадо представляли левоцентристскую Партию гражданского действия . [ 11 ]
В мае 2022 года новый президент Коста-Рики Родриго Чавес , бывший министр финансов правого толка, был приведен к присяге на четырехлетний президентский срок. Он выиграл второй тур выборов у бывшего президента Хосе Марии Фигераса . [ 12 ]
Ветви власти
[ редактировать ]Исполнительная власть
[ редактировать ]Исполнительные обязанности возложены на президента , который избирается сроком на четыре года непосредственно избирателями, а не Национальным собранием, как это было бы в парламентской системе. Есть также два вице-президента и кабинет президента, состоящий из его министров. [ 13 ] Поправка к конституции, одобренная в 1969 году, ограничивает полномочия президентов и депутатов одним сроком, хотя депутат может снова баллотироваться на место в Ассамблее после пропуска срока. Запрет был официально признан неконституционным в апреле 2004 года, что позволило Оскару Ариасу баллотироваться на пост президента во второй раз на президентских выборах в Коста-Рике 2006 года , на которых он победил с перевесом примерно в 1%.
Президент Коста-Рики имеет ограниченные полномочия, особенно по сравнению с другими президентами Латинской Америки. Например, он не может наложить вето на законодательный бюджет, и, таким образом, Конгресс обладает суверенитетом над самым важным законодательным актом года. С другой стороны, он может назначить кого угодно в свой кабинет без одобрения Конгресса. Это обеспечивает самую важную власть по отношению к Конгрессу, которую имеет любой президент Коста-Рики.
Офис | Имя | Вечеринка | С |
---|---|---|---|
Президент | Родриго Чавес Роблес | Социал-демократическая партия прогресса | 8 мая 2022 г. |
вице-президент | Стефан Бруннер | Социал-демократическая партия прогресса | 8 мая 2022 г. |
Вице-президенты | Мэри Мунив | Социал-демократическая партия прогресса | 8 мая 2022 г. |
Министерства
[ редактировать ]- Министерство Президента
- Министерство иностранных дел и культа
- Министерство финансов
- Министерство общественной безопасности
- Министерство юстиции и мира
- Министерство народного образования
- Министерство общественных работ и транспорта
- Министерство экономики, промышленности и торговли
- Министерство сельского хозяйства и животноводства
- Министерство здравоохранения
- Министерство труда и социальной защиты
- Министерство культуры и молодежи
- Министерство национального планирования и экономической политики
- Министерство окружающей среды и энергетики
- Министерство жилищного строительства и населенных пунктов
- Министерство внешней торговли
- Министерство науки, технологий и телекоммуникаций
- Министерство связи
Законодательная власть
[ редактировать ]Законодательная власть принадлежит Законодательному собранию . Законодатели, называемые депутатами, избираются непоследовательными четырехлетними сроками всенародным прямым голосованием с использованием пропорционального представительства в каждой из семи провинций страны. В результате в Законодательное собрание входят девять отдельных политических партий: Партия национального освобождения имеет 18 мест, Партия гражданского действия - 13, а Широкий фронт и Партия социал-христианского единства - по 8 мест. Остальные партии занимают остальные партии. сиденья. [ 14 ]
Офис | Имя | Вечеринка | С |
---|---|---|---|
Председатель Законодательного собрания | Родриго Ариас Санчес | Партия национального освобождения | 8 мая 2022 г. |
Судебная власть
[ редактировать ]Главным органом судебной власти является Верховный суд . Двадцать два магистрата избираются в СОС сроком на 8 лет Законодательным собранием и судами низшей инстанции. Сала IV, также известная как Конституционная палата Верховного суда, проверяет законодательство, действия исполнительной власти и некоторые постановления на предмет конституционности. Суды ниже Сала IV рассматривают вопросы, связанные с юридическими и уголовными спорами. Кроме того, Верховный избирательный трибунал (TSE по испанским инициалам) является независимым отделением СОС, ответственным за демократические выборы. Хотя судебная власть независима от политически избранных исполнительной и законодательной ветвей власти, она часто отвечает за разрешение политических и правовых конфликтов. [ 14 ]
Институциональный надзор
[ редактировать ], Генеральный контролер генеральный прокурор и омбудсмен контролируют деятельность правительства и действуют автономно. Эти учреждения имеют право проверять, расследовать и преследовать государственные контракты. Кроме того, они могут налагать процедурные требования на большинство политических и правительственных учреждений. Действия политиков и политических партий часто исследуются этими учреждениями.
Выборы
[ редактировать ]На национальном уровне президент , два вице-президента и законодательный орган избираются сроком на четыре года. Законодательное собрание состоит из 57 членов, избираемых по пропорциональному представительству в каждой из семи провинций страны.
Избирательный процесс контролируется независимым Верховным избирательным трибуналом (TSE по испанским инициалам). TSE представляет собой комиссию, состоящую из трех главных судей и шести их заместителей, избираемых Верховным судом Коста-Рики . Все выборы проводятся тайным голосованием на местных избирательных участках. Голосование является обязательным для зарегистрированных граждан в соответствии со статьей 93 Конституции Коста-Рики , но это не соблюдается.
В дни выборов политические партии часто организуют караваны и марши, чтобы доставить своих сторонников на избирательные участки. [ 15 ] Во многих районах голосование приобретает праздничную атмосферу: сторонники каждой партии носят традиционные цвета и украшают свои машины, дома и домашний скот цветными лентами. [ 15 ] Поскольку день выборов является национальным праздником, у большинства людей выходной. [ 16 ]
Политические партии
[ редактировать ]представлены девять действующих политических партий В настоящее время в Законодательном собрании Коста-Рики . Еще двенадцать партий баллотировались, но не получили достаточно голосов, чтобы получить место в ассамблее, в результате чего общее количество активных партий в Коста-Рике составило двадцать одну. Начиная с 2000-х годов разногласия по поводу многих неолиберальных политик, продвигаемых доминирующей PLN, привели к распаду традиционной партийной системы союзов между несколькими партиями. [ 17 ] Несмотря на то, что страна по-прежнему остается стабильной, сдвиг в сторону многих политических партий и отказ от PUSC и PLN является недавним событием. [ 18 ] Различные выборные должности внутри страны, такие как мэры и члены городских советов, занимают множество различных национальных и местных политических партий.
Политические партии в Законодательном собрании, 2014–2018 гг. | ||||
---|---|---|---|---|
Название партии (англ.) | Название партии (испанский) | Законодательные места (2014 г.) | Идеология | Исторические заметки |
Партия национального освобождения | Партия национального освобождения (PLN) | 18 | Центрист, социал-демократия | Основана в 1951 году. Контролировала законодательное собрание с момента его создания и была президентом на всех выборах, кроме четырех. |
Партия гражданского действия | Партия гражданского действия (PAC) | 13 | Прогрессивная, социал-демократия | Основана в 2002 году. Победила на президентских выборах 2014 года. |
Широкий фронт | Широкий фронт (ФА) | 9 | Зеленый, прогрессизм, гуманизм | Основан в 2004 году. Никогда не контролировал пост президента. |
Партия социального христианского единства | Партия христианского социального единства (PUSC) | 8 | Консерватизм | Основана в 1983 году четырьмя оппозиционными партиями. Основная историческая оппозиция PLN. Три президентские победы в 1990, 1998 и 2002 годах. |
Либертарианское движение | Партия либертарианского движения (ПМЛ) | 4 | Классический либерализм, консерватизм | Основан в 1994 году. Никогда не занимал должность президента. |
Коста-риканская партия обновления | Партия обновления Коста-Рики (КНР) | 2 | Христианская демократия, консерватизм, правые | Основана в 1995 году. Никогда не занимала пост президента. |
Партия национального восстановления (Коста-Рика) | Партия национального восстановления (ПРН) | 1 | Социальное христианство , консерватизм , правые | Основан в 2005 году. Никогда не контролировал пост президента. |
Доступность без исключений | Сторона доступности без исключений (PASE) | 1 | Отдельная проблема, права людей с ограниченными возможностями | Основан в 2001 году. Никогда не занимал должность президента. |
Христианско-демократический альянс | Христианско-демократический альянс (ADC) | 1 | Консервативный, провинциальный ( Карфаген ) | Основан в 2012 году. |
Недавние непредставленные и несуществующие политические партии | ||||
---|---|---|---|---|
Название партии (англ.) | Название партии (испанский) | Законодательные места (2014 г.) | Идеология | Исторические заметки |
Партия Национального союза | Партия национального союза (ПАН) | 0 | Консерватизм, Правоцентристский | Основан в 1901. Существовал в различных формах и коалиционных партиях. Четырежды выигрывал президентский пост (1902, 1928, 1948, 1958, 1966). Выборы 1948 года не были признаны. Несуществующий с 2010 года. |
Национальная партия спасения | Партия национального спасения (PRN) | 0 | Левоцентристский, Умеренный социалистический | Основана в 1996 году. В 2006 году занимала одно место в законодательном органе. С 2010 года прекратила свое существование. |
Партия Союза перемен | Партия Союза за перемены (PUC) | 0 | Центрист, социал-демократия | Основана в 2005 году. Просуществовала один избирательный цикл как протест бывших членов PLN. Несуществующий с 2010 года. |
Первая партия Родины | Первая партия Родины (ПП) | 0 | Консерватор, социал-демократия, католические интересы | Основана в 2006 году. Просуществовала один избирательный цикл в знак протеста бывших членов ПКК. Несуществующий с 2010 года. |
Партия Национально-демократического альянса | Националистическая партия демократического альянса | 0 | Социал-демократия, националист | Основана в 2004 году. Выступает против CAFTA . Несуществующий с 2010 года. |
Партия национальной интеграции | Партия национальной интеграции (ПИН) | 0 | Консерватизм, центр | Основана в 1998 году. Действует с момента выборов 2014 года. |
Сила институтов
[ редактировать ]Институциональная сила является решающим фактором в политике, поскольку она определяет способность политических институтов обеспечивать соблюдение правил, разрешать конфликты и поддерживать стабильность в обществе. Слабые институты могут привести к нестабильности, насилию и авторитаризму, тогда как прочные институты ассоциируются с более прочными и достаточными демократиями. [ 19 ] Это особенно применимо в странах с хрупкой институциональной структурой, где укрепление институтов имеет важное значение для продвижения демократии и стабильности. [ 19 ] Такие элементы, как экономическое развитие, опыт государственного строительства и внешние игроки, могут способствовать институциональной силе; понимание этих факторов имеет важное значение для обеспечения эффективного управления. Поэтому законодатели и ученые должны внимательно следить за институциональной силой при анализе и формулировании политических стратегий для развития стабильных и эффективных демократий, которые служат интересам своих граждан. [ 19 ]
Верховенство закона
[ редактировать ]Верховенство закона подразумевает идею о том, что все люди и институты, включая государство, подчиняются одним и тем же правилам и ограничениям. В Коста-Рике верховенство закона в целом считается устойчивым, с отдельной судебной ветвью власти, эффективной правоохранительной деятельностью и низкими показателями коррупции. [ 20 ] Однако существуют также опасения по поводу эффективности системы правосудия и медленных темпов судебных разбирательств, которые иногда могут препятствовать эффективному исполнению закона. [ 21 ]
Демократические институты
[ редактировать ]Коста-Рика славится своей стабильной и хорошо функционирующей демократией с периодическими, доступными и честными выборами, конкурентоспособной партийной системой и сильным гражданским обществом. [ 22 ] В стране действует президентская система правления с однопалатным законодательным органом и многопартийной системой. Тем не менее, существуют и некоторые препятствия на пути демократических институтов страны, такие как отсутствие прозрачности и подотчетности в правительстве и высокая концентрация власти среди небольшого класса политической элиты. [ 23 ]
Государственные услуги
[ редактировать ]Правительство Коста-Рики предоставляет множество государственных услуг, включая программы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Организация «Caja de Seguro Social» в Коста-Рике справилась с пандемией COVID-19 с особой осторожностью, обеспечив один из лучших ответных мер со стороны систем общественного здравоохранения. Их система общественного здравоохранения свидетельствует о сильных политических институтах, и 70% граждан полностью зависят от этих услуг. [ 24 ] Эти услуги, как правило, хорошо финансируются и доступны широкой публике. Однако существуют также опасения по поводу качества и производительности этих услуг, а также устойчивости государственных расходов страны. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "hup.sub.uni-hamburg.de" .
- ^ «www.nacion.com» .
- ^ Индекс демократии 2023: эпоха конфликтов (PDF) . Economist Intelligence Unit (Отчет). 2024. Архивировано (PDF) из оригинала 9 июня 2024 г. Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Институт В-Дем (2023). «Набор данных V-Dem» . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ «Переизбрание соблазняет президентов Америки». Архивировано 13 сентября 2013 г. в Wayback Machine El Nueavo Diario, Манагуа, 18 июля 2007 г., получено в июле 2009 г.; «Президентские перевыборы: Арии без запрета баллотироваться» , Ла Насьон, Коста-Рика, 5 апреля 2003 г.; получено в июле 2009 г.
- ^ Лидерсен, Кари (11 октября 2007 г.). «Голосование «за» CAFTA Коста-Рики поставлено под сомнение» . Проверено 31 марта 2014 г.
- ^ «Президент Коста-Рики принял присягу» . 8 мая 2010 г.
- ^ «Карта результатов выборов в Коста-Рике» [Карта результатов выборов в Коста-Рике]. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ НА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАРТЕ (на испанском языке). Святой Иосиф: Нация. Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 года . Проверено 20 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кандидат в президенты от правительства Коста-Рики снимает свою кандидатуру» . Би-би-си . 5 марта 2014 года . Проверено 12 марта 2014 г.
- ^ «Solís advierte que aún no es Presidente a pesor de retirada de Araya» [Солис предупреждает, что он еще не президент, несмотря на уход Арайи] . Пренса Либре (на испанском языке). Гватемала-сити. АФП. 5 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2014 г. . Проверено 12 марта 2014 г.
- ^ «Избранный президент Коста-Рики Карлос Альварадо призывает к единству» . Новости Би-би-си . 2 апреля 2018 г.
- ^ «Коста-Рика: Родриго Чавес вступает в должность президента» . DW.com . Немецкая волна. 9 мая 2022 г.
- ^ «Список Коста и министерств с номерами телефонов» .
- ^ Перейти обратно: а б «Коста-Рика» . Всемирная книга фактов (изд. 2024 г.). Центральное разведывательное управление . Проверено 3 апреля 2014 г. (Архивное издание 2014 г.)
- ^ Перейти обратно: а б «Выборы в Коста-Рике уступают место социальным сетям - Новости Латинской Америки - Мир - ELTIEMPO.COM» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 г.
- ^ «Работа в день выборов» .
- ^ Бут, Джон А. (январь 2008 г.). Пол Уэбб и Стивен Уайт (ред.). Политические партии в Коста-Рике: демократическая стабильность и изменение партийной системы в контексте Латинской Америки (1-е изд.). Оксфорд: Оксфордская стипендия онлайн. ISBN 9780199289653 . Проверено 2 апреля 2014 г.
- ^ Макфаул, Джон (8 февраля 2014 г.). «Выборы в Коста-Рике демонстрируют демократическую стабильность страны» . Тико Таймс . Проверено 2 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Левицкий, Стивен (август 2009 г.). Мария Виктория Мурильо (ред.). «Разница в институциональной силе» . Ежегодный обзор политической науки . 12 . Год. Преподобный. Вежливый. наук: 115–133. doi : 10.1146/annurev.polisci.11.091106.121756 .
- ^ «Доклад Freedom House о Коста-Рике» . Дом Свободы. 2021.
- ^ «Отчет Всемирного банка по Коста-Рике» . Всемирный банк. 2022.
- ^ «Глобальные данные по отчету национальных парламентов по Коста-Рике» . Межпарламентский союз. 2022.
- ^ «Отчет Transparency International о Коста-Рике» . Трансперенси Интернешнл. 2022.
- ^ «Коста-Рика, Сравнительная политика здравоохранения» . Колумбийский университет. Март 2023.
- ^ Бала, Анализа (9 марта 2022 г.). «Коста-Рика уделяет приоритетное внимание общественному здравоохранению» . Международный валютный фонд.