Jump to content

Моно люди

(Перенаправлено из племени Моно )
Мононуклеоз
Пара Моно, живущая недалеко от Нортфорка, Калифорния, ок. 1920 год
Пара Моно, живущая недалеко от Нортфорка, Калифорния, ок. 1920 год
Общая численность населения
примерно 2300
Регионы со значительной численностью населения
США ( Калифорния и Невада )
Языки
Моноязык «Ним» , английский
Религия
Традиционная племенная религия, христианство
Родственные этнические группы
Северный Пайуте , Шошоны , Бэннок
Земли, исторически населенные народом моно, наложены на современные Калифорния. границы штата

Моно Бриджпорта ( / ˈm n индейский / MOH -noh ) — народ , который традиционно проживает в центральной Сьерра-Неваде , Восточной Сьерре (обычно к югу от ) , бассейне Моно и прилегающих районах Большого бассейна . Их часто группируют под историческим ярлыком « пайуте » вместе с северными пайуте и южными пайуте , но эти три группы, хотя и связаны с нумической группой утто-ацтекских языков, не образуют единой, уникальной, единой группы Большого бассейна. племена.

Сегодня многие граждане племени и потомки племени Моно населяют город Норт-Форк (отсюда и название «Нортфорк Моно») в округе Мадера . Люди племени Моно также расселены по всей Калифорнии: в долине реки Оуэнс ; долина Сан-Хоакин и предгорья, особенно округ Фресно ; и в районе залива Сан-Франциско .

Племенные группы

[ редактировать ]

«Моно» жили по обе стороны Сьерра-Невады и разделены на две региональные племенные/диалектные группы, примерно основанные на гербе Сьерры:

  • Восточные моно Самые южные северные пайуте живут на границе Калифорнии и Невады, на восточной стороне Сьерра-Невады в долине Оуэнс ( Моно : Пайахангада / Пайяхуунаду - «место / земля текущей воды») вдоль реки Оуэнс ( Вакопи ) и на юг до Озеро Оуэнс ( Пачета ). Они также известны как «Пайуте долины Оуэнс». [ 1 ]
  • Западное Моно на западной стороне южно-центральных предгорий Сьерра-Невады, включая «Нортфорк Моно», как его назвал Э. У. Гиффорд, этнограф, изучавший людей в окрестностях реки Сан-Хоакин в 1910-х годах. [ 2 ]

Культура и география

[ редактировать ]
Монолюди рядом со своим тайником с желудями в округе Фресно, Калифорния, ок. 1920. Монолюди использовали желуди в качестве хлеба, и в семьях обычно было 8 или 9 корзин такого размера для желудей. [ 3 ]

Нынешнее название племени «Моно» является йокутским заимствованным словом от западных соседей племени, йокутов , которые, тем не менее, настоящим обозначили пайутес из долины Оуэнс как самую южную группу северных пайуте, живущую вокруг «озера Оуэнс» / озера Моно, как monachie/monoache летать »). люди»), потому что личинки мух были их основным продуктом питания и предметом торговли. [ 4 ] а не «Моно». Эта « группа северных пайуте Кукадикади », чей автоним «Кутсавидокадо/Кутзадикаа» означает «пожиратели куколок морских мух », также известна как « Озеро Моно Пайуте» или «Пайуте долины Оуэнса » , пережиток ранней антропологической литературы, и их часто путают с несеверная пайютская этническая группа западного моно «Моно». [ 5 ]

«Восточные моно» называли себя Нума / Нууму или Нюуму («Люди») на своем языковом диалекте моно / баннок , а своих родственников на западе - Панан витю / Пана витю («Люди западного места»); «западные моно» называли себя Ныйхмы/Ними или Ним/Ниум («Люди»); чистокровного человека «западного моно» звали cawu h nyyhmy . [ 6 ]

Восточное моно (Пайюте долины Оуэнс)

[ редактировать ]

Женщина пайуте из долины Оуэнс плетет корзину

Пайуте долины Оуэнс или восточное моно живут на границе Калифорнии и Невады, раньше они обитали на восточной стороне южной Сьерра-Невады через долину Оуэнс. [ 7 ] вдоль рек Оуэнс от Лонг-Вэлли на севере до озера Оуэнс на юге и от гребня Сьерра-Невады на западе до гор Уайт и Иньо, включая долины Фиш-Лейк и Дип-Спрингс на востоке. Они вели преимущественно оседлый образ жизни и селились в постоянных поселениях вдоль рек или родников (или искусственных каналов). Более интенсивное земледелие с помощью частично искусственного орошения позволило им накопить запасы продовольствия и, таким образом, в отличие от «западных моногрупп», прокормить более крупные группы. Седентизм также отражен в их социально-политической организации в различных «районах» (каждый из которых имеет коммунистические права на охоту и семена, политическое единство и ряд деревень), названия которых в основном заканчиваются на «patü/witü» , что означает «место». или «земля»; каждый «округ» находился под командованием старосты или похенаби .

Некоторые районы "Оуэнс-Вэлли Северный Пайуте":

  • Панату (Территория Блэк-Рок, к югу от Табуз-Крик)
  • Питама Патю или Питана Патю («южное место» = Бишоп, Калифорния , простирается от вулканического плато и Хортон-Крик в Сьерре до линии, ведущей в долину Оуэнс от Вокодаяви, крупнейшего пика к югу от Роусон-Крик. Обратите внимание, что Ваукодаяви не имеет английское название, но представляет собой вершину высотой примерно 9280 футов, расположенную почти точно к западу от горячих источников Кио.)
  • Ütü'ütü witü или англизированное на Уту Уту Гвайти («горячее место» = Бентон, Калифорния , от Хот-Спрингс Кио на юг до Шеннон-Крик)
  • Квина Патии или Квина Патю («северное место» = Раунд-Вэлли, Калифорния )
  • Тововаха Матии , Товахамату или Тобовахамату («естественное место насыпи» = Биг-Пайн, Калифорния , к югу от Биг-Пайн-Крик в горах, но с правами на рыбалку и семена вдоль реки Оуэнс почти до Фиш-Спрингс)
  • Тунига витю, Тунуху витю или Тинемаха/Тиннемаха («вокруг подножия горы» = Фиш-Спрингс, Калифорния )
  • Озанвитю («соляное место» от соленого озера = Долина Глубоких источников , они называли свою долину Патосабая , а себя Патосабая нунему .)
  • Ка'о виту («очень глубокая долина» = Соляная долина , принадлежала шошони с несколькими вступившими в брак пайуте, но была доступна пайуте для получения соли)

Племенные ареалы «восточных монобанд» граничили на северо-западе с районами враждебной Южной Сьерра-Мивок, с которыми часто вступали в конфликты, на северо-востоке мигрировали несколько банд северных пайютов, на юго-востоке и юге — тимбиша-шошоны и западные Группы шошонов , на юго-западе - Тубатулабал (также: индейцы реки Керн ) и на западе - «группы западного моно».

Пайуте долины Оуэнс также были более агрессивны и враждебны по отношению к соседним индейским племенам, и совсем недавно они сражались с американцами в « Индейской войне в долине Оуэнс » (1862–1863 гг.) с союзными шошонами, кавайсу и тубатулабалами. Пайуты долины Оуэнс - самые южные северные пайуте. Группа.

Их самоназвание — Нума , Нуму или Нююму , что означает «Люди», или Нюн’ва Пая Хуп Ка’а’ Отуу’му — «Дети Койота, живущие в канаве с водой». [ 8 ]

Вестерн Моно

[ редактировать ]
Ним в Норт-Форке , 1902 год.

«Полосы западного моно» в предгорьях запада и юга Сьерра-Невады в долине Сан-Хоакин ( реку Сан-Хоакин называли типичи х хуу - «важная, великая река»), реки Кингс и реки Кавеа (в сегодняшних графствах Мадера, Фресно). и Туларе) жили в основном как типичные полукочевые охотники и собиратели, занимавшиеся рыболовством, охотой и собирательством, а также земледелием. Зимой несколько семей спускались в долины рек и вместе строили постоянные поселения, большинство из которых использовались в течение нескольких лет. Летом семейные группы мигрировали в качестве охотников и собирателей в более защищенные и прохладные горы. Поэтому эти более мелкие группы иногда рассматриваются в социально-политическом отношении не как банды, а как местные группы.

Племенные территории «Западного моно» граничили (в основном) с враждебным Южным Сьерра-Мивоком на севере, «Восточное моно» поселилось на востоке, Тубатулабал на юго-востоке и предгорные йокуты на западе.

Некоторые «западные моно-группы» сформировали двуязычные группы или подразделения из «предгорных йокутов» и частично переняли их культуру, так что сегодня - за исключением одной - каждая «западная моно-группа» известна только под своим названием «йокуты». Даже в этнологической литературе первоначальная этническая классификация перечисленных ниже групп вызывает споры; частично они указаны как «группы предгорных йокутов» (которые переняли «моноязык» и культуру посредством иммиграции «западного моно» и вскоре стали двуязычными) или как «группы западных моно» (которые приняли бы язык доминирующие «предгорные йокуты»). В частности, классификация двух полос Кингс-Ривер - Михахай / Михахай и Энтимбич. [ 11 ] – сложно.

Самоназвание западного моно — Nyyhmy, Nimi, Nim или Nium , что означает «Люди» или cawu h nyyhmy .

По контакту с европейцами можно было выделить следующие полосы (или местные группы) (с севера на юг): [ 12 ]

  • Northfork Mono или Nim/Nium : наиболее изолированная группа «Западного Моно», поэтому не известная под названием «Йокутс». Обычно они жили вдоль северного берега реки Сан-Хоакин к западу по обе стороны от ее Северной развилки (и ее притоков) до Файн-Голд-Крик (общая территория с йокутами); они основали меньшие поселения, чем более южные «западные моногруппы».
  • Вобонух, Вобунух, Вопонунч или Вобонох (множественное число: Вобенчаси): Жил в предгорьях к западу от Рощи Генерала Гранта Деревом Генерала Гранта ) от устья реки Норт-Форк-Кингс до реки Кингс вверх по течению вдоль нескольких притоков, включая Кингс. Только в каньоне вдоль Милл-Флэт-Крик располагались два крупных поселения, их территория включает сегодняшний национальный парк Кингс-Каньон .
  • Энтимбич, Эндимбич, Эндембич или Индимбич (множественное число: Енатбича): двуязычный, вероятно, первоначально «банда йокутов Кингс-Ривер». Жили вдоль реки Кингс к югу и западу от Вобонуха, их главное поселение располагалось в районе сегодняшнего Данлэпа, Калифорния , дальнейшие поселения располагались вдоль Милл-Крик, Ранчерия-Крик и Уайт-Дир-Крик.
  • Мичахай или Мичахай : двуязычный, много смешанных браков с соседними Ваксачи, часто рассматривается как «группа йокутов Кингс-Ривер». Жил вдоль ручья Коттонвуд-Крик, ручья реки Сент-Джонс , притока реки Кавеа к северу от муниципалитета Окленд, Калифорния .
  • Ваксачи (множественное число: Вакесдачи): двуязычные, но в основном говорящие на «моно (ним)», частично перенявшие культуру соседних йокутов. Их племенная территория находилась в Лонг-Вэлли к югу от Милл-Крик и вдоль Эшом-Крик, притока реки Норт-Форк-Кавеа , другие поселения находились вдоль Лайм-Килн-Крик (также известного как Драй-Крик ), такие как «Эш-Спрингс» и «Барсук». Лагерь".
  • Балвиша, Бадвиша, Патвиша, Потвиша или Балууша : двуязычные, но в основном говорящие на «моно (ним)», частично перенявшие культуру соседних йокутов. Жил вдоль притоков реки Кавеа (Марбл, Мидл, Ист и Саут-Форкс) на запад до озера Кавеа . Одна из их самых западных деревень располагалась на левом берегу реки Кавеа ниже слияния ее рек Норт-Форкс и Мидл-Форкс, недалеко от поселка Три-Риверс в Калифорнии (недалеко от слияния рек Мидл, Ист и Саут-Форкс). поселения вверх по течению вдоль Мидл и Ист-Форкс, а также Солт-Крик. Сегодня на их территории расположен национальный парк Секвойя , их торговыми партнерами были вукчумни йокуты.

Если Энтимбич и Михахай считаются «йокутами Кингс-Ривер», то помимо вышеупомянутых групп иногда перечисляются следующие группы:

Два клана племени Моно Норт-Форк представлены беркутом и койотом. Моно-традиции, которые практикуются и сегодня, включают рыбалку, охоту, сбор желудей, приготовление пищи, исцеление, изготовление корзин и игры. Достопочтенный Рон Гуд является председателем племени моно-племени Норт-Форк, которое не является племенем, признанным на федеральном уровне. Ранчерия индейцев-моно Норт-Форк - это признанное на федеральном уровне племя в Норт-Форке, председателем которого является Элейн Финк.

Церемонии проводятся в музее Сьерра-Моно. [ 15 ] в Норт-Форке, Калифорния , а ежегодный фестиваль Индийских ярмарок проводится каждый год в первые выходные августа, чтобы возродить множество традиций и ритуалов, которыми могут насладиться как племенные родственники, так и туристы.

Восточные моно говорят на моно-баннокском моно-языке , который вместе с языком северных пайуте ( диалектный континуум ) образует западнонумическую ветвь юто-ацтекской языковой семьи. Из-за географического разделения, а также взаимодействия с соседними племенами и народами (включение заимствованных слов и/или частого двуязычия ) с течением времени возникли два очень разных диалекта, которые трудно понять друг друга. Родной язык народа моно называется «ним».

Мун а ху и босо. Мун а ху и номер. Mun a hoo to e hun noh pa teh можно перевести как «Привет моим друзьям. Привет людям Моно. Привет людям со всего мира». [ 16 ]

Сегодня «моноязык (ним)» (включая два его диалекта) находится под угрозой исчезновения. Среди примерно 1300 людей, говорящих на западном моно (моно или моначе), только около 20 активных говорящих и 100 наполовину говорящих говорят на «западном моно» или диалекте «моначи/моначе» (более известном как «моно/моначе» или «моно-озеро»). Паюте»). Из 1000 «людей пайуте долины Оуэнс (восточное моно)» осталось только 30 активных носителей диалекта «восточное моно» или «северный пайуте долины Оуэнс».

Население

[ редактировать ]

Оценки численности населения большинства коренных групп Калифорнии до контакта существенно различались. (См. «Население коренной Калифорнии ».) Альфред Л. Кребер (1925:883) предположил, что в 1770 году население Моно составляло 4000 человек. Шерберн Ф. Кук (1976:192) установил, что численность населения только Западного Моно составляет около 1800 человек. Кребер сообщил, что население Моно в 1910 году составляло 1500 человек.

Сегодня в Mono зарегистрировано около 2300 человек. В Моно Колд-Спрингс насчитывается 275 членов племени. [ 17 ] В Нортфорк Моно насчитывается 1800 человек, что делает их одним из крупнейших коренных племен Калифорнии. В состав Big Sandy Mono входит около 495 членов. [ нужна ссылка ] В состав Big Pine Band входят 462 члена племени, но трудно определить, сколько из них являются моно. [ 18 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "Мононуклеоз" . Калифорнийский языковой архив . Архивировано из оригинала 29 февраля 2024 г. Проверено 15 апреля 2024 г.
  2. ^ Калифорнийские индейцы и их резервации. Архивировано 26 июля 2010 г. в библиотеке и доступе к информации Wayback Machine SDSU. (получено 24 июля 2009 г.)
  3. ^ «База данных языков охотников-собирателей» . Huntergatherer.la.utexas.edu . Архивировано из оригинала 31 декабря 2023 года.
  4. ^ Спраг, Маргарита (2003). «Добро пожаловать в Боди». Золото Боди . Рино, Невада: Издательство Университета Невады. стр. 3, 205. ISBN.  0-87417-628-Х .
  5. ^ Лэмб дает этой группе северных пайютов название на языке моно как Kwicathyhka («пожиратели личинок»).
  6. ^ «Калифорнийский языковой архив» . Калифорнийский языковой архив . Проверено 15 апреля 2024 г.
  7. ^ Лильеблад и Фаулер 1986 , с. 412.
  8. ^ Притцкер 2000 , с. 227.
  9. ^ Лильеблад и Фаулер 1986 , с. 413.
  10. ^ Прицкер 2000 , стр. 229–230.
  11. ^ Энтимбихи, вероятно, изначально были «западными моно», а мичахай / Михахай, вероятно, были «предгорными йокутами» - но эти группы жили на границе двух этнических групп и развили новую идентичность как двуязычное образование через брак, принятие соответствующий иностранный язык и частично культура, для которых не имело значения, считались ли они «западными моно» или «предгорными йокутами». Лишь с созданием резерваций традиционные социальные связи были разорваны; сегодня американский английский является доминирующим языком, а энтимбихи называют себя «предгорными йокутами» с 1950-х годов.
  12. ^ «Роберт Ф.Г. Спир: Монаш: язык, территория и окружающая среда» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2013 г. Проверено 8 июня 2019 г.
  13. ^ Притцкер, 159
  14. ^ Притцкер, 137
  15. ^ «Музей Моно» . www.monomuseum.org . Архивировано из оригинала 30 марта 2024 года . Проверено 15 апреля 2024 г.
  16. ^ Западные монолюди: вчера и сегодня. Архивировано 20 апреля 2008 г. в Wayback Machine ранчерии моноиндейцев Northfork. (получено 24 июля 2009 г.)
  17. ^ Калифорнийские индейцы и их резервации. Архивировано 10 января 2010 г. в Wayback Machine библиотеке и доступе к информации SDSU. (получено 25 июля 2009 г.)
  18. ^ История и хронология. Архивировано 22 апреля 2008 г. в Wayback Machine ранчерии моноиндейцев North Fork . (получено 25 июля 2009 г.)
  • Кук, Шерберн Ф. 1976. Конфликт между калифорнийской индейской и белой цивилизацией . Калифорнийский университет Press , Беркли.
  • Кребер, А. Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Бюро американской этнологии , Бюллетень № 78. Вашингтон, округ Колумбия.
  • Лильеблад, Свен; Фаулер, Кэтрин С. (1986). «Оуэнс Вэлли Пайюте». В д'Азеведо, Уоррен Л. (ред.). Большой Бассейн . Справочник североамериканских индейцев. Том. 11. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. стр. 412–434. ISBN  978-0-160-04581-3 .
  • Притцкер, Барри М. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-513877-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3310fd5ba31138e9f8c715d7ea0cffb9__1717614000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/b9/3310fd5ba31138e9f8c715d7ea0cffb9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mono people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)