Моно люди
В эту статью включены исторические изображения, масштаб которых был увеличен с помощью искусственного интеллекта . ( март 2024 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
примерно 2300 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Калифорния и Невада ) | |
Языки | |
Моноязык «Ним» , английский | |
Религия | |
Традиционная племенная религия, христианство | |
Родственные этнические группы | |
Северный Пайуте , Шошоны , Бэннок |
Моно Бриджпорта ( / ˈm oʊ n индейский oʊ / MOH -noh ) — народ , который традиционно проживает в центральной Сьерра-Неваде , Восточной Сьерре (обычно к югу от ) , бассейне Моно и прилегающих районах Большого бассейна . Их часто группируют под историческим ярлыком « пайуте » вместе с северными пайуте и южными пайуте , но эти три группы, хотя и связаны с нумической группой утто-ацтекских языков, не образуют единой, уникальной, единой группы Большого бассейна. племена.
Сегодня многие граждане племени и потомки племени Моно населяют город Норт-Форк (отсюда и название «Нортфорк Моно») в округе Мадера . Люди племени Моно также расселены по всей Калифорнии: в долине реки Оуэнс ; долина Сан-Хоакин и предгорья, особенно округ Фресно ; и в районе залива Сан-Франциско .
Племенные группы
[ редактировать ]«Моно» жили по обе стороны Сьерра-Невады и разделены на две региональные племенные/диалектные группы, примерно основанные на гербе Сьерры:
- Восточные моно Самые южные северные пайуте живут на границе Калифорнии и Невады, на восточной стороне Сьерра-Невады в долине Оуэнс ( Моно : Пайахангада / Пайяхуунаду - «место / земля текущей воды») вдоль реки Оуэнс ( Вакопи ) и на юг до Озеро Оуэнс ( Пачета ). Они также известны как «Пайуте долины Оуэнс». [ 1 ]
- Западное Моно на западной стороне южно-центральных предгорий Сьерра-Невады, включая «Нортфорк Моно», как его назвал Э. У. Гиффорд, этнограф, изучавший людей в окрестностях реки Сан-Хоакин в 1910-х годах. [ 2 ]
Культура и география
[ редактировать ]Нынешнее название племени «Моно» является йокутским заимствованным словом от западных соседей племени, йокутов , которые, тем не менее, настоящим обозначили пайутес из долины Оуэнс как самую южную группу северных пайуте, живущую вокруг «озера Оуэнс» / озера Моно, как monachie/monoache (« летать »). люди»), потому что личинки мух были их основным продуктом питания и предметом торговли. [ 4 ] а не «Моно». Эта « группа северных пайуте Кукадикади », чей автоним «Кутсавидокадо/Кутзадикаа» означает «пожиратели куколок морских мух », также известна как « Озеро Моно Пайуте» или «Пайуте долины Оуэнса » , пережиток ранней антропологической литературы, и их часто путают с несеверная пайютская этническая группа западного моно «Моно». [ 5 ]
«Восточные моно» называли себя Нума / Нууму или Нюуму («Люди») на своем языковом диалекте моно / баннок , а своих родственников на западе - Панан витю / Пана витю («Люди западного места»); «западные моно» называли себя Ныйхмы/Ними или Ним/Ниум («Люди»); чистокровного человека «западного моно» звали cawu h nyyhmy . [ 6 ]
Восточное моно (Пайюте долины Оуэнс)
[ редактировать ]
Пайуте долины Оуэнс или восточное моно живут на границе Калифорнии и Невады, раньше они обитали на восточной стороне южной Сьерра-Невады через долину Оуэнс. [ 7 ] вдоль рек Оуэнс от Лонг-Вэлли на севере до озера Оуэнс на юге и от гребня Сьерра-Невады на западе до гор Уайт и Иньо, включая долины Фиш-Лейк и Дип-Спрингс на востоке. Они вели преимущественно оседлый образ жизни и селились в постоянных поселениях вдоль рек или родников (или искусственных каналов). Более интенсивное земледелие с помощью частично искусственного орошения позволило им накопить запасы продовольствия и, таким образом, в отличие от «западных моногрупп», прокормить более крупные группы. Седентизм также отражен в их социально-политической организации в различных «районах» (каждый из которых имеет коммунистические права на охоту и семена, политическое единство и ряд деревень), названия которых в основном заканчиваются на «patü/witü» , что означает «место». или «земля»; каждый «округ» находился под командованием старосты или похенаби .
Некоторые районы "Оуэнс-Вэлли Северный Пайуте":
- Панату (Территория Блэк-Рок, к югу от Табуз-Крик)
- Питама Патю или Питана Патю («южное место» = Бишоп, Калифорния , простирается от вулканического плато и Хортон-Крик в Сьерре до линии, ведущей в долину Оуэнс от Вокодаяви, крупнейшего пика к югу от Роусон-Крик. Обратите внимание, что Ваукодаяви не имеет английское название, но представляет собой вершину высотой примерно 9280 футов, расположенную почти точно к западу от горячих источников Кио.)
- Ütü'ütü witü или англизированное на Уту Уту Гвайти («горячее место» = Бентон, Калифорния , от Хот-Спрингс Кио на юг до Шеннон-Крик)
- Квина Патии или Квина Патю («северное место» = Раунд-Вэлли, Калифорния )
- Тововаха Матии , Товахамату или Тобовахамату («естественное место насыпи» = Биг-Пайн, Калифорния , к югу от Биг-Пайн-Крик в горах, но с правами на рыбалку и семена вдоль реки Оуэнс почти до Фиш-Спрингс)
- Тунига витю, Тунуху витю или Тинемаха/Тиннемаха («вокруг подножия горы» = Фиш-Спрингс, Калифорния )
- Озанвитю («соляное место» от соленого озера = Долина Глубоких источников , они называли свою долину Патосабая , а себя Патосабая нунему .)
- Ка'о виту («очень глубокая долина» = Соляная долина , принадлежала шошони с несколькими вступившими в брак пайуте, но была доступна пайуте для получения соли)
Племенные ареалы «восточных монобанд» граничили на северо-западе с районами враждебной Южной Сьерра-Мивок, с которыми часто вступали в конфликты, на северо-востоке мигрировали несколько банд северных пайютов, на юго-востоке и юге — тимбиша-шошоны и западные Группы шошонов , на юго-западе - Тубатулабал (также: индейцы реки Керн ) и на западе - «группы западного моно».
Пайуте долины Оуэнс также были более агрессивны и враждебны по отношению к соседним индейским племенам, и совсем недавно они сражались с американцами в « Индейской войне в долине Оуэнс » (1862–1863 гг.) с союзными шошонами, кавайсу и тубатулабалами. Пайуты долины Оуэнс - самые южные северные пайуте. Группа.
Их самоназвание — Нума , Нуму или Нююму , что означает «Люди», или Нюн’ва Пая Хуп Ка’а’ Отуу’му — «Дети Койота, живущие в канаве с водой». [ 8 ]
- Племя Биг Пайн Пайуте из долины Оуэнс , Биг Пайн, Калифорния (также Тимбиша)
- Индийская община индейцев пайуте Форт-Индепенденс , Индепенденс, Калифорния
- Лоун Пайн Племя пайуте-шошонов , Лоун Пайн, Калифорния
- Епископ Пайуте Племя , епископ, Калифорния (также Тимбиша)
- Прайс-лист Племя Гвайту Пайуте из резервации Бентон Пайуте , Бентон, Калифорния [ 9 ] [ 10 ]
Вестерн Моно
[ редактировать ]«Полосы западного моно» в предгорьях запада и юга Сьерра-Невады в долине Сан-Хоакин ( реку Сан-Хоакин называли типичи х хуу - «важная, великая река»), реки Кингс и реки Кавеа (в сегодняшних графствах Мадера, Фресно). и Туларе) жили в основном как типичные полукочевые охотники и собиратели, занимавшиеся рыболовством, охотой и собирательством, а также земледелием. Зимой несколько семей спускались в долины рек и вместе строили постоянные поселения, большинство из которых использовались в течение нескольких лет. Летом семейные группы мигрировали в качестве охотников и собирателей в более защищенные и прохладные горы. Поэтому эти более мелкие группы иногда рассматриваются в социально-политическом отношении не как банды, а как местные группы.
Племенные территории «Западного моно» граничили (в основном) с враждебным Южным Сьерра-Мивоком на севере, «Восточное моно» поселилось на востоке, Тубатулабал на юго-востоке и предгорные йокуты на западе.
Некоторые «западные моно-группы» сформировали двуязычные группы или подразделения из «предгорных йокутов» и частично переняли их культуру, так что сегодня - за исключением одной - каждая «западная моно-группа» известна только под своим названием «йокуты». Даже в этнологической литературе первоначальная этническая классификация перечисленных ниже групп вызывает споры; частично они указаны как «группы предгорных йокутов» (которые переняли «моноязык» и культуру посредством иммиграции «западного моно» и вскоре стали двуязычными) или как «группы западных моно» (которые приняли бы язык доминирующие «предгорные йокуты»). В частности, классификация двух полос Кингс-Ривер - Михахай / Михахай и Энтимбич. [ 11 ] – сложно.
Самоназвание западного моно — Nyyhmy, Nimi, Nim или Nium , что означает «Люди» или cawu h nyyhmy .
По контакту с европейцами можно было выделить следующие полосы (или местные группы) (с севера на юг): [ 12 ]
- Northfork Mono или Nim/Nium : наиболее изолированная группа «Западного Моно», поэтому не известная под названием «Йокутс». Обычно они жили вдоль северного берега реки Сан-Хоакин к западу по обе стороны от ее Северной развилки (и ее притоков) до Файн-Голд-Крик (общая территория с йокутами); они основали меньшие поселения, чем более южные «западные моногруппы».
- Вобонух, Вобунух, Вопонунч или Вобонох (множественное число: Вобенчаси): Жил в предгорьях к западу от Рощи Генерала Гранта (с Деревом Генерала Гранта ) от устья реки Норт-Форк-Кингс до реки Кингс вверх по течению вдоль нескольких притоков, включая Кингс. Только в каньоне вдоль Милл-Флэт-Крик располагались два крупных поселения, их территория включает сегодняшний национальный парк Кингс-Каньон .
- Энтимбич, Эндимбич, Эндембич или Индимбич (множественное число: Енатбича): двуязычный, вероятно, первоначально «банда йокутов Кингс-Ривер». Жили вдоль реки Кингс к югу и западу от Вобонуха, их главное поселение располагалось в районе сегодняшнего Данлэпа, Калифорния , дальнейшие поселения располагались вдоль Милл-Крик, Ранчерия-Крик и Уайт-Дир-Крик.
- Мичахай или Мичахай : двуязычный, много смешанных браков с соседними Ваксачи, часто рассматривается как «группа йокутов Кингс-Ривер». Жил вдоль ручья Коттонвуд-Крик, ручья реки Сент-Джонс , притока реки Кавеа к северу от муниципалитета Окленд, Калифорния .
- Ваксачи (множественное число: Вакесдачи): двуязычные, но в основном говорящие на «моно (ним)», частично перенявшие культуру соседних йокутов. Их племенная территория находилась в Лонг-Вэлли к югу от Милл-Крик и вдоль Эшом-Крик, притока реки Норт-Форк-Кавеа , другие поселения находились вдоль Лайм-Килн-Крик (также известного как Драй-Крик ), такие как «Эш-Спрингс» и «Барсук». Лагерь".
- Балвиша, Бадвиша, Патвиша, Потвиша или Балууша : двуязычные, но в основном говорящие на «моно (ним)», частично перенявшие культуру соседних йокутов. Жил вдоль притоков реки Кавеа (Марбл, Мидл, Ист и Саут-Форкс) на запад до озера Кавеа . Одна из их самых западных деревень располагалась на левом берегу реки Кавеа ниже слияния ее рек Норт-Форкс и Мидл-Форкс, недалеко от поселка Три-Риверс в Калифорнии (недалеко от слияния рек Мидл, Ист и Саут-Форкс). поселения вверх по течению вдоль Мидл и Ист-Форкс, а также Солт-Крик. Сегодня на их территории расположен национальный парк Секвойя , их торговыми партнерами были вукчумни йокуты.
Если Энтимбич и Михахай считаются «йокутами Кингс-Ривер», то помимо вышеупомянутых групп иногда перечисляются следующие группы:
- Посгиса, Пошгиша или Бошгеша : жили на южном берегу реки Сан-Хоакин и к югу от Нортфорк-Моно вдоль Биг-Сэнди-Крик до истоков Литл-Драй-Крик и Биг-Драй-Крик; по сообщениям соседних йокутов, недалеко от Оберри, штат Калифорния , существовало два поселения . Предположительно идентична группе, позже названной «Auberry Band of Western Mono», чье название на языке моно/ним было ?unaħpaahtyħ («то, что находится на другой стороне [реки Сан-Хоакин]») или Unapatɨ Nɨm («О ( река Сан-Хоакин) Люди»).
- Холкома : иногда синонимично называют «Товинчеба» или «Кокохеба», но оба кажутся лишь названиями отдельных деревень Холкома. Мы жили в поселениях вдоль ряда сливающихся ручьев, особенно Биг-Крик, Берр-Крик и Сикамор-Крик, выше устья Милл-Крик, впадающего в реку Кингс.
- Большая песчаная ранчерия моноиндейцев Калифорнии
- Ранчерия Колд-Спрингс моноиндейцев Калифорнии
- Нортфорк Ранчерия моноиндейцев Калифорнии
- Ранчерия Столовой горы в Калифорнии [ 13 ]
- Индейское племя реки Туле из резервации реки Туле [ 14 ]
Два клана племени Моно Норт-Форк представлены беркутом и койотом. Моно-традиции, которые практикуются и сегодня, включают рыбалку, охоту, сбор желудей, приготовление пищи, исцеление, изготовление корзин и игры. Достопочтенный Рон Гуд является председателем племени моно-племени Норт-Форк, которое не является племенем, признанным на федеральном уровне. Ранчерия индейцев-моно Норт-Форк - это признанное на федеральном уровне племя в Норт-Форке, председателем которого является Элейн Финк.
Церемонии проводятся в музее Сьерра-Моно. [ 15 ] в Норт-Форке, Калифорния , а ежегодный фестиваль Индийских ярмарок проводится каждый год в первые выходные августа, чтобы возродить множество традиций и ритуалов, которыми могут насладиться как племенные родственники, так и туристы.
Язык
[ редактировать ]Восточные моно говорят на моно-баннокском моно-языке , который вместе с языком северных пайуте ( диалектный континуум ) образует западнонумическую ветвь юто-ацтекской языковой семьи. Из-за географического разделения, а также взаимодействия с соседними племенами и народами (включение заимствованных слов и/или частого двуязычия ) с течением времени возникли два очень разных диалекта, которые трудно понять друг друга. Родной язык народа моно называется «ним».
Мун а ху и босо. Мун а ху и номер. Mun a hoo to e hun noh pa teh можно перевести как «Привет моим друзьям. Привет людям Моно. Привет людям со всего мира». [ 16 ]
Сегодня «моноязык (ним)» (включая два его диалекта) находится под угрозой исчезновения. Среди примерно 1300 людей, говорящих на западном моно (моно или моначе), только около 20 активных говорящих и 100 наполовину говорящих говорят на «западном моно» или диалекте «моначи/моначе» (более известном как «моно/моначе» или «моно-озеро»). Паюте»). Из 1000 «людей пайуте долины Оуэнс (восточное моно)» осталось только 30 активных носителей диалекта «восточное моно» или «северный пайуте долины Оуэнс».
Население
[ редактировать ]Оценки численности населения большинства коренных групп Калифорнии до контакта существенно различались. (См. «Население коренной Калифорнии ».) Альфред Л. Кребер (1925:883) предположил, что в 1770 году население Моно составляло 4000 человек. Шерберн Ф. Кук (1976:192) установил, что численность населения только Западного Моно составляет около 1800 человек. Кребер сообщил, что население Моно в 1910 году составляло 1500 человек.
Сегодня в Mono зарегистрировано около 2300 человек. В Моно Колд-Спрингс насчитывается 275 членов племени. [ 17 ] В Нортфорк Моно насчитывается 1800 человек, что делает их одним из крупнейших коренных племен Калифорнии. В состав Big Sandy Mono входит около 495 членов. [ нужна ссылка ] В состав Big Pine Band входят 462 члена племени, но трудно определить, сколько из них являются моно. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- Монотрадиционные повествования
- Моноязык (коренной американец)
- Коренные американцы в Соединенных Штатах
- История населения коренных народов Америки
- Население Родной Калифорнии
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Мононуклеоз" . Калифорнийский языковой архив . Архивировано из оригинала 29 февраля 2024 г. Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Калифорнийские индейцы и их резервации. Архивировано 26 июля 2010 г. в библиотеке и доступе к информации Wayback Machine SDSU. (получено 24 июля 2009 г.)
- ^ «База данных языков охотников-собирателей» . Huntergatherer.la.utexas.edu . Архивировано из оригинала 31 декабря 2023 года.
- ^ Спраг, Маргарита (2003). «Добро пожаловать в Боди». Золото Боди . Рино, Невада: Издательство Университета Невады. стр. 3, 205. ISBN. 0-87417-628-Х .
- ^ Лэмб дает этой группе северных пайютов название на языке моно как Kwicathyhka («пожиратели личинок»).
- ^ «Калифорнийский языковой архив» . Калифорнийский языковой архив . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Лильеблад и Фаулер 1986 , с. 412.
- ^ Притцкер 2000 , с. 227.
- ^ Лильеблад и Фаулер 1986 , с. 413.
- ^ Прицкер 2000 , стр. 229–230.
- ^ Энтимбихи, вероятно, изначально были «западными моно», а мичахай / Михахай, вероятно, были «предгорными йокутами» - но эти группы жили на границе двух этнических групп и развили новую идентичность как двуязычное образование через брак, принятие соответствующий иностранный язык и частично культура, для которых не имело значения, считались ли они «западными моно» или «предгорными йокутами». Лишь с созданием резерваций традиционные социальные связи были разорваны; сегодня американский английский является доминирующим языком, а энтимбихи называют себя «предгорными йокутами» с 1950-х годов.
- ^ «Роберт Ф.Г. Спир: Монаш: язык, территория и окружающая среда» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2013 г. Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ Притцкер, 159
- ^ Притцкер, 137
- ^ «Музей Моно» . www.monomuseum.org . Архивировано из оригинала 30 марта 2024 года . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Западные монолюди: вчера и сегодня. Архивировано 20 апреля 2008 г. в Wayback Machine ранчерии моноиндейцев Northfork. (получено 24 июля 2009 г.)
- ^ Калифорнийские индейцы и их резервации. Архивировано 10 января 2010 г. в Wayback Machine библиотеке и доступе к информации SDSU. (получено 25 июля 2009 г.)
- ^ История и хронология. Архивировано 22 апреля 2008 г. в Wayback Machine ранчерии моноиндейцев North Fork . (получено 25 июля 2009 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- Кук, Шерберн Ф. 1976. Конфликт между калифорнийской индейской и белой цивилизацией . Калифорнийский университет Press , Беркли.
- Кребер, А. Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Бюро американской этнологии , Бюллетень № 78. Вашингтон, округ Колумбия.
- Лильеблад, Свен; Фаулер, Кэтрин С. (1986). «Оуэнс Вэлли Пайюте». В д'Азеведо, Уоррен Л. (ред.). Большой Бассейн . Справочник североамериканских индейцев. Том. 11. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. стр. 412–434. ISBN 978-0-160-04581-3 .
- Притцкер, Барри М. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513877-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Моно люди
- Коренные народы Калифорнии
- Коренные народы Большого Бассейна
- Индейская история Калифорнии
- История Сьерра-Невады (США)
- История Большого Бассейна
- История округа Мадера, Калифорния
- Округ Фресно, Калифорния
- Округ Иньо, Калифорния
- Округ Мадера, Калифорния
- История округа Моно, Калифорния
- Округ Тулар, Калифорния
- Индейские племена в Неваде