Католическая лига (французский)
Католическая лига | |
---|---|
Католическая лига | |
Даты работы |
|
Верность |
|
Мотивы | Эдикт Болье |
Штаб-квартира | Париж и Перонна |
Идеология | |
Размер | Неизвестный |
Союзники | |
Оппоненты | |
Сражения и войны | |
Католическая лига Франции ( фр . Ligue catholique ), иногда называемая современными (и современными) католиками ( Священной лигой La Sainte Ligue ), была крупным участником французских религиозных войн . Лига, основанная и возглавляемая Генрихом I, герцогом Гизом , намеревалась искоренить протестантизм в католической Франции, а также заменить французского короля Генриха III , который согласился с протестантским богослужением в Эдикте Больё (1576 г.). Лига также боролась против Генриха Наваррского , протестантского принца, который стал предполагаемым наследником французского престола в 1584 году.
Папа Сикст V , Филипп II Испанский и иезуиты были сторонниками этой католической партии.
Происхождение
[ редактировать ]Местные братства были первоначально созданы французскими католиками в противовес Больескому эдикту 1576 года. [1] Король Генрих III поставил себя во главе этих ассоциаций в противовес ультракатолической Лиге Перонны. [2] После отмены этого указа Генеральными штатами большинство местных лиг было распущено. [1]
В июне 1584 года болезнь и смерть наследника Генриха III Франсуа, герцога Анжуйского, сделали протестанта Генриха Наваррского новым предполагаемым наследником в соответствии с салическим законом . Столкнувшись с перспективой протестантского короля, католическая знать собралась в Нанси в декабре 1584 года, и Лига заключила договор с послами Филиппа II в Жуанвиле . [3] После этого соглашения католические братства и лиги были объединены в Католическую лигу под руководством Генриха I, герцога Гиза. [4]
Католическая лига стремилась предотвратить любой захват власти гугенотами , составлявшими почти половину французского дворянства , и защитить право французских католиков на вероисповедание. Дело Католической лиги подпитывалось доктриной Extra Ecclesiam nulla salus . Он опасался, что дом Валуа ослабит позиции католиков, пытаясь умиротворить гугенотов. [5]
Лига была также вдохновлена трудами английского католического беженца Ричарда Верстегана , который опубликовал отчеты о страданиях английских , валлийских и ирландских католических мучеников при протестантской монархии Англии. К ярости английского двора, книги Верстегана, в том числе Theatrumroughlitatum Hæreticorum nostri temporis (1587) , заставили всю католическую Европу осознать религиозные преследования во время правления королевы Елизаветы I. [6] В 1588 году Верстеган был ненадолго заключен в тюрьму Генрихом III по настоянию английского посла сэра Фрэнсиса Уолсингема . [7] но вскоре освобожден по настоянию Католической лиги и папского нунция . [8]
К этому времени «Парижская Лига от своих первоначальных идеалов превратилась в простую партийность», [9] и герцог Гиз все чаще использовал его не только для защиты католического дела, но и как политический инструмент в попытке узурпировать французский трон. [10]
Члены Католической лиги рассматривали свою борьбу против кальвинизма (основной ветви протестантизма во Франции) как крестовый поход против ереси и защиту французских католиков от преследований в стиле елизаветинской эпохи. Лиги Памфлетисты обвиняли любое стихийное бедствие как Божий способ наказания Франции за терпимость к еретикам.
И Лига, и жесткие кальвинисты презирали попытки Генриха III стать посредником в мирном сосуществовании между католиками и протестантами. Лига также выступала против прагматичных французских юристов и интеллектуалов , известных как Politiques , которые отшатнулись от убийственной сектантской ненависти и стремились к сильной монархии, чтобы подняться над религиозными различиями.
История
[ редактировать ]Лига немедленно начала оказывать давление на короля Генриха III и его наследника Генриха Наваррского. Столкнувшись с этим растущим сопротивлением, король отменил Ла-Рошельский мир , повторно криминализировав протестантизм и начав новую главу во французских религиозных войнах . Однако Генрих III также опасался растущей власти герцога Гиза , главы Католической лиги. В День баррикад Генрих III был вынужден бежать из Парижа, оставив Гиза фактическим правителем Франции. [11] Чтобы восстановить положение короля, 23 декабря 1588 года королевские гвардейцы убили герцога и его брата Людовика II , а сын герцога Карл Лотарингский был заключен в Бастилию . [12]
Этот шаг мало что сделал для консолидации власти короля и привел в ярость как выживших Гизов, так и их последователей. Король снова бежал из Парижа, чтобы присоединиться к Генриху Наваррскому, и начал собирать армию для осады столицы.
1 августа 1589 года, когда два Генриха сидели перед городом, готовясь к последнему штурму, Жак Клеман , , брат-доминиканец связанный с Лигой и разгневанный убийством герцога, проник в свиту короля, одетый как священник, и убил его. Умирая, король умолял Генриха Наваррского перейти в католицизм, называя это единственным способом предотвратить дальнейшее кровопролитие. Смерть короля привела армию в замешательство, и Генрих Наваррский был вынужден снять осаду.
Хотя Генрих Наваррский теперь был законным королем Франции, армии Лиги вынудили его отступить на юг. Используя оружие и военных советников, предоставленных королевой Елизаветой I английской , он одержал несколько военных побед. Однако он не смог одолеть превосходящие силы Лиги, которая пользовалась лояльностью большинства французов и пользовалась поддержкой Филиппа II Испанского. 21 ноября 1589 года Лига попыталась объявить кардинала Бурбона , дядю Генриха, королем Франции Карлом X. Однако кардинал находился под охраной людей Генриха и отказался узурпировать трон у своего племянника; он умер в мае 1590 года.
Католический юрист и поэт Жан де Ла Сеппед , политический сторонник Генриха Наваррского, был арестован в 1589 году, когда Экс-ан-Прованс пал перед войсками Лиги. После неудавшейся попытки побега под видом сапожника он был освобожден по приказу поклонника, который был высокопоставленным членом Лиги. [13]
В генеральных поместьях 1593 года Лига не смогла даже объединиться вокруг единого кандидата на французский престол, разделившись между несколькими кандидатами, включая испанскую принцессу Изабеллу . Позиции Лиги еще больше ослабли, но они по-прежнему надежно удерживали Париж. Тупиковая ситуация наконец закончилась, когда Генрих Наваррский был принят в католическую церковь 25 июля 1593 года и был встречен в Париже как король Генрих IV 27 февраля 1594 года.
Католическая лига, которой теперь не угрожал король-кальвинист, продолжала распадаться. Последним оставшимся высокопоставленным лидером Лиги был Филипп Эммануэль, герцог Меркёр , который при поддержке Испании также боролся за восстановление политической независимости герцогства Бретани под своим собственным правлением.
С подкреплениями, отправленными из Англии, король Генрих, наконец, лично выступил против герцога Меркёра, но вместо этого получил свое подчинение, как последний оставшийся военачальник Католической лиги, в Анжере 20 марта 1598 года. Затем король Генрих IV заверил свою династию в будущее наследство Бретани путем организации брака его внебрачного сына, Сезара герцога Вандомского , с дочерью Меркёра Франсуазой. [14] В апреле 1598 года король издал Нантский эдикт , предоставивший религиозную терпимость гугенотам и ограниченную автономию, сохранив при этом католическую церковь во Франции как государственную церковь королевства, и, наконец, положил конец гражданской войне.
Оценка
[ редактировать ]Историк Мак Холт утверждает, что историки иногда переоценивали политическую роль Лиги в ущерб ее религиозному и религиозному характеру:
Каково окончательное решение Католической лиги? Было бы ошибкой рассматривать его, как это делают многие историки, не чем иным, как органом, движимым исключительно партийной политикой или социальной напряженностью. Хотя политическое и социальное давление, несомненно, присутствовало и даже было значительным в случае с «Шестнадцатью» в Париже, сосредоточение внимания исключительно на этих факторах упускает из виду совсем другое лицо Лиги. Несмотря на все свои политические и междоусобные раздоры, Лига по-прежнему оставалась Священным союзом. Ее религиозная роль была значительной, поскольку Лига была проводником между тридентской духовностью католической Реформации и приверженцами семнадцатого века . Часто упускают из виду то внимание, которое Лига уделяла внутреннему и духовному обновлению земного города. Выйдя за рамки общинной религии позднего Средневековья, Лига сосредоточилась на усвоении веры как очищающего средства. В городах Лиги были основаны новые религиозные ордена и братства, и пропасть, разделяющая мирян и духовенства, часто преодолевалась, когда священнослужители присоединялись к олдерменам в Отель де Виль , где оба стали воплощением хороших судей. Не обращать внимания на религиозную сторону Лиги — значит игнорировать единственную связь, которая сохраняла Святой Союз святым и единым. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холт 1995 , с. 122.
- ^ Кэрролл 1998 , с. 163.
- ^ Кэрролл 1998 , с. 197.
- ^ Десан 2019 , с. 284.
- ^ Сковилл 1960 , с. 131.
- ^ Луиза Имоджин Гини (1939), Непокорные поэты: с избранными из их произведений: от Томаса Мора до Бена Джонсона , Шида и Уорда . стр. 203–205.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Пентьевр, графы ». Британская энциклопедия . Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 124. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Луиза Имоджин Гини (1939), Непокорные поэты: с избранными из их произведений: от Томаса Мора до Бена Джонсона , Шида и Уорда . п. 205.
- ^ Луиза Имоджин Гини (1939), Непокорные поэты: с избранными из их произведений: от Томаса Мора до Бена Джонсона , Шида и Уорда . п. 205.
- ^ Кэрролл 2004 , с. 432.
- ^ Кнехт 1989 , с. 63.
- ^ Ламаль 2016 , с. 692.
- ^ Кейт Босли (1983), Из теорем мастера Жана де Ла Сеппеда: Сонеты LXX , с. 5.
- ^ От француза к крестоносцу .
- ^ Холт 1995 , стр. 149–150.
Источники
[ редактировать ]- Баумгартнер, Фредерик Дж. (1976). Радикальные реакционеры: политическая мысль Французской католической лиги . Библиотека Дроз.
- Кэрролл, Уоррен Х. (2004). Раскол христианского мира: История христианского мира . Том. 4. Христианская пресса.
- Десан, Филипп (2019). Монтень: Жизнь . Издательство Принстонского университета.
- Холт, Мак П. (1995). Религиозные войны во Франции, 1562–1629 гг . Издательство Кембриджского университета.
- Кнехт, Роберт Жан (1989). Религиозные войны во Франции, 1559–1598 гг . Лонгман.
- Ламаль, Нина (2016). «Продвижение католического дела на итальянском полуострове: печатные аввиси о голландском восстании и религиозных войнах во Франции, 1562–1600». В Раймонде, Джоаде; Моксэм, Ной (ред.). Новостные сети в Европе раннего Нового времени . Брилл. стр. 675–694.
- Леонардо, Далия М. (2002). « Отрежьте этого гнилого члена»: Риторика ереси, греха и болезней в идеологии Французской католической лиги». Католический исторический обзор . 88.2, (апрель) (2): 247–262. дои : 10.1353/cat.2002.0087 . S2CID 159741600 .
- Сковилл, Уоррен Кэндлер (1960). Преследование гугенотов и экономическое развитие Франции, 1680–1720 гг . Издательство Йельского университета.
- Кэрролл, Стюарт (1998). Дворянская власть во время религиозных войн во Франции . Издательство Кембриджского университета.
- Пензи, Марко (январь 2014 г.). «От француза к крестоносцу: политический и военный маршрут Филиппа Эммануэля, герцога Меркёрского» . Академия.edu .