Jump to content

Битва при Тулоне (1744 г.)

Координаты : 42 ° 46'45 "N 5 ° 41'27" E  /  42,77917 ° N 5,69083 ° E  / 42,77917; 5,69083

Битва при Тулоне
Часть войны за австрийское наследство

Испанская иллюстрация битвы, Военно-морской музей Мадрида.
Дата 21–22 февраля 1744 г. по новому стилю.
11–12 февраля по старому стилю
Расположение
Результат Франко-испанская победа [ 1 ]
Воюющие стороны
Испания
 Франция
 Великобритания
Командиры и лидеры
Хуан Наварро
Клод Брюйер
Томас Мэтьюз
Ричард Лесток
Уильям Роули
Сила
27 линейных кораблей
3 фрегата
3 меньших военных корабля
30 линейных кораблей
3 фрегата
6 меньших военных кораблей
Жертвы и потери
149 убитых, 467 раненых
3 корабля повреждены, 1 затоплен.
133 убитых, 223 раненых, 17 взятых в плен. [ 2 ]
5 кораблей повреждены, 1 брандер потоплен. [ 2 ]

Битва при Тулоне , также известная как битва у мыса Сисье , произошла 21 и 22 февраля 1744 года. [ а ] недалеко от французского средиземноморского порта Тулон . Хотя Франция еще не воевала с Соединенным Королевством Великобритании , корабли ее Левантийского флота вышли на поддержку испанского флота, который пытался прорвать двухлетнюю британскую военно-морскую блокаду .

Первоначальное сражение 21 февраля было в значительной степени нерешительным, и британцы продолжали преследование до полудня 22 февраля, прежде чем их командующий адмирал Томас Мэтьюз прекратил преследование. Поскольку несколько его кораблей нуждались в ремонте, он отступил на Менорку , что означало, что британский королевский флот временно потерял контроль над водами вокруг Италии и позволил испанцам перейти в наступление на Савойю . [ 3 ]

В своем отчете Мэтьюз обвинил в неудаче своего подчиненного Ричарда Лестока , и этот вопрос горячо обсуждался в парламенте . На последующем военном трибунале Мэтьюз был привлечен к ответственности и уволен из военно-морского флота в июне 1747 года, а политические связи Лестока означали, что с него были сняты все обвинения. [ 4 ] Еще семь капитанов были отстранены от командования за неспособность вступить в бой с противником, а расследование привело к изменениям, которые потребовали от отдельных капитанов быть гораздо более агрессивными.

Франция объявила войну Великобритании вскоре после битвы, но это привело к взаимным обвинениям со стороны испанцев, которые понесли большую часть потерь и жаловались на отсутствие поддержки со стороны французского флота во время битвы. Французский адмирал Клод Брюйер был отстранен от командования, а возникшее недовольство ограничило дальнейшее сотрудничество между двумя сторонами. [ 5 ] Испанский командующий Хуан Хосе Наварро и его корабли провели остаток войны в блокаде Картахены, Испания, преемником Мэтьюза Уильямом Роули .

Британский командующий адмирал Томас Мэтьюз , чьи плохие отношения со своим подчиненным Ричардом Лестоком повлияли на ход сражения.

Непосредственной причиной войны за австрийское наследство стала смерть в 1740 году императора Карла VI , последнего мужчины Габсбурга . В результате его старшая дочь Мария Терезия стала наследницей монархии Габсбургов . [ б ] чьи законы исключали женщин из наследства. Прагматическая санкция 1713 года отменила это и позволила ей наследовать, но это было оспорено Карлом Альбертом Баварским , ближайшим наследником мужского пола. [ 6 ]

Хотя Дом Габсбургов был крупнейшим компонентом Священной Римской империи , его выдающееся положение оспаривалось такими соперниками, как Бавария , Саксония и Пруссия . С помощью Франции эти государства превратили династический спор в европейский конфликт, и в январе 1742 года Карл Баварский стал первым императором , не являвшимся Габсбургом, за почти 300 лет. Ему противостояли Мария Терезия и так называемые Прагматические союзники, в состав которых помимо Австрии входили Великобритания, Ганновер и Голландская республика . [ 7 ]

Хотя французские и британские войска сражались друг против друга в Деттингене в июне 1743 года, формально два королевства еще не находились в состоянии войны. Напротив, Испания и Великобритания вели войну за ухо Дженкинса с 1739 года, главным образом в Карибском бассейне , но также и в Средиземноморье, где в 1742 году испанская эскадра под командованием Хуана Хосе Наварро укрылась на французской военно-морской базе Тулон и была предотвращена. от ухода британского Средиземноморского флота под командованием адмирала Томаса Мэтьюза . По Фонтенблоскому договору 1743 года Людовик XV из Франции и его дядя Филипп V из Испании согласились на совместное вторжение в Британию было собрано более 12 000 французских войск и транспортных средств , и к концу января 1744 года в Дюнкерке . [ 8 ]

В попытке отвлечь британские военно-морские ресурсы от маршрута вторжения, Наварро было приказано прорваться из Тулона и направиться к Атлантике при поддержке французского флота Леванта под командованием Клода Брюйера . Их оппонент, Томас Мэтьюз, вступил в Королевский флот в 1690 году и сделал солидную, хотя и не впечатляющую карьеру, прежде чем был назначен главнокомандующим Средиземноморья в 1742 году. У него были плохие отношения со своим заместителем Ричардом Лестоком , и этот факт признавали оба. офицеры, каждый из которых по отдельности просил переназначить Лестока, но Адмиралтейство проигнорировало эту просьбу . Напряжение между двумя мужчинами означало, что Мэтьюз не смог должным образом обсудить тактику со своим подчиненным перед битвой, что частично способствовало последующей путанице с приказами. [ 4 ]

Карта битвы

21 февраля 1744 года объединенный франко-испанский флот из двадцати семи линейных кораблей и трех фрегатов вышел в море, преследуемый Мэтьюзом. Британские корабли в целом были крупнее и более тяжеловооруженными, чем их противники, и в целом несли на 25% больше пушек. [ 9 ] Оба флота приняли традиционное построение авангарда , центра и тыла, с Наварро и испанскими кораблями впереди, за которыми следовали две французские эскадры. [ 10 ] С британской стороны Мэтьюз возглавлял фургон, Уильям Роули - в центре, а Лесток - в тылу. [ 11 ]

Слабый ветер затруднил маневрирование и заставил два флота рассредоточиться, но около 11:30 рано вечером 21 февраля флоты начали приближаться друг к другу и готовиться к битве, а Мэтьюз подал сигнал своим кораблям выстроиться в боевую линию . [ 12 ] С наступлением ночи линия все еще не была сформирована должным образом, что заставило Мэтьюса поднять сигнал о приближении (остановиться, повернувшись против ветра), намереваясь, чтобы его корабли первыми завершили формирование линии. [ 12 ] Авангард и центральная эскадрилья так и сделали, но Лесток, командующий тылом, подчинился приказу немедленно прийти в себя, не выстроившись в линию. [ 12 ]

К рассвету 23 февраля тыл британского флота был отделен от авангарда и центра на значительное расстояние. [ 12 ] Мэтьюз подал знак Лестоку увеличить парусность, не желая начинать атаку, поскольку его корабли все еще дезорганизованы, но медлительность Лестока в ответ привела к тому, что франко-испанские силы начали ускользать на юг. [ 12 ] Мэтьюз боялся, что они ускользнут от него и пройдут через Гибралтарский пролив, чтобы присоединиться к французским войскам, собранным в Бресте для запланированного вторжения в Британию . [ 12 ]

Зная, что его обязанностью было атаковать, Мэтьюз подал сигнал о вступлении в бой с противником на борту своего флагманского корабля HMS Namur и в час дня покинул линию, чтобы атаковать испанский тыл, в сопровождении капитана Джеймса Корнуолла на борту HMS Marlborough . [ 12 ] При этом сигнал к построению боевой линии остался летать. Два сигнала, полетевшие одновременно, создали путаницу. Ряд британских командиров, в том числе капитан Эдвард Хоук , последовали примеру Мэтьюза, но многие этого не сделали. [ 12 ] Другие его командиры были либо слишком неуверенны, либо, как в случае с Лестоком, не желали с ним сотрудничать. [ 13 ]

Британский боевой корабль HMS Anne Galley , горящий и тонущий недалеко от намеченной цели, испанского флагмана Real Felipe.

Имея сильное численное превосходство и не имея поддержки, Намюр и Мальборо сумели успешно вступить в бой со своими противниками на линии врага, но понесли значительный урон. [ 12 ] В тылу атакуемых кораблей следовали еще пять испанских кораблей, на некотором расстоянии из-за малой скорости идущего впереди: «Брилланте», «Сан-Фернандо», «Халькон», «Собербио» и «Санта-Исабель» . Между ними и передовыми кораблями британского тыла произошла перестрелка. Большинство кораблей Лестока в тылу во время боя оставались бездействующими. [ 14 ]

Основные действия развернулись вокруг «Реала Фелипе» , флагмана Наварро. «Мальборо» намеренно пересек испанскую линию, но получил настолько серьезные повреждения, что считалось, что он находится на грани затопления. «Геркулес » , находившийся за кормой « Реала Фелипе» , энергично отбивался от трех британских кораблей. «Константа » , идущая непосредственно перед флагманом, отразила атаку британского линейного корабля, который был тут же заменен еще двумя, с которыми она продолжала сражаться почти три часа. [ 14 ]

Французские корабли подошли в 5 часов, чтобы помочь испанцам, и некоторые британские командиры интерпретировали этот маневр как попытку удвоить британскую линию и окружить их. [ 12 ] Испанцы, все еще находившиеся в обороне, не смогли захватить беззащитный Мальборо , хотя и отбили Подер , который ранее сдался британцам. [ 12 ] Затем франко-испанский флот возобновил бегство на юго-запад, и только 23 февраля британцы смогли перегруппироваться и возобновить преследование. Они снова догнали флот противника, которому мешала буксировка поврежденных кораблей, а неманевренный «Подер» был брошен и затоплен французами. К этому времени британцы приблизились к вражескому флоту на расстояние нескольких миль, но Мэтьюз снова подал сигнал флоту подойти. На следующий день, 24 февраля, франко-испанский флот почти скрылся из виду, и Мэтьюз вернулся в Йер и отплыл оттуда в Порт-Маон , куда прибыл в начале марта. [ 12 ]

Последствия

[ редактировать ]
Военно-морские офицеры, присутствующие на военном трибунале 1746 года ; обратите внимание на толпу, собравшуюся для участия в слушаниях, что свидетельствует об уровне общественного интереса

Тактически битва была нерешительной, поскольку вскоре после этого вторжение в Британию было прекращено, но отход Мэтьюза на Менорку временно снял блокаду армии Галлиспана в Северной Италии, позволив им перейти в наступление. [ 15 ] Это также привело к взаимным обвинениям среди победителей; Филипп V из Испании присвоил Наварро Маркиза де ла Виктория , или «Маркиза Победы», титул, отражающий внутреннее мнение о том, что битва была успехом Испании, сведенным на нет плохими действиями французов. Он также настоял на отстранении де ла Брюйера от командования. Возникшее в результате неприязнь свело к минимуму будущее сотрудничество между испанским и французским военно-морским флотом: Наварро и его корабли были заблокированы в Картахене, Испания, до конца войны Роули, который сменил Мэтьюза на посту командующего в Средиземноморье. [ 5 ]

Франция объявила войну Великобритании и Ганноверу в марте, а затем в мае вторглась в Австрийские Нидерланды . [ 16 ] Это были серьезные последствия, предположительно возникшие в результате неспособности британского флота выиграть решающую битву против более слабого противника. [ с ] и парламент потребовал провести общественное расследование. На последующем военном трибунале семь капитанов, присутствовавших в бою, были оштрафованы за то, что не сделали «все возможное», чтобы вступить в бой с противником, как того требует Устав войны , еще двое были оправданы, а один умер до суда. [ д ] [ 18 ]

Мэтьюз также предстал перед военным трибуналом по обвинению в дезорганизованном вводе флота в бой и неспособности атаковать врага при благоприятных условиях. Хотя его личное мужество не подвергалось сомнению, он был признан виновным в невыполнении официальных «Боевых инструкций», которые требовали от него участия в « линии боя », и уволен из флота в июне 1747 года. Несмотря на игнорирование приказов своего командира. Лесток был оправдан, поскольку при этом он точно следовал букве инструкций и получил звание синего адмирала , хотя вскоре после этого, в декабре 1746 года, умер. [ 19 ]

Ричард Лесток , оправдание которого подверглось широкой критике и привело к изменениям в «Боевых инструкциях»

Приговоры были непопулярны среди общественности: современник заявил: «Нацию невозможно убедить... Лестока следует простить за то, что он не участвовал в боевых действиях, а Мэтьюза уволить за драку». [ 20 ] Его оправдание во многом было связано с его политическими связями. [ 4 ] и признав, что расследованию препятствовало политическое и гражданское вмешательство, в 1749 году парламент обновил Военный устав 1661 года , чтобы повысить автономию военно-морских судов. Он также внес поправки в раздел, который гласил:

Каждый капитан и все другие офицеры, моряки и солдаты каждого корабля «Фриготт» или военного судна, которые должны во время любого боя или сражения отступить или держаться в стороне или не вступать в бой и вступать в бой, и делать все возможное, чтобы под огнем убить и нанести вред врагу. Пират или мятежник, а также помощь и освобождение всех и каждого из кораблей Его Величества должны быть преданы суду за такое преступление, выражающееся в трусости или недовольстве, и подвергнуты смертной казни или другому наказанию, которого заслуживают обстоятельства преступления. и военный трибунал примет решение. [ 21 ]

Статья XII в версии 1749 года была изменена, чтобы предоставить суду гораздо меньше свободы действий в отношении наказания, формулировка, которая привела бы к казни адмирала Бинга в 1757 году . [ 22 ] Теперь оно читалось;

Каждое лицо на флоте, которое по причине трусости, халатности или недовольства, должно во время действия отступить, или отступить, или не вступить в бой или в бой, или не должно делать все возможное, чтобы захватить или уничтожить каждый корабль, который он должен его обязанностью будет вступать в бой, оказывать помощь и освобождать все и каждый из кораблей Его Величества или кораблей его союзников, которым его обязанностью будет оказывать помощь и освобождать каждое такое Лицо, совершившее такое преступление и осужденное по приговору военного трибунала, подлежит смерти. [ 23 ]

Боевой порядок

[ редактировать ]

Франко-испанский

[ редактировать ]
Франко-испанский флот [ 24 ]
Корабль Ставка Оружие Командир Примечания
К
Борей Третьесортный 64 Капитан Маркеу
Тулуза Четвертый сорт 60 Капитан Дартон
Тигре Четвертый сорт 50 Капитан Квик
Эол Третьесортный 64 «Капитан Шарль», Альберт дю Шесне [ фр ]
Альцион Четвертый сорт 56 Капитан Лансель
герцог Орлеанский Третьесортный 68 Капитан Дорнес
Надеяться Третьесортный 74 Капитан Д'Эрикур (прапорщик Гаваре)
Центр
Трезубец Третьесортный 64 Капитан Кайлус
Счастливый Четвертый сорт 60 Капитан Грамье
Везерлайт Четвертый сорт 60 Капитан Луи-Филипп де Риго, маркиз де Водрей
Твердый Третьесортный 64 Капитан Шатонеф
Алмаз Четвертый сорт 50 Капитан Клод Луи д'Эспиншаль, маркиз де Массиак
Ферма Третьесортный 70 Капитан Горг
Ужасный Третьесортный 74 Вице-адмирал Клод-Элизе де Курт де Лабрюйер
Капитан Жак-Пьер де Таффанель де ла Жонкьер, маркиз де ла Жонкьер
Святой Дух Третьесортный 68 Капитан Яд
Серьезный Третьесортный 64 Капитан Александр де Шейлюс [ фр ]
Задний
Восток Четвертый сорт 60 Капитан Хоакин Мануэль де Вильена и Гвадалфахара [ es ]
Америка Четвертый сорт 60 Капитан Анибал Петруччи
Нептун Четвертый сорт 60 Капитан Энрике Оливарес
Может Четвертый сорт 60 Капитан Родриго де Уррутиа и де ла Роса ( военнопленный ) В плену у англичан
Отбит и затоплен французами.
Постоянный Третьесортный 70 Капитан Агустин де Итурриага [ es ]   Сильно поврежден и взят на буксир
Настоящий Фелипе первоклассный 110 Адмирал Хуан Хосе Наварро
Капитан Николас Джеральдино
Сильно поврежден и взят на буксир
Геркулес Третьесортный 64 Капитан Косме Альварес
Яркий Четвертый сорт 60 Капитан Блас Клементе де Барреда-и-Кампусано
Ястреб Четвертый сорт 60 Капитан Хосе Рентерия
Сан-Фернандо Третьесортный 64 Капитан Николас де ла Роса, граф де Вега Флорида
превосходно Четвертый сорт 50 Капитан Хуан Вальдес
Святая Елизавета Третьесортный 80 Капитан Игнасио Даутвиль

4 фрегата [ 25 ]
4 пожарных корабля [ 25 ]

Британский

[ редактировать ]
Британский флот [ 24 ]
Корабль Ставка Оружие Командир Примечания
К
HMS Нассау Третьесортный 70 капитан Джеймс Ллойд
HMS Чичестер Третьесортный 80 Капитан Уильям Дилкс Дилкс предстал перед военным трибуналом и уволен, позже восстановлен
HMS Бойн Третьесортный 80 Капитан Роуленд Фрогмор Фрогмор умер до того, как предстал перед военным трибуналом [ 26 ]
HMS Барфлер Второсортный 90 Контр-адмирал Уильям Роули
Капитан Мейрик де Л'Англ
поврежден; 25 убитых, 20 раненых [ 27 ]
HMS Ранела Третьесортный 80 Капитан Генри Осборн
HMS Бервик Третьесортный 70 Капитан Эдвард Хоук 17 членов экипажа «Приза» попали в плен, когда французы отбили Подер [ 28 ]
HMS Замок Стерлинг Третьесортный 70 Капитан Томас Купер
HMS Бедфорд Третьесортный 70 Капитан Хон. Джордж Таунсенд
HMS Февершем Пятисортный 40 Капитан Джон Уоткинс
HMS Винчелси Шестой класс 20 Капитан Уильям Марш
Центр
HMS Дракон Четвертый сорт 60 Капитан Чарльз Уотсон
HMS Роял Оук Третьесортный 70 Капитан Эдмунд Уильямс Уильямс предстал перед военным трибуналом и уволен
HMS Принцесса Третьесортный 70 капитан Роберт Петт поврежден; 8 убитых, 20 раненых [ 29 ]
HMS Сомерсет Третьесортный 80 капитан Джордж Слейтер
HMS Норфолк Третьесортный 80 Капитан Хон. Джон Форбс поврежден; 12 убитых, 25 раненых [ 29 ]
HMS Мальборо Второсортный 90 Капитан Джеймс Корнуолл   Сильно поврежден; 53 убитых, 138 раненых [ 29 ]
HMS Дорсетшир Третьесортный 80 Капитан Джордж Берриш Берриш предстал перед военным трибуналом и уволен
HMS Эссекс Третьесортный 70 Капитан Ричард Норрис Норрис предстал перед военным трибуналом и уволен
HMS Руперт Третьесортный 60 Капитан Джон Эмброуз Эмброуз предстал перед военным трибуналом и дисквалифицирован на год
HMS Namur ( Флагман ) Второсортный 90 Адмирал Томас Мэтьюз
Капитан Джон Рассел
поврежден; 8 убитых, 20 раненых [ 26 ]
HMS Dursley Galley Шестой класс 20 Капитан Джайлс Ванбру
HMS Энн Галлей [ 30 ] Пожарный корабль 8 Командир Джеймс Маки Взорвался, 25 убитых [ 29 ]
HMS Сазерленд Корабль-госпиталь 18 Лейтенант Лорд Колвилл
Задний
HMS Солсбери Четвертый сорт 50 Капитан Питер Осборн
HMS Ромни Четвертый сорт 50 Капитан Генри, храни Бог
HMS Дюнкерк Третьесортный 60 Капитан Чарльз Вейджер Первис
HMS Swiftsure Третьесортный 70 Капитан Джордж Беркли
HMS Кембридж Третьесортный 80 Капитан Чарльз Драммонд
HMS Нептун Второсортный 90 Вице-адмирал Ричард Лесток
Капитан Джордж Степни
HMS Торбей Третьесортный 80 Капитан Джон Гаскойн
HMS Рассел Третьесортный 80 Капитан Роберт Лонг
HMS Букингем Третьесортный 70 капитан Джон Тоури
HMS Элизабет Третьесортный 70 Капитан Джошуа Линген
HMS Кингстон Третьесортный 60 капитан Джон Ловатт
HMS Оксфорд Четвертый сорт 50 Капитан Гарри Паулетт
HMS Warwick Третьесортный 60 Капитан Темпл Вест
HMS Меркурий Пожарный корабль 8 Командир Мозес Пидл

Примечания

[ редактировать ]
  1. Даты битвы: 21–22 февраля 1744 года (новый стиль (NS)) согласно григорианскому календарю , который тогда использовался Францией и Испанией. Британцы все еще использовали юлианский календарь , который давал даты 10–11 февраля 1744 года ( OS ).
  2. ^ Часто называемый «Австрией», сюда входили Австрия , Венгрия , Хорватия , Богемия , Австрийские Нидерланды и Парма.
  3. Современные историки утверждают, что эти действия были согласованы в октябре 1743 года и на них не повлиял Тулон. [ 17 ]
  4. ^ Это были; (1) Джордж Берриш; HMS Dorsetshire (2) Джон Амброуз; HMS Rupert (3) Эдмунд Уильямс; HMS Royal Oak (4) Ричард Норрис; HMS Essex (5) Томас Купер; HMS Stirling Castle (позже восстановлен) (6) Джеймс Ллойд; HMS Nassau (7) Уильям Дилкс; HMS Чичестер
  1. ^ Уилсон и Калло 2004 , с. 268.
  2. ^ Jump up to: а б Аллен 1842 , стр. 327, 329.
  3. ^ Тупой 2009 , с. 52.
  4. ^ Jump up to: а б с Боуг 2004 .
  5. ^ Jump up to: а б Андерсон 1995 , стр. 138–139.
  6. ^ Андерсон 1995 , с. 3.
  7. ^ Блэк 1999 , с. 82.
  8. ^ Хардинг 2013 , с. 171.
  9. ^ Аллен 1842 , с. 325.
  10. ^ Аллен 1842 , с. 324.
  11. ^ Аллен 1842 , стр. 323–324.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Мэтьюз, Томас (1676–1751)». Словарь национальной биографии . Том. 37. с. 45.
  13. ^ Леки, Уильям Эдвард Хартпол (1892). История Англии в восемнадцатом веке . Лондон: Лонгманс, Грин. п. 19.
  14. ^ Jump up to: а б Мартинес-Вальверде, Карлос (6 октября 2005 г.). «Битва при мысе Сисье (Тулон), 1744 год» . Все в порт (на испанском языке) . Проверено 1 ноября 2022 г.
  15. ^ Тупой 2009 , с. 54.
  16. ^ Линдси 1957 , с. 430.
  17. ^ Андерсон 1995 , стр. 130–132.
  18. ^ Битсон 1788 , стр. 329–330.
  19. ^ Брюс 1998 , с. 224.
  20. ^ Херви 2018 , с. 270.
  21. ^ «Карл II, 1661: Закон об установлении статей и приказов для регулирования и лучшего управления военными кораблями и морскими силами Его Величества». , Статуты королевства: том 5: 1628–80 (1819), стр. 311–314. Дата обращения: 8 июня 2010 г.
  22. ^ Ware 2009 , стр. 151–153.
  23. ^ «Защита адмирала Бинга, представленная им и зачитанная в суде 18 января 1757 года... Содержит очень конкретный отчет о действиях 20 мая 1756 года у мыса Мола...» Джон Бинг , 1757, стр. 10–11.
  24. ^ Jump up to: а б Сражения британского флота Джозефа Аллена, Том. я, с. 150. и Шомберг И. Военно-морская хронология. Приложение. 36, Лондон, 1802 г.
  25. ^ Jump up to: а б Шомберг И. Военно-морская хронология. Приложение. 36, Лондон, 1802 г.
  26. ^ Jump up to: а б Аллен 1842 , с. 327.
  27. ^ Аллен 1842 , с. 331.
  28. ^ Аллен 1842 , с. 330.
  29. ^ Jump up to: а б с д Аллен 1842 , с. 329.
  30. ^ Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота Дж. Колледж, Бен Варлоу, с. 17

Источники

[ редактировать ]
  • Аллен, Джозеф (1842). «Адмиралы Мэтьюз и Лесток» . Журнал United Service .
  • Андерсон, М.С. (1995). Война за австрийское наследство 1740–1748 гг . Лонгман. ISBN  978-0582059511 .
  • Боуг, Дэниел (2004). «Мэтьюз, Томас (1676–1751)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/18332 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  • Битсон, Роберт (1788). Политический указатель по истории Великобритании и Ирландии . Джей Джей Робинсон.
  • Блэк, Джереми (1998). Британия как военная держава 1688–1815 гг . УКЛ Пресс. ISBN  978-0-203-17355-8 .
  • Блэк, Джереми (1999). От Людовика XIV до Наполеона: судьба великой державы . Рутледж. ISBN  978-1857289343 .
  • Браунинг, Рид (1995). Война за австрийское наследство . Грифон. ISBN  978-0312125615 .
  • Брюс, Энтони (1998). Энциклопедия военно-морской истории . Дирборн Пресс. ISBN  978-1579581091 .
  • Тупой, Джонатан Р. (2009). Эпоха линейного корабля: британский и французский флот, 1650–1815 гг. (Исследования в области войны, общества и армии) . Издательство Университета Небраски. ISBN  978-0803219304 .
  • Хардинг, Ричард (2013). Возникновение глобального военно-морского превосходства Великобритании: война 1739–1748 годов . Бойделл Пресс. ISBN  978-1843838234 .
  • Линдси, Дж. О., изд. (1957). Новая Кембриджская современная история, Том VII; Старый режим 1713–63 . ЧАШКА. ISBN  0-521-04545-2 .
  • Хаттендорф, Джон : Военно-морская политика и стратегия в Средиземноморье: прошлое, настоящее и будущее. Тейлор и Фрэнсис, 2000 г., ISBN   0-7146-8054-0
  • Херви, Фредерик (2018) [1779]. Военно-морская, коммерческая и всеобщая история Великобритании, Том IV . Креативные СМИ. ISBN  978-1385772720 .
  • Клоуз, В. Лэрд. Королевский флот: история с древнейших времен до наших дней , Том III. Лондон: С. Лоу, Марстон и компания (1897).
  • О'Доннелл, герцог Эстрада и граф Лусена, Гюго (2004). Первый маркиз Ла Виктория, замалчиваемый персонаж реформы военно-морского флота восемнадцатого века (на испанском языке). Королевская академия истории. ISBN  84-96849-08-2 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Уэр, Крис (2009). Адмирал Бинг: его восхождение и казнь . Перо и меч Морской. ISBN  978-1-84415-781-5 .
  • Уилсон, Аластер; Калло, Джозеф Ф. (2004). Кто есть кто в истории военно-морского флота с 1550 года по настоящее время . Рутледж. ISBN  978-0415308281 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Браунинг, Рид. Война за австрийское наследство . Алан Саттон, 1994 год.
  • Роджер НАМ Командование океаном: военно-морская история Великобритании, 1649–1815 гг . Книги Пингвина, 2006.
  • Роскилл, Стивен Вентворт: HMS Warspit: история знаменитого линкора . Коллинз, 1957 год.
  • Уолдегрейв Хед, Фредерик: Павшие Стюарты . Выпуск 12 Кембриджских исторических очерков. Эссе о премии принца-консорта. Издательство Кембриджского университета, 1901 год.
  • Уайт, Генри: История Великобритании и Ирландии . Оксфордский университет, 1868 год.
  • Уильямс Дамер Пауэр, Джон: Бристольские каперы и военные корабли . Дж. В. Эрроусмит Лтд., 1930 г.
  • Гарнер Томас, Питер: Политика в Уэльсе восемнадцатого века . Издательство Уэльского университета, 1998. ISBN   0-7083-1444-9
  • Крофтс, Сесил Х.: Британия на море и за его пределами - справочник по карте мира Лиги военно-морских сил . Читай книги, 2008. ISBN   1-4437-6614-3
  • Уиллис, Сэм: Морские бои в восемнадцатом веке: искусство парусной войны . Бойделл Пресс, 2008. ISBN   1-84383-367-0
[ редактировать ]

42 ° 46'45 "N 5 ° 41'27" E  /  42,77917 ° N 5,69083 ° E  / 42,77917; 5,69083

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3ca2753d350e3f07a7896b46414298dd__1720961760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/dd/3ca2753d350e3f07a7896b46414298dd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Toulon (1744) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)