Битва при Тулоне (1744 г.)
Битва при Тулоне | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть войны за австрийское наследство | |||||||
![]() Испанская иллюстрация битвы, Военно-морской музей Мадрида. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
27 линейных кораблей 3 фрегата 3 меньших военных корабля |
30 линейных кораблей 3 фрегата 6 меньших военных кораблей | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
149 убитых, 467 раненых 3 корабля повреждены, 1 затоплен. |
133 убитых, 223 раненых, 17 взятых в плен. [ 2 ] 5 кораблей повреждены, 1 брандер потоплен. [ 2 ] |
Битва при Тулоне , также известная как битва у мыса Сисье , произошла 21 и 22 февраля 1744 года. [ а ] недалеко от французского средиземноморского порта Тулон . Хотя Франция еще не воевала с Соединенным Королевством Великобритании , корабли ее Левантийского флота вышли на поддержку испанского флота, который пытался прорвать двухлетнюю британскую военно-морскую блокаду .
Первоначальное сражение 21 февраля было в значительной степени нерешительным, и британцы продолжали преследование до полудня 22 февраля, прежде чем их командующий адмирал Томас Мэтьюз прекратил преследование. Поскольку несколько его кораблей нуждались в ремонте, он отступил на Менорку , что означало, что британский королевский флот временно потерял контроль над водами вокруг Италии и позволил испанцам перейти в наступление на Савойю . [ 3 ]
В своем отчете Мэтьюз обвинил в неудаче своего подчиненного Ричарда Лестока , и этот вопрос горячо обсуждался в парламенте . На последующем военном трибунале Мэтьюз был привлечен к ответственности и уволен из военно-морского флота в июне 1747 года, а политические связи Лестока означали, что с него были сняты все обвинения. [ 4 ] Еще семь капитанов были отстранены от командования за неспособность вступить в бой с противником, а расследование привело к изменениям, которые потребовали от отдельных капитанов быть гораздо более агрессивными.
Франция объявила войну Великобритании вскоре после битвы, но это привело к взаимным обвинениям со стороны испанцев, которые понесли большую часть потерь и жаловались на отсутствие поддержки со стороны французского флота во время битвы. Французский адмирал Клод Брюйер был отстранен от командования, а возникшее недовольство ограничило дальнейшее сотрудничество между двумя сторонами. [ 5 ] Испанский командующий Хуан Хосе Наварро и его корабли провели остаток войны в блокаде Картахены, Испания, преемником Мэтьюза Уильямом Роули .
Фон
[ редактировать ]
Непосредственной причиной войны за австрийское наследство стала смерть в 1740 году императора Карла VI , последнего мужчины Габсбурга . В результате его старшая дочь Мария Терезия стала наследницей монархии Габсбургов . [ б ] чьи законы исключали женщин из наследства. Прагматическая санкция 1713 года отменила это и позволила ей наследовать, но это было оспорено Карлом Альбертом Баварским , ближайшим наследником мужского пола. [ 6 ]
Хотя Дом Габсбургов был крупнейшим компонентом Священной Римской империи , его выдающееся положение оспаривалось такими соперниками, как Бавария , Саксония и Пруссия . С помощью Франции эти государства превратили династический спор в европейский конфликт, и в январе 1742 года Карл Баварский стал первым императором , не являвшимся Габсбургом, за почти 300 лет. Ему противостояли Мария Терезия и так называемые Прагматические союзники, в состав которых помимо Австрии входили Великобритания, Ганновер и Голландская республика . [ 7 ]
Хотя французские и британские войска сражались друг против друга в Деттингене в июне 1743 года, формально два королевства еще не находились в состоянии войны. Напротив, Испания и Великобритания вели войну за ухо Дженкинса с 1739 года, главным образом в Карибском бассейне , но также и в Средиземноморье, где в 1742 году испанская эскадра под командованием Хуана Хосе Наварро укрылась на французской военно-морской базе Тулон и была предотвращена. от ухода британского Средиземноморского флота под командованием адмирала Томаса Мэтьюза . По Фонтенблоскому договору 1743 года Людовик XV из Франции и его дядя Филипп V из Испании согласились на совместное вторжение в Британию было собрано более 12 000 французских войск и транспортных средств , и к концу января 1744 года в Дюнкерке . [ 8 ]
В попытке отвлечь британские военно-морские ресурсы от маршрута вторжения, Наварро было приказано прорваться из Тулона и направиться к Атлантике при поддержке французского флота Леванта под командованием Клода Брюйера . Их оппонент, Томас Мэтьюз, вступил в Королевский флот в 1690 году и сделал солидную, хотя и не впечатляющую карьеру, прежде чем был назначен главнокомандующим Средиземноморья в 1742 году. У него были плохие отношения со своим заместителем Ричардом Лестоком , и этот факт признавали оба. офицеры, каждый из которых по отдельности просил переназначить Лестока, но Адмиралтейство проигнорировало эту просьбу . Напряжение между двумя мужчинами означало, что Мэтьюз не смог должным образом обсудить тактику со своим подчиненным перед битвой, что частично способствовало последующей путанице с приказами. [ 4 ]
Боевой
[ редактировать ]
21 февраля 1744 года объединенный франко-испанский флот из двадцати семи линейных кораблей и трех фрегатов вышел в море, преследуемый Мэтьюзом. Британские корабли в целом были крупнее и более тяжеловооруженными, чем их противники, и в целом несли на 25% больше пушек. [ 9 ] Оба флота приняли традиционное построение авангарда , центра и тыла, с Наварро и испанскими кораблями впереди, за которыми следовали две французские эскадры. [ 10 ] С британской стороны Мэтьюз возглавлял фургон, Уильям Роули - в центре, а Лесток - в тылу. [ 11 ]
Слабый ветер затруднил маневрирование и заставил два флота рассредоточиться, но около 11:30 рано вечером 21 февраля флоты начали приближаться друг к другу и готовиться к битве, а Мэтьюз подал сигнал своим кораблям выстроиться в боевую линию . [ 12 ] С наступлением ночи линия все еще не была сформирована должным образом, что заставило Мэтьюса поднять сигнал о приближении (остановиться, повернувшись против ветра), намереваясь, чтобы его корабли первыми завершили формирование линии. [ 12 ] Авангард и центральная эскадрилья так и сделали, но Лесток, командующий тылом, подчинился приказу немедленно прийти в себя, не выстроившись в линию. [ 12 ]
К рассвету 23 февраля тыл британского флота был отделен от авангарда и центра на значительное расстояние. [ 12 ] Мэтьюз подал знак Лестоку увеличить парусность, не желая начинать атаку, поскольку его корабли все еще дезорганизованы, но медлительность Лестока в ответ привела к тому, что франко-испанские силы начали ускользать на юг. [ 12 ] Мэтьюз боялся, что они ускользнут от него и пройдут через Гибралтарский пролив, чтобы присоединиться к французским войскам, собранным в Бресте для запланированного вторжения в Британию . [ 12 ]
Зная, что его обязанностью было атаковать, Мэтьюз подал сигнал о вступлении в бой с противником на борту своего флагманского корабля HMS Namur и в час дня покинул линию, чтобы атаковать испанский тыл, в сопровождении капитана Джеймса Корнуолла на борту HMS Marlborough . [ 12 ] При этом сигнал к построению боевой линии остался летать. Два сигнала, полетевшие одновременно, создали путаницу. Ряд британских командиров, в том числе капитан Эдвард Хоук , последовали примеру Мэтьюза, но многие этого не сделали. [ 12 ] Другие его командиры были либо слишком неуверенны, либо, как в случае с Лестоком, не желали с ним сотрудничать. [ 13 ]

Имея сильное численное превосходство и не имея поддержки, Намюр и Мальборо сумели успешно вступить в бой со своими противниками на линии врага, но понесли значительный урон. [ 12 ] В тылу атакуемых кораблей следовали еще пять испанских кораблей, на некотором расстоянии из-за малой скорости идущего впереди: «Брилланте», «Сан-Фернандо», «Халькон», «Собербио» и «Санта-Исабель» . Между ними и передовыми кораблями британского тыла произошла перестрелка. Большинство кораблей Лестока в тылу во время боя оставались бездействующими. [ 14 ]
Основные действия развернулись вокруг «Реала Фелипе» , флагмана Наварро. «Мальборо» намеренно пересек испанскую линию, но получил настолько серьезные повреждения, что считалось, что он находится на грани затопления. «Геркулес » , находившийся за кормой « Реала Фелипе» , энергично отбивался от трех британских кораблей. «Константа » , идущая непосредственно перед флагманом, отразила атаку британского линейного корабля, который был тут же заменен еще двумя, с которыми она продолжала сражаться почти три часа. [ 14 ]
Французские корабли подошли в 5 часов, чтобы помочь испанцам, и некоторые британские командиры интерпретировали этот маневр как попытку удвоить британскую линию и окружить их. [ 12 ] Испанцы, все еще находившиеся в обороне, не смогли захватить беззащитный Мальборо , хотя и отбили Подер , который ранее сдался британцам. [ 12 ] Затем франко-испанский флот возобновил бегство на юго-запад, и только 23 февраля британцы смогли перегруппироваться и возобновить преследование. Они снова догнали флот противника, которому мешала буксировка поврежденных кораблей, а неманевренный «Подер» был брошен и затоплен французами. К этому времени британцы приблизились к вражескому флоту на расстояние нескольких миль, но Мэтьюз снова подал сигнал флоту подойти. На следующий день, 24 февраля, франко-испанский флот почти скрылся из виду, и Мэтьюз вернулся в Йер и отплыл оттуда в Порт-Маон , куда прибыл в начале марта. [ 12 ]
Последствия
[ редактировать ]
Тактически битва была нерешительной, поскольку вскоре после этого вторжение в Британию было прекращено, но отход Мэтьюза на Менорку временно снял блокаду армии Галлиспана в Северной Италии, позволив им перейти в наступление. [ 15 ] Это также привело к взаимным обвинениям среди победителей; Филипп V из Испании присвоил Наварро Маркиза де ла Виктория , или «Маркиза Победы», титул, отражающий внутреннее мнение о том, что битва была успехом Испании, сведенным на нет плохими действиями французов. Он также настоял на отстранении де ла Брюйера от командования. Возникшее в результате неприязнь свело к минимуму будущее сотрудничество между испанским и французским военно-морским флотом: Наварро и его корабли были заблокированы в Картахене, Испания, до конца войны Роули, который сменил Мэтьюза на посту командующего в Средиземноморье. [ 5 ]
Франция объявила войну Великобритании и Ганноверу в марте, а затем в мае вторглась в Австрийские Нидерланды . [ 16 ] Это были серьезные последствия, предположительно возникшие в результате неспособности британского флота выиграть решающую битву против более слабого противника. [ с ] и парламент потребовал провести общественное расследование. На последующем военном трибунале семь капитанов, присутствовавших в бою, были оштрафованы за то, что не сделали «все возможное», чтобы вступить в бой с противником, как того требует Устав войны , еще двое были оправданы, а один умер до суда. [ д ] [ 18 ]
Мэтьюз также предстал перед военным трибуналом по обвинению в дезорганизованном вводе флота в бой и неспособности атаковать врага при благоприятных условиях. Хотя его личное мужество не подвергалось сомнению, он был признан виновным в невыполнении официальных «Боевых инструкций», которые требовали от него участия в « линии боя », и уволен из флота в июне 1747 года. Несмотря на игнорирование приказов своего командира. Лесток был оправдан, поскольку при этом он точно следовал букве инструкций и получил звание синего адмирала , хотя вскоре после этого, в декабре 1746 года, умер. [ 19 ]

Приговоры были непопулярны среди общественности: современник заявил: «Нацию невозможно убедить... Лестока следует простить за то, что он не участвовал в боевых действиях, а Мэтьюза уволить за драку». [ 20 ] Его оправдание во многом было связано с его политическими связями. [ 4 ] и признав, что расследованию препятствовало политическое и гражданское вмешательство, в 1749 году парламент обновил Военный устав 1661 года , чтобы повысить автономию военно-морских судов. Он также внес поправки в раздел, который гласил:
Каждый капитан и все другие офицеры, моряки и солдаты каждого корабля «Фриготт» или военного судна, которые должны во время любого боя или сражения отступить или держаться в стороне или не вступать в бой и вступать в бой, и делать все возможное, чтобы под огнем убить и нанести вред врагу. Пират или мятежник, а также помощь и освобождение всех и каждого из кораблей Его Величества должны быть преданы суду за такое преступление, выражающееся в трусости или недовольстве, и подвергнуты смертной казни или другому наказанию, которого заслуживают обстоятельства преступления. и военный трибунал примет решение. [ 21 ]
Статья XII в версии 1749 года была изменена, чтобы предоставить суду гораздо меньше свободы действий в отношении наказания, формулировка, которая привела бы к казни адмирала Бинга в 1757 году . [ 22 ] Теперь оно читалось;
Каждое лицо на флоте, которое по причине трусости, халатности или недовольства, должно во время действия отступить, или отступить, или не вступить в бой или в бой, или не должно делать все возможное, чтобы захватить или уничтожить каждый корабль, который он должен его обязанностью будет вступать в бой, оказывать помощь и освобождать все и каждый из кораблей Его Величества или кораблей его союзников, которым его обязанностью будет оказывать помощь и освобождать каждое такое Лицо, совершившее такое преступление и осужденное по приговору военного трибунала, подлежит смерти. [ 23 ]
Боевой порядок
[ редактировать ]Франко-испанский
[ редактировать ]Франко-испанский флот [ 24 ] | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Корабль | Ставка | Оружие | Командир | Примечания | |||
К | |||||||
Борей | Третьесортный | 64 | Капитан Маркеу | ||||
Тулуза | Четвертый сорт | 60 | Капитан Дартон | ||||
Тигре | Четвертый сорт | 50 | Капитан Квик | ||||
Эол | Третьесортный | 64 | «Капитан Шарль», Альберт дю Шесне | ||||
Альцион | Четвертый сорт | 56 | Капитан Лансель | ||||
герцог Орлеанский | Третьесортный | 68 | Капитан Дорнес | ||||
Надеяться | Третьесортный | 74 | Капитан Д'Эрикур (прапорщик Гаваре) | ||||
Центр | |||||||
Трезубец | Третьесортный | 64 | Капитан Кайлус | ||||
Счастливый | Четвертый сорт | 60 | Капитан Грамье | ||||
Везерлайт | Четвертый сорт | 60 | Капитан Луи-Филипп де Риго, маркиз де Водрей | ||||
Твердый | Третьесортный | 64 | Капитан Шатонеф | ||||
Алмаз | Четвертый сорт | 50 | Капитан Клод Луи д'Эспиншаль, маркиз де Массиак | ||||
Ферма | Третьесортный | 70 | Капитан Горг | ||||
Ужасный | Третьесортный | 74 | Вице-адмирал Клод-Элизе де Курт де Лабрюйер Капитан Жак-Пьер де Таффанель де ла Жонкьер, маркиз де ла Жонкьер |
||||
Святой Дух | Третьесортный | 68 | Капитан Яд | ||||
Серьезный | Третьесортный | 64 | Капитан Александр де Шейлюс | ||||
Задний | |||||||
Восток | Четвертый сорт | 60 | Капитан Хоакин Мануэль де Вильена и Гвадалфахара | ||||
Америка | Четвертый сорт | 60 | Капитан Анибал Петруччи | ||||
Нептун | Четвертый сорт | 60 | Капитан Энрике Оливарес † | ||||
Может | Четвертый сорт | 60 | Капитан Родриго де Уррутиа и де ла Роса ( военнопленный ) | В плену у англичан Отбит и затоплен французами. | |||
Постоянный | Третьесортный | 70 | Капитан Агустин де Итурриага † | Сильно поврежден и взят на буксир | |||
Настоящий Фелипе | первоклассный | 110 | Адмирал Хуан Хосе Наварро Капитан Николас Джеральдино † |
Сильно поврежден и взят на буксир | |||
Геркулес | Третьесортный | 64 | Капитан Косме Альварес | ||||
Яркий | Четвертый сорт | 60 | Капитан Блас Клементе де Барреда-и-Кампусано | ||||
Ястреб | Четвертый сорт | 60 | Капитан Хосе Рентерия | ||||
Сан-Фернандо | Третьесортный | 64 | Капитан Николас де ла Роса, граф де Вега Флорида | ||||
превосходно | Четвертый сорт | 50 | Капитан Хуан Вальдес | ||||
Святая Елизавета | Третьесортный | 80 | Капитан Игнасио Даутвиль |
4 фрегата [ 25 ]
4 пожарных корабля [ 25 ]
Британский
[ редактировать ]Британский флот [ 24 ] | ||||
---|---|---|---|---|
Корабль | Ставка | Оружие | Командир | Примечания |
К | ||||
HMS Нассау | Третьесортный | 70 | капитан Джеймс Ллойд | |
HMS Чичестер | Третьесортный | 80 | Капитан Уильям Дилкс | Дилкс предстал перед военным трибуналом и уволен, позже восстановлен |
HMS Бойн | Третьесортный | 80 | Капитан Роуленд Фрогмор | Фрогмор умер до того, как предстал перед военным трибуналом [ 26 ] |
HMS Барфлер | Второсортный | 90 | Контр-адмирал Уильям Роули Капитан Мейрик де Л'Англ |
поврежден; 25 убитых, 20 раненых [ 27 ] |
HMS Ранела | Третьесортный | 80 | Капитан Генри Осборн | |
HMS Бервик | Третьесортный | 70 | Капитан Эдвард Хоук | 17 членов экипажа «Приза» попали в плен, когда французы отбили Подер [ 28 ] |
HMS Замок Стерлинг | Третьесортный | 70 | Капитан Томас Купер | |
HMS Бедфорд | Третьесортный | 70 | Капитан Хон. Джордж Таунсенд | |
HMS Февершем | Пятисортный | 40 | Капитан Джон Уоткинс | |
HMS Винчелси | Шестой класс | 20 | Капитан Уильям Марш | |
Центр | ||||
HMS Дракон | Четвертый сорт | 60 | Капитан Чарльз Уотсон | |
HMS Роял Оук | Третьесортный | 70 | Капитан Эдмунд Уильямс | Уильямс предстал перед военным трибуналом и уволен |
HMS Принцесса | Третьесортный | 70 | капитан Роберт Петт | поврежден; 8 убитых, 20 раненых [ 29 ] |
HMS Сомерсет | Третьесортный | 80 | капитан Джордж Слейтер | |
HMS Норфолк | Третьесортный | 80 | Капитан Хон. Джон Форбс | поврежден; 12 убитых, 25 раненых [ 29 ] |
HMS Мальборо | Второсортный | 90 | Капитан Джеймс Корнуолл † | Сильно поврежден; 53 убитых, 138 раненых [ 29 ] |
HMS Дорсетшир | Третьесортный | 80 | Капитан Джордж Берриш | Берриш предстал перед военным трибуналом и уволен |
HMS Эссекс | Третьесортный | 70 | Капитан Ричард Норрис | Норрис предстал перед военным трибуналом и уволен |
HMS Руперт | Третьесортный | 60 | Капитан Джон Эмброуз | Эмброуз предстал перед военным трибуналом и дисквалифицирован на год |
HMS Namur ( Флагман ) | Второсортный | 90 | Адмирал Томас Мэтьюз Капитан Джон Рассел † |
поврежден; 8 убитых, 20 раненых [ 26 ] |
HMS Dursley Galley | Шестой класс | 20 | Капитан Джайлс Ванбру | |
HMS Энн Галлей [ 30 ] | Пожарный корабль | 8 | Командир Джеймс Маки † | Взорвался, 25 убитых [ 29 ] |
HMS Сазерленд | Корабль-госпиталь | 18 | Лейтенант Лорд Колвилл | |
Задний | ||||
HMS Солсбери | Четвертый сорт | 50 | Капитан Питер Осборн | |
HMS Ромни | Четвертый сорт | 50 | Капитан Генри, храни Бог | |
HMS Дюнкерк | Третьесортный | 60 | Капитан Чарльз Вейджер Первис | |
HMS Swiftsure | Третьесортный | 70 | Капитан Джордж Беркли | |
HMS Кембридж | Третьесортный | 80 | Капитан Чарльз Драммонд | |
HMS Нептун | Второсортный | 90 | Вице-адмирал Ричард Лесток Капитан Джордж Степни |
|
HMS Торбей | Третьесортный | 80 | Капитан Джон Гаскойн | |
HMS Рассел | Третьесортный | 80 | Капитан Роберт Лонг | |
HMS Букингем | Третьесортный | 70 | капитан Джон Тоури | |
HMS Элизабет | Третьесортный | 70 | Капитан Джошуа Линген | |
HMS Кингстон | Третьесортный | 60 | капитан Джон Ловатт | |
HMS Оксфорд | Четвертый сорт | 50 | Капитан Гарри Паулетт | |
HMS Warwick | Третьесортный | 60 | Капитан Темпл Вест | |
HMS Меркурий | Пожарный корабль | 8 | Командир Мозес Пидл |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Даты битвы: 21–22 февраля 1744 года (новый стиль (NS)) согласно григорианскому календарю , который тогда использовался Францией и Испанией. Британцы все еще использовали юлианский календарь , который давал даты 10–11 февраля 1744 года ( OS ).
- ^ Часто называемый «Австрией», сюда входили Австрия , Венгрия , Хорватия , Богемия , Австрийские Нидерланды и Парма.
- ↑ Современные историки утверждают, что эти действия были согласованы в октябре 1743 года и на них не повлиял Тулон. [ 17 ]
- ^ Это были; (1) Джордж Берриш; HMS Dorsetshire (2) Джон Амброуз; HMS Rupert (3) Эдмунд Уильямс; HMS Royal Oak (4) Ричард Норрис; HMS Essex (5) Томас Купер; HMS Stirling Castle (позже восстановлен) (6) Джеймс Ллойд; HMS Nassau (7) Уильям Дилкс; HMS Чичестер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уилсон и Калло 2004 , с. 268.
- ^ Jump up to: а б Аллен 1842 , стр. 327, 329.
- ^ Тупой 2009 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с Боуг 2004 .
- ^ Jump up to: а б Андерсон 1995 , стр. 138–139.
- ^ Андерсон 1995 , с. 3.
- ^ Блэк 1999 , с. 82.
- ^ Хардинг 2013 , с. 171.
- ^ Аллен 1842 , с. 325.
- ^ Аллен 1842 , с. 324.
- ^ Аллен 1842 , стр. 323–324.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Мэтьюз, Томас (1676–1751)». Словарь национальной биографии . Том. 37. с. 45.
- ^ Леки, Уильям Эдвард Хартпол (1892). История Англии в восемнадцатом веке . Лондон: Лонгманс, Грин. п. 19.
- ^ Jump up to: а б Мартинес-Вальверде, Карлос (6 октября 2005 г.). «Битва при мысе Сисье (Тулон), 1744 год» . Все в порт (на испанском языке) . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ Тупой 2009 , с. 54.
- ^ Линдси 1957 , с. 430.
- ^ Андерсон 1995 , стр. 130–132.
- ^ Битсон 1788 , стр. 329–330.
- ^ Брюс 1998 , с. 224.
- ^ Херви 2018 , с. 270.
- ^ «Карл II, 1661: Закон об установлении статей и приказов для регулирования и лучшего управления военными кораблями и морскими силами Его Величества». , Статуты королевства: том 5: 1628–80 (1819), стр. 311–314. Дата обращения: 8 июня 2010 г.
- ^ Ware 2009 , стр. 151–153.
- ^ «Защита адмирала Бинга, представленная им и зачитанная в суде 18 января 1757 года... Содержит очень конкретный отчет о действиях 20 мая 1756 года у мыса Мола...» Джон Бинг , 1757, стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б Сражения британского флота Джозефа Аллена, Том. я, с. 150. и Шомберг И. Военно-морская хронология. Приложение. 36, Лондон, 1802 г.
- ^ Jump up to: а б Шомберг И. Военно-морская хронология. Приложение. 36, Лондон, 1802 г.
- ^ Jump up to: а б Аллен 1842 , с. 327.
- ^ Аллен 1842 , с. 331.
- ^ Аллен 1842 , с. 330.
- ^ Jump up to: а б с д Аллен 1842 , с. 329.
- ^ Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота Дж. Колледж, Бен Варлоу, с. 17
Источники
[ редактировать ]- Аллен, Джозеф (1842). «Адмиралы Мэтьюз и Лесток» . Журнал United Service .
- Андерсон, М.С. (1995). Война за австрийское наследство 1740–1748 гг . Лонгман. ISBN 978-0582059511 .
- Боуг, Дэниел (2004). «Мэтьюз, Томас (1676–1751)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/18332 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Битсон, Роберт (1788). Политический указатель по истории Великобритании и Ирландии . Джей Джей Робинсон.
- Блэк, Джереми (1998). Британия как военная держава 1688–1815 гг . УКЛ Пресс. ISBN 978-0-203-17355-8 .
- Блэк, Джереми (1999). От Людовика XIV до Наполеона: судьба великой державы . Рутледж. ISBN 978-1857289343 .
- Браунинг, Рид (1995). Война за австрийское наследство . Грифон. ISBN 978-0312125615 .
- Брюс, Энтони (1998). Энциклопедия военно-морской истории . Дирборн Пресс. ISBN 978-1579581091 .
- Тупой, Джонатан Р. (2009). Эпоха линейного корабля: британский и французский флот, 1650–1815 гг. (Исследования в области войны, общества и армии) . Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0803219304 .
- Хардинг, Ричард (2013). Возникновение глобального военно-морского превосходства Великобритании: война 1739–1748 годов . Бойделл Пресс. ISBN 978-1843838234 .
- Линдси, Дж. О., изд. (1957). Новая Кембриджская современная история, Том VII; Старый режим 1713–63 . ЧАШКА. ISBN 0-521-04545-2 .
- Хаттендорф, Джон : Военно-морская политика и стратегия в Средиземноморье: прошлое, настоящее и будущее. Тейлор и Фрэнсис, 2000 г., ISBN 0-7146-8054-0
- Херви, Фредерик (2018) [1779]. Военно-морская, коммерческая и всеобщая история Великобритании, Том IV . Креативные СМИ. ISBN 978-1385772720 .
- Клоуз, В. Лэрд. Королевский флот: история с древнейших времен до наших дней , Том III. Лондон: С. Лоу, Марстон и компания (1897).
- О'Доннелл, герцог Эстрада и граф Лусена, Гюго (2004). Первый маркиз Ла Виктория, замалчиваемый персонаж реформы военно-морского флота восемнадцатого века (на испанском языке). Королевская академия истории. ISBN 84-96849-08-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Уэр, Крис (2009). Адмирал Бинг: его восхождение и казнь . Перо и меч Морской. ISBN 978-1-84415-781-5 .
- Уилсон, Аластер; Калло, Джозеф Ф. (2004). Кто есть кто в истории военно-морского флота с 1550 года по настоящее время . Рутледж. ISBN 978-0415308281 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браунинг, Рид. Война за австрийское наследство . Алан Саттон, 1994 год.
- Роджер НАМ Командование океаном: военно-морская история Великобритании, 1649–1815 гг . Книги Пингвина, 2006.
- Роскилл, Стивен Вентворт: HMS Warspit: история знаменитого линкора . Коллинз, 1957 год.
- Уолдегрейв Хед, Фредерик: Павшие Стюарты . Выпуск 12 Кембриджских исторических очерков. Эссе о премии принца-консорта. Издательство Кембриджского университета, 1901 год.
- Уайт, Генри: История Великобритании и Ирландии . Оксфордский университет, 1868 год.
- Уильямс Дамер Пауэр, Джон: Бристольские каперы и военные корабли . Дж. В. Эрроусмит Лтд., 1930 г.
- Гарнер Томас, Питер: Политика в Уэльсе восемнадцатого века . Издательство Уэльского университета, 1998. ISBN 0-7083-1444-9
- Крофтс, Сесил Х.: Британия на море и за его пределами - справочник по карте мира Лиги военно-морских сил . Читай книги, 2008. ISBN 1-4437-6614-3
- Уиллис, Сэм: Морские бои в восемнадцатом веке: искусство парусной войны . Бойделл Пресс, 2008. ISBN 1-84383-367-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с битвой при Тулоне (1744 г.) на Викискладе?
- Кампания дона Хуана Хосе Наварро в Средиземном море и битва при Сисье (1742–1744) (на испанском языке)