Анувонг
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2018 г. ) |
Привет Анувонг г-н Ану Вонг Чао Анувонг | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Привет Анувонг | |||||||||
Король Вьентьяна | |||||||||
Царствование | 7 февраля 1805 г. - 12 ноября 1828 г. | ||||||||
Предшественник | Интхавонг | ||||||||
Преемник | аннексирован Сиамом | ||||||||
Вице-король | Хи Мен (1805–1826) Тисса (1826–1827) | ||||||||
Вице-король Вьентьяна | |||||||||
Царствование | 2 февраля 1795 г. - 7 февраля 1805 г. | ||||||||
Предшественник | Интхавонг | ||||||||
Преемник | Хи Мен | ||||||||
Король | Интхавонг | ||||||||
Рожденный | 1767 Вьентьян , Лан Ксанг | ||||||||
Умер | 12 ноября 1828 г. Бангкок , Сиам | ||||||||
| |||||||||
Отец | Онг Боун | ||||||||
Мать | Прананг Кампонг |
Чао Анувонг ( лаосский : บั้วัวิที่ ; тайский : บัชียลี่ ; RTGS : Чао Анувонг ), или царственное имя Ксайя Сеттахират V ( лаосский : Chaiya Chetthathirat Thi Ha ; тайский : Chaiya Che ттахират Тхи Ха ; RTGS : Чайя Четтахират Тхи Ха ), (1767—1829), возглавил лаосское восстание (1826—28) против Сиама как последний монарх Королевства Вьентьян . 1805 году после смерти своего брата Интхавонга Чао , отца , , Онг Шайи Сеттатирата IV который стал преемником или Прачао . Анувонг унаследовал трон в Буна ) Сирибуньясана Шайи Сеттатирата III их [1] Ану был известен под царственным номером своего отца, пока недавно не были обнаружены записи, свидетельствующие о том, что его отец и брат носили одно и то же царственное имя.
Царствование
[ редактировать ]В 1779 году, после падения Вьентьяна армии Таксина из королевства Тонбури , город был разграблен, но не был разрушен. Однако Изумрудный Будда и несколько других важных изображений Будды были доставлены в Тонбури, а сыновья и дочери Онг Буна или короля Сирибуньясана были взяты в заложники вместе с несколькими тысячами лаосских семей , которые были переселены в Сарабури , к северу от тайской столицы. . У Сирибуньясана было три сына, которые должны были стать его преемниками на посту короля Вьентьяна – Нантхасен, Интхавонг и Анувонг.
После смерти короля Сирибуньясана в 1781 году Сиам позволил своему старшему сыну Натхасену вернуться во Вьентьян в качестве короля. Ему было разрешено взять с собой Пхра Банг , золотую Буддарупу , которая, согласно легенде, была первоначально привезена из Фа Ангкора Нгумом , первым королем Лан Ксанга , и была доставлена в Тонбури в 1779 году. В 1791 году Нантхасан убедил Рама I что король Анурут Луангпхабанга сообщил , тайно встречался с Бамаром управляемым королевством Конбаунг и готовил восстание против Тхонбури. Натасану было разрешено напасть на Луангпхрабанг и захватить город в 1792 году. Королевская семья Луангпхабанга была отправлена в Бангкок в качестве пленников и оставалась там в течение четырех лет. Два года спустя Нантхасан сам был обвинен в заговоре с лаосским губернатором Накхон Фанома , предположительно предприняв дипломатические шаги к Тай Сану во Вьетнаме . Нантасен был арестован и, возможно, казнен в 1794 году.
В 1795 году Интхавонг был назначен королем Вьентьяна, а его брат Анувонг занял традиционный пост упахата ( лаосский : ອຸ ປຮາດ , «вице-король»). Бирманские армии вторглись в Сиам как в 1797, так и в 1802 году, и Интхавонг направил несколько лаосских армий под командованием Анувонга для помощи в защите. Анувонг получил признание за свою храбрость и одержал несколько крупных побед в Сипсонг Чао Тай .
Интхавонг умер в 1804 году, и Анувонг сменил его на посту правителя Вьентьяна. Однако к 1813 году он начал серию религиозных и символических действий, которые до сих пор вызывают большие споры. Анувонг созвал великий совет сангхи , третий в истории Лаоса, и было решено, что будет высечен новый Изумрудный Будда. Анувонг приказал отремонтировать Хо Пхра Кео, а также приказал построить несколько новых храмов, посвященных Изумрудному Будде. Как ни странно, он приказал построить большой мост через широкий Меконг .
В 1819 году Анувонг бросился подавлять восстание в Королевстве Тямпасак , возглавляемое харизматичным монахом , который заставил правителя бежать в Бангкок . Сын Анувонга Ньо повел армию на юг от Вьентьяна и легко подавил восстание. Поскольку король Тямпасака умер, Рама II Сиамский назначил Нё новым правителем Тямпасака. Анувонгу удалось объединить под своим контролем два из трех лаосских королевств. Также в том же году Анувонг приказал построить Ват Си Сакет , которое было завершено в 1824 году. Храм был важным подтверждением его власти, поскольку он был ориентирован так, что, когда вассалы Анувонга приходили присягать на ежегодную верность, они физически отворачивались. по Бангкоку.
Похороны Рамы II
[ редактировать ]Рама II умер в 1824 году, и было неясно, кто станет его преемником. Вероятными преемниками были молодой Монгкут , который был сыном королевы Шри Суриендры , и старший и более опытный сводный брат Монгкута Джессадабодиндра, который был всего лишь сыном придворной наложницы. Кризиса удалось избежать, когда принц Монгкут решил стать бхикшу (буддийским монахом), а Джессадабодиндра вознесся как Рама III .
Потенциальный кризис заставил армию быть в повышенной боевой готовности, и Британская империя , которая недавно начала Первую англо-бирманскую войну , внимательно следила за ситуацией.
В разгар этих событий лаосские короли Луангпхрабанга, Вьентьяна и Чампасака направились в Бангкок на королевские похоронные церемонии, которые, согласно обычаю, состоятся в следующем году. Рама III уже начал проводить перепись населения и проводить политику нанесения татуировок на плато Корат . Свита Анувонга и один из его сыновей были вовлечены в барщинные проекты, включая рытье каналов, вырубку сахарных пальм, сбор бамбука и строительство Пхра Самут Чеди . В одном из проектов над сыном Анувонга якобы издевались и, возможно, даже избивали. Анувонг был в ярости и прервал традиционное почтение при дворе Чакри .
Неясно, решил ли Анувонг поднять восстание во время своего пребывания в Бангкоке, или же он планировал это раньше и просто ждал повода. Тем не менее, перед отъездом он выдвинул требования. Он хотел возвращения Изумрудного Будды (который первоначально был привезен во Вьентьян из Чиангмая ), освобождения его сестры (взятой в заложники сорок пятью годами ранее) и возвращения лаосских семей, переселенных в Сарабури . Тайские историки пишут, что Анувонг восстал из-за личной обиды, поскольку каждая его просьба была отклонена и ему сказали, что он может вернуться только с одним танцором из своей свиты. Однако интенсивность его восстания предполагает, что его мотивы были более сложными.
Восстание
[ редактировать ]К 1826 году Анувонг вел военную подготовку к восстанию. Его стратегия включала три ключевых момента: 1) отреагировать на немедленный кризис, вызванный народным недовольством по поводу принудительного нанесения татуировок; 2) переселить этнических лаосцев с плато Корат в Королевство Вьентьян, проводя политику выжженной земли при этом , чтобы замедлить неизбежное сиамское преследование; и 3) добиваться дипломатической победы, заручившись поддержкой Вьетнама, Китая или Великобритании.
Анувонг, возможно, считал, что баланс сил в Юго-Восточной Азии отклоняется от Сиама. Фракционность . при сиамском дворе, присутствие британцев в соседней Бирме, растущее влияние Вьетнама в провинциях Камбоджи и региональное недовольство в лаосских районах свидетельствовали о том, что власть Сиама ослабевает В 1826 году британцы прибыли, чтобы завершить заключение Бернийского договора между Сиамом и Британской империей, и присутствие британского флота, возможно, заставило Анувонга поверить в неизбежность вторжения. Однако его самый серьезный просчет заключался в неравенстве военной мощи Сиама и Лаоса. По крайней мере, с 1822 года Сиам закупал большое количество современного огнестрельного оружия и боеприпасов в Великобритании, у которой были военные излишки после недавно завершившихся наполеоновских войн .
В декабре 1826 года восстание Анувонга началось с того, что армия из 10 000 человек двинулась к Каласину , следуя по пути сиамских чиновников-татуировщиков. В январе Анувонг повел второй крупный отряд к Накхонратчасиме и смог захватить город хитростью. Контингент армии Анувонга был отправлен в Ломсак и Чайяпхум , а затем направился в Сарабури, чтобы вернуть лаосские семьи обратно во Вьентьян. Четвертая армия во главе с сыном Анувонга Нё, королем Тямпасака, была отправлена на захват Убона . Все эти армии действовали под паутиной дезинформации и ложных сообщений, которые предупреждали о предстоящих нападениях на Сиам со стороны соседних держав.
Запланированное отступление Анувонга было замедлено гражданскими лицами, оккупировавшими дороги и перевалы. Лаосские командиры также задерживали поиски тайских чиновников, ответственных за татуировки, вынуждая захваченных в плен идти на север в качестве пленных. Анувонг по глупости потратил больше месяца на поиски губернатора Накхонратчасимы, который был ключевой фигурой в татуировках и переселении населения.
Сиам быстро организовал массированный контрудар и направил две армии: одну через Сарабури, чтобы вернуть Накхонратчасиму, а другую через долину Пасак в сторону Ломсака. Войска Анувонга отошли к Нонг Буа Лампху, самой сильной крепости на плато Корат, традиционно принадлежавшей наследному принцу Вьентьяна. После трехдневного боя Нонг Буа Лампху наконец пал, а люди Анувонга отступили на вторую линию обороны. Сиамская сила и современное вооружение были больше, чем предполагал Анувонг, и его армии продолжали маршировать к Вьентьяну. Они защищали город пять дней, пока Анувонг спасая свою жизнь бежал к границе с Вьетнамом.
Сиамский генерал Прайя Ратчасуфавади, позже повышенный до Чао Прайя Бодиндеча , наконец взял столицу Анувонга. Он разграбил дворцы и сровнял с землей оборону города, но оставил монастыри и большую часть города нетронутыми. После разграбления Вьентьяна правители Чиангмая , Лампанга , Лампхуна , Нана , Пхра и королевства Луангпхрабанг вновь присягнули на верность Сиаму, хотя Прайя Бодиндеча отметил, что они «ждали, чтобы увидеть поворот событий». и их действия во многом зависели от исхода войны».
Бодиндеча потратил несколько месяцев на организацию выселения оставшихся людей со всего Вьентьяна и конфискацию всего оружия и боеприпасов. Затем он оставил небольшой гарнизон за рекой напротив пустого города и вернулся на плато Корат.
В конце концов Анувонг вернулся с примерно 1000 солдатами и 100 вьетнамскими наблюдателями. Эта небольшая группа предназначалась только для ведения переговоров об урегулировании конфликта с Сиамом. Однако он узнал, что ступа с девятью шпилями была возведена в качестве памятника победы в Ват Тхунг Саванг Чайяпхум (วัดทุ่งสว่างชัยภูมิ) в городе Ясотон . Это привело его в ярость, и он пересек Меконг и напал на 300 тайских защитников, убив всех, кроме около 40. Разъяренный Рама III приказал Чао Прайя Бодиндеча вернуться и полностью уничтожить Вьентьян и захватить Анувонг любой ценой.
Чао Прайя Бондиндеча преследовал Анувонга до Сиенг Кхуанга , где, по некоторым данным, он был предан Чао Ноем и передан сиамцам. Анувонг и его семья были помещены под усиленную охрану и отправлены в Бангкок. Британский обозреватель вспоминал:
[Король] был заключен в большую железную клетку, выставленную под палящим солнцем, и был вынужден провозглашать всем, что король Сиама велик и милосерден, что он сам совершил большую ошибку и заслужил свое нынешнее наказание. В этой клетке вместе с пленником помещали большую ступу, чтобы его колоть, большой котел, чтобы его варить, крюк, на котором его подвешивали, и меч, чтобы обезглавить его; а также остроконечный шип, на котором он мог сидеть. Иногда вместе с ним помещали и его детей. Это был кроткий, почтенного вида, старый седой человек, и он недолго прожил, чтобы угождать своим мучителям: смерть положила конец его страданиям. Его тело было взято и повешено в цепях на берегу реки, примерно в двух или трех милях ниже Бангкока.
Последствия
[ редактировать ]Город Вьентьян был полностью разрушен, а его население полностью переселено. Разрушения были настолько глубокими, что первые французские исследователи более 30 лет спустя нашли в джунглях только руины, показывающие, где когда-то находился город. Остальные лаосские королевства Чампасак и Луанг Пхрабанг по понятным причинам оказались под более строгим контролем и ограничениями на вооружение, в то время как плато Корат было формально аннексировано Сиамом. Региональные соперники Сиам и Вьетнам вступят в нарастающий конфликт из-за контроля над внутренней торговлей и территорией Лаоса, что приведет к сиамско-вьетнамским войнам 1830-х годов. Вьетнам аннексировал лаосское княжество Сиенг Хуанг, и китайские бандиты после восстания тайпинов смогли прорваться вниз по реке Меконг, чтобы сражаться с тем, что стало известно как войны Хоу 1860-х годов. Первые французские исследователи, плававшие по реке Меконг, использовали политический вакуум как удобный предлог для создания своей собственной колонии во Французском Индокитае .
Наследие
[ редактировать ]Самым значительным наследием лаосского восстания Анувонга стали последствия принудительного перемещения населения по всему региону. В результате войн и перемещения населения в восемнадцатом и девятнадцатом веках в настоящее время более 19 миллионов этнических лаосцев проживают в регионе Исан в Таиланде , а менее 6 миллионов живут в независимой стране Лаос.
Во время французского колониального периода Вьентьян был перестроен в столицу Лаоса в намеренной попытке завоевать расположение и продемонстрировать французскую власть.
Историками и властями было написано несколько отчетов о сиамско-лаосском конфликте, многие из которых находятся в прямом противоречии друг с другом. рассказы о сиамских героинях Тао Суранари В частности, были популяризированы и, возможно, преувеличены (или «Леди Мо») и Хуньинг Бунлеу. В 1930-е годы фельдмаршал Фибун пропагандировал сиамские легенды в рамках политической и военной кампании по объединению всех народов Тай .
Сиамское правительство также назвало школы и музей в честь победоносного генерала. Однако современные лаосские националистические движения превратили Анувонга в героя, хотя его восстание привело к концу королевства Лан Ксанг, разрушению Вьентьяна и постоянному разделению лаосского народа между страной Лаос и лаосскоязычными народами. Провинции северо-восточного Таиланда. Тем не менее, его восстание считается точкой, в которой укрепились лаосская национальность и идентичность. Ему приписывают существование современной страны Лаос, которая в противном случае могла бы быть полностью включена в состав Таиланда, как и соседнее тайюаньское королевство Ланна .
Мемориалы
[ редактировать ]Анувонг приказал Ват Си Сакет построить во Вьентьяне, и его имя всегда будет связано с ним. Слон- хауда, которым он когда-то владел и которым пользовался, выставлен в Лаосском национальном музее во Вьентьяне.
В 2010 году, чтобы совпасть с празднованием 450-летия Вьентьяна, правительство Лаоса создало парк Чао Анувонг с большой бронзовой статуей почитаемого здесь правителя.
Дети
[ редактировать ][2] [ нужен лучший источник ] У Чао Анувонга было 27 детей.
- Принцы
- Садет Чао Фа Джая Судхисара Сурия ( Сонтесан Суа или Пох)
- Садет Чао Фа Джая Нагая ( Нгао )
- Садет Чао Фа Джая Юва (Раджабуд Йо или Ньо ), вице- Чампасака король
- Садет Чао Фа Джая Дева (Тех)
- Садет Чао Фа Джая Барна (Бань)
- Садет Чао Фа Джая Дуанг Чандра (Дуанг Чан)
- Садет Чао Фа Джая Киминхия ( Кхи Мень ), вице- Вьентьяна король
Дедушка по материнской линии принцессы Нариратаны . - Садет Чао Фа Джая Камабинга (Кхам Пхенг)
- Садет Чао Фа Джая Оаная (Панэ)
- Садет Чао Фа Джая Суварна Чакра (Суванначак)
- Садет Чао Фа Джая Джаясара (Саясане)
- Садет Чао Фа Джая Сурия (Суэа)
- Садет Чао Фа Джая Маен
- Садет Чао Фа Джая Джангая (Чанг)
- Садет Чао - Я буду там (Унг Кхам)
- Садет Чао Фа Джая Хатияра (Хаттинья)
- Садет Чао Фа Джая Буддадасада (Путасат)
- Садет Чао Фа Джая Тиссабунга (Дисапхонг)
- Садет Чао Фа Джая Дханандра (Теман)
- Садет Чао Фа Джая Хиен Ной
- Садет Чао Фа Джая Онг-Ла
- Садет Чао Фа Джая Фуи
- Садет Чао Фа Джая Чанг
- Садет Чао Фа Джая Хи
- Садет Чао Фа Джая Анура (Ню)
- Садет Чао День отца Туан
- Садет Чао Фа Джая Ди
- Принцессы
- Садет Чао - Ты мое все (Мать Чин)
- Садет Чао Фа Джая Нанг Шри
повысила звание Чао Чом Манда после рождения наложницы Маха Сенанурака , вице-короля Сиама - Чандраджумини (Чантарачоме)
повысила звание Чао Чом Манда после рождения наложницы короля Рамы III . Сиама - Садет Чао - Ты тот самый (Кхам Ван)
- Садет Чао - Я буду рядом с тобой (днем)
- Садет Чао Фа Джая - Я буду там (Кхам Пэн)
- Садет Чао Фа Джая Нанг Буйи (Нанг Ну)
наложница короля Сиама Рамы III.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Симмс, Питер; Симмс, Санда (2001). Королевства Лаоса: шестьсот лет истории . ISBN 9780700715312 .
- ^ https://www.royalark.net/Laos/viientian.htm
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Чао Анувонгом, на Викискладе?
- Супалак Ганжанахунди (19 января 2006 г.). «Пара активистов, утверждающих, что лаосская королевская кровь убита» . Нация (Таиланд) . Архивировано из оригинала 4 октября 2012 г. Проверено 10 мая 2013 г.
Мужчина в возрасте 50 лет, которого опознали как принц Анувонг Сетатират IV, и его жена принцесса Улайван Сетатират были убиты двумя неизвестными вооруженными людьми.
- Отчет об убийстве пары, заявляющей о лаосском королевском происхождении, представлен Аланом Поткиным, доктором философии, адъюнкт-консультантом Центра исследований Юго-Восточной Азии НИУ.
- Парк Чао Анувонг чтит деяния королей
- Чучела бывших королей Чао Фангума и Чао Анувонга.
- Король Анувонг или Чао Ану
- Стадион Чао Анувонг