Эмет
Эмет | |
---|---|
Нарнии персонаж | |
Информация во вселенной | |
Раса | Калормен |
Национальность | Калормен |
Эмет ( на иврите אמת: «истина», «твердость» или «правдивость») — калорменский персонаж из К.С. Льюиса книги «Последняя битва» из серии «Хроники Нарнии» . Он является противоречивым персонажем среди некоторых христиан, которые считают ( в Хроники аллегориями отличие от того, что имел в виду Льюис). [1] : 1004–5 и таким образом выразили несогласие с очевидной сотериологией Льюиса . В частности, спасение Эмета понимается как неявное одобрение доктринальной идеи инклюзивизма . [2]
История
[ редактировать ]Эмет — молодой калорменский офицер, второй командир отряда Ришды солдат Тисрока под командованием Таркаана , который проникает в Нарнию под видом торговцев. Это часть заговора с целью захватить север страны с помощью веры нарнийцев в ложного Аслана, контролируемого обезьяньим Шифтом. Приветствуя возможность отличиться в бою, Эмет обеспокоен «ложью и обманом», используемыми для изображения Аслана как нарнийской версии калорменского божества Таш . Когда Шифт и Ришда выдвигают идею, что «Ташлан» находится в конюшне, Эмет настаивает на том, чтобы увидеть Таш собственными глазами. Оказавшись внутри, Эмет убивает калорменского солдата, ожидающего отправки любого, кого отправят в конюшню, и выбрасывает его тело за дверь.
Затем следует спасение Эмета. Когда Эмет оказывается в Стране Аслана, он встречает самого Аслана и понимает, что его жизнь, проведенная в служении Таш, приведет к его осуждению. Аслан, однако, объясняет, что Аслан и Таш — противоположности: любой добродетельный поступок, совершенный от имени Таш, фактически принимается Асланом, поскольку Таш может принимать только злые действия. Таким образом, преданность Эмета Таш, основанная на благородных мотивах, была фактически воспринята Асланом. [3] : Ч. 15
Последствия в христианском богословии
[ редактировать ]Слова Аслана Эмету, в которых он подтверждает добрые дела, совершенные последним даже под именем Таш, являются предметом некоторых споров.
Я принимаю на себя услуги, которые ты оказал Ташу [ложному богу]. , и это я награждаю его». [3] : Ч. 15
Комментарий Аслана можно понимать как развитие мысли Павла в 1 Коринфянам 12:3 : «Никто, говорящий Духом Божьим, не говорит: «Проклят Иисус», и никто не может сказать: «Иисус есть Господь», кроме Святым Духом».
Смысл христианской веры заключается в том, что люди, отражающие праведное сердце, оправданы, независимо от их неверия или заблуждения. Это относится к давнему вопросу христианской сотериологии : если только явная вера во Христа спасает человека, то большое количество людей, рожденных и выросших в других верованиях, возможно, даже без знания христианства, похоже, не имеют надежды на спасение. Обратная позиция, согласно которой они сохраняются несмотря ни на что, представляет собой разновидность инклюзивизма .
Сам Льюис внес свой вклад в комментарий по этому вопросу, например, в письме 1952 года:
Я думаю, что всякая молитва, искренне обращенная даже к ложному богу или к очень несовершенно понимаемому истинному Богу, принимается истинным Богом, и что Христос спасает многих, кто не думает, что знает Его. Ибо Он (смутно) присутствует в хорошей стороне низших учителей, которым они следуют. В притче об овцах и козлах спасенные, похоже, не знают, что они служили Христу. [1] : 244–245
Льюис утверждает, что эта точка зрения может быть выведена [1] : 163 из притчи об овцах и козлах в Мф 25:34-40 , из речи Павла к афинянам в Деяниях 17:23: «То, чему вы теперь поклоняетесь, как нечто неизвестное, я возвещу вам», и из 1 Тимофею 4:10: «Бог, Спаситель всех человеков, особенно верующих» (все ссылки NIV ).
Льюис столкнулся [1] : 506 хотя бы одно противоречие этой идее в Послании к Римлянам 10:14: «Как же могут они призывать Того, в кого не верили? И как могут веровать в Того, о ком не слышали? И как могут услышать без того, чтобы кто-то проповедовал им?» (ТНИВ). Это согласуется с учением Павла о том, что, хотя Бог уже с язычниками, им еще нужно увидеть Его откровение. Льюис, однако, ответил 1 Коринфянам 1:12-13: «Один из вас говорит: «Я следую Павлу», другой: «Я следую Аполлосу», третий: «Я следую Кифе », третий: «Я следую Христу ». ' -- Христос разделился?" (TNIV), что он интерпретировал как указание на одинаковость Бога независимо от контекста.
В Псалме 144:18 (JPS 1999) Господь обещан быть «близок ко всем, кто призывает Его, ко всем, кто призывает Его с искренностью». Слово, переведенное как «искренность», на самом деле в оригинале означает «Эмет» (אמת).
Голем
[ редактировать ]Еврейское слово אמת «Эмет» также фигурирует в еврейской мифологии. В одной из версий легенды о големе каббалист Илия Баал Шем из Хелма лепит из глины фигуру человека, которую он оживляет, написав слово אמת на его лбу. Когда он видит, что голем растет и растет, он понимает, что у него потенциально неприятная ситуация. Он знает, что если ему удастся стереть со лба голема первую букву «Эмет», еврейскую букву א « алеф », остальные буквы составят מת «мет», что означает «смерть». Раввин подносит лоб голема к руке, приказывая голему снять ботинки. Он вытирает письмо со лба голема, но при этом глина голема падает на раввина. [4] [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Льюис, CS (2007). Собрание писем К.С. Льюиса, Том III: Нарния, Кембридж и Джой 1950–1963 . Сан-Франциско: ХарперКоллинз. ISBN 9780060819224 .
- ^ МакКормак, Элисса (2008). «Инклюзивизм в художественной литературе К.С. Льюиса: случай Эмета». Логос: журнал католической мысли и культуры . 11 (4): 57–73. дои : 10.1353/log.0.0017 . S2CID 170304073 .
- ^ Jump up to: а б Льюис, CS (1956). Последняя битва . Лондон: Харпер Коллинз. ISBN 978-0060234935 .
- ^ «Миф о Големе как литературно-художественный прием» . Интернет-журнал «Три обезьяны» . 1 декабря 2004 г.
- ^ «Религиоведение: как создать голема, не выходя из дома» . golem.plush.org .