Сара Уэд
Судя по всему, основной автор этой статьи тесно связан с ее предметом. ( Июль 2020 г. ) |
Сара Уэд | |
---|---|
Рожденный | 1969 (54–55 лет) Бостон , Массачусетс , США |
Альма-матер | Йельский университет , бакалавр 1991 г. Школа визуальных искусств , МИД 1997 г. |
Известный | Скульптура |
Супруг | Сиддхартха Мукерджи |
Награды | Товарищ Макартура 2003 Представитель США на Венецианской биеннале 2013 |
Веб-сайт | Сараше |
Сара Сзе ( / ˈz iː ; / род. 1969) — американская художница и профессор изобразительного искусства в Колумбийском университете . [1] Работы Сзе исследуют роль технологий, информации и памяти с объектами в современной жизни, использующими повседневные материалы. [2] Ее работы часто представляют собой объекты, застрявшие в подвешенном состоянии. Опираясь на модернистские традиции, Сзе противостоит взаимоотношениям между малоценными предметами массового производства в дорогостоящих учреждениях, создавая ощущение, что предметы повседневной жизни могут быть искусством. [3] Она выставлялась на международном уровне, и ее работы находятся в коллекциях нескольких крупных музеев.
Молодость образование и
Сзе родилась в Бостоне в 1969 году. Ее отец, Чиа-Минг Сзе, был архитектором, который переехал в Соединенные Штаты из Шанхая в четыре года, а ее мать, Джуди Моссман, была англо-шотландско-ирландской школьной учительницей. Сзе сообщает, что в детстве она постоянно рисовала. [4] Она училась в Милтонской академии на дневном отделении и в 1991 году окончила с отличием Йельский университет со степенью бакалавра архитектуры и живописи . [5] [6]
Карьера [ править ]
Работы Се были представлены на Биеннале Уитни (2000), Carnegie International (1999) и нескольких международных биеннале, включая Берлин (1998), Гуанчжоу (2015), Ливерпуль (2008), Лион (2009), Сан-Паулу (2002). и Венеция (1999, 2013 и 2015 гг.). [7]
Сзе создавал публичные произведения искусства для Массачусетского технологического института , Центра искусств Уокера и Хай-Лайн в Нью-Йорке. [7]
Сзе является стипендиатом Макартура 2003 года и получил премию Фонда Луи Комфорта Тиффани на биеннале в 1999 году. [8]
Работа [ править ]
В 2013 году Се представлял США на Венецианской биеннале с выставкой Triple Point. [9]
1 января 2017 года по заказу MTA Arts & Design. открылась постоянная инсталляция рисунков Сзе на керамической плитке на станции метро 96th Street новой линии метро Second Avenue в Нью-Йорке [10]
В 2020 году Сзе представил Короче дня» постоянную инсталляцию « в аэропорту Ла-Гуардия. [11] [12]
В 2021 году Сзе представила свою последнюю постоянную инсталляцию Fallen Sky в Центре искусств Storm King . [13] Корнуолл, Нью-Йорк.
Для своей выставки 2023 года под названием «Timelapse» в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке Се создала серию инсталляций, ориентированных на конкретные места, в здании Фрэнка Ллойда Райта . [14]
В 2023 году Сзе преобразовал большой викторианский зал ожидания на вокзале Пекхэм-Рай в Лондоне в иммерсивную инсталляцию под названием «Зал ожидания» .
В 2023 году Сзе был показан в серии крупных планов Art21 «Нью-Йорк». [15]
Личная жизнь [ править ]
У Сзе есть брат, венчурный капиталист Дэвид Сзе . Сзе живет в Нью-Йорке со своим мужем Сиддхартхой Мукерджи и двумя дочерьми. [6] Прадед Сзе, Альфред Саоке Сзе , был первым китайским студентом, поступившим в Корнелльский университет. Он был министром Китая в Великобритании, а затем послом в США. Ее дедушка — Семинг Сзе , который был инициатором создания Всемирной организации здравоохранения . [ нужна ссылка ]
Процесс [ править ]
Сзе опирается на модернистские традиции найденных предметов, чтобы построить масштабные инсталляции . [16] Она использует предметы повседневного обихода, такие как веревка, ватные палочки, фотографии и проволока, для создания сложных композиций, напоминающих созвездия. [17] Эта композиция придает ее работам хаотичный, но четкий стиль с наложением материалов. Все предметы, независимо от размера, [18] связаны друг с другом. Это придает ее работе больший смысл, поскольку все ее части объединяются, чтобы передать послание. Переделывая и изменяя форму этих повседневных предметов, Сзе дополнительно меняет ценность этих материалов. [19] Использование этих «недорогих» объектов отвергает традиционный стандарт, согласно которому скульптуры должны быть прочными, ограниченными в геометрических формах и работать с конкретными материалами. Это можно отобразить с помощью намеренного включения Сзе невидимых технологических материалов (лестниц, зажимов, деревянных шестов и т. д.). [20] включен в ее последнюю работу.
На протяжении всей своей карьеры Сзе раздвигала границы возможного в скульптуре. Это видно по тому, как она использует свои работы для передачи движения. Благодаря точному планированию и стратегическим соображениям Сзе стремится сделать неодушевленное живым. [21] Используя влияние своего формального образования в области живописи и архитектуры, Сзе изучает, что можно сделать со скульптурой, ограниченной двухмерностью. [22] Целью этого является «бросить вызов самому материалу скульптуры, самой конституции скульптуры как твердой формы, имеющей дело с конечными геометрическими конституциями, формами и содержанием». [23]
Сзе дополнительно учитывает взаимодействие зрителя. [24] со своими работами и объектами, которые она выбрала для показа. При выборе материалов Сзе сосредотачивается на изучении приобретения ценности: какую ценность имеет объект и как она приобретается. В интервью куратору Оквуи Энвезору Сзе объяснила, что в процессе концептуализации она «поставит хореографию опыта, чтобы создать приливы и отливы информации [...] думая о том, как люди приближаются, замедляются, останавливаются, воспринимают [ее искусство] ]." [3]
Значение [ править ]
Работа Сзе отражает то, как человек воспринимает повседневную жизнь и окружающую среду. Запись объектов в память — один из способов, которым Сзе представляет эту идею. В своих работах, таких как Хронометрист , Сзе Создает капсулу времени, [25] позволяя ей напрямую соединиться с объектами, которые она использовала в произведении этого года. Поскольку Сзе реконструирует прежние работы, у нее есть записи о том, что она изначально использовала, но теперь она может добавлять новые материалы, создавая совершенно новую капсулу времени. Время само по себе является сильной темой, которую Сзе играет с концепцией множественности неизвестного. [26] Это созданное ее творчеством, отклоняющееся от холста во многих направлениях, приводит к теме множественности неизведанного. Время и память в творчестве Сзе также можно увидеть в искажении образов во времени. Сзе в своих печатных инсталляциях ссылалась на предыдущие работы, полагаясь на память, чтобы реконструировать прежние работы в своем нынешнем проекте. Это не только отражает ее предыдущую работу, но и подчеркивает, как объекты со временем меняются в памяти. Сзе подробно рассказывает о изображениях и о том, как этот метод можно использовать для сохранения скульптуры. [27] Выбор материалов является одним из ключевых факторов при выборе ее работ. Включение этих предметов массового производства дополнительно намекает на домашнюю жизнь и ощущение переизбытка и роста. [28] Когда эти повседневные предметы собраны, наложены слоями или сложены друг на друга, можно увидеть, как она передает подавляющее или тесное пространство.
Работая со скульптурой, Сзе осознает пространство, в котором находятся не только ее работы, но и пространство, которое создают ее работы. Сферическая работа Сзе дает зрителям возможность зайти внутрь работы. [29] создание захватывающего опыта. Этот выбор делается независимо от того, осознает ли аудитория, когда они входят в произведение, что они являются его частью, или нет. Имея архитектурный опыт и воспитание Сзе, она методично подходит к тому, как посетители познакомятся с ее работами и как пространство галереи будет формировать ее работы. Это соображение углубляет размышления Се о том, есть ли история, которую можно рассказать об архитектуре, или она предназначена для того, чтобы направлять аудиторию. Пространство, которое Сзе создает в своих работах, отражает ее выбор объектов, создавая связь с ее работами и местом, где они переплетаются. В пространстве, которое Се создает, особенно с помощью своих подвесных инсталляций, эти работы создают ощущение хрупкости. Тем не менее, благодаря целенаправленному процессу согласования каждого объекта друг с другом, существует стратегический метод. [30] своему хрупкому виду.
Работая в естественной среде, Сзе также учитывает контекст, в котором будут находиться ее работы. Это видно по тому, что она хочет, чтобы ее работы не только передавали информацию, но и имели ценность. Совместно с постоянной комиссией Центра искусств «Король бури» Fallen Sky создает вливание и распад внеземного материала, чтобы стать единым целым с землей. [31] Другие внешние инсталляции, такие как «Натюрморт с пейзажем», учитывают естественную среду обитания и включают эти потребности в структуру, создавая плавную взаимосвязь с композицией работы. [32]
Выставки [ править ]
Сзе организовал большое количество персональных выставок и шоу в США и за рубежом. Ее известные персональные выставки включают «Белую комнату» (1997), «Белые колонны» , Нью-Йорк ; [33] Сара Сзе (1999), Музей современного искусства, Чикаго ; [34] Сара Сзе: Тройная точка воды (2003–2004), берущая начало в Музее Уитни , Нью-Йорк; [35] Triple Point (2013), Американский павильон , 55-я Венецианская биеннале ; [36] и Сара Сзе: Timelapse (2023), Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк. [37]
Се также участвовал во множестве групповых выставок, включая Берлинскую биеннале (1998); [38] 48-й [39] и 56-я Венецианская биеннале. [40] (1999, 2015); Биеннале Уитни (2000); [41] и Ливерпульская биеннале (2008). [42]
в публичных Известные коллекциях работы
- Бесшовные (1999), Тейт , Лондон [43]
- Многие промахи (1999), Музей современного искусства, Лос-Анджелес. [44]
- Странный аттрактор (2000), Музей Уитни , Нью-Йорк [45]
- Вещи разваливаются (2001), Музей современного искусства Сан-Франциско [46]
- Без названия (столешница) (2001), Гарвардские художественные музеи , Кембридж, Массачусетс [47]
- Вырасти или умри (2002), Центр искусств Уокера , Миннеаполис [48]
- Отпускание (2002), Музей изящных искусств, Бостон [49]
- Все на своем месте (2002–2003), Национальная галерея Виктории , Мельбурн, Австралия. [50]
- Искусство проигрывать (2004), Музей современного искусства 21 века, Канадзава , Япония. [51]
- Голубые поляки (2004), Центр визуальных искусств List , Кембридж, Массачусетс [52]
- Второй путь выхода (оранжевый) (2004), Художественный музей AKG в Буффало , Буффало, Нью-Йорк [53]
- Секстон (из «Тройной точки воды») (2004–2005), Детройтский институт искусств [54]
- Пропорционально канавке (2005), Музей современного искусства, Чикаго. [55]
- 360 (Портативный планетарий) (2010), Национальная галерея Канады , Оттава [56]
- Тройная точка (Маятник) (2013), Музей современного искусства , Нью-Йорк [57]
- Зеркало с наклоном к пейзажу (серия фрагментов) (2015), Художественная галерея Йельского университета , Нью-Хейвен, Коннектикут [58]
- Фанерный закат (серия фрагментов) (2015), Художественный музей Кливленда [59]
- Split Stone (Северо-Запад) (2019), Западная галерея, Университет Западного Вашингтона , Беллингем [60]
Награды и гранты [ править ]
- 2022 - Премия Asia Arts Game Change [61]
- 2020 г. - Призывник Американской академии искусств и наук. [62]
- 2018 – Американская академия искусств и литературы, Нью-Йорк. [63]
- 2013 – Представитель США на Венецианской биеннале. [64]
Ссылки [ править ]
- ^ «Сара Сзе» . Школа искусств Колумбийского университета . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ «Сара Сзе — Художники — Галерея Тани Бонакдар» . tanyabonakdargallery.com . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Энвезор, Оквуи (23 мая 2016 г.). Сара Сзе . Сзе, Сара, 1969 г.р., Бухло, БХД, Хоптман, Лаура Дж., 1962 г.р. Лондон. ISBN 978-0-7148-7046-5 . OCLC 930797762 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Сара Сзе: Студия как лаборатория» . Искусство21 . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ Миро, Виктория. "Сара Сзе - Художники - Галерея Виктории Миро" . Виктория-миро.com . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Казанджян, Доди (11 мая 2016 г.). «Познакомьтесь с самой яркой парой города» . Мода .
- ^ Перейти обратно: а б «Сара Сзе» . Виктория Миро . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ «Сара Сзе» . Институт перспективных исследований Рэдклиффа при Гарвардском университете . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Фогель, Кэрол (30 мая 2013 г.). «На Венецианской биеннале «Тройная точка» Сары Сзе » . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Кеннеди, Рэнди (19 декабря 2016 г.). «Art Underground: первый взгляд на метро Второй авеню» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 13 января 2017 г.
- ^ Шитс, Хилари М. (10 июня 2020 г.). «Искусство, которое может вызвать у вас желание поехать в Ла Гуардиа» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 .
- ^ Кокран, Сэм (5 июля 2020 г.). «Эта неземная инсталляция преображает Ла-Гуардию» . Архитектурный дайджест . Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ ван Страатен, Лаура (20 мая 2021 г.). «В Storm King двум новым работам пришлось нелегко» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ «Сара Сзе: Таймлапс» . Гуггенхайм . Проверено 18 апреля 2023 г.
- ^ «Эмоциональное время, Сара Сзе» . Искусство21 . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ «Сара Сзе» . Искусство21 . Проверено 13 апреля 2017 г.
- ^ Йозенханс, Фрауке В. (2017). «Сара Сзе: Скрытая поэзия повседневности» . Бюллетень художественной галереи Йельского университета : 16–23. ISSN 0084-3539 . JSTOR 26378744 .
- ^ Гловер, Изи (1 июня 1998 г.). «Всякое всякое» . СДЕЛАЙТЕ: Журнал женского искусства (80): 34–35.
- ^ Сзе, Сара (30 сентября 2019 г.). Как мы воспринимаем время и память через искусство . Получено 9 мая 2024 г. - через www.ted.com.
- ^ Сара Сзе – «Вы отмечаете время с помощью предметов» | Интервью с художником | ТейтШотс . Проверено 9 мая 2024 г. - через www.youtube.com.
- ^ Швабски, Барри (1 октября 1999 г.). «САРА СЗЕ» . Артфорум Интернэшнл . 38 (2): 143.
- ^ Баланс. Татге, К. (Директор). (2012).[Видео/DVD] Служба общественного вещания. Получено с https://video.alexanderstreet.com/watch/Balance-2.
- ^ «Сара Сзе о том, почему ей пришлось изобрести новый способ создания скульптуры» . Артпространство . Проверено 13 апреля 2017 г.
- ^ «Познакомьтесь с самой яркой парой города» . Мода . Проверено 13 апреля 2017 г.
- ^ Сара Сзе – «Вы отмечаете время с помощью предметов» | Интервью с художником | ТейтШотс . Проверено 22 апреля 2024 г. - через www.youtube.com.
- ^ Жан Луи Сцефер. «Искусство как канат». В Саре Сзе . Сара Сзе (Лондон; Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 2000), 20–26.
- ^ Сзе, Сара (30 сентября 2019 г.). Как мы переживаем время и память через искусство . Получено 22 апреля 2024 г. - через www.ted.com.
- ^ Джон Слайс. «Воображаемые сообщества Сары Сзе». В Саре Сзе . Сара Сзе (Лондон: Институт современного искусства, 1998), 6–16.
- ^ Маврикакис, Николас (1 июля 1999 г.). «Сара Сзе (экспозиция)» . Парашют: Журнал современного искусства (на французском языке) (99): 41–2.
- ^ Депре, Элин М. (1 июня 2020 г.). «Искусство инсталляции и выставки: Общая площадка: Симпозиум: Искусство инсталляции» . Academic.oup.com . дои : 10.1111/jaac.12739 . Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ Шейнфельд, Ирина (2021). «Путешествия: Сара Сзе и Рашид Джонсон в Центре искусств Storm King». Перекрестные токи . 71 (4): 457–462. дои : 10.1353/cro.2021.0039 .
- ^ Баланс. Татге, К. (Директор). (2012).[Видео/DVD] Служба общественного вещания. Получено с https://video.alexanderstreet.com/watch/Balance-2.
- ^ «Белые комнаты: Сара Сзе» . Белые колонны . Архивировано из оригинала 21 ноября 2022 года . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Сара Сзе» . MCЧикаго . Музей современного искусства, Чикаго . Архивировано из оригинала 4 июня 2022 года . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Сара Сзе: Тройная точка воды» . Уитни . Музей Уитни . Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Фогель, Кэрол (31 мая 2013 г.). «На Венецианской биеннале «Тройная точка» Сары Сзе » . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 октября 2022 года . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Сара Сзе: Таймлапс» . Гуггенхайм . Музей Соломона Р. Гуггенхайма . Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Архив Института современного искусства KW» . KW-Берлин . KW Институт современного искусства . Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Падильоне Централ» . Google Искусство и культура . Фонд биеннале . Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Биеннале Арте 2015» . Лабиеннале . Фонд биеннале . 23 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Биеннале Уитни 2000» . Уитни . Музей Уитни . Архивировано из оригинала 30 июня 2022 года . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Архив современного искусства Ливерпульской биеннале» . Биеннале . Ливерпульская биеннале . Архивировано из оригинала 14 ноября 2022 года . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Бесшовный» . Тейт . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Много промахов» . МОКА . Музей современного искусства, Лос-Анджелес . Архивировано из оригинала 29 июня 2016 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Странный аттрактор» . Уитни . Музей Уитни . Архивировано из оригинала 23 февраля 2022 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Вещи разваливаются» . СФМоМА . Музей современного искусства Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 4 декабря 2020 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Без названия (Столешница)» . Гарвардские художественные музеи . Гарвардский университет . Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Вырасти или умри» . Уокер Арт . Центр искусств Уокера . Архивировано из оригинала 3 августа 2021 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Отпускание» . МИД . Музей изящных искусств, Бостон . Архивировано из оригинала 28 июня 2022 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Все на своем месте» . НГВ . Национальная галерея Виктории . Архивировано из оригинала 12 сентября 2019 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Искусство проигрывать» . Канадзава . Музей современного искусства XXI века, Канадзава . Архивировано из оригинала 20 ноября 2022 года . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ «Голубые поляки» . Список искусств . Массачусетский технологический институт . 13 января 2022 г. Архивировано из оригинала 23 апреля 2022 г.
- ^ «Второй путь выхода (оранжевый)» . Олбрайт-Нокс . Художественный музей AKG в Буффало . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Секстон (из «Тройной точки воды»)» . ДИА . Детройтский институт искусств . Архивировано из оригинала 28 июня 2022 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Соразмерно канавке» . МСА Чикаго . Архивировано из оригинала 28 июня 2022 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «360 (Портативный Планетарий)» . НГК . Национальная галерея Канады . Архивировано из оригинала 28 июня 2022 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Тройная точка (Маятник)» . МоМА . Музей современного искусства . Архивировано из оригинала 23 февраля 2022 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Зеркало с пейзажным наклоном (серия «Фрагменты»)» . Йельская художественная галерея . Йельский университет . Архивировано из оригинала 28 июня 2022 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Фанерный закат (серия фрагментов)» . Кливлендское искусство . Кливлендский художественный музей . 30 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Сплит-Стоун (Северо-Запад)» . ВВУ . Университет Западного Вашингтона . Архивировано из оригинала 28 июня 2022 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Сара Сзе: награда Asia Arts Game Changer Awards 2022» . Гагосян . 10 мая 2022 г. . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ «Сара Сзе: Американская академия искусств и наук» . Гагосян . 28 апреля 2020 г. Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ «Шесть женщин приняты в Американскую академию искусств и литературы» . Отчет «Женщины в академических кругах» . 18 июня 2018 г. Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Фогель, Кэрол (23 февраля 2012 г.). «Художник-инсталлятор выбран для Венеции 2013» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 февраля 2022 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Энвезор, Оквуи; Бенджамин Х.Д. Бухло ; Лаура Хоптман (2016). Сара Сзе . Файдон. ISBN 978-0-7148-7046-5 .
- Норден, Линда; Артур Данто (2007). Сара Сзе . Абрамс. ISBN 978-0-8109-9302-0 .
- Грэмбай, Ларс (2006). Сара Сзе: Наклоняющаяся планета . Художественная галерея Мальмё.
- Санс, Джером; Жан-Луи Шефер ; Фонд Картье (2000). Сара Сзе . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-97490-Х .
- Сзе, Сара, 1969-. Хронометрист . Бедфорд, Кристофер; Салецл, Рената; Сигел, Кэти; Фостер, Хэл; Штайерл, Хито; Музей розового искусства. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN 978-1-941366-13-4 . OCLC 988087345 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки [ править ]
- 1969 года рождения
- Живые люди
- Американцы китайского происхождения
- Художники из Бостона
- факультет Колумбийского университета
- Люди Колумбийского университета
- Макартур Феллоуз
- Выпускники Академии Милтона
- Выпускники Школы визуальных искусств
- Выпускники Йельского университета
- Американские женщины-скульпторы XX века
- Американские скульпторы 20-го века
- Скульпторы из Массачусетса
- Американские женщины-ученые
- Американские женщины 21 века
- Члены Американской академии искусств и литературы