Обелиск Абгиг

Обелиск Абгиг (также известный как обелиск Бегиг и обелиск Файюм ) — древний каменный памятник, воздвигнутый египетским фараоном Сенусретом I в 20 веке до нашей эры недалеко от нынешнего Файюма . Сделанный из красного гранита, обелиск, вероятно, когда-то имел высоту 12,9 метра (42,3 фута) и имел основание из четырех известняковых плит. Хотя в 17 веке сооружение все еще стояло в вертикальном положении, к началу 19 века оно было разрушено и расколото на две части.
На лицевой стороне обелиска изображены пять подробных регистров , каждый из которых изображает два экземпляра Сенусрета I, обращенного к различным египетским богам; на лицевой стороне когда-то также была помещена ныне утраченная иероглифическая надпись. Хотя правительство Египта восстановило обелиск в 1972 году и разместило его у входа в современный Файюм, столетия пренебрежения и воздействия сильно разрушили памятник.
История
[ редактировать ]Обелиск Абгиг был воздвигнут в 20 веке до нашей эры фараоном Сенусретом I (вторым фараоном Двенадцатой династии древнего Египта ), примерно в 3 километрах (1,9 мили) к юго-западу от современного Файюма . [ 1 ] [ 2 ] Археологические отчеты начала 20 века подтверждают, что рухнувшие остатки памятника не находились рядом с какими-либо другими крупными сооружениями. [ 3 ] и Марко Зекки, и Роланд Энмарч отмечают, что существует мало доказательств того, что обелиск был первоначально установлен в другом месте, прежде чем его перенесли в Файюм. Чтобы объяснить его изолированное расположение, такие ученые, как Энмарш, Сидней Эрве Офрер и Жан-Клод Гольвен, предположили, что памятник, вероятно, когда-то был частью более крупного религиозного комплекса, который был потерян в какой-то момент в древности. [ 1 ] [ 4 ]
Самые ранние упоминания об обелиске после античности были сделаны в 1672 году Иоганном Михаэлем Ванслебом . [ 2 ] и Ричард Покок в середине 18 века; последний в своей работе «Описание Востока » описал сооружение как «очень своеобразный обелиск из красного гранита», который «сильно обветшал со всех сторон на высоте десяти футов, но в основном на южной стороне; западная сторона почти полностью разрушен, а на юго-западном и юго-восточном углах он сильно сломан, его высота составляет около двадцати футов». [ 5 ] Описание Покока предполагает, что обелиск все еще стоял в 17 веке, но к тому времени, когда французский инженер Филипп Жозеф Мари Каристи посетил памятник на рубеже 19 века, он был «повален на землю [и] разбил[n] на две части». [ 6 ]
В последующие годы обелиск посетил и описал Эдвард Уильям Лейн (1827 г.), [ 7 ] [ 8 ] и Джон Гарднер Уилкинсон (1827 г.), [ 8 ] [ 9 ] и Карл Ричард Лепсиус ( ок. 1842–1945). [ 10 ] [ 11 ] В 1925 году Мохамед Э. Чаабан раскопал территорию вокруг упавшего обелиска и обнаружил его основание. [ 10 ] [ 12 ] Чаабан также безуспешно искал фигуру, которая, возможно, когда-то покоилась на вершине памятника. [ 12 ] В 1972 году обелиск был восстановлен властями Египта и перенесен в Мединет-эль-Файюм. [ 10 ] [ 13 ] Однако из-за столетий пренебрежения и воздействия стихии от надписей памятника или его регистров почти ничего не осталось . [ 10 ] [ 14 ] По этой причине подробные рисунки памятника, сделанные Лепсиусом, считаются «неизменной ценностью для его изучения». [ 10 ]
- Чертежи обелиска Абгиг
-
Литография обелиска Абгиг 1817 года, изображающая различные стороны сооружения.
-
Карла Рихарда Лепсиуса 1849 года. Литография обелиска Абгига работы
-
Обзор сверху вниз, проведенный Мохамедом Э. Чаабаном (1927 г.)
Описание
[ редактировать ]Обелиск Абгига выполнен из красного гранита. [ 2 ] и при первом возведении он, вероятно, имел высоту 12,9 м (42,3 фута) с основанием (состоящим из четырех известняковых плит) размером 3,6 м (12 футов) на 3,6 метра. Обелиск сужается кверху и имеет закругленную вершину. В середине гребня обелиска есть углубление, в котором, возможно, когда-то размещалась скульптурная фигура. Гастон Масперо и Уриг Сурузян утверждали, что эта фигура, вероятно, была металлическим соколом. [ 10 ] хотя Марко Цек утверждает, что это предположение в лучшем случае является спекулятивным. [ 4 ]
Аверс страницы
[ редактировать ]На лицевой (северной) стороне обелиска изображены пять подробных регистров, каждый из которых изображает два экземпляра фараона Сенусрета I (идентифицированного в нескольких местах как « Хепер-ка-ра » [ ḫpr-kꜣ-rꜥ ], что означает « Проявление Ка Ра " ) [ 15 ] стоя спиной к спине; каждый экземпляр фараона, в свою очередь, сталкивается с уникальной парой богов. Как отмечает Лиза Саладино Хейни, эти божества не обозначены на обелиске «фаюмическими эпитетами», что позволяет предположить, что целью памятника было установить «династическое присутствие в провинциальном регионе», а не синкретизировать местные религиозные верования. [ 16 ] Описание регистров (расположено сверху вниз) следующее:

Рег. | Левая сторона | Правая сторона | Ссылка. |
---|---|---|---|
1 | Сенусрет I в платке стоит перед Амоном ( слева ) и Монту ( справа ). | Сенусрет I в платке стоит перед Птахом ( слева ) и Ра-Хорахти ( справа ). | [ 17 ] [ 18 ] |
2 | Царь в белой короне преподносит подношение Нефтиде ( слева ) и Исиде ( справа ). | Царь в красной короне стоит перед двумя божествами мужского пола (возможно, Гором и Сетом ). | [ 19 ] [ 20 ] |
3 | Король в белой короне стоит перед Рененутет ( слева ) и Себеком ( справа ). | Король в красной короне стоит перед Тотом ( слева ) и неизвестной богиней ( справа ). | [ 19 ] [ 20 ] |
4 | Король в белой короне преподносит подношение, скорее всего, Хнуму ( слева ) и Нейт или Сатет ( справа ). | Король в красной короне преподносит подношение Анхуру ( слева ) и Хатхор ( справа ). | [ 19 ] [ 20 ] |
5 | Король в белой короне призывает неизвестную богиню ( слева ) и Мин ( справа ). | Царь в красной короне преподносит подношение богу с головой сокола, «передовому из Хема » ( слева ) и Сешату ( справа ). | [ 20 ] [ 21 ] |
Ниже пятого регистра когда-то существовало четырнадцать столбцов иероглифов. К XIX веку этот текст был сильно разрушен, и Лепсиус смог скопировать лишь часть надписи. Сегодня ни одной этой надписи не осталось. [ 10 ] [ 22 ] Поскольку текст, скопированный Лепсиусом, настолько фрагментарен, определить, о чем когда-то говорилось в надписи, скорее всего, невозможно. Тем не менее, Зекх предполагает, что на колоннах могла быть записана речь Сенусрета I, произнесенная перед его двором, о строительстве новых памятников. Зекх основывает свою гипотезу на том факте, что подобные надписи были обнаружены на множестве объектов, построенных во время правления Сенусрета I. [ 23 ] Роланд Энмарх также предположил, что этот текст является примером königsnovelle ( т. е. «специфической литературной формы, описывающей уникальное событие в жизни короля - единственное, простое, великое дело»). [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Восточная и западная стороны
[ редактировать ]На восточной стороне памятника находится иероглифическая надпись, которая гласит: «Гор Анк-Месут, Две Дамы Анк-Месут, царь Верхнего и Нижнего Египта Хепер-ка-ра, возлюбленный Монту, владыка Фив [...] ". На западной стороне имеется аналогичная надпись, которая гласит: «Гор Анк-Месут, Две Дамы Анк-Месут, царь Верхнего Египта Хепер-ка-ра, возлюбленный Птаха к югу от его стены [...]». [ 27 ]
Обратная сторона
[ редактировать ]В отличие от лицевой стороны, обратная (южная) сторона памятника не так подробно задокументирована. На этой стороне памятника изображен регистр, в котором два изображения короля показаны стоящими спиной к спине. Хотя фигура слева была значительно разрушена, фигура справа в значительной степени сохранилась. В сохранившейся части царь, которого явно называют « добрым богом Сенусретом» ( nṯr-nfr Snwsrt ), изображен носящим белую корону и предлагающим вазы Атуму и другому неизвестному богу. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Энмарч (2013) , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Зекки (2008) , с. 373.
- ^ Чаабан (1926) , стр. 106, 108.
- ^ Jump up to: а б Зекки (2008) , с. 378.
- ^ Покок (1743) , стр. 59-60.
- ^ Каристи (1818) , с. 43.
- ^ Лейн (2000) , стр. 230, 237-238.
- ^ Jump up to: а б Зекки (2008) , с. 374.
- ^ Уилкинсон (1843) , стр. 342–43.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Зекки (2008) , с. 375.
- ^ Лепсиус (1849) , пластина 119.
- ^ Jump up to: а б Чаабан (1926) , стр. 105–108.
- ^ Леклан (1973) , с. 405.
- ^ Зекки (2005) , с. 380.
- ^ Лепроон (2013) , с. 58.
- ^ Хейни (2020) , с. 351.
- ^ Зекки (2008) , стр. 375–376.
- ^ Хирш (2004) , стр. 54–55.
- ^ Jump up to: а б с Зекки (2008) , с. 376.
- ^ Jump up to: а б с д Хирш (2004) , с. 55.
- ^ Зекки (2008) , стр. 376–377.
- ^ Зекки (2008) , стр. 379.
- ^ Зекки (2008) , стр. 381.
- ^ Энмарч (2013) , стр. 23–24.
- ^ Спалингер (1983) , стр. 102.
- ^ Маллесон (2019) , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Зекки (2008) , с. 377.
Библиография
[ редактировать ]- Каристи, Филипп Жозеф Мари (1818). «Описание обелиска Бегыга близ древнего Крокодилополя». В Комиссии наук и искусств (ред.). Описание Египта (на французском языке). Полет. II: Древности , Описания. Париж, Франция : Imprimerie Royale . стр. 43–45. дои: 10.11588/digit.4811#0334 .
- Чаабан, Мохамед Э. (1926). «Отчет о миссии к обелиску Абгуига (Файюма)» . Анналы Службы египетских древностей (на французском языке). 26 (2): 105–108 . Проверено 14 марта 2023 г. - из Интернет-архива .
- Энмарч, Роланд (2013). «Следы надписи на памятнике Абгиг Сенусрету I». В Фруд, Э.; Макдональд, А. (ред.). Декорум и опыт: очерки древней культуры Джона Бейнса . Оксфорд, Великобритания : Институт Гриффита . стр. 21–25. ISBN 9780900416927 .
- Хейни, Лиза Саладино (2020). «Развитие религиозного символизма и иконографии в условиях сосуществования: пример». Визуализация со-регентности . Гарвардские египтологические исследования. Лейден, Нидерланды: Brill Publishers . стр. 339–363. дои : 10.1163/9789004422155_008 . ISBN 9789004422148 . S2CID 216174483 .
- Хирш, Эйлин (2004). Культовая политика и программы строительства храмов 12-й династии . Сочинения по египтологии (на немецком языке). Берлин, Германия : Achet-Verlag. ISBN 3933684145 .
- Лейн, Эдвард В. (2000). Томпсон, Дж. (ред.). Описание Египта . Каир, Египет : Американский университет в Каире Press . ISBN 9789774245251 .
- Леклан, Жан (1973). «Раскопки и работы в Египте и Судане, 1971-1972 годы» . Ориенталия (на французском языке). 42 : 393–440. JSTOR 43079405 . Архивировано из оригинала 15 марта 2023 года . Проверено 15 марта 2023 г.
- Лепроон, Рональд (2013). Докси, Дениз (ред.). Великое Имя: Древнеегипетский царский титул . Атланта, Джорджия : Общество библейской литературы . ISBN 9781589837362 .
- Лепсиус, Карл Рихард (1849). Памятники Египта и Эфиопии (на немецком языке). Том IV: Лист LXXXII-CLIII. Берлин, Германия : Николаише Бухандлунг . Табличка 119. Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 8 марта 2023 г. - из цифровых коллекций публичной библиотеки Нью-Йорка .
- Маллесон, Клэр Дж. (2019). Пейзаж Фаюма: десять тысяч лет археологии, текстов и традиций Египта . Каир, Египет : Американский университет в Каире Press . ISBN 9789774168833 .
- Покок, Ричард (1743). Описание Востока и некоторых других стран . Том. I: Наблюдения по Египту. Лондон, Англия : Уильям Бойер . Проверено 8 марта 2023 г.
- Спалинджер, Энтони Дж. (1983). Аспекты военных документов древних египтян . Йельские исследователи Ближнего Востока. Нью-Хейвен, Коннектикут : Издательство Йельского университета . ISBN 9780300023817 .
- Уилкинсон, Дж. Г. (1843 г.). Современный Египет и Фивы . Том. II. Лондон : Джон Мюррей . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 14 марта 2023 г. - через Google Книги .
- Зекки, Марко (2005). «Памятник Абгигу: Предварительный отчет фотообследования» . Эгипт (на итальянском языке). 85 (1/2): 375–381. JSTOR 41217443 . Архивировано из оригинала 22 марта 2023 года . Проверено 21 марта 2023 г.
- Зекки, Марко (2008). «Памятник Абгигу» . Исследования древнеегипетской культуры . 37 : 373–386. JSTOR 27751356 . Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 14 марта 2023 г.
29 ° 18'55 "N 30 ° 51'09,3" E / 29,31528 ° N 30,852583 ° E