1993 год. Авиакатастрофа сборной Замбии по футболу.
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 27 апреля 1993 г. |
Краткое содержание | Разбился из -за возгорания двигателя в полете. |
Сайт | Атлантический океан у Габона 0 ° 37'05 ″ с.ш. 9 ° 18'46 ″ в.д. / 0,618135 ° с.ш. 9,312716 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | де Хэвилленд Канада DHC-5D Буффало |
Оператор | Замбийские ВВС |
Регистрация | АФ-319 |
Начало рейса | Лусака , Замбия |
1-я остановка | Браззавиль , Конго |
2-я остановка | Либревиль , Габон |
Последняя остановка | Абиджан , Кот-д’Ивуар |
Место назначения | Дакар , Сенегал |
Пассажиры | 25 |
Экипаж | 5 |
Погибшие | 30 |
Выжившие | 0 |
Вечером 27 апреля 1993 года DHC-5 Buffalo транспортный самолет ВВС Замбии упал в Атлантический океан вскоре после взлета из Либревиля , Габон. Рейс перевозил большую часть национальной футбольной команды Замбии на отборочный матч чемпионата мира по футболу 1994 года против Сенегала в Дакаре . Все 25 пассажиров и пять членов экипажа погибли. Официальное расследование пришло к выводу, что пилот заглушил не тот двигатель после его возгорания . Также выяснилось, что катастрофе способствовали усталость пилота и неисправные приборы. [1]
Несчастный случай
[ редактировать ]Полет был специально организован ВВС Замбии для футбольной команды. В пути было запланировано три остановки для дозаправки; первый в Браззавиле , Конго , второй в Либревиле , Габон , и третий в Абиджане , Кот-д’Ивуар . [2]
На первой остановке в Браззавиле были отмечены проблемы с двигателем. Несмотря на это, полет продолжился, и через несколько минут после взлета со второй остановки в Либревиле левый двигатель загорелся и вышел из строя. также управлял командой с матча на Маврикии Пилот, который накануне , затем по ошибке выключил правый двигатель, в результате чего самолет потерял всю мощность во время набора высоты из аэропорта Либревиля и упал в воду с высоты 500 метров (1600 футов). 550 ярдов) в море. В отчете Габона, опубликованном в 2003 году, действия пилота объясняются неисправной сигнальной лампой и усталостью. [2] [1] [3]
Самолет
[ редактировать ]Самолет поступил на вооружение в 1975 году. Самолет простоял в эксплуатации пять месяцев с конца 1992 года по 21 апреля 1993 года. Испытательные полеты проводились 22 и 26 апреля. Перед отъездом в Сенегал проверки выявили ряд дефектов двигателя: нагар в масляных фильтрах, отсоединенные кабели и следы нагрева. Однако рейс состоялся по расписанию. [2]
Пассажиры
[ редактировать ]« Чиполополо» были очень многообещающей сборной Замбии. На Олимпийских играх 1988 года в Сеуле их победа над Италией со счетом 4: 0 включала хет-трик Калуши Бвали , который позже в том же году стал лучшим африканским футболистом года . Они нацелились на трофей Кубка африканских наций 1994 года , заняв третье место в 1990 году и получив место на своем первом чемпионате мира . [4]
В результате катастрофы погибли все 30 пассажиров и членов экипажа, в том числе 18 игроков, а также тренер национальной сборной и вспомогательный персонал.
Три игрока «Чиполополо» играли за клубы УЕФА , и каждый строил отдельные планы поездок из своих клубов в Европу в Сенегал. Капитан Калуша Бваля — впоследствии тренер сборной и президент ФАЗ — играл за ПСВ Эйндховен . Шарль Мусонда , игрок «Андерлехта» , ранее получил травму и в то время находился в Бельгии на реабилитации. [5] Джонсон Бваля играл за «Бюлле» и приехал бы из Швейцарии. [6] Беннетт Малванда Симфукве, который был откомандирован в FAZ своими работодателями ( ZCCM ) на 5 лет и должен был лететь этим рейсом, на нем не был, потому что его работодатели требовали, чтобы его немедленно исключили из списка тех, кто официально планировалось отправиться в Сенегал.
Расследование
[ редактировать ]Кампания по обнародованию расследования катастрофы в Габоне продолжалась и в 2000-е годы. [7] [8] В ноябре 2003 года правительство Габона опубликовало предварительный отчет о расследовании катастрофы, в котором утверждалось, что загорелся левый двигатель, и, пытаясь справиться с огнем, пилот думал, что заглушил этот двигатель, хотя на самом деле он заглушил. правый двигатель из-за неисправной лампы. Несмотря на это, родственники погибших продолжают лоббировать правительство Замбии, чтобы оно подготовило отчет о том, как самолету разрешили покинуть Замбию и почему игроков перевезли на военном самолете. [9] [10] [11] [12] [13]
В мае 2002 года семьям погибших игроков было передано 4 миллиона долларов в качестве компенсации. [14]
Последствия
[ редактировать ]Члены национальной сборной, погибшие в результате крушения, были похоронены на так называемом «Акре героев», недалеко от стадиона Независимости в Лусаке. [9]
Новая команда была быстро собрана, и во главе с Калушей Бвалией ей предстояла трудная задача: завершить отборочные матчи чемпионата мира по Замбии (чуть не пропустив квалификацию, финишировав на одно очко позади Марокко ), а затем подготовиться к предстоящему Кубку африканских наций , который был всего лишь Через несколько месяцев он пройдет в Тунисе. [3]
Возрожденная команда бросила вызов шансам и, продемонстрировав атакующий стиль игры, вышла в Кубка африканских наций 1994 года финал против Нигерии . Они повели в счете в первом тайме, но « Супер Иглз» быстро сравняли счет и во втором тайме догнали победителя. Несмотря на поражение, замбийская команда вернулась домой национальными героями. [15]
В 2012 году Замбия выиграла Кубок африканских наций в Либревиле, всего в нескольких сотнях метров от места крушения; Победа была посвящена погибшим в этой трагедии. Замбия обыграла Кот-д'Ивуар со счетом 8–7 в серии пенальти после того, как игра закончилась со счетом 0–0 после основного и добавленного времени. [16] [17] [18]
Авария стала темой испано-замбийского документального фильма 2015 года «Восьмая команда » режиссера Хуана Родригеса-Бризо.
Жертвы
[ редактировать ]Все тридцать человек, находившиеся на борту, погибли в результате крушения. Было обнаружено 24 тела, но опознать удалось только 13. [19]
Экипаж[ редактировать ]
| Тренерский состав[ редактировать ]
|
Футболисты
[ редактировать ]Источник: [20]
Нет. | Поз. | Игрок | Дата рождения (возраст) | Кепки | Цели | Клуб |
---|---|---|---|---|---|---|
ГК | Дэвид Чабала | 2 февраля 1960 г. (33 года) | 115 | 0 | Муфира Уондерерс | |
ГК | Ричард Мванза | 5 мая 1959 г. (33 года) | 8 | 0 | Кабве Воины | |
ЗФ | Уайтсон Чангве | 19 октября 1964 г. (28 лет) | 31 | 1 | Кабве Воины | |
ЗФ | Джон Соко | 5 мая 1968 г. (24 года) | 25 | 0 | Нарочно | |
ЗФ | Сэмюэл Чомба | 5 января 1964 г. (29 лет) | 21 | 2 | Динамо | |
ЗФ | Роберт Ватиякени | 18 октября 1969 г. (23 года) | 4 | 0 | Динамо | |
ЗФ | Зима в помещении | неизвестный | 2 | 0 | Силовые динамо-машины | |
ЗФ | Кенан Симамбе | 23 августа 1974 г. (18 лет) | 1 | 1 | Силовые динамо-машины | |
ПФ | Дерби Макинка | 5 сентября 1965 г. (27 лет) | 98 | 10 | Аль-Эттифак | |
ПФ | Мудрость в комнате шансов | 17 апреля 1964 г. (29 лет) | 34 | 4 | Динамо | |
ПФ | Красивый Эстон | 7 августа 1961 г. (31 год) | 34 | 1 | Нарочно | |
ПФ | Моисей Чиквалаквала | 28 августа 1969 г. (23 года) | 7 | 3 | Нарочно | |
ПФ | Нумба Мвила | 18 марта 1972 г. (21 год) | 4 | 1 | Нарочно | |
ПФ | Годфри Кангва | неизвестный | 1 | 0 | Касабланка Олимпик | |
НП | Меня зовут Тимоти | 21 мая 1968 г. (24 года) | 16 | 2 | Нарочно | |
НП | Кельвин Мутале | 20 сентября 1969 г. (23 года) | 10 | 12 | Аль-Эттифак | |
НП | Патрик Банда | 28 января 1974 г. (19 лет) | 6 | 3 | Глубокие воины | |
НП | Корабль Моисея | 30 июля 1971 г. (21 год) | 1 | 0 | Кабве Воины |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б « Неисправный самолет убил команду Замбии» . Новости Би-би-си . Британская радиовещательная корпорация. 28 ноября 2003 года . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Авария самолета ASN de Havilland Canada DHC-5D Buffalo AF-319 Atlantic Ocean, у берегов Габона» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Монтвилл, Ли (18 октября 1993 г.). «Триумф на священной земле» . Иллюстрированный спорт . Time Inc. Архивировано из оригинала 27 апреля 2018 года . Проверено 17 декабря 2010 г. Альтернативный URL
- ^ «Замечательный путь Замбии, несмотря ни на что, делает ее победителем» . fourfourtwo.com . 12 февраля 2012 г.
- ^ «Футбольные герои вспомнили» . Времена Замбии . Ндола, Замбия: Times Printpak Limited. 28 апреля 2010 года . Проверено 17 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Тернер, Грэм (28 апреля 1993 г.). «Футбольная команда Замбии погибла в авиакатастрофе» . Эль Паис (на испанском языке). ISSN 1134-6582 . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ Гондве, Кеннеди (28 апреля 2002 г.). «Семьи авиакатастроф грозят судебным иском» . BBC Спорт Онлайн . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ «Депутаты Замбии требуют отчета об авиакатастрофе» . Би-би-си . 28 марта 2002 года . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «День, когда плакала нация» . BBC Спорт Онлайн . Британская радиовещательная корпорация. 24 апреля 2003 года . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ «Память жертв катастрофы в Габоне» . Национальная радиовещательная корпорация Замбии. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ Дюрден, Джон (23 января 2010 г.). «Футбол Юнайтед: Замбия творит новую историю после трагического прошлого» . Goal.com . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ Капембва, Джефф (30 апреля 2010 г.). «Отчет о катастрофе самолета в Замбии все еще не опубликован 17 лет спустя» . Южные Таймс . Виндхук, Намибия: NAMZIM Newspapers (Pty) Limited. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ Кунда, Робинсон (27 апреля 2010 г.). «Бюрократическая волокита задерживает доклад Габона» . Замбия Дейли мейл . Проверено 19 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «4 миллиона долларов для семей погибших в Замбии» . BBC Спорт Онлайн . Британская радиовещательная корпорация. 13 мая 2002 года . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ Мунгази, Фараи (24 января 2010 г.). «Калуша Бвалия из Замбии вновь переживает финал Кубка Наций 1994 года» . BBC Спорт Онлайн . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 22 декабря 2010 г.
- ^ Александр Лоснегард (28 июля 2016 г.). «Как Замбия восстановила свое состояние через год после фатальной авиакатастрофы 1993 года» . Эти Football Times . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ «Трагедия порождает сказочную историю Замбии» . FIFA.com . 27 апреля 2018 года . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ Джазми, Мани (10 февраля 2012 г.). «Замбийские футболисты помнят потерянное поколение игроков» . Би-би-си Спорт . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ «Сегодня исполняется 19 лет со дня авиакатастрофы в Габоне» . Лусака Таймс . 27 апреля 2012 года . Проверено 25 апреля 2013 г.
- ^ Санг, Киплагат (28 апреля 2022 г.). «Каманга из FAZ: Замбия может почтить память жертв авиакатастрофы в Габоне 1993 года на выставке Afcon 2023» . цель.com . Проверено 14 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1993 год в Габоне
- 1993 год в Замбии
- Авиационные происшествия и инциденты с участием профессиональных спортивных команд
- Авиационные происшествия и происшествия в 1993 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Габоне
- Аварии и инциденты с участием самолета de Havilland Canada DHC-5 Buffalo
- Аварии и инциденты с участием военной авиации
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные пожарами в полете
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные неправильным выключением двигателя
- Случайные смерти в Габоне
- Квалификация чемпионата мира по футболу 1994 года (CAF)
- Сборная Замбии по футболу
- 1993–94 в замбийском футболе
- 1993 в замбийском спорте
- События апреля 1993 года в Африке
- 20 век в Либревиле
- 1993 в габонском спорте