Jump to content

Просвещение ( Доктор Кто )

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

127 – Просветление
Доктор Кто сериал
Бросать
Гость
Производство
Режиссер Фиона Камминг
Написал Барбара Клегг
Редактор сценариев Эрик Савард
Продюсер: Джон Натан-Тернер
Исполнительный продюсер (ы) Никто
Музыка Малькольм Кларк
Производственный код
Ряд 20 сезон
Время работы 4 серии по 25 минут каждая
Первая трансляция 1 марта 1983 г. ( 1983-03-01 )
Последняя трансляция 9 марта 1983 г. ( 09.03.1983 )
Хронология
Предшественник
Конечная остановка
Далее
Королевские демоны
Список серий (1963–1989)

Просвещение — пятый сериал 20-го сезона британского научно-фантастического телесериала « Доктор Кто» , который первоначально транслировался четырьмя частями два раза в неделю на канале BBC1 с 1 по 9 марта 1983 года. Это был 127-й сериал сериала. [ примечание 1 ] сценарий написала Барбара Клегг , а режиссером выступила Фиона Камминг , что сделало его первым сериалом, написанным и поставленным женщинами.

В сериале инопланетный путешественник во времени ( Пятый Доктор Питер Дэвисон ) и его спутники Теган Джованка ( Джанет Филдинг ) и Вислор Терлоу ( Марк Стриксон ) встречают группу богоподобных бессмертных, которые мчатся на исторических парусных судах с Земли через космос. укомплектованный людьми, которых они вытащили из времени, в попытке выиграть приз просвещения. Терлоу находится под контролем Черного Стража ( Валентайн Дьял ), но борется с приказом Стража убить Доктора. «Просвещение» — третий из трех слабо связанных между собой сериалов, в которых Черный Страж пытается заставить Терлоу убить Доктора.

Производство сериала было затруднено из-за проблем, вызванных забастовкой электриков BBC во время съемок. В конечном итоге он был закончен на три месяца позже графика, но отсутствие нескольких актеров на новые даты съемок вынудило продюсерскую группу в кратчайшие сроки переделать их роли. Первая трансляция «Просвещения» собрала в среднем 6,8 миллиона зрителей за серию и получила в целом положительные отзывы критиков.

После вмешательства Белых и Чёрных Стражей Пятый Доктор материализует ТАРДИС в трюме эдвардианской яхты, хотя Доктор чувствует, что что-то не так. Человеческий экипаж понятия не имеет, как они туда попали и где они находятся, но знают, что принимают участие в гонке. Доктор и его товарищи, Теган и Терлоу , обнаруживают, что яхта и несколько других исторических земных кораблей участвуют в гонке на солнечных парусах через Солнечную систему. Офицеры корабля оказываются « Вечными », в отличие от Доктора и людей, которых они несколько пренебрежительно называют «Эфемерами». Вечные живут в «бездорожной пустоши вечности» и полагаются на эфемеров в своих мыслях и идеях. Эту гонку проводят Стражи, призом которой является Просветление, мудрость знать всё. Доктор обнаруживает, что Вечные заставили его ТАРДИС исчезнуть, вынудив его и его товарищей остаться до завершения гонки.

Гонка продолжается, несколько судов уничтожены взрывами. Доктор подозревает, что виновата команда «Буканир» корабля 17-го века пиратского , поскольку это было ближайшее судно на момент разрушения. Терлоу, пытаясь вырваться из-под контроля Черного Стража, попадает на борт «Буканьера» и встречает Вечного капитана Рэка, заявляя о своем желании присоединиться к ее команде и узнавая, что она тоже работает на Черного Стража. Он находит на борту ее корабля оборудование, которое, по-видимому, является источником устройства, уничтожающего другие корабли, и слышит поблизости голос Черного Стража. Позже Рэк предлагает эдвардианским офицерам прием на борту своего корабля. Во время приема Терлоф демонстрирует Доктору оборудование, дающее преимущества Рэку, в то время как Рэк гипнотизирует Тегана и вживляет в тиару Тегана (Теган и Марринер присутствуют на приеме капитана Рэка в полном эдвардианском костюме) красный кристалл. После приема и продолжения гонки Доктор видит Пират приближается к эдвардианскому кораблю и определяет, что красный кристалл используется в качестве фокуса оружия, и избавляется от тиары, прежде чем Рэк сможет уничтожить корабль.

Ближе к концу гонки солнечный ветер стихает, и « Буканьер» вырывается вперед, опережая эдвардианский корабль. Не желая видеть победу Рэка, Вечные возвращают ТАРДИС Доктору, позволяя ему отправиться к Пирату . Однако его схватили, и первый помощник Рэка предлагает выбросить Доктора за борт. С эдвардианского корабля Теган и остальные наблюдают, как два тела выбрасываются из « Буканьера» прямо перед тем, как он пересекает финишную черту.

Корабли и их человеческие экипажи возвращаются на Землю, а Стражи увольняют остальных Вечных. Выясняется, что Доктор выиграл гонку, а Рэк и ее первый помощник попали в «несчастный случай». Доктор отказывается от приза, но, поскольку Терлоф помог Доктору, он имеет право на часть приза. Черный Страж напоминает Терлоу об их сделке и говорит, что он может отказаться от алмаза или пожертвовать Доктором, чтобы получить и Просветление, и ТАРДИС. Турлоу швыряет алмаз в Черного Стража, который исчезает в криках и пламени. Доктор отмечает, что Просветление было не бриллиантом, а самим выбором.

Непрерывность

[ редактировать ]

В ознаменование юбилея сериала каждая история 20-го сезона включала возвращение врага из прошлого Доктора. Во время этой трилогии (начавшейся в сериале «Модрин Нежить » и завершившейся «Просвещением ») врагом был Черный Страж , с которым в последний раз столкнулось четвертое воплощение Доктора в конце саги «Ключ ко времени» в сериале 1979 года «Армагеддон». Фактор . [ 1 ] В истории также вернулся Белый Страж , которого также не видели с 1979 года.

Производство

[ редактировать ]

Концепция и написание

[ редактировать ]

Написав ряд сценариев для радио и телевидения, включая эпизоды «Перекрестка» и «Прогулка Ваггонера» , Барбара Клегг подала идею сюжета «Доктора Кто» редактору сценария Эрику Саварду , знакомому из драматического отдела BBC. [ 1 ] Заинтересованная в написании сценария для сериала, Клегг была вдохновлена ​​тем, что дальние родственники останавливались у нее и требовали постоянных развлечений во время своего визита, основывая на них характер Вечных. Первоначально названный «Просветители» , ее работа включала в себя корабли, мчащиеся в космосе, которые с добавлением подсюжета «Черный страж» в конечном итоге превратились в показанную на экране историю. Саварду и продюсеру сериала Джону Натану-Тернеру понравились идеи Клегга, и в сентябре 1981 года они заказали сценарий.

Первый эпизод был поставлен Клеггом в октябре, а три следующих — в январе 1982 года. [ нужна ссылка ] Теперь планировалось, что сериал завершит трехэтажную трилогию с участием Черного Стража , и Клегг должным образом вписала повторяющихся персонажей в свои сценарии. [ нужна ссылка ] К маю 1982 года возникли проблемы со сценарием Пэта Миллса « Песня космического кита» , который должен был открыть трилогию «Черный страж». Сценарий Миллса в конечном итоге был исключен, и продюсерская группа решила перенести «Просветителей» вперед в этом сезоне, чтобы заменить его, что потребовало значительных переписываний. Питеру Гримвейду в конечном итоге было поручено написать «Модрин Нежить» вместо «Песни космического кита» , а «Просветители» были утверждены как пятый сериал сезона. [ 2 ]

Первый вариант первой части не содержал никаких материалов, касающихся Стражей, а Терлоу был второстепенной фигурой, а сценарий был сосредоточен на отношениях между Марринером и Теганом. [ 3 ] В сентябре 1982 года , когда шла подготовка к съемкам, Савард изменил название рассказа на «Просвещение» , и это название, по его мнению, было более загадочным. [ нужна ссылка ] Савард также переписал части сценария, относящиеся к сюжетной линии, особенно финальные сцены противостояния в конце четвертой части. [ 4 ] Первоначально Питер Моффат был назначен режиссером сериала, но из-за проблем со сценарием «Космический кит» его попросили возглавить замену из-за его опыта, и поэтому Фионе Камминг было предложено взять на себя руководство «Просвещением» . [ 5 ]

Как только производство началось, стало очевидно, что первая и вторая части отстают, поэтому было написано больше диалогов, чтобы заполнить время. [ 2 ] Первоначально предполагалось, что персонаж Джексона не появится снова после второго эпизода, но во время съемок Савард забеспокоился, что оказалось, что его казнили, и поэтому он и Клегг переписали третью часть, включив в нее его. [ 6 ] Третья часть также выглядела в стадии разработки, поэтому сцены из четвертой части были перенесены вперед, а финальные сцены со Стражами были продлены, чтобы компенсировать это. [ 2 ]

Камминг пришла в голову идея, что «Вечные» не будут моргать и набирать актеров, которые, по ее мнению, могли бы сыграть отстраненно. [ 2 ] Камминг вспомнила, что Питер Саллис сыграл такого же отстраненного персонажа в драме BBC 1974 года «Паллисеры» , и она взяла его на роль Страйкера. Саллис присутствовал во время репетиций сериала, но когда производство было отложено, он был недоступен на новые даты съемок, поскольку был занят съемками « Последнего летнего вина» и был вынужден покинуть производство, и его заменил Кейт Бэррон . [ 5 ] Линда Барон была выбрана на роль капитана Рэка, ранее она участвовала в Доктор Кто» сериале « 1966 года «Стрелки» в роли голоса, поющего «Балладу о салуне последнего шанса», который можно услышать на протяжении всей этой истории. [ 7 ] Тони Контеру , который ранее играл Тэтчер в «Крестовом походе» и Моргана в «Колонии в космосе» , была отведена роль Джексона, а Кристофер Браун и Дэвид Рул были выбраны на роли Марринера и помощника Рэка Мэнселла соответственно. [ 3 ] Как и Саллис, Дэвид Рул не смог присутствовать на пересмотренных датах съемок в январе, поэтому певец Ли Джон заменил его в кратчайшие сроки, несмотря на отсутствие предыдущего актерского опыта. [ 4 ]

Валентин Дьял первоначально сыграл Чёрного Стража в сериале 1979 года «Фактор Армагеддона» , первом появлении персонажа в сериале, и повторил эту роль в 20 сезоне , появившись в «Модрин Нежить» , «Терминус» и «Просвещение» . [ 1 ] Точно так же Сирил Лакхэм повторил роль Белого Стража , которую он ранее играл в сериале 1979 года «Операция Рибос» . [ 1 ]

Внутренние комплектации лодок не строились специально для программы, а собирались из имеющихся на складах реквизита. [ 8 ] Первоначально Камминг надеялся имитировать покачивание кораблей, установив декорации на роликах, но от этой идеи отказались из-за затрат, и вместо этого эффект был достигнут за счет перемещения камер. [ 1 ] Фотография тети Тегана Ванессы, один из предметов, созданных Марринером из содержимого ее разума, была снята специально для съемок, что потребовало от Долоры Уайтман (которая играла персонажа в «Логополисе ») заключить контракт на однодневную фотосессию. [ 2 ] Модели лодок, использованные в гоночных сценах, были созданы дизайнером визуальных эффектов Майком Келтом после обширных исследований в Национальном морском музее . [ 2 ] Для съемок корабли были установлены на стержнях, а весла работали от аккумуляторов. Модель корабля Дэйви осталась нетронутой, а его взрыв был отснятым эффектом, который был смонтирован в эпизоде. [ 2 ] Келт был шокирован ветхим состоянием опоры консоли ТАРДИС и беспокоился о том, чтобы не повредить ее во время съемок взрыва из первой части, и спросил продюсера Джона Натана-Тернера, может ли он заменить ее, но ему ответили, что денег нет. [ 2 ]

Устаревшие гидрокостюмы на эдвардианском корабле на самом деле представляли собой прочные комбинезоны, выкрашенные в черный цвет. [ 3 ] Джанет Филдинг боролась с бальным платьем с глубоким вырезом, которое она носила во время съемок, поскольку оно несколько раз угрожало обнажить ее грудь. [ 7 ] Бальное платье, которое носил Барон, было сшито специально для сериала и было самым дорогим костюмом на выставке. [ 7 ] Газета, найденная Доктором в первой части, была переизданием «Таймс» за сентябрь 1901 года. [ 2 ] в то время как еда и напитки, подаваемые во время вечеринок, были настоящими. [ 7 ]

Основные съемки сериала начались в начале ноября 1982 года, съемки были разделены на два основных блока. [ 4 ] Первый блок был снят на пленку на студии Ealing Studios в период с 3 по 5 ноября и состоял из сцен на палубе и ряда модельных кадров. Актер Марк Стриксон был ранен во время съемок сцены, где Терлоф бросается за борт, когда трос Кирби , на котором он был подвешен, оборвался, в результате чего он мог ходить с трудом в течение нескольких недель. [ 2 ] Работа студии должна была продолжаться с 6 ноября до середины декабря и включать все внутренние сцены и сцены в ТАРДИС. [ 4 ] Однако к середине ноября профсоюз электриков EEPTU начал забастовку, которая сорвала съемки ряда программ BBC, включая «Просвещение» , и потенциально означало, что от последних трех сериалов сезона придется отказаться. [ нужна ссылка ] Спор электриков был урегулирован к декабрю, но он сильно повлиял на график записи сериала. Съемочная группа смогла снять следующий сериал «Демоны короля» в соответствии с графиком, а это означает, что остался только один блок записи для частично завершенного «Просвещения» и финала сезона Эрика Саварда; Возвращение . [ 5 ] Поскольку часть съемок уже завершена и это важно для завершения сюжетной арки «Черный страж», было решено, что «Просвещение» должно иметь приоритет, и поэтому второй производственный блок был перенесен на январь 1983 года. [ 4 ] а «Возвращение» было заброшено. [ 5 ] Из-за задержек съемки сериала завершились примерно за месяц до даты его трансляции, а это означает, что композитор Малкольм Кларк получил озвучку первой серии только за неделю до трансляции. [ 5 ] ему приходилось полагаться на музыкальные реплики, которые он записал несколькими неделями ранее, не просматривая никаких отснятых материалов. [ 7 ]

Темы и интерпретация

[ редактировать ]

Писательница Барбара Клегг основала «Вечных» на богатой группе своих родственников, которые, навещая ее, требовали постоянных развлечений, обращаясь с другими членами семьи почти как с «меньшими существами». [ 2 ] Клегг черпал вдохновение из библейской Книги Бытия , получая приз просвещения от Древа Познания . Прочитав о солнечных ветрах , она решила использовать их в качестве основы для движения космических кораблей. [ 2 ] Клегг подчеркнул природу просветления, показав, что это не знание, как полагают Вечные, а мудрость, о чем свидетельствует Черного отказ Терлофа от Стража . [ 9 ]

В этом эпизоде ​​используется обычный научно-фантастический образ: скучающие богоподобные существа, играющие жизнями смертных ради развлечения. [ 10 ] В своей книге «О времени » Лоуренс Майлз и Тэт Вуд сравнивают это с распространенным направлением детской фантастики, где волшебные миры удерживаются вместе правилами детей, которые их посещают. [ 11 ] Майлз и Вуд также подчеркивают политические элементы истории, сравнивая изображение Вечных с представлением о высших классах как о «изнеженных паразитах, питающихся трудом (а в данном случае воображением) пролов». Затем Доктор участвует в классовой борьбе, помогая рабочим обрести свободу, в то время как дворяне получают возмездие. [ 9 ]

В своем эссе «Любовь — незнакомец », опубликованном в первом томе журнала «Доктор Кто» — специальное издание , Дэвид Бэйли подчеркивает центральную идею о том, что «Жизни маленьких людей драгоценны, особенны и за них стоит бороться… Возможно, Вечные невообразимая сила у них под рукой, но им не хватает одного: способности жить и умирать, и они завидуют ей». [ 12 ] Пустота бессмертия была нитью, проходящей через весь 20 сезон : в более ранней истории «Модрин Нежить» Модрин показана в ловушке бесконечного цикла болезненной регенерации, а в « Пяти докторах » приз Борусы в виде бессмертия приводит к немногим большему, чем живая смерть. . [ 12 ] Ужас вечной жизни возвращается домой, когда Черный Страж угрожает Терлоу бессмертием в качестве наказания за неудачу, что заставляет его попытаться покончить жизнь самоубийством, а не встретиться с вечностью. [ 12 ]

Транслировать

[ редактировать ]

Впервые «Просвещение» транслировалось два раза в неделю на канале BBC One в течение первых двух недель марта 1983 года. В среднем эпизоды с сюжетами посмотрели 6,8 миллиона зрителей, при этом самый высокий показатель просмотров финального эпизода составил 7,3 миллиона. [ нужна ссылка ] Средний балл эпизодов составил 67,5% в BARB Индексе признательности , причем четвертая часть снова достигла самых высоких показателей. [ нужна ссылка ]

Эпизод Заголовок Время выполнения Исходная дата выхода в эфир Британские зрители
(миллионы) [ 13 ]
1 "Часть первая" 24:12 1 марта 1983 г. ( 1983-03-01 ) 6.6
2 «Часть вторая» 24:23 2 марта 1983 г. ( 02.03.1983 ) 7.2
3 «Часть третья» 24:38 8 марта 1983 г. ( 08.03.1983 ) 6.2
4 «Часть четвертая» 24:34 9 марта 1983 г. ( 09.03.1983 ) 7.3

BBC хранит все четыре эпизода на пленке D-3 , перенесенной с оригинальных 2-дюймовых видеокассет . [ 2 ]

Рассматривая историю для специального выпуска журнала «Доктор Кто» «200 золотых моментов» , Джереми Бентам назвал ее эпической по масштабу, предполагая, что она отражает первоначальные сильные стороны сериала; «спектакль, старинная сценография и клаустрофобное настроение». Он сравнивает «Просвещение» с работами Стэнли Кубрика , говоря: «Это было грандиозно, одиноко и да, это было эпично». [ 14 ] Пересматривая историю для того же журнала после ее выпуска на DVD, Гэри Гиллатт был столь же бурен, назвав его «одним из Доктора Кто лучших сериалов ». Он подчеркивает игру Кита Бэррона в роли капитана Страйкера как «мастер-класс недооцененной угрозы» и «идеального голоса», сопоставляя это с чрезмерным злодейством в пантомиме Линды Барон в роли капитана Рэка с двумя капитанами. идеально уравновешивают друг друга. [ 15 ]

В статье для Radio Times Марк Брэкстон был менее очарован некоторыми выступлениями, предположив, что Бэрон и Валентин Дьялл представили «грубые» интерпретации своих персонажей, в то время как Ли Джон «делает тяжелую погоду из самых простых занятий: управление кораблем, кажется, требуют самой причудливой позы». У него были неоднозначные взгляды на эту историю в целом, заявив, что « Просвещение имеет многообещающие компоненты, которые собираются вместе и на короткое время создают небольшое волшебство, а затем снова исчезают, как корабли, проходящие в ночи». [ 16 ] Джон Синнотт из DVD Talk высказал столь же неоднозначное мнение о сериале, хотя и признал, что «хотя не все у него получается, они стараются, и многое работает, а не нет». Синнотт также особо похвалил игру Кита Бэррона, а также отношения между Марринером и Теганом. [ 17 ]

В своей книге «О времени » Лоуренс Майлз и Тэт Вуд одинаково неоднозначно относятся к сериалу, хваля обстановку и игру Бэррона и Брауна и предполагая, что он «продолжает традицию помещения символов из знакомого нам мира в сбивающую с толку обстановку». ... (оно) завершает великую иллюзию создания ощущения, что история и фэнтези являются частью одного и того же континуума». Однако они менее лестны в отношении других элементов, ссылаясь на вывод как на то, что их «спешат и спешат», со слишком большим упором на Стражей и мало на судьбах Вечных. Они также отвергают раскрытие просветления как природу выбора Терлоу, как «опасно близкое к подростковому», и обвиняют его в «тресково-мифологическом морализаторстве». [ 18 ]

В 2009 году «Просвещение» заняло 72-е место в опросе читателей журнала «Доктор Кто» Mighty 200 , в котором все сериалы «Доктора Кто» были ранжированы до этого места в порядке предпочтения. [ 19 ]

Коммерческие релизы

[ редактировать ]

В печати

[ редактировать ]
Просвещение
Автор Барбара Клегг
Художник обложки Эндрю Скиллетер
Ряд Доктор Кто : Книга
Целевые новеллизации
Номер выпуска
85
Издатель Целевые книги
Дата публикации
24 мая 1984 г.
ISBN 0-426-19537-Х

Новеллизация этого сериала, написанная автором рассказа Барбарой Клегг, была опубликована Target Books в мае 1984 года с обложкой Эндрю Скиллетера и имела номер 85 в текущем диапазоне. [ 20 ] Это был первый роман «Доктор Кто», написанный женщиной. [ 20 ] после публикации книги Журнал «Доктор Кто» не был в восторге от книги, заявив в своей рецензии, что «во многих отношениях она попадает в знакомые ловушки Терренса Дика , поскольку представляет собой прямую переработку сценария с «сказанным» после всех выступлений. недостатков, «Просвещение» остается хорошим чтением просто из-за силы истории». [ 21 ] Позже в 1984 году книга была переиздана как часть подарочного набора «Шестой Доктор Кто» вместе с тремя другими романами «Доктор Кто»; Доминаторы , Модрин Нежить и «Пять Докторов». [ 20 ]

Домашние СМИ

[ редактировать ]

«Просвещение» было выпущено на видеокассете VHS в феврале 1993 года. [ 22 ] Впоследствии он был выпущен на DVD как часть трилогии «Черный страж» вместе с предыдущими историями Mawdryn Undead и Terminus 10 августа 2009 года. [ 23 ] Второй диск DVD включает версию истории «Специальное издание»; монтаж в стиле кинофильма с новой компьютерной графикой и недавно записанным вступлением режиссера Фионы Камминг. [ 24 ] Журнал «Доктор Кто» не был в восторге от новой редакции, предположив, что «что в ней особенного, подлежит обсуждению». Рецензент пренебрежительно отозвался о новых спецэффектах, заявив, что «это иронично, поскольку есть несколько историй о Докторе Кто, которые меньше нуждаются в замене эффектов, чем Просвещение . Оригинальная модель великолепна, в то время как этот заменяющий материал по сравнению с ней груб и бесхитростен». [ 15 ] Помимо специального издания, DVD содержал ряд дополнительных материалов, в том числе документальный фильм « Создание...» и расширенные интервью с режиссером Фионой Камминг, писательницей Барбарой Клегг и актером Марком Стриксоном , документальный фильм о «Стражах» и отрывок из фильма Рассела Харти. «Рождественская вечеринка» Телевизионный выпуск с участием Питера Дэвисона . [ 24 ] Этот сериал также был выпущен как часть DVD-файлов «Доктор Кто» в выпуске 57 от 9 марта 2011 года. В сентябре 2023 года история была снова выпущена в обновленном формате для Blu-ray и включена в другие истории 20-го сезона в Доктор Кто — Бокс-сет коллекции . [ 25 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Из обзора серии журнала «Доктор Кто» , выпуск 407 (стр. 26–29). В «Discontinuity Guide» , в котором учитывается нетранслируемый сериал «Shada» , эта история указана под номером 128. для региона 1 DVD Выпуски соответствуют системе нумерации «Discontinuity Guide» .
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Брайер 2013 , с. 60.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Пиксли, Эндрю (май 2002 г.). «Просвещение: Архив Экстра». Специальный выпуск журнала «Доктор Кто» (1). Журналы Panini: 38–39.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Брайер 2013 , с. 63.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Брайер 2013 , с. 61.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Майлз и Вуд 2004 , с. 226.
  6. ^ Брайер 2013 , с. 64.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Брайер 2013 , с. 65.
  8. ^ Брайер 2013 , с. 62.
  9. ^ Перейти обратно: а б Майлз и Вуд 2004 , с. 223.
  10. ^ Майлз и Вуд 2004 , с. 222.
  11. ^ Майлз и Вуд 2004 , стр. 222–223.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Бейли, Дэвид (май 2002 г.). «Просветление: Любовь - незнакомка». Специальный выпуск журнала «Доктор Кто» (1). Журналы Panini: 38–39.
  13. ^ «Рейтинговый справочник» . Новости Доктора Кто . Проверено 28 мая 2017 г.
  14. ^ Бентам, Джереми (май 2009 г.). «Просвещение». Специальный выпуск журнала «Доктор Кто»: 200 золотых моментов (22). Журналы Panini: 86.
  15. ^ Перейти обратно: а б Гиллатт, Гэри (16 сентября 2009 г.). «Трилогия Черного Стража». Обзор DWM. Журнал «Доктор Кто» (412). Журналы Panini: 57–59.
  16. ^ «Доктор Кто: Просветление» . Радио Таймс . 6 февраля 2012 года . Проверено 1 апреля 2013 г.
  17. ^ Синнотт, Джон (10 февраля 2010 г.). «Доктор Кто: Трилогия Чёрного стража» . Разговор о DVD . Проверено 1 апреля 2013 г.
  18. ^ Майлз и Вуд 2004 , стр. 224–225.
  19. ^ Гриффитс, Питер (14 октября 2009 г.). «Могучие 200!». Журнал «Доктор Кто» (413). Журналы Panini: 20.
  20. ^ Перейти обратно: а б с «Просвещение» . В цель. Архивировано из оригинала 5 января 2002 года . Проверено 29 марта 2013 г.
  21. ^ «Просвещение». С полки. Доктор Кто Ежемесячник (87). Марвел. Апрель 1984 года.
  22. ^ Брайер 2013 , с. 67.
  23. ^ «Доктор Кто: Трилогия Чёрного Стража (DVD)» . Магазин BBC . Проверено 1 апреля 2013 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б «Трилогия «Черный страж» — DVD» . Команда восстановления Доктора Кто. 28 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 г. Проверено 29 марта 2013 г.
  25. Доктор Кто – Коллекция, 20 сезон, Blu-Ray. Дата выхода: 18 сентября 2023 г. Видео BBC. ASIN: B0CBN3G7JS

Библиография

[ редактировать ]
  • Майлз, Лоуренс; Вуд, Тат (2004). О времени – Том 5: 1980–1984 гг . Безумная норвежская пресса. ISBN  0-9759446-4-9 .
  • Брайер, Дэвид (март 2013 г.). «Просвещение». Факт вымысла. Журнал «Доктор Кто» (458). Журналы Панини.
[ редактировать ]

Целевая новеллизация

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e3292a8fa1e35cec9ba4d08c98451e7__1720962180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/e7/4e3292a8fa1e35cec9ba4d08c98451e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Enlightenment (Doctor Who) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)