Этапы жизни
Этапы жизни | |
---|---|
Немецкий: Этапы жизни | |
![]() | |
Художник | Каспар Давид Фридрих |
Год | 1835 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 72,5 см × 94 см (28,5 × 37 дюймов) |
Расположение | Музей изящных искусств , Лейпциг |
«Этапы жизни» ( нем . Die Lebensstufen ) — аллегорическая картина маслом 1835 года романтика пейзажиста- немецкого художника- Каспара Давида Фридриха . Завершенная всего за пять лет до его смерти, эта картина, как и многие его произведения, формирует размышления как о его собственной смертности, так и о быстротечности жизни.
Действие картины происходит на берегу моря. На переднем плане изображен пожилой мужчина, повернувшись спиной к зрителю, идущий к двум взрослым и двум детям на вершине холма с видом на гавань. [ 1 ] Фигурам вторят пять кораблей, показанных в гавани, каждый на разном расстоянии от берега, - аллегорическое указание на разные этапы человеческой жизни, на конец путешествия, на близость смерти.
Хотя действие многих картин Фридриха происходит в воображаемых пейзажах, «Этапы жизни» узнаваемо расположены в Уткеке, недалеко от места его рождения, Грайфсвальда, в сегодняшней северо-восточной Германии. Фигуры были идентифицированы как Фридрих и его семья. Пожилой мужчина — это сам художник, молодой мальчик — его сын Густав Адольф, молодая девушка — его дочь Агнес Адельхайд, старшая девочка — его дочь Эмма, а мужчина в цилиндре — его племянник Иоганн Генрих. [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]На картине изображен порт Балтийского моря в сумерках. В море можно увидеть три парусника, возвращающихся домой; большой корабль посередине уже начал натягивать паруса. Два парусника поменьше почти достигли суши. Тот, что справа, направляется прямо к группе из пяти человек на берегу, в которых по одежде можно узнать горожан. Посреди них сидит мальчик, который держит шведский вымпел, а девочка рядом с ним тянется к нему. Справа от них сидит женщина, которая наклоняется к обоим детям и поднимает правую руку.
Эти пять фигур соответствуют пяти кораблям, видимым в гавани за ее пределами. Три группы фигур (один пожилой мужчина, двое взрослых и двое детей) перекликаются с расположением кораблей на разном расстоянии от берега как аллегорией этапов жизни и близости к смерти. Считается, что центральный корабль символизирует мать, а дальше от берега две маленькие лодки (отсылка к двум детям) только что начали свое путешествие и все еще остаются на мелкой чистой воде. На горизонте самый дальний корабль исчезает в заходящем горизонте, символизируя путешествие старика из этой жизни в неизведанное. [ 3 ]
С другой стороны, другие критики интерпретировали два корабля вдалеке как мать и отец, отплывающие, чтобы прожить свою жизнь и набраться опыта и мудрости как родители, а большой корабль, ближайший к берегу, как старика - человека, прожившего полную жизнь. жизнь, накопил много опыта и, наконец, в конце жизни въезжает в гавань. [ 4 ]
Группа образует полукруг: дети стоят в самой дальней его точке; слева и справа от них — молодой мужчина и молодая женщина. Крайний слева стоит пожилой мужчина, смотрящий прямо перед собой, за пределы круга. Женщины и дети одеты по-летнему, а старик носит пальто и меховую шапку. Нос большого корабля посередине точно совпадает с двумя детьми.
Шведский вымпел
[ редактировать ]
Родной город Фридриха, Грайфсвальд, принадлежал Померанскому герцогству до 1630 года, когда эта территория перешла к Швеции как Шведская Померания . В 1815 году он стал частью прусской провинции Померания . На картине изображены младшая дочь Фридриха Агнес Адельхайд и его сын Густав Адольф с шведским вымпелом через 20 лет после уступки Грайфсвальда Пруссии. [ 5 ] Вид охватывает полуостров на берегу Балтийского моря, за которым находится Швеция. Фридрих окрестил своего сына Густавом Адольфом в честь шведского короля Густава Адольфа IV . Шведский писатель Пер Даниэль Амадеус Аттербом писал о художнике:
Фридрих — померанец… и считает себя наполовину шведом». [ 6 ]
Заголовок
[ редактировать ]В соответствии с романтическими идеалами того времени Фридрих намеревался, чтобы его картины функционировали исключительно в визуальном плане, и поэтому он был осторожен, чтобы названия, данные его работам, не были слишком описательными или вызывающими воспоминания. Вполне вероятно, что относительно буквальное название « Этапы жизни» было дано не самим художником, а вместо этого работа была переименована во время возрождения интереса к художнику в конце 19 или начале 20 века. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Воган, 297
- ^ Борш-Супан (1973), с. 629-30
- ^ 100 шедевров. «Этапы жизни Каспара Давида Фридриха (1774-1840)». В: ТВ «Слушай и смотри», 29 2011 г., с. 130
- ^ Чарльз Розен: Каспар Давид Фридрих и язык пейзажа.
- ↑ По этой причине более ранние историки искусства считали, что картина датируется как минимум до 1815 года.
- ^ «Фридрих — померанец… и считает себя наполовину шведом». В: Аттербом, Даниэль Амадей: «Путешественные фотографии из романтической Германии», 1859 г.
- ^ « Каспар Давид Фридрих изобретает романтизм ». designboom.com. Проверено 29 января 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Борш-Супан, Хельмут и Йениг, Карл Вильгельм, 1973: Каспар Давид Фридрих. Картины, гравюры и живописные рисунки . Мюнхен: Престель Верлаг. ISBN 3-7913-0053-9
- Грейв, Йоханнес, 2017 [2012]. Каспар Давид Фридрих (2-е изд.). Лондон/Нью-Йорк: Престель. ISBN 978-3-7913-8357-6.
- Шмид, Виланд, 1992. Каспар Давид Фридрих . Кельн: ДюМон. ISBN 3-8321-7207-6
- Шмид, Виланд, 1999: Музей живописи Харенберга. 525 шедевров семи веков . Дортмунд: Harenberg Lexikon Verlag. ISBN 3-611-00814-1
- Сигель, Линда, 1978: Каспар Давид Фридрих и эпоха немецкого романтизма . Бранден Паблишинг Ко. ISBN 0-8283-1659-7 .
- Воан, Уильям, 1994: Немецкая романтическая живопись (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-06047-5
- Воган, Уильям, 2004: Фридрих . Лондон: Phaidon Press. ISBN 0-7148-4060-2
- Вольф, Норберт, 2003: Фридрих . Одеколон: Сумки. ISBN 3-8228-2293-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с этапами жизни, на Викискладе?