Jump to content

Монах у моря

Монах у моря
Художник Каспар Давид Фридрих
Год 1808–10
Середина Холст, масло
Размеры 110 см × 171,5 см (43 × 67,5 дюйма)
Расположение Старая национальная галерея , Берлин, Германия

Монах у моря ( нем . Der Mönch am Meer ) — картина маслом немецкого -романтика художника Каспара Давида Фридриха . Она была написана между 1808 и 1810 годами в Дрездене и впервые была показана вместе с картиной «Аббатство в дубовом лесу» ( Abbei im Eichwald ) на выставке Берлинской академии 1810 года. По просьбе Фридриха «Монах у моря» был повешен над «Аббатством в Дубвуд . [1] После выставки обе картины купил король Фридрих Вильгельм III для своей коллекции. [2] Сегодня картины висят бок о бок в Старой национальной галерее в Берлине . [3]

Из-за отсутствия иллюзии глубины « Монах у моря» был самой радикальной композицией Фридриха. Широкие просторы моря и неба подчеркивают худощавую фигуру монаха, стоящего перед необъятностью природы и присутствием Бога. [4]

Разработка

[ редактировать ]

Одинокая фигура, одетая в длинную одежду, стоит на невысокой дюне, посыпанной травой. Фигура, обычно идентифицируемая как монах, почти полностью отвернулась от зрителя и обозревает бурное море и серое пустое небо, занимающее примерно три четверти картины. Непонятно, стоит ли он на высокой скале или только на пологом склоне к морю. Дюна образует в композиции невыразительный треугольник, в самой дальней точке которого находится фигура. Контрастируя с темным океаном, здесь можно увидеть несколько белых шапок волн, которые иногда принимают за чаек.

Хотя картины Фридриха представляют собой пейзажи, он проектировал и писал их в своей студии, используя свободно нарисованные пленэрные зарисовки, из которых он выбирал наиболее запоминающиеся элементы для объединения в выразительную композицию. Композиция «Монах у моря» демонстрирует свидетельства этого редукционного процесса, поскольку Фридрих удалял элементы с холста после того, как они были написаны. Недавние научные исследования показали, что первоначально он нарисовал на горизонте два небольших парусных корабля, которые позже удалил. [2] Фридрих продолжал видоизменять детали картины вплоть до ее выставки — к серому небу добавлялся голубой, со звездами и луной, — но основная композиция всегда оставалась прежней. [5]

Картина появилась в то время, когда Фридрих добился своего первого публичного успеха и признания критиков благодаря своему скандальному «Алтарю Тетшенера» — работе, в которой пейзажный формат явно сочетался с религиозной темой. «Монах у моря» укрепил его успех и привлек большое внимание.

Фридрих, вероятно, начал писать картину в Дрездене в 1808 году. В письме от февраля 1809 года он впервые описал изображение. Этапы его создания также были задокументированы гостями его студии. В июне 1809 года жена художника Герхарда фон Кюгельгена , знакомая Фридриха, посетила его и позже раскритиковала картину в письме; ее отталкивало одиночество обстановки и отсутствие утешения тем, что движение или повествование могли обеспечить «бесконечное воздушное пространство». [6]

Историк искусства Альберт Бойме полагал, что фигурой монаха был Фридрих, идущий по скалам на Рюгене , что помещало бы объект рядом с местом, где протестантский мистик построил часовню для бедных рыбаков, которые находились вдали от дома и хотели исповедовать свою веру. . [7] Идентификация монаха как автопортрета была принята другими учеными как из-за физического сходства с Фридрихом (длинные светлые волосы и круглый череп), так и из-за того факта, что, в соответствии с восприятием художников как принадлежащих к «Высшее священство», Фридрих позже нарисовал себя в монашеской одежде. [4]

Современный прием

[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Монах Фридриха у моря , Smarthistory [8]

Картина была выставлена ​​в своем нынешнем виде в Берлинской академии в октябре 1810 года, вызвав много споров и критики. В композиции заметно отсутствует репусуар — обрамляющее приспособление, направляющее взгляд зрителя в изображение. Скорее, пустота переднего плана ошеломляет. Обычно утверждают, [Кем] что зрителю этой картины трудно соотнести себя с пространством картины. Мысленно «проникнуть» в образ невозможно: Фридрих создал непреодолимую пропасть между монахом и зрителем. Монах оторван от нас пространственно и экзистенциально, и здесь нет традиционных элементов пейзажа, которые могли бы смягчить эффект — только холодное небо и плоский передний план, лишенный зелени, и темное море, сведенное в узкую полосу, на которой нет ни души. суда плывут. Фридрих сжал пространство в манере, предвосхищающей абстрактное искусство; «Монах у моря» описывается как «возможно, первая абстрактная картина в очень современном смысле». [9]

В месяц выставки немецкий писатель-романтик Клеменс Брентано представил статью о картине в Berliner Abendblätter , новом ежедневном журнале, который редактировал его друг Генрих фон Кляйст . В статье под названием «Различные чувства к морскому пейзажу Фридриха, на котором изображен монах-капуцин», критиковалась работа, но Клейст существенно переработал текст Брентано, чтобы создать статью, сочувствующую живописи Фридриха. Комментарий Клейста стал центральным элементом обсуждения картины и Фридриха; Считается, что эти двое мужчин противоречат эстетике более традиционных немецких романтиков , в которых Брентано прочно укоренился. [9]

Клейст писал, например:

Как прекрасно сидеть в полном одиночестве у моря под пасмурным небом, глядя на бескрайнюю водную гладь. Очень важно, чтобы человек приехал туда именно по этой причине и должен был вернуться. Тот хотел бы переправиться через море, но не может; что человек упускает какие-либо признаки жизни, но все же чувствует голос жизни в потоке воды, в дуновении ветра, в движении облаков, в одиноком крике птиц... Никакой ситуации в мир мог бы быть более печальным и жутковатым, чем этот - как единственная искра жизни в широком царстве смерти, одинокий центр в одиноком круге... Тем не менее, это определенно знаменует собой совершенно новый поворот в искусстве Фридриха... [10]

Еще более известно, что Клейст также писал: «Поскольку в своей монотонности и безграничности он не имеет переднего плана, кроме кадра, при взгляде на него создается впечатление, будто у человека отрезают веки». [11]

Картина была слишком минималистской для Иоганна Вольфганга фон Гете , который поддерживал Фридриха, представив его работы герцогу Веймарскому и получив для него призы на выставке 1805 года. Гете сказал, что картину «можно смотреть, стоя на голове», вызвав критику, которая будет подвергнута художникам-абстракционистам столетие спустя. [12]

Джеймс Эбботт Макнил Уистлер , Гармония синего и серебра: Трувиль , 1865 г.

«Монах у моря» вдохновил на отклик таких художников, как Гюстав Курбе и Джеймс Эббот Макнил Уистлер, позднее в XIX веке. В таких работах, как «Побережье близ Палава » Гюстава Курбе, одинокая фигура изображена в виде искателя, такого же обнаженного и смотрящего на море. [13]

Картина художника-экспрессиониста Франца Марка « Лошадь в пейзаже» имеет формальное сходство с «Монахом у моря» .

Фридрих, хотя и был художником-романтиком, оказал значительное влияние на более поздних художников -символистов и экспрессионистов . Франца Марка ( «Лошадь в пейзаже» 1910) была описана как формально похожая на «Монаха у моря» . Хотя использование цвета находится в двух крайностях, обе картины композиционно просты, с волнистыми горизонталями и фигурой, которая смотрит на ту же сцену, что и зритель. [14] В своей статье 1961 года «Возвышенное абстрактное» историк искусства Роберт Розенблюм сравнил романтические пейзажные картины Фридриха и Дж. М. У. Тернера с абстрактными экспрессионистскими картинами Марка Ротко . Розенблюм особо описывает «Монаха у моря» Тёрнера. , «Вечернюю звезду» [15] » Ротко 1954 года. и «Свет, земля и синий [16] как проявление сходства видения и чувства. По словам Розенблюма, «Ротко, подобно Фридриху и Тёрнеру, ставит нас на порог тех бесформенных бесконечностей, о которых говорили эстетики Возвышенного. Крошечный монах в «Фридрихе» и рыбак в «Тёрнере» создают острый контраст между бесконечной необъятностью пантеистический Бог и бесконечная малость Его творений. На абстрактном языке Ротко такая буквальная деталь — мост сопереживания между реальным зрителем и изображением трансцендентального пейзажа — больше не нужна; море, молча и созерцательно стоя перед этими огромными и беззвучными картинами, как будто мы смотрим на закат или лунную ночь». [17] [18] С 1960-х годов цветные подушки Готхарда Граубнера Фридриха размером с картину или «тела цветового пространства» также были вдохновлены «Монахом у моря» . [19] [20] По словам историка искусства Вернера Хофмана , и Граубнер, и Фридрих создали эстетику монотонности как аналог эстетики разнообразия, которая преобладала до девятнадцатого века. [21]

Было отмечено [22] что постановка и кадрирование нескольких кадров сцены «мясорубки» из « » Андрея Тарковского Сталкера сильно напоминают «Монаха у моря» .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Состоялось: Романтик, 2003, с. 81.
  2. ^ Jump up to: а б Фридрих, Норберт Вольф, Ташен, с. 31.
  3. ^ «Монах у моря» . Государственные музеи Берлина (на немецком языке) . Проверено 14 мая 2024 г.
  4. ^ Jump up to: а б Ван Пройен, Кристина. Царство духа: работы Каспара Давида Фридриха в контексте романтического богословия, со специальной ссылкой на журнал Фридриха Шлейермахера Исторического общества Оксфордского университета , зима 2004 г.
  5. ^ Письма/Каспар Давид Фридрих, с. 66
  6. ^ Сигел, Линда (1978). Каспар Давид Фридрих и эпоха немецкого романтизма . Книги Брэндена. п. 73. ИСБН  0-8283-1659-7 .
  7. ^ Эйслер, Колин. Шедевры в Берлине: воссоединение городских картин , Little Brown and Company, 1996.
  8. ^ «Монах Фридриха у моря» . Smarthistory в Академии Хана . Проверено 18 января 2013 г.
  9. ^ Jump up to: а б Миллер https://www.jstor.org/stable/775783
  10. ^ Цитируется с переводом: Ишам, Ховард Ф. (2004). Образ моря: океаническое сознание в романтический век . Питер Лэнг. п. 101. ИСБН  0-8204-6727-8 .
  11. ^ Цитируется с переводом: Бервик, Фредерик; Кляйн, Юрген (1996). Романтическое воображение: литература и искусство в Англии и Германии . Родопи. п. 414. ИСБН  90-420-0065-1 .
  12. ^ Розенблюм, Роберт; Асварищ, Борис И. (1990). Ревальд, Сабина (ред.). Романтическое видение Каспара Давида Фридриха: картины и рисунки СССР . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 32. ISBN  0-87099-603-7 .
  13. ^ Вольф, с. 34
  14. ^ Брайтерман, Закари (2007). Форма откровения: эстетика и современная еврейская мысль . Стэнфорд изучает еврейскую историю и культуру. Издательство Стэнфордского университета. п. 98. ИСБН  978-0-8047-5321-0 .
  15. Тёрнера Репродукция «Вечерней звезды» здесь [1] ». Национальная галерея, Лондон . Получено 21 ноября 2008 года.
  16. См. также Гельдзахлер (1969), 353. Репродукцию Ротко можно найти здесь. "Светлая земля и синий 1954. Репродукция картины Марка Ротко, маслом, ручная роспись маслом" . Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 г. Проверено 21 ноября 2008 г. .
  17. ^ Розенблюм, Роберт. «Абстрактное возвышенное». Перепечатано в: Гельдзалер, Генри (1969). Нью-Йоркская живопись и скульптура: 1940–1970 . Каталог выставки. Метрополитен-музей . п. 353. LCCN   71087179 .
  18. Розенблюм продолжает: «Подобно мистической троице неба, воды и земли, которая у Фридриха и Тернера кажется исходящей из одного источника, плавающие горизонтальные ярусы завуалированного света у Ротко, кажется, скрывают полное, отдаленное присутствие которые мы можем только интуитивно постичь, но никогда полностью не постичь. Эти бесконечные сияющие пустоты уводят нас за пределы разума к Возвышенному, и мы можем подчиниться им только в акте веры и позволить себе погрузиться в их сияющие глубины».
  19. Комната молчания в парламенте земли Северный Рейн-Вестфалия .
  20. ^ Сабина Шютц, «Тела цветового пространства: искусство Готхарда Граубнера», журнал Arts Magazine , том 65, апрель 1991 г., стр. 49–53.
  21. ^ «Искусство подушек, разорванная реальность» , Die Zeit , 19 декабря 1975.
  22. ^ Заяс, Фрэн (14 марта 2017 г.). «10 лучших сцен в фильмах Андрея Тарковского» . Вкус кино — обзоры фильмов и списки классических фильмов . Проверено 22 января 2023 г.
  • Борш-Супан, Хельмут и Йениг, Карл Вильгельм, 1973: Каспар Давид Фридрих. Картины, гравюры и живописные рисунки . Мюнхен: Престель Верлаг. ISBN   3-7913-0053-9
  • Грейв, Йоханнес (2017) [2012]. Каспар Давид Фридрих (2-е изд.). Лондон/Нью-Йорк: Престель. ISBN 978-3-7913-8357-6.
  • Хелд, Хайнц-Георг (2003): Романтизм . Кёльн: Дюмон. ISBN   3-8321-7601-2
  • Миллер, Филип Б. (1974). «Тревога и абстракция: Клейст и Брентано о Каспаре Давиде Фридрихе». Художественный журнал 33 (3): 205–210.
  • Шульце Альткаппенберг, Х.Т., 2006: У колыбели романтизма, «Времена года» Каспара Давида Фридриха 1803 года . Государственные музеи Берлина. ISBN   3-88609-561-4
  • Вольф, Норберт, 2003: Фридрих . Одеколон: Сумки. ISBN   3-8228-1958-1
  • Зшоче, Херрманн, Фридрих, Каспар Давид, 2005: Письма . Гамбург: ConferencePoint Verlag. ISBN   3-936406-12-X .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9092b566ee872c115dc2d1546464e8e__1715719920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/8e/d9092b566ee872c115dc2d1546464e8e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Monk by the Sea - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)