Монах у моря
Монах у моря | |
---|---|
![]() | |
Художник | Каспар Давид Фридрих |
Год | 1808–10 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 110 см × 171,5 см (43 × 67,5 дюйма) |
Расположение | Старая национальная галерея , Берлин, Германия |
Монах у моря ( нем . Der Mönch am Meer ) — картина маслом немецкого -романтика художника Каспара Давида Фридриха . Она была написана между 1808 и 1810 годами в Дрездене и впервые была показана вместе с картиной «Аббатство в дубовом лесу» ( Abbei im Eichwald ) на выставке Берлинской академии 1810 года. По просьбе Фридриха «Монах у моря» был повешен над «Аббатством в Дубвуд . [1] После выставки обе картины купил король Фридрих Вильгельм III для своей коллекции. [2] Сегодня картины висят бок о бок в Старой национальной галерее в Берлине . [3]
Из-за отсутствия иллюзии глубины « Монах у моря» был самой радикальной композицией Фридриха. Широкие просторы моря и неба подчеркивают худощавую фигуру монаха, стоящего перед необъятностью природы и присутствием Бога. [4]
Разработка
[ редактировать ]Одинокая фигура, одетая в длинную одежду, стоит на невысокой дюне, посыпанной травой. Фигура, обычно идентифицируемая как монах, почти полностью отвернулась от зрителя и обозревает бурное море и серое пустое небо, занимающее примерно три четверти картины. Непонятно, стоит ли он на высокой скале или только на пологом склоне к морю. Дюна образует в композиции невыразительный треугольник, в самой дальней точке которого находится фигура. Контрастируя с темным океаном, здесь можно увидеть несколько белых шапок волн, которые иногда принимают за чаек.
Хотя картины Фридриха представляют собой пейзажи, он проектировал и писал их в своей студии, используя свободно нарисованные пленэрные зарисовки, из которых он выбирал наиболее запоминающиеся элементы для объединения в выразительную композицию. Композиция «Монах у моря» демонстрирует свидетельства этого редукционного процесса, поскольку Фридрих удалял элементы с холста после того, как они были написаны. Недавние научные исследования показали, что первоначально он нарисовал на горизонте два небольших парусных корабля, которые позже удалил. [2] Фридрих продолжал видоизменять детали картины вплоть до ее выставки — к серому небу добавлялся голубой, со звездами и луной, — но основная композиция всегда оставалась прежней. [5]
Картина появилась в то время, когда Фридрих добился своего первого публичного успеха и признания критиков благодаря своему скандальному «Алтарю Тетшенера» — работе, в которой пейзажный формат явно сочетался с религиозной темой. «Монах у моря» укрепил его успех и привлек большое внимание.
Фридрих, вероятно, начал писать картину в Дрездене в 1808 году. В письме от февраля 1809 года он впервые описал изображение. Этапы его создания также были задокументированы гостями его студии. В июне 1809 года жена художника Герхарда фон Кюгельгена , знакомая Фридриха, посетила его и позже раскритиковала картину в письме; ее отталкивало одиночество обстановки и отсутствие утешения тем, что движение или повествование могли обеспечить «бесконечное воздушное пространство». [6]
Историк искусства Альберт Бойме полагал, что фигурой монаха был Фридрих, идущий по скалам на Рюгене , что помещало бы объект рядом с местом, где протестантский мистик построил часовню для бедных рыбаков, которые находились вдали от дома и хотели исповедовать свою веру. . [7] Идентификация монаха как автопортрета была принята другими учеными как из-за физического сходства с Фридрихом (длинные светлые волосы и круглый череп), так и из-за того факта, что, в соответствии с восприятием художников как принадлежащих к «Высшее священство», Фридрих позже нарисовал себя в монашеской одежде. [4]
Современный прием
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Картина была выставлена в своем нынешнем виде в Берлинской академии в октябре 1810 года, вызвав много споров и критики. В композиции заметно отсутствует репусуар — обрамляющее приспособление, направляющее взгляд зрителя в изображение. Скорее, пустота переднего плана ошеломляет. Обычно утверждают, [Кем] что зрителю этой картины трудно соотнести себя с пространством картины. Мысленно «проникнуть» в образ невозможно: Фридрих создал непреодолимую пропасть между монахом и зрителем. Монах оторван от нас пространственно и экзистенциально, и здесь нет традиционных элементов пейзажа, которые могли бы смягчить эффект — только холодное небо и плоский передний план, лишенный зелени, и темное море, сведенное в узкую полосу, на которой нет ни души. суда плывут. Фридрих сжал пространство в манере, предвосхищающей абстрактное искусство; «Монах у моря» описывается как «возможно, первая абстрактная картина в очень современном смысле». [9]
В месяц выставки немецкий писатель-романтик Клеменс Брентано представил статью о картине в Berliner Abendblätter , новом ежедневном журнале, который редактировал его друг Генрих фон Кляйст . В статье под названием «Различные чувства к морскому пейзажу Фридриха, на котором изображен монах-капуцин», критиковалась работа, но Клейст существенно переработал текст Брентано, чтобы создать статью, сочувствующую живописи Фридриха. Комментарий Клейста стал центральным элементом обсуждения картины и Фридриха; Считается, что эти двое мужчин противоречат эстетике более традиционных немецких романтиков , в которых Брентано прочно укоренился. [9]
Клейст писал, например:
Как прекрасно сидеть в полном одиночестве у моря под пасмурным небом, глядя на бескрайнюю водную гладь. Очень важно, чтобы человек приехал туда именно по этой причине и должен был вернуться. Тот хотел бы переправиться через море, но не может; что человек упускает какие-либо признаки жизни, но все же чувствует голос жизни в потоке воды, в дуновении ветра, в движении облаков, в одиноком крике птиц... Никакой ситуации в мир мог бы быть более печальным и жутковатым, чем этот - как единственная искра жизни в широком царстве смерти, одинокий центр в одиноком круге... Тем не менее, это определенно знаменует собой совершенно новый поворот в искусстве Фридриха... [10]
Еще более известно, что Клейст также писал: «Поскольку в своей монотонности и безграничности он не имеет переднего плана, кроме кадра, при взгляде на него создается впечатление, будто у человека отрезают веки». [11]
Картина была слишком минималистской для Иоганна Вольфганга фон Гете , который поддерживал Фридриха, представив его работы герцогу Веймарскому и получив для него призы на выставке 1805 года. Гете сказал, что картину «можно смотреть, стоя на голове», вызвав критику, которая будет подвергнута художникам-абстракционистам столетие спустя. [12]
Влияние
[ редактировать ]
«Монах у моря» вдохновил на отклик таких художников, как Гюстав Курбе и Джеймс Эббот Макнил Уистлер, позднее в XIX веке. В таких работах, как «Побережье близ Палава » Гюстава Курбе, одинокая фигура изображена в виде искателя, такого же обнаженного и смотрящего на море. [13]

Фридрих, хотя и был художником-романтиком, оказал значительное влияние на более поздних художников -символистов и экспрессионистов . Франца Марка ( «Лошадь в пейзаже» 1910) была описана как формально похожая на «Монаха у моря» . Хотя использование цвета находится в двух крайностях, обе картины композиционно просты, с волнистыми горизонталями и фигурой, которая смотрит на ту же сцену, что и зритель. [14] В своей статье 1961 года «Возвышенное абстрактное» историк искусства Роберт Розенблюм сравнил романтические пейзажные картины Фридриха и Дж. М. У. Тернера с абстрактными экспрессионистскими картинами Марка Ротко . Розенблюм особо описывает «Монаха у моря» Тёрнера. , «Вечернюю звезду» [15] » Ротко 1954 года. и «Свет, земля и синий [16] как проявление сходства видения и чувства. По словам Розенблюма, «Ротко, подобно Фридриху и Тёрнеру, ставит нас на порог тех бесформенных бесконечностей, о которых говорили эстетики Возвышенного. Крошечный монах в «Фридрихе» и рыбак в «Тёрнере» создают острый контраст между бесконечной необъятностью пантеистический Бог и бесконечная малость Его творений. На абстрактном языке Ротко такая буквальная деталь — мост сопереживания между реальным зрителем и изображением трансцендентального пейзажа — больше не нужна; море, молча и созерцательно стоя перед этими огромными и беззвучными картинами, как будто мы смотрим на закат или лунную ночь». [17] [18] С 1960-х годов цветные подушки Готхарда Граубнера Фридриха размером с картину или «тела цветового пространства» также были вдохновлены «Монахом у моря» . [19] [20] По словам историка искусства Вернера Хофмана , и Граубнер, и Фридрих создали эстетику монотонности как аналог эстетики разнообразия, которая преобладала до девятнадцатого века. [21]
Было отмечено [22] что постановка и кадрирование нескольких кадров сцены «мясорубки» из « » Андрея Тарковского Сталкера сильно напоминают «Монаха у моря» .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Состоялось: Романтик, 2003, с. 81.
- ^ Jump up to: а б Фридрих, Норберт Вольф, Ташен, с. 31.
- ^ «Монах у моря» . Государственные музеи Берлина (на немецком языке) . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ван Пройен, Кристина. Царство духа: работы Каспара Давида Фридриха в контексте романтического богословия, со специальной ссылкой на журнал Фридриха Шлейермахера Исторического общества Оксфордского университета , зима 2004 г.
- ^ Письма/Каспар Давид Фридрих, с. 66
- ^ Сигел, Линда (1978). Каспар Давид Фридрих и эпоха немецкого романтизма . Книги Брэндена. п. 73. ИСБН 0-8283-1659-7 .
- ^ Эйслер, Колин. Шедевры в Берлине: воссоединение городских картин , Little Brown and Company, 1996.
- ^ «Монах Фридриха у моря» . Smarthistory в Академии Хана . Проверено 18 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Миллер https://www.jstor.org/stable/775783
- ^ Цитируется с переводом: Ишам, Ховард Ф. (2004). Образ моря: океаническое сознание в романтический век . Питер Лэнг. п. 101. ИСБН 0-8204-6727-8 .
- ^ Цитируется с переводом: Бервик, Фредерик; Кляйн, Юрген (1996). Романтическое воображение: литература и искусство в Англии и Германии . Родопи. п. 414. ИСБН 90-420-0065-1 .
- ^ Розенблюм, Роберт; Асварищ, Борис И. (1990). Ревальд, Сабина (ред.). Романтическое видение Каспара Давида Фридриха: картины и рисунки СССР . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 32. ISBN 0-87099-603-7 .
- ^ Вольф, с. 34
- ^ Брайтерман, Закари (2007). Форма откровения: эстетика и современная еврейская мысль . Стэнфорд изучает еврейскую историю и культуру. Издательство Стэнфордского университета. п. 98. ИСБН 978-0-8047-5321-0 .
- ↑ Тёрнера Репродукция «Вечерней звезды» здесь [1] ». Национальная галерея, Лондон . Получено 21 ноября 2008 года.
- ↑ См. также Гельдзахлер (1969), 353. Репродукцию Ротко можно найти здесь. "Светлая земля и синий 1954. Репродукция картины Марка Ротко, маслом, ручная роспись маслом" . Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 г. Проверено 21 ноября 2008 г. .
- ^ Розенблюм, Роберт. «Абстрактное возвышенное». Перепечатано в: Гельдзалер, Генри (1969). Нью-Йоркская живопись и скульптура: 1940–1970 . Каталог выставки. Метрополитен-музей . п. 353. LCCN 71087179 .
- ↑ Розенблюм продолжает: «Подобно мистической троице неба, воды и земли, которая у Фридриха и Тернера кажется исходящей из одного источника, плавающие горизонтальные ярусы завуалированного света у Ротко, кажется, скрывают полное, отдаленное присутствие которые мы можем только интуитивно постичь, но никогда полностью не постичь. Эти бесконечные сияющие пустоты уводят нас за пределы разума к Возвышенному, и мы можем подчиниться им только в акте веры и позволить себе погрузиться в их сияющие глубины».
- ↑ Комната молчания в парламенте земли Северный Рейн-Вестфалия .
- ^ Сабина Шютц, «Тела цветового пространства: искусство Готхарда Граубнера», журнал Arts Magazine , том 65, апрель 1991 г., стр. 49–53.
- ^ «Искусство подушек, разорванная реальность» , Die Zeit , 19 декабря 1975.
- ^ Заяс, Фрэн (14 марта 2017 г.). «10 лучших сцен в фильмах Андрея Тарковского» . Вкус кино — обзоры фильмов и списки классических фильмов . Проверено 22 января 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Борш-Супан, Хельмут и Йениг, Карл Вильгельм, 1973: Каспар Давид Фридрих. Картины, гравюры и живописные рисунки . Мюнхен: Престель Верлаг. ISBN 3-7913-0053-9
- Грейв, Йоханнес (2017) [2012]. Каспар Давид Фридрих (2-е изд.). Лондон/Нью-Йорк: Престель. ISBN 978-3-7913-8357-6.
- Хелд, Хайнц-Георг (2003): Романтизм . Кёльн: Дюмон. ISBN 3-8321-7601-2
- Миллер, Филип Б. (1974). «Тревога и абстракция: Клейст и Брентано о Каспаре Давиде Фридрихе». Художественный журнал 33 (3): 205–210.
- Шульце Альткаппенберг, Х.Т., 2006: У колыбели романтизма, «Времена года» Каспара Давида Фридриха 1803 года . Государственные музеи Берлина. ISBN 3-88609-561-4
- Вольф, Норберт, 2003: Фридрих . Одеколон: Сумки. ISBN 3-8228-1958-1
- Зшоче, Херрманн, Фридрих, Каспар Давид, 2005: Письма . Гамбург: ConferencePoint Verlag. ISBN 3-936406-12-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Монах у моря в Старой национальной галерее
СМИ, связанные с произведением Каспара Давида Фридриха «Монах у моря», на Викискладе?