Бранислав Джурджев
Бранислав Джурджев | |
---|---|
Бранислав Джурджев Бранислав Джурджев | |
Рожденный | |
Умер | 6 февраля 1993 г. | ( 84 года
Национальность | Югославская, Сербская |
Занятие | Историк |
Годы активности | 1934–1979 |
Награды | |
Академическое образование | |
Диссертация | Каким было турецкое правление в Черногории в 16-17 веках (1952 г.) |
Академическая работа | |
Известные работы |
|
Бранислав Джурджев ( сербский : Бранислав Дюрджев , Бранислав Дюрджев , произносится [brώnislaʋ dʑϔːrdʑɛv̞] ; 4 августа 1908 — 26 февраля 1993) — югославский и сербский историк и востоковед, работавший в Сараево почти сорок лет . Марксист , он был одним из самых выдающихся историков Социалистической Федеративной Республики Югославии и помог в основании Института Востока в Сараево в 1950 году, став его первым директором.
Его научные интересы охватывали период османского владычества на Балканах до конца XVIII века, а также методологию и теорию исторической науки . [а] Изучал характер турецко-османского феодализма , влияние турецкого господства на развитие балканских народов, организацию валахских общин на Западных Балканах, роль христиан в османской военной организации, племенную организацию Герцеговины и Черногории. , положение Сербской Церкви в Османском государстве и ее значение для выживания сербского народа . Его теоретические интересы были сосредоточены на социологии , философии , периодизации истории и критике постмарксистской исторической теории. Его исследования были в основном основаны на османских архивах , которые он изучал в архивах канцелярии премьер-министра в Стамбуле .
Как очень плодовитый ученый, он является автором или соавтором более 300 книг, статей и других научных работ с 1934 по 1991 год. Его наиболее известные работы - « Турская власть у Црной Гори у XVI и XVII веков: прилог только нерешеном питаню из нашей истории ». [Турецкое правление в Черногории в XVI и XVII веках: вклад в нерешенный вопрос нашей истории], опубликовано в 1953 году; «Улога цркве у старой истории сербского народа», опубликовано в 1964 г.; и . «Происхождение и развитие брдских, черногорских и герцеговинских племен», опубликованные в 1984 году
Он был одним из первых постоянных членов Академии наук и искусств Боснии и Герцеговины , президентом которой он был с 1968 по 1971 год. Джурджев также был членом Югославской академии наук и искусств , Словенской академии наук и искусств и Македонской академии наук и искусств . Кроме того, он был ассоциированным членом Черногорской академии наук и искусств был назначен внешним членом Сербской академии наук и искусств с момента ее создания в 1976 году и к концу своей жизни .
Джурджев на протяжении всей своей жизни был удостоен многочисленных наград за обширный научный вклад и активное участие в общественной жизни. Среди них следует отметить премию ZAVNOBiH в 1975 году и премию AVNOJ в 1977 году. Кроме того, он получил престижные югославские награды , в том числе Орден Труда 2-го ордена ( сербско-хорватский : Orden rada II reda ) и Орден Республики. с золотым венком ( сербско-хорватский : Orden Republike sa zlatnim vencem ).
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Бранислав Джурджев родился в религиозной семье 4 августа 1908 года в городе -Карловцы Сремски Сремского уезда Королевства Хорватия-Славония , в Австро-Венгрии . Его отец служил православным священником в Перлезе , в Банате , где Джурджев провел юность и окончил начальную школу. [2]
Джурджев окончил первые пять классов средней школы в родном городе Сремски-Карловцы. [2] [3] В это время он черпал вдохновение из романтических идеалов 19-го века таких фигур, как Бранко Радичевич, а также многих других сербских поэтов и писателей из сербской Воеводины . Впоследствии он переехал во Врбас , чтобы закончить последние три класса средней школы, где успешно сдал экзамен в среднюю школу в 1928 году. [2] Его академический путь продолжился окончанием факультета истории и восточной филологии Белградского философского факультета в университета 1934 году. [2] [4] [3]
Продолжая учебу, Джурджев стал участвовать в коммунистическом движении , в результате чего он был заключен в тюрьму и предстал перед Судом государственной защиты Королевства Югославия . В качестве дисциплинарной меры он был обязан служить в пехотном батальоне в Невесинье , в составе Зета-Бановины . Несмотря на то, что он уже опубликовал свою первую научную работу в 1934 году, это событие помешало ему продолжить академическую карьеру на три года, что заставило его вернуться в Перлез, где он жил в доме своих родителей и зарабатывал на жизнь профессиональным рыбаком. [2] В то же время он приступил к научной деятельности и в 1936 году вступил в Историческое общество в Нови-Саде. [2] [3] он получил должность учителя в частной средней школе в Белграде . В конце концов осенью 1937 года [2]
Первоначальное исследование
[ редактировать ]Благодаря своему исключительному знанию турецкого языка правительства стипендию , Джурджев в декабре 1937 года получил от турецкого для продолжения обучения в аспирантуре в Стамбуле . [2] [4] [3] Параллельно с обучением восточной филологии на факультете литературы Стамбульского университета под руководством Исмаила Хакки Узунчаршылы он инициировал исследования в Архивах канцелярии премьер-министра ( турецкий : Başvekalet Arşivi ), углубившись в тему «Черногория под властью Турецкое правление». [2] [3] В этот период он обнаружил двух защитников черногорского саньяка времен Скендер-бея Црноевича . Однако его учеба в Стамбуле была внезапно прекращена в декабре 1938 года, когда по рекомендации правительства Стоядиновича турецкое правительство отозвало его стипендию из-за его участия в коммунистической деятельности. Вернувшись в Югославию, он снова некоторое время провел безработным в Перлезе. [5]
Профессиональная карьера
[ редактировать ]В апреле 1939 года он переехал в Сараево , где устроился на постоянную работу хранителем-архивистом Национального музея . Там он взял на себя обязанности «Турецкого архива», тщательно систематизируя архивные и рукописные материалы в соответствии с современными методами архивирования. [6] [3] Он сохранял эту роль до тех пор, пока Вторая мировая война в Югославии в апреле 1941 года не разразилась , когда он был схвачен и впоследствии интернирован в лагерь для военнопленных Шталаг XB в Германии , где оставался до августа 1945 года. Во время плена он активно участвовал в антифашистских инициативах и взял на себя руководство антифашистским советом лагеря. [6]
После возвращения из немецкого плена Джурджев некоторое время прожил в Перлезе, прежде чем был назначен директором вновь созданного музея в Зренянине . В то же время он также взял на себя несколько других социальных ролей. [6] В апреле 1946 года с его согласия и по решению правительства Союзной Народной Республики Югославии он был вновь назначен на довоенную должность в Национальном музее в Сараево . Там он продолжал руководить «Турецким архивом» в качестве научного сотрудника до 1950 года. [6] [3] В марте 1950 года он был назначен доцентом и заместителем декана недавно созданного философского факультета в Сараево. В том же году он предложил создать Восточный институт в Сараево , предложение было принято правительством Народной Республики Боснии и Герцеговины . Он стал первым директором института и занимал эту должность до 1964 года. [6] [3]
Бранислав Джурджев защитил докторскую диссертацию перед экзаменационной комиссией Сербской академии наук и искусств в 1952 году. Его диссертация называлась «Каково было турецкое правление в Черногории в XVI и XVII века], а в следующем году оно было опубликовано в Сараево под названием « Турецкая власть в Черногории в XVI и XVII веках: прилог jednom nerešenompitanju из нашей истории ». вклад в нерешенный вопрос нашей истории». [7] [3] В 1957 году он был назначен профессором философского факультета Сараевского университета . Там он преподавал такие предметы, как «Методология исторической науки», «Введение в историческую науку» и «История южных славян в период раннего Нового времени («турецкая эпоха»). [а] Кроме того, он был деканом философского факультета в Сараево в 1964 и 1965 годах. Даже после выхода на пенсию в 1973 году он продолжал преподавать «Введение в историческую науку» в том же учебном заведении до 1979 года. [8] [4] [3]
Последние годы
[ редактировать ]Выйдя на пенсию в Нови-Саде в 1979 году, он вернулся в Сараево несколько лет спустя и все еще находился там в 1992 году, когда началась осада города. Однако, когда его болезнь ухудшилась, его при содействии СООНО перевели в Нови-Сад , где он скончался 26 февраля 1993 года в возрасте 84 лет. [4]
Влияние
[ редактировать ]Джурджев был одним из самых выдающихся югославских историков своего времени, оказавшим значительное влияние на развитие югославского востоковедения и истории. [4] Его исследования истории и восточной филологии на философском факультете в Белграде, а также время, проведенное на литературном факультете в Стамбуле, привели Джурджева к исследованию истории южнославянских народов во время османского владычества. [9] [10] Кроме того, во время своей работы в Институте Востока в Сараево Джурджев организовал сбор, перевод и издание ранее неопубликованных архивных материалов, что побудило его неоднократно посещать Стамбульский архив в период с 1951 по 1955 год. Вместе с коллегами он обрабатывал и готовил для публикации нескольких книг первоисточников, связанных с историей южнославянских народов под властью Османской империи, уделяя особое внимание канун-именам и дефтерам. В этот период была собрана значительная часть архивного и рукописного материала, хранящегося в Институте Востока. [9] [10]
Джурджев также инициировал публикацию влиятельного ежегодного журнала Института Востока под названием « Прилози за ориентальную филологию» («Вклад в восточную филологию») и сыграл ключевую роль в создании коллекции «Monumenta Turcica historiam Slavorum Meridionalium illustrantia» . Последний был создан для систематической и целенаправленной публикации тюркских источников, связанных с историей южнославянских народов. [10]
Исследования Джурджева в первую очередь были сосредоточены на истории южнославянских народов под властью Османской империи. Преодолев ограничения традиционной историографии по этому вопросу, он разработал новые подходы и предложил новые взгляды, которые оказали глубокое влияние на османские исследования в югославский период. [11] В частности, анализ Джурджева подчеркнул противоречивый характер первоначального воздействия османов на балканское общество, что резко контрастировало с преобладавшими русскими в то время и турецкими взглядами, которые имели тенденцию в одностороннем порядке подчеркивать либо разрушение и репрессии, либо умиротворение и процветание, как результат османского завоевания. [12] Несмотря на очень сильные марксистские убеждения, очевидные в его трудах, Джурджев считался на Западе одним из самых выдающихся специалистов османского периода на югославских землях. [13] Среди работ, которые особенно отмечают эту часть научной деятельности Бранислава Джурджева, - исследования социальной и классовой природы османского феодализма с особым упором на вопрос собственности, а затем на положение и поведение определенных социальных классов на Балканах во время Османской империи. завоевания и позже. [14] Одна из основных теорий Джурджева касалась идентичности валахов Западных Балкан. По мнению историка, термин «влахи», хотя первоначально и обозначал этноним, приобрел социально-экономическое измерение в средние века по мере славянизации влахов , и стал термином, обозначающим членов полукочевой пастушеской общины, организованной на основе родового строя, в отличие от оседлого большинства балканских феодальных обществ ( ср. влахи (социальный класс) ). [15] За этой работой последовало исследование статуса и роли Сербской Православной Церкви сначала в период Неманича , а затем, особенно, во время османского владычества. [14]
Другой аспект работы Джурджева, охвативший период с первой половины 1950-х до конца 1980-х годов, касался вопроса происхождения племен Черногории . Вопреки теории преемственности Йована Эрделяновича и аналогичным гипотезам других этнологов, Джурджев очень аргументированно и документально выдвинул преобладающую роль влахских катунов в формировании черногорских племен. [16] По мнению Джурджева, отсталые районы Черногории и Герцеговины сохранили катунов от влияния феодальных государств, до распада последних позволивших катунам развиваться как племена. [17]
К концу своей научной карьеры Джурджев увлекся теорией истории. Он с переменным успехом занимался теорией марксизма и критически исследовал постмарксистские тезисы многих ученых. Активный участник многочисленных научных конференций , конгрессов и круглых столов в области истории, как на национальном, так и на международном уровне, он получил прежде всего признание за свой острый и полемический вклад, благодаря чему современники запомнили его как интригующую, но противоречивую фигуру. [9] [18]
Критика и споры
[ редактировать ]Начиная с 1950-х годов, Джурджев участвовал в самых жарких дебатах в югославской историографии. Первый из них произошел в первой половине 1950-х годов, когда Джурджев раскритиковал экономиста Сергея Димитриевича по поводу природы «османского феодализма». Джурджев, для которого османское правление было менее репрессивным, чем сербское феодальное государство , тем не менее считал его реакционным, поскольку, согласно его марксистским взглядам, оно задержало крестьянскую революцию. Историк зашел так далеко, что назвал позицию Димитриевича « нигилистической ». [19]
Новаторские взгляды Джурджева, особенно те, которые выражены в его диссертации, опубликованной в 1953 году и бросившей вызов традиционной идее о том, что Черногория была практически независимой от Османской империи, пользовались сильной политической поддержкой в лице Милована Джиласа , который прославлял Джурджева как «де-де- мистификатор» национального прошлого. Однако падение Джиласа в следующем году и его тюремное заключение в 1956 году открыли путь потоку критики, которая, в свою очередь, затронула Джурджева, которому пришлось приостановить свою карьеру на два года. [20]
Как историк-марксист, Джурджев фактически придерживался идеологических установок Югославской коммунистической партии . Таким образом, по мнению Слободана Наумовича, его внешне убедительный ответ на вопрос о происхождении черногорских племен можно объяснить и как «идеологически правильное» объяснение проблемы, тесно связанной с вопросом о статусе черногорской нации . [16]
И несмотря на свою озабоченность философией истории и критику догматического марксизма, Джурджев оставался защитником догматического марксистского подхода к историографии, полностью закрытого для важнейших идей исторической мысли XX века. [21] Это привело его к тому, что он стал консервативным в отношении попыток модернизировать югославскую историографию, предпринимавшихся новым поколением югославских историков с 1960-х годов. Среди них Мирьяна Гросс выделялась своим университетским учебником, опубликованным в 1976 году, который стал первой книгой, полностью посвященной истории историографии и теории исторических исследований в сербско-хорватском языковом пространстве. В то же время Гросс настаивал на необходимости модернизации югославской историографии согласно парагидме «Анналов» школы . Это спровоцировало жаркий спор с Джурджеевым, который в конце 1970-х годов отверг «так называемый структуралистский подход к истории» Гросса. [22]
Награды и почести
[ редактировать ]В эпоху социалистической Югославии Бранислав Джурджев получил несколько наград за свою научную работу и общественную деятельность: Премию правительства Народной Федеративной Республики Югославии (1949), Премию Социалистической Республики Боснии и Герцеговины от 27 июля ( 1960), премия ЗАВНОБиГ за книгу «Роль Церкви в ранней истории сербского народа» (1975) и премия АВНОЮ (1977). Он также был награжден несколькими высокими наградами, в том числе Орденом Труда 2-й степени , Орденом Республики с Серебряным венком , Орденом За заслуги перед народом с Золотой Звездой и Орденом Республики с Золотой Звездой. Венок. [23]
Избранная библиография
[ редактировать ]Помимо докторской диссертации, основные работы Бранислава Джурджева включают исследование положения Черногории во время османского владычества, в котором он показал неустойчивость прежних романтических представлений о том, что Черногория никогда не признавала османское владычество. Джурджев также внес значительный вклад в историю народов бывшей Югославии, особенно во второй том, в котором он был членом основной редакционной группы вместе с Хорьо Тадичем и Бого Графенауэром . [9] Как чрезвычайно плодовитый ученый, обширная библиография Джурджева, включая книги, статьи, дискуссии и общий научный вклад, насчитывает 309 ссылок. [24]
Как единственный автор
[ редактировать ]- Турецкое правление в Черногории в XVI и XVII веках: нерешенный вопрос нашей истории ( вклад в на сербско-хорватском языке). Сараево: Свет. в 1953 году
- ранней истории сербского народа ( Роль Церкви в на сербско-хорватском языке). Сараево: Свет. в 1964 году
- Два защитника Черногории времен Скендер-бея Црноевича на ( сербско-хорватском языке). Том. 1. Сараево: Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины. в 1968 году
- развитие брдских, черногорских и герцеговинских племен ( Происхождение и на сербско-хорватском языке). Титоград: Черногорская академия наук и искусств. в 1984 году
- О неомарксистской концепции истории: выступления на съездах историков, лекции и очерки [ О неомарксистской концепции истории: выступления на съездах историков, лекции и очерки ] (на немецком языке). Нови-Сад: Воеводянская академия науки и уметности. 1987.
Как соавтор
[ редактировать ]- Джурджев, Бранислав; Филипович, Недим; Хаджибегич, Хамид, ред. (1957). Кануны и канун-названия ( санджаков Боснии, Герцеговины, Зворника, Клиса, Черногории и Скадара на сербско-хорватском языке). Сараево: Восточный институт.
- Бабич, Владимир; Чубрилович, Васо; Джурджев, Бранислав; Филипович, Недим; Гестрин, Фердо; Графенауэр, Бого; Клаич, Нада; Лапе, Любень; Лебл, Арпад; Митрович, Митра; Моачанин, Федор; Тадич, Жоржо; Цвиттер, Фрэн (1959). История народа ( Югославии на сербско-хорватском языке). Том. 2. Загреб: Учебник.
- Джурджев, Бранислав; Хаджиосманович, Ламия (1973). Два защитника Черногории времен Скендер-бея Црноевича на ( сербско-хорватском языке). Том. 2. Сараево: Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Концепция «исторической науки» как обеспечивающей «определенный анализ и оценку» событий и личностей с использованием аргументов и объяснений в «духе науки» была аспектом социалистической идеологии в бывшей Югославии. [1]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Малешевич 2013 , стр. 279–280.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дашич 1995 , с. 210.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мушета-Ащерич 2010 , с. 217.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Воже 1995 , стр. 303.
- ^ Дашич 1995 , с. 210-211.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дашич 1995 , с. 211.
- ^ Дашич 1995 , с. 211-212.
- ^ Дашич 1995 , с. 212.
- ^ Перейти обратно: а б с д Воже 1995 , стр. 304.
- ^ Перейти обратно: а б с Мушета-Ащерич 2010 , с. 218.
- ^ Грозданич 1995 , стр. 7–8.
- ^ Андерсон 2013 , с. 373.
- ^ Сахар 2012 , с. 307.
- ^ Перейти обратно: а б Грозданич 1995 , стр. 8.
- ^ Курсар 2013 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Наумович 2008 , стр. 227.
- ^ Златар 2007 , стр. 56.
- ^ Грозданич 1995 , стр. 7.
- ^ Бородзей, Лачо и Путткамер 2021 , стр. 232.
- ^ Бородзей, Лачо и Путткамер 2021 , стр. 232–233.
- ^ Антолович 2021 , стр. 62.
- ^ Антолович 2021 , стр. 63–64.
- ^ Дашич 1995 , с. 215.
- ^ Мушета-Ащерич 2010 , стр. 221–238.
Ссылки
[ редактировать ]- Антолович, Майкл (16 июня 2021 г.). «Написание истории в условиях «диктатуры пролетариата»: югославская историография 1945–1991» . Обзор истории идей . 39 : 49–73. дои : 10.14195/2183-8925_39_2 . ISSN 2183-8925 .
- Андерсон, Перри (2013) [1-й паб. 1974]. Происхождение абсолютистского государства . Нью-Йорк и Лондон: Verso Books. ISBN 9781781684634 .
- Дашич, Миомир (1995). «Памяти академика Бранислава Джурджева (1908-1993)» (PDF) . Исторические записи (на сербском языке). 38 (3): 207–225.
- Грозданич, Сулейман (1995). «Памяти: академик профессор, доктор Бранислав Джурджев (1908–1993)» . Вклады в восточную филологию (на боснийском языке) (42–43): 7–8.
- Курсар, Вьеран (1 августа 2013 г.). «Быть османским влахом: об идентичности влахов (Ies), роли и статусе в западных частях Османских Балкан (15-18 века)» (PDF) . ОТАМ: Журнал Центра османских исследований - Университет Анкары (34): 115–161. дои : 10.1501/OTAM_0000000627 . ISSN 1019-469X .
- Малешевич, Синиша (2013). Идеология, легитимность и новое государство: Югославия, Сербия и Хорватия . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 978-0-7146-5215-3 .
- Наумович, Слободан (2008). «Короткие встречи, опасные связи и бесконечные истории: политика сербской этнологии и антропологии в интересные времена югославского социализма» . В Михайлеску, Винтилэ; Илиев, Илья; Наумович, Слободан (ред.). Изучение народов в странах народной демократии II: Антропология социалистической эпохи в Юго-Восточной Европе . Берлин: ЛИТ Верлаг . ISBN 978-3-8258-9911-0 .
- Войе, Игнаций (1995). «Памяти профессора доктора Бранислава Джурджева (1908–1993)» . Исторический журнал (на словенском языке). 49 (2): 303–304.
- Мушета-Ащерич, Весна (2010). «Жизнеописание академика Бранислава Джурджева» [Жизнеописание академика Бранислава Джурджева]. В Юзбашиче, Джевад (ред.). Научная работа академика Бранислава Джурджева [ Научная работа академика Бранислава Джурджева ] (PDF) (на боснийском языке). Сараево: Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины. стр. 219–220. ISBN 9788672150711 .
- Шугар, Питер Ф. (2012) [1-й паб. 1977]. Юго-Восточная Европа под властью Османской империи, 1354–1804 гг . Сиэтл и Лондон: Вашингтонский университет Press. ISBN 9780295803630 .
- Бородзей, Влодзимеж ; Лачо, Ференц ; Путткамер, Иоахим фон, ред. (2021). Справочник по истории Центральной и Восточной Европы Рутледжа в двадцатом веке. Том 3: Интеллектуальные горизонты . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-003-05549-5 .
- Златар, Зденко (2007). Поэтика славянства. Мифопоэтические основы Югославии . Том. 1. Нью-Йорк: Питер Лэнг . ISBN 978-0-8204-8118-0 .
- 1908 рождений
- 1993 смертей
- Люди из Воеводины
- Сербские историки ХХ века
- Югославские историки
- Историки Балкан
- Выпускники философского факультета Белградского университета
- Члены Академии наук и искусств Боснии и Герцеговины
- Члены Хорватской академии наук и искусств
- Члены Словенской академии наук и искусств
- Члены Черногорской академии наук и искусств.
- Члены Сербской академии наук и искусств.
- Сербы Воеводины