Jump to content

Бранислав Джурджев

Бранислав Джурджев
Бранислав Джурджев
Бранислав Джурджев
Фотография Бранислава Джурджева.
Рожденный ( 1908-08-04 ) 4 августа 1908 г.
Умер 6 февраля 1993 г. ) ( 1993-02-06 ) ( 84 года
Национальность Югославская, Сербская
Занятие Историк
Годы активности 1934–1979
Награды
Академическое образование
Диссертация Каким было турецкое правление в Черногории в 16-17 веках (1952 г.)
Академическая работа
Известные работы
  • Турецкое господство в Черногории в XVI и XVII веках: вклад в нерешенный вопрос нашей истории
  • Роль церкви в древней истории сербского народа.
  • Происхождение и развитие горных, черногорских и герцеговинских племен.

Бранислав Джурджев ( сербский : Бранислав Дюрджев , Бранислав Дюрджев , произносится [brώnislaʋ dʑϔːrdʑɛv̞] ; 4 августа 1908 — 26 февраля 1993) — югославский и сербский историк и востоковед, работавший в Сараево почти сорок лет . Марксист , он был одним из самых выдающихся историков Социалистической Федеративной Республики Югославии и помог в основании Института Востока в Сараево в 1950 году, став его первым директором.

Его научные интересы охватывали период османского владычества на Балканах до конца XVIII века, а также методологию и теорию исторической науки . [а] Изучал характер турецко-османского феодализма , влияние турецкого господства на развитие балканских народов, организацию валахских общин на Западных Балканах, роль христиан в османской военной организации, племенную организацию Герцеговины и Черногории. , положение Сербской Церкви в Османском государстве и ее значение для выживания сербского народа . Его теоретические интересы были сосредоточены на социологии , философии , периодизации истории и критике постмарксистской исторической теории. Его исследования были в основном основаны на османских архивах , которые он изучал в архивах канцелярии премьер-министра в Стамбуле .

Как очень плодовитый ученый, он является автором или соавтором более 300 книг, статей и других научных работ с 1934 по 1991 год. Его наиболее известные работы - « Турская власть у Црной Гори у XVI и XVII веков: прилог только нерешеном питаню из нашей истории ». [Турецкое правление в Черногории в XVI и XVII веках: вклад в нерешенный вопрос нашей истории], опубликовано в 1953 году; «Улога цркве у старой истории сербского народа», опубликовано в 1964 г.; и . «Происхождение и развитие брдских, черногорских и герцеговинских племен», опубликованные в 1984 году

Он был одним из первых постоянных членов Академии наук и искусств Боснии и Герцеговины , президентом которой он был с 1968 по 1971 год. Джурджев также был членом Югославской академии наук и искусств , Словенской академии наук и искусств и Македонской академии наук и искусств . Кроме того, он был ассоциированным членом Черногорской академии наук и искусств был назначен внешним членом Сербской академии наук и искусств с момента ее создания в 1976 году и к концу своей жизни .

Джурджев на протяжении всей своей жизни был удостоен многочисленных наград за обширный научный вклад и активное участие в общественной жизни. Среди них следует отметить премию ZAVNOBiH в 1975 году и премию AVNOJ в 1977 году. Кроме того, он получил престижные югославские награды , в том числе Орден Труда 2-го ордена ( сербско-хорватский : Orden rada II reda ) и Орден Республики. с золотым венком ( сербско-хорватский : Orden Republike sa zlatnim vencem ).

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Бранислав Джурджев родился в религиозной семье 4 августа 1908 года в городе -Карловцы Сремски Сремского уезда Королевства Хорватия-Славония , в Австро-Венгрии . Его отец служил православным священником в Перлезе , в Банате , где Джурджев провел юность и окончил начальную школу. [2]

Джурджев окончил первые пять классов средней школы в родном городе Сремски-Карловцы. [2] [3] В это время он черпал вдохновение из романтических идеалов 19-го века таких фигур, как Бранко Радичевич, а также многих других сербских поэтов и писателей из сербской Воеводины . Впоследствии он переехал во Врбас , чтобы закончить последние три класса средней школы, где успешно сдал экзамен в среднюю школу в 1928 году. [2] Его академический путь продолжился окончанием факультета истории и восточной филологии Белградского философского факультета в университета 1934 году. [2] [4] [3]

Продолжая учебу, Джурджев стал участвовать в коммунистическом движении , в результате чего он был заключен в тюрьму и предстал перед Судом государственной защиты Королевства Югославия . В качестве дисциплинарной меры он был обязан служить в пехотном батальоне в Невесинье , в составе Зета-Бановины . Несмотря на то, что он уже опубликовал свою первую научную работу в 1934 году, это событие помешало ему продолжить академическую карьеру на три года, что заставило его вернуться в Перлез, где он жил в доме своих родителей и зарабатывал на жизнь профессиональным рыбаком. [2] В то же время он приступил к научной деятельности и в 1936 году вступил в Историческое общество в Нови-Саде. [2] [3] он получил должность учителя в частной средней школе в Белграде . В конце концов осенью 1937 года [2]

Первоначальное исследование

[ редактировать ]

Благодаря своему исключительному знанию турецкого языка правительства стипендию , Джурджев в декабре 1937 года получил от турецкого для продолжения обучения в аспирантуре в Стамбуле . [2] [4] [3] Параллельно с обучением восточной филологии на факультете литературы Стамбульского университета под руководством Исмаила Хакки Узунчаршылы он инициировал исследования в Архивах канцелярии премьер-министра ( турецкий : Başvekalet Arşivi ), углубившись в тему «Черногория под властью Турецкое правление». [2] [3] В этот период он обнаружил двух защитников черногорского саньяка времен Скендер-бея Црноевича . Однако его учеба в Стамбуле была внезапно прекращена в декабре 1938 года, когда по рекомендации правительства Стоядиновича турецкое правительство отозвало его стипендию из-за его участия в коммунистической деятельности. Вернувшись в Югославию, он снова некоторое время провел безработным в Перлезе. [5]

Профессиональная карьера

[ редактировать ]
Национальный музей Боснии и Герцеговины в Сараево, где Джурджев некоторое время работал в «Турецком архиве».

В апреле 1939 года он переехал в Сараево , где устроился на постоянную работу хранителем-архивистом Национального музея . Там он взял на себя обязанности «Турецкого архива», тщательно систематизируя архивные и рукописные материалы в соответствии с современными методами архивирования. [6] [3] Он сохранял эту роль до тех пор, пока Вторая мировая война в Югославии в апреле 1941 года не разразилась , когда он был схвачен и впоследствии интернирован в лагерь для военнопленных Шталаг XB в Германии , где оставался до августа 1945 года. Во время плена он активно участвовал в антифашистских инициативах и взял на себя руководство антифашистским советом лагеря. [6]

После возвращения из немецкого плена Джурджев некоторое время прожил в Перлезе, прежде чем был назначен директором вновь созданного музея в Зренянине . В то же время он также взял на себя несколько других социальных ролей. [6] В апреле 1946 года с его согласия и по решению правительства Союзной Народной Республики Югославии он был вновь назначен на довоенную должность в Национальном музее в Сараево . Там он продолжал руководить «Турецким архивом» в качестве научного сотрудника до 1950 года. [6] [3] В марте 1950 года он был назначен доцентом и заместителем декана недавно созданного философского факультета в Сараево. В том же году он предложил создать Восточный институт в Сараево , предложение было принято правительством Народной Республики Боснии и Герцеговины . Он стал первым директором института и занимал эту должность до 1964 года. [6] [3]

Бранислав Джурджев защитил докторскую диссертацию перед экзаменационной комиссией Сербской академии наук и искусств в 1952 году. Его диссертация называлась «Каково было турецкое правление в Черногории в XVI и XVII века], а в следующем году оно было опубликовано в Сараево под названием « Турецкая власть в Черногории в XVI и XVII веках: прилог jednom nerešenompitanju из нашей истории ». вклад в нерешенный вопрос нашей истории». [7] [3] В 1957 году он был назначен профессором философского факультета Сараевского университета . Там он преподавал такие предметы, как «Методология исторической науки», «Введение в историческую науку» и «История южных славян в период раннего Нового времени («турецкая эпоха»). [а] Кроме того, он был деканом философского факультета в Сараево в 1964 и 1965 годах. Даже после выхода на пенсию в 1973 году он продолжал преподавать «Введение в историческую науку» в том же учебном заведении до 1979 года. [8] [4] [3]

Последние годы

[ редактировать ]

Выйдя на пенсию в Нови-Саде в 1979 году, он вернулся в Сараево несколько лет спустя и все еще находился там в 1992 году, когда началась осада города. Однако, когда его болезнь ухудшилась, его при содействии СООНО перевели в Нови-Сад , где он скончался 26 февраля 1993 года в возрасте 84 лет. [4]

Джурджев был одним из самых выдающихся югославских историков своего времени, оказавшим значительное влияние на развитие югославского востоковедения и истории. [4] Его исследования истории и восточной филологии на философском факультете в Белграде, а также время, проведенное на литературном факультете в Стамбуле, привели Джурджева к исследованию истории южнославянских народов во время османского владычества. [9] [10] Кроме того, во время своей работы в Институте Востока в Сараево Джурджев организовал сбор, перевод и издание ранее неопубликованных архивных материалов, что побудило его неоднократно посещать Стамбульский архив в период с 1951 по 1955 год. Вместе с коллегами он обрабатывал и готовил для публикации нескольких книг первоисточников, связанных с историей южнославянских народов под властью Османской империи, уделяя особое внимание канун-именам и дефтерам. В этот период была собрана значительная часть архивного и рукописного материала, хранящегося в Институте Востока. [9] [10]

Джурджев также инициировал публикацию влиятельного ежегодного журнала Института Востока под названием « Прилози за ориентальную филологию» («Вклад в восточную филологию») и сыграл ключевую роль в создании коллекции «Monumenta Turcica historiam Slavorum Meridionalium illustrantia» . Последний был создан для систематической и целенаправленной публикации тюркских источников, связанных с историей южнославянских народов. [10]

Исследования Джурджева в первую очередь были сосредоточены на истории южнославянских народов под властью Османской империи. Преодолев ограничения традиционной историографии по этому вопросу, он разработал новые подходы и предложил новые взгляды, которые оказали глубокое влияние на османские исследования в югославский период. [11] В частности, анализ Джурджева подчеркнул противоречивый характер первоначального воздействия османов на балканское общество, что резко контрастировало с преобладавшими русскими в то время и турецкими взглядами, которые имели тенденцию в одностороннем порядке подчеркивать либо разрушение и репрессии, либо умиротворение и процветание, как результат османского завоевания. [12] Несмотря на очень сильные марксистские убеждения, очевидные в его трудах, Джурджев считался на Западе одним из самых выдающихся специалистов османского периода на югославских землях. [13] Среди работ, которые особенно отмечают эту часть научной деятельности Бранислава Джурджева, - исследования социальной и классовой природы османского феодализма с особым упором на вопрос собственности, а затем на положение и поведение определенных социальных классов на Балканах во время Османской империи. завоевания и позже. [14] Одна из основных теорий Джурджева касалась идентичности валахов Западных Балкан. По мнению историка, термин «влахи», хотя первоначально и обозначал этноним, приобрел социально-экономическое измерение в средние века по мере славянизации влахов , и стал термином, обозначающим членов полукочевой пастушеской общины, организованной на основе родового строя, в отличие от оседлого большинства балканских феодальных обществ ( ср. влахи (социальный класс) ). [15] За этой работой последовало исследование статуса и роли Сербской Православной Церкви сначала в период Неманича , а затем, особенно, во время османского владычества. [14]

Другой аспект работы Джурджева, охвативший период с первой половины 1950-х до конца 1980-х годов, касался вопроса происхождения племен Черногории . Вопреки теории преемственности Йована Эрделяновича и аналогичным гипотезам других этнологов, Джурджев очень аргументированно и документально выдвинул преобладающую роль влахских катунов в формировании черногорских племен. [16] По мнению Джурджева, отсталые районы Черногории и Герцеговины сохранили катунов от влияния феодальных государств, до распада последних позволивших катунам развиваться как племена. [17]

К концу своей научной карьеры Джурджев увлекся теорией истории. Он с переменным успехом занимался теорией марксизма и критически исследовал постмарксистские тезисы многих ученых. Активный участник многочисленных научных конференций , конгрессов и круглых столов в области истории, как на национальном, так и на международном уровне, он получил прежде всего признание за свой острый и полемический вклад, благодаря чему современники запомнили его как интригующую, но противоречивую фигуру. [9] [18]

Критика и споры

[ редактировать ]
Монохромная фотография Милована Джиласа, 1950 год.
Милован Джилас, живший здесь в 1950 году, был одним из самых ярых сторонников Джурджева в Коммунистической партии Югославии.

Начиная с 1950-х годов, Джурджев участвовал в самых жарких дебатах в югославской историографии. Первый из них произошел в первой половине 1950-х годов, когда Джурджев раскритиковал экономиста Сергея Димитриевича по поводу природы «османского феодализма». Джурджев, для которого османское правление было менее репрессивным, чем сербское феодальное государство , тем не менее считал его реакционным, поскольку, согласно его марксистским взглядам, оно задержало крестьянскую революцию. Историк зашел так далеко, что назвал позицию Димитриевича « нигилистической ». [19]

Новаторские взгляды Джурджева, особенно те, которые выражены в его диссертации, опубликованной в 1953 году и бросившей вызов традиционной идее о том, что Черногория была практически независимой от Османской империи, пользовались сильной политической поддержкой в ​​лице Милована Джиласа , который прославлял Джурджева как «де-де- мистификатор» национального прошлого. Однако падение Джиласа в следующем году и его тюремное заключение в 1956 году открыли путь потоку критики, которая, в свою очередь, затронула Джурджева, которому пришлось приостановить свою карьеру на два года. [20]

Как историк-марксист, Джурджев фактически придерживался идеологических установок Югославской коммунистической партии . Таким образом, по мнению Слободана Наумовича, его внешне убедительный ответ на вопрос о происхождении черногорских племен можно объяснить и как «идеологически правильное» объяснение проблемы, тесно связанной с вопросом о статусе черногорской нации . [16]

И несмотря на свою озабоченность философией истории и критику догматического марксизма, Джурджев оставался защитником догматического марксистского подхода к историографии, полностью закрытого для важнейших идей исторической мысли XX века. [21] Это привело его к тому, что он стал консервативным в отношении попыток модернизировать югославскую историографию, предпринимавшихся новым поколением югославских историков с 1960-х годов. Среди них Мирьяна Гросс выделялась своим университетским учебником, опубликованным в 1976 году, который стал первой книгой, полностью посвященной истории историографии и теории исторических исследований в сербско-хорватском языковом пространстве. В то же время Гросс настаивал на необходимости модернизации югославской историографии согласно парагидме «Анналов» школы . Это спровоцировало жаркий спор с Джурджеевым, который в конце 1970-х годов отверг «так называемый структуралистский подход к истории» Гросса. [22]

Награды и почести

[ редактировать ]

В эпоху социалистической Югославии Бранислав Джурджев получил несколько наград за свою научную работу и общественную деятельность: Премию правительства Народной Федеративной Республики Югославии (1949), Премию Социалистической Республики Боснии и Герцеговины от 27 июля ( 1960), премия ЗАВНОБиГ за книгу «Роль Церкви в ранней истории сербского народа» (1975) и премия АВНОЮ (1977). Он также был награжден несколькими высокими наградами, в том числе Орденом Труда 2-й степени , Орденом Республики с Серебряным венком , Орденом За заслуги перед народом с Золотой Звездой и Орденом Республики с Золотой Звездой. Венок. [23]

Избранная библиография

[ редактировать ]

Помимо докторской диссертации, основные работы Бранислава Джурджева включают исследование положения Черногории во время османского владычества, в котором он показал неустойчивость прежних романтических представлений о том, что Черногория никогда не признавала османское владычество. Джурджев также внес значительный вклад в историю народов бывшей Югославии, особенно во второй том, в котором он был членом основной редакционной группы вместе с Хорьо Тадичем и Бого Графенауэром . [9] Как чрезвычайно плодовитый ученый, обширная библиография Джурджева, включая книги, статьи, дискуссии и общий научный вклад, насчитывает 309 ссылок. [24]

Как единственный автор

[ редактировать ]
  • Турецкое правление в Черногории в XVI и XVII веках: нерешенный вопрос нашей истории ( вклад в на сербско-хорватском языке). Сараево: Свет. в 1953 году
  • ранней истории сербского народа ( Роль Церкви в на сербско-хорватском языке). Сараево: Свет. в 1964 году
  • Два защитника Черногории времен Скендер-бея Црноевича на ( сербско-хорватском языке). Том. 1. Сараево: Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины. в 1968 году
  • развитие брдских, черногорских и герцеговинских племен ( Происхождение и на сербско-хорватском языке). Титоград: Черногорская академия наук и искусств. в 1984 году
  • О неомарксистской концепции истории: выступления на съездах историков, лекции и очерки [ О неомарксистской концепции истории: выступления на съездах историков, лекции и очерки ] (на немецком языке). Нови-Сад: Воеводянская академия науки и уметности. 1987.

Как соавтор

[ редактировать ]
  • Джурджев, Бранислав; Филипович, Недим; Хаджибегич, Хамид, ред. (1957). Кануны и канун-названия ( санджаков Боснии, Герцеговины, Зворника, Клиса, Черногории и Скадара на сербско-хорватском языке). Сараево: Восточный институт.
  • Бабич, Владимир; Чубрилович, Васо; Джурджев, Бранислав; Филипович, Недим; Гестрин, Фердо; Графенауэр, Бого; Клаич, Нада; Лапе, Любень; Лебл, Арпад; Митрович, Митра; Моачанин, Федор; Тадич, Жоржо; Цвиттер, Фрэн (1959). История народа ( Югославии на сербско-хорватском языке). Том. 2. Загреб: Учебник.
  • Джурджев, Бранислав; Хаджиосманович, Ламия (1973). Два защитника Черногории времен Скендер-бея Црноевича на ( сербско-хорватском языке). Том. 2. Сараево: Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Концепция «исторической науки» как обеспечивающей «определенный анализ и оценку» событий и личностей с использованием аргументов и объяснений в «духе науки» была аспектом социалистической идеологии в бывшей Югославии. [1]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 54291e5dce211bd2ce41fab46533ac52__1709534640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/52/54291e5dce211bd2ce41fab46533ac52.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Branislav Djurdjev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)