Jump to content

Патент Великобритании 394325.

Профессиональный рекордер для записи стерео мастер-дисков . Активаторы двух стереоканалов расположены под +45° и −45° к вертикальной оси. Система записи 45/45 была предложена Блюмляйном в патенте 394325, протестирована в декабре 1933 и январе 1934 года и стала мировым стандартом в 1950-х годах.

Патент Соединенного Королевства 394325 « Усовершенствования систем передачи, записи и воспроизведения звука» представляет собой фундаментальную работу по стереофоническому звуку, написанную Аланом Блюмлейном в 1931 году и опубликованную в 1933 году. Эта работа существует только в форме патента и двух сопроводительных записок, адресованных Исааку Шенбергу . Текст исключительно длинный для патента того периода и содержит 70 пронумерованных пунктов формулы изобретения. Он содержит краткое изложение теории локализации звука , план внедрения объемного звука в звуковое кино и звукозаписывающую индустрию , а также описание изобретений Блюмляйна, связанных со стереофонией, в частности матричной обработки стереосигналов, стереомикрофона Блюмляйна и 45/. 45 механическая записывающая система.

В 1933–1935 годах Блюмлейн построил экспериментальное стереозаписывающее оборудование и записал два набора стереозаписей с использованием механических и оптических носителей. Коммерческая реализация его изобретения стала реальностью в конце 1950-х годов, когда истек срок действия патента. Система Блюмляйна 45/45 стала мировым стандартом для стереофонических пластинок , а сам Блюмлейн был провозглашен «изобретателем стерео».

Экспериментальные бинауральные (стереофонические) наборы Адера, Келлера и Блюмляйна. Набор Келлера показан в минимальной трехканальной конфигурации. [ 1 ]

В 1881 году Клеман Адер представил «Театрофон» — рабочую систему для прямой трансляции оперных представлений по телефонным линиям . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Театрофон представлял собой сеть «один на один» , в которой использовался один угольный микрофон для подачи питания на один удаленный телефонный приемник , и требовались ряды микрофонов, расположенных вдоль сцены. [ 5 ] Экспериментируя с параллельными линиями, Адер случайно обнаружил стереоэффект . Разместив пары микрофонов по обе стороны сцены, рядом с рампой , Адер добился четкой бинауральной локализации звука, имитируя эффект сидения на краю сцены и слышания актеров и инструментов так, как если бы они были разложены перед слушателем. [ 6 ] Сам Адер объяснял этот эффект различиями в видимой громкости, регистрируемой ушами слушателя. [ 7 ] Бинауральный театрофон, рекламируемый как «ауростерероскопический». [ 7 ] или «бинауральное прослушивание» [ 5 ] не удалось привлечь клиентов из-за необходимости иметь две телефонные линии на одного абонента и общей низкой надежности. Обычный монофонический театр успешно работал во Франции, Венгрии , Италии и Великобритании до конца 1920-х годов. [ 3 ] [ 4 ] [ 8 ]

В 1900-х годах лорд Рэлей сформулировал научную теорию локализации звука. В модели Рэлея человеческий слух локализует низкочастотные звуки на основе разности фаз между сигналами, регистрируемыми левым и правым ухом ( межушная временная разница , ITD); высокочастотные звуки локализуются на основе относительной громкости двух сигналов ( интерауральная разница уровней , ILD). [ 9 ] Дуплексная (двухфакторная) модель Рэлея остается актуальной и в 21 веке с добавлением третьего механизма - анализа спектральных сигналов , обеспечиваемых механической фильтрацией входящих звуковых волн туловищем, головой и ушной раковиной человека . [ 10 ]

В годы 1-й мировой войны акустическая локация активно исследовалась для применения в военных целях ПВО , артиллерийской радиолокации и морской гидроакустики . [ 3 ] ламповые усилители Появившиеся примерно в то же время позволяли воспроизводить звук через громкоговорители . [ 3 ] Ранние эксперименты с усиленным воспроизведением бинауральных сигналов закончились неудачей: бинауральный эффект, легко воспроизводимый через стереонаушники, либо ослаблялся, либо вовсе отсутствовал. [ 3 ]

В конце 1920-х годов исследователи американских и британских корпораций подошли к проблеме усиленного стерео; Основная стратегия ее решения оформилась в начале 1930-х годов. [ 11 ] [ 8 ] [ 3 ] Стереофония не могла принести немедленной финансовой выгоды: основной потенциальный заказчик, кино , довольствовался грубым монофоническим звуковым кинооборудованием; Великая депрессия исключила инвестиции в новые звуковые системы. [ 12 ] [ 13 ] Однако корпорации охотно накапливали патентные портфели в ожидании восстановления экономики и продолжали финансировать исследования. [ 14 ] Артур Келлер и Харви Флетчер из Bell Labs и Алан Блюмлейн из Columbia Graphophone Company и EMI были первыми, кто получил практические результаты. [ 3 ] [ 8 ] [ 11 ] Каждый из трех изобретателей преследовал разные цели и следовал разным направлениям исследований. [ 11 ]

Флетчер следовал стратегии Bell Labs по улучшению традиционной телефонии. [ 15 ] Он сосредоточился на передаче изображений звукового поля оригинала для бинаурального воспроизведения через наушники. [ 15 ] Его экспериментальное оборудование успешно воссоздавало высококачественные пространственные звуковые изображения, но, как и все бинауральные системы, плохо работало с громкоговорителями. [ 16 ]

Келлер в первую очередь интересовался усиленным звуком громкой связи ; он разместил на сцене массивы микрофонов и передавал параллельные аудиосигналы на массивы усиленных громкоговорителей в удаленном зале для прослушивания, пытаясь уловить и воссоздать исходный «звуковой фронт». [ 1 ] [ 17 ] Наилучшие результаты были получены с использованием дорогих двумерных массивов, способных воссоздать как ширину, так и глубину оригинала; линейные (одномерные) массивы могут дать почти идеальное ощущение ширины, но не глубины. [ 1 ] Минимальная рабочая конфигурация требовала трех каналов (левого, центрального и правого). [ 1 ] Этого было достаточно для воссоздания ширины и даже ограниченного ощущения глубины, но только для слушателей, сидящих близко к оси центрального канала. [ 1 ] и слишком дороги для потребительского рынка. [ 18 ] Более дешевая двухканальная стереосистема не могла воспроизвести звуковое поле; звук неизбежно распадался на левый и правый точечные источники с «дыркой посередине». [ 18 ]

Блюмлейн предвидел внедрение объемного звука в киноиндустрии . [ 19 ] [ 20 ] Он с самого начала отверг бинауральную модель. [ 21 ] Вместо воссоздания пространственных звуковых полей или «звукового фронта», излучаемого оркестром, он остановился на воссоздании звука, который слышит слушатель, сидящий в концертном зале, или оператор на съемочной площадке. [ 18 ] Он полагал, что микрофонная решетка должна имитировать слуховой аппарат человека, поэтому два микрофона должны быть расположены близко друг к другу (и близко к пленочной камере). [ 8 ] Полученные бинауральные сигналы нельзя использовать непосредственно в усиленной стереосистеме. [ 8 ] Однако, пишет Блюмлейн, двухканальная запись с тщательно измененными разностями фаз и уровней может обмануть слушателя реалистичной пространственной иллюзией. [ 8 ]

Публикация

[ редактировать ]
Внешние изображения
значок изображения Первая официальная публикация патента, 1933 г.
значок изображения Рукописная записка, 4 июля 1932 г.
значок изображения Машинописная записка, 21 июля 1932 г.
значок изображения Американская публикация патента, 1958 г. (неполная)

До подачи заявки на патент о работе Блюмляйна над стереосистемой было известно очень мало. По словам биографа Роберта Александера, теоретические исследования, вероятно, начались не ранее марта 1931 года. [ 19 ] Блюмляйн не вел трудовых журналов. [ 22 ] и не публиковал журнальные статьи; [ 23 ] [ 24 ] первое письменное свидетельство о его исследованиях - рабочий документ, объясняющий технику перетасовки, - датировано 25 сентября 1931 года. [ 22 ] Практические эксперименты в 1931 году были невозможны из-за слияния Columbia и Gramophone Company в EMI , последующей реструктуризации и переезда лаборатории Блюмлейна в новое здание в Хейсе . [ 25 ]

14 декабря 1931 года Блюмлейн подал заявку на патент в Патентное ведомство . [ 26 ] [ 27 ] Окончательная доработка заявки была подана 10 ноября 1932 г., а 14 июня 1933 г. ей был предоставлен статус патента с правом приоритета с 10 ноября 1932 г. [ 28 ] Объем первой официальной публикации составил 24 страницы (22 страницы текста и 11 иллюстраций на двух страницах). [ 26 ] В тексте содержалось необычное [ 29 ] [ 30 ] 70 [ 29 ] (или «более 70» [ 31 ] ) формулы изобретения (типичный патент того периода содержал шесть [ 30 ] ).

4 июля 1932 года Блюмлейн составил восемнадцатистраничное рукописное изложение патента, вероятно, предназначенное для Исаака Шенберга . [ 32 ] Вторая, гораздо более короткая записка содержит восемь машинописных страниц. Он был подписан Блюмлейном 21 июля 1932 года и должным образом получен и прочитан Шёнбергом. [ 32 ] Обе записки сейчас хранятся в Британской библиотеке .

Ни в патенте, ни в записках никогда не упоминается слово «стерео» или его производные: Блюмлейн использовал термин «бинауральный» . [ 33 ] Ссылок на предыдущие работы, кроме неназванных военных исследователей-гидроакустиков, нет. [ 34 ] В 1950-х и 1980-х годах американские критики выдвигали гипотезу, что Блюмлейн, работавший в лондонском филиале Western Electric в 1920-х годах, мог быть знаком с параллельными работами Келлера и Флетчера, однако никаких существенных доказательств так и не было найдено. [ 35 ] [ 21 ] Единственная определенная связь - это тот факт, что Блюмлейн использовал микрофоны и дисковые магнитофоны Western Electric, которые уже были сняты с производства в студиях EMI. По мнению Барри Фокса, вопрос приоритета не имеет ответа. [ 35 ] Истоки идей и пути мысли остаются неизвестными; техническая реализация этих идей была слишком разной, чтобы можно было заподозрить какой-либо обмен. [ 35 ] Не было коммерческого стимула побеждать конкурентов в разработке рыночного продукта; изобретатели работали буквально для следующего поколения. [ 35 ]

Идеи и изобретения

[ редактировать ]

Психоакустика локализации звука

[ редактировать ]

Блюмлейн был скромным человеком, никогда не стремившимся к публичности; по словам Александра, «довольно часто [он] не до конца осознавал свой гений» или ценность многих своих изобретений. [ 26 ] В случае с патентом 394325 этого не произошло: Блюмляйн «определенно чувствовал масштабность этой работы» и поэтому предварил патентную формулу кратким описанием психоакустики локализации звука. [ 26 ] Теория Блюмлейна следует дуплексной модели Рэлея с небольшими поправками: [ 28 ] [ 18 ]

  • На низких частотах или длинных волнах локализация определяется разностью фаз. Головка слишком мала, чтобы регистрировать какие-либо различия в уровнях звукового давления, поэтому фаза является единственным ориентиром; [ 18 ] [ 28 ]
  • На высоких частотах или коротких волнах фаза перестает быть надежным ключом к разгадке. Однако теперь головка образует относительно большую перегородку, физически разделяющую левый и правый сигналы. Таким образом, мозг может полагаться на относительные различия в интенсивности звука; [ 18 ] [ 36 ]
  • Быстрые перкуссионные высокочастотные звуки локализуются на основе разницы во времени между прибывающими переходными процессами атаки , аналогично разностям низкочастотных фаз. [ 18 ] [ 37 ]

Рэлей провел границу между низкими и высокими частотами на уровне 1,5–3   кГц. [ 9 ] Блюмлейн отметил, что ширина «линии» на самом деле составляет несколько октав , начиная примерно с 700 Гц. В этом диапазоне человеческий слух может одновременно регистрировать и оценивать разницу фаз и уровней. [ 37 ] [ 18 ] Фазовый механизм сам по себе работает только ниже 700 Гц. [ 37 ] [ 18 ] Именно низкочастотная фазовая информация теряется при воспроизведении бинауральных сигналов через громкоговорители. [ 37 ] [ 18 ]

Блюмляйн отследил причину этой потери в ненаправленных микрофонах давления , которые были основным типом микрофонов, используемых при студийной записи. [ 18 ] Блюмлейн математически доказал, что разность фаз, регистрируемая микрофонами давления и четко слышимая через наушники, неизбежно будет потеряна при воспроизведении через громкоговорители. [ 18 ] Он предложил компенсировать потери фазы за счет предварительного подчеркивания разницы уровней низких частот между двумя стереоканалами. Когда пространственные подсказки, присутствующие в исходных сигналах, указывают на то, что виртуальный источник звука должен быть расположен слева от слушателя, оборудование воспроизведения должно увеличить усиление левого канала и ослабить правый канал, и наоборот. [ 38 ] Эти манипуляции пришлось ограничить низкочастотным контентом; Блюмляйн особо предостерег от манипуляций с тройными сигналами. [ 39 ] Известные аномалии высокочастотного слуха еще не были должным образом исследованы и поняты, поэтому изобретатель ограничил свои исследования уже хорошо изученными низкими частотами. [ 39 ]

Матричная обработка стереосигналов

[ редактировать ]

Популярное представление о стерео, возникшее спустя десятилетия после смерти Блюмляйна, обычно трактует стереосигнал как совокупность двух независимых каналов: левого (Л) и правого (П). [ 40 ] Блюмлейн предложил альтернативный подход: стерео состоит из монофонического сигнала M, который является общим как для левого, так и для правого каналов громкоговорителя, и дифференциального побочного сигнала S, который определяет пространственное распределение звука. [ 41 ] Сигналы M и S легко получаются из L и R путем сложения и вычитания :

М = 0,7017 ( Л   +   Р )
S = 0,7017 ( Л    П ),

и так же легко конвертируется обратно в L и R:

Л = 0,7017 ( М   +   Т )
R = 0,7017 ( М    Т ). [ 42 ]
Перетасовка Блюмляйна: преобразование разностей фаз в разности уровней
Левый и правый бинауральные сигналы. R отстает от L, поэтому изображение локализовано слева
Соответствующие сигналы M и S расположены ровно на 90° друг от друга.
После смещения S на 90° новый побочный сигнал S" либо находится в фазе с М (для изображений, локализованных слева), либо имеет противоположную полярность (для изображений, локализованных справа).
Сложение и вычитание образуют новые каналы L"=M+S" и R"=MS", которые имеют точно такую ​​же фазу, но разные уровни. L" выше R", поэтому изображение локализовано левее

Электронный сумматор-вычитатель, выполняющий это преобразование, называется матрицей МС или массивом МС. Блюмляйна В оригинальной двунаправленной пассивной решетке использовались два широкополосных трансформатора ; В эпоху полупроводников массивы MS обычно являются однонаправленными и построены на основе операционных усилителей и прецизионных резисторов . Коэффициенты масштабирования 0,7017 ( квадратный корень из 0,5) в приведенных выше формулах обеспечивают равенство входной и выходной мощности : L 2 2 = М 2 2 . [ 42 ] На практике коэффициенты и полярности могут выбираться по желанию. [ 42 ]

Простейшее использование матричной обработки, разработанное Блюмлейном в патенте 394325, — это управление шириной стерео. [ 42 ] Ослабление S при сохранении постоянного значения M уменьшает ширину стерео; ослабление S до нуля устраняет любые пространственные сигналы. [ 42 ] Усиление S увеличивает ширину стерео. [ 42 ] Увеличение низкочастотных составляющих S (ниже 700 Гц) в 1,6–2,5 раза создает особенно сильное ощущение простора. [ 40 ] Наконец, инверсия полярности бокового канала меняет местами левый и правый сигналы, создавая зеркальное отображение исходного звукового поля. [ 40 ]

Блюмляйн шаркает

[ редактировать ]

Когда нецентральный низкочастотный источник звука регистрируется микрофонами бинаурального давления, результирующие сигналы L и R имеют одинаковую интенсивность и различаются только по фазе. [ 43 ] В результате соответствующий побочный сигнал S смещается ровно на +90° или -90° относительно М. (положительный или отрицательный знак сдвига указывает на левую или правую локализацию источника звука). [ 43 ] Простая манипуляция шириной стерео, описанная выше, может увеличить разность фаз между расширенными сигналами L' и R', но не может изменить распределение энергии. [ 43 ] Интенсивность L' остается равной интенсивности R'. [ 43 ]

Однако, как объяснил Блюмлейн в патенте 394325, матричная обработка фазы позволяет направлять энергию от L к R или наоборот. [ 43 ] Для этого необходимо сместить побочный сигнал S на +90° или -90°. [ 43 ] Новый, сдвинутый сигнал S" теперь находится в фазе с исходным М (для сигналов, локализованных слева) или в противофазе с ним (для сигналов, локализованных справа). [ 43 ] Сложение M и S" и вычитание S" из M создает новые левый и правый сигналы L" и R", имеющие разные интенсивности и фазовый сдвиг, равный нулю или 180°. [ 43 ] Энергия направляется в левую или правую сторону в зависимости от локализации исходного источника звука. [ 43 ] Эта операция — преобразование межканальных временных разностей в межканальные разности уровней — стала известна как тасование Блюмлейна , а требуемый массив MS называется тасованием Блюмлейна . [ 43 ] Патент 394325 содержит лишь беглое описание устройства для тасования; он был подробно описан в заявке на патент 429022, поданной в октябре 1933 года. [ 44 ]

Стереомикрофоны

[ редактировать ]
Три конфигурации, разработанные Блюмлейном. MS и XY показаны точно так же, как в патенте 394325; развернутый XY показан в его более поздней, наиболее часто используемой реализации с кардиоидными микрофонами. [ 45 ]

Техника перетасовки была изобретена специально для микрофонов давления, которые не способны регистрировать разницу уровней между двумя стереоканалами. [ 43 ] Ленточные микрофоны ( микрофоны скорости в патенте Блюмляйна). [ 46 ] ) с двунаправленной (рис. 8) диаграммой направленности может регистрировать как разницу фаз, так и уровень, и не требует перетасовки. [ 47 ]

Блюмлейн предложил три альтернативные конфигурации стереопар ленточных микрофонов. Все три требуют размещения двух ленточных микрофонов на общей вертикальной оси, как можно ближе друг к другу: [ 46 ]

  • MS: микрофон центрального канала (М) направлен прямо в центр звуковой сцены (Блюмляйн использовал слово « экран» , подчеркивая его использование в кино). Микрофон бокового канала S расположен под прямым углом к ​​M; [ 46 ] [ 46 ]
  • XY (позже пара Блюмляйна [ 48 ] ): микрофоны левого (X) и правого (Y) каналов расположены под углом −45° и 45° к центру звуковой сцены. [ 46 ] [ 48 ]
  • Расширенный XY аналогичен, но угол между X и Y задается произвольно, чтобы соответствовать условиям установки и избежать дальнейшей обработки стереосигналов. [ 46 ]

В 1931 году ленточных микрофонов студийного уровня еще не существовало. [ 49 ] Практическая техника стереомикрофона была опробована и запатентована Блюмлейном позже, в 1934–1935 годах. [ 49 ] [ 44 ]

Механическая запись 45/45

[ редактировать ]
Системы стереозаписи с двойной канавкой, 0/90 и 45/45. Цвет стрелок указывает на относительную полярность. Подача на режущую головку 0/90 сигналов M (боковой) и S (вертикальный) вместо L и R дает результат, аналогичный результату для фрезы 45/45; это была схема, которую фактически опробовал Блюмляйн.

До получения патента Блюмляйна существовало два альтернативных подхода к механической стереозаписи. Система 0/90 объединила два независимых саундтрека в одну канавку. Одна дорожка (или стереоканал) записывалась вертикально («0»), другая — горизонтально («90»). В 1920-х годах Джон Логи Бэрд использовал этот подход для записи аудио- и видеосигналов в своем механическом телевизоре . Система 0/90 была плохим выбором для стереозвука из-за различных искажений при боковой и вертикальной записи. [ 50 ]

В альтернативной системе с двумя канавками использовались две фрезы для записи параллельных канавок и два звукоснимателя для их воспроизведения. 12 марта 1932 года Келлер использовал эту экспериментальную систему для записи Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского – первую в истории стереозапись. [ 51 ] Запись с двумя канавками не получила развития дальше экспериментов из-за трудностей с размещением двух звукоснимателей на диске. [ 52 ]

В патенте 394325 выдвинуто третье предложение: одиночная фреза должна приводиться в движение двумя ортогональными приводами, расположенными под углами 45° и -45° к поверхности диска. [ 53 ] Полярности электрических сигналов L и R, которые приводят в действие исполнительные механизмы, должны быть выбраны таким образом, чтобы боковое движение фрезы соответствовало монофоническому сигналу M, а вертикальное движение соответствовало разнице между двумя стереоканалами S. [ 53 ] Это обеспечивает обратную совместимость с традиционными монофоническими звукоснимателями наиболее распространенной системы с боковым вырезом. [ 53 ]

Альтернативно, приводы могут быть расположены под углом 0° и 90° к поверхности диска, как в системе 0/90, но приводиться в действие электрическими сигналами M и S вместо L и R. [ 50 ] Полученная запись идентична настоящим записям 45/45, за исключением различных частотных характеристик и шаблонов искажений бокового (M) и вертикального (S) каналов записи. [ 50 ] Блюмлейн считал, что такая конфигурация упрощает конструкцию стереорезака, поскольку только критически важный боковой привод должен полностью соответствовать стандартам качества, включая высокие частоты как минимум до 10 кГц. [ 54 ] Полоса пропускания вертикального привода могла быть ограничена до 3 кГц. [ 54 ]

Одновременно с Блюмлейном и независимо от него Артур К. Келлер и Ирад С. Рафузе из Bell Labs изобрели свой собственный вариант системы 45/45 с одной канавкой. [ 35 ] Однако из-за Великой депрессии , особенностей патентного права США и отсутствия ближайших перспектив коммерциализации изобретения корпоративные патентные поверенные не увидели острой необходимости в его патентовании. [ 35 ] Компания подала заявку на патент только в июне 1936 года, более чем через пять лет после Блюмляйна. [ 35 ] [ 55 ] По словам Келлера, о творчестве Блюмляйна он узнал только в 1950-х годах. [ 55 ]

Новые материалы для механической записи

[ редактировать ]

До появления пластинок мастер -диски для прессования пластинок из шеллака с грубыми канавками вырезались на толстых многоразовых дисках из озокерита . воска на основе [ 56 ] Воск был носителем низкой точности; он неизбежно ухудшался при каждом воспроизведении и хранении. [ 56 ] [ 57 ] Wax нельзя было заархивировать для будущих переизданий. [ 56 ] После первого и единственного тиража восковой мастер был стерт механической бритвой, а записанный оригинал был навсегда утерян. [ 56 ] Единственным механическим носителем, пригодным для хранения в межвоенный период, была пластинка из шеллака, точность воспроизведения которой была еще ниже, чем у мастера по воску. [ 58 ] Шеллак, естественно, был шумным, а еще больший поверхностный шум добавлялся проводящим графитовым порошком, нанесенным на восковой мастер перед гальванопокрытием и изготовлением промежуточных штамповочных дисков. [ 57 ]

Келлер и А. Г. Рассел предложили заменить графитовый порошок тонким слоем золота, напыленным на мастер-диск в вакуумной камере . [ 57 ] [ 27 ] В результате этого процесса был создан высококачественный проводящий слой без дополнительного шума. [ 57 ] 1 декабря 1931 года Келлер, Стоковски и Филадельфийский оркестр сделали первую запись с использованием новой технологии. [ 57 ] Полоса пропускания первых позолоченных мастеров расширилась до 9 кГц, а вскоре была улучшена до 10, а затем и до 13 кГц, что сделало эти мастера первым носителем с высокой точностью воспроизведения . [ 57 ] [ 27 ] Образцы оттисков были изготовлены на тихом триацетате целлюлозы , а не на шумном шеллаке. [ 57 ]

В патенте 394325 Блюмлейн также рассматривал триацетат целлюлозы, но в другой роли – в качестве мастерингового материала. [ 59 ] Это предложение материализовалось после Второй мировой войны, когда промышленность перешла с восковых мастер-дисков на ацетатные лаковые. [ 56 ] В 1935 году Блюмлейн исследовал различные смеси смол для прессования пластинок, но ни одна из них не оказалась значительно лучше шеллака. [ 60 ] Решение – синтетический виниловый компаунд – уже существовало и использовалось для распространения пластинок в американских радиосетях. [ 61 ] Но это было слишком дорого для массового производства. [ 61 ] Тираж винила в Соединенных Штатах начался в 1943 году в ответ на нехватку натурального шеллака во время войны и ограничивался пропагандистскими программами для войск. [ 61 ] Массовые поставки на гражданский рынок начались позже, в конце 1940-х годов. [ 62 ]

Прототипы и тесты

[ редактировать ]

, подробную служебную записку с объяснением принципов стереофонического звука 21 июля 1932 года Блюмлейн отправил своему начальнику и наставнику, техническому директору EMI Исааку Шенбергу . [ 32 ] Вероятно, Шенберг не понимал ценности и глубины предложения Блюмляйна, но доверял интуиции Блюмляйна. [ 26 ] и утвердил конструкцию экспериментальной установки, состоящей из стереомикрофона, шаффлера, механического резака для воска и звукоснимателя. [ 32 ] Точно так же исследователи EMI не поняли идеи Блюмляйна; на некоторое время изобретатель остался один на один со своими планами. [ 26 ] На протяжении 1932 года команда Блюмляйна все еще работала над проектом монофонической записи, оценивая потенциальные патентные недостатки конструкции EMI и выявляя нарушения патентов EMI со стороны конкурентов. [ 32 ] Работа над прототипом стереосистемы началась только в январе 1933 года. [ 63 ]

Механическая запись

[ редактировать ]
Внешний звук
значок аудио Механические стереозаписи Блюмлейна в Британской библиотеке.

В феврале 1933 года Блюмляйн завершил работу над шаффлером, а в марте 1933 года собрал первый стереозаписывающий набор. [ 64 ] Первые эксперименты оказались неудачными: тестовые записи шеллака и микрофоны Western Electric не подходили для обработки тонкостей стереозвука. [ 64 ] К июлю 1933 года нож для пластинок был полностью работоспособен, хотя его высокие частоты не выходили за рамки 4 кГц. [ 64 ] К декабрю команда Блюмляйна протестировала как минимум три различные конфигурации магнитных стереозвукоснимателей и добилась приемлемого качества звука. [ 64 ] 9 декабря 1933 года Блюмлейн завершил точную настройку своего токарного станка для стерео резки с расположением приводов 0/90, приводимых в движение сигналами MS, и сделал первую пробную запись, используя коммерческие граммофонные пластинки в качестве источников звука. По словам Блюмлейна, в установке было достигнуто хорошее разделение каналов, что было необходимым условием для стереозаписи. [ 65 ]

14–15 декабря 1933 года Блюмляйн записал первый сет из десяти мастеров стереовоска в зале любительского театра EMI. [ 65 ] Блюмляйн и трое его соратников сами выступали в качестве источников живого звука, гуляя и разговаривая перед микрофонами. [ 66 ] На следующий день Блюмляйн оценил записи «ходьбы и разговора» и сообщил о «определенном бинауральном эффекте». [ 67 ] Шёнберг согласился и разрешил использование студии звукозаписи EMI. [ а ] для экспериментальных живых записей. [ 68 ] На новогодние праздники Блюмлейн и его команда перевезли свое оборудование в самую большую комнату на Эбби-Роуд , которая тогда называлась Студией № 1 , а позже стала известна как Студия № 2 и Студия Битлз . [ 68 ]

11–13 января 1934 года Блюмляйн записал фортепианную и камерную музыку . [ 68 ] Записанный бинауральный эффект присутствовал, но слабый, намного слабее, чем при записи речи. [ 68 ] 19 января Блюмлейн приступил к записи Лондонского симфонического оркестра под управлением Томаса Бичема . [ 68 ] [ 17 ] Результаты, по словам самого Блюмляйна, варьировались от «неплохих» до «незначительных». [ 69 ] Экспериментальный токарный станок Блюмляйна мог записывать оркестр в стереофоническом режиме, но имеющиеся микрофоны не могли уловить и сохранить истинное стереофоническое изображение. [ 69 ] Частично эта проблема была решена в ходе последующих испытаний весной 1934 г.; решение, теперь известное как пара Блюмляйна , было запатентовано в 1935 году. [ 70 ]

Оптическая запись

[ редактировать ]
Внешние видео
Фильмы Блюмляйна из Abbey Road Studios архива
значок видео Поезда в Хейсе . Это короткий, 44-секундный фрагмент 5-минутного оригинала. [ 71 ] Маленькие белые «флажки» на шестах — это ветровой экран ленточных микрофонов. [ 72 ]
значок видео Ходьба и разговор . В конце ролика появляется Блюмляйн в очках и светло-сером костюме. [ 73 ]

В начале 1935 года Сесил Освальд Браун построил первую пленочную камеру с синхронной стереофонической записью звука на единой оптической звуковой дорожке . [ 74 ] Левый и правый края звуковой дорожки модулировались независимо левым и правым аудиоусилителями. [ 70 ] Общая ширина между левым и правым краями менялась пропорционально монофоническому сигналу M, таким образом, система была обратно совместима со стандартным монофоническим кинопроектором. [ 70 ] (и, кстати, с проекторами Dolby Stereo, представленными в 1970-х гг. [ 27 ] ). Прототип камеры нуждался в доработках и настройке и был готов к пробным снимкам только в июне 1935 года. [ 75 ]

Первый сохранившийся фильм « Поезда в Хейсе » представляет собой документальный фильм о железнодорожном движении на железнодорожной станции Хейс и Харлингтон , снятый с крыши соседнего офисного здания. [ 71 ] Фильм длится 5 минут 11 секунд и включает в себя разные дубли похожих сцен, записанные с разным расположением микрофонов. [ 71 ] С точки зрения звучания Trains in Hayes — самая продвинутая из всех записей Blumlein. Некоторые его фрагменты достигают реалистичной ширины и глубины стереофонического звука, несмотря на очевидные искажения, вызванные перегруженными микрофонами. [ 71 ] [ 76 ]

После «Поездов в Хейсе » Блюмлейн снял еще пять тестовых фильмов в помещении, используя своих сотрудников и себя в качестве «ходячих и говорящих» демонстраторов технологий . [ 73 ] 26 июля 1935 года Блюмлейн приступил к съемкам «Двигай оркестр» комедии с живыми актерами, — короткометражной призванной стать средством маркетинга его технологии. [ 77 ] Действие происходило у бара паба длиной шесть метров ; камера оставалась неподвижной и неподвижной, а актеры и одноименный «оркестр» ( граммофон, помещенный за задником ) двигались влево и вправо. [ 77 ] Оба сохранившихся дубля были сняты в один и тот же день, 26 июля, и смонтированы в августе – сентябре 1935 года. [ 77 ]

Блюмлейн считал, что его тестовые записи и фильмы доказали возможность объемного звука в кино. [ 78 ] По словам Эрика Нинда, руководство EMI инициировало исследования рынка, планируя поставить в кинотеатры хотя бы несколько экспериментальных звуковых комплектов, но предприятие было прекращено до того, как удалось получить какие-либо практические результаты. [ 78 ] Луис Стерлинг, соучредитель и директор по маркетингу EMI, считал, что улучшение звука в кино может иметь смысл только после внедрения цвета . [ 78 ] Точно так же индустрия граммофонных пластинок нуждалась в новой технологии длительного воспроизведения и с низким уровнем шума до появления стерео. [ 78 ] Великая депрессия исключила инвестиции в еще непроверенные технологии; компания уже решила сконцентрироваться на другой цели – телевидении. Шенберг, главный сторонник телевизионного проекта EMI, отменил исследования в области стереозвука в конце 1935 года. [ 60 ] К этому времени Блюмляйн уже был занят на постоянной основе строительством телестанции BBC в Александра Палас . [ 78 ]

Военное применение

[ редактировать ]

В 1938 году Экспериментальное учреждение ПВО Mark VIII заключило с EMI контракт на производство звукового локатора . [ 79 ] Традиционные звуковые локаторы полагались на слух оператора; Блюмлейн предложил дополнить его визуальным дисплеем, в котором реализованы принципы бинауральной записи. [ 79 ] Экспериментальная аппаратура визуальной индикации (VIE), представленная на испытания в октябре 1938 года, использовала две электронно-лучевые трубки для отображения пеленга и угла места цели. [ 80 ] VIE был включен в серийный звуковой локатор Mark IX и модернизирован на тысячах старых локаторов, заполняя пробел до появления радаров для наведения оружия . [ 80 ]

Незадолго до начала Второй мировой войны Блюмлейн применил идеи патента 394325 к зенитным радарам дальнего действия. [ 81 ] В отличие от VIE, которая обрабатывала электрические аудиосигналы напрямую, станция радиолокационной визуализации Блюмляйна работала с огибающими амплитудно-модулированных высокочастотных сигналов. Блюмлейн математически доказал, что его метод перетасовки будет работать с огибающими так же, как и со звуковыми волнами. Технология обработки конвертов стала предметом патента 581920, поданного в июле 1939 года. [ 82 ] Экспериментальная радиолокационная установка в загородном парке Лейк-Фарм , работающая на   66 МГц несущей волне , начала испытания в конце 1939 года. [ 83 ]

Дальнейшее развитие и серийное производство

[ редактировать ]

пластинки

[ редактировать ]

Согласно британскому законодательству, патент оставался в силе в течение шестнадцати лет и должен был истечь в 1947 году. EMI подала заявку на продление, чтобы компенсировать потери военного времени, и срок действия патента был продлен до 13 декабря 1953 года. [ 84 ] К этому времени европейская индустрия развлечений быстро развивалась; Британский рынок звукозаписей регулировался дуополией EMI и Decca Records . [ 85 ] [ 86 ] Война форматов на развивающемся рынке долгоиграющих пластинок почти завершилась. , Победивший формат предложенный Columbia Records, был стандартизирован в США в 1954 году и принят британской промышленностью в 1955 году. [ 87 ] [ 88 ] В 1953 году EMI начала подготовку к производству стереофонических пластинок. Менеджер проекта Филип Вандерлин, бывший коллега Blumlein, оценил альтернативы и сделал выбор в пользу системы 45/45. [ 89 ]

Нарезка стереомастеров и прессование стереовиниловых пластинок не представляли никаких технических проблем. [ 89 ] Реальная задача — сохранение пространственной информации во время записи — оставалась такой же неуловимой, как и в 1930-е годы. [ 89 ] Инженеры звукозаписи и музыканты искали решение методом проб и ошибок, с помощью устройства, недоступного Блюмляйну, — двухдорожечного стереофонического магнитофона . В феврале 1954 года RCA сделала первую успешную стереозапись оркестрового исполнения ( «Проклятие Фауста» под управлением Чарльза Мунка ). [ 90 ] В апреле 1954 года студия звукозаписи EMI начала испытания стереозаписей с использованием XY-микрофона Блюмляйна. [ 90 ] В мае Артур Хэдди из Decca Records сделал первую запись с помощью трехмикрофонного дерева Decca . [ 90 ] Инженеры Decca, узнавшие о патенте Блюмляйна лишь недавно, в 1950-х годах, попытались разработать собственную систему до патентоспособной формы, но потерпели неудачу. Все мыслимые аспекты стереофонического звука уже были описаны в патенте 394325. [ 91 ] [ 33 ]

События в Decca заставили EMI ускорить свои вялые усилия. [ 91 ] Руководство считало, что технология стереозаписи все еще ненадежна, и воздерживалось от спешного запуска стереозаписей в производство. [ 33 ] Вместо этого в 1957 году компания выпустила дорогой промежуточный формат — предварительно записанные Stereosonic магнитные ленты . [ 89 ] [ 33 ] [ 92 ] Запатентованная технология записи была разработана бывшими коллегами Блюмляйна Вандерлином, Кларком и Даттоном и основывалась на использовании пар XY Блюмляйна и шаффлеров Блюмляйна, которые создавали перекрестные помехи на частотах выше 700 Гц. [ 89 ] [ 33 ] [ 92 ] [ 93 ] Перетасовка была предназначена для выравнивания высокочастотной и низкочастотной локализации звука, однако она плохо сочеталась с практической студийной средой на Abbey Road. [ 94 ] Ленты оказались слишком дорогими для потребительского рынка, и вскоре их производство было прекращено. [ 92 ]

Другие европейские компании были уверены, что стереовинил готов к производству, и встали на сторону Decca. [ 94 ] 28 ноября 1957 года отраслевая конференция, организованная Хэдди, одобрила систему 45/45, сделав ее де-факто европейским стандартом. [ 94 ] Хэдди прилетел в США, чтобы набрать больше сторонников, и узнал, что американцы готовы запустить собственный стереоформат. [ 94 ] Американская версия системы 45/45 была запатентована в США компанией Westrex (дочерней компанией Western Electric ) независимо от патента Blumlein и более чем через два десятилетия после него. [ 94 ] 25 марта 1958 года RIAA приняла систему Westrex в качестве национального стандарта. [ 27 ] [ 95 ]

Ни Westrex, ни RIAA никогда не доверяли Блюмляйну. [ 12 ] Британцы были в ярости; даже консервативный журнал «Граммофон» отчитал американцев за «неспособность открыть Европу», а также за довоенные работы Флетчера, Келлера и Рафузе. [ 27 ] Под давлением Общество аудиоинженеров признало приоритет Блюмляйна. [ 95 ] Совершив беспрецедентный шаг, в апреле 1958 года Журнал Общества аудиоинженеров перепечатал полный текст патента 394325. [ 95 ] Патент Westrex был признан недействительным; система 45/45 стала всемирным свободным стандартом . [ 95 ] Однако идея Блюмляйна о бинауральном звуке была сочтена неприемлемой для коммерческого продукта. [ 33 ] Вместо этого индустрия использовала стереофонию и стерео как бесплатный универсальный товарный знак. [ 33 ] Граммофон снова возражал, но безрезультатно. [ 33 ] Понятие стерео , которое когда-то широко применялось к любым манипуляциям, направленным на создание пространственных эффектов, изменило свое значение и стало синонимом двухканального звука . [ 96 ] [ 33 ] Первоначально стереозаписи ограничивались классическим репертуаром. [ 97 ] Популярная музыка , предназначенная для воспроизведения на дешевых проигрывателях низкого качества, на протяжении 1960-х годов записывалась в моно и продавалась по более низким ценам, чем «высококлассные» стереопластинки. [ 97 ]

Микрофоны

[ редактировать ]
Самка мухи Ormia ochracea , носительница натурального шаффлера Блюмляйна.

Пара Blumlein во всех трех вариантах, рассмотренных в патенте 394325, по-прежнему используется для записи акустической музыки. В наиболее распространенной конфигурации используется расположение двух двунаправленных микрофонов в форме восьмерки по осям XY. [ 93 ] Он уникален тем, что является инструментом постоянной мощности : благодаря тригонометрической идентичности Пифагора любой источник звука, расположенный в переднем квадранте, будет улавливаться с одинаковой совокупной мощностью , без провалов или пиков. [ 93 ] В пространстве прослушивания два результирующих стереосигнала акустически складываются, создавая источники фантомного звука постоянной мощности. [ 93 ] Запись, сделанная парой XY, передает превосходное боковое стереоизображение, заполняя все пространство между двумя динамиками. [ 93 ] Он также превосходно улавливает реверберации из заднего квадранта, которые необходимы для передачи ощущения пространства и присутствия. [ 98 ] Однако правильное размещение пары XY перед оркестром часто может быть трудным или совершенно невозможным. [ 98 ] Пара MS Blumlein, использующая микрофон в форме восьмерки для канала S и кардиоидный микрофон для канала M, аналогична паре XY, но гораздо менее чувствительна к звукам заднего квадранта и полностью совместима с монофоническим оборудованием. [ 99 ] По этим причинам пара MS используется преимущественно на радио, телевидении и в кино. [ 99 ] Разведенная пара XY является предпочтительной конфигурацией для использования кардиоидных микрофонов. [ 45 ] При обычном расположении по XY под углом 90 градусов такие микрофоны сжимают записанное стереоизображение; увеличение угла до 120...135° эффективно восстанавливает ширину стерео. [ 45 ]

Шаркальщики

[ редактировать ]

Матричная обработка стереосигналов является основой технологии студийной записи, но перетасовка Блюмляйна нашла мало применения. [ 92 ] В 1980-х годах Ричард Кауфман, Михаэль Герзон и Дэвид Гризингер независимо друг от друга предложили три метода бинауральной записи, основанные на перетасовке Блюмлейна, но их идеи также не получили широкого признания. [ 92 ] [ 100 ]

В 1990-х годах исследователи обнаружили, что шарканье Блюмляйна имеет биомеханический аналог в мире насекомых. Самки хищной мухи Ormia ochracea питаются сверчками и ищут добычу ночью, возвращаясь домой по стрекотанию сверчков. мухи Расстояние между барабанными перепонками слишком мало, чтобы служить надежным инструментом локализации звука. Однако у мухи есть система связок , которая преобразует незначительные различия фаз между левым и правым сигналами в существенные различия уровней. [ 101 ] В XXI веке слуховой аппарат Ormia ochracea стал образцом сверхкомпактных микроэлектромеханических стереомикрофонов, предназначенных для слуховых аппаратов . Разработчики утверждают, что такие микрофоны позволяют улучшить локализацию и в то же время улучшить разборчивость усиленной речи в шумной обстановке. [ 102 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В 1970 году студии будут официально переименованы в Abbey Road Studios .
  1. ^ Jump up to: а б с д и Бернс 2006 , с. 129.
  2. ^ Теберг, Дивайн и Эверретт, 2015 , с. 5.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бернс 2006 , с. 128.
  4. ^ Jump up to: а б Коллинз, Пол (2008). «Театрофон – iPod XIX века» . Новый учёный . 197 (9 января): 44–45. дои : 10.1016/S0262-4079(08)60113-X . Также переиздано в Коллинз, П. (2016). «Прямой эфир из Парижской оперы». Взрывные брюки фермера Бакли: и другие события на пути к научному открытию . Хачетт / Новый учёный. ISBN  9781473642768 .
  5. ^ Jump up to: а б Теберг, Дивайн и Эверретт, 2015 , с. 6.
  6. ^ Теберг, Дивайн и Эверретт, 2015 , стр. 5–6.
  7. ^ Jump up to: а б Теберг, Дивайн и Эверретт, 2015 , с. 7.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Фокс 1982а , с. 36.
  9. ^ Jump up to: а б Стройка 2016 , с. 185.
  10. ^ Опстал 2016 , с. 173.
  11. ^ Jump up to: а б с Теберг, Дивайн и Эверретт, 2015 , с. 41.
  12. ^ Jump up to: а б Фокс 1982а , с. 38.
  13. ^ Серги 2004 , с. 13.
  14. ^ Брок-Наннестад 2009 , с. 167.
  15. ^ Jump up to: а б Теберг, Дивайн и Эверретт, 2015 , стр. 16–17.
  16. ^ Теберг, Девайн и Эверретт, 2015 , стр. 17.
  17. ^ Jump up to: а б Фокс 1982а , с. 40.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бернс 2006 , с. 130.
  19. ^ Jump up to: а б Александр 2013 , с. 60.
  20. ^ Бернс 2006 , стр. 127–128.
  21. ^ Jump up to: а б Теберг, Дивайн и Эверретт, 2015 , с. 18.
  22. ^ Jump up to: а б Александр 2013 , с. 61.
  23. ^ Александр 2013 , с. 222.
  24. ^ Бернс 2006 , с. 196.
  25. ^ Александр 2013 , с. 69, 72.
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж Александр 2013 , с. 63.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж Фокс 1982а , с. 37.
  28. ^ Jump up to: а б с Блюмлейн 1958 , с. 32.
  29. ^ Jump up to: а б Бернс 2006 , с. 133.
  30. ^ Jump up to: а б Ван Дулкен С. (3 июля 2012 г.). «Алан Блюмлейн и изобретение стерео» . Британская библиотека . Проверено 4 апреля 2018 г. (Автор — штатный эксперт Британской библиотеки )
  31. ^ Александр 2013 , с. 69.
  32. ^ Jump up to: а б с д и Александр 2013 , с. 72.
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Александр 2013 , с. 358.
  34. ^ Теберг, Девайн и Эверретт, 2015 , стр. 19.
  35. ^ Jump up to: а б с д и ж г Фокс 1982а , с. 42.
  36. ^ Блюмляйн 1958 , стр. 32–33.
  37. ^ Jump up to: а б с д Блюмлейн 1958 , с. 33.
  38. ^ Бернс 2006 , стр. 130–131.
  39. ^ Jump up to: а б Александр 2013 , с. 70.
  40. ^ Jump up to: а б с Герзон 1994 , с. 437.
  41. ^ Герзон 1994 , стр. 436–437.
  42. ^ Jump up to: а б с д и ж Герзон 1994 , с. 436.
  43. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Бернс 2006 , с. 131.
  44. ^ Jump up to: а б Александр 2013 , с. 94.
  45. ^ Jump up to: а б с Эргл 2012 , с. 172.
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж Блюмлейн 1958 , с. 37.
  47. ^ Бернс 2006 , стр. 131, 133.
  48. ^ Jump up to: а б Эргл 2012 , с. 169.
  49. ^ Jump up to: а б Бернс 2006 , с. 148.
  50. ^ Jump up to: а б с Питер Коупленд 2008 , с. 57.
  51. ^ Фокс 1982a , стр. 37, 42.
  52. ^ Бернс 2006 , стр. 133–134.
  53. ^ Jump up to: а б с Бернс 2006 , с. 134.
  54. ^ Jump up to: а б Блюмлейн 1958 , с. 40.
  55. ^ Jump up to: а б Ферстлер, Х. (2004). «Келлер, Артур Чарльз». В Хоффманне, Франке (ред.). Энциклопедия записанного звука . Рутледж. п. 1130. ИСБН  9781135949501 .
  56. ^ Jump up to: а б с д и Аполлонова & Шумова 1978 , p. 112.
  57. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Леопольд Стоковский, Харви Флетчер и Bell Laboratories. Экспериментальные высококачественные и стереофонические записи 1931–1932» . Стоковский.org . Проверено 9 апреля 2018 г.
  58. ^ Питер Коупленд 2008 , с. 49.
  59. ^ Блюмлейн 1958 , с. 39.
  60. ^ Jump up to: а б Бернс 2006 , стр. 140–141.
  61. ^ Jump up to: а б с Осборн 2014 , с. 67.
  62. ^ Осборн 2014 , с. 68.
  63. ^ Александр 2013 , с. 73.
  64. ^ Jump up to: а б с д Александр 2013 , с. 74.
  65. ^ Jump up to: а б Александр 2013 , с. 75.
  66. ^ Александр 2013 , стр. 75–77.
  67. ^ Александр 2013 , с. 77.
  68. ^ Jump up to: а б с д и Александр 2013 , с. 78.
  69. ^ Jump up to: а б Александр 2013 , с. 79.
  70. ^ Jump up to: а б с Александр 2013 , с. 80.
  71. ^ Jump up to: а б с д Александр 2013 , с. 83.
  72. ^ Александр 2013 , с. 84.
  73. ^ Jump up to: а б Александр 2013 , стр. 85–86.
  74. ^ Александр 2013 , стр. 80–81.
  75. ^ Александр 2013 , с. 82.
  76. ^ Александр 2013 , с. 88.
  77. ^ Jump up to: а б с Александр 2013 , с. 88—91.
  78. ^ Jump up to: а б с д и Бернс 2006 , с. 140.
  79. ^ Jump up to: а б Бернс 2006 , с. 297.
  80. ^ Jump up to: а б Бернс 2006 , с. 298.
  81. ^ Бернс 2006 , стр. 299–300.
  82. ^ Бернс 2006 , с. 300.
  83. ^ Бернс 2006 , с. 301.
  84. ^ Фокс 1982b , с. 642—643.
  85. ^ Бернс 2006 , с. 142.
  86. ^ Питер Коупленд 2008 , с. 301.
  87. ^ Мойер, ХК (1957). «Стандартные характеристики записи диска». Инженер РКА . 3 (2): 11–13.
  88. ^ Питер Коупленд 2008 , стр. 150–151.
  89. ^ Jump up to: а б с д и Бернс 2006 , с. 143.
  90. ^ Jump up to: а б с Грей 1986 , с. 5.
  91. ^ Jump up to: а б Александр 2013 , с. 92.
  92. ^ Jump up to: а б с д и Герзон 1986 , с. 1.
  93. ^ Jump up to: а б с д и Эргл 2012 , с. 170.
  94. ^ Jump up to: а б с д и Бернс 2006 , с. 144.
  95. ^ Jump up to: а б с д Бернс 2006 , с. 145.
  96. ^ Питер Коупленд 2008 , стр. 213–214.
  97. ^ Jump up to: а б Осборн 2014 , с. 96.
  98. ^ Jump up to: а б Эргл 2012 , с. 171.
  99. ^ Jump up to: а б Эргл 2012 , с. 173.
  100. ^ Герзон 1994 , с. 435.
  101. ^ Майлз Р.Р. (1997). «Механический анализ нового уха паразитической мухи Ormia ochracea». Разнообразие в слуховой механике – материалы международного симпозиума . Всемирная научная. стр. 18–24. ISBN  9789814547666 .
  102. ^ Кларк, Лиат (2015). «Мухи-паразиты вдохновляют потенциальную революцию в слуховых аппаратах» . Проводной . Проверено 10 августа 2018 г.

Источники

[ редактировать ]

Биографии

[ редактировать ]
  • Александр, Р. (2013). Изобретатель стерео: жизнь и творчество Алана Дауэра Блюмлейна . ЦРК Пресс. ISBN  9781136120381 .
  • Бернс, Р.В. (2006). Жизнь и времена А. Д. Блюмлейна . Институт техники и технологий. ISBN  9780852967737 .

Журнальные статьи

[ редактировать ]

Обзоры и энциклопедии

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 550a6f4b1508ac067f3a5b7f40953d96__1724115360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/96/550a6f4b1508ac067f3a5b7f40953d96.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
United Kingdom patent 394325 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)