Стефан Куртуа
В этой статье может быть слишком много заголовков разделов . ( Апрель 2021 г. ) |
Стефан Куртуа | |
---|---|
Рожденный | |
Образование | Парижский университет Нантер |
Род занятий | Директор по исследованиям CNRS , профессор истории Католического института высших исследований |
Известный | Исследования коммунизма и коммунистических геноцидов |
Награды | доктор Почетный Свободного университета Молдовы. |
Примечания | |
Директор журнала «Коммунизм» , член Научного совета Фонда политических инноваций (2009–2011). |
Стефан Куртуа (англ. Французское произношение: [стефан кутва] ; 25 ноября 1947) — французский историк и профессор университета, директор по исследованиям Французского национального центра научных исследований (CNRS), профессор Католического института высших исследований (ICES) в Ла-Рош-сюр-Йон и директор сборника, посвященного истории коммунистических движений и коммунистических государств .
«Черная книга коммунизма» , книга под редакцией Куртуа, была переведена на множество языков, продана миллионным тиражом и считается одной из самых влиятельных и противоречивых книг, написанных об истории коммунизма 20-го века и государственных социалистических режимах. [ 1 ] [ 2 ] В первой главе книги Куртуа утверждал, что коммунизм и нацизм — схожие тоталитарные системы и что коммунизм несет ответственность за убийство около 100 миллионов человек в 20 веке. [ 3 ] Попытка Куртуа приравнять эти две вещи была полемически эффективной, но противоречивой из-за его цифр и его выбора, какие страны и события сравнивать, а также из-за его ревизионистского подхода . [ 4 ] [ 5 ]
Куртуа является директором по исследованиям во Французском национальном центре научных исследований в Géode (группа изучения и наблюдения за демократией) Западного парижского университета Нантер-ла-Дефанс . Он также является профессором Католического института высших исследований (ICES) . Он является редактором журнала «Communisme» , который он основал вместе с Анни Кригель в 1982 году, и членом Cercle de l'Oratoire аналитического центра .
Будучи студентом, с 1968 по 1971 год Куртуа был маоистом , но позже он стал решительным сторонником демократии , плюрализма , прав человека , [ нужны разъяснения ] и верховенство закона . [ 6 ]
Маоистский активизм (1968–1971)
[ редактировать ]Куртуа был активистом маоистской марксистско-ленинской организации « Да здравствует коммунизм» с 1968 по 1971 год, которая в 1969 году сменила название на « Да здравствует революция» с Роланом Кастро . В это время он руководил книжным магазином организации на улице Жоффруа-Сен-Илер в Париже. Он описывает себя как «анархо-маоиста», но многие «раскаялись» в крайних левых взглядах и позже стали сторонниками демократии и многопартийной демократии, а зачастую и антикоммунистами. [ 7 ]
Коммунистическая партия в войне и «Коммунизм» журнал
[ редактировать ]Изучив юриспруденцию и историю, он стал известен в 1980 году после публикации диссертации « ФКП » в состоянии войны под руководством Анни Кригель . Именно вместе с ней он основал в 1982 году журнал «Communisme», призванный объединить антикоммунистических специалистов по французскому коммунизму. После смерти Кригеля он стал главным организатором журнала. Он был назначен директором по исследованиям Французского национального центра научных исследований (CNRS), где отвечал за «Группу наблюдений и исследований демократии» (GEODE). Этот период в Коммунизме считался чрезвычайно богатым периодом для исследований всех видов, суровым испытанием важных работ, опубликованных в 1980-х годах. [ 8 ]
Куртуа выступал в качестве исторического консультанта в скандальном документальном фильме 1985 года « Террористы в стиле retraite» , в котором утверждалось о заговоре руководства ФКП с целью предать группу сопротивления FTP-MOI французской полиции в 1943 году. [ 9 ] В фильме Бориса Холбана обвиняют в предательстве Мисака Манушяна » «Специальным бригадам . [ 10 ] В своем интервью фильму Куртуа заявил: «Начиная с лета 1943 года Коммунистическая партия явно стремилась подтвердить свое превосходство в сопротивлении. С этой целью и для укрепления своего престижа ей приходилось проводить бомбардировки и другие вооруженные нападения, чтобы предать гласности В Париже была только одна группа, способная совершить такие нападения: иностранные комбатанты. Партийное руководство имело выбор: либо обеспечить их безопасность, либо оставить их в бою. Так и произошло, и мы можем с уверенностью сказать, что они были принесены в жертву. служить высшим интересам партии». [ 9 ] Этот документальный фильм вызвал во Франции бурную дискуссию, известную как «Дело Манушяна» . [ 10 ] Во время дела Куртуа изменил свою позицию. В книге 1989 года « Le sang de l'étranger - les immigrés de la MOI dans la Résistance», написанной в соавторстве с Адамом Райским и Денисом Песчанским, Куртуа снял с Холбана обвинения в том, что он был полицейским информатором, и пришел к выводу, что это «жестоко эффективная полиция». «работа» Специальных бригад , которая привела к массовым арестам членов ФПТ-МВД в ноябре 1943 года. [ 11 ] « Le sang de l'étranger» оказал большое влияние на историографию французского сопротивления, поскольку в книге было установлено, что большинство атак на немецкие войска в районе Парижа в период с апреля 1942 года по август 1944 года были делом рук FTP-MOI. которое до сих пор игнорировалось историками, чтобы Сопротивление выглядело более французским. [ 12 ]
Посещение архивов Коминтерна в Москве (1992–1994).
[ редактировать ]После падения Берлинской стены в 1989 году и « железного занавеса », распада Советского Союза в декабре 1991 года архивы Коминтерна были открыты не только для российских историков, но и для западных исследователей.
Открытие предоставило ему возможность получить доступ к неопубликованным источникам и переписать историю Коминтерна и связанных с ним коммунистических партий. До этого времени о Коминтерне было известно только то, что советское руководство хотело знать, и ему противоречили только непроверяемые утверждения его оппонентов. Куртуа назвал этот историографический поворотный момент «настоящей революцией в документации». [ 13 ] [ 14 ]
Например, историческое исследование ФКП велось десятилетиями не на основе подлинных архивных документов, а на основе историй, таких как мемуары, опубликованные членами ФКП, в том числе Жаком Дюкло , поскольку оригинальные записи ФКП хранились не в штаб-квартире партии в Париже, а в Москве, согласно центральным положениям их приема в Коминтерн (условия приема в Третий Интернационал).
В 2006 году Куртуа написал книгу под названием « Коммунизм во Франции: революция в документации и пересмотренной историографии» .
Свой первый визит в архивы Коминтерна в Москве он совершил в сентябре 1992 года. Позже он совершил еще три визита, последний — в декабре 1994 года. В 2009 году на конференции Стефан Куртуа заявил: «Я не ходил пропагандировать «Черную книгу». Книга «Коммунизм в России»... Во всяком случае, я уже довольно давно не возвращаюсь... Я быстро осознал, что за мной постоянно следят в архивах». [ 15 ]
Куртуа почерпнул впечатляющую информацию из архивов и намеренно провоцировал споры, которые, по мнению некоторых представителей журнала «Communisme» , привели к расколу в отношении проводимых там дополнительных научных исследований. С 1993 года большая часть редколлегии «Коммунизма» покинула журнал. [ 8 ]
Направление работ после публикации «Черной книги»
[ редактировать ]Если до 1995 года историографическая продукция Куртуа в основном касалась ФКП, то впоследствии она больше сосредоточилась на Коминтерне и истории коммунистических режимов в Восточной Европе. В « Черной книге» его касались криминальные аспекты действий Коминтерна. В своей книге об Ойгене Фриде , которую он написал вместе с Анни Кригель в 1997 году, акцент был сделан больше на контроле Коминтерна над национальными коммунистическими партиями и массовыми антифашистскими организациями, такими как Амстердам-Плейель , Secours Rouge и Universal. Собираемся ради мира . В предисловии Ойгена Фрида он указал, что проект, начатый в 1984–1985 годах, пришлось приостановить в 1991 году, когда архивы Коммунистической партии Советского Союза были переданы в Государственный архив Республики Россия. «В 1992 году Анни Кригель и Стефан Куртуа были там в Москве. Они совершили несколько поездок в российскую столицу и привезли тысячи страниц на микрофильмах...» [ 16 ]
В сообщении Академии моральных и политических наук Куртуа защищал тезис о том, что Сталин был идеальным представителем советского режима, установленного в результате революции 1917 года под руководством Ленина , заявив: «Факт остается фактом: на базовой стадии системы, от С 1917 по 1953 годы именно идеология диктовала поведение Ленина, а затем и Сталина... Сталин был подлинным большевиком — учеником школы ленинизма... Сталин был не тем безвестным аппаратчиком, которого описал Троцкий, а одним из прямых сотрудников Ленина и среди наиболее уважаемых за его непоколебимую поддержку вождя, его чувство дисциплины, его хладнокровие и исключительную твердость характера, его решимость и полное отсутствие угрызений совести или сострадания в его действиях». [ 17 ]
После публикации «Ойжена Фрида » Куртуа возглавил множество совместных редакционных проектов, таких как «Начисто из прошлого!». «История и память о коммунизме в Европе» (2002 г.), завершившая « Черную книгу коммунизма» и содержащая дополнения к книге, написанной в основном зарубежными авторами, и « Словарю коммунизма» (2007 г.). В 2008 году он внес свой вклад в « Черную книгу Французской революции» в главе, посвященной взаимоотношениям якобинизма и большевизма .
В 2009 году он снова вернулся к вопросу коммунизма с книгой «Коммунизм и тоталитаризм» , которая представляла собой сборник из серии его статей на эту тему.
Он также расширил свою деятельность, включив в нее все тоталитарные режимы. Он организует множество международных конференций по этой теме и хранит коллекцию изданий Éditions du Seuil и Éditions du Rocher.
Основные работы
[ редактировать ]Методологические влияния
[ редактировать ]Выпускник Кригеля, Куртуа сказал, что его книга «Коммунизм и тоталитаризм» (2009 г.) построена по образцу нескольких ее книг, в том числе «Хлеб и розы: основы истории социализма» (1968 г.) и «Французский коммунизм в зеркале» (1974 г.). ). [ 13 ] Методика, разработанная ею и принятая им на вооружение, заключалась в накоплении этапов мысли исследователя в виде текстов, сгруппированных по темам и регулярно публикуемых. [ 13 ]
Подняв концепцию «исторической мастерской», разработанную историком Франсуа Фюре , в своей одноименной книге, опубликованной в 1982 году, Стефан Куртуа сказал, что «серьезный историк — это ремесленник, который постоянно работает над своей работой, потому что он зависит от источников, архивы и т. д.... И конечно, эти источники, архивы, они постоянно меняются. [ 13 ] Таким образом, развитие этого процесса позволяет создать более всеобъемлющее и детальное видение, чем в начале. [ 13 ]
Коммунизм (1982–)
[ редактировать ]Черная книга коммунизма (1997)
[ редактировать ]После многих вкладов и публикаций по различным аспектам коммунизма как во Франции, так и за рубежом, Куртуа принял участие в « Черной книге коммунизма» , проекте, опубликованном в ноябре 1997 года, где он был координатором и написал предисловие. В этой работе также участвовали Николя Верт (профессор истории и исследователь Института современной истории (ИХТП), где он специализируется на Советском Союзе), Жан-Луи Панне (историк и редактор журнала Gallimard , также автор биографии Бориса Суварина ), Карел Бартосек (исследователь CNRS и редактор журнала «Новая альтернатива» ), Анджей Пачковский (профессор политологии и член коллегии архивов Министерства внутренних дел). Сам Куртуа был соавтором статьи о Коминтерне.
Содержание
[ редактировать ]В книге подводятся итоги преступлений, совершенных различными формами власти коммунизма. Введение Куртуа озаглавлено «Преступления коммунизма», которые стали причиной гибели почти 100 миллионов человек. [ 18 ]
«Преступления коммунизма не подвергались законной и нормальной оценке с исторической или моральной точки зрения. Без сомнения, это один из первых случаев, когда мы пытаемся подойти к коммунизму, ставя под сомнение, является ли его преступность одновременно центральной и глобальный для его существования». [ 19 ]
Книга является частью эссенциалистского видения коммунизма, разработанного Эрнстом Нольте , согласно которому по своей сути он будет иметь общекриминальный характер. [ 20 ]
Споры по поводу количества жертв
[ редактировать ]Один из авторов «Черной книги», Николя Верт раскритиковал Куртуа за то, что в предисловии он привел цифру в 20 миллионов экономических или политических жертв социализма в СССР, тогда как их число не превышало 15 миллионов. Другой участник, Жан-Луи Марголен, отметил, что он никогда не говорил об 1 миллионе смертей во Вьетнаме, вопреки тому, что утверждал Куртуа в своем тексте.
Также обсуждалось, как объективно подсчитать количество разрозненных жертв, погибших в гражданских войнах, экономических кризисах или даже обычных преступников на пяти континентах от различных режимов за более чем 70 лет. Авторы « Века коммунизма» (2000) во главе с Клодом Пеннетье бросили вызов уникальности коммунизма, подкрепленной «Черной книгой». В этом заключается уникальность того, что называют «коммунизмом 20-го века». Из «Прошлого иллюзии» [ 21 ] «Преступления коммунизма. [ 22 ] первая ошибка — это некритическое использование одной статьи и, следовательно, сведение коммунизма к «одному» фундаментальному свойству. [ 23 ] «У авторов этой книги не было много общего с Венгрией Яноша Кадара и Камбоджей Пол Пота .
Споры по поводу сравнения с нацизмом
[ редактировать ]Не столько количество смертей, вызванных диктатурами, претендующими на звание коммунистических, сколько сравнение с нацизмом, которое вызвало споры во Франции, термины которой очень похожи на знаменитую «ссору историков», которая связала Германию в середине 1980-х годов, потому что статьи Эрнста Нольте. [ 24 ] Некоторые писатели и комментаторы были удивлены тем, что Куртуа сделал сравнение с нацизмом темой части предисловия, хотя этот вопрос не затрагивался ни в одной статье.
Куртуа поднял сравнение между нацизмом и коммунизмом как вопрос, которым должны заняться историки, и призвал к созданию аналога Нюрнбергского трибунала для суда над виновными коммунистами. Он сравнил организацию двух движений и количество жертв, приписываемых коммунизму, с количеством смертей от нацизма. Он проводит параллель между нацистским «расовым геноцидом» и тем, что он называет, вслед за Эрнстом Нольте, «классовым геноцидом». [ 25 ] Для его сторонников коммунизм был гуманистической и эгалитарной идеологией в отличие от нацизма, и многие историки, начиная с некоторых авторов книги, выражали свое несогласие с Куртуа. В частности, Николя Верт заявил, что «чем больше сравниваешь коммунизм и нацизм, тем очевиднее становятся различия». [ 26 ]
По словам Аннет Вевиорки, директора по исследованиям CNRS, «Стефан Куртуа демонстрирует сравнение острого осознания еврейского геноцида и коммунизма, который представляет собой ткань лжи и приближений», подчеркнув, что Холокост не должен был стать привилегированным объектом. исторических исследований до 1970-х годов и утвердился в коллективной памяти только в 1980-х годах. Он также цитирует Франсуа Фюре , который написал бы предисловие, если бы не умер преждевременно, который сказал, что Геноцид евреев имел «ужасную особенность: быть самоцелью». [ 27 ]
Несмотря на неоднократные отрицания конфликта интересов, некоторые считали это сравнение чистой и простой ассимиляцией и поэтому сочли целесообразным осудить его. Журналист Бенуа Райски обвинил некоторых интеллектуалов, в том числе Стефана Куртуа, Алена Безансона, Эрнста Нольте и Жана-Франсуа Ревеля , в желании ввести Запад в заблуждение по вопросу нацизма, чтобы продвигать свой собственный антикоммунизм. [ 28 ]
Основные тезисы
[ редактировать ]Историографические влияния
[ редактировать ]Работы Куртуа, особенно «Черная книга коммунизма» , были продолжением «поворота» в историографии, начавшегося в 1995 году с публикации эссе бывшего коммунистического историка-активиста и члена Коммунистической партии с 1947 по 1959 год Франсуа Фюре , посвященного проблеме «коммунистическая иллюзия» и озаглавлена «Прошлое иллюзии». Очерк коммунистической идеи в ХХ веке . [ 29 ]
Фюре также согласился написать предисловие к «Черной книге коммунизма», но умер в июле 1997 года. [ 30 ]
«Коммунизм – это форма тоталитаризма»
[ редактировать ]Для Куртуа коммунизм — это форма тоталитаризма, то же самое можно сказать и о итальянском фашизме и немецком нацизме. В этом смысле он выступал против Ханны Арендт и Джорджа Л. Моссе . Первый соотносит зарождение тоталитаризма в России с приходом к власти Сталина (а не Ленина); оттуда он за очень короткое время превратился в коммунистический тоталитаризм и в « сталинизм ». Историография, основанная на этой теории Ханны Арендт, разработанной в 1950-х годах, является, по мнению Куртуа, основным направлением преподавания тоталитарного феномена во Франции в 21 веке, но Куртуа говорит о «кампании» против историографической ориентации, в которой он выступает против идея тоталитарного коммунизма, начало которой положила публикация книги « Что делать?» Лениным в 1902 году.
Этот тезис изложен в его публикации «Коммунизм и тоталитаризм» (Perrin, 2009), в которой эта тема рассматривается в хронологическом порядке (тематика в последней части) в серии дискуссий из четырех частей, посвященных тоталитарным режимам в Европе:
- Когда наступает ночь: истоки и возникновение тоталитарных режимов в Европе (1900-1934) (L'Age d'Homme, 2001).
- Такая долгая ночь: пик тоталитарных режимов в Европе (1935-1953) (Editions du Rocher, 2003).
- День восходит: наследие тоталитаризма в Европе (1953–2005 гг.) (Editions du Rocher, 2003 г.)
- Тоталитарная логика в Европе (Editions du Rocher, 2006).
«Ленин был изобретателем тоталитаризма»
[ редактировать ]Куртуа в основном изложил этот тезис в своей биографии: Ленин, изобретатель тоталитаризма (Perrin, 2007). Он включен в главу о коммунизме и тоталитаризме (Перрин, 2009).
«Славная память» и «трагическая память» коммунизма в Европе
[ редактировать ]По мнению Куртуа, в истории коммунизма существует явная дихотомия между «позитивной памятью» о коммунизме в Западной Европе (Франция, Италия, Испания и т. д.) и «трагической памятью» в Восточной Европе (Польша, Румыния, страны Балтии и др.). [ 15 ] Эта теория была развита в книге, последовавшей за « Черной книгой коммунизма» и озаглавленной «Очистить прошлое!» История и воспоминания о коммунизме в Европе (2002). [ 31 ]
Во Франции «положительная память» нашла отражение в социальных завоеваниях Народного фронта, участии коммунистов в интернациональных бригадах во время гражданской войны в Испании , сопротивлении немецкой оккупации во время Второй мировой войны и советской победе. над нацизмом, который Куртуа назвал «всеобщим призывом Сталинграда» (победа СССР под Сталинградом ознаменовала «поворотный момент войны» в пользу союзников). Здесь он воспользовался концепцией, придуманной Фюре, «Всеобщим призывом Октября» в связи с аплодисментами вокруг Октябрьской революции.
Противостоять этому была «трагическая память», которая в Польше возникла из-за ее аннексии после нацистско-советского пакта и Катынской резни , в странах Балтии - из-за аннексии Советским Союзом с 1944 по 1990 год, а в Румынии от аннексии Советским Союзом областей Бессарабии и Северной Буковины и установления длительной диктатуры (45 лет). Согласно историческому отчету Комиссии за 1991 год по Румынии, около двух миллионов человек были убиты и почти 300 000 человек были депортированы в трудовые лагеря либо на территории самой Румынии, либо в Сибири или Казахстане. [ 32 ] Эта глубокая травма привела к созданию в Румынии в 1993 году в Сигете, тюрьме, использовавшейся румынским коммунистическим режимом, уникального в своем роде места памяти (исследовательский институт, библиотека, музей и летний университет): «Мемориала жертвам». коммунизма и сопротивления» (Мемориал жертвам коммунизма и сопротивления) (Memorialul Victimelor Comunismului şi al Rezistenţei). Материалы конференции и дискуссии, поддержанные Стефаном Куртуа во время четырех посещений мемориала и Центра исследований Бухареста, были опубликованы в ноябре 2003 года под названием Courtois The Sighet (Fundatia Academia Civica). [ 33 ] и переиздан в 2006 г. (Литернет). [ 34 ]
В своей речи в Летнем университете в Сигете, озаглавленной «Утерянная честь европейских левых сил», Куртуа осудил отказ более чем двух третей Парламентской ассамблеи Совета Европы резолюции и «Рекомендации относительно осуждения преступления, совершенные тоталитарными коммунистическими режимами», 25 января 2007 г. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
По мнению Куртуа, отказ был отражением явления, которое Ален Безансон описал в 1997 году как «историческую амнезию и гипермнезию » (амнезия в отношении ненацистских преступлений, гипермнезия в отношении нацистских преступлений). [ 38 ] ), что привело к отрицанию «памяти о жертвах других режимов, кроме нацистского» в некоторых западноевропейских государствах. Это также предотвращает появление того, что он называет «памятником воссоединения», который мог бы существовать, [ 39 ] с совместными поминками и образовательными мероприятиями. [ 15 ]
Публичные заявления
[ редактировать ]Поддержка военной интервенции в Афганистане и Ираке
[ редактировать ]Он является членом «Круга ораторского искусства» и входит в редколлегию журнала « О дивный новый мир» . Это источник общественной поддержки войны в Афганистане 2001 года против «исламского фундаментализма». [ 40 ]
В книге Ирак и я. Еще один взгляд на мир в состоянии войны , [ 41 ] Стефан Куртуа провел параллель между коммунистическим прошлым и сегодняшним исламизмом. Интеллектуально проамериканский, [ 42 ] он считает, что в своей знаменитой речи в ООН Доминик де Вильпен стал жертвой реакции советской пропаганды во Франции. В течение пятидесяти лет он делал слишком сильный акцент на лозунге «США идут домой», и теперь он оставляет свои следы. [ 43 ] После войны в Ираке он обнаружил, что злоупотребления, совершаемые американскими солдатами в тюрьме Абу-Грейб, были «неизбежным побочным эффектом войны». [ 44 ]
Поддержка Жерара Шови
[ редактировать ]Стефан Куртуа поддержал писателя Жерара Шови в судебном процессе, который установил, что часть биографии французского Сопротивления лидеров Раймона и Люси Обрак является публичной клеветой. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Франсуа Дельпла считал, что в контексте этого дела «желание покончить с коммунизмом» было потеряно для Куртуа до такой степени, что он бежал с волками против Обрака во время кампании, ставящей под сомнение качество сопротивления. [ 48 ]
Споры с французскими историками
[ редактировать ]Антикоммунистический характер его работ во Франции, где Французская коммунистическая партия долгое время была «первой партией Франции», заставил его стать историком, которому бросил вызов ряд его коллег, где появление ряда противоречий или «исторических ссоры».
Генри Руссо
[ редактировать ]Историк Анри Руссо ( «Виши, прошлое, которое не проходит» , 1996) критиковал его за то, что он считал всех воинствующих или сочувствующих коммунистам соучастниками преступлений сталинизма и , как следствие, считал всех условно связанными с коммунистическими силами или с Советами. как слепые пособники Сталина.
Жан-Жак Беккер
[ редактировать ]Историк Жан-Жак Беккер считал, что его исследования носят сенсационный характер: «Это борец , который хочет сделать историю эффективной , то есть прямо противоположной истории…». [ 49 ]
Анни Лакруа-Риз и Жан-Жак Мари
[ редактировать ]В 2006 году в журнале « О дивный новый мир » он опубликовал статью « Голод в Украине (Голодомор): вы сказали «отрицание»? (переиздано на сайте исторического журнала «Архея») . [ 50 ] ), в котором он публично обвинил французского троцкистского историка Анни Лакруа-Риз в отрицании Голодомора на Украине в 1932–1933 годах.
сообщили О голоде в западном мире в 1933 году валлийский журналист Гарет Джонс и в 1935 году Борис Суварин . [ нужна ссылка ] и много лет спустя Александром Солженицыным в 1973 году в «Архипелаге ГУЛАГ» . Однако после тщательно продезинфицированного визита летом 1933 года премьер-министра Франции Эдуарда Эррио последний заявил, что голода нет. [ 50 ] Подтверждением великого голода стало открытие советских архивов в начале 1990-х годов.
По его словам, Анни Лакруа-Райс попыталась преуменьшить значение этого события как одного из «дефицитных» голодовок, в результате которого погибло несколько миллионов человек. [ 51 ] Эта статья была опубликована в ответ на создание Анни Лакруа-Риз «сайта, призывающего его коллег мобилизоваться против невыразимой лжи, которая управляла миром в течение семидесяти лет: Нет, дамы и господа, в Украине не было голода». в 1932-1933 годах, тем более голод, который вызвал бы миллионы смертей, и тем более голод, организованный самой советской властью». [ 50 ]
Впоследствии, в 2007 и 2008 годах соответственно, историки-марксисты Анни Лакруа-Риз и Жан-Жак Мари раскритиковали Стефана Куртуа за то, что он выразил свои взгляды в интервью крайне правому ежемесячному журналу Le Choc du mois . [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
В 2009 году он раскритиковал троцкистского историка Жан-Жака Мари за содержание главы под названием « 1922: год спокойствия », опубликованной в его биографии «Ленин, 1870-1924 » (Балланд, Париж, 2004). [ 13 ] Куртуа обвиняет Жан-Жака Мари в извинениях перед Лениным, для которого 1922 год, напротив, был «годом перехода к паранойе». [ 13 ] Это проявилось, с одной стороны, в записке Ленина Политбюро от 19 марта 1922 года, в которой он хотел использовать советский голод 1921–1922 годов для уничтожения Русской Православной Церкви : «Именно теперь, когда разразился голод регионы едят человеческое мясо, а тысячи трупов засоряют дороги, что нам нужно с дикой энергией и самой беспощадностью обеспечить конфискацию церковного имущества и подавить любой намек на сопротивление с такой жестокостью, что об этом будут говорить десятилетия». [ 55 ] Эта «паранойя» также отражается в терроре против эсеров (смертные приговоры, ГУЛАГ и т. д.), а также в изгнании (а иногда и внутренней ссылке) русской интеллигенции . [ 13 ] Это последнее событие описано им в главе «Ленин и уничтожение русской интеллигенции» в книге «Коммунизм и тоталитаризм» (предварительно опубликованной в журнале «Социетал» № 55–59): «высланные были предупреждены, что любые незаконные возвращение в Россию автоматически влечет за собой смертную казнь». [ 56 ] 25 мая 1922 года Ленин обратился к Сталину со следующими словами: «Сотни этих господ должны быть изгнаны без пощады. Мы собираемся очистить Россию раз и навсегда... Их всех следует отвернуть от России». . [ 56 ] В сентябре 1922 года Ленин оправдывал свой поступок перед Максимом Горьким : «Интеллектуалы, лакеи капитализма думают, что они — мозг нации. На самом деле это не мозг, а дерьмо». [ 57 ]
Влияние за рубежом
[ редактировать ]Хотя его работы иногда оспариваются во Франции, в целом его работы более благосклонно принимаются за рубежом, особенно в бывших коммунистических режимах Восточной Европы.
Румыния
[ редактировать ]Перевод его работ
[ редактировать ]В доказательство его идеологического влияния важная часть его произведений переведена на румынский язык ( «Черная книга коммунизма» , «Такая долгая ночь» , «Словарь коммунизма» , «Коммунизм и тоталитаризм» , «Слепое пятно в европейской истории » и др.).
Мемориал и учебный центр Сигета в Бухаресте
[ редактировать ]С 2001 года является ректором Летней школы Мемориала Сигета. [ 58 ] Визиты в Румынию являются проектом Министерства иностранных дел. [ 59 ]
Эстония
[ редактировать ]В 2000 году «Kommunismi must Raamat» (эстонская версия « Черной книги коммунизма») получила политическую поддержку благодаря предисловию президента Эстонии Леннарта Мери . Предисловие называлось «Тени над миром» («Варджуд мааилма Кохал»). В то же время премьер-министр Март Лаар принял участие в этой коллективной работе, подписав дополнительную 80-страничную главу « Эстония и коммунизм » («Eesti ja kommunism»).
Молдавия
[ редактировать ]ему было присвоено почетное звание Doctor Honoris Causa . 8 июля 2011 года Международным свободным университетом Молдовы (ULIM) в Кишиневе [ 60 ]
Специализированный издатель
[ редактировать ]Помимо своей карьеры историка, он является специализированным издателем, публикующим публикации таких авторов, как Эрнст Нольте или Рейнальд Зехер.
Эпоха человека и коммунизма (1982–)
[ редактировать ]С 1995 года он был директором (содиректором с 1982 по 1995 год) и вместе с Анни Кригель в 1982 году сооснователем журналов «Communisme» в University Press of France и «The Age of Man» .
Порог: Архивы коммунизма (1995–1999).
[ редактировать ]в 1995 году он был соучредителем Вместе с Николя Вертом сборника «Архивы коммунизма» из издания du Seuil.
Роше: Демократия или тоталитаризм (2002–2008 гг.)
[ редактировать ]Он был основателем и директором с 2002 по 2008 год сборника «Демократия или тоталитаризм» издательства Éditions du Rocher. Эта коллекция была передана Éditions du Cerf в 2010 году. [ 59 ]
Олень: Политический олень (2010–)
[ редактировать ]Он является основателем и директором с 2010 года сборника «Политический олень» Éditions du Cerf . [ 61 ]
Опубликованные работы
[ редактировать ]Большинство его произведений написано на французском языке, но некоторые изданы непосредственно на иностранном языке (английском, немецком и др.), а некоторые переведены на иностранные языки ( «Черная книга коммунизма» насчитывает более 30 переводов).
Индивидуальные работы/коллективные работы (В соавторстве: «в соавт.»; Под его руководством: «реж.»)
[ редактировать ]- 1980: Коммунистическая партия в состоянии войны. Де Голль, Сопротивление, Сталин... Рамзи, Париж, 585 с. ( ISBN 978-2859561345 )
- 1987: Коммунизм с Марком Лазаром , MA Editions, Париж, 276 стр. ( ISBN 978-2866762445 )
- 1987: Кто знал что? Уничтожение евреев 1941-1945 гг. с Адамом Райским (в сб.), La Découverte , Париж, 235 с. ( ISBN 978-2707117052 )
- 1989: Чужая кровь. Иммигранты МВД в Сопротивлении с Адамом Райским и Денисом Песчанским (в соавторстве), Файард. Немецкий перевод Красный плакат и евреи во французском сопротивлении иммигрантов , Schwarze Risse Verlag, Берлин, 1994 г.
- 1989: Завещание с Борисом Холбаном (в соавт.), Париж, Кальман-Леви, 1989, 324 стр.
- 1991: Товарищи и братья. Коммунизм и профсоюзы в Европе с Марком Лазаром и Майклом Уоллером (в соавторстве), Лондон, Routledge, 204 стр. ( ISBN 978-0714634210 )
- 1991: Пятьдесят лет французской страсти. Де Голль и коммунисты с Марком Лазаром (редактор) (в соавторстве), Париж, Балланд, 1991, 342 стр.
- 1992: Строгость и страсть. Посвящение Анни Кригель с Шмуэлем Тригано и Марком Лазаром (реж.) (в соавторстве), Deer/The Age of Man, Париж/Лозанна, 464p. ( ISBN 978-2204049474 )
- 1995: История Коммунистической партии Франции с Марком Лазаром (в соавт.), Presses Universitaires de France, Париж, 440 стр. ( ISBN 978-2130470489 и 978-2130510635) / История Коммунистической партии Франции . 2-е издание, дополненное Марком Лазаром (в соавторстве), Presses Universitaires de France, Париж, 2000, 480 стр. ( ISBN 978-2130510635 )
- 1995 Заметки к отчету (о деле Пьера Кота ), Нантер, GEODE / Парижский университет X, 74 стр.
- 1997: Ойген Фрид, великая тайна ПКФ с Энни Кригель (в соавт.), Порог, Париж ( ISBN 978-2020220507 )
- 1997: Черная книга коммунизма. Преступления, террор, репрессии с Николя Вертом , Жаном-Луи Панне, Анджеем Пачковским , Карелом Бартосеком и Жаном-Луи Марголеном (в соавт.), Робером Лафонтом, Париж, 923 стр. ( ISBN 978-2221082041 , 978-2266086110 и 978-2221088616)
- 2001: Взгляд на кризис профсоюзного движения с Домиником Лаббе (ред.) (в соавторстве), L'Harmattan, 222 стр. ( ISBN 978-2747514620 )
- 2001: Когда наступит ночь. Истоки и появление тоталитарных режимов в Европе, 1900-1934 (ред.), The Age of Man, Лозанна, 416 стр. ( ISBN 978-2825116104 )
- 2002: Очистите прошлое! История и память о коммунизме в Европе (ред.), Роберт Лаффон ( ISBN 978-2221095003 )
- 2002: «Призрак бродит по Европе». Наследие коммунистических идеологий (реж.) (в соавт.) с Уве Бакесом, Кёльн/Веймар/Вена Bölhau Verlag, 2002, 454 с. ( ISBN 978-3412150013 )
- 2003: Такая долгая ночь. Кульминация тоталитарных режимов в Европе, 1935-1953 (реж.), Editions du Rocher, 532 с. ( ISBN 978-2268045825 )
- 2003: Куртуа в Сигете , Сборник Fundatia Civic Academy: Устная история № 3, Бухарест, 2003, 304 стр. ( ISBN 973-8214181 ) / Куртуа в Сигете, Издательство Литернет, Бухарест, 2006, 185 стр. ( ISBN 973-7893530 )
- 2006: День восходит. Наследие тоталитаризма в Европе, 1953-2005 (реж.), Editions du Rocher, 494 с. ( ISBN 978-2268057019 )
- 2006: Тоталитарная логика в Европе (реж.), Editions du Rocher, 615 стр. ( ISBN 978-2268059785 )
- 2006: Коммунизм во Франции. Революция документации и историографическое обновление (реж.), Издательство Cujas, Париж ( ISBN 978-2254076048 )
- 2007: Словарь коммунизма (реж.), Editions Larousse, Париж ( ISBN 978-2035837820 )
- 2009: Возвращение к советско-нацистскому альянсу, 70 лет спустя , Фонд политических инноваций, 16 стр. ( ISBN 978-2917613368 )
- 2009: Коммунизм и тоталитаризм, Перрен, Париж ( ISBN 978-2262030803 )
- 2009 год: Слепое пятно европейской памяти. 23 августа 1939 г.: Советско-нацистский союз , Fundatia Civic Academy, Бухарест, 142 стр. ( ISBN 978-9738214514 )
- 2010: Французский большевизм , Файяр, Париж ( ISBN 978-2213661377 )
- 2011: Выход из коммунизма. Смена эпохи в Европе (реж.), Париж, Presses Universitaires de France, Париж, 660 с., ( ISBN 978-2130587675 )
- 2012: Демократия и революция. Сто примеров с 1789 года по настоящее время (ред.) (колл.) Жан-Пьер Дешодт, Йолен Дила-Рошрье, Дир / Университетское издательство Католического института последипломного образования, ( ISBN 978-2204098014 )
Вклады (предисловие, послесловие, глава)
[ редактировать ]- 1992: введение в Молодежь в пропасть» , «Международные исследования и документация», Париж ( книгу Лилиан Леви-Осбер « ISBN 978-2851391056 )
- 2000: предисловие к книге «Гражданская война в Европе 1917-1945» Эрнста Нольте, Syrtes Publishing ( ISBN 978-2845450134 )
- 2006: интервью «Правда о подполье» в «Досье Кадаре». Следуя правде о подполье Шабана Синани, Исмаила Кадаре (в соавторстве), Одиль Джейкоб, Париж, с. 141-205 ( ISBN 978-2738117403 )
- Издание 2008 года подготовлено и представлено Стефаном Куртуа, «Фашизм и тоталитаризм» , Эрнстом Нольте, Робертом Лаффоном, коллекция «Мундштуки», Париж, 1022 стр.
- 2008: глава « От Французской революции к Октябрьской революции » в «Черной книге Французской революции» Рено Эсканде и др., Серф, Париж ( ISBN 978-2204081603 )
- 2008: предисловие «От Бабефа до Лемкина: геноцид и современность» к книге «Вандейская война и система депопуляции» Гракха Бабефа, Серф, Париж ( ISBN 978-2204087322 )
- 2011: afterword in Milestones by Nicolas Berdyaev , Serge Bulgakov, Simon L. Frank, Mikhail Guershenzon, Alexander Izgoev , Bohdan Kistiakovsky, Pyotr Struve, Cerf, Paris, ( ISBN 978-2204092715 )
- 2011: глава «Фюре и Нольте: по истории Европы ХХ века» в книге Франсуа Фюре. Французская революция, мировая война, коммунизм Кристоф Майяр и Пьер Статиус, Серф, Париж ( ISBN 9782204093279 )
- 2011: послесловие «Историки-неоробеспиристы и убийство памяти о Вандее» в « Вандее: от геноцида к убийству памяти» , Рейнальд Сешер, Серф, Париж ( ISBN 978-2204095808 )
См. также
[ редактировать ]Книги и статьи
[ редактировать ]- Боуд, Гэвин (2009). Франция и коммунистическая Румыния . Париж: Editions L’Harmattan. ISBN 9782296215863 .
- Боулз, Бретт (2011). «Историография, память и политика формы в террористах Моско Буко на пенсии ». В Сандре Отт (ред.). Война, изгнание, справедливость и повседневная жизнь, 1936–1946 гг . Рено: Университет Невады. ISBN 978-1-935709-09-1 .
- Свитс, Джон (2003). «Евреи и неевреи во Франции во время Второй мировой войны». Дэвид Банкир и Израиль Гутман (ред.). Нацистская Европа и окончательное решение . Иерусалим: Яд Вашем. стр. 361–373. ISBN 9781845454104 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рональд Григир Суни. Русский терроризм/изм и ревизионистская историография. Австралийский журнал политики и истории: том 53, номер 1, 2007 г., стр. 5–19. «Черная книга, возможно, является единственным наиболее влиятельным текстом о Советском Союзе и других государственных социалистических режимах и движениях, опубликованным со времен « Архипелага ГУЛаг ».
- ^ Обзор Рональда Аронсона.n: Посмертный суд над коммунизмом. Обзор работ: Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии Стефана Куртуа; «Прохождение иллюзии: идея коммунизма в двадцатом веке» Франсуа Фюре; Тони Джадт «Бремя ответственности: Блюм, Камю, Арон и французский двадцатый век»; Мишель Дрейфус «Век коммунизма». История и теория , Том. 42, № 2 (май 2003 г.), стр. 222-245.
- ^ Куртуа, Стефан, изд. (1999). Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии . Издательство Гарвардского университета . п. 9. ISBN 0-674-07608-7 .
- ^ Дэвид-Фокс, Майкл (зима 2004 г.). «О примате идеологии. Советские ревизионисты и отрицатели Холокоста (в ответ Мартину Малиа)». Критика: Исследования по истории России и Евразии . 5 (1): 81–105. дои : 10.1353/kri.2004.0007 . S2CID 159716738 .
- ^ Карлссон, Клас-Йоран; Шенхалс, Майкл, ред. (2008). Преступления против человечества при коммунистических режимах – обзор исследования (PDF) . Стокгольм: Форум живой истории. стр. 53–54. ISBN 9789197748728 . Проверено 17 ноября 2021 г. - через Forum for levande historia.
Принимая во внимание напряженный характер темы, такие сравнения полемически эффективны, но не кажется особенно плодотворным ни с моральной, ни с научной точки зрения судить режимы на основе их «опасности» или оценивать взаимосвязь между коммунизм и нацизм на основании того, что международное академическое сообщество называет «числом зверств» или «подсчетом жертв». В таком случае, следует ли сравнивать преступления всех коммунистических режимов в Советском Союзе, Китае, Камбодже и других странах, где коммунизм является или был доминирующей партией, с резней нацистского режима шести миллионов евреев? Должно ли число погибших нацистов включать в себя также десятки миллионов людей, убитых немецкими нацистскими армиями и поддерживающими их войсками во время Второй мировой войны? Даже аналитическая оговорка Куртуа о том, что одинаковое ранжирование двух режимов основано на идее о том, что «оружие голода» систематически использовалось как нацистским режимом, так и рядом коммунистических режимов, не делает это более разумным, поскольку это «оружие голода» систематически использовалось как нацистским режимом, так и рядом коммунистических режимов. В целом сыграли весьма ограниченную роль в нацистском геноциде по сравнению с другими видами методов массового уничтожения и по отношению к тому, как они использовались коммунистическими режимами.
- ^ Кристоф Бурсельер , Маоисты. Безумная история французских хунвейбинов , Париж, Плон, 1996, с. 277.
- ^ Кристоф Бурсельер , Маоисты. Безумная история французской Красной гвардии , Париж, Плон, 1996, с. 277 (Пт).
- ^ Jump up to: а б Бруно Гроппо и Бернар Пудаль, статья « Три вопроса, обсуждаемые в веке коммунизма» , под ред. de l'Atelier, 2000, мягкая обложка Points-Seuil, 2004, стр. 107-108 (Пт)
- ^ Jump up to: а б Боулз 2011 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б Боуд 2009 , с. 550.
- ^ Боулз 2011 , с. 217.
- ^ Сладости 2003 , с. 370.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Конференция «Коммунизм и тоталитаризм» , Стефан Куртуа, Институт социальной истории , 22 октября 2009 г., аудиозапись на YouTube .
- ^ «Глава 20. — «История коммунизма: революция документации» в книге «Коммунизм и тоталитаризм » , Стефан Куртуа, Перрен, Париж, 2009, с. 401
- ^ Jump up to: а б с Конференция «Тяжелое тоталитарное наследие коммунизма в европейском пространстве». Архивировано 16 октября 2013 г. в Wayback Machine , «Семинар «Наследие и память коммунизма в Европе», Стефан Куртуа и Доминик Рейнье , Фонд политических инноваций , 4 марта 2009 г., аудиозапись на YouTube
- ^ Анни Кригель и Стефан Куртуа, Ожен Фрид , Le Seuil, 1997, с. 7
- ^ «Стефан Куртуа, Как понять Сталина , конференция Академии моральных и политических наук, 24 февраля 2003 г.» . Архивировано из оригинала 14 октября 2011 года . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Черная книга коммунизма. Преступления, террор, репрессии (реж.), Робер Лаффон, Париж, 1998, с. 8.
- ^ Стефан Куртуа, Преступления коммунизма в Черной книге коммунизма , Роберт Лаффон, 1997, с. 13
- ^ Серж Воликов, статья « Три вопроса, обсуждаемые в «Веке коммунизма» , под ред. de l'Atelier, 2000, мягкая обложка Points-Seuil, 2004, стр. 710–711 (фр.)
- ^ Это книга Франсуа Фюре.
- ^ Это введение Куртуа в « Черной книге».
- ^ Первый абзац Введения в «Век коммунизма», 2000 г.
- ^ Эрнст Нольте, Прошлое, которого не бывает , опубликовано в 1986 году в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, изданной во Франции в сборнике текстов «Фашизм и тоталитаризм» , Роберт Лаффонт и др. Тексты «Рупорников» составлены Стефаном Куртуа.
- ^ Фашизм и тоталитаризм, стр. 14–15.
- ↑ Le Monde , 21 сентября 2000 г.
- ↑ Аннет Веверка, Le Monde от 27 ноября 1997 г.
- ^ Бенедикт Райский, Еврейский ребенок и украинский ребенок. Размышления о богохульстве . См. также доклад Доминика Видаля « Еврейский ребенок и украинский ребенок. Размышления о богохульстве» , Le Monde Diplomatique , февраль 2002 г.
- ^ Один день в истории - Одна очень длинная ночь: кульминация тоталитарных режимов Европы, 1935-1953 , Стефан Куртуа и Кристоф Дикес, Canal Académie, 1 января 2005 г., запись аудио на YouTube
- ↑ аудиозапись конференции по «Черной книге Французской революции» в Париже, четверг, 24 января 2008 г. Архивировано 16 ноября 2008 г. в Wayback Machine , Conférence du 24 января 2008 г., sous-titrée sur Youtube Swords, с Рено Эскандом и Антуаном Куртуа Стефаном. Фончин, 24 января 2008 г. Субтитры конференции на YouTube
- ^ Очистите прошлое! История и воспоминания о коммунизме в Европе , Стефан Куртуа, Перрен, коллекция Темпус, Париж, 2002 г. ISBN 978-2262030803
- ^ ) За Румынию: Отчет Президентской комиссии по анализу коммунистической диктатуры в Румынии ( Отчет Президентской комиссии по анализу коммунистической диктатуры в Румынии [1] и Траян Бэсеску: явно и категорически осудил систему коммунистов из Румынии [2] ; см. также Президентская комиссия по изучению коммунистической диктатуры в Молдове: Отчет Комиссии по изучению и оценке коммунистического режима в Республике Молдова на [3]
- ^ Куртуа Сигет Стефан Куртуа, Коллекция Fundatia Civic Academy: Устная история № 3, Бухарест, 2003, ISBN 973-8214-18-1
- ^ Куртуа Сигет Куртуа Стефан Куртуа, Editura Liternet, Бухарест, 2006, ISBN 978-9737893536
- ^ Утраченная честь европейских левых. Архивировано 19 мая 2011 г. в Wayback Machine . Статья Стефана Куртуа появилась в румынской газете Румыния Либера (România Liberă), Адриан Букуреску, суббота, 28 июля 2007 г.
- ^ Румыния свободна - Утраченная честь европейских левых , Стефан Куртуа, Мемориал Сигета - Пресс-релиз, 28 июля 2007 г.
- ^ Глава 23: Утерянная честь европейских левых в коммунизме и тоталитаризме , Стефан Куртуа, Перрен, Париж, 2009, с. 407
- ↑ Ален Безансон в своей речи «Память и забвение большевизма», произнесенной в Институте Франции на ежегодном публичном собрании пяти академий, 21 октября 1997 г., и в своей книге « Несчастье века коммунизма, нацизма и уникальности». Холокоста , Файард, Париж, 1998, 165 с.
- ^ В отличие от Сигета, где также есть памятник жертвам Холокоста в Румынии, открытый Эли Визелем в конце той же улицы, в 200 метрах от «Мемориала жертвам коммунизма и сопротивления».
- ^ Стефан Куртуа и др ., Стефан Куртуа и др., «Эта война наша» [ постоянная мертвая ссылка ] , Le Monde , 8 ноября 2001 г.
- ^ Ригуло Пьер и Мишель Таубман (ред.), Ирак, я. Другой взгляд на мир в состоянии войны, Editions du Rocher и др. «Демократия и тоталитаризм», 2004, 424 с.
- ^ «Упражнения французских американофилов» , Le Monde , 22 ноября 2007 г.
- ^ «Лучшие друзья Америки», арт. цит.
- ↑ «Лучшие друзья Америки». Архивировано 16 декабря 2008 года в Wayback Machine , Libération , 9 мая 2006 года.
- ^ Противостояние, организованное газетой Libération между Обраком и семью другими историками Жан-Пьером Вернаном.
- ^ Lyon-Mag , № 57, март 1997 г.
- ^ « Поле памяти » . Архивировано из оригинала 15 марта 2007 года . Проверено 17 августа 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) , конференция 4 апреля 2005 г. - ↑ «Покончить с коммунизмом» — выпуск телеканала «Арте» от 16 октября 2001 года, после которого последовала дискуссия в Интернете с Куртуа. См. статью Франсуа Дельпла «Крайний пример клеветнической настойчивости» «Un exemple de persévérance Calomniatrice»
- ^ «Черная книга коммунизма: противоречия понимания», Двадцатый век. History Review, № 59, июль – сентябрь 1998 г., с. 179. Perseus Online En ligne sur Persée
- ^ Jump up to: а б с Голод в Украине (Голодомор): вы сказали «отрицание»? Архивировано 21 января 2014 года в Wayback Machine , Стефан Куртуа, Arkheia, www.arkheia-revue.org.
- ↑ Голод в Украине (Голодомор): вы сказали «отрицание»? , Стефан Куртуа, «О дивный новый мир № 1», Париж, Денёл, 2006.
- ^ Интервью со Стефаном Куртуа. Эквивалент коммунизма нацизму наконец-то разрешен! Шок месяца 17 ноября 2007 г.
- ^ Письмо Анни Лакруа-Риз
- ^ Жан-Жак Мари , «Стефан Куртуа в его работах», в Журнале рабочего движения № 37, первый квартал 2008 г.
- ↑ Ленин, 19 марта 1922 г., цитируется в книге «Основные манипуляции современности» , Барнард Ракен, «Траектории», Париж, 2005, стр. 43
- ^ Jump up to: а б Глава VII: Ленин и уничтожение российской интеллигенции. Архивировано 27 сентября 2013 г. в Wayback Machine в тоталитаризме и коммунизме. Стефан Куртуа, Перрен, Париж, стр. 133–134.
- ^ Глава VI: Террор: обычные средства правления в тоталитаризме и коммунизме , Стефан Куртуа, Перрен, Париж, с. 125
- ^ Летняя школа Сигет, 2008 г. , веб-сайт Мемориала Сигета.
- ^ Jump up to: а б Сайт Стефана Куртуа
- ^ «Историк Стефан Куртуа в Кишиневе» , Latitude France (Министерство иностранных дел), 22 июля 2011 г.
- ↑ Веб-сайт Editions du Cerf. Архивировано 4 сентября 2014 г. на Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Стефана Куртуа
- Класс Геноцид: определение, описание, сравнение , Заметки о Холокосте, январь 2002 г.
- Энцо Траверсо , «От антикоммунизма. История журнала 20-го века Нольте, Фюре и Куртуа» , в «Человеке и обществе» , L'Harmattan, 2001, стр. 169-194.
- Брошюры, которые можно бесплатно и легально загрузить в формате PDF.
- (Фр) Торез, Сталин и Франция. Освобождение в холодной войне , Стефан Куртуа, в «Материалах для истории нашего времени» , 1995, том 39, выпуск 39-40, с. 24-25
- (Пт) Возвращение к советско-нацистскому альянсу, 70 лет спустя. Архивировано 19 октября 2012 г. в Wayback Machine , Стефан Куртуа, Фонд политических инноваций, Париж, 2009 г.
- (Фр) Ленин и уничтожение русской интеллигенции (отрывок) , Коммунизм и тоталитаризм , Стефан Куртуа, Перрен, Париж, 2009 г.
- (Ро) Куртуа в Сигете Стефан Куртуа, Editura Liternet, Бухарест, 2006 г.
- Писатели из Дре
- 1947 рождений
- Живые люди
- Французские историки XX века
- Французские историки XXI века
- Историки коммунизма
- Бывшие марксисты
- Французские антикоммунисты
- Французский национальный центр научных исследований ученых
- Французские маоисты
- Академический состав Католического института высших исследований
- Кавалеры ордена Креста Терра Марианы 4 степени.
- Директора по исследованиям Французского национального центра научных исследований