Мухаммад Лутфи Гума
Мухаммад Лутфи Гума | |
---|---|
![]() Мухаммад Лутфи Гума | |
Рожденный | Египет | 18 января 1886 г.
Умер | 15 июня 1953 г. Египет | (67 лет)
Род занятий | Автор, эссеист, адвокат |
Известный | Литературный критик , политический деятель , исламская философия |
Супруг | Нафиса Мухаммад Фахми аль-Эбраши |
Дети | Яхия, Закария, Мотиа, Анваар, Рафиа, Маали, Наге, Рабе, Абдель-Моейн, Махдея |
Мухаммад Лутфи Гума ( арабский : محمد لطفي جمعة muħammæd lūtfi ٧omʿa ; также пишется Мохаммед Лотфи Гомаа или Мухаммед Лотфи Джума ) (18 января 1886 г. , Александрия — 15 июня 1953 г. , Каир ), египтянин, писатель, и адвокат , он изучал право и стал одним из самых известных юристов и ораторов Египта. [1] Он был членом престижной Арабской академии Дамаска и , владел арабским , французским и итальянским языками , также обладал глубокими знаниями иероглифики , английским латыни . [2]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Гума родился в Александрии , втором по величине городе Египта , находившемся тогда под британской оккупацией. Его отцом был достопочтенный Саид Гума Абул-Хейр, потомок Мухаммеда , его матерью Хадиджа Махмуд Аль-Сонбати, египтянка египетских, турецких и французских предков. Его мать не могла кормить грудью, и его кормила грудью Молук Эйд, мать известного арабского композитора Сайеда Дарвиша . [3] Его семья переехала в город Танта , где он поступил в коптскую школу, затем семья перевела его в школу принца, где он закончил начальное образование в 1900 году, он поступил в школу хедива, где он закончил среднее образование в 1903 году. его мать умерла в 1903 году, и Гума отправился в Бейрут и поступил в Американский колледж в Бейруте, чтобы изучать философию. Он вернулся в Египет и работал учителем в начальной школе Хелуана до конца 1907 года, когда получил степень бакалавра. Он поступил на юридический факультет Хедива в 1908 году, чтобы получить степень в области права, но был исключен после речи, которую он произнес на 40-й годовщине смерти Мостафы Камеля . [4] Он уехал во Францию, поступил на юридический факультет Лионского университета и изучал право у известного французского ученого Эдуарда Ламбера, а после получения докторской степени в конце 1912 года Гума вернулся в Египет и начал свою карьеру юриста. [5]
Обучение
[ редактировать ]Лутфи Гума преподавал в течение двух периодов своей жизни: первый период был в начальной школе Хелуана (с конца 1904 по конец 1907 года), среди его учеников были Абдулрахман Аззам и Абдулрахман Аль-Сави, первый декан инженерного факультета, второй период был в 1917 году, когда он преподавал уголовное право в Каирском университете . [6]
Влияние
[ редактировать ]
Гума начал писать статьи против британской оккупации Египта через газету «Аз-Захер» с начала 1905 года, однако во время празднования коронации египетского хедива Аббаса II он произнес речь , в которой объяснил политику разрядки между Англией и Франция и обвинение хедива в поддержке интересов британской оккупации разозлили хедива, и вскоре он был изгнан из «аз-Захера». Он присоединился к Мустафе Камилу в качестве редактора «Египетского стандарта» вместе с Чарльзом Руди и Уильямом Мэлони. [7]
С тех пор Гума написал в десятках периодических изданий и газет, накопив тысячи статей. Он много писал в «Аль-Ахрам», «Аль-Балаг», «Аз-Захер», «Еженедельник аль-Балаг», «Аль-Байан», «Аль-Моктабас». Его статьи охватывали многие аспекты египетской жизни той эпохи, начиная от экономики, международной политики , политической философии и заканчивая литературой , литературной критикой и суфизмом . [8]
Гума поднял в своих статьях темы, которые обсуждались в Египте и других арабских странах спустя десятилетия после его смерти. Он призвал к бесплатному образованию в Аль-Балаге в мае 1930 года, почти за два десятилетия до Тахи Хусейна , тогда министр образования Египта начал его реализацию. В 1933 году он раскритиковал в своем романе «Аида» (опубликованном в «Аль-Балаге») египетские законы о личном статусе за то, что они давали право на развод только мужчинам, тот же закон, который Гума отказался принять при женитьбе, предложив своей жене равные права в отношении развода. Лишь в 2001 году египетский закон о личном статусе включил (khol'e арабский خلع) метод, с помощью которого женщины могут развестись в соответствии с исламским шариатом . В 1938 году он написал в «Ар-Рабетах аль-Арабейя» критику многоженства и призвал к строгим правилам для ее контроля. [9]
Интерпретация Гумой исламских писаний не противоречила, по его мнению, его взглядам относительно его твердой поддержки феминистских идеологий, а также не противоречила его преданному интересу к метафизике , суфизму и спиритуализму . [10] предметы, на которые до сих пор смотрят со скептицизмом среди «ортодоксальных» мусульманских ученых. По словам Анвара аль-Генди, исламского мыслителя и писателя, Гума представляет собой душу умеренной школы с явной принадлежностью и верой в Восток , ислам и Египет . [11]
Политическая деятельность
[ редактировать ]Национализм
[ редактировать ]
В 1906 году во время отпуска в Лозанне , Швейцария , Гума познакомился с Мустафой Камилем и Мохаммедом Фаридом, основателями Египетской национальной партии и известными египетскими патриотами. Камил и Фарид путешествовали по Европе в поисках редакторов для своей новой газеты «Египетский стандарт». Гума был заинтригован харизмой Мустафы Камиля и присоединился к Египетской национальной партии, поверив в дело Мустафы Камиля. [12] [13]
Конгресс египетской молодежи, Женева, 1909 г.
[ редактировать ]Во время учебы в университете во Франции Гума продолжал свою политическую деятельность, формируя студенческие группы, сочиняя речи и переписываясь с различными политическими деятелями в Европе, которые были известны своей поддержкой и сочувствием египетскому делу против британской оккупации. Он участвовал в трёх конференциях, проходивших в Женеве , Брюсселе и Париже в 1909, 1910, 1911 годах соответственно.
Уилфрид Скавен Блант
[ редактировать ]
Одной из фигур, с которыми Гума переписывался во время своего пребывания в Европе, был английский поэт Уилфрид Скавен Блант , который был известен своей поддержкой египетского дела и своей поддержкой Ахмеда Ораби, египетского националиста, который восстал против хедива Тевфика . Блант также был другом известного великого муфтия Египта Мухаммада Абду, учеником которого был Гума. Абду говорил, что Блант — «просто благородный англичанин, преданный Египту, арабам, исламу и человечеству». [14] Гума поехал в Великобританию, чтобы проконсультироваться с Блантом по политическим вопросам в августе 1909 года и провел ночь в своем поместье «Ньюбилдингс». Он также получил копию речи, которую нужно было прочитать от имени Бланта на Конгрессе в Женеве. Гума поддерживал отношения с Блантом до смерти Бланта в 1922 году. [15] В архиве Западного Суссекса есть записи о 203 письмах между Гумой и Блантом.
Обращение к Кейру Харди
[ редактировать ]
Сегодня великий день! Кейр Харди произнес свою долгожданную речь перед огромной толпой, он обвинил Египет и похвалил Кромера и оккупационные силы, он упомянул сельскохозяйственные и ирригационные проекты, реализованные британской оккупацией в Египте. Мы были крайне разочарованы, члены парламента были шокированы, все аплодировали и аплодировали. Я немедленно попросил слова, но Мохаммад Фахми отказался. Поэтому я попросил его позволить мне поблагодарить Харди, и, стоя среди людей, ошеломленных речью Кира Харди, я ответил на его обвинения слово в слово.
- Мухаммад Лутфи Гума, Мемуары Мухаммада Лутфи Гума, Часть 1, стр. 198
И только смелая речь Гумы изменила ситуацию против них.
- Уилфред Скауэн Блант, «Мои дневники»; Личное повествование о событиях, 1888-1914 гг., том II, стр.279.
Томас Кеттл
[ редактировать ]
Томас Кеттл, ирландский журналист, адвокат и член парламента Палаты общин Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, описал в своей книге «Дневное бремя, исследования, литература и политика», 1910 г., стр. 112, этот инцидент:
Как у каждой картины есть свой центр покоя, так и у каждой сборки есть свой центр напряжения. В Женеве эта центральная точка была обнаружена, когда г-н Лутфи Гума вскочил на ноги, чтобы ответить на некоторые вещи, которые сказал г-н Кейр Харди , и на другие вещи, которые он не сказал. «Г-н Харди говорил о том, что поможет нам достичь «некой эффективной формы самоуправления». Мы не хотим «какой-то эффективной формы самоуправления», Египет требует свободной конституции, исходящей от него не от британского парламента, а от ее собственного монарха, г-на Харди, который обещает задавать вопросы в Палате общин. Какие вопросы? Он спросит, хорошая ли дренажная система в Каире и пригодна ли вода в Александрии . Но нам нужны фундаментальные вопросы по фундаментальным вопросам. Мы хотим, чтобы он спросил, какая дата эвакуации. Моя обязанность состоит не в том, чтобы давать оценку, а просто в хронике фактов, и, не обсуждая странную интерпретацию, которая показала г-на Харди как консерватора, я должен только сказать, что по мере того, как г-н Гума продолжал свою речь, приливы страстей нарастали и усиливались. выше в Конгрессе и вновь занял свое кресло под бурные аплодисменты. Багровые тарбуши покачивались на платформе, и группы студентов бросались на оратора, обнимали его и целовали ему руки. " Мадзини Египетский! "крикнул кто-то рядом со мной в толпе".
- Томас Кеттл, Бремя дня, исследования, литературные и политические - 1910, стр.112,113,114.
Египетская национальная конференция, Брюссель, 1910 г.
[ редактировать ]
В 1910 году Аристид Бриан , тогдашний премьер-министр и министр внутренних дел Франции, вызвал [16] Гума, Мохаммад Фарид и Хамед эль-Алайли (египетский националист, обучающийся в Оксфорде) пришли в его офис и сообщили им, что французские власти не хотят проводить Египетскую национальную конференцию на французской земле; он предложил Швейцарию или Люксембург в качестве подходящей альтернативы . И Гума, и Фарид выразили свое разочарование; они также жаловались на то, что за ними следят агенты британской секретной службы во Франции, но Бриан отклонил эту жалобу, заявив, что «они воображают, что видят британцев повсюду». [17]
Египетская национальная конференция прошла в Брюсселе 22 сентября 1910 года, и была выпущена книга, в которой описывается ее мероприятие:
«Работы Египетского национального конгресса, состоявшегося в Брюсселе 22, 23 и 24 сентября, Брюгге, 1911 г.». [18]
Индейцы в изгнании
[ редактировать ]За годы пребывания во Франции Гума познакомился со многими индийскими патриотами в изгнании, некоторые из них были членами Индийского дома , другие — из Парижского индийского общества . Среди них были Винаяк Дамодар Саваркар , Вирендранатх Чаттопадхьяя , Хар Даял , Шьямджи Кришнаварма и Бхикаиджи Кама , которые были известны своим сочувствием египетскому делу. Гума пытался разрешить конфликт между мадам Камой и Кришнавармой.
Встреча с Ганди
[ редактировать ]
7 сентября 1931 года Гума поднялся на борт SS Rajputana в Порт-Саиде , чтобы встретиться с Махатмой Ганди . Встреча длилась восемь часов.
Вы (Египет) похожи на Индию в своей борьбе против принципов Британской империи, но ноги англичан в нашей стране тверже, глубже и их страница темнее, поэтому вы должны руководствоваться нами в Египте, поскольку мы просвещены В Индии наши лидеры часто подчеркивали идеалы союза мусульман и коптов в Египте и призывали нашу нацию индуистов и мусульман к такому союзу.
- Мухаммад Лутфи Гума, Мемуары Мухаммада Лутфи Гума, Часть 1, страница 554
Юридическая карьера
[ редактировать ]Дело Амина Оссмана
[ редактировать ]
В 1912 году, вернувшись из Франции, Гума сдал экзамен на адвоката , который был полностью сосредоточен на его знаниях исламского шариата и юриспруденции исламского наследования, а в 1915 году он был назначен адвокатом в египетском апелляционном суде .Гума был назначен адвокатом защиты по некоторым из наиболее известных дел, известных египетскому обществу того времени, в том числе: дело об убийстве Ли Стэка , дело о взрыве бомб и дело об убийстве Амина Оссмана , в котором он представлял Ахмеда Вассима Халеда и Мухаммед Анвар аль-Садат .
Гума упомянул в своих мемуарах суд над Анваром ас-Садатом, тогда армейским офицером, и другими. В деле об убийстве министра финансов Египта Амина Оссмана обвиняемые, которых Гума называл «мальчиками», отказались попасть в клетку. это было разработано так, чтобы не допускать физического контакта с ними:
Я направился к начальнику охраны - полковнику - и сказал ему: "Я предупреждаю вас, полковник, не применяйте силу, чтобы заставить этих молодых людей попасть в клетку". Он сказал: «Мне приказали это сделать, но я не буду. Тем не менее, председатель суда отказывается войти в зал суда, пока они не окажутся в клетке». Итак, «мальчики» попросили меня поговорить с председателем суда и объяснить свою точку зрения, и я согласился. Затем полковник остановил меня и сказал: «У вас есть экземпляр книги « Ночи смятенной души» ليالي الروح الحائر , я читал ее, когда учился в старшей школе, и не забыл ее. Сейчас мне пятьдесят пять лет. ". Я улыбнулся и сказал ему: "а это не помешало тебе служить в полиции?". Он ответил: «Зарабатываю, господин .... Я бунтарь, но я послушен!»
- Мухаммад Лутфи Гума, Мемуары Мухаммада Лутфи Гума, Часть 1, страница 372
Исламская философия и суфизм
[ редактировать ]В школьные годы в школе хедива Гума изучал арабскую литературу, метафизику и философию под руководством шейха Тантави Гохари , известного исламского ученого, номинанта на Нобелевскую премию Египта и автора книги «Драгоценности в интерпретации Священного Корана». Гохари познакомил его с Исламская философия и спиритуализм. Затем он переписывался с шейхом Мухаммедом Абдо, великим муфтием Египта, и в конечном итоге стал одним из его учеников. Два письма Гумы великому муфтию в возрасте 18 лет были опубликованы в Рашида Риды книге о Мухаммаде Адбухе, причем Рашид прокомментировал одно из них:
...его поиски - в этом юном возрасте - находились на самых высоких уровнях философии в отношении религии.
- История имама Мухаммада Абду - стр. 791-796, Мухаммад Рашид Рида.
И Гохари, и Абду были иконами просвещения, и они оба стали столпами интеллектуальной структуры Гумы. Он написал множество статей и книг, в которых обсуждал, обсуждал, определял и записывал жизнь известных исламских философов и суфиев . Его книга «История исламских философов на Востоке и Западе» считается одним из лучших справочников, написанных на эту тему на сегодняшний день.
аль-Шехаб Арраассед
[ редактировать ]
В июне 1926 года группа ученых Аль-Азхара посетила Гуму в его офисе и попросила его подать в суд на Таху Хусейна за написание его скандальной книги «Доисламская поэзия» . Гума, который не читал эту книгу, заказал копию и, прочитав то, что Таха Хусейн написал философский аргумент, который он использовал в своей книге: Гума отказался подавать в суд на Хусейна, а решил написать книгу, которая бросает вызов философскому подходу Хусейна. Книга, название которой произошло от коранического стиха в суре « Аль-Джинн» , который может буквально означать «Следующая комета по-арабски الشهاب الراصد, произносимая Альшехаб Арраасед», стала самой известной работой Гумы.
(И мы сидели там как места для слушания, так что кто слушает теперь, тот найдет себе мученическое место, подстерегающее.) (9)
«Мы действительно сидели там в (скрытых) участках, чтобы (украсть) слушание; но любой, кто прислушается сейчас, обнаружит пылающий огонь (наблюдающую комету), наблюдающий за ним в засаде.(9)- Сурат Аль-Джинн - сура Аль-Джинн, Коран
В «Доисламской поэзии» Хусейн утверждал, что использовал методический процесс сомнения Декарта для анализа доисламских писаний: «Поэзия и проза», он пришел к выводу, что большая часть, если не все, что считалось доисламским, на самом деле написано после ислама для политических и племенных целей. причины.
Гума основывал свою аргументацию на техническом философском подходе, он обсуждал потоки выводов, сделанных Хусейном, на чисто академических основаниях, заново объясняя методы Декарта, а затем подкреплял свои аргументы историческими, лингвистическими и социальными фактами. Нападки против книги Хусейна становились все сильнее и сильнее, и в конце концов Хусейн удалил четыре раздела своей книги, которые были выдвинуты против него, и переименовал книгу в «Доисламскую литературу».
Луи Массиньон и аль-Халладж
[ редактировать ]Написав в журнале аль-Рабетах аль-Арабейя в 1937 году несколько статей об аль-Халладже , Гума был приглашен Луи Массиньоном, известным французским востоковедом , в дом Гумы в Гелиополе, чтобы обсудить Аль-Халладж, их встречи и переписка продолжались до смерти Гумы. в 1953 году. Массиньон особенно интересовался книгой, которую Гума писал об аль-Халладже, но умер, не закончив ее.
Смерть
[ редактировать ]Гума умер от осложнений инфаркта мозга 15 июня 1953 года.
Его мемуары
[ редактировать ]Гума начал вести свои дневники в 1909 году, в нем были периоды перерывов, которые иногда могли достигать нескольких месяцев, после чего он возобновлял запись. Он написал длинное предисловие, охватывающее период от его рождения до момента, когда он начал писать мемуары):
Кому я пишу эти воспоминания? Богу и самому себе. Я не думаю, что кто-нибудь знает о них или ожидает их существования, они написаны быстро и под сильным давлением, голова у меня как кипящий котел, а сердце чуть не взорвется, от того, что я вижу и слышу в этой печальной стране. Те, кто найдет мои мемуары, будь то мои дети или чужие люди, могут переработать и опубликовать их после моей смерти, и если Бог дал мне более долгую жизнь, я так и сделаю, потому что это дает картину - пусть даже неполную - дня, эпохи и жизни в Египет во время этой войны, я убежден, что все усилия в Египте бесполезны, и его хозяева преследуют свои собственные интересы и не подчиняются ни Богу, ни совести.
- Мухаммад Лутфи Гума, Мемуары Мухаммада Лутфи Гума - Часть 1, стр.41
Augusta Filippovna Damansky
[ редактировать ]Мемуары Гумы были напечатаны в 2000 году в двух книгах, первая издана под названием: «Мухаммад Лутфи Гума - свидетель эпохи» (части I-II), вторая, вышедшая в 1999 году, раскрывает историю любви Гумы с русским писателем и эссеист Августа Даманская под названием «Воспоминания юности — годовщина 19 марта», в которой полны разделы его дневников; Помимо этого, в него был включен набор писем, отправленных Огастой Лутфи Гуме. В своих мемуарах Гума раскрывает историю эмоциональных платонических отношений, которые длились с Августой почти четыре года; они вместе гастролировали по Европе, и он записал эволюцию их отношений в главе своего дневника, названной «Годовщина 19 марта» (Годовщина 19 марта). дата их первой встречи). Он посвятил ей свой перевод « Госудаля , » Макиавелли написал о ней пьесу «Сердце женщины» и использовал псевдоним (Огюст Филиппов), явно производный от ее имени, для написания некоторых статей в еженедельном журнале «Араб». Ассоциация» в 1930 году, а в 1939 году он опубликовал некоторые из ее писем, адресованных ему, утверждая, что они были адресованы поэту по имени (Попов Людовский), имя, которое Августа обращалась к нему в своих письмах.
Споры о мемуарах
[ редактировать ]После публикации мемуары вызвали споры среди критиков, некоторые из которых похвалили их за количество подробностей о политических, литературных и культурных аспектах жизни в Египте (1909–1948), другие подвергли резкой критике взгляды Гумы. в нем они критиковали его субъективный стиль, а также очевидный пессимизм и горечь, с которыми Гума относился к некоторым литературным и политическим деятелям своего времени. Его также критиковали за серьезное редактирование, запрет на публикацию определенных периодов (1918–1921) и плохую компоновку (добавление статей и исследований вне контекста мемуаров).
Кроме того, мемуары подверглись критике за извлечение их частей для публикации в отдельных книгах, таких как «Отношения Гумы с Августой» («Воспоминания о юности» - годовщина 19 марта) или «Отношения Гумы с французским востоковедом Луи Массиньоном» , которые опубликованы в книге под названием : (Тунис в трудах Лутфи Гумы - Рабе Лутфи Гума).
Его неопубликованная работа
[ редактировать ]Ряд ученых просматривали рукописи неопубликованной работы Гумы под руководством его сына Рабе, который систематизировал, собрал и напечатал многие из них. Неопубликованные рукописи Гумы в основном представляли собой блокноты или бумаги. Доктор Ахмад Хусейн ат-Тамави, египетский писатель и писатель, вместе с доктором Сайедом Али Исмаэлем из Университета Аль-Минья и доктором Ибрагимом Авадом из Университета Айн-Шамс , отредактировали многие рукописи Гумы, добавив сноски, определяя различных исторических персонажей, упомянутых в Работы Гумы. Они также сделали литературную критику некоторых его пьес.
Его самые известные литературные произведения
[ редактировать ]Исследования
[ редактировать ]- Ренессанс в Италии - 1911 г.
- История социальных наук - 1919 г.
- Банкет Платона - 1920 г.
- Мониторинговая комета - 1926 г.
- История исламских философов на Востоке и Западе - 1927 г.
- Жизнь Востока: его страны, люди, прошлое и настоящее - 1932 г.
- Революция ислама и герой пророков - 1939 г.
- Блаженные дни на Святой Земле - 1940 г.
- Воспоминания молодости - юбилей 19 марта
- Современная редакция Священного Корана
Романы и рассказы
[ редактировать ]- В домах людей - 1904 г.
- В Долине забот - 1904 г.
- Ночи смятенной души - 1912 г.
- Прекрасный молодой человек - 1930 г.
- Эмбрион - 1930 г.
- Ради жизни и смерти - 1931 г.
- Аиеда - 1932 г.
- После покаяния - 1932 г.
- Коррат Аль-Айн - 1934 год.
- Корлинко и Евагина - 1937 год.
- Мухтара - 1941 г.
Пьесы
[ редактировать ]- Ниро - 1919 г.
- Украденное наследие - 1932 г.
- Смерть Аль-Халладжа, 1942 г.
Переводы
[ редактировать ]- Освобождение Египта - 1906 г.
- Бессмертный волшебник - 1906 г.
- Восточная мудрость - 1912 г.
- Принц - 1912 г.
- Улисс - 1947 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Яхья Хакки - Люди в тени и другие личности - Главное книжное управление Египта, 1984: Каир - Глава Мухаммеда Лотфи Гомаа
- ^ Мемуары Мухаммеда Лотфи Гомаа - Главное книжное управление Египта - Серия по истории Египта - Часть первая 147,148,149 ISBN 977-01-6651-0
- ^ Мемуары Мухаммеда Лотфи Гомаа - Главное книжное управление Египта - Серия по истории Египта - Часть первая 43,53 ISBN 977-01-6651-0
- ^ Мемуары Мухаммеда Лотфи Гомаа - Главное книжное управление Египта - Серия по истории Египта - Часть первая 123 ISBN 977-01-6651-0
- ^ Мемуары Мухаммеда Лотфи Гомаа - Главное книжное управление Египта - Серия по истории Египта - Часть первая 375 ISBN 977-01-6651-0
- ^ Мемуары Мухаммеда Лотфи Гомаа - Главное книжное управление Египта - Серия по истории Египта - Часть первая 115,116,117,118,119 ISBN 977-01-6651-0
- ^ Мемуары Мухаммеда Лотфи Гомаа - Главное книжное управление Египта - Серия по истории Египта - Часть первая 87, 168 ISBN 977-01-6651-0
- ^ Доктор Сайед Али Исмаил: Рукописи пьес Мухаммеда Лютфи Гомаа. Пресса Абу Хилал в Минье - 1997 г. ISBN 977-19-3418-Х
- ^ Адель, Ахмед. «Проблемы и мнения » . www.ahram.org.eg .
- ^ Мемуары Мухаммеда Лотфи Гомаа - Главное книжное управление Египта - Серия по истории Египта - Часть первая 478 ISBN 977-01-6651-0
- ^ Известные люди и держатели ручек »(стр. 335-341), Анвар Аль-Джунди
- ^ Герой борьбы, мученик Мухаммад Фарид - Абдул Рахман ар-Рафии - Дар аль-Маареф - 26
- ^ Мемуары Мухаммеда Лотфи Гомаа - Главное книжное управление Египта - Серия по истории Египта - Часть первая 86 ISBN 977-01-6651-0
- ^ Мухаммад Лютфи Гомаа и эти известные деятели: 1900-1950 - Рабе Лютфи Гомаа - Мир книг
- ^ Уилфред Скавен Блант: Мои дневники; Личное повествование о событиях, 1888-1914 гг., том II, стр.268.
- ^ Мемуары Мухаммеда Лотфи Гомаа - Главное книжное управление Египта - Серия по истории Египта - Часть первая 290 ISBN 977-01-6651-0
- ^ Мемуары Мухаммеда Лотфи Гомаа - Главное книжное управление Египта - Серия по истории Египта - Часть первая 296 ISBN 977-01-6651-0
- ^ Мемуары Мухаммеда Лотфи Гомаа - Главное книжное управление Египта - Серия по истории Египта - Часть первая 298 ISBN 977-01-6651-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Египетского национального конгресса, состоявшегося в Брюсселе 22, 23 и 24 сентября, Брюгге, 1911 г.
- Томас Кеттл: бремя дня, исследования, литература и политика - 1910 г.
- Уилфред Скауэн Блант: Мои дневники; Личное повествование о событиях, 1888-1914 гг., Том II
- Мемуары Мухаммада Лутфи Гумха, Часть 1. ISBN 977-01-6651-0
