Верегильд
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2019 г. ) |

Weregild (также пишется wergild , weergeld (в архаичном/историческом использовании английского языка), weregeld и т. д.), также известный как цена человека ( кровавые деньги ), был предписанием в некоторых исторических правовых кодексах, согласно которому денежная стоимость устанавливалась для человека. жизнь, выплачивается в качестве штрафа или в качестве компенсации за ущерб семье человека, если этот человек был убит или ранен другим лицом.
Этимология и терминология
[ редактировать ]Составное существительное weregild означает «вознаграждение для человека», от прагерманского * wira- «человек, человек» и * geld-a- «возмездие, вознаграждение». [ 2 ] В южногерманском регионе это наиболее распространенный термин, используемый для обозначения «платы за убийство человека» (древневерхненемецкий werigelt , лангобардский wergelt , древнеанглийский wer(e)gild ), тогда как в северогерманском регионе более распространен термин — древнескандинавский mangæld , имеющий то же значение. [ 3 ] [ 2 ] Вольфганг Хаубрихс утверждает, что wergild — это «несомненно западногерманское слово», которое распространилось среди различных германоязычных народов, но которое на севере было заменено на mangæld, поскольку значение элемента «wer-» было забыто; сопоставимые слова-заменители, такие как более широкий гелд («погашение»), известны с юга. [ 4 ]
Также встречается несколько альтернативных терминов, таких как leodis («человек») и leodardi («насилие над мужчиной») в Lex Salica . [ 5 ] и сокращение от wer(e) на древнеанглийском языке. [ 6 ] Оба эти термина, по-видимому, происходят от слова, означающего субъект, которому причинен вред, и принимающего значение платы за этот вред. [ 7 ]
Обзор
[ редактировать ]Вергильд или вергельд представляли собой определенную ценность, присваиваемую каждому человеку, получившему ранг в соответствии с рангом, и используемую в качестве основы для штрафа или компенсации за убийство, инвалидность, ранение и некоторые другие серьезные преступления против этого человека. Сумма была начислена с виновной стороны и подлежала выплате в качестве возмещения семье жертвы. [ 8 ] [ 9 ]
Вергильд был кодифицирован, например, в соответствии с франкским Салическим кодексом . [ 10 ]
Плата Weregild была важным правовым механизмом в раннем германском обществе ; Другой распространенной формой юридического возмещения ущерба в то время была кровная месть . Плата обычно производилась семье или клану . Подобно тому, как выплата производилась семье, ответственность семьи или родственной группы заключалась в обеспечении выплаты за совершенный проступок, особенно если правонарушитель не в состоянии сам покрыть стоимость преступления. [ 11 ]
не делалось Никакого различия между убийством и непредумышленным убийством до тех пор, пока эти различия не были установлены повторным введением римского права в 12 веке . [ 12 ]
Выплата вергильда была постепенно заменена смертной казнью из-за христианизации , начиная примерно с 9-го века , и почти полностью к 12-му веку, когда вергильд начал прекращаться как практика во всей Священной Римской империи . [ 13 ]
Верегильд из Нордлеода-Лаги : [ 14 ]
Классифицировать | Тримса |
---|---|
Король | 30,000 |
Архиепископ / Этелинг | 15,000 |
Епископ/ элдормен | 8,000 |
Удержание / высокий риф | 4,000 |
Массовый тэн /светский | 2,000 |
Процветающий цеорл | 2,000 |
Кеорл | 200 |
Процветающий валлиец | 120 с |
Непроцветающий валлиец | 80-е |
Безземельный валлиец | 70-е годы |
Происхождение
[ редактировать ]Вергильд впервые появляется в европейских исторических записях в 500 году нашей эры в Lex Burgundionum . [ 15 ] но концепция выплаты кровавых денег широко распространена во многих досовременных обществах. [ 16 ] Ученые спорят, был ли вергильд традиционной германской правовой концепцией , или же она развилась из римского предшественника . [ 17 ] Кристоф Гамби утверждал в 2013 году, что весь этот институт по сути возник на основе римского права, тогда как Харальд Симс и Ральф Матисен отвергли эту концепцию в 2021 году, утверждая, что в римском праве не существует ничего сопоставимого. [ 18 ] Однако и Сиемс, и Матисен утверждают, что римское право все еще влияло на определения преступлений и, возможно, на юридические процедуры в «сводах варварских законов», которые впервые содержат вергильд. [ 19 ]
Количество
[ редактировать ]Размер вергильда во многом зависел от социального ранга жертвы. Раньше для стандартного «свободного человека» существовало что-то вроде «базовой» платы, которую затем можно было умножить в зависимости от социального ранга жертвы и обстоятельств преступления. Вергильд для женщин по сравнению с мужчинами равного ранга различался: у саксов он был вдвое меньше, чем у мужчин.
В период миграции стандартный вергильд для свободного человека, по-видимому, составлял 200 солидов ( шиллингов ), сумма, отраженная как базовая плата, причитающаяся за смерть чурла ( или кеорла ) как в более поздних англосаксонских, так и в континентальных законодательных кодексах.
В VIII веке Закон Аламаннорума устанавливает вергильд для герцога или архиепископа в три раза превышающий базовую стоимость (600 шиллингов), а за убийство священнослужителя низкого ранга налагается штраф в размере 300, который увеличивается до 400, если на священнослужителя напали, когда он читал мессу.
Во время правления Карла Великого его мисси доминичи требовали в три раза больше обычного вергильда, если они были убиты во время выполнения задания короля.
9-го века По законам Мерсии обычный свободный человек ( черл ) стоил 200 шиллингов. [ 20 ] ( twyhyndeman ), а дворянин стоил 1200 человек ( twelfhyndeman ), это деление было настолько устоявшимся, что два столетия спустя в хартии короля Кнута просто говорилось бы о «всех его людях - двенадцатистах и двухстах». В своде законов даже упоминается вергильд для короля в размере 30 000 тримсов, из которых 15 000 за человека выплачиваются королевской семье, и 15 000 за королевскую власть выплачиваются народу. Архиепископ или дворянин также оценивается в 15 000 тримсов . Вергильд для валлийца составлял 120 шиллингов , если он владел хотя бы одним участком земли и был в состоянии платить королевскую дань. Если у него только одна шкура и он не может платить дань, его вергильд составлял 80 шиллингов, а затем 70, если он был безземельным, но свободным.
По закону рабы и рабы не имели права на вергильд, но в случае раба и стоимости раба в таком случае было обычным делом вносить номинальную плату. Технически эту сумму нельзя назвать вергильдом, поскольку она была больше похожа на возмещение владельцу утраченного или поврежденного имущества.
В литературе
[ редактировать ]Средневековый
[ редактировать ]Классический пример спора по поводу вергильда раба содержится в исландской « Саге об Эгиле» .
В «Саге о Вёльсунгах» или «Саге о Вольсунгах» асов ( Одина , Локи и Хёнира ) просят заплатить вергильд за убийство Отра , сына Хрейдмара . Отр — «великий рыбак» и похож на выдру. Он «ест лосося и полудремал» на берегу водопада Андвари, когда Локи убивает его, бросив в него камень. Вечером того же дня асы посещают дом Хрейдмара, где их схватывают и налагают штраф. Их штраф состоит в том, чтобы «наполнить шкуру [Отра] золотом и покрыть снаружи красным золотом». Локи отправляется за золотом, и ему удается обманом заставить гнома Андвари отдать ему золото, а также кольцо проклятия: «Гном вошел в скалу и сказал, что золотое кольцо будет смертью того, кто им владеет, и то же самое относится и ко всему золоту». [ 21 ]
В «Истории Греттира Сильного» , глава 27, «Костюм для убийства Торгильса Максона», Торгейр передает суду предложение Торгильса Арисона вергильда в качестве искупления за убийство Торгильса Максона. [ 22 ]
В древнеанглийской эпической поэме «Беовульф» , строки 156–158, Грендель отказывается урегулировать свои убийства оплатой или вознаграждением, а в строках 456–472 Хродгар вспоминает историю о том, как Экгеов (отец Беовульфа) однажды пришел к нему за помощью, поскольку он убил Хеадолафа, человека из другого племени, называемого вульфингами , и ни один из них не мог заплатить wergild, или они отказались его принять. Хродгар женился на Велхтеове , который, вероятно, принадлежал к племени вульфингов, и смог использовать свои родственные связи, чтобы убедить вульфингов принять вергильд и положить конец вражде. Хродгар рассматривает предложение Беовульфа как благодарность сына за то, что Хродгар сделал для отца Беовульфа.
Современный
[ редактировать ]В романе Властелин колец» « Дж. Р. Р. Толкина дневник Исильдура показывает, что он оправдал взятие Единого Кольца в качестве вергильда за смерть своего отца ( Элендила ) и брата (Анариона) в бою. Этот факт упоминается Элрондом во время совета в главе II: «Увы! да, — сказал Элронд (…) Но Исилдур не послушал нашего совета. «Это я получу как золото для моего отца и моего брата», — сказал он. В Приложении А к «Возвращению короля» также упоминается богатый вергильд из золота, посланный Турином II, наместником Гондора в , королю Рохана Фолквину после смерти его сыновей-близнецов, Фолкреда и Фастреда, в битве Итилиэне .
В Джима Батчера « Дрезден романе Досье » Гарри Дрезден предлагает Джону Марконе кассу с бриллиантами в качестве вергильда для служащего, убитого Дейдрой. Дрезден говорит: «Это для семьи вашего погибшего сотрудника. Позаботьтесь о них. И не вмешивайте в это моих людей. Здесь все закончится».
В Рика Риордана романе «Молот Тора » эльф Хартстоун должен заплатить вергильд за смерть своего брата Андирона, когда они были детьми. Хартстоун, старший брат, отвлекся и играл с камнями, когда Бруннмиги вышел из колодца и убил Андирона. Поскольку Хартстоун был глухим, он не заметил этого, пока не стало слишком поздно. Их отец заставил Хартстоуна самостоятельно снять шкуру с большого зверя, который превратился в ковер и положил на пол его комнаты. Чтобы заплатить вергильд, ему приходилось покрывать каждый волос золотом, заработанным от отца, обычно выполняя работу по дому. Помимо всего прочего, каждый прием пищи и любое свободное время обходятся Hearthstone в заработанное золото. Эта задача была выполнена лишь спустя годы, и его отец, Олдерман, не хотел считать долг выплаченным, но в конце концов признал, что Hearthstone был освобожден от долга.
См. также
[ редактировать ]Международный:
- Компенсация , Исламская
- эррайский , ирландский
- Галанас , валлийский
- Гловщизна , польский
Общий:

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эсдерс 2021 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Хаубрихс 2021 , с. 94.
- ^ Шмидт-Виганд 2010e , стр. 914–915.
- ^ Хаубрихс 2021 , с. 107.
- ^ Хаубрихс 2021 , стр. 96–99.
- ^ Шмидт-Виганд 2010e , с. 915.
- ^ Хаубрихс 2021 , стр. 107–108.
- ^ словарь.reference.com , получено 6 февраля 2011 г.
- ^ "верегильд" . ОЭД . Проверено 6 февраля 2011 г. . Цитируется в Элстер, Джон (2004), Закрытие книг: правосудие переходного периода в исторической перспективе , издательство Кембриджского университета, стр. 166, ISBN 9780521548540
- ^ Лойд, Уильям Х. (1914), «Казни по общему праву» , Обзор права Пенсильванского университета , 62 : 355
- ^ Браун, Уоррен К. (11 июня 2014 г.). Насилие в средневековой Европе . Рутледж. ISBN 978-1-317-86621-3 .
- ^ Джон Фосберри (переводчик [ нужны разъяснения ] ), Уголовное правосудие на протяжении веков . Mittalalterliches Kriminalmuseum, Ротенбург-на-Таубере (1990, англ. пер. 1993), стр. 49, стр. 99-101.
- ^ Фосберри, стр. 48-52.
- ^ Уайтлок, Дороти (1996). Английские исторические документы, 500–1042 . Психология Пресс. п. 477. ИСБН 978-0-415-14366-0 . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Эсдерс 2021 , с. 3.
- ^ Эсдерс 2021 , с. 6.
- ^ Шмидт-Виганд 2010e , стр. 922–923.
- ^ Эсдерс 2021 , с. 15.
- ^ Эсдерс 2021 , стр. 15–16.
- ^ Шиллинг определялся как стоимость коровы в Кенте или где-либо еще, овцы.
- ^ Бьок, стр. 40-46.
- ^ Holy-texts.com , История Греттира Сильного: перевод Эйрика Магнуссона и Уиллама Морриса (1869)
Источники
[ редактировать ]- Бьок, Джесси Л. (1990) Сага о Вольсунгах . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0140447385 .
- Эсдерс, Стефан (2021). «Глава 1 Вергильд и денежная логика разрешения конфликтов в раннем средневековье». В Боте, Лукас; Эсдерс, Стефан; Ниждам, Хан (ред.). Вергельд, Компенсация и покаяние: денежная логика разрешения конфликтов в раннем средневековье . стр. 1–37. дои : 10.1163/9789004466128_002 .
- Хаубрихс, Вольфганг (2021). «Глава 4 Вергельд: германская терминология Compositio и ее реализация в раннем средневековье». В Боте, Лукас; Эсдерс, Стефан; Ниждам, Хан (ред.). Вергельд, Компенсация и покаяние: денежная логика разрешения конфликтов в раннем средневековье . стр. 92–112. дои : 10.1163/9789004466128_005 .
- Рабин, Эндрю, Политические сочинения архиепископа Йоркского Вульфстана (Манчестер, 2015).
- Шмидт-Виганд, Рут (2010e) [2006]. «Вергельд». Германская античность онлайн .