Jump to content

Пуэбло Восстание

(Перенаправлено из Восстания Пуэбло )

Пуэбло Восстание
Часть испанской колонизации Америки

Восстание Пуэбло , Лорен Мозли (1936)
Дата 10–21 августа 1680 г.
Расположение
Результат Победа пуэбло, изгнание испанских поселенцев и конец испанского правления примерно на 12 лет.
Воюющие стороны
 Испания

Пуэблоанцы

Командиры и лидеры
Испанская империя Антонио де Отермин Папа
См. список ниже для других
Жертвы и потери
400, включая гражданских лиц Более 600

Восстание Пуэбло 1680 года, также известное как Попе Восстание или Восстание Попая , было восстанием большинства коренного народа Пуэбло против испанских колонизаторов в провинции Санта-Фе-де-Нуэво-Мексико , более крупной, чем современный Нью-Мексико . [ 1 ] Случаи жестокости и жестокости в сочетании с настойчивой политикой Испании, разжигавшей враждебность, привели к возможному восстанию 1680 года. Преследование и жестокое обращение с людьми пуэбло, которые придерживались традиционных религиозных обрядов, были наиболее презираемыми из них. Испанцы были полны решимости отменить « языческие » формы богослужения и заменить их христианством . [ 2 ] Восстание пуэбло убило 400 испанцев и изгнало оставшиеся 2000 поселенцев из провинции. Испанцы вернулись в Нью-Мексико двенадцать лет спустя. [ 3 ]

На протяжении более 100 лет, начиная с 1540 года, народность пуэбло, проживающая на территории современного Нью-Мексико, подвергалась постоянным набегам солдат, миссионеров и поселенцев. Эти столкновения, называемые энтрадас (вторжения), характеризовались жестокими столкновениями между испанскими колонистами и народами пуэбло. Война в Тиге , которая велась зимой 1540–1541 годов экспедицией Франсиско Васкеса де Коронадо против двенадцати или тринадцати индейцев Тива , была особенно разрушительной для отношений между пуэбло и Испанией.

В 1598 году Хуан де Оньяте повел 129 солдат и 10 францисканских священников, а также большое количество женщин, детей, слуг, рабов и домашнего скота в долину Рио-Гранде в Нью-Мексико. В то время в этом регионе проживало около 40 000 коренных американцев пуэбло. Оньяте подавил восстание в Акома-Пуэбло , убив и поработив сотни коренных американцев и приговаривая всех мужчин в возрасте 25 лет и старше к отрезанию ног. Отряд из семидесяти солдат был отправлен на вершину скалы Пуэбло в Акоме в 1599 году, чтобы наказать пуэбло за убийство двенадцати испанских солдат группой воинов. После двух дней войны почти 600 мужчин, женщин и детей Акомы были схвачены и порабощены, многие из них были осуждены по закону и изуродованы в качестве наказания за преступления против испанской короны. Выжившие бежали, поскольку Пуэбло был уничтожен пожаром. Жесткость, с которой были наказаны Акома, оставила незабываемое ощущение испанской жестокости. [ 4 ] Резня в Акоме на долгие годы вызовет страх и гнев по отношению к испанцам в регионе. Францисканские миссионеры были направлены в несколько городов Пуэбло для христианизации местных жителей. [ 5 ]

Расположение деревень пуэбло и их соседей в раннем Нью-Мексико.

Испанская колониальная политика 1500-х годов в отношении гуманного обращения с коренными гражданами на северной границе часто игнорировалась. С основанием первого постоянного колониального поселения в 1598 году пуэбло были вынуждены платить колонистам дань в виде рабочей силы, молотого зерна и текстиля. Энкомьенды вскоре были основаны колонистами вдоль реки Рио-Гранде , что ограничило доступ пуэбло к плодородным сельскохозяйственным угодьям и источникам воды и возложило тяжелое бремя на труд пуэбло. [ 6 ] Особенно вопиющим для пуэбло было нападение на их традиционную религию. Францисканские священники установили теократию во многих деревнях пуэбло. В 1608 году, когда казалось, что Испания может покинуть провинцию, францисканцы крестили семь тысяч пуэбло, пытаясь убедить корону в обратном. [ 7 ] Хотя францисканцы изначально терпели проявления старой религии, пока пуэбло посещали мессы и сохраняли публичную видимость католицизма, Фрай Алонсо де Посада (в Нью-Мексико, 1656–1665) объявил танцы качина народа пуэбло вне закона и приказал миссионерам конфисковывать и сожгите их маски, молитвенные палочки и чучела . [ 8 ] Францисканские миссионеры также запретили использование энтеогенных веществ в традиционных религиозных церемониях пуэбло. Некоторые испанские чиновники, такие как Николас де Агилар , пытавшиеся ограничить власть францисканцев, были обвинены в ереси и предстали перед инквизицией . [ 9 ] Пуэбло в целом возмущались миссионерами, причем хопи, в частности, называли испанских священников тутаачи , «диктатором и требовательным человеком». [ 10 ]

В 1670-х годах регион охватила засуха, вызвав голод среди пуэбло и участив набеги апачей , которые испанские солдаты и солдаты пуэбло не смогли предотвратить. Фрай Алонсо де Бенавидес написал королю несколько писем, описывая условия, отмечая, что «и испанские жители, и индейцы одинаково едят шкуры и ремни телег». [ 11 ] Беспорядки среди пуэбло достигли апогея в 1675 году. Губернатор Хуан Франсиско Тревиньо приказал арестовать сорок семь знахарей пуэбло и обвинил их в занятиях « колдовством ». [ 12 ] Четверо знахарей были приговорены к смертной казни через повешение; три из этих приговоров были приведены в исполнение, а четвертый заключенный покончил жизнь самоубийством. Остальные мужчины были публично избиты кнутом и приговорены к тюремному заключению. Когда эта новость достигла лидеров пуэбло, они двинулись в Санта-Фе , где содержались пленные. Поскольку большое количество испанских солдат сражались с апачами, губернатор Тревиньо был вынужден согласиться с требованием пуэбло об освобождении пленников. Среди освобожденных был уроженец Сан-Хуана («Окай Овингех» на языке тева ) по имени Попе . [ 12 ] Однако этот инцидент позволяет взглянуть за пять лет до восстания на то, как По'пай сыграл такую ​​важную роль в планировании и организации событий 1680 года. Нам становится яснее, почему По'пай был таким заслуживающим доверия провокатором и почему во всех двух дюжинах общин, говорящих на шести разных языках и раскинувшихся в радиусе почти 400 миль от Таоса на одном конце до деревень хопи на другом, ему в конечном итоге поверили и уважали, если представленная здесь информация о его вероятном личность почитаемого Тева верна. [ 13 ] [ нужна проверка ]

Восстание

[ редактировать ]
Таос-Пуэбло служил базой Попе во время восстания.

После своего освобождения Попе вместе с рядом других лидеров пуэбло (см. список ниже) спланировал и организовал восстание пуэбло. Попе поселился в Таос-Пуэбло , примерно в 70 милях к северу от столицы Санта-Фе, и провел следующие пять лет, ища поддержку восстания среди 46 городов Пуэбло. Он заручился поддержкой северных тива , тева , това , тано и керес -говорящих пуэбло в долине Рио-Гранде. Из-за языкового барьера, разделяющего шесть племен, восстание использовало испанский язык в качестве неофициального языка франка . Пекос - пуэбло, находившиеся в 50 милях к востоку от Рио-Гранде, заявили о своем участии в восстании, как это сделали зуни и хопи , находившиеся в 120 и 200 милях к западу от Рио-Гранде соответственно. Пуэбло, не присоединившиеся к восстанию, - это четыре южных города Тива (Тигекс) возле Санта-Фе и Пиро-Пуэбло к югу от основных населенных пунктов пуэбло недалеко от современного города Сокорро . Южные Тива и Пиро были более глубоко интегрированы в испанскую культуру, чем другие группы. [ 14 ] Испанское население численностью около 2400 человек, из которых большинство составляли метисы смешанной крови , а также местные слуги и вассалы, было разбросано по всему региону. Санта-Фе был единственным местом, которое можно было назвать городом. Испанцы смогли собрать только 170 человек с оружием. [ 15 ] У пуэбло, присоединившихся к восстанию, вероятно, было 2000 или более взрослых мужчин, способных использовать местное оружие, такое как лук и стрелы. [ 16 ] Возможно, некоторые апачи и навахо в восстании участвовали . Восстание пуэбло было типичным милленаристским движением в колониальных обществах. Папе пообещал, что, как только испанцы будут убиты или изгнаны, древние боги Пуэбло вознаградят их здоровьем и процветанием. [ 14 ] План Попе заключался в том, что жители каждого пуэбло восстанут и убьют испанцев в своем районе, а затем все двинутся на Санта-Фе, чтобы убить или изгнать всех оставшихся испанцев. Датой восстания было назначено 11 августа 1680 года. Попе разослал ко всем пуэбло гонцов с завязанными веревками. Педро Омтуа и Николас Катуа были двумя молодыми людьми. 8 августа 1680 года двое молодых людей из Тесуке рано утром отправились в Таноге (деревни Тано). Их первый контакт произошел в Пекосе. К сожалению, индейцы-христиане сразу же сообщили Фраю Фернандао Де Веласко, что двое молодых людей Тева посетили дом военного вождя. Покинув Пекос, двое бегунов Тесуке продолжили свой путь в Галистео, Сан-Кристобаль и Сан-Маркос. [ 17 ]

Каждое утро руководство пуэбло должно было развязывать один узел на веревке, и когда последний узел будет развязан, это станет для них сигналом дружно восстать против испанцев. Однако 9 августа испанцы были предупреждены о надвигающемся восстании лидерами южной Тивы, и они захватили двух молодых людей Тесуке Пуэбло, которым было поручено донести послание до пуэбло. Их пытали, чтобы заставить раскрыть значение завязанной веревки. [ 18 ]

Затем Папе приказал начать восстание на день раньше. Пуэбло хопи , расположенные в отдаленных горах Хопи в Аризоне, не получили предварительного уведомления о начале восстания и следовали графику восстания. [ 19 ] 10 августа пуэблоанцы восстали, украли у испанцев лошадей, чтобы не дать им бежать, перекрыли дороги, ведущие к Санта-Фе, и разграбили испанские поселения. Всего было убито 400 человек, включая мужчин, женщин, детей и 21 из 33 францисканских миссионеров в Нью-Мексико. [ 20 ] [ 21 ] Во время восстания в Тусаяне (Хопи) церкви в Аватови, Шунгопави и Орайби были разрушены, а посещавшие их священники были убиты. [ 22 ] Выжившие бежали в Санта-Фе и остров Пуэбло , в 10 милях к югу от Альбукерке и в один из пуэбло, не участвовавших в восстании. К 13 августа все испанские поселения в Нью-Мексико были разрушены, а Санта-Фе подвергся осаде. Пуэблоанцы окружили город и перекрыли ему водоснабжение. В отчаянии 21 августа губернатор Нью-Мексико Антонио де Отермин , забаррикадировавшийся во Дворце губернаторов , совершил вылазку за пределы дворца со всеми имеющимися у него людьми и вынудил пуэблоанцев отступить с тяжелыми потерями. Затем он вывел испанцев из города и отступил на юг вдоль Рио-Гранде, направляясь к Эль-Пасо-дель-Норте . Пуэблоанцы следовали за испанцами, но не атаковали. Испанцы, укрывшиеся на острове Ислета, также отступили на юг 15 августа, а 6 сентября две группы выживших численностью 1946 человек встретились в Сокорро. Около 500 из выживших были рабами коренных американцев. В Эль-Пасо их сопровождал испанский поезд снабжения. Пуэблоанцы не заблокировали им выезд из Нью-Мексико. [ 23 ] [ 24 ]

Земля Папы Римского

[ редактировать ]
в Губернаторский дворец Санта-Фе, изображенный на открытке 1930-х годов, был осаждён пуэбло в августе 1680 года.

Отступление испанцев оставило Нью-Мексико во власти пуэблоанцев. [ 25 ] Попе был загадочной фигурой в истории юго-запада, поскольку среди пуэблоанцев ходит много историй о том, что случилось с ним после восстания. [ нужна проверка ]

Судя по всему, Попе и два его помощника, Алонсо Катити из Санто-Доминго и Луис Тупату из Пикуриса , путешествовали из города в город, приказывая вернуться «в состояние своей древности». Все кресты, церкви и христианские изображения должны были быть уничтожены. Людям было приказано очиститься в ритуальных ваннах, использовать свои имена Пуэбло и уничтожить все остатки римско-католической религии и испанской культуры, включая испанский скот и фруктовые деревья. Говорили, что Папа запретил сеять пшеницу и ячмень и приказал туземцам, состоящим в браке по обрядам католической церкви, расстаться со своими женами и взять других в соответствии со старой туземной традицией. [ 26 ]

У пуэблоанцев не было традиций политического единства. Попе был человеком доверия и строгой политики. Таким образом, каждый пуэбло имел самоуправление, и некоторые или все, очевидно, сопротивлялись требованиям Папе о возвращении к доиспанскому существованию. Рай, обещанный Папой после изгнания испанцев, не осуществился. Засуха продолжалась, уничтожая посевы пуэбло, а набеги апачей и навахо усилились. Однако первоначально пуэблоанцы были едины в своей цели не допустить возвращения испанцев. [ 27 ]

Попе был свергнут с поста лидера пуэбло примерно через год после восстания и исчез из истории. [ 28 ] Считается, что он умер незадолго до испанского завоевания в 1692 году. [ 29 ]

Испанская попытка вернуться

[ редактировать ]
Основной причиной восстания пуэбло, вероятно, была попытка испанцев уничтожить религию пуэбло , запретив традиционные танцы и религиозные иконы, такие как эти куклы качина .

В ноябре 1681 года Антонио де Отермин попытался вернуться в Нью-Мексико. Он собрал отряд из 146 испанцев и такого же количества местных солдат в Пасо-дель-Норте (ныне известный как Сьюдад-Хуарес ) и двинулся на север вдоль реки Рио-Гранде. Впервые он столкнулся с пуэбло Пиро, которые были заброшены, а их церкви разрушены. На острове Пуэбло он провел короткую битву с жителями, а затем принял их капитуляцию. Оставаясь на острове Айлета, он послал отряд солдат и туземцев установить власть в Испании. В следующем, 1681 году, Отермин быстро путешествовал по стране пуэбло, пытаясь выяснить причины восстания и определить его командиров. Некоторые из пленников, которых он взял, откликнулись. Их ответ до сих пор считается легендой. Допрашивая нескольких мужчин-пуэбло, взятых в плен, испанский губернатор сказал: «Скажите мне, кто был лидером восстания?» Пленник Кересан ответил: «О, это был Пайастиамо». Губернатор спросил: «Где он живет?» «Вон туда», — заметил Кересан, указывая на горы. В ответ на тот же вопрос житель племени Тева или Тано сказал: «Похеймо — имя вождя. Он живет так», указывая в сторону гор на севере. Мужчина из Това ответил: «Его зовут Пайастиабо, и он живет так», указывая на горы. Шутка в том, что это имена божеств, которым пуэбло молятся, чтобы они заступились за них перед Тем, кто наверху, за облаками. [ 30 ] Пуэблоанцы симулировали капитуляцию, собирая большие силы для противостояния Отермину. Поскольку угроза нападения пуэбло росла, 1 января 1682 года Отермин решил вернуться в Пасо-дель-Норте, сжег пуэбло и забрав с собой жителей Ислеты. Первая попытка Испании восстановить контроль над Нью-Мексико провалилась. [ 24 ]

Некоторые из островитян позже вернулись в Нью-Мексико, но другие остались в Пасо-дель-Норте, живя в Ислета-дель-Сур-Пуэбло . Пиро также переехали в Пасо-дель-Норте, чтобы жить среди испанцев, в конечном итоге став частью племен Пиро, Мансо и Тива. [ 31 ]

Испанцам так и не удалось убедить некоторых пуэблоанцев присоединиться к Санта-Фе-де-Нуэво-Мексико , и испанцы часто возвращались в поисках мира, а не завоевания. Например, хопи оставались свободными от любых попыток испанцев отвоевать их; хотя они и пытались, в нескольких ненасильственных попытках, заключить безуспешные мирные договоры и безуспешные торговые соглашения. [ 32 ] Для некоторых пуэблоанцев восстание увенчалось успехом в достижении цели по устранению испанского влияния. Однако пуэбло не оплакивали уход испанцев. Продовольствия стало мало; голод был неизбежен, а набеги становились все более частыми. Особое внимание было уделено обеспечению продовольствием пуэбло, а также их женщин и детей. В 1691 или 1692 году делегация мужчин-пуэбло из Хемеса, Зии, Санта-Аны, Сан-Фелипе, Пекоса и нескольких Танос отправилась в Гуадалупе-дель-Пасо, чтобы вести переговоры с изгнанными испанцами. Согласно истории племени, мужчины-пуэбло пригласили испанцев вернуться. [ 33 ]

Реконкиста

[ редактировать ]

Возвращение испанцев в Нью-Мексико было вызвано их опасениями перед продвижением французов в долину Миссисипи и их желанием создать оборонительную границу против все более агрессивных кочевых племен на их северных границах. [ 34 ] [ 35 ] В августе 1692 года Диего де Варгас, не встретив сопротивления, двинулся в Санта-Фе вместе с обращенным военным капитаном Зии Бартоломе де Охеда. Де Варгас, имея всего шестьдесят солдат, сотню индийских вспомогательных войск или местных солдат, семь пушек (которые он использовал в качестве рычага против пуэбло внутри Санта-Фе) и одного францисканского священника, прибыл в Санта-Фе 13 сентября. Он пообещал 1000 пуэбло. люди собирали там помилование и защиту, если они присягнут на верность королю Испании и вернутся в христианскую веру. Через некоторое время пуэбло отвергли испанцев. После долгих уговоров испанцы наконец заставили пуэбло согласиться на мир. 14 сентября 1692 г. [ 36 ] де Варгас объявил формальный акт возвращения во владение. «Это был тринадцатый город, который он таким образом отвоевал для Бога и короля», — ликующе писал он графу де Гальве , вице-королю Новой Испании . [ 36 ] В течение следующего месяца де Варгас посетил других пуэбло и принял их согласие на испанское правление.

Хотя мирное соглашение 1692 года было бескровным, в последующие годы де Варгас сохранял все более жесткий контроль над все более дерзкими пуэбло. Де Варгас вернулся в Мексику и собрал около 800 человек, в том числе 100 солдат, и вернулся в Санта-Фе 16 декабря 1693 года. [ 37 ] Однако на этот раз против его въезда выступили 70 воинов-пуэбло и 400 членов семей в городе. Де Варгас и его войска организовали быстрое и кровавое возвращение, завершившееся капитуляцией и казнью 70 воинов-пуэбло 30 декабря, а их оставшиеся в живых семьи (около 400 женщин и детей) были приговорены к десяти годам каторги и переданы испанцам. колонисты как рабы. [ 38 ] [ 39 ]

В 1696 году жители четырнадцати пуэбло предприняли вторую попытку организованного восстания, начавшегося с убийства пяти миссионеров и тридцати четырех поселенцев и использования оружия, которое сами испанцы продавали туземцам на протяжении многих лет; Возмездие де Варгаса было беспощадным, тщательным и продолжительным. [ 38 ] [ 40 ] К концу века последний сопротивлявшийся город пуэбло сдался, и испанское завоевание было практически завершено. Однако многие из пуэбло бежали из Нью-Мексико, чтобы присоединиться к апачам или навахо или попытаться переселиться на Великие равнины . [ 34 ] После того, как пуэбло были разгромлены, пикури — под предводительством Луиса Тупату — присоединились к своим давним союзникам, апачам хикарилья, в Эль-Куартолехо , который сейчас находится на западе Канзаса и лежит к востоку от Пуэбло, штат Колорадо. [ 41 ]

Хотя независимость многих пуэбло от испанцев была недолгой, восстание пуэбло принесло народу пуэбло некоторую свободу от будущих усилий Испании по искоренению их культуры и религии после завоевания. Более того, испанцы выдали значительные земельные гранты каждому пуэбло и назначили государственного защитника для защиты прав коренных американцев и ведения их судебных дел в испанских судах. Францисканские священники, вернувшиеся в Нью-Мексико, больше не пытались навязать теократию пуэбло , которые продолжали исповедовать свою традиционную религию. [ 35 ]

Расцвет конных культур Великих равнин

[ редактировать ]

Восстание, возможно, привело к увеличению распространения лошадей на Великих равнинах, когда пуэбло захватили скот, брошенный бегущими испанцами. [ 42 ] хотя генетические и археологические исследования показывают, что местная конная культура уже получила широкое распространение к первой половине 17 века. [ 43 ] [ 44 ]

[ редактировать ]
Статуя По'пая работы Клиффа Фрагуа в Национальном зале скульптур

» 1994 года « Звездный путь: Следующее поколение В эпизоде ​​« Конец путешествия » упоминается восстание пуэбло в контексте предков разных персонажей, участвовавших в восстании. [ 45 ]

В 1995 году в Альбукерке компания La Compañía de Teatro de Albuquerque поставила двуязычную пьесу «Каси Херманос» , написанную Рамоном Флоресом и Джеймсом Луханом. На нем изображены события, приведшие к восстанию пуэбло, вдохновленные рассказами двух сводных братьев, которые встретились на противоположных сторонах поля битвы. [ нужна ссылка ]

Статуя По'Пая работы скульптора Клиффа Фрагуа была добавлена ​​​​в коллекцию Национального скульптурного зала в здании Капитолия США в 2005 году как одна из двух статуй Нью-Мексико. [ 46 ] Завязанный шнур в его левой руке использовался для определения времени начала восстания. Хотя точное количество использованных узлов является предметом споров, (скульптор Клифф Фрагуа) считает, что планирование и информирование большинства пуэбло, должно быть, заняло много дней. Фетиш медведя в его правой руке символизирует религию Пуэбло, которая является центром вселенной Пуэбло. Горшок позади него символизирует культуру пуэбло, а оленья шкура, которую он носит, — скромное представление о его роли кормильца. Ожерелье, которое он носит, служит постоянным напоминанием о том, где началась жизнь, и он одевается в стиле пуэбло: набедренная повязка и мокасины. Его волосы подстрижены в стиле пуэбло и завернуты в чонго . На его спине остались шрамы, оставшиеся от порки, которую он перенес за участие и преданность обычаям и религии пуэбло. [ 47 ]

В 2005 году в Лос-Анджелесе компания Native Voices at the Autry выпустила «Кино и Тереза» , адаптацию « Ромео и Джульетты» , написанную драматургом Таоса Пуэбло Джеймсом Луханом. Действие пьесы разворачивается через пять лет после испанской Реконкисты 1692 года. Спектакль связывает реальных исторических личностей с их литературными коллегами, чтобы инсценировать то, как обе стороны научились жить вместе и сформировать культуру современного Нью-Мексико. [ 48 ]

В 2011 году новое персональное шоу певца Таоса Пуэбло Роберта Мирабаля «Po'pay Speaks» рекламировалось как «драматическое представление истории и продолжающегося влияния великого лидера восстания пуэбло 1680 года». Согласно оригинальному сценарию, который написали Мирабал, Стив Паркс и Нельсон Зинк из Таоса, По'пэй никогда не умирал. Все это время он жил в уединении в горах, наблюдая за странностями истории, сформированной людьми, которых он помог спасти 331 год назад. [ 49 ]

В 2016 году Джейсон Гарсия (Гора черепахи Окуу) создал произведение искусства, отражающее постоянно меняющийся культурный ландшафт Санта-Клары-Пуэбло, штат Нью-Мексико. На искусство Гарсиа влияют традиционные обряды, обычаи и повествования Тева, а также популярная культура, комиксы и технологии XXI века. [ 50 ] Гарсия использует комиксы как средство выражения в своей глиняной плитке «Tewa Tales of Suspense!» Мускулистый По'Пэй возвышается над конкистадорами в шлемах, пока горит миссионерская часовня. При внимательном рассмотрении его банки с «Corn Dance Girls» можно увидеть антенну спутникового телевидения, выходящую из Пуэбло за фигурами. [ 51 ]

В 2023 году в Беркли ансамбль Alter Theater представил мировую премьеру спектакля «Восстание Пуэбло», получившего премию Релла Лосси. [ 52 ] пьеса, написанная из штата Миссисипи Чокто , Лагуной Пуэбло и островом Пуэбло драматургом Диллоном Читто . Комедия о двух братьях-аборигенах, живших на острове Пуэбло до, во время и после восстания, в пьесе задается вопрос: «Когда творится история, что делают обычные люди?». [ 53 ]

Лидеры восстания пуэбло и их домашние пуэбло

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дэвид Пайк (2003). Придорожный Нью-Мексико (изд. 2004 г.). Издательство Университета Нью-Мексико. п. 189. ИСБН  0-8263-3118-1 .
  2. ^ Сандо, Джо С.; Агойо, Герман (2005). По'пай: Лидер Первой американской революции . Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. п. 11. ISBN  9781574160642 .
  3. ^ Восстание пуэбло 1680 года: завоевание и сопротивление в Нью-Мексико семнадцатого века , Эндрю Л. Кнаут. Университет Оклахомы Пресс: Норман. 1995 год
  4. ^ Сандо, Джо С.; Агойо, Герман (2005). По'пай: Лидер Первой американской революции . Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. п. 11. ISBN  9781574160642 .
  5. ^ Райли, Кэрролл Л. Рио-дель-Норте: Люди Верхнего Рио-Гранде с древнейших времен до восстания пуэбло Солт-Лейк-Сити: U of Utah Press, 1995, стр. 247–251
  6. ^ Уилкокс, Майкл В., «Восстание пуэбло и мифология завоеваний: археология контактов коренных народов», University of California Press, 2009 г.
  7. ^ Форбс, Джек Д., «Апачи, навахо и испанцы», Оклахома, 1960, стр. 112
  8. ^ Сандо, Джо С., Народы пуэбло: восемь столетий истории индейцев пуэбло , Clear Light Publishers, Санта-Фе, Нью-Мексико, 1992, стр. 61–62
  9. ^ Санчес, Джозеф П. (1996). [ [1] «Николас де Агилар и юрисдикция Салинаса в провинции Нью-Мексико, 1659-1662»]. Комплютенский журнал американской истории . 22 : 139. {{cite journal}}: Проверять |url= ценность ( помощь )
  10. ^ Хямяляйнен, Пекка (2022). Коренной континент: эпическое соревнование Северной Америки . Нью-Йорк: Издательская корпорация Liveright. п. 178. ИСБН  978-1-63149-699-8 .
  11. ^ Хакетт, Чарльз Уилсон. Исторические документы, относящиеся к Нью-Мексико, Нуэва-Визакая и подходам к ним в 1773 году , 3 тома, Вашингтон, 1937 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Сандо, Джо С., Народы пуэбло: восемь столетий истории индейцев пуэбло, Clear Light Publishers, Санта-Фе, Нью-Мексико, 1992, с. 63
  13. ^ Сандо, Джо С.; Агойо, Герман (2005). По'пай: Лидер Первой американской революции . Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. п. 86. ИСБН  9781574160642 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Райли, с. 267
  15. ^ Джон, Элизабет А. Х. Штормы, сваренные в мирах других мужчин, Линкольн: Университет Небраски Press, 1975, стр. 96
  16. ^ «Восстание пеубло: индейцы пуэбло в провинции Нью-Мексико долгое время раздражались испанским правлением. В 1680 году все их недовольство переросло в жестокое восстание, удивившее европейцев своей свирепостью – Документ – Gale OneFile: Popular Magazines» . go.gale.com . Проверено 17 октября 2021 г.
  17. ^ Сандо, Джо С.; Агойо, Герман (2005). «Восстание пуэбло». По'пай: лидер Первой американской революции . Санте Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. стр. 28–29. ISBN  9781574160642 .
  18. ^ Гутьеррес, Рамон А. Когда пришел Иисус, матери кукурузы ушли Стэнфорд: Stanford U Press, 1991, стр. 132
  19. ^ Печина, Рон и Печина, Боб. Мир хопи Нила Дэвида . Издательство Шиффер, 2011. ISBN   978-0-7643-3808-3 . стр. 14–15.
  20. ^ «Восстание пеубло: индейцы пуэбло в провинции Нью-Мексико долгое время раздражались испанским правлением. В 1680 году все их недовольство переросло в жестокое восстание, удивившее европейцев своей свирепостью – Документ – Gale OneFile: Popular Magazines» . go.gale.com . Проверено 17 октября 2021 г.
  21. ^ Либманн, Мэтью (2012). Восстание: археологическая история сопротивления и возрождения пуэбло в Нью-Мексико 17 века . Тусон: Издательство Университета Аризоны. ISBN  978-0-8165-9965-3 . OCLC   828490601 .
  22. ^ Печина, Рон и Печина, Боб. Мир хопи Нила Дэвида . Издательство Шиффер, 2011. ISBN   978-0-7643-3808-3 . стр. 16–17.
  23. ^ Гутьеррес, стр. 133–135
  24. ^ Перейти обратно: а б Флинт, Ричард и Ширли Кушинг. « Антонио де Отермин и восстание пуэбло 1680 года. [ постоянная мертвая ссылка ] .» Офис государственного историка Нью-Мексико, по состоянию на 29 октября 2013 г.
  25. ^ Ричард Флинт и Ширли Кушинг Флинт (2009). «Бартоломе де Охеда» . Офис государственного историка Нью-Мексико. Архивировано из оригинала 18 сентября 2009 года . Проверено 6 июля 2009 г.
  26. ^ Гутьеррес, с. 136
  27. ^ Джон, стр. 106–108.
  28. ^ Гутьеррес, с. 139
  29. Popé , Система общественного вещания, по состоянию на 25 июля 2012 г.
  30. ^ Сандо, Джо С. (1992). «Нация пуэбло: восемь веков истории индейцев пуэбло» . Интернет-архив . стр. 100-1 65–67.
  31. ^ Кэмпбелл, Ховард. «Племенной синтез: Пирос, Мансос и Тивас в истории». Журнал Королевского антропологического института , Vol. 12, 2006. 310–302.
  32. ^ Джеймс, ХК (1974). Страницы из истории хопи . Издательство Университета Аризоны. п. 61 . ISBN  978-0-8165-0500-5 . Проверено 6 февраля 2015 г.
  33. ^ Сандо, Джо С. (1992). «Нация пуэбло: восемь веков истории индейцев пуэбло» . Интернет-архив .
  34. ^ Перейти обратно: а б Флинт, Ричард и Ширли Кушинг, « Де Варгас, Диего. Архивировано 24 марта 2012 г. в Wayback Machine ». Управление государственного историка Нью-Мексико , по состоянию на 29 июля 2012 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б Гутьеррес, с. 146
  36. ^ Перейти обратно: а б Кесселл, Джон Л., 1979. Кива, Крест и Корона: индейцы Пекос и Нью-Мексико, 1540–1840 гг . Служба национальных парков Министерства внутренних дел США: Вашингтон, округ Колумбия.
  37. ^ Роберт В. Преусель, Археология восстания пуэбло: идентичность, значение и обновление в мире пуэбло (University of New Mexico Press, 2007), с. 207
  38. ^ Перейти обратно: а б Кессел, Джон Л., Рик Хендрикс и Мередит Д. Додж (ред.), 1995. К восстановленной королевской короне (Журналы дона Диего Де Варгаса, Нью-Мексико, 1692–94). Издательство Университета Нью-Мексико: Альбукерке.
  39. ^ Рамон А. Гутьеррес, Когда пришел Иисус, матери кукурузы ушли: брак, сексуальность и власть в Нью-Мексико, 1500–1846 (Stanford University Press, 1991) с. 145
  40. ^ Кесселл, Джон Л., Рик Хендрикс и Мередит Д. Додж (ред.), 1998. Кровь на валунах (Журналы дона Диего Де Варгаса, Нью-Мексико, 1694–97) . Издательство Университета Нью-Мексико: Альбукерке.
  41. ^ Сандо, Джо С. (1992). «Нация пуэбло: восемь веков истории индейцев пуэбло» . Интернет-архив . п. 75.
  42. ^ Хямяляйнен, Пекка (2011). "Лошадь" . Энциклопедия Великих равнин . Университет Небраски . Проверено 8 марта 2023 г.
  43. ^ Ларсон, Кристина (30 марта 2023 г.). «Лошади пришли на американский Запад в начале 1600-х годов, как показало исследование» . 2 Новости КТВН . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 3 апреля 2023 г.
  44. ^ Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Либрадо, Пабло; Хунска Ташунке Ику, Мила; Главный губернатор Щита Карлтон; Артерберри, Джимми; Лута Вии, Анпету; Нуджипи, Акил; Омния, Танка; Гонсалес, Марио; Значит, Билл; Высокий Крейн, Сэм; Тупой нож, Барбара; Вии, Вакьяла; Текумсе Коллин, Круз; Уорд, Ченс (31 марта 2023 г.). «Раннее расселение домашних лошадей по Великим равнинам и северным Скалистым горам» . Наука . 379 (6639): 1316–1323. Бибкод : 2023Sci...379.1316T . дои : 10.1126/science.adc9691 . ISSN   0036-8075 . ПМИД   36996225 . S2CID   257836757 .
  45. ^ «Стенограммы следующего поколения - конец путешествия» . Сайт стенограмм Крисси . Проверено 13 декабря 2019 г.
  46. ^ Сандо, Джо С. и Герман Агойо, при участии Теодора С. Джоджолы, Роберта Мирабала, Альфонсо Ортиса, Саймона Дж. Ортиса и Джозефа Х. Суины, предисловие Билла Ричардсона, Po'Pay: Лидер Первой американской революции , Clear Light Publishing, Санта-Фе, Нью-Мексико, 2005 г.
  47. ^ Сандо, Джо С.; Агойо, Герман (2005). По'пай: Лидер Первой американской революции . Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. п. 163. ИСБН  9781574160642 .
  48. ^ Хеффли, Линн (4 марта 2005 г.). «Желание быть услышанным» . Лос-Анджелес Таймс .
  49. ^ Романчито, Рик (11 августа 2011 г.). «По'пай никогда не умирал: Роберт Мирабаль решает самую большую театральную задачу в своей жизни». Таос Ньюс (Нью-Мексико) . Крис Бейкер. стр. 15–16.
  50. ^ «IAIA AiR: Джейсон Гарсия, Джерри Куотскуйва и Люк Парнелл - Открытая студия». Официальные новости США . Право Видение Медиа.
  51. ^ Робертс, Кэтэлин (10 июля 2016 г.). «Влияние и стиль». Журнал Альбукерке (Нью-Мексико) . Издательская компания журнала.
  52. ^ «Премия Реллы Лосси» .
  53. ^ https://www.altertheater.org/pueblorevolt [ только URL ]
  54. ^ Сандо, Джо С. и Герман Агойо, редакторы, Po'pay: Leader of the First American Revolution , Clear Light Publishing, Санта-Фе, Нью-Мексико, 2005 г., стр. 2005. 110

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Документальный фильм PBS о восстании пуэбло: Frontera!
  • ancientweb.org/America
  • PBS: Запад – Архивы Запада. «Письмо губернатора и генерал-капитана дона Антонио де Отермина из Нью-Мексико, в котором он дает ему полный отчет о том, что случилось с ним с того дня, как индейцы окружили его. [8 сентября 1680 года.]» Проверено 2 ноября 2009 г.
  • Восстание пуэбло – Desertusa.com
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e846c2d0993fdece2e9b5229b2eb953__1725894960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/53/5e846c2d0993fdece2e9b5229b2eb953.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pueblo Revolt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)