Пуэбло Восстание
Пуэбло Восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть испанской колонизации Америки | |||||||
![]() Восстание Пуэбло , Лорен Мозли (1936) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
Папа См. список ниже для других | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
400, включая гражданских лиц | Более 600 |
Восстание Пуэбло 1680 года, также известное как Попе Восстание или Восстание Попая , было восстанием большинства коренного народа Пуэбло против испанских колонизаторов в провинции Санта-Фе-де-Нуэво-Мексико , более крупной, чем современный Нью-Мексико . [ 1 ] Случаи жестокости и жестокости в сочетании с настойчивой политикой Испании, разжигавшей враждебность, привели к возможному восстанию 1680 года. Преследование и жестокое обращение с людьми пуэбло, которые придерживались традиционных религиозных обрядов, были наиболее презираемыми из них. Испанцы были полны решимости отменить « языческие » формы богослужения и заменить их христианством . [ 2 ] Восстание пуэбло убило 400 испанцев и изгнало оставшиеся 2000 поселенцев из провинции. Испанцы вернулись в Нью-Мексико двенадцать лет спустя. [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]На протяжении более 100 лет, начиная с 1540 года, народность пуэбло, проживающая на территории современного Нью-Мексико, подвергалась постоянным набегам солдат, миссионеров и поселенцев. Эти столкновения, называемые энтрадас (вторжения), характеризовались жестокими столкновениями между испанскими колонистами и народами пуэбло. Война в Тиге , которая велась зимой 1540–1541 годов экспедицией Франсиско Васкеса де Коронадо против двенадцати или тринадцати индейцев Тива , была особенно разрушительной для отношений между пуэбло и Испанией.
В 1598 году Хуан де Оньяте повел 129 солдат и 10 францисканских священников, а также большое количество женщин, детей, слуг, рабов и домашнего скота в долину Рио-Гранде в Нью-Мексико. В то время в этом регионе проживало около 40 000 коренных американцев пуэбло. Оньяте подавил восстание в Акома-Пуэбло , убив и поработив сотни коренных американцев и приговаривая всех мужчин в возрасте 25 лет и старше к отрезанию ног. Отряд из семидесяти солдат был отправлен на вершину скалы Пуэбло в Акоме в 1599 году, чтобы наказать пуэбло за убийство двенадцати испанских солдат группой воинов. После двух дней войны почти 600 мужчин, женщин и детей Акомы были схвачены и порабощены, многие из них были осуждены по закону и изуродованы в качестве наказания за преступления против испанской короны. Выжившие бежали, поскольку Пуэбло был уничтожен пожаром. Жесткость, с которой были наказаны Акома, оставила незабываемое ощущение испанской жестокости. [ 4 ] Резня в Акоме на долгие годы вызовет страх и гнев по отношению к испанцам в регионе. Францисканские миссионеры были направлены в несколько городов Пуэбло для христианизации местных жителей. [ 5 ]

Испанская колониальная политика 1500-х годов в отношении гуманного обращения с коренными гражданами на северной границе часто игнорировалась. С основанием первого постоянного колониального поселения в 1598 году пуэбло были вынуждены платить колонистам дань в виде рабочей силы, молотого зерна и текстиля. Энкомьенды вскоре были основаны колонистами вдоль реки Рио-Гранде , что ограничило доступ пуэбло к плодородным сельскохозяйственным угодьям и источникам воды и возложило тяжелое бремя на труд пуэбло. [ 6 ] Особенно вопиющим для пуэбло было нападение на их традиционную религию. Францисканские священники установили теократию во многих деревнях пуэбло. В 1608 году, когда казалось, что Испания может покинуть провинцию, францисканцы крестили семь тысяч пуэбло, пытаясь убедить корону в обратном. [ 7 ] Хотя францисканцы изначально терпели проявления старой религии, пока пуэбло посещали мессы и сохраняли публичную видимость католицизма, Фрай Алонсо де Посада (в Нью-Мексико, 1656–1665) объявил танцы качина народа пуэбло вне закона и приказал миссионерам конфисковывать и сожгите их маски, молитвенные палочки и чучела . [ 8 ] Францисканские миссионеры также запретили использование энтеогенных веществ в традиционных религиозных церемониях пуэбло. Некоторые испанские чиновники, такие как Николас де Агилар , пытавшиеся ограничить власть францисканцев, были обвинены в ереси и предстали перед инквизицией . [ 9 ] Пуэбло в целом возмущались миссионерами, причем хопи, в частности, называли испанских священников тутаачи , «диктатором и требовательным человеком». [ 10 ]
В 1670-х годах регион охватила засуха, вызвав голод среди пуэбло и участив набеги апачей , которые испанские солдаты и солдаты пуэбло не смогли предотвратить. Фрай Алонсо де Бенавидес написал королю несколько писем, описывая условия, отмечая, что «и испанские жители, и индейцы одинаково едят шкуры и ремни телег». [ 11 ] Беспорядки среди пуэбло достигли апогея в 1675 году. Губернатор Хуан Франсиско Тревиньо приказал арестовать сорок семь знахарей пуэбло и обвинил их в занятиях « колдовством ». [ 12 ] Четверо знахарей были приговорены к смертной казни через повешение; три из этих приговоров были приведены в исполнение, а четвертый заключенный покончил жизнь самоубийством. Остальные мужчины были публично избиты кнутом и приговорены к тюремному заключению. Когда эта новость достигла лидеров пуэбло, они двинулись в Санта-Фе , где содержались пленные. Поскольку большое количество испанских солдат сражались с апачами, губернатор Тревиньо был вынужден согласиться с требованием пуэбло об освобождении пленников. Среди освобожденных был уроженец Сан-Хуана («Окай Овингех» на языке тева ) по имени Попе . [ 12 ] Однако этот инцидент позволяет взглянуть за пять лет до восстания на то, как По'пай сыграл такую важную роль в планировании и организации событий 1680 года. Нам становится яснее, почему По'пай был таким заслуживающим доверия провокатором и почему во всех двух дюжинах общин, говорящих на шести разных языках и раскинувшихся в радиусе почти 400 миль от Таоса на одном конце до деревень хопи на другом, ему в конечном итоге поверили и уважали, если представленная здесь информация о его вероятном личность почитаемого Тева верна. [ 13 ] [ нужна проверка ]
Восстание
[ редактировать ]
После своего освобождения Попе вместе с рядом других лидеров пуэбло (см. список ниже) спланировал и организовал восстание пуэбло. Попе поселился в Таос-Пуэбло , примерно в 70 милях к северу от столицы Санта-Фе, и провел следующие пять лет, ища поддержку восстания среди 46 городов Пуэбло. Он заручился поддержкой северных тива , тева , това , тано и керес -говорящих пуэбло в долине Рио-Гранде. Из-за языкового барьера, разделяющего шесть племен, восстание использовало испанский язык в качестве неофициального языка франка . Пекос - пуэбло, находившиеся в 50 милях к востоку от Рио-Гранде, заявили о своем участии в восстании, как это сделали зуни и хопи , находившиеся в 120 и 200 милях к западу от Рио-Гранде соответственно. Пуэбло, не присоединившиеся к восстанию, - это четыре южных города Тива (Тигекс) возле Санта-Фе и Пиро-Пуэбло к югу от основных населенных пунктов пуэбло недалеко от современного города Сокорро . Южные Тива и Пиро были более глубоко интегрированы в испанскую культуру, чем другие группы. [ 14 ] Испанское население численностью около 2400 человек, из которых большинство составляли метисы смешанной крови , а также местные слуги и вассалы, было разбросано по всему региону. Санта-Фе был единственным местом, которое можно было назвать городом. Испанцы смогли собрать только 170 человек с оружием. [ 15 ] У пуэбло, присоединившихся к восстанию, вероятно, было 2000 или более взрослых мужчин, способных использовать местное оружие, такое как лук и стрелы. [ 16 ] Возможно, некоторые апачи и навахо в восстании участвовали . Восстание пуэбло было типичным милленаристским движением в колониальных обществах. Папе пообещал, что, как только испанцы будут убиты или изгнаны, древние боги Пуэбло вознаградят их здоровьем и процветанием. [ 14 ] План Попе заключался в том, что жители каждого пуэбло восстанут и убьют испанцев в своем районе, а затем все двинутся на Санта-Фе, чтобы убить или изгнать всех оставшихся испанцев. Датой восстания было назначено 11 августа 1680 года. Попе разослал ко всем пуэбло гонцов с завязанными веревками. Педро Омтуа и Николас Катуа были двумя молодыми людьми. 8 августа 1680 года двое молодых людей из Тесуке рано утром отправились в Таноге (деревни Тано). Их первый контакт произошел в Пекосе. К сожалению, индейцы-христиане сразу же сообщили Фраю Фернандао Де Веласко, что двое молодых людей Тева посетили дом военного вождя. Покинув Пекос, двое бегунов Тесуке продолжили свой путь в Галистео, Сан-Кристобаль и Сан-Маркос. [ 17 ]
Каждое утро руководство пуэбло должно было развязывать один узел на веревке, и когда последний узел будет развязан, это станет для них сигналом дружно восстать против испанцев. Однако 9 августа испанцы были предупреждены о надвигающемся восстании лидерами южной Тивы, и они захватили двух молодых людей Тесуке Пуэбло, которым было поручено донести послание до пуэбло. Их пытали, чтобы заставить раскрыть значение завязанной веревки. [ 18 ]
Затем Папе приказал начать восстание на день раньше. Пуэбло хопи , расположенные в отдаленных горах Хопи в Аризоне, не получили предварительного уведомления о начале восстания и следовали графику восстания. [ 19 ] 10 августа пуэблоанцы восстали, украли у испанцев лошадей, чтобы не дать им бежать, перекрыли дороги, ведущие к Санта-Фе, и разграбили испанские поселения. Всего было убито 400 человек, включая мужчин, женщин, детей и 21 из 33 францисканских миссионеров в Нью-Мексико. [ 20 ] [ 21 ] Во время восстания в Тусаяне (Хопи) церкви в Аватови, Шунгопави и Орайби были разрушены, а посещавшие их священники были убиты. [ 22 ] Выжившие бежали в Санта-Фе и остров Пуэбло , в 10 милях к югу от Альбукерке и в один из пуэбло, не участвовавших в восстании. К 13 августа все испанские поселения в Нью-Мексико были разрушены, а Санта-Фе подвергся осаде. Пуэблоанцы окружили город и перекрыли ему водоснабжение. В отчаянии 21 августа губернатор Нью-Мексико Антонио де Отермин , забаррикадировавшийся во Дворце губернаторов , совершил вылазку за пределы дворца со всеми имеющимися у него людьми и вынудил пуэблоанцев отступить с тяжелыми потерями. Затем он вывел испанцев из города и отступил на юг вдоль Рио-Гранде, направляясь к Эль-Пасо-дель-Норте . Пуэблоанцы следовали за испанцами, но не атаковали. Испанцы, укрывшиеся на острове Ислета, также отступили на юг 15 августа, а 6 сентября две группы выживших численностью 1946 человек встретились в Сокорро. Около 500 из выживших были рабами коренных американцев. В Эль-Пасо их сопровождал испанский поезд снабжения. Пуэблоанцы не заблокировали им выезд из Нью-Мексико. [ 23 ] [ 24 ]
Земля Папы Римского
[ редактировать ]
Отступление испанцев оставило Нью-Мексико во власти пуэблоанцев. [ 25 ] Попе был загадочной фигурой в истории юго-запада, поскольку среди пуэблоанцев ходит много историй о том, что случилось с ним после восстания. [ нужна проверка ]
Судя по всему, Попе и два его помощника, Алонсо Катити из Санто-Доминго и Луис Тупату из Пикуриса , путешествовали из города в город, приказывая вернуться «в состояние своей древности». Все кресты, церкви и христианские изображения должны были быть уничтожены. Людям было приказано очиститься в ритуальных ваннах, использовать свои имена Пуэбло и уничтожить все остатки римско-католической религии и испанской культуры, включая испанский скот и фруктовые деревья. Говорили, что Папа запретил сеять пшеницу и ячмень и приказал туземцам, состоящим в браке по обрядам католической церкви, расстаться со своими женами и взять других в соответствии со старой туземной традицией. [ 26 ]
У пуэблоанцев не было традиций политического единства. Попе был человеком доверия и строгой политики. Таким образом, каждый пуэбло имел самоуправление, и некоторые или все, очевидно, сопротивлялись требованиям Папе о возвращении к доиспанскому существованию. Рай, обещанный Папой после изгнания испанцев, не осуществился. Засуха продолжалась, уничтожая посевы пуэбло, а набеги апачей и навахо усилились. Однако первоначально пуэблоанцы были едины в своей цели не допустить возвращения испанцев. [ 27 ]
Попе был свергнут с поста лидера пуэбло примерно через год после восстания и исчез из истории. [ 28 ] Считается, что он умер незадолго до испанского завоевания в 1692 году. [ 29 ]
Испанская попытка вернуться
[ редактировать ]
В ноябре 1681 года Антонио де Отермин попытался вернуться в Нью-Мексико. Он собрал отряд из 146 испанцев и такого же количества местных солдат в Пасо-дель-Норте (ныне известный как Сьюдад-Хуарес ) и двинулся на север вдоль реки Рио-Гранде. Впервые он столкнулся с пуэбло Пиро, которые были заброшены, а их церкви разрушены. На острове Пуэбло он провел короткую битву с жителями, а затем принял их капитуляцию. Оставаясь на острове Айлета, он послал отряд солдат и туземцев установить власть в Испании. В следующем, 1681 году, Отермин быстро путешествовал по стране пуэбло, пытаясь выяснить причины восстания и определить его командиров. Некоторые из пленников, которых он взял, откликнулись. Их ответ до сих пор считается легендой. Допрашивая нескольких мужчин-пуэбло, взятых в плен, испанский губернатор сказал: «Скажите мне, кто был лидером восстания?» Пленник Кересан ответил: «О, это был Пайастиамо». Губернатор спросил: «Где он живет?» «Вон туда», — заметил Кересан, указывая на горы. В ответ на тот же вопрос житель племени Тева или Тано сказал: «Похеймо — имя вождя. Он живет так», указывая в сторону гор на севере. Мужчина из Това ответил: «Его зовут Пайастиабо, и он живет так», указывая на горы. Шутка в том, что это имена божеств, которым пуэбло молятся, чтобы они заступились за них перед Тем, кто наверху, за облаками. [ 30 ] Пуэблоанцы симулировали капитуляцию, собирая большие силы для противостояния Отермину. Поскольку угроза нападения пуэбло росла, 1 января 1682 года Отермин решил вернуться в Пасо-дель-Норте, сжег пуэбло и забрав с собой жителей Ислеты. Первая попытка Испании восстановить контроль над Нью-Мексико провалилась. [ 24 ]
Некоторые из островитян позже вернулись в Нью-Мексико, но другие остались в Пасо-дель-Норте, живя в Ислета-дель-Сур-Пуэбло . Пиро также переехали в Пасо-дель-Норте, чтобы жить среди испанцев, в конечном итоге став частью племен Пиро, Мансо и Тива. [ 31 ]
Испанцам так и не удалось убедить некоторых пуэблоанцев присоединиться к Санта-Фе-де-Нуэво-Мексико , и испанцы часто возвращались в поисках мира, а не завоевания. Например, хопи оставались свободными от любых попыток испанцев отвоевать их; хотя они и пытались, в нескольких ненасильственных попытках, заключить безуспешные мирные договоры и безуспешные торговые соглашения. [ 32 ] Для некоторых пуэблоанцев восстание увенчалось успехом в достижении цели по устранению испанского влияния. Однако пуэбло не оплакивали уход испанцев. Продовольствия стало мало; голод был неизбежен, а набеги становились все более частыми. Особое внимание было уделено обеспечению продовольствием пуэбло, а также их женщин и детей. В 1691 или 1692 году делегация мужчин-пуэбло из Хемеса, Зии, Санта-Аны, Сан-Фелипе, Пекоса и нескольких Танос отправилась в Гуадалупе-дель-Пасо, чтобы вести переговоры с изгнанными испанцами. Согласно истории племени, мужчины-пуэбло пригласили испанцев вернуться. [ 33 ]
Реконкиста
[ редактировать ]Возвращение испанцев в Нью-Мексико было вызвано их опасениями перед продвижением французов в долину Миссисипи и их желанием создать оборонительную границу против все более агрессивных кочевых племен на их северных границах. [ 34 ] [ 35 ] В августе 1692 года Диего де Варгас, не встретив сопротивления, двинулся в Санта-Фе вместе с обращенным военным капитаном Зии Бартоломе де Охеда. Де Варгас, имея всего шестьдесят солдат, сотню индийских вспомогательных войск или местных солдат, семь пушек (которые он использовал в качестве рычага против пуэбло внутри Санта-Фе) и одного францисканского священника, прибыл в Санта-Фе 13 сентября. Он пообещал 1000 пуэбло. люди собирали там помилование и защиту, если они присягнут на верность королю Испании и вернутся в христианскую веру. Через некоторое время пуэбло отвергли испанцев. После долгих уговоров испанцы наконец заставили пуэбло согласиться на мир. 14 сентября 1692 г. [ 36 ] де Варгас объявил формальный акт возвращения во владение. «Это был тринадцатый город, который он таким образом отвоевал для Бога и короля», — ликующе писал он графу де Гальве , вице-королю Новой Испании . [ 36 ] В течение следующего месяца де Варгас посетил других пуэбло и принял их согласие на испанское правление.
Хотя мирное соглашение 1692 года было бескровным, в последующие годы де Варгас сохранял все более жесткий контроль над все более дерзкими пуэбло. Де Варгас вернулся в Мексику и собрал около 800 человек, в том числе 100 солдат, и вернулся в Санта-Фе 16 декабря 1693 года. [ 37 ] Однако на этот раз против его въезда выступили 70 воинов-пуэбло и 400 членов семей в городе. Де Варгас и его войска организовали быстрое и кровавое возвращение, завершившееся капитуляцией и казнью 70 воинов-пуэбло 30 декабря, а их оставшиеся в живых семьи (около 400 женщин и детей) были приговорены к десяти годам каторги и переданы испанцам. колонисты как рабы. [ 38 ] [ 39 ]
В 1696 году жители четырнадцати пуэбло предприняли вторую попытку организованного восстания, начавшегося с убийства пяти миссионеров и тридцати четырех поселенцев и использования оружия, которое сами испанцы продавали туземцам на протяжении многих лет; Возмездие де Варгаса было беспощадным, тщательным и продолжительным. [ 38 ] [ 40 ] К концу века последний сопротивлявшийся город пуэбло сдался, и испанское завоевание было практически завершено. Однако многие из пуэбло бежали из Нью-Мексико, чтобы присоединиться к апачам или навахо или попытаться переселиться на Великие равнины . [ 34 ] После того, как пуэбло были разгромлены, пикури — под предводительством Луиса Тупату — присоединились к своим давним союзникам, апачам хикарилья, в Эль-Куартолехо , который сейчас находится на западе Канзаса и лежит к востоку от Пуэбло, штат Колорадо. [ 41 ]
Хотя независимость многих пуэбло от испанцев была недолгой, восстание пуэбло принесло народу пуэбло некоторую свободу от будущих усилий Испании по искоренению их культуры и религии после завоевания. Более того, испанцы выдали значительные земельные гранты каждому пуэбло и назначили государственного защитника для защиты прав коренных американцев и ведения их судебных дел в испанских судах. Францисканские священники, вернувшиеся в Нью-Мексико, больше не пытались навязать теократию пуэбло , которые продолжали исповедовать свою традиционную религию. [ 35 ]
Расцвет конных культур Великих равнин
[ редактировать ]Восстание, возможно, привело к увеличению распространения лошадей на Великих равнинах, когда пуэбло захватили скот, брошенный бегущими испанцами. [ 42 ] хотя генетические и археологические исследования показывают, что местная конная культура уже получила широкое распространение к первой половине 17 века. [ 43 ] [ 44 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]
» 1994 года « Звездный путь: Следующее поколение В эпизоде « Конец путешествия » упоминается восстание пуэбло в контексте предков разных персонажей, участвовавших в восстании. [ 45 ]
В 1995 году в Альбукерке компания La Compañía de Teatro de Albuquerque поставила двуязычную пьесу «Каси Херманос» , написанную Рамоном Флоресом и Джеймсом Луханом. На нем изображены события, приведшие к восстанию пуэбло, вдохновленные рассказами двух сводных братьев, которые встретились на противоположных сторонах поля битвы. [ нужна ссылка ]
Статуя По'Пая работы скульптора Клиффа Фрагуа была добавлена в коллекцию Национального скульптурного зала в здании Капитолия США в 2005 году как одна из двух статуй Нью-Мексико. [ 46 ] Завязанный шнур в его левой руке использовался для определения времени начала восстания. Хотя точное количество использованных узлов является предметом споров, (скульптор Клифф Фрагуа) считает, что планирование и информирование большинства пуэбло, должно быть, заняло много дней. Фетиш медведя в его правой руке символизирует религию Пуэбло, которая является центром вселенной Пуэбло. Горшок позади него символизирует культуру пуэбло, а оленья шкура, которую он носит, — скромное представление о его роли кормильца. Ожерелье, которое он носит, служит постоянным напоминанием о том, где началась жизнь, и он одевается в стиле пуэбло: набедренная повязка и мокасины. Его волосы подстрижены в стиле пуэбло и завернуты в чонго . На его спине остались шрамы, оставшиеся от порки, которую он перенес за участие и преданность обычаям и религии пуэбло. [ 47 ]
В 2005 году в Лос-Анджелесе компания Native Voices at the Autry выпустила «Кино и Тереза» , адаптацию « Ромео и Джульетты» , написанную драматургом Таоса Пуэбло Джеймсом Луханом. Действие пьесы разворачивается через пять лет после испанской Реконкисты 1692 года. Спектакль связывает реальных исторических личностей с их литературными коллегами, чтобы инсценировать то, как обе стороны научились жить вместе и сформировать культуру современного Нью-Мексико. [ 48 ]
В 2011 году новое персональное шоу певца Таоса Пуэбло Роберта Мирабаля «Po'pay Speaks» рекламировалось как «драматическое представление истории и продолжающегося влияния великого лидера восстания пуэбло 1680 года». Согласно оригинальному сценарию, который написали Мирабал, Стив Паркс и Нельсон Зинк из Таоса, По'пэй никогда не умирал. Все это время он жил в уединении в горах, наблюдая за странностями истории, сформированной людьми, которых он помог спасти 331 год назад. [ 49 ]
В 2016 году Джейсон Гарсия (Гора черепахи Окуу) создал произведение искусства, отражающее постоянно меняющийся культурный ландшафт Санта-Клары-Пуэбло, штат Нью-Мексико. На искусство Гарсиа влияют традиционные обряды, обычаи и повествования Тева, а также популярная культура, комиксы и технологии XXI века. [ 50 ] Гарсия использует комиксы как средство выражения в своей глиняной плитке «Tewa Tales of Suspense!» Мускулистый По'Пэй возвышается над конкистадорами в шлемах, пока горит миссионерская часовня. При внимательном рассмотрении его банки с «Corn Dance Girls» можно увидеть антенну спутникового телевидения, выходящую из Пуэбло за фигурами. [ 51 ]
В 2023 году в Беркли ансамбль Alter Theater представил мировую премьеру спектакля «Восстание Пуэбло», получившего премию Релла Лосси. [ 52 ] пьеса, написанная из штата Миссисипи Чокто , Лагуной Пуэбло и островом Пуэбло драматургом Диллоном Читто . Комедия о двух братьях-аборигенах, живших на острове Пуэбло до, во время и после восстания, в пьесе задается вопрос: «Когда творится история, что делают обычные люди?». [ 53 ]
Лидеры восстания пуэбло и их домашние пуэбло
[ редактировать ]- Ку-хтих ( Кочити ): Антонио Малакате
- Галистео ( Галистео ): Хуан Эль Тано
- Валатова ( Хемез ): Луис Кониксу
- Намбе ( Намбе ): Диего Ксеноме
- Велай ( Пикурис ): Луис Тупату (Белый олень)
- Паухоге ( Сан-Ильдефонсо ): Франсиско Эль Оллито и Николас де ла Крус Жонв
- Окай ( Сан-Хуан ): По'пай и Тагу.
- Святой Лазарь : Антонио Больсас и Кристобаль Йопе
- Капо ( Санта-Клара ): Sunday Orange и Cajete.
- Кева ( Санто-Доминго ): Алонсо Катити
- Теото ( Таос ): Сака
- Техсуге ( Тесуке ): Доминго Ромеро [ 54 ]
См. также
[ редактировать ]- Список сражений в Нью-Мексико
- Список конфликтов в США
- Список восстаний коренных народов в Мексике и Центральной Америке
- Испанские миссии в Нью-Мексико
- Фестивали Санта-Фе
- Беспокойство
- Калифорнийская миссия, столкновение культур
- Астиалаква
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Пайк (2003). Придорожный Нью-Мексико (изд. 2004 г.). Издательство Университета Нью-Мексико. п. 189. ИСБН 0-8263-3118-1 .
- ^ Сандо, Джо С.; Агойо, Герман (2005). По'пай: Лидер Первой американской революции . Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. п. 11. ISBN 9781574160642 .
- ^ Восстание пуэбло 1680 года: завоевание и сопротивление в Нью-Мексико семнадцатого века , Эндрю Л. Кнаут. Университет Оклахомы Пресс: Норман. 1995 год
- ^ Сандо, Джо С.; Агойо, Герман (2005). По'пай: Лидер Первой американской революции . Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. п. 11. ISBN 9781574160642 .
- ^ Райли, Кэрролл Л. Рио-дель-Норте: Люди Верхнего Рио-Гранде с древнейших времен до восстания пуэбло Солт-Лейк-Сити: U of Utah Press, 1995, стр. 247–251
- ^ Уилкокс, Майкл В., «Восстание пуэбло и мифология завоеваний: археология контактов коренных народов», University of California Press, 2009 г.
- ^ Форбс, Джек Д., «Апачи, навахо и испанцы», Оклахома, 1960, стр. 112
- ^ Сандо, Джо С., Народы пуэбло: восемь столетий истории индейцев пуэбло , Clear Light Publishers, Санта-Фе, Нью-Мексико, 1992, стр. 61–62
- ^ Санчес, Джозеф П. (1996). [ [1] «Николас де Агилар и юрисдикция Салинаса в провинции Нью-Мексико, 1659-1662»]. Комплютенский журнал американской истории . 22 : 139.
{{cite journal}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ Хямяляйнен, Пекка (2022). Коренной континент: эпическое соревнование Северной Америки . Нью-Йорк: Издательская корпорация Liveright. п. 178. ИСБН 978-1-63149-699-8 .
- ^ Хакетт, Чарльз Уилсон. Исторические документы, относящиеся к Нью-Мексико, Нуэва-Визакая и подходам к ним в 1773 году , 3 тома, Вашингтон, 1937 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сандо, Джо С., Народы пуэбло: восемь столетий истории индейцев пуэбло, Clear Light Publishers, Санта-Фе, Нью-Мексико, 1992, с. 63
- ^ Сандо, Джо С.; Агойо, Герман (2005). По'пай: Лидер Первой американской революции . Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. п. 86. ИСБН 9781574160642 .
- ^ Перейти обратно: а б Райли, с. 267
- ^ Джон, Элизабет А. Х. Штормы, сваренные в мирах других мужчин, Линкольн: Университет Небраски Press, 1975, стр. 96
- ^ «Восстание пеубло: индейцы пуэбло в провинции Нью-Мексико долгое время раздражались испанским правлением. В 1680 году все их недовольство переросло в жестокое восстание, удивившее европейцев своей свирепостью – Документ – Gale OneFile: Popular Magazines» . go.gale.com . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ Сандо, Джо С.; Агойо, Герман (2005). «Восстание пуэбло». По'пай: лидер Первой американской революции . Санте Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. стр. 28–29. ISBN 9781574160642 .
- ^ Гутьеррес, Рамон А. Когда пришел Иисус, матери кукурузы ушли Стэнфорд: Stanford U Press, 1991, стр. 132
- ^ Печина, Рон и Печина, Боб. Мир хопи Нила Дэвида . Издательство Шиффер, 2011. ISBN 978-0-7643-3808-3 . стр. 14–15.
- ^ «Восстание пеубло: индейцы пуэбло в провинции Нью-Мексико долгое время раздражались испанским правлением. В 1680 году все их недовольство переросло в жестокое восстание, удивившее европейцев своей свирепостью – Документ – Gale OneFile: Popular Magazines» . go.gale.com . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ Либманн, Мэтью (2012). Восстание: археологическая история сопротивления и возрождения пуэбло в Нью-Мексико 17 века . Тусон: Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0-8165-9965-3 . OCLC 828490601 .
- ^ Печина, Рон и Печина, Боб. Мир хопи Нила Дэвида . Издательство Шиффер, 2011. ISBN 978-0-7643-3808-3 . стр. 16–17.
- ^ Гутьеррес, стр. 133–135
- ^ Перейти обратно: а б Флинт, Ричард и Ширли Кушинг. « Антонио де Отермин и восстание пуэбло 1680 года. [ постоянная мертвая ссылка ] .» Офис государственного историка Нью-Мексико, по состоянию на 29 октября 2013 г.
- ^ Ричард Флинт и Ширли Кушинг Флинт (2009). «Бартоломе де Охеда» . Офис государственного историка Нью-Мексико. Архивировано из оригинала 18 сентября 2009 года . Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ Гутьеррес, с. 136
- ^ Джон, стр. 106–108.
- ^ Гутьеррес, с. 139
- ↑ Popé , Система общественного вещания, по состоянию на 25 июля 2012 г.
- ^ Сандо, Джо С. (1992). «Нация пуэбло: восемь веков истории индейцев пуэбло» . Интернет-архив . стр. 100-1 65–67.
- ^ Кэмпбелл, Ховард. «Племенной синтез: Пирос, Мансос и Тивас в истории». Журнал Королевского антропологического института , Vol. 12, 2006. 310–302.
- ^ Джеймс, ХК (1974). Страницы из истории хопи . Издательство Университета Аризоны. п. 61 . ISBN 978-0-8165-0500-5 . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ Сандо, Джо С. (1992). «Нация пуэбло: восемь веков истории индейцев пуэбло» . Интернет-архив .
- ^ Перейти обратно: а б Флинт, Ричард и Ширли Кушинг, « Де Варгас, Диего. Архивировано 24 марта 2012 г. в Wayback Machine ». Управление государственного историка Нью-Мексико , по состоянию на 29 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гутьеррес, с. 146
- ^ Перейти обратно: а б Кесселл, Джон Л., 1979. Кива, Крест и Корона: индейцы Пекос и Нью-Мексико, 1540–1840 гг . Служба национальных парков Министерства внутренних дел США: Вашингтон, округ Колумбия.
- ^ Роберт В. Преусель, Археология восстания пуэбло: идентичность, значение и обновление в мире пуэбло (University of New Mexico Press, 2007), с. 207
- ^ Перейти обратно: а б Кессел, Джон Л., Рик Хендрикс и Мередит Д. Додж (ред.), 1995. К восстановленной королевской короне (Журналы дона Диего Де Варгаса, Нью-Мексико, 1692–94). Издательство Университета Нью-Мексико: Альбукерке.
- ^ Рамон А. Гутьеррес, Когда пришел Иисус, матери кукурузы ушли: брак, сексуальность и власть в Нью-Мексико, 1500–1846 (Stanford University Press, 1991) с. 145
- ^ Кесселл, Джон Л., Рик Хендрикс и Мередит Д. Додж (ред.), 1998. Кровь на валунах (Журналы дона Диего Де Варгаса, Нью-Мексико, 1694–97) . Издательство Университета Нью-Мексико: Альбукерке.
- ^ Сандо, Джо С. (1992). «Нация пуэбло: восемь веков истории индейцев пуэбло» . Интернет-архив . п. 75.
- ^ Хямяляйнен, Пекка (2011). "Лошадь" . Энциклопедия Великих равнин . Университет Небраски . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Ларсон, Кристина (30 марта 2023 г.). «Лошади пришли на американский Запад в начале 1600-х годов, как показало исследование» . 2 Новости КТВН . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Либрадо, Пабло; Хунска Ташунке Ику, Мила; Главный губернатор Щита Карлтон; Артерберри, Джимми; Лута Вии, Анпету; Нуджипи, Акил; Омния, Танка; Гонсалес, Марио; Значит, Билл; Высокий Крейн, Сэм; Тупой нож, Барбара; Вии, Вакьяла; Текумсе Коллин, Круз; Уорд, Ченс (31 марта 2023 г.). «Раннее расселение домашних лошадей по Великим равнинам и северным Скалистым горам» . Наука . 379 (6639): 1316–1323. Бибкод : 2023Sci...379.1316T . дои : 10.1126/science.adc9691 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 36996225 . S2CID 257836757 .
- ^ «Стенограммы следующего поколения - конец путешествия» . Сайт стенограмм Крисси . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Сандо, Джо С. и Герман Агойо, при участии Теодора С. Джоджолы, Роберта Мирабала, Альфонсо Ортиса, Саймона Дж. Ортиса и Джозефа Х. Суины, предисловие Билла Ричардсона, Po'Pay: Лидер Первой американской революции , Clear Light Publishing, Санта-Фе, Нью-Мексико, 2005 г.
- ^ Сандо, Джо С.; Агойо, Герман (2005). По'пай: Лидер Первой американской революции . Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. п. 163. ИСБН 9781574160642 .
- ^ Хеффли, Линн (4 марта 2005 г.). «Желание быть услышанным» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Романчито, Рик (11 августа 2011 г.). «По'пай никогда не умирал: Роберт Мирабаль решает самую большую театральную задачу в своей жизни». Таос Ньюс (Нью-Мексико) . Крис Бейкер. стр. 15–16.
- ^ «IAIA AiR: Джейсон Гарсия, Джерри Куотскуйва и Люк Парнелл - Открытая студия». Официальные новости США . Право Видение Медиа.
- ^ Робертс, Кэтэлин (10 июля 2016 г.). «Влияние и стиль». Журнал Альбукерке (Нью-Мексико) . Издательская компания журнала.
- ^ «Премия Реллы Лосси» .
- ^ https://www.altertheater.org/pueblorevolt [ только URL ]
- ^ Сандо, Джо С. и Герман Агойо, редакторы, Po'pay: Leader of the First American Revolution , Clear Light Publishing, Санта-Фе, Нью-Мексико, 2005 г., стр. 2005. 110
Библиография
[ редактировать ]- Эспиноза, Дж. Мануэль. Восстание индейцев пуэбло 1696 года и францисканские миссии в Нью-Мексико: письма миссионеров и соответствующие документы , Норман: University of Oklahoma Press, 1988. [ ISBN отсутствует ]
- Хакетт, Чарльз Уилсон. Восстание индейцев пуэбло в Нью-Мексико и попытка завоевания Отермина, 1680–1682 , 2 тома, Альбукерке: University of New Mexico Press, 1942.
- Кнаут, Эндрю Л. Восстание пуэбло 1680 года , Норман: University of Oklahoma Press, 1995. [ ISBN отсутствует ]
- Либманн, Мэтью. Восстание: археологическая история сопротивления и возрождения пуэбло в Нью-Мексико 17 века , Тусон: University of Arizona Press, 2012. [ ISBN отсутствует ]
- Понсе, Педро, « Проблемы для испанцев, восстание пуэбло 1680 года », Гуманитарные науки , ноябрь/декабрь 2002 г., том 23/номер 6.
- PBS The West – События с 1650 по 1800 годы
- Ресендес, Андрес (2016). Другое рабство: раскрытая история порабощения индейцев в Америке . Хоутон Миффлин Харкорт. п. 448. ИСБН 978-0544602670 .
- Сальпуант, Жан Батист, «Солдаты Креста»; Заметки о церковной истории Нью-Мексико, Аризоны и Колорадо , Солсбери, Северная Каролина: Документальные публикации, 1977 (перепечатка 1898 года). [ ISBN отсутствует ]
- Симмонс, Марк, Нью-Мексико: интерпретирующая история , Альбукерке: University of New Mexico Press, 1977. [ ISBN отсутствует ]
- Вебер, редактор Дэвида Дж., Что вызвало восстание пуэбло 1680 года? Нью-Йорк: Бедфорд/Сент. Мартинс Пресс, 1999. [ ISBN отсутствует ]
- Преусель, Роберт В., 2002. Археология восстания пуэбло: идентичность, значение и обновление в мире пуэбло . Издательство Университета Нью-Мексико: Альбукерке. [ ISBN отсутствует ]
- Уилкокс, Майкл В., «Восстание пуэбло и мифология завоеваний: археология контактов коренных народов», University of California Press, 2009. [ ISBN отсутствует ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Документальный фильм PBS о восстании пуэбло: Frontera!
- ancientweb.org/America
- PBS: Запад – Архивы Запада. «Письмо губернатора и генерал-капитана дона Антонио де Отермина из Нью-Мексико, в котором он дает ему полный отчет о том, что случилось с ним с того дня, как индейцы окружили его. [8 сентября 1680 года.]» Проверено 2 ноября 2009 г.
- Восстание пуэбло – Desertusa.com
- Конфликты 1680 года
- 1680 г. в Новой Испании.
- Колониальный Нью-Мексико
- История Пуэбло
- История коренных американцев Нью-Мексико
- Войны с участием коренных народов Северной Америки
- Восстания 17 века
- 17 век в Нью-Мексико.
- Испано-американская история
- Римско-католические мученики XVI века
- Восстания коренных народов против Испанской империи
- Восстания в Соединенных Штатах