Агатодемон
Агатос Даймон | |
---|---|
Плодородие, зерно, здоровье | |
Главный культовый центр | Александрия , Египет |
Животные | Змеи |
Символ | Рог изобилия |
День | 2 февраля ( по григорианскому календарю ) 25 Тиби ( Египетский ) |
Пол | Мужской |
Супруга | Тихе Агата |
Эквиваленты | |
Доптолемеевский египетский эквивалент | Шай |
Агатос ἀγαθός δαίμων, agathós daímōn, lit. 'noble spirit'Даймон [а] первоначально было меньшим божеством ( демоном ) классической древнегреческой религии и греко-египетской религии. В своей первоначальной греческой форме он служил домашним богом , которому вместе с Зевсом Сотером совершались возлияния после еды. В более поздней (пост-) птолемеевой древности он взял на себя две частично разные роли; один из них — Агатос Даймон, выдающийся змеиный гражданский бог , который служил особым защитником Александрии . Другой — род змеевидных домашних богов, Агатои Даймоны, индивидуальные защитники домов, в которых им поклонялись. [1]
Ранняя история
Агатос Даймон был засвидетельствован в домашнем контексте Греции еще в пятом веке до нашей эры, но, тем не менее, он обычно не изображался там в форме змеи, в отличие от Александрии, где он был представлен в изобилии. [2]
- «Его происхождение в Александрии является предметом споров, существуют две противоречивые точки зрения: либо Агатос Даймон изображается как греческий культурный импорт, позже отождествляемый с Сераписом, и с египетскими богами Шаем (Шай), Кнефисом ( Кнеф ), Хнумом, Сокнописом, [3] или как эллинизированный коренной египетский домашний бог. [4] Квегебер указывает на почти полное отсутствие греческих источников культа Агатоса Даймона эпохи Птолемеев, в отличие от обилия египетских свидетельств бога Шай в эту эпоху и ярких свидетельств Оракула Горшечника ...» [5]
Оракул Гончара, египетский националистический текст, предсказал грядущую гибель Александрии, когда местные боги Кнефис (также часто изображаемый в виде змея) и Агафос Даймон покинут город в Мемфис, а также поражение македонских захватчиков и их «эпоха хаоса».
Греческий классический период
Хотя он упоминается в греческой мифологии ( Павсаний предположил, что это имя было всего лишь эпитетом Зевса ), [6] было принято выпивать или выливать несколько капель несмешанного вина. в честь даймона Агатоса после еды [7] [8] В Аристофана » « Мире , когда Война поймала Мир (Εἰρήνη Эйрену ) в глубокую яму, Гермес приходит на помощь: «Теперь, о греки! настал момент, когда, освободившись от ссор и борьбы, мы должны спасти милую Эйрену и привлечь ее из этой ямы... Настал момент осушить чашу в честь Даймона Агатоса ». Посвященный им храм находился на дороге из Мегаполиса в Менал в Аркадии . [9]
Агатос Даймон был супругом или компаньоном Тихе Агаты ( Τύχη Ἀγαθή , «Удача»). «Тихе мы знаем в Лебадее как жену Даймона Агатоса, Доброго или Богатого Духа». [10] [11] Их сверхъестественное присутствие могло быть представлено в искусстве в виде змеи или, более конкретно, в виде молодого человека, несущего рог изобилия и чашу в одной руке и мак и колос в другой. [10]
Агатоса Даймона отождествляли также с Зевсом Мейлихиосом , а также с Сераписом . [12]
В Египте подобным божеством был Шай , известный как бог судьбы. Его поклонение зародилось еще во времена Эхнатона в Новом царстве.
Египет поздней античности
В синкретической атмосфере поздней античности агатодемоны могли быть связаны с египетскими носителями безопасности и удачи: на драгоценном камне, украшенном магическими эмблемами, изображены Серапис с крокодилом, солнечным львом и мумией Осириса в окружении львиноголового змея Хнума. –Агатодемон– Айон , с Гарпократом на реверсе. [13]
См. также
Сноски
- ^ Иногда пишется как Agathodaemon ( древнегреческий : ἀγαθοδαίμων , agathodaimōn )
Ссылки
- ^ Огден, Дэниел (2013). Дракон: миф о драконе и культ змеи в греческом и римском мирах . Издательство Оксфордского университета. стр. 286–309. ISBN 978-0-19-955732-5 . OCLC 837855776 .
- ^ Кшиштоф Навотка, Романс об Александре Пс.-Каллисфена: исторический комментарий , [2017], стр. 106-8; (цитата по сайту Earlywritings.com , 2023 г.)
- ^ Об этой точке зрения см.: Fraser, PM 1972. Птолемеевская Александрия, Тома i–iii. Оксфорд. я, 209–212
- ^ Quaegebeur, J. 1975. Египетский бог Шай в религии и ономастике. Левен. стр. 170–176
- ^ Кшиштоф Навотка, Романс об Александре Пс.-Каллисфена: исторический комментарий , [2017], стр. 106-8; (цитата по сайту Earlywritings.com , 2023 г.)
- ^ Павсаний , Описание Греции , viii. 36. § 3
- ^ Мартин П. Нильссон , Греческая народная религия . (Издательство Колумбийского университета), 1981:33, 70, 73.
- ^ Фрейзер, Питер М. (1972). Птолемеевская Александрия . Том. Я. Оксфорд: Claredon Press. п. 210.
- ^ Шмитц, Леонхард (1867), «Агатодемон» , в Смите, Уильяме (ред.), Словаре греческой и римской биографии и мифологии , том. 1, Бостон, с. 65, заархивировано из оригинала 26 октября 2005 г. , получено 5 мая 2008 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 , с. 371.
- ^ Харрисон 1922 , стр. 355–ff, 543.
- ^ Жоао Педро Фелисиано 2016, Даймон Агатос в греко-египетской религии. Герметическая табличка: Журнал ритуальной магии 3 (2016), 171–92.
- ^ Иллюстрировано в книге В. Фаута, Гелиос Мегистос: о синкретическом богословии поздней античности (Лейден: Брилл) 1995:85.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Агатодемон » энциклопедия Британская Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 371. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Библиография
- Харрисон, Джейн Эллен (1922). Пролегомены к изучению греческой религии (3-е изд.). стр. 355–и далее, 543.