Стедингерский крестовый поход

Стедингерский крестовый поход (1233–1234) — санкционированная Папой война против восставших крестьян Штедингена .
Штедингеры были свободными фермерами и подданными княжества -архиепископства Бремена . Недовольство по поводу налогов и прав собственности переросло в полномасштабное восстание. Когда попытка светских властей подавить восстание закончилась поражением, архиепископ мобилизовал свою церковь и папство, чтобы санкционировать крестовый поход против повстанцев. В первой кампании небольшая армия крестоносцев потерпела поражение. В последующей кампании следующего года победу одержала гораздо более многочисленная армия крестоносцев.
Его часто объединяют с Дрентерским крестовым походом (1228–1232) и Боснийским крестовым походом (1235–1241), другими небольшими крестовыми походами против европейских христиан, считающихся еретическими . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]поселение Стедингер
[ редактировать ]
Штедингеры были крестьянскими жителями региона между рекой Везер и нижней Хантой , напротив Бремена . В конце концов они также поселились на землях к северу от Ханте. Впервые этот болотистый регион был расчищен и заселен только в начале двенадцатого века. Название Стедингер (или Стединге в латинских документах) относится к народу, а земля — Штединген (или по латыни terra Stedingorum , земля Стедингера). Название происходит от немецкого слова Gestade , что означает берег или берег. Первоначально, в начале двенадцатого века, стедингеры были известны как голландцы , то есть голландцы или просто деревенские фермеры. Когда позже отношения с их повелителем испортились, их пренебрежительно называли лучшими зверями. [ 1 ]
Юридически большая часть Штедингеров была подданными принца-архиепископа Бременского, землей управляли его министры (крепостные рыцарского ранга). Некоторые из них были подданными графа Ольденбургского к северу от Ханты. [ 2 ] Уже в 1106 году они получили от архиепископа Фридриха I привилегии, предоставлявшие им право владеть землей и основывать церкви, а также освобождавшие их от некоторых налогов. В совокупности эти права и привилегии были известны как ius hollandicum , голландское право. К началу тринадцатого века стедингеры сформировали четко определенное сообщество под названием universitas Stedingorum . [ 1 ]
Стедингерское восстание
[ редактировать ]Недовольство, приведшее к открытому восстанию, заключалось в том, что ius Hollandicum не соблюдался . В частности, Штедингер жаловался, что архиепископ требовал больше налога, чем ему причиталось, и что и он, и граф намеревались превратить свои владения в аренду. [ 1 ]
В 1204 году Штедингеры к северу от Ханты восстали против графа Ольденбургского, сжег два его замка дотла . Их восстание распространилось к югу от Ханты, где были изгнаны министры архиепископа. Крестьяне перестали платить архиепископу налоги и десятину и напали на его замки в 1212, 1213 и 1214 годах. Когда Герхард II стал архиепископом в 1219 году, он немедленно приступил к восстановлению своей власти в Штедингене. Незадолго до Рождества 1229 года [ а ] он отлучил Стедингеров от церкви за их постоянный отказ платить налоги и десятину [ 2 ] (по словам Chronica regia Coloniensis , «за их эксцессы ») . [ 1 ]
В декабре 1229 года Герхард объединил силы со своим братом Германом II Липпе и повел небольшой отряд в Штединген. На Рождество они потерпели поражение от крестьян, а Германн был убит. В 1232 году, после 1 сентября, [ 1 ] дом цистерцианских монахинь Герхард основал в Лилиентале для спасения своего брата, который умер, как сказал Герхард в уставе фонда, «для освобождения Бременской церкви». [ 2 ]
Расследование
[ редактировать ]После своего поражения Герхард начал подготовку к крестовому походу против повстанцев. Возможно, его вдохновил Дрентерский крестовый поход, который епископ Вильбранд Падерборнский и Утрехтский организовал в 1228 году против своих мятежных крестьян. [ 3 ] Герхард созвал епархиальный синод 17 марта 1230 г. [ б ] после чего Штедингеры были объявлены еретиками . [ 5 ] Их обвиняли, среди прочего, в суевериях, убийстве священников, поджогах церквей и монастырей и осквернении Евхаристии . [ 2 ] Кардинал Отто Сан-Никола-ин-Карцере и его помощник -доминиканец Герхард, проезжая через Бремен позже в том же году, [ с ] оказал решительную поддержку запланированному крестовому походу архиепископа Герхарда. [ 5 ]
В июне 1230 г. [ д ] Герхард отправился в Рим, чтобы лично изложить свою позицию Папе. Папа Григорий IX действовал осторожно. Он приказал настоятелю Мюнстерского собора подтвердить отлучение от церкви и обоснованность обвинений. [ 4 ] Когда обоснованность обвинений была подтверждена, Григорий отправил письмо Si ea que (26 июля 1231 г.) епископу Любека Иоанну I и двум видным доминиканцам из Бремена. [ и ] приказав им продолжить расследование обвинений и призвать Стедингера обратно к причастию. [ 4 ] Si ea que уже разрешил следователям запросить военную помощь у соседней знати, если обвинения подтвердятся. [ 3 ] Когда миссия епископа Любека не смогла добиться решения, Григорий приказал епископу и епископам Готшальку Ратцебургскому и Конраду I Минденскому провести повторное расследование обвинений еще раз. [ 4 ]
К октябрю 1232 года Григорий был готов объявить крестовый поход, о котором просил Герхард. [ 4 ] письмо Lucis eterne lumine, 29 октября 1232 года он отправил епископам Миндена , Любека и Ратцебурга разрешающее проповедь крестового похода против Стедингера . [ 6 ] Они должны были проповедовать крестовый поход в епархиях Бремена, Миндена, Падерборна , Хильдесхайма , Вердена , Мюнстера и Оснабрюка . [ ж ] [ 4 ] Епископам было разрешено привлекать для проповеди всех необходимых им доминиканцев. [ 3 ] Император Фридрих II также поместил Штедингер под имперский запрет . [ 2 ]
В своем письме Грегори обвинил Стедингеров в проведении оргий и поклонении демонам в рамках сатанинских обрядов – помимо их богословских ошибок. [ 7 ] Он ввел градуированную шкалу послаблений : двадцать дней за посещение проповеди крестового похода, три года за служение за чужое жалованье и пять лет за служение за свой счет. Полное отпущение было доступно только погибшим на предприятии при условии исповедания своих грехов. Те, кто внес финансовый вклад, получили индульгенцию, пропорциональную их вкладу, как определили проповедники. Продолжительность кампании и, следовательно, службы, необходимой для получения индульгенции, также зависела от усмотрения проповедников, исходя из военных потребностей. [ 3 ] [ 4 ]
Крестовый поход
[ редактировать ]Кампания 1233 г.
[ редактировать ]Первоначальная реакция на проповедь епископов была прохладной; лишь несколько местных рыцарей приняли крест. [ 2 ] 19 января 1233 года Григорий IX адресовал письмо Clamante ad nos епископам Вильбранду Падерборнскому и Утрехтскому, Конраду II Хильдесхаймскому , Людеру Верденскому , Людольфу Мюнстерскому и Конраду I Оснабрюкскому с просьбой помочь епископам Миндена, Любека и Ратцебурга. в проповеди крестового похода. [ г ] [ 4 ] Фактическая проповедь в значительной степени была оставлена на усмотрение Доминиканского ордена, который быстро распространился на севере Германии в 1220-х годах. Конрад Марбургский , известный охотник за еретиками и ветеран Альбигойского крестового похода , также проповедовал крестовый поход против Стедингеров. [ 1 ] В результате второго раунда проповеди была сформирована армия, достаточно большая для летней кампании. [ 2 ]

Зимой 1232–1233 годов Стедингеры захватили архиепископскую крепость Слаттер. [ 4 ] цистерцианского аббатства Худе В начале 1233 года они разрушили деревянные монастыри строившегося тогда . Сообщается также, что они схватили проходящего мимо монаха-доминиканца и обезглавили его. [ 1 ] Епископы Миндена, Любека и Ратцебурга сообщили папе о победах Стедингера и о нежелании многих присоединиться к крестовому походу, поскольку они считали Стединген естественным образом укрепленным своими многочисленными реками и ручьями. Из отчета епископов также очевидно, что Штедингеров считали сильным врагом. [ 3 ] Когда крестоносцы наконец прибыли, они добились некоторых успехов, но потерпели поражение при Хеммельскампе . в июле [ 2 ] Среди погибших оказался граф Бурхард Вильдесхаузен , родственник графа Ольденбургского. [ 1 ] [ 3 ]
В июне, когда продолжались боевые действия, Папа Григорий вновь призвал к крестовому походу. В письме Littere Vestre Nobis (17 июня 1233 г.), адресованном епископам Миндена, Любека и Ратцебурга, [ 4 ] он превратил предоставленную ранее частичную индульгенцию в полную, поставив крестовый поход Штедингера в равное положение с крестовыми походами на Святую Землю . [ 1 ] [ 2 ] [ 7 ] Примерно в то же время он издал декретали O altitudo divitiarum (10 июня) и Vox in Rama (11–13 июня). [ ч ] направлено против другого еретического движения — люцифериан по всей Германии. [ 6 ] В Littere Vestre Nobis полная индульгенция (полная ремиссия) предоставлялась не только тем, кто умер (как и прежде), но и всем, кто принял крест (т. е. дал формальный обет крестового похода) и сражался. Это изменение в политике, вероятно, было одновременно ответом на успехи Стедингера зимой 1232–1233 годов и противовесом новому крестовому походу против люцифериан. [ я ] чтобы предотвратить отвлечение ресурсов и рабочей силы от незавершенного дела Стедингера ( переговоры ). [ 4 ]
Кампания 1234 г.
[ редактировать ]Более крупная и внушительная армия была собрана в начале 1234 года. [ 2 ] после того как доминиканцы проповедовали крестовый поход по всему Брабанту , Фландрии , Голландии , Рейнской области и Вестфалии . [ 4 ] Согласно Annales Stadenses , реакция на этот раз была восторженной, но Эмо из Виттевирума отмечает, что существовала широко распространенная неуверенность в том, имели ли все те, кто проповедовал крестовый поход, правильное разрешение на это. [ 4 ] Самый серьезный инцидент Эмо-рекордс произошел во фризском регионе Фивелго . Два доминиканца, проповедовавшие в Аппингедаме, подверглись нападению, и им пришлось бежать в поисках безопасности в Гронинген . Впоследствии они проповедовали против фивелгонцев. Неподалеку, в местечке под названием Стец, местный монах прервал проповедь доминиканца и был заключен в тюрьму в аббатстве Святой Юлианы в Роттуме . В Фивелго было набрано несколько крестоносцев. [ 3 ]

Среди тех, кто присоединился к новой армии, были герцоги Генрих I Брабантский и Генрих IV Лимбургский , графы Флорис IV Голландский , Отто II Гельдерский , Дитрих V Клевский , Вильгельм IV Юлихский , Отто I Ольденбургский , Генрих III Вильдесхаузенский и Людовик Равенсбергский , лорды Бреды и Схолена и несколько баронов из графства Фландрии. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Все эти названные люди были родственниками графов Ольденбургских. [ 3 ] Абсолютным лидером был герцог Брабантский. По данным Sächsische Weltchronik , она насчитывала 40 000 человек; на самом деле их было, вероятно, ближе к 8000. [ 8 ]
По данным Эмо из Виттевирума, армия Стедингера насчитывала 11 000 человек. Вероятно, оно не превышало 2000. Они были плохо экипированы по сравнению с крестоносцами, не имели никаких доспехов и были вооружены только пиками и короткими мечами . [ 8 ] Согласно Annales Stadenses , лидерами Стедингера были Таммо фон Хантдорф, Болко фон Барденфлет и Дитмар том Дик, все остальные неизвестны. [ Дж ] [ 1 ] [ 8 ]
Последнюю попытку предотвратить кровопролитие предпринял Тевтонский орден , который вмешался в дела Папы от имени Стедингера. 18 марта 1234 года в письме Grandis et gravis Григорий приказал своему легату в Германии Вильгельму Моденскому выступить посредником в споре между Стедингером и архиепископом. Поскольку конфликт не был разрешен до весенней кампании, то слово о решении папы либо не дошло вовремя до крестоносцев, либо архиепископ его проигнорировал. [ 2 ]
Армия крестоносцев собралась на западном берегу Везера и двинулась на север. Они использовали понтонный мост, чтобы пересечь Охтум и войти в Штединген. 27 мая 1234 года они поймали крестьянскую армию на общей поляне под названием Альтенеш и атаковали ее с тыла. Чтобы проломить стену пик, потребовалось несколько зарядов. Когда крестьяне сломали строй и пошли вперед, граф Клевский атаковал их фланг. В этот момент битва была выиграна крестоносцами, и началась всеобщая резня. Женщин и детей не пощадили, но многие крестьяне убежали в болота. [ 8 ] Среди погибших на стороне крестоносцев был граф Вильдесхаузен из рода графов Ольденбургских. вмешательству Девы Марии . Герхард приписал свою победу [ 1 ]
Погибших после битвы при Альтенеше было так много, что их пришлось хоронить в братских могилах. Источники различаются по количеству погибших: 2000 ( Chronica regia Coloniensis ); 4000 ( Historia monasterii Rastedensis ); 6000 ( Annales Stadenses ); или 11 000 ( Болдуин Ниновский ). Эти цифры нельзя воспринимать буквально, но они дают представление о предполагаемых масштабах разрушений. В « Анналах Эрфорденсов» подчеркивается смерть «их жен и детей». [ 1 ]
Выживший Стедингер сдался архиепископу и принял его требования. [ 2 ] Их владения были конфискованы: те, что на севере, - графству Ольденбургу, те, что на юге, - архиепископству Бремена. [ 8 ] 21 августа 1235 года в письме Ex parte universitatis папа Григорий приказал отменить их отлучение. [ к ] [ 2 ] По словам Эмо из Виттевирума, некоторые Стедингеры бежали во Фризию или нашли убежище в городах Северной Германии. Согласно Historia monasterii Rastedensis , те, кто бежал во Фризию и основал там общину — terra Rustringiae — позднее в том же столетии подверглись нападению со стороны графов Ольденбургских. [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Воспоминание
[ редактировать ]После своей победы при Альтенеше архиепископ Герхард объявил ежегодный день памяти, который будет отмечаться во всех церквях Бременской архиепархии в субботу перед праздником Вознесения . Это было не мрачное празднование, а празднование освобождения церкви. В инструкции Герхарда относительно празднования 27 мая 1234 года было названо «днем победы над Стедингером» ( dies victorie habite contra Stedingos ). Он подробно описал песнопения и гимны, которые должны были петься, и предписал торжественное шествие, за которым последует индульгенция в течение двадцати дней всем, кто подавал милостыню бедным. Эта литургия практиковалась в Бремене вплоть до Реформации шестнадцатого века. [ 1 ]
Смерть Германа Липпе в битве против Стедингера периодически вспоминали в монастыре Лилиенталь на протяжении всего тринадцатого века. Герхард также установил дни памяти своего брата в Лилиентале и монастыре Остерхольц . [ 1 ]
Графы Ольденбургские также отметили крестовый поход в своем основании Худе, на который Штедингеры напали в 1233 году. Он был построен монументального масштаба как знак господства Ольденбурга над Штедингеном. Даруя церковь, граф Генрих IV Вильдесхаузен особо упомянул своего отца Бурхарда и дядю Генриха III, «графов Ольденбургских, убитых под знаменем святого креста против Штедингера» ( comitum de Aldenborch sub Sante Crus vexillo a Stedingis occisorum). ). [ 1 ]
К 700-летию битвы при Альтенеше в нацистской Германии было организовано совершенно другое празднование . Точная копия деревни Штедингер была построена в Букхольцберге , и около 27 мая 1934 года была проведена серия реконструкций, речей, музыкальных представлений и шествий в честь Штедингеров, которые были представлены как героические защитники своей земли и свободы от хищнической церкви. . [ 1 ]
Историография
[ редактировать ]Современные летописцы признавали, что крестовый поход против фермеров требует более четкого оправдания, чем крестовые походы на Святую Землю или крестовые походы против организованных ересей. Альберик из Труа-Фонтена пытался связать Стедингера с поклонниками дьявола; другие связывали их с катарами . Ни одна из этих связей не является убедительной. [ 1 ]
Герман Шумахер в своем исследовании Стедингера в 1865 году пришел к выводу, что обвинения в ереси необоснованны и даже «бессмысленны». Совсем недавно Рольф Кён утверждал, что современники восприняли их очень серьезно и отражали реальную озабоченность распространением ереси в Европе. Стедингерский крестовый поход привлек внимание историков крестьянских движений, а также историков крестовых походов. Вернер Зин утверждает, что поражение Стедингеров началось с их растущей маргинализации за десятилетия до крестового похода. Их неспособность привлечь внешних союзников обеспечила им поражение. [ 1 ]
До 1970-х годов Стедингерский крестовый поход обычно рассматривался в идеологическом свете. Шумахер считал, что Штедингер стремится к освобождению от феодализма . Для национал-социалистов Штедингеры были героическими представителями свободной Германии, борющимися с репрессивной и иностранной церковью; в то время как для ученых Восточной Германии они были угнетенным классом рабочих, борющимся с жадностью аристократии. [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Майер помещает это «вероятно, незадолго до Рождества 1229 года», но после смерти брата архиепископа. [ 3 ]
- ^ Большинство авторов датируют этот синод 1230 годом. [ 1 ] [ 4 ] но Майер, вслед за Рольфом Кеном (1979), датирует это 21 марта 1231 года. [ 3 ]
- ↑ Они разрешили спор по поводу епископства Риги , суфражистки Бремена. [ 5 ]
- ↑ Рист сообщает, что Герхард едет в Рим через шесть месяцев после смерти своего брата. [ 4 ] в то время как Пикстон заставляет кардинала Отто путешествовать через Бремен по возвращении из Риги после 23 июля 1230 года и перед поездкой Герхарда в Рим. [ 5 ]
- ↑ Доминиканцы были главой монастыря в Бремене и папской тюрьмы по имени Иоанн, вероятно, Иоанн Вильдесхаузен . [ 3 ]
- ^ Йенсен ограничивает первоначальную проповедь Минденом, Любеком и Ратцебургом, [ 2 ] в то время как Рист не упоминает Ратцебург. [ 4 ]
- ^ Йенсен сообщает, что в начале 1233 года Григорий расширил сферу проповеди, [ 2 ] в то время как Рист просто заставляет его вовлечь в это других епископов. [ 4 ] Однако он не обвинял епископов Падерборна, Хильдесхайма, Вердена, Мюнстера и Оснабрюка в проповеди. [ 3 ]
- ↑ Мерло неправильно идентифицирует Вокс в Раме как направленный на Стедингера. [ 6 ] [ 7 ]
- ^ Эти крестовые походы иногда путают. Герцог Отто Брауншвейгский , маркграфы Иоанн I и Отто III Бранденбургские , а также ландграфы Генрих и Конрад Тюрингские присоединились к крестовому походу против люцифериан, который так и не состоялся. [ 5 ]
- ^ Мясо дает разные варианты написания: Болеке из Барденфлете, Таммо из Ханторпа и Тедмарус из Аггере. [ 8 ]
- ↑ Рист, который не упоминает битву при Альтенеше, приписывает отпущение грехов Стедингеру дипломатии Вильгельма Модены. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Меган Кэссиди-Уэлч (2013), «Крестовый поход Стедингера: война, воспоминания и отсутствие в Германии тринадцатого века» , Viator 44 (2): 159–174.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Карстен Селч Йенсен, «Крестовые походы Стедингера (1233–1234)», в книге Алана В. Мюррея (ред.), Крестовые походы: Энциклопедия , 4 тома. (ABC-CLIO, 2017), вып. 4, с. 1121–1122.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Кристоф Т. Майер, Проповедь крестовых походов: нищенствующие монахи и крест в тринадцатом веке (Cambridge University Press, 1994), стр. 52–56.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Ребекка Рист (2011), «Папа Григорий IX и дар индульгенции для военных кампаний в Европе в 1230-х годах: исследование папской риторики», Крестовые походы 10 : 79–102, стр. 83–86. Сокращенная версия ее отчета также находится в книге Рист, Папство и крестовые походы в Европе, 1198–1245 (Bloomsbury Academic, 2011), стр. 126–127.
- ^ Jump up to: а б с д и Пол Б. Пикстон, Немецкое епископство и выполнение постановлений Четвертого Латеранского собора, 1216–1245: Стражи на Башне (Brill, 1995), стр. 375–377.
- ^ Jump up to: а б с Томас В. Смит, «Использование Библии в аренге призывов к крестовому походу Папы Григория IX» , в книге Элизабет Лапина и Николаса Мортона (ред.), « Использование Библии в источниках крестоносцев» (Brill, 2017), стр. 206. –235.
- ^ Jump up to: а б с Градо Дж. Мерло, «Штедингер» , в Андре Воше (редактор), Энциклопедия средневековья (Джеймс Кларк и компания, 2002 [онлайн, 2005]), получено 7 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джулия Кнодлер (пер. Дуэйн Хендерсон), «Альтенеш, Битва при», в Клиффорде Дж. Роджерсе, Оксфордской энциклопедии средневековой войны и военных технологий , 3 тома. (Издательство Оксфордского университета, 2010), том. 1, стр. 39–40.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доннар, Густав. Кардинал Вильгельм Сабинский, епископ Модены 1222–1234: папский легат в странах Северной Европы (+1251) . Хельсинки, 1929 год.
- Фёрг, Л. Преследование еретиков в Германии при Григории IX . Берлин, 1932 год.
- Фрид, Джон Б. Монахи и немецкое общество в тринадцатом веке . Кембридж, Массачусетс, 1977.
- Кеннан, Элизабет Т. «Иннокентий III, Григорий IX и политические крестовые походы: исследование распада папской власти». Гай Фитч Литл (редактор), Реформа и власть в средневековой и реформационной церкви . Вашингтон, округ Колумбия, 1981: 15–35.
- Кикхефер, Р. Подавление ереси в средневековой Германии . Ливерпуль, 1979 год.
- Кинг, Уилсон. «Стедингеры: история забытого крестового похода» . Труды Бирмингемского исторического общества 1 (1881): 1–24.
- Кен, Рольф. «Ересь Штедингеров Бременского постного синода». Бремишес Ярбух 57 (1979): 15–85.
- Кен, Рольф. «Участники крестовых походов против Штедингеров». Ежегодник государственной истории Нижней Саксонии 53 (1981): 139–206.
- Кроллманн, Кристиан. «Тевтонский орден и Стедингер». Старое прусское исследование 14 (1937): 1–13.
- Онкен, Х. «Исследования по истории Стедингерского крестового похода». Ежегодник по истории герцогства Ольденбургского 5 (1896): 27–58.
- Шмайерс, Йенс. Крестьянские войны Стедингера: реальные события и исторические наблюдения . Лемвердер, 2004.
- Шмидт, Генрих. «К истории Стедингера: исследования крестьянской свободы, правления и религии Нижнего Везера в 13 веке». Бременский ежегодник 60–61 (1982–1983): 27–94.
- Шумахер, Герман Альберт. Стедингеры. Вклад в историю болот Везера . Бремен, 1865 год.
- Зин, Вернер. Стедингеры. Историческое развитие Земли Стедингера до 13 века . Ольденбург, 1983 год.