Трудно быть Богом
Автор | Аркадий и Борис Стругацкие |
---|---|
Оригинальное название | Трудно быть богом. |
Переводчики | Вендейн Акерман (1973), Olena Bormashenko (2014) |
Язык | Русский |
Ряд | Полдень Вселенная |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Сибери Пресс |
Дата публикации | 1964 |
Место публикации | Советский Союз |
Опубликовано на английском языке | 1973 |
Тип носителя | Распечатать ( в твердом переплете ) |
ISBN | 0-8164-9121-6 |
ОКЛК | 481252 |
891.7/3/44 | |
Класс ЛК | PG3488.T73 T713 |
Предшественник | Дальняя Радуга |
С последующим | Беспокойство |
Трудно быть богом ( русский : Трудно быть богом , латинизировано : Трудно быт'богом ) — научно-фантастический роман советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких 1964 года , действие которого происходит во вселенной «Полдень» .
Помещение и темы
[ редактировать ]В романе рассказывается об Антоне (на протяжении всей книги он же Дон Румата), агенте под прикрытием с планеты Земля будущего, в его миссии на чужой планете, населенной людьми, чье общество не продвинулось дальше Средневековья . Основная идея романа заключается в том, что человеческий прогресс на протяжении веков часто был жестоким и кровавым, а религия и слепая вера могут быть эффективными инструментами угнетения, разрушающими возникающие научные дисциплины и просвещение. Название отсылает к восприятию Антоном своей ненадежной роли наблюдателя на планете, поскольку, хотя он обладает гораздо более продвинутыми знаниями, чем окружающие его люди, ему запрещено слишком активно помогать, поскольку его помощь помешала бы естественному развитию истории. В книге уделяется много внимания внутреннему миру главного героя, показывая его собственную эволюцию от эмоционально отстраненного «наблюдателя» до человека, отвергающего слепую веру в теорию при столкновении с жестокостью реальных событий.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В прологе показана сцена из детства Антона (но настоящие имена арканарцев и произносимые локации позволяют предположить, что это не детство, а всего лишь каникулы по подготовке к отбытию на планету), в которой он вместе со своими друзьями отправляется в приключение. Пашка (Павел) и Анка (Анна) играют в игру, основанную на мелодраматическом воссоздании событий на безымянной средневековой планете. Дети живут в футуристической утопии, а подростков тянет к приключениям. Пока дети играют, они находят заброшенную дорогу с дорожным знаком «Не туда». Антон решает пойти дальше и обнаруживает остатки Второй мировой войны — скелет немецкого артиллериста, прикованного к автомату (по крайней мере, так он говорит своим друзьям).
Позже Антон и Пашка вырастают и становятся наблюдателями на вышеупомянутой планете: Антон в Королевстве Арканар, а Пашка в Герцогстве Ирукан. Антон взял на себя роль Дона Руматы. Он посещает « Пьяный логово» , место встречи наблюдателей, работающих в Запроливье (Запроливье). В настоящее время перед ним стоит задача расследовать исчезновение знаменитого ученого доктора Будаха, который, возможно, был похищен доном Ребой, премьер-министром Арканара. Дон Реба ведет кампанию против всех образованных людей королевства, обвиняя их во всех бедствиях и несчастьях королевства. Румата встревожен тем, что королевство превращается в фашистское полицейское государство , которое никогда бы не развилось в аналогичных средневековых обществах на Земле. Румата пытался спасти наиболее талантливых поэтов, писателей, врачей и ученых, переправляя их контрабандой за границу, в соседние страны. Однако режим Ребы убивает или сломляет большинство его местных друзей.
Румата пытается убедить своих коллег в необходимости более активного вмешательства. Однако Дон Гуг (представленный в английском переводе 2014 года как Дон Гуг) (который ранее появлялся как Пашка) и Дон Кондор (старший и более опытный наблюдатель, ставший культовым персонажем из-за того, что посадил вертолет за коттеджем, «не имея времени за потасовки на дороге») чувствует, что слишком увлекся родными делами и не может объективно увидеть историческую перспективу. Они напоминают ему об опасностях чрезмерно активного вмешательства в историю планеты. Не убежденный, но не имеющий другого выбора, Румата соглашается продолжить свою работу.
Вернувшись в город, Румата пытается выкачать информацию у нескольких людей, включая Вагу (Вага в английском переводе 2014 года; русское имя: Вага Колесо; «вага» также переводимое русское слово) Колесо, главу местной организованной преступности. . Он также посещает вечер, организованный любовницей дона Ребы, доньей Оканой , которая, по слухам, также является доверенным лицом дона Ребы. Румата надеется соблазнить ее и выкачать из нее информацию, однако он не может скрыть отвращение к распутству (и к отсутствию гигиены у Оканы) и вынужден отступить. Возлюбленная Руматы, молодая простолюдинка по имени Кира, которая больше не может терпеть жестокость и ужасы фашистского Арканара, просит остаться в доме Руматы. Румата с радостью соглашается и обещает в конечном итоге взять ее с собой в «прекрасное место далеко-далеко», под которым он подразумевает Землю.
Другие его планы потерпели неудачу. Жизнь в Арканаре становится все менее сносной. Реба приказывает пытать и казнить донью Окана. Румата, столкнувшись с ужасными последствиями своей игры в большинстве, впадает в пьяный ступор. Наконец, не имея другого выбора, Румата открыто обвиняет дона Ребу перед королем в похищении известного врача, которого он (Румата) пригласил лечить болезни короля.
Последующие события доказывают, что дон Реба предвидел это и готовился к этому. Признавшись, что он на самом деле похитил доктора Буду, опасаясь, что этому человеку нельзя доверить жизнь Кинга, Дон Реба приносит свои извинения. Затем он приводит врача, представляя его как доктора Будаха. На следующую ночь Румата, чья очередь охранять королевского принца и единственного наследника престола, внезапно терпит поражение от десятков людей дона Ребы, и, сражаясь за свою жизнь, становится свидетелем того, как они убивают принца. Их, в свою очередь, убивают монахи, очевидно, члены Священного Ордена , милитаристской религиозной секты. Побежденный, Румата предстает перед доном Ребой.
Дон Реба сообщает, что он уже некоторое время наблюдает за Доном Руматой - на самом деле он узнает в Румате самозванца - настоящий Румата давно умер. Однако дон Реба понимает, что за Руматой стоит какая-то сверхъестественная сила. Золото Руматы невероятно высокого качества, а стиль боя на мечах Руматы неслыханен, однако он ни разу не убил ни одного человека, находясь в Арканаре, несмотря на многочисленные дуэли. Дон Реба инстинктивно чувствует, что убийство Руматы может привести к возмездию со стороны предполагаемых демонических союзников Руматы, и пытается заключить с ним договор.
Во время их разговора Румата наконец понимает масштаб заговора Ребы. Представленный врач не был Будой. Самозванцу пообещали должность королевского врача и приказали дать королю зелье, которое на самом деле было ядом. Король умер, а врач был казнен за убийство короля. Со смертью королевского принца во время стражи Руматы и смертью короля от рук «Буды», вызванного Руматой против воли Ребы, Румату можно легко обвинить в организации государственного переворота - на самом деле никто никогда не поверит, что он не сторонник Ребы. сообщник. В это же время организованные преступные группировки Ваги Колесо, тайно поощряемые доном Ребой, начинают грабить город.
Затем дон Реба вызывает армию Священного Ордена, которая быстро уничтожает как преступников, так и гвардейцев, захватывая беззащитный город с минимальными потерями. Реба, который, возможно, с самого начала служил пешкой Священного Ордена, стал новым главой государства, магистром Святого Ордена, епископом и губернатором Арканара, ныне провинции Ордена.
Потрясенный и разъяренный, Румата все еще стоит на своем и заключает пакт о ненападении с доном Ребой. Он использует свой новый статус, чтобы спасти из тюрьмы настоящего доктора Буду, а также своего друга барона Пампу. Вокруг него Арканар уступает Священному Ордену. Поскольку последние из его друзей и союзников умирают и страдают в беспорядках, Румата торопится ускорить уход Буды.
Румата возвращается в свой дом и обнаруживает, что его самый верный слуга убит во время боя с отрядом штурмовиков Ребы, проникших в дом; Затем отряд Священного Ордена спас остальную часть семьи.
Трое наблюдателей снова встречаются, чтобы обсудить будущее. Оба его коллеги терзаются угрызениями совести, однако сейчас уже ничего не поделаешь. Дон Кондор предлагает Румате действовать осторожно, поскольку ясно, что дон Реба может отказаться от сделки в любой момент. Он предупреждает Румату, что его возлюбленную Киру можно использовать против него и что «все, что нам дорого, должно быть либо в наших сердцах, либо на Земле».
Перед отъездом Буды Румата задает ему богословский вопрос: «Что бы вы попросили у бога, если бы он мог прийти с неба и исполнить любое ваше желание?». После долгой дискуссии, когда Буда желал, а Румата объяснял ужасные последствия каждого из желаний, Буда наконец заявляет, что единственный настоящий дар, который бог может дать людям, - это предоставить им самим заниматься своими делами. На это Румата отвечает, что не может вынести вида их страданий. Кира замечает, что в последнем предложении Румата имел в виду самого себя, а не какого-то гипотетического бога, и смотрит на него «с ужасом и надеждой».
Буда успешно пересекает границу и спасается. Чувствуя уверенность в своих превосходных способностях и связях как в военном, так и в криминальном мире, Румата планирует сбежать вместе с Кирой на Землю. Отряд солдат прибывает, чтобы схватить Киру, считая, что Румата отсутствует в своем доме. В суматохе арбалетчик стреляет в нее через окно. Она умирает на руках Руматы. Когда солдаты ломают входную дверь, Румата, обезумевший от горя, обнажает мечи и ждет их.
В эпилоге Паша излагает Анке последующие события, ожидая Антона в каком-то реабилитационном учреждении: космическая станция была поднята по тревоге, когда на дом было совершено нападение. Однако у них не было возможности отреагировать. Обдав весь город усыпляющим газом, они обнаружили, что Антон-Румата уже пробился через город к дворцу, залитый кровью, где в конце концов, предположительно, убил самого Ребу. Вспоминая события пролога, Пашка задается вопросом, имел ли более глубокий смысл для хода истории эпизод, когда Антон решил не подчиниться знаку «Плохой путь» и нашел «скелет фашиста».
История
[ редактировать ]По словам Бориса Стругацких, концепция « Трудно быть богом» началась как «веселая приключенческая история в духе «Трех мушкетеров », когда братья писали «Попытку побега », в которой упоминается персонаж, шпион на другой планете. Первоначально он назывался «Седьмое небо» , а затем был переименован в «Наблюдатель» по мере разработки романа . Реакция на « Манежное дело» 1962 года заставила авторов переосмыслить тон романа. Внезапно возникла негативная реакция на любую форму абстрактного искусства, и она достигла апогея на собрании Московской организации писателей в марте 1963 года, когда разгорелся спор о том, что направление советской научной фантастики слишком абстрактно, а один рассказ даже обвинен в поддержке фашизма. После этой встречи братья превратили роман в «рассказ о судьбах интеллигенции, погруженной в сумерки средневековья», и закончили писать в июне 1963 года. В процессе обмена рукописью с другими писателями и редакторами, они внесли много изменений, в том числе по предложению Иван Ефремов предложил заменить персонажа Дон Ребия на Дон Реба, потому что это слишком очевидная анаграмма для Лаврентия Берии . Никаких проблем с цензурой у них не возникло, но после выхода романа некоторые из их коллег обвинили книгу в абстракционизме, сюрреализме и порнографии, и Ефремов опубликовал статью, защищающую роман от этих обвинений. [ 1 ]
Переводы
[ редактировать ]Первый английский перевод романа Вендейна Акермана, опубликованный в 1973 году, был сделан на основе немецкого перевода, а не оригинального русского. В 2014 году Chicago Review Press опубликовало первый английский перевод Елены Бормашенко, сделанный непосредственно с русского оригинала. [ 2 ]
Прием
[ редактировать ]Теодор Стерджен похвалил «Трудно быть Богом» как «один из наиболее искусно написанных и насыщенных научно-фантастических романов, которые я когда-либо читал», сказав: «Сценарий хорошо развит, а повествование прекрасно структурировано». [ 3 ] Издательство Weekly написало: «Неукрашенная проза скрывает богатые идеи, иллюстрируя способность творческой литературы исследовать тревожные моральные вопросы». [ 4 ]
Адаптации
[ редактировать ]Один из самых популярных Стругацких « романов Трудно быть Богом» неоднократно адаптировался в разных средствах массовой информации.
Театральные фильмы
[ редактировать ]- Фильм 1989 года режиссера Питера Флейшмана с Вернером Херцогом в главной роли .
- Фильм 2013 года, ранее известный как «История Арканарской резни» , режиссёр Алексей Герман .
Без оружия
[ редактировать ]Без оружия (Без оружия, Без оружия ), также известная как «Человек с далёкой звезды» , «Человек с дальёкой звезды» ) — пьеса , созданная самими братьями Стругацкими в 1989 году. Она примерно следовала сюжету книги и раскрыл ряд ранее неизвестных подробностей. Некоторые персонажи также были объединены для краткости. Спектакль, скорее всего, был создан как реакция на фильм Флейшмана.
Видеоигра
[ редактировать ]Одноименная ролевая видеоигра « Трудно быть богом , основанная на книге, была разработана студиями Burut Entertainment и Akella для ПК в 2007 году. Действие игры разворачивается сразу после событий в книге ( известная как Арканарская резня), и поэтому ее можно считать продолжением книги. Игрок берет на себя роль новичка имперской разведки , прямо из академии разведки. Первая миссия — расследовать исчезновение дона Руматы и все последствия его исчезновения. Быстро становится понятно, почему для такой сложной миссии был выбран неопытный агент-новичок: поскольку персонаж игрока молод и неопытен, его начальство надеется, что он потерпит неудачу и весь инцидент можно будет замять под ковер. В конце концов игрок узнает правду и начинает использовать современное вооружение Земли, предлагаемое во время миссии.
См. также
[ редактировать ]- (на русском языке) Борис Стругацкий, Комментарии к пройденному: 1961–1963 гг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стургатский, Аркадий; Стургатский, Борис (2014). "Послесловие". Трудно быть Богом . Чикаго: Chicago Review Press . ISBN 978-1-61374-828-2 .
- ^ Аркадий и Борис Стругацкие. «Трудно быть Богом » в переводе Елены Бормашенко. Чикаго: Chicago Review Press, 2014.
- ^ "Книжная полка Галактики", научная фантастика о Галактике , ноябрь 1973 г., стр.84–85.
- ^ «Трудно быть богом» Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий . Издательский еженедельник . 21 апреля 2014 года . Проверено 13 декабря 2022 г.