Йоханнес Таписсье
Йоханнес Таписсье (также Жан Таписсье , Жан де Нуайе ) ( ок. 1370 — 1408 по 1410) — французский композитор и педагог позднего средневековья , в период, переходный к стилю Возрождения . Он был одним из первых членов Бургундской школы , группы композиторов, связанной с герцогами Бургундскими и из которой развился франко-фламандский стиль.
Жизнь
[ редактировать ]Первое упоминание о его жизни относится к 1391 году, когда он был нанят камердинером и композитором при дворе Филиппа Смелого . [ 1 ] [ не удалось пройти проверку ] Он отправился с герцогом в его путешествие, по крайней мере дважды посетив Авиньон (1391 г. и еще раз в 1395 г.), где он, несомненно, познакомился с композиторами и музыкой авиньонского репертуара; Авиньон тогда был центром композиции в маньеризма стиле . Возможно, он был одним из авторов репертуара. [ 2 ] но если он оставил какую-либо светскую музыку или музыку в сложном, манерном стиле, то она либо утеряна, либо остается анонимной.
В анонимном «Règles de la Seconde Rhétorique» , написанном около 1400 года, Таписье упоминается как один из самых известных французских поэтов, певцов и композиторов того времени. Примерно в то время, когда был написан этот отчет, и в первом десятилетии XV века Таписсье руководил певческой школой в Париже; В записях бургундского двора указывается, что они отправляли туда мальчиков учиться пению. Пик развития бургундской придворной капеллы пришелся на 1404 год, перед смертью Филиппа, когда она превзошла по великолепию капеллы антипапы в Авиньоне и короля Франции, [ 3 ] и многие ученики Таписье внесли свой вклад в это развитие. Дальнейшие судебные протоколы показывают, что его ученики «проходили прослушивание» у Иоанна Бесстрашного , нового герцога Бургундского, в 1408 году и выступали на службах позже в том же году. Таписье умер к августу 1410 года, но никаких дополнительных подробностей об обстоятельствах не появилось. [ 4 ]
Таписье входит в число музыкантов, упомянутых Мартеном ле Франком в его длинном стихотворении «Чемпион дам» : [ 5 ]
- Обойщик, Кармен, Чезарис
- Давно не пел так хорошо
- Что они поразили весь Париж
- (Таписсье, Кармен и Сезарис
- Еще недавно они так хорошо пели,
- Что они поразили весь Париж)
Таписсье, кажется, был почти забыт еще до 20 века; в 1866 году музыковед Франсуа-Жозеф Фетис заметил, что имена Таписье, Кармен и Сезарис неизвестны музыковедам. [ 6 ]
Музыка
[ редактировать ]Сохранились только три произведения Таписье: два массовых движения ( Credo и Sanctus ) и изоритмический мотет , оплакивающий западный раскол , разделивший Римско-католическую церковь . Бауд Кордье , один из составителей « Ars Subtilior» , написал «Глорию», которая, вероятно, образует пару с «Кредо» Таписье.
Все его сочинения рассчитаны на три голоса. Хотя все они священны, стилистически они больше похожи на шансон того времени, чем на большинство других массовых движений.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райт, «Таписсье, Йоханнес», Гроув.
- ^ Риз, с. 13.
- ^ Райт, «Бургундия», Гроув
- ^ Райт, «Таписсье, Йоханнес», Гроув
- ^ Риз, с. 12.
- ^ Фетис, Франсуа-Жозеф (1866). «Аарон-Борер» (PDF) . Универсальная биография музыкантов (на французском языке). Полет. 1 (2-е изд.). Париж: Firmin Didot Frères . п. 417 — через IMSLP .
Источники
[ редактировать ]- Крейг Райт: «Йоханнес Таписсье», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 7 января 2006 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Крейг Райт, «Бургундия», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Риз, Гюстав (1959). Музыка в эпоху Возрождения (переработанная ред.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-09530-2 .