Сергей Нил
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2009 г. ) |
Протоколы |
---|
Первая публикация Протоколов |
Писатели, редакторы и издатели, связанные с The Protocols |
Разоблачители протоколов |
Комментарии к Протоколам |
Сергей Александрович Нилус (также Сергий и варианты; русский : Серге́й Александрович Нилус ; 9 сентября [ OS 28 августа] 1862 — 14 января 1929) — русский религиозный писатель, самопровозглашенный мистик и ярый антисемит.
Его книга «Великое в малом и антихрист, как близкая политическая возможность». Записки православного («Великое в малом и Антихрист, неизбежная политическая возможность. Записки православного верующего», 1903), о пришествии Антихриста , теперь известны прежде всего тем, что в их втором издании, в 1905 году, Нилус опубликовал псевдоисторические «Протоколы сионских мудрецов» в качестве своей последней главы. Этот текст впервые был опубликован в России полностью (сообщается, что сокращенный вариант был опубликован в 1903 году в газете «Знамя» ). Он написал ряд дальнейших книг, в основном на темы конца времен и Антихриста, опубликованных между 1908 и 1917 годами. После русской революции его предупреждение о приходе Антихриста было истолковано как предупреждение о надвигающейся коммунистической революции, и его произведения были запрещены как антисоветская пропаганда в Советском Союзе .
Жизнь
[ редактировать ]Сергей Нилус родился 9 сентября [ OS 28 августа] 1862 года в Москве губернии , в семье Александра Петровича Нилуса, помещика Орловской . Его отец был лютеранином ливонского происхождения (фамилия Нилус — ливонская форма имени Николай), мать — из русского дворянства. Сергея крестили в Русской Православной Церкви . [ 2 ] Он изучал право , окончил Московский университет и был мировым судьей в Закавказье . Позже он переехал в Биарриц , живя там с любовницей по имени Наталья Комаровская, пока его поместье не обанкротилось и она не разорвала их отношения. Хотя он вырос в Русской православной церкви , Нилус не особо заботился о своей религии, пока несчастный случай с лошадью не заставил его вспомнить невыполненный детский обет посетить Троице-Сергиеву лавру . Позже он встретил святого Иоанна Кронштадтского , которому Нилус приписывал исцеление инфекции горла и возвращение его к христианской вере.
В 1903 году Нилус опубликовал книгу «Великое в малом и антихрист как близкая политическая возможность». Записки православного верующего . Великое в малом и Антихрист, неизбежная политическая возможность. Записки православного верующего . Текст Протоколов появился в двенадцатой главе переиздания книги 1905 года. Вновь назначенный председатель Совета министров Петр Столыпин приказал провести расследование происхождения текста, и вскоре выяснилось, что он впервые появился в антисемитских кругах Парижа примерно в 1897 или 1898 году.
В 1906 году Нилус женился на Елене Александровне Озеровой, которая была фрейлиной Александры Федоровны , последней императрицы России. В 1907 году Нилусы переехали в небольшой дом недалеко от Оптиной пустыни под Козельском , где он прожил до 1912 года. За это время он издал несколько книг на духовные темы. Одна, что интересно, стала его самой читаемой книгой и той, которую последним царю и императрице пришлось прочитать во время своего последнего заключения в Ипатьевском доме « На берегах реки Божией» . [ 3 ] дневник лет Нилуса в Оптиной, его бесед со многими православными старцами, жившими там, и особенно о том, как они смотрели на растущую дехристианизацию русской культуры еще задолго до Октябрьской революции .
Например, Нилус писал: «Пришла монахиня... и рассказала мне, что монахиням теперь невозможно ездить поездом: нет никакой ругани, насмешки или клятвы , чтобы сатанинская злоба не излилась на их бедные головы. Ей приходится надеть темно-синюю юбку, чтобы прослыть мирной старушкой, иначе она не смогла бы идти под венец за все проклятия монастырей и тех, кто практикует монашескую жизнь. Такова Святая Русь! Бедные Жалкая Россия!» [ 4 ]
В другом месте той же книги оптинский старец признался Нилусу: «Для православной России наступило безбожное, безверное время. Русский стал жить плотью и только плотью... Он православный христианин по имени». но уже не духом». [ 5 ]
Нилус обнаружил бумаги Николая Мотовилова , русского дворянина , юродивого Христа и ученика преподобного Серафима Саровского . Нилус опубликовал одну из рукописей Мотовилова под названием «Чудесное откровение миру: Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым о стяжании Святого Духа». [ 6 ] Эта рукопись станет одним из самых читаемых православных текстов современности. поступило сообщение В 1912 году в Священный Синод о том, что Нилус проживает в монастыре со своей женой. Хотя Нилусы на самом деле жили не в монастыре, а в качестве гостей в небольшом домике неподалеку, Синод приказал Нилу покинуть Оптину.
Нилус распространил несколько изданий «Протоколов» в России в течение первого десятилетия двадцатого века. Хотя первые издания были на русском языке, «Протоколы» вскоре распространились по остальной Европе через антикоммунистических русских беженцев, бежавших после Октябрьской революции . Русский текст также был переиздан в Берлине в 1922 году. Между тем из-за цензуры в Советском Союзе Нилус не мог публиковать какие-либо дальнейшие произведения до своей смерти в 1929 году.
После распада Советского Союза в 1991 году произведения Нилуса снова редактировались в России, начиная с 1992 года, а в 2009 году вышло собрание его сочинений в пяти томах.
Библиография
[ редактировать ]- 1903 «Великое в малом» ("The Great Within the Small"), 2nd ed. 1905, 3rd ed. 1911.
- 1908 «Сила Божия и немощь человеческая» ("The Power of God and the Weakness of Man")
- 1908 «Пшеница и плевелы» ("The Wheat and the Tares"), Holy Trinity-St. Sergeius Lavra.
- 1911 «На берегу Божьей реки» («На берегу Божьей реки»), 2-е изд. 1916 год; перепечатано издательством «Православные христианские книги и иконы», Сан-Франциско, Калифорния, 1969.
- 1911 «Святыня под спудом. Тайны православного монашеского духа» ("Holiness Under a Bushel. Secrets of the Orthodox Monastic Spirit")
- 1911 «Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле» ("The Coming Antichrist and the Kingdom of the Devil on Earth Is Near"); reprinted 1992.
- 1917 «Близ есть при дверех. О том, чему не желают верить и что так близко» ("Close by, at the Gates. What They Do Not Want to Believe and Which Is That Close By"); reprinted 1997, 2012, 2013.
Посмертные издания:
- «С. А. Нилус. Полное собрание сочинений» (Collected Works in Five Volumes), Moscow, 2009.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Протоколы встреч ученых сионских мудрецов», перевод с русского текста Виктора Э. Марсдена (1934)
- ^ Михаэль Хагемейстер, «Кем был Сергей Нилус?» Исследования Восточной Церкви 40 (1991), 49–63.
- ^ Эдвард Радзинский (2000), Файл Распутина , Нина А. Сказки. Страница 59.
- ^ Эдвард Радзинский (2000), Файл Распутина , Нина А. Сказки. Страница 59.
- ^ Эдвард Радзинский (2000), Файл Распутина , Нина А. Сказки. Страница 59.
- ^ Православный собор преподобного Серафима - Преподобный Серафим Саровский: чудесное откровение миру на www.stseraphim.org
- Михаэль Хагемейстер : «Владимир Соловьев и Сергей Нилус: апокалиптика и юдофобия» в книге «Примиритель и полемист» (ред.) Виль ван ден Беркен, Манон де Куртен, Эверт ван дер Зверд и Владимир Соловьев (Лёвен: Петерс, 2000) , стр. 287–296. ISBN 90-429-0959-5
- Михаэль Хагемейстер: «Сергей Нилус» в антисемитизме. Историческая энциклопедия предрассудков и преследований, том. 2, с. 508–510, изд. Ричард Э. Леви (Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio, 2005). ISBN 1-85109-439-3
- Михаэль Хагемейстер (2003). «Нилус, Сергей Александрович». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 21. Нордхаузен: Бауц. столбцы. 1063–1067. ISBN 3-88309-110-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Александр дю Шайла , «Нил и протоколы» , La Tribune Juive : Париж, 14 мая 1921 года, перевод с французского Германа Бернштейна, Нью-Йорк, Ковичи, Фриде [ок. 1935].
- Автобиографические заметки в переводе с «На Берегу Божией Реки» , изданные St. Elias Publications, Форествилл, 1975 г.
- Михаэль Хагемейстер, « Протоколы сионских мудрецов : между историей и вымыслом»
- Михаэль Хагемейстер, « Протоколы сионских мудрецов и миф о еврейском заговоре в постсоветской России». Архивировано 20 марта 2017 г. в Wayback Machine.
- Михаэль Хагемейстер, «В поисках свидетельств о происхождении « Протоколов сионских мудрецов : рукописное издание, исчезнувшее из библиотеки Ленина»» (на русском языке)
- 1862 рождения
- 1929 смертей
- Люди 19 века из Российской Империи
- Христианские мистики ХХ века
- Русские люди 20 века
- Антисемитизм в Российской империи
- Критики атеизма
- Критики марксизма
- Дневники из Российской Империи
- Восточно-православные теоретики заговора
- Восточно-православные мистики
- Восточно-православные философы
- Восточно-православные писатели
- Российские писатели-мужчины публицистики.
- Члены Российской Ассамблеи
- Писатели-публицисты Российской империи.
- Жители Московского уезда.
- Философы Российской Империи
- Протоколы сионских мудрецов
- русские антикоммунисты
- Российские теоретики заговора
- Русские православные христиане из России