Религиозные взгляды Сэмюэля Джонсона
Религиозные взгляды Сэмюэля Джонсона выражены как в его моралистических сочинениях, так и в проповедях.
Моралистические сочинения
[ редактировать ]Сэмюэл Джонсон считал себя моралистом на протяжении своей карьеры между 1748 и 1760 годами. Хотя Джонсон написал стихотворение, множество эссе и небольшой роман, все эти произведения связаны общим замыслом и каждое относится к другим. Работы этого периода нельзя разделить, не игнорируя основные идеи и темы Джонсона. [1]
Как отмечает Дэвид Грин, моральные сочинения Джонсона не содержат «предопределенных и разрешенных образцов «хорошего поведения»», хотя они и подчеркивают определенные виды поведения. [2] По мнению Джонсона, чтобы быть моральным, человек всегда должен быть самосознательным и самокритичным. [2] Джонсон уважал преданных христиан других конфессий, кроме своей собственной Высокой церкви англиканства. [ нужна ссылка ] . Его отвращение к политике Мильтона не влечет за собой никаких нападок на религиозные убеждения Мильтона. Он защищал Томаса Брауна , говоря в своей «Жизни Брауна» : [3]
Люди могут отличаться друг от друга во многих религиозных взглядах, и все же все могут сохранять основы христианства; люди могут иногда страстно спорить, но при этом мало чем отличаться друг от друга: поэтому строгие обвинители заблуждений должны просвещать свое рвение знанием и умерять свою ортодоксальность милосердием; та благотворительность, без которой ортодоксия тщетна.
Он нападает на другие религии или их приверженцев на том основании, что они предают учение Христа. [4] Это не означает, что Джонсон был пассивен в своих религиозных обрядах; вместо этого он был евангелистом 18-го века, что, как он определяет в своем словаре , означает «согласный Евангелию; соответствующий христианскому закону, содержащемуся в святом Евангелии». [5]
Суета человеческих желаний
[ редактировать ]«Тщеславие человеческих желаний» — это своего рода пролог к карьере Джонсона как моралиста. [1]
Рамблер
[ редактировать ]Бездельник
[ редактировать ]Расселас
[ редактировать ]Расселас — это своего рода эпилог карьеры Джонсона как моралиста. [1]
Проповеди
[ редактировать ]Проповеди Джонсона, по словам Дональда Грина, представляют собой «забытый, но важный и полезный раздел его сочинений». [6] Они сухи и формально организованы, потому что Джонсон не одобрял эмоционально заряженную риторику проповедников 17-го века за кафедрой. [7] Христианская религия и этика являются основной темой проповедей с упором на брак, покаяние, ожесточение сердца, милосердие, гордость, мудрость и сострадание. Иногда Джонсон обсуждал теологические темы, такие как природа Бога, или политические темы, такие как роль морали в действиях правительства. [8]
Просмотры
[ редактировать ]Джонсон был рационалистом и считал, что рациональное мышление жизненно важно для нравственности.
О бедности
[ редактировать ]В своей рецензии на книгу Сома Дженинса « Свободное исследование природы и происхождения зла » и в ее аргументации о том, что «рожденные в бедности» не следует получать образование, чтобы они могли наслаждаться «опиатом невежества», Джонсон писал: «Чтобы повлечь за собой необратимые бедность из поколения в поколение только потому, что предок был беден, сама по себе жестока, если не несправедлива». [9]
О безумии
[ редактировать ]Когда Дженинс заявил, что безумие — это способ, которым Бог гарантирует, что бедняки будут довольны жизнью, Джонсон ответил:
О счастье сумасшедших, поскольку это случается не так уж и часто, нет необходимости задаваться рассуждениями, но я не могу не заметить, что я никогда еще не знал, чтобы расстройства ума увеличивали счастье; всякий безумец либо надменен и вспыльчив, либо мрачен и подозрителен, либо одержим какой-нибудь страстью или представлением, губительным для его покоя. В его взгляде всегда недовольство, а в груди — злоба. И если бы у нас была возможность выбора, тот вскоре раскаялся бы, кто должен отказаться от своего разума, чтобы обеспечить свой мир. [9]
Об образовании
[ редактировать ]Джонсон отвечает на последний аргумент Дженинса о том, что цель оправдывает средства, когда речь идет о сохранении необразованности бедных, говоря:
Я всегда боюсь определения на стороне зависти или жестокости. Привилегии образования могут иногда предоставляться ненадлежащим образом, но я всегда буду бояться отказать в них, чтобы не поддаться внушениям гордости, в то время как я убеждаю себя, что следую принципам политики; и под видом благотворных ограничений следует потакать жажде владычества и той злонамеренности, которая радуется, видя угнетением других. [10]
О рабстве
[ редактировать ]Взгляды Джонсона против рабства были настолько сильны, что Босуэлл охарактеризовал их так: «Его жестокие предубеждения против наших вест-индийских и американских поселенцев проявлялись всякий раз, когда представлялась возможность». Босуэлл также отмечает, что в Оксфорде Джонсон произнес тост и сказал: «За следующее восстание негров в Вест-Индии», а также раскритиковал независимость Америки за ее лицемерие в отношении рабства. [11]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бейт, Уолтер Джексон (1977), Сэмюэл Джонсон , Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович, ISBN 0-15-179260-7 .
- Босуэлл, Джеймс (1791), Жизнь Сэмюэля Джонсона, доктора права. , том. 2, Лондон: Генри Болдуин для Чарльза Дилли .
- Грин, Дональд (1989), Сэмюэл Джонсон: обновленное издание , Бостон: Twayne Publishers, ISBN 0-8057-6962-5 .