Система общественного здравоохранения в Индии
Система общественного здравоохранения в Индии развивалась под влиянием ряда факторов, начиная с 1947 года, включая британское влияние колониального периода. [1] Потребность в эффективной и действенной системе общественного здравоохранения в Индии велика.
Система общественного здравоохранения в разных странах представляет собой совокупность всех организованных мероприятий, которые предотвращают болезни, продлевают жизнь и способствуют здоровью и эффективности населения. В системе здравоохранения Индии исторически доминировало оказание медицинской помощи и пренебрегалось общественным здравоохранением. [2] 11,9% всех материнских смертей и 18% всей детской смертности в мире происходит в Индии, что делает ее самой высокой в мире в 2021 году. [3] [4] 36,6 из 1000 детей умирают к моменту достижения пятилетнего возраста. [5] 62% детей привиты. [6] Инфекционные заболевания являются причиной смерти 53% всех смертей в Индии. [7]
Инициативы общественного здравоохранения, которые затрагивают людей во всех штатах, такие как Национальная миссия здравоохранения , Аюшман Бхарат , Национальная программа психического здоровья, внедряются Министерством здравоохранения и благосостояния семьи Союза . [1] В сельских и городских районах Индии создано множество систем, включая центры первичной медицинской помощи, общественные центры здравоохранения, субцентры и государственные больницы. Эти программы должны соответствовать стандартам, установленным индийскими документами по стандартам общественного здравоохранения, которые пересматриваются при необходимости. [8]
История
[ редактировать ]Системы общественного здравоохранения в колониальный период были сосредоточены на медицинском обслуживании британских граждан, проживавших в Индии. В этот период появились научно-исследовательские институты , законодательство в области общественного здравоохранения и департаменты санитарии, хотя в то время только 3% индийских домохозяйств имели туалеты. [2] Были опубликованы ежегодные отчеты о состоянии здравоохранения, и особое внимание было уделено предотвращению вспышек инфекционных заболеваний. В конце колониального периода уровень смертности от инфекционных заболеваний, таких как холера, упал до низкого уровня, хотя другие болезни все еще свирепствовали. [2]
В современной Индии распространение инфекционных заболеваний находится под лучшим контролем, и сейчас неинфекционные заболевания, в основном сердечно-сосудистые заболевания , являются основными причинами смерти. [2] Реформа здравоохранения была приоритетом в отчете комитета Бора 1946 года , в котором предлагалось создать систему здравоохранения, которая, по крайней мере частично, финансировалась бы правительством Индии. [1] В 1983 году была создана первая Национальная политика здравоохранения (НПЗ) Индии с целью создания системы учреждений первичной медико-санитарной помощи и системы направлений. В 2002 году обновленная НЗП сосредоточила внимание на повышении практичности и охвата системы, а также на включении частных и государственных клиник в сферу здравоохранения. [1] В контексте всеобщего охвата услугами здравоохранения, которому в последнее время уделяется особое внимание в политике Индии, предпринимается попытка обеспечить каждому гражданину адекватный доступ к лечебной помощи без каких-либо финансовых трудностей. Не менее актуальным является признание социальных детерминант здоровья в качестве важного детерминанта здоровья населения и необходимость иметь кадры общественного здравоохранения в рамках существующей системы здравоохранения. Это призыв к необходимости различать [9] между системой «общественного здравоохранения» и системой здравоохранения «государственного» сектора, поскольку последняя использует слово «общественность» для обозначения основной роли правительства, а не обязательно население, как это используется в общественном здравоохранении. [ нужна ссылка ]
Финансирование общественного здравоохранения было направлено на помощь среднему и высшему классу, поскольку оно направлено на создание большего количества рабочих мест для медицинских работников, расширение исследовательских институтов и улучшение подготовки кадров. Это создает неравный доступ к медицинскому обслуживанию для низших классов, которые не получают льгот от этого финансирования. [2] Сегодня штаты оплачивают около 75% государственной системы здравоохранения, но недостаточные государственные расходы приводят к пренебрежению системой общественного здравоохранения в Индии. [10] В результате личные расходы домохозяйств на здравоохранение составляют 60,6% от общих расходов на здравоохранение в Индии. [11] [12]
Удобства
[ редактировать ]Система здравоохранения разделена на первичный, вторичный и третичный уровни. На первичном уровне находятся субцентры и центры первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). На вторичном уровне имеются общественные центры здоровья (ОКЦ) и небольшие районные больницы. Наконец, высшим уровнем государственной помощи, предоставляемой правительством, является третичный уровень, который состоит из медицинских колледжей и районных/больниц общего профиля. [1] За последние шесть лет число центров первичной медико-санитарной помощи, центров первичной медицинской помощи, субцентров и районных больниц увеличилось, хотя не все из них соответствуют стандартам, установленным Индийскими стандартами общественного здравоохранения. [8]
Подцентры
[ редактировать ]Подцентр предназначен для обслуживания отдаленных сельских районов, расходы которого полностью покрываются национальным правительством. Мандаты требуют, чтобы медицинский персонал состоял как минимум из двух работников (мужчины и женщины) для обслуживания населения в 5000 человек (или 3000 в отдаленных или холмистых районах). Подцентры также работают над обучением сельских жителей здоровым привычкам для более долгосрочного воздействия. [1]
Центры первичной медицинской помощи
[ редактировать ]Центры первичной медицинской помощи существуют в более развитых сельских районах с населением 30 000 и более человек (20 000 в отдаленных районах) и представляют собой более крупные медицинские клиники, укомплектованные врачами и парамедиками. В более сложных случаях пациентов можно направлять из местных субцентров в ПМСП. [1] Основное отличие от субцентров состоит в том, что ПМСП финансируют правительства штатов, а не национальное правительство. ПМСП также работают над улучшением санитарного просвещения, уделяя больше внимания профилактическим мерам. [1]
Общественные центры здоровья
[ редактировать ]Общественный центр здоровья также финансируется правительствами штатов и принимает пациентов, направленных из центров первичной медико-санитарной помощи. Он обслуживает 120 000 человек в городских районах или 80 000 человек в отдаленных районах. [1] Пациенты из этих учреждений могут быть переведены в больницы общего профиля для дальнейшего лечения. Таким образом, CHC также являются отделениями первого направления, или FRU, которые должны иметь акушерскую помощь, уход за новорожденными/детями, а также возможности хранения крови в любое время каждый день недели. [1]
Подрайонные больницы/Больницы Талук
[ редактировать ]Больницы подрайонов/подотделов/Талук расположены в штаб-квартирах подрайонов и предоставляют более специализированные медицинские услуги, чем общественные медицинские центры. Больницы Талук расположены в штаб-квартире талука и предоставляют более специализированные медицинские услуги, чем общественные медицинские центры. Больница Талук - это центр вторичной медицинской помощи, расположенный в административном штаб-квартире талука (Техсил). Больницы Талука предоставляют базовые медицинские услуги населению местного сообщества. В них имеются отделения общей медицины, педиатрии, акушерства и гинекологии, дерматологии, офтальмологии, стоматологии и психиатрии. В больницах Талука также есть лаборатория и аптека, которые предоставляют пациентам диагностические и лечебные услуги. В больнице имеется отделение неотложной помощи, которое работает круглосуточно, оказывая неотложную медицинскую помощь пациентам, нуждающимся в неотложной медицинской помощи. Больницы Талук создаются либо путем модернизации существующего общественного центра здоровья (ОКЗ). Они называются больницами подрайонов (подразделений) в целях стандартизации в соответствии с пересмотренными руководящими принципами Индийских стандартов общественного здравоохранения ( ИПХС ). Больницы Талук расположены ниже районных и выше районных ЦОК. Больница Талук служит жизненно важным связующим звеном между SC (субцентром), PHC (центром общественного здравоохранения), CHC (общественным центром здоровья) и районной больницей на одном конце. Это снижает нагрузку на районную больницу и сокращает время в пути для пациентов, нуждающихся в неотложной помощи. Больницы субрайона находятся ниже районных и выше районных больниц (CHC) и действуютв качестве справочных подразделений для населения Техсил/Талук/Квартала, в котором они географически расположены. [ нужна ссылка ]
Районные больницы
[ редактировать ]Районные больницы являются конечными специализированными центрами первичного и вторичного уровней системы общественного здравоохранения. Ожидается, что в каждом округе Индии будет как минимум одна больница, хотя в 2010 году было зафиксировано, что при 640 округах существует только 605 больниц. [13] Обычно там имеется от 75 до 500 коек, в зависимости от спроса населения. В этих районных больницах часто не хватает современного оборудования и связей с местными банками крови. [13]
Медицинские колледжи и научно-исследовательские институты
[ редактировать ]Все индийские институты медицинских наук принадлежат и контролируются центральным правительством. Это специализированные больницы со специализированным оборудованием. В настоящее время функционируют все индийские институты: AIIMS, Нью-Дели , Бхопал , [14] AIIMS Бхубанешвар, AIIMS Джодхпур , AIIMS Райпур , AIIMS Патна и AIIMS Ришикш . Региональный онкологический центр — это онкологическая больница и научно-исследовательский институт, совместно контролируемые центральным правительством и правительствами соответствующих штатов. Государственные медицинские колледжи принадлежат и контролируются правительствами соответствующих штатов, а также функционируют как специализированные больницы. [ нужна ссылка ]
Государственные инициативы в области общественного здравоохранения
[ редактировать ]В 2018 году премьер-министр Индии запустил программу «Аюшман Бхарат», флагманскую программу правительства Индии, в соответствии с рекомендациями Национальной политики здравоохранения 2017 года для достижения цели всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ). Он включает в себя два взаимосвязанных компонента: центры здоровья и благополучия (HWC) и Прадхан Мантри Джан Арогья Йоджана (PM-JAY). [15]
В 2006 году Фонд общественного здравоохранения Индии Премьер-министр Индии основал как частную, так и общественную инициативу. Цель этой организации — вовлечь больше политик общественного здравоохранения и разнообразных специалистов в сферу здравоохранения. Он также сотрудничает с международными организациями общественного здравоохранения для сбора дополнительных знаний и проведения дискуссий о потребностях и улучшениях существующей системы. [16] Часто должностные лица, занимающие политические должности, имеют пробелы в своем образовании в области общественного здравоохранения, а программам MPH и PhD в области общественного здравоохранения не хватает количества студентов и ресурсов. Фонд общественного здравоохранения стремится развивать эти программы и обучать больше людей в этой области. Обнаруженное исследование будет сделано прозрачным для всей индийской общественности, чтобы вся нация знала о стандартах здравоохранения в стране. [16]
Общественные медицинские работники
[ редактировать ]Индийское правительство впервые начало реализовывать программы для местных медицинских работников в 1977 году. [17] Работники общественного здравоохранения предоставляют советы и поддержку другим женщинам в своем сообществе. Эти женщины, которых иногда называют сакхи , извлекают выгоду из своего знакомства с обществом, чтобы завоевать доверие и продвигать меры общественного здравоохранения, обычно возглавляя группы участия. [18] Работники общественного здравоохранения также выполняют функцию посредника между современной аллопатической медициной и традиционными местными формами лечения. [17] например, путем адаптации аллопатических рекомендаций по здоровью с учетом и узаконивания традиционных убеждений. [19] Работники общественного здравоохранения тесно сотрудничают друг с другом и с другими видами медицинских работников (например, младшими медсестрами-акушерками), чтобы стимулировать обращение за медицинской помощью и предоставление медицинских услуг. [19] В настоящее время крупнейшая в Индии программа общественных работников здравоохранения, начатая в 2005 году и теперь включенная в состав Национальной миссии здравоохранения, состоит из почти одного миллиона аккредитованных активистов социального здравоохранения , что составляет один на каждую 1000 человек в сельских деревнях и маргинализированных городских общинах. [20]
Было доказано, что местные медицинские работники и группы участия меняют поведение в отношении здоровья. [20] и влияют на такие последствия для здоровья, как неонатальная смертность. [21] Факторы этих позитивных изменений включают активное вовлечение и привлечение большой части женщин в сообщество, вовлечение и участие в процессе развития навыков, а также вовлечение сообщества, выходящее за рамки группового участия. [21] Работники общественного здравоохранения могут также выступать в роли общественных лидеров и инициаторов перемен, расширяя права и возможности женщин и требуя принятия политических мер по устранению неравенства в отношении здоровья. [22] Воздействие на эти социальные детерминанты здоровья оказывает прямое влияние на использование медицинских услуг. [22] Например, женщины, наделенные полномочиями, с меньшей вероятностью столкнутся с проблемами со здоровьем, поскольку они с большей вероятностью будут знать о проблемах со своим здоровьем и, следовательно, с большей вероятностью будут обращаться за помощью для решения этих проблем. [23] [24]
Эта стратегия вмешательства на низовом уровне часто предполагает партнерство с местными больницами или неправительственными организациями, организованными правительством (ГОНГО). [24] которые обучают женщин-добровольцев из сообщества и помогают организовывать группы участия. [20] Несмотря на свою эффективность, программы для местных медицинских работников могут быть затруднены из-за отсутствия мониторинга и подотчетности в результате правительственной децентрализации. [25] Работники общественного здравоохранения не являются государственными служащими, а скорее волонтерами, за обучение и финансовое стимулирование которых отвечают правительства штатов. [20] Работники здравоохранения также могут не иметь достаточного понимания мер общественного здравоохранения, которые они пытаются продвигать, из-за недостаточной подготовки и ресурсов. [17]
Недостатки
[ редактировать ]К недостаткам современной системы здравоохранения Индии относятся низкое качество медицинской помощи, коррупция , недовольство системой, отсутствие подотчетности, неэтичная помощь, переполненность клиник, плохое сотрудничество между государственной и частной сферами, барьеры доступа к услугам и лекарствам, отсутствие общественного здравоохранения. знания и фактор низкой стоимости. [8] [26] Эти недостатки вынуждают более богатых индийцев использовать частную систему здравоохранения, которая менее доступна для семей с низкими доходами, что приводит к неравному медицинскому обслуживанию между классами. Врачи неохотно практикуют в сельской местности. [ нужна ссылка ]
Низкое качество ухода
[ редактировать ]Низкое качество медицинской помощи широко распространено из-за неправильного диагноза, недостаточной подготовки медицинских работников и назначения неправильных лекарств. Исследование выявило, что врач ПМСП в Дели в 50% случаев назначал неправильный метод лечения. [26] Индийцы в сельских районах, где эта проблема широко распространена, не могут улучшить свое состояние здоровья. [7] Обеспечение соблюдения и пересмотр правил, установленных Министерством здравоохранения и благополучия семьи IPHS, также не является строгим. 12- й пятилетний план (Индия) диктует необходимость улучшить правоприменение и институционализировать методы лечения во всех клиниках страны, чтобы повысить качество медицинской помощи. [8] В Индии также отсутствует подотчетность как в частных, так и в государственных клиниках, хотя государственные врачи чувствуют меньшую ответственность за эффективное лечение своих пациентов, чем врачи в частных клиниках. Невежливое общение со стороны персонала клиники может привести к снижению эффективности процедур. [26]
Коррупция
[ редактировать ]Медицинские работники берут на работе больше времени, чем положено, при этом большинство пропусков происходит без официальных причин. [26] Система общественного здравоохранения Индии выплачивает зарплату во время отсутствия, что приводит к увеличению количества личных дней, оплачиваемых правительством. Это явление особенно усиливается в субцентрах и учреждениях первичной медико-санитарной помощи и приводит к расходам, которые не коррелируют с повышением производительности труда. [26]
Переполненность клиник.
[ редактировать ]Клиники переполнены и недоукомплектованы кадрами, в них не хватает коек для поддержки пациентов. Статистика показывает, что количество медицинских работников в Индии меньше, чем в среднем в других развивающихся странах. [10] В сельской местности Бихара количество врачей составляет 0,3 на каждые 10 000 человек. Городские больницы имеют в два раза больше коек, чем сельские, но их все еще недостаточно, чтобы обеспечить большое количество посещающих пациентов. [7] Иногда пациентов направляют из сельской местности в более крупные больницы, что увеличивает перенаселенность городских городов. [27]
Перенаселенность также увеличивает вероятность распространения заболеваний, особенно в густонаселенных городских районах. Неправильные санитарные условия и утилизация отходов, даже внутри клиник, могут привести к увеличению заболеваемости инфекционными заболеваниями. [28]
Плохое сотрудничество между государственной и частной сферами
[ редактировать ]5% посещений практикующих врачей приходится на частные клиники или больницы, многие из которых оплачиваются из собственного кармана. Деньги тратятся на улучшение частных услуг, а не на финансирование государственного сектора. [26] Неспособность правительства инициировать и развивать эффективное партнерство между государственной и частной сферами здравоохранения приводит к заключению финансовых контрактов, которые не заключаются для помощи простому человеку. Эти контракты позволят частному сектору финансировать проекты по улучшению знаний и возможностей в государственной сфере. [8]
Барьеры доступа
[ редактировать ]Как социальное, так и финансовое неравенство приводит к барьерам доступа к медицинским услугам в Индии. Услуги недоступны для людей с ограниченными возможностями, умственно отсталыми и пожилыми людьми. [8] Матери находятся в неблагоприятном положении, и во многих сельских районах отсутствуют услуги по прерыванию беременности и методы контрацепции. Государственные клиники часто испытывают нехватку соответствующих лекарств или могут поставлять их по чрезмерно высоким ценам, что приводит к большим личным расходам (даже для тех, у кого есть страховка). [8] Большие расстояния не позволяют индийцам получить медицинскую помощь, а если семьи едут на большие расстояния, маловероятно, что они получат надлежащую медицинскую помощь именно в это время. [ нужна ссылка ]
Больничные пожары
[ редактировать ]Многие государственные больницы не соблюдают нормы пожарной безопасности, установленные Национальным строительным кодексом Индии, из-за мер по экономии средств и предпочтения в строительных проектах тем, кто предложит самую низкую цену. [29] В связи с этим в новостях часто появлялись сообщения о крупных пожарах в больницах по всей Индии. [30] [31] [32] Согласно отчету Scroll.in , основной причиной этой уязвимости к электрическим коротким замыканиям является отсутствие специализированных инженеров-электриков в большинстве больниц и нехватка государственных инженеров-электриков в различных департаментах общественных работ штата. В том же отчете указано, что с августа 2020 года по март 2022 года в результате 29 пожаров в больницах за этот период погибло 122 человека. [29]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Чокши, М; Патил, Б; Ханна, Р; Неоги, С; Шарма, Дж; Пол, В; Зодпей, С. (декабрь 2016 г.). «Системы здравоохранения в Индии» . Журнал перинатологии . 36 (Приложение 3): S9–S12. дои : 10.1038/jp.2016.184 . ПМК 5144115 . ПМИД 27924110 .
- ^ Jump up to: а б с д и Гупта, Моника (декабрь 2005 г.). «Общественное здравоохранение в Индии: опасное пренебрежение». Экономический и политический еженедельник . 40 (49): 5159–5165. JSTOR 4417485 .
- ^ «Количество материнской смертности | Данные» . Архивировано из оригинала 25 марта 2020 года . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ «Количество младенческих смертей | Данные» . Архивировано из оригинала 25 марта 2020 года . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ «Детская смертность – ДАННЫЕ ЮНИСЕФ» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2020 года . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ "|НИТИ Аайог" . Архивировано из оригинала 25 марта 2020 года . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Балараджан, Ярлини; Сельварадж, С; Субраманиан, С. (11 января 2011 г.). «Здравоохранение и справедливость в Индии » Ланцет . 377 (9764): 505–515. дои : 10.1016/S0140-6736(10) 61894-6 ПМК 3093249 . ПМИД 21227492 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «20» (PDF) . Двенадцатая пятилетка (2012–2017 гг.) (Том III изд.). Комиссия по планированию правительства Индии, Нью-Дели. Архивировано из оригинала (PDF) 23 ноября 2018 года . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ Джордж, Мэтью (11 сентября 2014 г.). «Комментарий: Точка зрения: восстановление системы« общественного здравоохранения »в рамках всеобщего здравоохранения в Индии». Журнал политики общественного здравоохранения . 36 (1): 15–23. дои : 10.1057/jphp.2014.37 . ISSN 0197-5897 . ПМИД 25209538 . S2CID 42303783 .
- ^ Jump up to: а б Питерс, Дэвид (1 января 2002 г.). «2» . Улучшение систем здравоохранения для бедных слоев населения Индии: результаты, анализ и варианты . Публикации Всемирного банка.
- ^ «Оценки национальных счетов здравоохранения Индии» (PDF) . Ноябрь 2018 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2020 г.
- ^ «Национальные счета здравоохранения – оценки Индии – 2015–2016 финансовый год» (PDF) . www.nhsrcindia.org . Архивировано (PDF) из оригинала 14 февраля 2020 года . Проверено 25 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Руководство для районных больниц» (PDF) . Индийские стандарты общественного здравоохранения . Министерство здравоохранения и благополучия семьи, правительство Индии. 2012. Архивировано (PDF) из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ «АИИМС Бхопал» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 6 февраля 2012 года .
- ^ «О PM-JAY — Национальном управлении здравоохранения | ГОИ» . nha.gov.in. Архивировано из оригинала 4 января 2024 года . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Редди, К; Шиварамакришнан, Кавита (16 сентября 2016 г.). «Неудовлетворенные национальные потребности в области здравоохранения: видение Фонда общественного здравоохранения Индии». Экономический и политический еженедельник . 41 (37): 3927–3933. JSTOR 4418695 .
- ^ Jump up to: а б с Лесли, Чарли (октябрь 1989 г.). «Программа общественных медицинских работников Индии: социологический анализ». Древняя наука о жизни . 2 : 40–53.
- ^ Осрин, Дэвид; Вайдья, Лина; Порель, Майя; Патил, Сарита; Еще, Нина Шах; Алкок, Глин А. (1 декабря 2009 г.). «Программы здравоохранения на уровне общин: восприятие ролей и опыт женщин-консультантов из числа сверстников в городских трущобах Мумбаи» . Исследования в области санитарного просвещения . 24 (6): 957–966. дои : 10.1093/ее/cyp038 . ISSN 0268-1153 . ПМК 2777946 . ПМИД 19651641 .
- ^ Jump up to: а б Мишра, Арима (2014). « «Доверие и командная работа имеют значение»: опыт местных медицинских работников в комплексном предоставлении услуг в Индии» . Глобальное общественное здравоохранение . 9 (8): 960–974. дои : 10.1080/17441692.2014.934877 . ПМК 4166967 . ПМИД 25025872 .
- ^ Jump up to: а б с д Вед, Р.; Скотт, К.; Гупта, Г.; Уммер, О.; Сингх, С.; Шривастава, А.; Джордж, А.С. (8 января 2019 г.). «Как решается проблема гендерного неравенства, с которой сталкивается один миллион ASHA в Индии? Истоки политики и адаптация крупнейшей в мире программы для медицинских работников, состоящей исключительно из женщин» . Человеческие ресурсы для здравоохранения . 17 (1): 3. дои : 10.1186/s12960-018-0338-0 . ISSN 1478-4491 . ПМЦ 6323796 . ПМИД 30616656 .
- ^ Jump up to: а б Рат, Сучитра; Наир, Нирмала; Трипати, Прасанта К.; Барнетт, Сара; Рат, Шибананд; Махапатра, Раджендра; Гопе, Раджкумар; Баджпаи, Апарна; Синха, Раджеш (22 октября 2010 г.). «Объяснение влияния вмешательства по мобилизации сообщества под руководством женской группы на показатели здоровья матерей и новорожденных: оценка процесса исследования Экюта» . BMC International Здоровье и права человека . 10 (1): 25. дои : 10.1186/1472-698X-10-25 . ISSN 1472-698X . ПМЦ 2987759 . ПМИД 20969787 .
- ^ Jump up to: а б Шнайдер, Хелен; Нанди, Сулакшана (1 сентября 2014 г.). «Обращение к социальным детерминантам здоровья: пример программы Митанин (общественный медицинский работник) в Индии» . Политика и планирование здравоохранения . 29 (приложение_2): ii71–ii81. дои : 10.1093/heapol/czu074 . ISSN 0268-1080 . ПМК 4202921 . ПМИД 25274643 .
- ^ Дэвис, Лвендо Моонцве; Шенсул, Стивен Л.; Шенсуль, Жан Дж.; Верма, Рави; Настаси, Бонни К.; Сингх, Раджендра (2014). «Расширение прав и возможностей женщин и его различное влияние на здоровье в общинах с низкими доходами в Мумбаи, Индия» . Глобальное общественное здравоохранение . 9 (5): 481–494. дои : 10.1080/17441692.2014.904919 . ISSN 1744-1692 . ПМЦ 4624628 . ПМИД 24766149 .
- ^ Jump up to: а б Шарма, Арадхана (1 января 2006 г.). «Институты скрещивания, племенная борьба: женская занятость, неолиберальное управление и (ре) формирование государства в Индии» . Культурная антропология . 21 (1). дои : 10.1525/can.2006.21.1.60 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Сингх, Нирвикар (2008). «Децентрализация и государственное предоставление медицинских услуг в Индии» (PDF) . Дела здравоохранения . 27 (4): 991–1001. дои : 10.1377/hlthaff.27.4.991 . ПМИД 18607032 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хаммер, Джеффри; Айяр, Ямини; Самджи, Салима (6 октября 2017 г.). «Понимание провалов правительства в сфере общественного здравоохранения». Экономический и политический еженедельник . 42 (40): 4049–4057. JSTOR 40276648 .
- ^ Баджпай, Викас (13 июля 2014 г.). «Проблемы, с которыми сталкиваются государственные больницы в Индии, их происхождение и возможные решения» . Достижения в области общественного здравоохранения . 2014 : 27. дои : 10.1155/2014/898502 .
- ^ Эзе, Алекс (16 октября 2016 г.). «Улучшение здоровья и благосостояния людей, живущих в трущобах» (PDF) . Ланцет . 389 (10068): 559–570. дои : 10.1016/S0140-6736(16)31848-7 . ПМИД 27760702 . S2CID 3511402 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Барнагарвала, Табассум (13 апреля 2022 г.). «Почему индийские больницы превращаются в бушующий ад» . Прокрутка.в . Архивировано из оригинала 2 августа 2022 года . Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ «14 пациентов с Covid в отделении интенсивной терапии погибли в результате пожара в больнице Махараштры» . NDTV.com . Архивировано из оригинала 13 августа 2022 года . Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ «Мадхья-Прадеш: восемь погибших, пятеро раненых в результате пожара в больнице Джабалпура» . Индийский экспресс . 1 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2022 года . Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ «Десятки людей погибли при пожаре в больнице в Индии» . Новости Би-би-си . Проверено 2 августа 2022 г.