Деревянные синагоги в Речи Посполитой
Деревянные синагоги — это оригинальный стиль народной синагогальной архитектуры , возникший в бывшем Речи Посполитой . [ 1 ] [ 2 ] Стиль развивался между серединой 16 и серединой 17 веков, в период мира и процветания польско-литовской еврейской общины. Хотя многие из них были разрушены во время Первой и Второй мировых войн , некоторые из них сохранились и сегодня в Литве.
История
[ редактировать ]По словам Марии и Казимежа Пехотки, деревянные синагоги в Польше и Литве развивались в эпоху Возрождения , где-то с середины 16 до середины 17 века. Этот период описывался как время мира и процветания для еврейской общины обширной Речи Посполитой, которая на пике своего развития занимала большую часть Центральной и Восточной Европы . Этот стиль был особенно распространен на восточных территориях Речи Посполитой, которые сейчас составляют Литву, Беларусь и Украину . Более того, такие синагоги располагались преимущественно в небольших поселках, деревнях и местечках , а не в крупных городах. [ 3 ]
Древесина была в изобилии и недорога в густо засаженном деревьями Содружестве, но во многом мотивацией к строительству из дерева, а не из камня или кирпича, была большая трудность получения разрешения правительства на возведение каменных синагог. [ 4 ] Деревянные синагоги с высокими многоярусными крышами, многобалочными куполами, галереями, деревянными балконами и арками были построены с соблюдением высоких стандартов мастерства. [ 5 ]
В последующие столетия синагоги стали жертвами устаревания и пренебрежения. Во время Второй мировой войны немцы сожгли и разрушили почти все сохранившиеся деревянные синагоги. Сегодня в Польше никого не осталось, однако некоторые сохранились в Литве. [ 6 ]
Уникальность как художественная и архитектурная форма
[ редактировать ]Деревянная синагога представляла собой «оригинальный архитектурный жанр», основанный на нескольких моделях, в том числе на традициях польского деревянного строительства и центральном плане, каменных синагогах, в которых четыре массивные каменные колонны, образующие Биму, поднимаются и поддерживают свод крыши. [ 7 ] Центральные колонны поддерживают своды лишь нескольких деревянных синагог. Вместо этого в деревянных синагогах своды и купола подвешены на сложных фермах крыши . Общие черты деревянных синагог включают независимость скатной крыши от конструкции внутреннего куполообразного потолка. Снаружи деревянная синагога не выдавала никаких намеков на купола и многочисленные своды в стиле барокко , которые можно было найти внутри. Внешний вид был совершенно простым, не давая и намека на буйство резьбы, живописи, куполов, балконов и сводов внутри. Архитектурный интерес внешнего вида заключался в большом масштабе зданий, множественных горизонтальных линиях многоярусных крыш и резных кронштейнах , поддерживающих их. Сложные куполообразные и сводчатые потолки были известны как ракия (на иврите небо или небосвод) и часто окрашивались в синий цвет, усыпанный звездами. Биму всегда ставили в центре комнаты. Деревянные синагоги имели один большой зал. В отличие от современных церквей, здесь не было апсида . Более того, в то время как современные церкви имели внушительные вестибюли, входные крыльца деревянных синагог представляли собой низкую пристройку, обычно с простой односкатной крышей. В этих синагогах упор делался на строительство единого большого помещения для богослужений с высоким куполом. [ 1 ] [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ]
По словам историка искусства Стивена С. Кайзера, деревянные синагоги Польши с их расписными и резными интерьерами были «поистине оригинальным и органичным проявлением художественного выражения - единственным настоящим еврейским народным искусством в истории». [ 9 ]
По словам Луи Лозовика , писавшего в 1947 году, деревянные синагоги были уникальными, потому что, в отличие от всех предыдущих синагог, они были построены не в архитектурном стиле своего региона и эпохи, а в недавно развившемся и уникальном еврейском стиле, что делало их «поистине оригинальное народное выражение», «оригинальность которого заключается не только во внешней архитектуре, но и в красивой и сложной резьбе по дереву внутри». [ 10 ]
Более того, хотя во многих частях мира евреям было запрещено заниматься строительными профессиями и даже заниматься декоративным искусством живописи и резьбы по дереву, деревянные синагоги фактически строились еврейскими мастерами. [ 11 ] Другие исследования указывают на то, что некоторые синагоги были построены христианскими мастерами-строителями. Например, ранняя история синагоги Гвоздзец неизвестна, а некоторые ее части датируются 1650 годом. Первоначальное здание было построено в региональном стиле и демонстрирует как еврейскую, так и польскую народную архитектуру. В 18 веке произошла кардинальная реконфигурация потолка молитвенного зала. Считается, что это первый купол такого рода. Строители-деревянщики неизвестны, но предположительно это были христианские мастера-строители, поскольку до 19 века евреи были исключены из торговли. Литургические росписи были выполнены еврейскими художниками. Исаак, сын раввина Иуды Лейба ха-Коэна, и Израиль, сын раввина Мордехая, написали свои имена на картинах на западном потолке. [ 12 ] [ 13 ]
Внутренний свод синагоги Вольпа историки искусства Мария и Казимеж Пехотки описывают как «самый великолепный из всех известных деревянных потолков» в Европе. [ 14 ] Конечно, поскольку христиане могли свободно строить из кирпича и камня, немногие европейские здания такого масштаба, как синагога Вольпа, когда-либо были построены из дерева. Стены главного зала имели высоту 7,2 метра. Свод под трехъярусной крышей поднимался на высоту четырнадцати метров в три яруса, отмеченных причудливыми балюстрадами. Каждый ярус состоял из нескольких изогнутых секций, облицованных деревянными панелями, образующих изящный многоярусный сводчатый купол. Сводчатый потолок поддерживался четырьмя деревянными угловыми колоннами, возвышавшимися над бимой, и фермами на крыше. [ 15 ]
Историк искусства Ори З. Солтес отмечает, что деревянные синагоги, необычные для того периода, поскольку они были большими, явно еврейскими зданиями, не скрытыми во дворах или за стенами, были построены не только во время еврейского «золотого интеллектуального века», но и в определенное время и в определенном месте. где «местное еврейское население было равно христианскому населению или даже превосходило его». [ 16 ]
Виды деревянных синагог
[ редактировать ]Деревянные синагоги по плану здания можно разделить на три типа, согласно статье Г. К. Лукомского. [ 17 ]
- Первый имеет квадратный план и пирамидальную крышу в один, два и даже три яруса с украшенными карнизами.
- Второй тип, продолговатой формы, имеет крышу, украшенную аркадами.
- Третий тип, более простой, напоминает польские светские постройки, использовавшиеся для хранения зерна, сена и т. д.
Деревянные синагоги также можно разделить на три группы по форме крыши и количеству карнизов, разделяющих их на ступени (мансардного типа, называемого по-польски «подцение»), т. е. крыши с одной, двумя или тремя ярусами. . [ 17 ]
- Тип с одноярусными крышами с заметно изогнутыми и наклоненными карнизами, вероятно, является самым старым на сегодняшний день. Это очень простая конструкция, напоминающая не религиозный храм, а амбар или хранилище для зерна, а светское здание, используемое в сельскохозяйственных целях. Его конструкция очень логична и рациональна; ясно видна каждая балка, каждый столб и каждый контрфорс.
Примеры: синагога в Ланцкороне на Подолье; Поланец; Паречев; Орша; Шклов; Радошице; Пилица; Новоградек; Пшедборз; Зидачев; Бжоздовице; Печенежин; Яблонов.
-
Поланец
-
Печенизин
-
Яблонув
- Типы с двумя крышами часто бывают очень большими. Интересно отметить, что фасады двух башен могут различаться по дизайну. Характерная деталь – обшивка стен узкими досками, выполняющими роль внешней обшивки. [ 17 ]
Примеры: Гвоздзец; Гродно; Ходороу; Отправлено (Услышано); Каменец; Насельск; швейцарский; Могилев.
-
Ноготь
-
Grodno
-
Ходороу
-
Насельск
-
Могилев
- Тип с тремя ступенями и более.
Примеры: Нове-Място; Погребище; Едвабне; Наровла; Вольпа; Заблудув.
-
Едвабне
-
Наровла
-
Наровла
-
Наровла
-
Вольпа
-
Заблудув
Внутренняя отделка
[ редактировать ]Интерьеры были украшены настенными и потолочными росписями, которые во многих случаях полностью покрывали стены и потолки, а также искусно вырезанными деревянными ковчегами Торы . [ 7 ] [ 8 ] [ 5 ]
Томас Хубка проследил стиль декоративной росписи деревянных синагог до средневековых иллюминированных рукописей ашкеназского еврейства на иврите. [ 18 ]
Замысловатая деревянная отделка сводчатого потолка синагоги Пшедборж считалась настолько красивой, что перед Второй мировой войной привлекала туристов в небольшую деревню Пшедборж . [ 19 ]
Региональные вариации
[ редактировать ]Историк архитектуры Рэйчел Вишницер проследила региональные различия в стиле деревянной синагоги. Интерьеры деревянных синагог Литвы не были так богато расписаны, как синагоги других регионов. Вместо этого литовские синагоги отличались архитектурными деталями, такими как потолки с досками, уложенными декоративным узором «елочка». В нескольких литовских синагогах были угловые павильоны. Деревянные синагоги Галиции отличались сложной настенной росписью. [ 1 ]
Влияние на искусство и архитектуру
[ редактировать ]- Серия Фрэнка Стеллы о польских деревнях основана на изображениях деревянных синагог, опубликованных Марией и Казимежем Пехотка в их книге 1957 года «Деревянные синагоги». [ 20 ]
- Синагога «Сыны Израиля» , построенная архитекторами Дэвисом, Броуди и Вишневским, в Лейквуде, штат Нью-Джерси, по форме крыши напоминает польские деревянные синагоги из современных материалов. [ 20 ]
- Храм Брит Кодеш в Рочестере, штат Нью-Йорк , построенный архитектором Пьетро Беллуски, покрыт куполообразным деревянным барабаном, напоминающим деревянные синагоги Польши. [ 20 ]
- Современное здание Конгрегации Бет Шалом Родфе Цедек в Честере, штат Коннектикут, было спроектировано художником Солом Левиттом , который концептуализировал «воздушное» здание синагоги с неглубоким куполом, поддерживаемым «яркими деревянными балками крыши», как дань уважения деревянным синагогам Восточной Европы. [ 21 ] [ 22 ]
В культуре
[ редактировать ]Деревянных синагог было довольно много, и некоторые известные авторы и художники включали их в свои произведения.
Адам Мицкевич подробно описывает деревянные синагоги в своей эпической поэме « Пан Тадеуш , или Последний набег на Литву»; История жизни польских дворян в 1811 и 1812 годах , впервые опубликованная в 1834 году.
Новая гостиница произвела скучное впечатление;
Старый был построен в старинном стиле.
Придумано плотниками Тира, а затем
Распространённый по всему миру евреями – стиль неизвестен.
Архитекторам в любое другое место.
Именно евреи принесли его сюда к нам.
Он имеет форму корабля спереди и храма сзади;
Корабельная часть — это Ноев ковчег на суше,
Или, как говорят в простонародье, сарай – дом
Для различных животных (лошадей, быков, коров,
козлы Билли); пока наверху обитают стаи домашней птицы
И с ползающими насекомыми, и со змеями парами.
Задняя часть странной формы напоминает
Храм Соломона на горе, спроектированный
Плотники Хирама, которые, со своей стороны,
Был первым, кто научился строительному искусству.
Синагоги до сих пор строятся таким образом; по очереди,
Их форма видна в форме гостиницы и сарая.
Крыша из соломы и неструганых досок выступает высоко,
Как рваная еврейская шапка, в небо.
Выше длинные ряды деревянных галерей.
О гниющих столбах, которые являются тайнами
Архитектуры – склоняясь в сторону
Как знаменитая Пизанская башня, они все еще стоят,
Фактически, избегая моделей Древней Греции.
Столпам не хватает ни капитала, ни основания.
Они увенчаны арками (тоже деревянными),
Полукруглая форма, копирующая готику.
Формируется не резцом или долотом, а
Топор плотника, использованный весьма искусно.
Они изгибаются, как ручки субботних подсвечников.
На конце ручки, немного похожие на коробку.
Эти евреи привязывают лоб ко лбу, когда молятся,
На их языке называется «цицит».- Адам Мицкевич, Пан Тадеуш , Книга IV (1834) [ 23 ]
Наполеон Орда , известный польско-литовский художник, расписал как минимум две деревянные синагоги.
-
Погребище, 1872 г.
-
Каменец, 1876 г.
Эль Лисицкий писал о росписях Холодной синагоги в Могилеве после своей с Иссахаром Бер Рыбаком экспедиции :
Центральным элементом всего помещения является потолок. На западной стороне, у входа, стоят гигантские львы, а за ними павлины. Львы держат два щита с надписями, нижний — памятник мастера самому себе. Затем есть три северные и три южные панели, похожие на своего рода фриз, на котором разворачивается жизнь хищников и добычи. Внизу вода, над ней земля, над землей небо; на небе звезды, которые расцветают цветами. В воде — рыба; их ловят птицы. По земле лиса несет на морде птицу. Медведь лезет на дерево в поисках меда. Птицы носят змей в клюве. Все эти летающие и бегающие существа — люди. Сквозь свои четвероногие или пернатые маски они смотрят человеческими глазами. Это очень значимое направление в еврейском народном творчестве. Разве это не раввинское лицо в львиной голове на зодиакальных рисунках могилевской синагоги?
- Эль Лисицкий, О могилевской синагоге: Воспоминания (1924). [ 24 ]
«Еврейский период» был очень краток в творчестве Эль Лисицкого; напротив, для Иссахара Бера Рыбака повседневная жизнь еврейского местечка стала основой его искусства. Рыбак создал несколько картин с изображением деревянных синагог, вероятно, на эти работы он вдохновился во время турне по штетлу несколькими годами ранее.
-
Синагога в Дубруне Рыбака (1917)
-
Большая синагога
Марк Шагал утверждал, что Хаим Сегал, художник, создавший фрески в Холодной синагоге в Могилеве и ряде других синагог, был его прадедом, и сравнивал свое искусство с синагогальными фресками Сегала:
Евреи, если им хочется (а мне так хочется), могут закричать, что маляры местечковых деревянных синагог (почему я не с вами в одной могиле) и резчики деревянных синагог гремят — «Тише!» (видела в коллекции Ан-ского, обожглась) пропали. А в чем же разница между моим искалеченным могилевским прадедом Сегалом, расписывавшим могилевскую синагогу, и мной, расписывавшим идишский театр (хороший театр) в Москве? Поверьте, не меньше вшей посещало нас обоих, когда мы валялись на полу и в мастерских. в синагогах и в театре. Более того, я уверен, что если я перестану бриться, вы увидите его точный портрет...
Кстати, мой отец [был похож на него]. Поверьте, я приложил немало усилий, не меньше любви (и какой!) мы оба потратили.
Разница лишь в том, что он [Сигал] принимал заказы на вывески, а я учился в Париже, о котором он тоже кое-что слышал.
— Марк Шагал, Листы из моей записной книжки (1920-е) [ 25 ]
Список деревянных синагог
[ редактировать ]Сохранившиеся деревянные синагоги
[ редактировать ]Хотя долгое время считалось, что ни одна из деревянных синагог не пережила разрушения во время Первой и Второй мировых войн, теперь известно, что некоторые из них все же сохранились, хотя и меньшего размера. [ 26 ] [ 27 ]
Сохранившиеся примеры включают:
- Синагога Аланты , построенная в конце 19 века, в ухудшающемся состоянии. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
- Калтиненай (в Речи Посполитой гмине Шилеле, литовский : Šilalė ) [ 27 ]
- Куркляй ( польск . Kurkle ), в советское время использовался как сарай, сейчас находится в ухудшающемся состоянии. [ 27 ] [ 30 ]
- Багаж [ 27 ]
- Пакруойис ( польский : Pokrój ), крупнейшая из деревянных синагог, сохранившихся на территории современной Литвы (построена в 1801 году), [ 27 ] [ 31 ] восстановлен в 2017 году. [ 32 ]
- Rozalimas ( Polish : Rozalin ), built in 19th century [ 27 ] [ 33 ]
- Субате (Латвия)
- Тельшяй ( польский : Telsze ), построенный в 19 веке, освобожден примерно в 1940 году. [ 27 ] [ 34 ]
- Визги [ 27 ]
- Тракай ( польский : Троки ), караимская синагога под названием Кенеса, построенная в 18 веке, с ковчегом Торы и интерьером, сохранившимся в хорошем состоянии. [ 27 ] [ 35 ]
- Заводчики ( польский : Wiejsieje ) [ 27 ]
- Жежмаряй ( польский : Żyżmory ), на реставрации с марта 2016 г., наружные работы завершены в 2018 г. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
Разрушено в 21 веке:
- Плунге ( польский : Płungiany ), [ 27 ] снесен в 2007 году
- Седа ( польск . Сиады ), построенная в начале 20 века, [ 27 ] [ 39 ] рухнул в 2005 году
Разрушенные деревянные синагоги
[ редактировать ]Почти все деревянные синагоги были разрушены в 20 веке. Некоторые из них были задокументированы во время этнографических экспедиций.
- Холодная синагога, Могилев - с фресками 1740 года, задокументированными Эль Лисицким и Иссахаром Бер Рыбаком.
- Синагога Гвоздзец - с фресками 1652 года, реконструированная в Музее истории польских евреев ПОЛИН.
- Синагога Волпа - считается «самой красивой» из деревянных синагог.
- Синагога Пшедборж
- Насельская синагога
Реплики
[ редактировать ]есть копия синагоги Волпа В Билгорай — еще одна копия синагоги (Поланец) , а в Саноке .
Музей истории польских евреев ПОЛИН в Варшаве проводит частичную реконструкцию синагоги Гвоздзец . Роспись потолка синагоги в Ходориве была реконструирована для АНУ – Музея еврейского народа (Бейт Хатефусот) в Тель-Авиве.
В Musée d'Art et d'Histoire du Judaïsme (Музей еврейского искусства и истории) в Париже представлены модели нескольких деревянных синагог.
См. также
[ редактировать ]- Список деревянных синагог
- История евреев в Польше
- История евреев в Литве
- История евреев в Галиции (Восточная Европа)
- История евреев в Украине
- Три зайца
- Народная архитектура Карпат.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Вишницер, Рэйчел Архитектура европейской синагоги . Филадельфия: Еврейское издательское общество, 1964, стр. 125–147.
- ^ Jump up to: а б Кринский, Кэрол Херсель Синагоги Европы: архитектура, история, значение . Кембридж, Массачусетс: Массачусетский технологический институт, 1985, Dover Publications, 1996, стр. 53–58 и в отдельных городских разделах.
- ^ Червинский, Томаш (2006). Народная архитектура в Польше . Варшава (Варшава): Спорт и Туризма-Муза SA. стр. 159. ISBN 9788374950435 .
- ^ Вишницер, 1964, с. 127
- ^ Jump up to: а б «Моше Вербин: Деревянные синагоги Польши 17 и 18 веков» . www.zchor.org . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ Прокопек, Мариан (1996). Традиционное деревянное строительство в Польше: Религиозное строительство . Варшава (Варшава): Неритон. стр. 7. OCLC 456508434 .
- ^ Jump up to: а б с Зимилс, Мюррей и др. Позолоченные львы и украшенные драгоценностями кони: от синагоги до карусели . Университетское издательство Новой Англии, 2007, с. 5
- ^ Jump up to: а б Пехотка, Мария и Казимеж Небесные врата: деревянные синагоги на территории бывшего Речи Посполитой . Варшава: Институт искусств Польской академии наук, 2004.
- ↑ Альфред «Деревянные синагоги» , комментарий , июль 1960 г.
- ^ Цитируется по Марку Годфри, Абстракция и Холокост , издательство Йельского университета, 2007, стр. 92
- ^ Годфри, Марк Абстракция и Холокост . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2007, стр. 92
- ^ Браун, Рик и Лаура (2014). Реконструкция Гвоздзца . Польша: Handshouse Studio. п. 11. ISBN 9788380100060 .
- ^ Грубер, Рут Эллен (15 июня 2011 г.). «В Польше оживает 300-летняя синагога» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 марта 2016 г.
- ^ Печотка, Врата рая 2004, стр. 64.
- ^ Печотка, Врата рая 2004, стр. 362-69
- ^ Солтес, Ори З. Наши священные знаки: как еврейское, христианское и мусульманское искусство происходит из одного источника . Боулдер: Westview Press, 2005, стр. 180
- ^ Jump up to: а б с Деревянные синагоги Восточной Европы Г.К. Лукомский, Журнал Burlington для ценителей , Vol. 66, № 382 (январь 1935 г.), стр. 14-21.
- ^ Хубка, Томас К. «Средневековые темы в настенных росписях польских деревянных синагог 17 и 18 веков», в книге « Воображая себя, воображая другого », под редакцией Евы Фроймович, Лейден: Брилл, 2002; п. 213 и далее.
- ^ Мейсон, Марджи «Планы конгрегации Беркли воссоздать храм 17 века», Los Angeles Times , 26 января 2002 г. [1]
- ^ Jump up to: а б с Грубер, Сэмюэл Д. Проект: как книга 1959 года изменила архитектуру американских синагог , Nextbook, 01.07.09 [2]
- ↑ Иври, Бенджамин «Сол Левитт: прыжок еврейского художника в неизведанное», The Forward , 8 мая 2009 г. [3]
- ^ Циммер, Уильям «Искусство занимает видное место в новой синагоге Честера», The New York Times , 9 декабря 2001 г. [4]
- ^ Мицкевич, Адам (25 сентября 2018 г.). Господин Тадеуш . Стирфорт Пресс. ISBN 9781939810014 . Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ Лисицкий, Эл. « О могилевской синагоге: Воспоминания (Перевод Мадлен Коэн. В гевебе (июль 2019))». Милгром . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Шагал, Марк (1918). Марк Шагал об искусстве и культуре: В том числе первая книга А. Эфроса и Я. Тугендхольд . Москва. п. 40. ИСБН 9780804748315 . Проверено 7 мая 2021 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Вайнштейн, Джойс Эллен Деревянные синагоги Литвы , hagalil.com
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Центр еврейского искусства (2004). «Сохранившиеся деревянные синагоги в Литве» . Еврейский университет Иерусалима. Архивировано из оригинала 5 августа 2007 года . Проверено 27 января 2019 г.
- ^ «Фотография синагоги Аланты» .
- ^ «Синагога в Ованси» , Arc.Ask3.Ru, свободная энциклопедия (на польском языке), 20 января 2016 г. , получено 24 мая 2019 г.
- ^ InterWiki: Синагога в Курклахе
- ^ «ПРЕДИСЛОВИЕ 1» . kehilalinks.jewishgen.org .
- ^ «Литва: Отреставрированная деревянная синагога в Пакруойисе вновь открывается (см. видео)» . 24 мая 2017 г.
- ^ «Синагога в Розалине» , Arc.Ask3.Ru, свободная энциклопедия (на польском языке), 20 января 2016 г. , получено 24 мая 2019 г.
- ^ Кучарска, Иоланта, «Иллюстрированный путеводитель по памятникам Вильнюсского региона и Жемайтии», Варшава, 2004 г., ISBN 83-87654-15-9 (InterWiki: Синагога в Телсе )
- ^ «Кинес в Тракае» , Arc.Ask3.Ru, бесплатная энциклопедия (на польском языке), 06 апреля 2016 г. , получено 24 мая 2019 г.
- ^ "Литва: Посмотрите видео реставрации деревянной синагоги в Жежмаряе" . Еврейское наследие Европы . 01.10.2017 . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ «Поход еврейских скаутов в синагогу в Жежмаряе» . ЛЖБ (Литовская еврейская община) . 19 февраля 2019 г. Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ «Литва: Последняя информация о реставрации деревянной синагоги в Жежмаряй» . Еврейское наследие Европы . 10.11.2016 . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ Кучарска, Иоланта, «Иллюстрированный путеводитель по памятникам Вильнюсского региона и Жемайтии», Варшава, 2004 г., ISBN 83-87654-15-9 (InterWiki: Синагога в Сиадахе )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Томас К. Хубка, Великолепная синагога: архитектура и богослужение в польской общине восемнадцатого века, издательство Brandeis University Press, 2003 г.
- Мария и Казимеж Пехотка, « Небесные врата: деревянные синагоги на территории бывшего Речи Посполитой» , Институт искусств Польской академии наук, Wydawnnictwo Krupski I S-ka, Варшава, 2004 г. ISBN 978-8386117024 , ISBN 978-8386117536
- Мария Пехотка, Казимеж Пехотка, Деревянные синагоги , Варшавский технологический университет, Факультет польской архитектуры, Издательство Аркадия, 1957 г. на польском языке, 1959 г. на английском языке ASIN B0007IWWUG , ASIN B000R9DWV8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- О деревянных синагогах Марии и Казимира Пехоток
- Небесные врата: деревянные синагоги на территории бывшей Речи Посполитой – Мария и Казимеж Пехотка
- Архитектура синагоги в энциклопедии YIVO
- Галерея из книг Марии и Казимира Пехотки
- Исследование деревянных синагог и польское вдохновение Стеллы
- Краткая история польских деревянных синагог
- ТИПЛИРОВАНИЕ ДЕРЕВЯННОЙ СИНАГОГИ ГВОЗДЗЕЦА
- О фресках в деревянных синагогах на сайте Lostmural.org.
- Затерянные деревянные синагоги Восточной Европы
- Моше Вербин: Деревянные синагоги Польши 17-18 веков.
- Общее наследие: деревянные синагоги Польши
- Деревянные синагоги Литвы
- Деревянные синагоги (Литва)
- Деревянные синагоги
- Речь Посполитая
- Архитектура в Литве
- Архитектура в Польше
- Архитектура в Украине
- Синагоги в Литве
- Синагоги в Польше
- Синагоги в Украине
- Архитектурные стили
- Ашкеназская еврейская культура в Европе
- Деревянные здания и сооружения в Литве
- Деревянные здания и сооружения в Польше
- Деревянные здания и сооружения в Украине