Jump to content

Движение за прилежный труд и бережливое обучение

Движение за прилежный труд и бережливое обучение
Китайское имя
Традиционный китайский Движение «работа-учеба» во Франции
Упрощенный китайский Движение «работа-учеба» во Франции
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinLiú Fǎ qíngōng jiǎnxué yùndòng
Wade–GilesLiu Fa ch'in-kung Chien-hsüeh yün tung
Французское имя
Французский Движение работы и учебы

Движение бережливую учебу « учебы » - Рабоче учебное за в движение , часто прилежную работу и Движением работы и называемое Франция»; французский язык : Mouvement Travail-Études ) представлял собой серию программ работы и обучения, в рамках которых китайские студенты приезжали во Францию ​​и Бельгию для работы на фабриках в качестве способа оплаты за изучение французской культуры и западной науки. Программы были направлены на обучение китайских радикалов в возрасте от 16 до 30 лет на основе личного опыта работы в рабочем движении. [ 1 ] : 35  Программы были организованы между 1912 и 1927 годами в основном группой китайских анархистов , которые приехали в Париж и хотели познакомить Китай с французской наукой и социальным идеализмом.

После организации менее масштабных программ, начиная с 1908 года, в 1916 году, после начала Первой мировой войны , китайские организаторы работали с китайским и французским правительствами над созданием программы «Прилежный труд – экономное обучение», которая привлекла менее образованных китайских рабочих, и продолжила привезти студентов после окончания войны в 1919 году. В общей сложности несколько тысяч китайцев приехали во Францию ​​в качестве студентов-работников, хотя и не все в качестве формальных участников программы. Среди них были будущие лидеры Коммунистической партии Китая, такие как Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин , а также другие, сыгравшие видную роль в Китае.

Это движение увековечено в небольшом музее, Историческом музее франко-китайской дружбы, в городе Монтаржи , где проживали многие студенты-участники.

Происхождение

[ редактировать ]

Задолго до того, как марксистский социализм проник в Китай, китайские анархисты взялись за труд и просвещение рабочего класса. Лидеры китайского анархистского движения в Париже Ли Шизэн , У Чжихуэй , Чжан Жэньцзе . Ван Цзинвэй , [ 2 ] У Юйчжан и Цай Юаньпэй поддержали Сунь Ятсена, но призвали его добавить социальный и культурный аспект в свою программу политической революции. Они утверждали, что люди не могут освободить себя, но что образованные люди как учителя обязаны использовать моральное воспитание и личную честность, чтобы указывать другим путь. В то время большинство студентов, уехавших за границу, отправились в Японию по правительственным стипендиям, хотя Китайская образовательная миссия 1872–1881 годов и Программа стипендий для боксеров отправляли студентов в Соединенные Штаты. Парижские анархисты стремились наладить обмен с Францией, которую они считали прогрессивным и светским обществом. [ 3 ]

У Чжихуэй, Чжан Жэньцзе и Ли Шизэн

В 1908 году Ли Шизенг запланировал первую программу «Работа-учеба», чтобы привлечь молодых китайцев во Францию. Он открыл Usine de la Caséo-Sojaïne , производившую соевые продукты для французского рынка. Обучение рабочих будет финансироваться за счет работы на его фабрике, а их нравы будут подняты его режимом морального воспитания. Эта первая программа «Работа-Обучение» в конечном итоге привела во Францию ​​120 рабочих. Ли стремился взять этих рабочих-студентов, которых он называл «невежественными» и «суеверными», и превратить их в знающих и нравственных граждан, которые по возвращении домой станут образцами для нового Китая. Они прошли обучение китайскому, французскому и естественным наукам и были обязаны воздерживаться от табака, алкоголя и азартных игр. [ 4 ]

В апреле 1912 года, воодушевленные успехом китайской революции и перспективами новорожденной Китайской Республики, Ли, Чжан Жэньцзе, У Чжихуэй и Цай Юаньпэй, вернувшиеся в Пекин, основали во Франции Ассоциацию экономных исследований. ( традиционный китайский : 留法儉學會 ; упрощенный китайский : 留法俭学会 ; пиньинь : Лю Фу jiώnxué huì ), также известный как Общество рационального французского образования (Societé Rationelle des Etudiants Chinois en France). Студенты приехали из Китая по Сибирской железной дороге , поездка заняла около восемнадцати дней и стоила примерно двести долларов. [ 5 ] Общество готовило студентов к недорогому обучению (600 йен в год) во Франции и «трудом и простой жизнью прививало привычку к усердию и трудолюбию». В отличие от своего собственного опыта, когда он приехал в 1902 году в качестве «стипендиата посольства», в котором участвовала лишь горстка студентов из привилегированных семей, Ли надеялся принять в программу сотни студентов из рабочего класса. У Чжихуэй, сам выходец из бедной семьи, заметил, что на самом деле программа будет особенно полезна для студентов из богатых семей: «даже если они ничему не будут учиться, если хотя бы научатся чистить туалеты, оно того стоит». " [ 6 ]

Ассоциация открыла подготовительную школу в Пекине, которая предлагала начинающим студентам шестимесячный курс французского языка. Когда в январе 1913 года первая группа из 30 студентов-рабочих его фабрики прибыла во Францию, Ли организовал их зачисление в колледж в Монтаржи, к югу от Парижа, где его теплые отношения с городскими властями облегчили договоренности. Ассоциация создала при заводе рабочую школу, в которой Ли и У преподавали китайский и французский языки, а также общенаучные знания. [ 7 ] Работа-учеба не только сделает рабочих более осведомленными, но и устранит их «декадентские привычки» и превратит их в морально честных и трудолюбивых граждан. Был введен строгий режим — никакого курения, азартных игр и алкоголя — и рабочие должны были посвящать свое свободное время учебе. [ 8 ] В общей сложности эта программа привлекла во Францию ​​более 120 студентов, прежде чем она была закрыта в 1913 году Юань Шикаем , новым президентом Китая, который считал ее лидеров соратниками своего соперника Сунь Ятсена. [ 9 ]

Программа «Прилежный труд и бережливое обучение»

[ редактировать ]

Начало войны в 1914 году заставило Францию ​​нанимать китайских рабочих для фабричных работ и тяжелого ручного труда. Китайский трудовой корпус во Франции в конечном итоге перевез более 130 000 рабочих, в основном из деревень Северного Китая . В июне 1915 года Ли и его парижские друзья воспользовались этой возможностью, чтобы обеспечить обучение и подготовку. Программа «Работа-учеба» была возобновлена, хотя и на другой основе, в нее были привлечены менее образованные работники, а не студенты. К марту 1916 года их парижская группа, Société Franco-Chinoise d'Education ( традиционный китайский : 華法敎育會 ; упрощенный китайский : 华法教育会 ; пиньинь : Huáfώ jiàoyùhuì ), непосредственно участвовала в наборе и обучении этих рабочих. У «Сосьете» были хорошие французские сторонники, в основном из числа левых политических сил, в том числе Альфонс Олар , первый президент «Сосьете», профессор французской истории в Сорбонне ; Мариус Муте , вице-президент и член Национальной ассамблеи от социалистов от Лиона; и Эдуард Эррио , мэр Лиона. Они оказывали давление на французское правительство, чтобы оно дало китайским рабочим техническое образование, а также работу на фабриках. Ли написал обширные статьи в Китайский трудовой журнал (Хуагон дзачжи), который знакомил читателей с западной наукой, искусством, художественной литературой и текущими событиями. [ 10 ]

Вечерняя школа фабрики Доуфу, 1916 г.

К 1917 году Общество открыло дополнительные школы в Пекине, Баодине и Чансиндяне в Северном Китае. [ 11 ] Учащиеся провинции Хунань хотели основать подготовительную школу, но правительство провинции Чанша отказалось помочь. В феврале 1918 года делегация отправилась в Пекин, чтобы проконсультироваться с Ли и Цаем. Финансовая поддержка, которую они получили от правительства Пекина, привлекла еще больше студентов из провинции Хунань, включая Мао Цзэдуна . Хотя Мао собирал средства для движения, сам он не учился за границей в соответствии с этим движением. [ 1 ] : 35  Цай и Ли сказали студенческим лидерам, что у правительства мало денег, но оно одолжит им средства на транспорт, взамен студенты должны будут обучать рабочих во Франции. Первая группа из тридцати студентов, отправившаяся во Францию, погасила ссуду в течение пяти месяцев, что позволило двум группам следовать за ней в год. [ 12 ]

Новые студенты происходили из самых разных слоев общества. Движение «Работа-учеба» теперь предлагало обучение за границей тем, чье образование закончилось на уровне средней школы или ниже. Подготовительные школы в Баодине и Чансиндяне требовали от поступающих только базового знания китайского языка и отсутствия «плохих привычек», таких как курение или азартные игры. Низкая плата за обучение, взимаемая в подготовительных школах, и специально сниженные тарифы на проезд на лодке, о которых Ли Шизэн договорился с французскими властями, также увеличили число студентов, которые могли принять участие в программе. [ 13 ]

В 1919 и 1920 годах, даже после подписания мира, Китайско-французская образовательная ассоциация спонсировала 17 групп китайских студентов общей численностью около 1600 человек, которые были размещены на фабриках и в школах, включая увеличение числа студентов из более бедных внутренних провинций Хунань. и Сычуань. [ 13 ] Среди них был будущий лидер Коммунистической партии Китая Дэн Сяопин , которому тогда было 16 лет, который был завербован У Юйчжэном в Чунцине. [ 14 ] и Сюй Тели , которому тогда было около 40 лет, будущий комиссар просвещения Яньань в 1937 году. [ 13 ]

Дэн прибыл во Францию ​​19 октября 1920 года, но через три месяца у Сычуаньской ассоциации, спонсировавшей его поездку, закончились деньги. Затем Дэн работал в Schneider & Co., крупнейшем французском производителе боеприпасов, в Крезо , южном городе. [ 15 ] [ 14 ] Дэн был удивлен, увидев, что белые люди обращаются с китайцами как с рабами в Шанхае и других портах по пути. Хотя он и многие его китайские коллеги считали себя экономически обеспеченными в Китае, теперь они работали долгие часы в плохих условиях, видя французские семьи, живущие в роскоши, неизвестной в Китае. Дэн научился пользоваться промышленным сварщиком, и этот навык оказался полезным, когда его отстранили от власти во время Культурной революции и отправили работать на фабрику. [ 16 ]

Инцидент в Лионе и закат программы

[ редактировать ]

В 1921 году распространился слух, что У Чжихуэй привозит сто студентов из провинций Гуандун и Гуанси, которым должно было быть отдано первое предпочтение при поступлении в институт в Лионе. Рабочие-студенты, уже находившиеся во Франции, недовольные своими ужасными условиями и опасавшиеся сокращения стипендий, отправились в Лион с протестом. Протесты переросли в беспорядки, которые привели к изгнанию их лидеров из Франции. «Лионский инцидент» превратил молодое поколение студентов в гневных критиков, которые отвергли анархизм как революционную доктрину и отвергли лидеров старшего поколения, таких как У, Ли и Цай Юаньпей. Институт выжил, но не сыграл ожидаемой центральной роли в китайско-французских отношениях. [ 17 ]

Оценка и воздействие

[ редактировать ]

Не все студенты-рабочие усвоили уроки французской цивилизации, на которые надеялись организаторы. Один студент, Ван Жуофэй , будущий китайский коммунистический лидер, выразил удовлетворение, написав:

Наш трудовой дух убедил нас, и мы почувствовали, что эти облака черного дыма также являются важным продуктом культуры и что эти грубые и готовые работники, в конце концов, вели истинный образ жизни и были строителями цивилизации. Почему я должен отвергать такой образ жизни? [ 18 ]

Однако Чэнь И , впоследствии ставший высокопоставленным коммунистическим генералом, работал на заводе Мишлен и жаловался, что фабричная жизнь не имеет ничего общего с идеалами равенства, свободы и братства, предположительно характерными для французского общества. Скорее, оно на собственном опыте показало ему «злую природу» европейского капитализма. [ 19 ]

Среди радикально настроенных студентов, приехавших во Францию ​​в 1919 году, были Цай Хэсен , Чэнь И, Ли Фучунь и Цай Чан — друзья Мао Цзэдуна из провинции Хунань. Сам Мао остался в Китае. Цай Хэсен писал Мао в августе и сентябре 1920 года, чтобы поделиться своим опытом и изложить концепцию диктатуры пролетариата, которой он научился во Франции. Он призвал Мао подготовиться к революции в Китае «в стиле октября 1917 года». Централизованная авангардная партия, которая положила бы начало пролетарской диктатуре, была необходима, настаивал Цай, для борьбы с анархизмом, с одной стороны, и буржуазной диктатурой, с другой. Он заключил, что союзником и образцом Китая будет не Франция, а Советский Союз. [ 20 ]

Среди студентов-рабочих во Франции, которые впоследствии заняли руководящие должности в Коммунистической партии Китая, были Чжоу Эньлай , Дэн Сяопин , [ 1 ] : 37  Цай Хэсен , Чэнь И, Ли Фучунь , Ли Лисань , Ли Вэйхан , Не Жунчжэнь , Ван Руофэй , Сян Цзинъюй , Сюй Дэхэн , Сюй Тели , Чжао Шиянь и Чжу Дэ Участники программы или те, кто работал с ними, кто продолжал. К видным ролям в других областях относился Ли Хуан , основатель Китайской молодежной партии .

Студентами программы были преимущественно мужчины, хотя женщин было около сорока. В число тех, кто впоследствии стал видными коммунистами, входят Чжан Ибао , Цай Чан и Сян Цзинъюй . Среди других - Чжэн Юйсю (более известный во Франции как Чэн Ю-хиу или Сумэ Чэн), который получил степень юриста в Сорбонне, женился на дипломате Вэй Даомине и стал влиятельным юристом и сторонником Китайской националистической партии . [ 21 ]

Исторический музей франко-китайской дружбы

[ редактировать ]
Вид на музей с улицы

Исторический музей франко-китайской дружбы ( французский : musée historique de l'Amitié franco-chinoise ; китайский : 中国旅法勤工俭学蒙达尔纪纪念馆 , букв. « Музей Монтаржи программы работы и обучения Китая во Франции » ) был создан правительство провинции Хунань в , Китае , которое приобрело здание в центре Монтаржи в июне 2015 года и открыло музей 27 августа 2016 года. Музей в основном посвящен Движению за прилежный труд и бережливое обучение [ 22 ] из них более 300 участников приехали в Монтаржи. [ 23 ]

Музей занимает три основных этажа дома, в котором в эпоху движения «работа-учеба» проживало несколько китайских студентов, на улице Раймон Телье, 15 в историческом центре Монтаржи. В нем рассказывается о китайском присутствии в Монтаржи в 1910-х и 1920-х годах, начиная с плодотворной встречи 16 ноября 1912 года, когда педагог Ли Шизенг (1881-1973) впервые убедил муниципальный совет города поощрять посещения китайских студентов. В музее рассказывается о пребывании в Монтаржи ряда крупных китайских деятелей первого революционного поколения, в том числе Дэн Сяопина (1904–1997) и Чжоу Эньлая (1898–1976), а также Цай Чанга (1900–1990), Цай Хэсэня (1895). -1931), Чэнь И (1901–1972), Ли Фучунь (1900–1975), Ли Вэйхан (1896–1984), Не Жунчжэнь (1899–1992), Сян Цзинъюй (1895–1928) и Чжао Шиянь (1901–1927). ) среди других.

Раздел также посвящен китайско-французским отношениям после дипломатического признания Китайской Народной Республики Шарлем де Голлем в 1964 году.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Маркиз, Кристофер ; Цяо, Кунюань (2022). Мао и рынки: коммунистические корни китайского предпринимательства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . дои : 10.2307/j.ctv3006z6k . ISBN  978-0-300-26883-6 . JSTOR   j.ctv3006z6k . OCLC   1348572572 . S2CID   253067190 .
  2. ^ Ян, Чжии (2023). Поэзия, история, память: Ван Цзинвэй и Китай в темные времена . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета . стр. 47–48. ISBN  978-0-472-05650-7 .
  3. ^ Левин (1993) , с. 30-32 .
  4. ^ Бэйли (2014) , с. 25-26 .
  5. ^ Скалапино и Ю (1961) , с. Скромное обучение во Франции.
  6. ^ Бэйли (1988) , с. 445-447.
  7. ^ Левин (1993) , с. 24.
  8. ^ Бэйли (1988) , с. 445.
  9. ^ Бурман (1968) , с. 320.
  10. ^ Сюй (2011) , стр. 200–203.
  11. ^ Левин (1993) , с. 25-29 .
  12. ^ Скалапино и Ю (1961) , Движение «Прилежный труд – бережливое обучение».
  13. ^ Jump up to: а б с Бэйли (1988) , с. 448-450.
  14. ^ Jump up to: а б «Ван Сун», « Китайские революционеры во Франции ». Архивировано 27 ноября 2010 г. в Wayback Machine (Общество англо-китайского взаимопонимания).
  15. ^ Фогель (2011) , с. 18-20.
  16. ^ Фогель (2011) , с. 18-22.
  17. ^ Левин (1993) , стр. 121–134.
  18. ^ Бэйли (1988) , с. 451.
  19. ^ Бэйли (1988) , с. 454.
  20. ^ Бэйли (1988) , с. 455-56.
  21. ^ Barman & Dulioust (1987) , стр. 9–11.
  22. ^ «Брошюра: Исторический музей франко-китайской дружбы» (PDF) . Дружба Китая и Монтаржи . 2019.
  23. ^ «Студенты вспоминают пылкую молодость покойных китайских лидеров во Франции» . Синьхуа . 14 мая 2021 г.

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 732996a47946d0ae2a619d5ece98b8d6__1721511660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/d6/732996a47946d0ae2a619d5ece98b8d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Diligent Work-Frugal Study Movement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)