Движение за прилежный труд и бережливое обучение
Движение за прилежный труд и бережливое обучение | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Движение «работа-учеба» во Франции | ||
Упрощенный китайский | Движение «работа-учеба» во Франции | ||
| |||
Французское имя | |||
Французский | Движение работы и учебы |
Движение бережливую учебу « учебы » - Рабоче учебное за в движение , часто прилежную работу и Движением работы и называемое Франция»; французский язык : Mouvement Travail-Études ) представлял собой серию программ работы и обучения, в рамках которых китайские студенты приезжали во Францию и Бельгию для работы на фабриках в качестве способа оплаты за изучение французской культуры и западной науки. Программы были направлены на обучение китайских радикалов в возрасте от 16 до 30 лет на основе личного опыта работы в рабочем движении. [ 1 ] : 35 Программы были организованы между 1912 и 1927 годами в основном группой китайских анархистов , которые приехали в Париж и хотели познакомить Китай с французской наукой и социальным идеализмом.
После организации менее масштабных программ, начиная с 1908 года, в 1916 году, после начала Первой мировой войны , китайские организаторы работали с китайским и французским правительствами над созданием программы «Прилежный труд – экономное обучение», которая привлекла менее образованных китайских рабочих, и продолжила привезти студентов после окончания войны в 1919 году. В общей сложности несколько тысяч китайцев приехали во Францию в качестве студентов-работников, хотя и не все в качестве формальных участников программы. Среди них были будущие лидеры Коммунистической партии Китая, такие как Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин , а также другие, сыгравшие видную роль в Китае.
Это движение увековечено в небольшом музее, Историческом музее франко-китайской дружбы, в городе Монтаржи , где проживали многие студенты-участники.
Происхождение
[ редактировать ]Задолго до того, как марксистский социализм проник в Китай, китайские анархисты взялись за труд и просвещение рабочего класса. Лидеры китайского анархистского движения в Париже — Ли Шизэн , У Чжихуэй , Чжан Жэньцзе . Ван Цзинвэй , [ 2 ] У Юйчжан и Цай Юаньпэй поддержали Сунь Ятсена, но призвали его добавить социальный и культурный аспект в свою программу политической революции. Они утверждали, что люди не могут освободить себя, но что образованные люди как учителя обязаны использовать моральное воспитание и личную честность, чтобы указывать другим путь. В то время большинство студентов, уехавших за границу, отправились в Японию по правительственным стипендиям, хотя Китайская образовательная миссия 1872–1881 годов и Программа стипендий для боксеров отправляли студентов в Соединенные Штаты. Парижские анархисты стремились наладить обмен с Францией, которую они считали прогрессивным и светским обществом. [ 3 ]

В 1908 году Ли Шизенг запланировал первую программу «Работа-учеба», чтобы привлечь молодых китайцев во Францию. Он открыл Usine de la Caséo-Sojaïne , производившую соевые продукты для французского рынка. Обучение рабочих будет финансироваться за счет работы на его фабрике, а их нравы будут подняты его режимом морального воспитания. Эта первая программа «Работа-Обучение» в конечном итоге привела во Францию 120 рабочих. Ли стремился взять этих рабочих-студентов, которых он называл «невежественными» и «суеверными», и превратить их в знающих и нравственных граждан, которые по возвращении домой станут образцами для нового Китая. Они прошли обучение китайскому, французскому и естественным наукам и были обязаны воздерживаться от табака, алкоголя и азартных игр. [ 4 ]
В апреле 1912 года, воодушевленные успехом китайской революции и перспективами новорожденной Китайской Республики, Ли, Чжан Жэньцзе, У Чжихуэй и Цай Юаньпэй, вернувшиеся в Пекин, основали во Франции Ассоциацию экономных исследований. ( традиционный китайский : 留法儉學會 ; упрощенный китайский : 留法俭学会 ; пиньинь : Лю Фу jiώnxué huì ), также известный как Общество рационального французского образования (Societé Rationelle des Etudiants Chinois en France). Студенты приехали из Китая по Сибирской железной дороге , поездка заняла около восемнадцати дней и стоила примерно двести долларов. [ 5 ] Общество готовило студентов к недорогому обучению (600 йен в год) во Франции и «трудом и простой жизнью прививало привычку к усердию и трудолюбию». В отличие от своего собственного опыта, когда он приехал в 1902 году в качестве «стипендиата посольства», в котором участвовала лишь горстка студентов из привилегированных семей, Ли надеялся принять в программу сотни студентов из рабочего класса. У Чжихуэй, сам выходец из бедной семьи, заметил, что на самом деле программа будет особенно полезна для студентов из богатых семей: «даже если они ничему не будут учиться, если хотя бы научатся чистить туалеты, оно того стоит». " [ 6 ]
Ассоциация открыла подготовительную школу в Пекине, которая предлагала начинающим студентам шестимесячный курс французского языка. Когда в январе 1913 года первая группа из 30 студентов-рабочих его фабрики прибыла во Францию, Ли организовал их зачисление в колледж в Монтаржи, к югу от Парижа, где его теплые отношения с городскими властями облегчили договоренности. Ассоциация создала при заводе рабочую школу, в которой Ли и У преподавали китайский и французский языки, а также общенаучные знания. [ 7 ] Работа-учеба не только сделает рабочих более осведомленными, но и устранит их «декадентские привычки» и превратит их в морально честных и трудолюбивых граждан. Был введен строгий режим — никакого курения, азартных игр и алкоголя — и рабочие должны были посвящать свое свободное время учебе. [ 8 ] В общей сложности эта программа привлекла во Францию более 120 студентов, прежде чем она была закрыта в 1913 году Юань Шикаем , новым президентом Китая, который считал ее лидеров соратниками своего соперника Сунь Ятсена. [ 9 ]
Программа «Прилежный труд и бережливое обучение»
[ редактировать ]Начало войны в 1914 году заставило Францию нанимать китайских рабочих для фабричных работ и тяжелого ручного труда. Китайский трудовой корпус во Франции в конечном итоге перевез более 130 000 рабочих, в основном из деревень Северного Китая . В июне 1915 года Ли и его парижские друзья воспользовались этой возможностью, чтобы обеспечить обучение и подготовку. Программа «Работа-учеба» была возобновлена, хотя и на другой основе, в нее были привлечены менее образованные работники, а не студенты. К марту 1916 года их парижская группа, Société Franco-Chinoise d'Education ( традиционный китайский : 華法敎育會 ; упрощенный китайский : 华法教育会 ; пиньинь : Huáfώ jiàoyùhuì ), непосредственно участвовала в наборе и обучении этих рабочих. У «Сосьете» были хорошие французские сторонники, в основном из числа левых политических сил, в том числе Альфонс Олар , первый президент «Сосьете», профессор французской истории в Сорбонне ; Мариус Муте , вице-президент и член Национальной ассамблеи от социалистов от Лиона; и Эдуард Эррио , мэр Лиона. Они оказывали давление на французское правительство, чтобы оно дало китайским рабочим техническое образование, а также работу на фабриках. Ли написал обширные статьи в Китайский трудовой журнал (Хуагон дзачжи), который знакомил читателей с западной наукой, искусством, художественной литературой и текущими событиями. [ 10 ]

К 1917 году Общество открыло дополнительные школы в Пекине, Баодине и Чансиндяне в Северном Китае. [ 11 ] Учащиеся провинции Хунань хотели основать подготовительную школу, но правительство провинции Чанша отказалось помочь. В феврале 1918 года делегация отправилась в Пекин, чтобы проконсультироваться с Ли и Цаем. Финансовая поддержка, которую они получили от правительства Пекина, привлекла еще больше студентов из провинции Хунань, включая Мао Цзэдуна . Хотя Мао собирал средства для движения, сам он не учился за границей в соответствии с этим движением. [ 1 ] : 35 Цай и Ли сказали студенческим лидерам, что у правительства мало денег, но оно одолжит им средства на транспорт, взамен студенты должны будут обучать рабочих во Франции. Первая группа из тридцати студентов, отправившаяся во Францию, погасила ссуду в течение пяти месяцев, что позволило двум группам следовать за ней в год. [ 12 ]
Новые студенты происходили из самых разных слоев общества. Движение «Работа-учеба» теперь предлагало обучение за границей тем, чье образование закончилось на уровне средней школы или ниже. Подготовительные школы в Баодине и Чансиндяне требовали от поступающих только базового знания китайского языка и отсутствия «плохих привычек», таких как курение или азартные игры. Низкая плата за обучение, взимаемая в подготовительных школах, и специально сниженные тарифы на проезд на лодке, о которых Ли Шизэн договорился с французскими властями, также увеличили число студентов, которые могли принять участие в программе. [ 13 ]
В 1919 и 1920 годах, даже после подписания мира, Китайско-французская образовательная ассоциация спонсировала 17 групп китайских студентов общей численностью около 1600 человек, которые были размещены на фабриках и в школах, включая увеличение числа студентов из более бедных внутренних провинций Хунань. и Сычуань. [ 13 ] Среди них был будущий лидер Коммунистической партии Китая Дэн Сяопин , которому тогда было 16 лет, который был завербован У Юйчжэном в Чунцине. [ 14 ] и Сюй Тели , которому тогда было около 40 лет, будущий комиссар просвещения Яньань в 1937 году. [ 13 ]
Дэн прибыл во Францию 19 октября 1920 года, но через три месяца у Сычуаньской ассоциации, спонсировавшей его поездку, закончились деньги. Затем Дэн работал в Schneider & Co., крупнейшем французском производителе боеприпасов, в Крезо , южном городе. [ 15 ] [ 14 ] Дэн был удивлен, увидев, что белые люди обращаются с китайцами как с рабами в Шанхае и других портах по пути. Хотя он и многие его китайские коллеги считали себя экономически обеспеченными в Китае, теперь они работали долгие часы в плохих условиях, видя французские семьи, живущие в роскоши, неизвестной в Китае. Дэн научился пользоваться промышленным сварщиком, и этот навык оказался полезным, когда его отстранили от власти во время Культурной революции и отправили работать на фабрику. [ 16 ]
Инцидент в Лионе и закат программы
[ редактировать ]В 1921 году распространился слух, что У Чжихуэй привозит сто студентов из провинций Гуандун и Гуанси, которым должно было быть отдано первое предпочтение при поступлении в институт в Лионе. Рабочие-студенты, уже находившиеся во Франции, недовольные своими ужасными условиями и опасавшиеся сокращения стипендий, отправились в Лион с протестом. Протесты переросли в беспорядки, которые привели к изгнанию их лидеров из Франции. «Лионский инцидент» превратил молодое поколение студентов в гневных критиков, которые отвергли анархизм как революционную доктрину и отвергли лидеров старшего поколения, таких как У, Ли и Цай Юаньпей. Институт выжил, но не сыграл ожидаемой центральной роли в китайско-французских отношениях. [ 17 ]
Оценка и воздействие
[ редактировать ]Часть серии о |
китайский коммунист Революция |
---|
Очерк гражданской войны в Китае |
![]() |
Не все студенты-рабочие усвоили уроки французской цивилизации, на которые надеялись организаторы. Один студент, Ван Жуофэй , будущий китайский коммунистический лидер, выразил удовлетворение, написав:
- Наш трудовой дух убедил нас, и мы почувствовали, что эти облака черного дыма также являются важным продуктом культуры и что эти грубые и готовые работники, в конце концов, вели истинный образ жизни и были строителями цивилизации. Почему я должен отвергать такой образ жизни? [ 18 ]
Однако Чэнь И , впоследствии ставший высокопоставленным коммунистическим генералом, работал на заводе Мишлен и жаловался, что фабричная жизнь не имеет ничего общего с идеалами равенства, свободы и братства, предположительно характерными для французского общества. Скорее, оно на собственном опыте показало ему «злую природу» европейского капитализма. [ 19 ]
Среди радикально настроенных студентов, приехавших во Францию в 1919 году, были Цай Хэсен , Чэнь И, Ли Фучунь и Цай Чан — друзья Мао Цзэдуна из провинции Хунань. Сам Мао остался в Китае. Цай Хэсен писал Мао в августе и сентябре 1920 года, чтобы поделиться своим опытом и изложить концепцию диктатуры пролетариата, которой он научился во Франции. Он призвал Мао подготовиться к революции в Китае «в стиле октября 1917 года». Централизованная авангардная партия, которая положила бы начало пролетарской диктатуре, была необходима, настаивал Цай, для борьбы с анархизмом, с одной стороны, и буржуазной диктатурой, с другой. Он заключил, что союзником и образцом Китая будет не Франция, а Советский Союз. [ 20 ]
Среди студентов-рабочих во Франции, которые впоследствии заняли руководящие должности в Коммунистической партии Китая, были Чжоу Эньлай , Дэн Сяопин , [ 1 ] : 37 Цай Хэсен , Чэнь И, Ли Фучунь , Ли Лисань , Ли Вэйхан , Не Жунчжэнь , Ван Руофэй , Сян Цзинъюй , Сюй Дэхэн , Сюй Тели , Чжао Шиянь и Чжу Дэ Участники программы или те, кто работал с ними, кто продолжал. К видным ролям в других областях относился Ли Хуан , основатель Китайской молодежной партии .
Студентами программы были преимущественно мужчины, хотя женщин было около сорока. В число тех, кто впоследствии стал видными коммунистами, входят Чжан Ибао , Цай Чан и Сян Цзинъюй . Среди других - Чжэн Юйсю (более известный во Франции как Чэн Ю-хиу или Сумэ Чэн), который получил степень юриста в Сорбонне, женился на дипломате Вэй Даомине и стал влиятельным юристом и сторонником Китайской националистической партии . [ 21 ]
Исторический музей франко-китайской дружбы
[ редактировать ]
Исторический музей франко-китайской дружбы ( французский : musée historique de l'Amitié franco-chinoise ; китайский : 中国旅法勤工俭学蒙达尔纪纪念馆 , букв. « Музей Монтаржи программы работы и обучения Китая во Франции » ) был создан правительство провинции Хунань в , Китае , которое приобрело здание в центре Монтаржи в июне 2015 года и открыло музей 27 августа 2016 года. Музей в основном посвящен Движению за прилежный труд и бережливое обучение [ 22 ] из них более 300 участников приехали в Монтаржи. [ 23 ]
Музей занимает три основных этажа дома, в котором в эпоху движения «работа-учеба» проживало несколько китайских студентов, на улице Раймон Телье, 15 в историческом центре Монтаржи. В нем рассказывается о китайском присутствии в Монтаржи в 1910-х и 1920-х годах, начиная с плодотворной встречи 16 ноября 1912 года, когда педагог Ли Шизенг (1881-1973) впервые убедил муниципальный совет города поощрять посещения китайских студентов. В музее рассказывается о пребывании в Монтаржи ряда крупных китайских деятелей первого революционного поколения, в том числе Дэн Сяопина (1904–1997) и Чжоу Эньлая (1898–1976), а также Цай Чанга (1900–1990), Цай Хэсэня (1895). -1931), Чэнь И (1901–1972), Ли Фучунь (1900–1975), Ли Вэйхан (1896–1984), Не Жунчжэнь (1899–1992), Сян Цзинъюй (1895–1928) и Чжао Шиянь (1901–1927). ) среди других.
Раздел также посвящен китайско-французским отношениям после дипломатического признания Китайской Народной Республики Шарлем де Голлем в 1964 году.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Маркиз, Кристофер ; Цяо, Кунюань (2022). Мао и рынки: коммунистические корни китайского предпринимательства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . дои : 10.2307/j.ctv3006z6k . ISBN 978-0-300-26883-6 . JSTOR j.ctv3006z6k . OCLC 1348572572 . S2CID 253067190 .
- ^ Ян, Чжии (2023). Поэзия, история, память: Ван Цзинвэй и Китай в темные времена . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета . стр. 47–48. ISBN 978-0-472-05650-7 .
- ^ Левин (1993) , с. 30-32 .
- ^ Бэйли (2014) , с. 25-26 .
- ^ Скалапино и Ю (1961) , с. Скромное обучение во Франции.
- ^ Бэйли (1988) , с. 445-447.
- ^ Левин (1993) , с. 24.
- ^ Бэйли (1988) , с. 445.
- ^ Бурман (1968) , с. 320.
- ^ Сюй (2011) , стр. 200–203.
- ^ Левин (1993) , с. 25-29 .
- ^ Скалапино и Ю (1961) , Движение «Прилежный труд – бережливое обучение».
- ^ Jump up to: а б с Бэйли (1988) , с. 448-450.
- ^ Jump up to: а б «Ван Сун», « Китайские революционеры во Франции ». Архивировано 27 ноября 2010 г. в Wayback Machine (Общество англо-китайского взаимопонимания).
- ^ Фогель (2011) , с. 18-20.
- ^ Фогель (2011) , с. 18-22.
- ^ Левин (1993) , стр. 121–134.
- ^ Бэйли (1988) , с. 451.
- ^ Бэйли (1988) , с. 454.
- ^ Бэйли (1988) , с. 455-56.
- ^ Barman & Dulioust (1987) , стр. 9–11.
- ^ «Брошюра: Исторический музей франко-китайской дружбы» (PDF) . Дружба Китая и Монтаржи . 2019.
- ^ «Студенты вспоминают пылкую молодость покойных китайских лидеров во Франции» . Синьхуа . 14 мая 2021 г.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейли, Пол (1988). «Китайское движение работы и учебы во Франции». Китай Ежеквартальный . 115 (115): 441–461. дои : 10.1017/S030574100002751X . S2CID 154375449 .
- —— (2011). «Китайско-французские связи и Первая мировая война» (PDF) . Журнал Британской ассоциации китайских исследований . 1 :1–16.
- —— (2014), «Культурные произведения в новом глобальном пространстве: Ли Шизэн и новый китайский франкофильский проект в начале двадцатого века» , в Линь, Пейинь; и др. (ред.), Печать, прибыль и восприятие: идеи, информация и знания в китайских обществах, 1895–1949 , Лейден: Брилл, стр. 17–39, ISBN. 978-9004259119
- Бармен Женевьева; Дулиуст, Николь (1987). «Забытая группа: китайские студенты-работники во Франции» (PDF) . Китайские исследования . 6 (2): 9–45. дои : 10.3406/etchi.1987.1067 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 августа 2015 г. Проверено 1 августа 2014 г.
- Бурман, Ховард Л., изд. (1968). «Ли Ши-цэн». Биографический словарь республиканского Китая, том II . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 319–321.
- Дюлиуст, Николь; Бармен, Женевьева (1988). «Французские годы Дэн Сяопина». Двадцатый век. Обзор истории . 20 :17–34. дои : 10.3406/xxs.1988.2793 .
- Ян, Хэ (2014) [1968]. «Зарубежные китайцы во Франции и обществе Нового Света: культура, бизнес, государство и транснациональные связи, 1906–1949» . В Лейтнере, Мехтильд; Гойхман, Изабелла (ред.). Государство, общество и управление в республиканском Китае . Мюнстер: LIT Verlag Münster. стр. 49–63. ISBN 978-3-643-90471-3 . Проверено 2 октября 2018 г.
- Левин, Мэрилин Авра (1993). Найденное поколение: китайские коммунисты в Европе двадцатых годов . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0295972404 .
- Скалапино, Роберт А.; Ю, Джордж Т. (1961). Китайское анархическое движение . Беркли: Центр китайских исследований, Институт международных исследований, Калифорнийский университет.
- Фогель, Эзра Ф. (2011). Дэн Сяопин и трансформация Китая . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 9780674055445 .
- Сюй, Гоци (2011). Незнакомцы на Западном фронте: китайские рабочие в Великой войне . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674049994 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Движение работы-учебы », Презентация Франко-китайского института Лиона, Муниципальная библиотека Лиона.