Сожительство (правительство)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2010 г. ) |
Сожительство — это система разделенного правительства , которая возникает в полупрезидентских системах , таких как Франция , когда президент принадлежит к другой политической партии , чем большинство членов парламента . Это происходит потому, что такая система заставляет президента назначать премьер- министра ( премьер-министра ), который будет приемлем для партии большинства в парламенте. Таким образом, сосуществование происходит из-за двойственности исполнительной власти: независимо избранного президента и премьер-министра, который должен быть приемлем как для президента, так и для законодательного органа.
Франция
[ редактировать ]Сожительство имело место во Франции в 1986–1988, 1993–1995 и 1997–2002 годах. Президент столкнулся с оппозиционным большинством в Национальном собрании и был вынужден выбрать из них свое правительство.
Происхождение
[ редактировать ]Сожительство было продуктом Пятой французской республики , хотя и непреднамеренным. Эта конституция объединила президента со значительными исполнительными полномочиями и премьер-министра , ответственного перед парламентом . Задача президента состояла прежде всего в том, чтобы выйти из тупика и действовать решительно, чтобы избежать застоя, преобладавшего во времена Четвертой французской республики ; Аналогичным образом премьер-министр должен был «направлять работу правительства», обеспечивая сильное руководство законодательной властью и помогая преодолевать партийные ссоры.
С 1962 года президенты Франции избираются всенародным голосованием, заменив коллегию выборщиков , которая использовалась только один раз. Это изменение было призвано дать президентам Пятой республики больше власти, чем они могли иметь в соответствии с первоначальной конституцией. Хотя президент по-прежнему считался символом и воплощением нации, он также получил народный мандат. Конечно, партия большинства в Национальной ассамблее также сохранила власть, но поскольку всенародно избранный президент назначил премьер-министра, считалось, что первая имеет преимущество в любом конфликте между исполнительной и законодательной властью. Более того, дисбаланс дополнительно иллюстрируется тем фактом, что президент может распустить Ассамблею в любое время (но не чаще одного раза в год), тогда как законодательный орган не имеет полномочий по смещению президента.
Единственным предостережением в отношении этой позиции президентского превосходства был тот факт, что избрание президента на пост премьер-министра требовало одобрения Национальной ассамблеи , нижней палаты парламента: поскольку ассамблея может распустить правительство путем вотума недоверия , из этого следует, что что премьер-министр должен иметь большинство в собрании. Это не было проблемой, пока законодательное большинство было на стороне президента, и действительно, де Голль , который был ответственным за большую часть Конституции, предполагал, что президент уйдет в отставку, если люди откажутся от него на выборах в собрание, и тогда он откажется от него на выборах в собрание. избрать нового президента (во Франции нет вице-президента), и новые выборы состоятся менее чем через два месяца после отставки, причем новый президент избирается на новый, полный срок; это произошло в 1969 году, когда де Голль подал в отставку, потому что народ проголосовал против предложенного им референдума .
Первый «промах» с сожительством произошел с избранием -социалиста президента Франсуа Миттерана правая коалиция, возглавляемая Голлистским объединением за республику в 1981 году . В то время собрание контролировала . Почти сразу же Миттеран воспользовался своими полномочиями и назначил выборы в собрание, и электорат вернул собрание с абсолютным большинством социалистов , положив конец предполагаемому кризису.
Однако, когда пять лет спустя в 1986 году, как требовалось, были проведены выборы в собрание, социалисты потеряли большинство правых. Миттеран решил остаться президентом, начав первое совместное проживание.
Сожительство на практике
[ редактировать ]Всего было три периода сосуществования, но каждый из них примечателен тем, что иллюстрирует колебание полномочий между президентом и премьер-министром.
Период Миттерана – Ширака (1986–1988)
[ редактировать ]После выборов в собрание 1986 года Миттеран был вынужден выдвинуть на пост премьер-министра Жака Ширака , лидера «Объединения за республику» (RPR), крупнейшей партии в коалиции большинства. На протяжении всего сожительства Миттерана и Ширака президент сосредоточивался на своих внешних обязанностях и позволял Шираку контролировать внутренние дела. Поскольку Миттеран был дистанцирован от этой политики, Ширак начал обращать вспять многие реформы Миттерана, снизив налоги и приватизировав многие национальные предприятия. Однако были и напряженные моменты, например, когда Миттеран отказался подписывать указы , замедляя реформы, требуя от Ширака провести свои законопроекты через парламент. [ 1 ] Это продолжалось два года до 1988 года, когда недавно переизбранный Миттеран призвал к новым выборам в законодательные органы, на которых победило левое большинство, и они длились пять лет.
Период Миттерана – Балладюра (1993–1995)
[ редактировать ]В 1993 году президент Миттеран оказался в аналогичном положении, когда правые получили большинство в 80% на выборах в Национальное собрание . В очередной раз ему пришлось назначить оппозиционера от партий РПР и Союза за французскую демократию (UDF). На этот раз он назначил Эдуара Балладюра на пост премьер-министра , поскольку Ширак был сосредоточен на том, чтобы баллотироваться на пост президента, а не стать премьер-министром в третий раз. Балладюр сохранял этот пост на протяжении всего совместного проживания до 18 мая 1995 года, когда Жак Ширак вступил в должность президента.
Период Ширака – Жоспена (1997–2002 гг.)
[ редактировать ]В 1995 году лидер правых Жак Ширак сменил Миттерана на посту президента, и, поскольку правые имели большинство в ассамблее, он смог назначить своего коллегу-члена РПР Алена Жюппе своим премьер-министром, положив конец сосуществованию сменой президента. Такое соотношение президента и собрания должно было продлиться, по крайней мере, до обычно запланированных выборов в собрание 1998 года.
Однако в 1997 году президент Ширак принял злополучное стратегическое решение распустить парламент и назначить досрочные выборы в законодательные органы. Этот план имел неприятные последствия, когда французский электорат снова повернулся к левым и удалил правое большинство в законодательстве. Ширак был вынужден назначить на пост премьер-министра социалиста Лионеля Жоспена . Жоспен оставался премьер-министром до выборов 2002 года, что сделало этот третий срок совместного проживания самым продолжительным за всю историю - одним из пяти лет. Ширак назвал это состоянием «паралича» и обнаружил, что особенно трудно организовать предвыборную деятельность Национального собрания.
Поскольку премьер-министром стал Жоспен, политическое влияние Ширака было ограничено, и он не имел права голоса в отношении некоторых крупных реформ, проводимых левым большинством. Сюда входит закон 1998 года о сокращении рабочей недели с 39 до 35 часов, который вступил в силу в 2000 году.
Наблюдения
[ редактировать ]Аренд Лейпхарт утверждает, что Пятая французская республика обычно действует в рамках президентской системы , но в условиях совместного проживания она фактически меняется, по крайней мере с точки зрения внутренней политики, на парламентскую систему , в которой премьер-министр контролирует законодательную повестку дня и полномочия президента. ограничиваются внешней политикой и обороной. [ 2 ]
Общая проблема во время сосуществования заключается в том, что каждый лидер хочет, чтобы его или ее собственная политика проводилась так, чтобы общественность положительно относилась к их стратегиям, и он или она будут избраны, когда придет время. Поскольку каждая сторона находится в состоянии конкуренции, возможностей для прогресса мало, поскольку трения между обеими сторонами сдерживают друг друга. Хотя лидеры одного и того же политического спектра помогают друг другу в принятии решений, находясь у власти одновременно, сожительство может привести к падению национального авторитета и сделать страну внешне небезопасной.
Хотя первоначально это считалось невероятным, Франция управлялась в условиях сосуществования лидеров почти половину периода с 1986 по 2006 год, что позволяет предположить, что французы больше не боятся перспективы разделения власти двумя партиями.
Перспективы на будущее
[ редактировать ]В 2000 году по инициативе премьер-министра Лионеля Жоспена и вопреки воле президента Ширака Жака [ 3 ] Срок полномочий президента был сокращен с семи до пяти лет, и это изменение было принято на референдуме . Кроме того, выборы в законодательные органы теперь проводятся через месяц после президентских, что создает эффект «последнего следа» , побуждающий тех, кто победил на президентских выборах, подтвердить свой голос через месяц во время выборов в законодательные органы. [ нужна ссылка ]
Практически одновременность президентских и законодательных выборов делает сосуществование менее вероятным, уменьшая вероятность серьезных изменений в общественном мнении между двумя выборами, но сосуществование остается возможным, даже если общественное мнение остается стабильным. Например, группа избирателей (например, избиратели левых сил) может быть разделена между двумя или более кандидатами в президенты, что делает маловероятной победу любого из кандидатов этой группы на президентских выборах, но эти проблемы координации могут быть решены на выборах в законодательные органы. , что привело к разным результатам на двух выборах. Альтернативно, партия, получившая большинство поддержки как на президентских, так и на выборах в законодательные органы, может, тем не менее, не иметь возможности контролировать Национальное собрание, поскольку эта поддержка распределяется неравномерно по законодательным округам. В другом сценарии кандидат в президенты от новой партии может стать президентом, несмотря на то, что у его партии нет кандидатов или партийного аппарата для победы на выборах в законодательные органы.
Сожительство также может иметь место, если президентские и законодательные выборы происходят в разное время из-за чрезвычайных обстоятельств. Например, президент может распустить Ассамблею и назначить новые выборы в середине срока, что теоретически может привести к победе другой партии (хотя президент, конечно, постарается избежать назначения выборов, если такой результат вероятен), как это может произойти в В 2024 году, после того как Эммануэль Макрон сделал именно это. Президент также может умереть, стать недееспособным, уйти в отставку или подвергнуться импичменту в течение своего срока, что приведет к новым президентским выборам. Результатом может стать сосуществование, хотя тогда новый президент, скорее всего, назначит выборы в новую ассамблею.
В другом месте в Европе
[ редактировать ]Финляндия
[ редактировать ]Конституция Финляндии , написанная в 1918 году, изначально была похожа на французскую систему 40 лет спустя. В него вошли четкие положения о том, что президент уделяет особое внимание национальной безопасности и международным отношениям. Соглашение было компромиссом между монархистами и парламентариями. По сути, вместо конституционной монархии была принята сильная президентская власть . Новая конституция 2000 года сократила полномочия президента, передав право выбирать премьер-министра парламенту. Сосуществование происходит часто, поскольку в Финляндии есть несколько влиятельных партий, которые не сильно поляризованы между левыми и правыми, а также поскольку срок полномочий парламента короче (четыре года), чем президентский срок (шесть лет). Теоретически президент должен оставаться строго беспартийным, а президенты обычно формально отказываются от членства в партии, находясь у власти. [ нужна ссылка ]
Грузия
[ редактировать ]Грузия пережила период сосуществования с 2012 по 2013 год, вызванный поражением правящей партии «Единое национальное движение» от оппозиционной коалиции «Грузинская мечта » на парламентских выборах 2012 года . В то же время вступила в силу новая конституционная система, и лидер проигравшей партии, действующий президент Михаил Саакашвили , был вынужден назначить лидера «Грузинской мечты» Бидзину Иванишвили премьер -министром . Согласно отчету Еврокомиссии , с истечением двух президентских сроков Саакашвили и победой кандидата от «Грузинской мечты» Георгия Маргвелашвили на президентских выборах 2013 года Грузия завершила сложный и мирный переход от президентской к парламентской системе. Период совместного проживания в том же отчете оценен как «непростой, но работоспособный». [ 4 ]
Польша
[ редактировать ]Президент Польши должен быть беспартийным, пока находится у власти, но до сих пор все президенты избирались как партийные кандидаты. Сожительство произошло в 2007 году, когда президент Лех Качиньский был вынужден назначить Дональда Туска , своего главного соперника на президентских выборах 2005 года премьер - министром .
В 2023 году, после поражения действующей партии , президент Анджей Дуда попытался повторно назначить действующего премьер-министра Матеуша Моравецкого в правительство меньшинства , но две недели спустя Моравецкий потерял вотум недоверия, и парламент назначил бывшего премьер-министра Дональда Туска своим третьим кандидатом. кабинет .
Периоды совместного проживания пришлись на следующие годы: 1989–1990 ( Ярузельский ), 1993–1995 ( Валенса ), 1997–2001, 2005 [кратко] ( Квасьневский ), 2007–2010 ( Л.Качиньский ), 2015 [кратко] и 2023 – настоящее время (Дуда).
Румыния
[ редактировать ]стал Румынский политический кризис 2012 года крупным политическим конфликтом между премьер-министром Виктором Понтой из Социал-демократической партии и правоцентристским президентом Траяном Бэсеску после того, как первому было предложено сформировать правительство в мае 2012 года. Спор перерос в гражданское неповиновение и якобы демократический откат , [ 5 ] продлится до тех пор, пока в декабре обе стороны не подпишут соглашение об институциональном сосуществовании.
В Румынии было шесть периодов сосуществования с участием двух президентов и пяти премьер-министров.
- Сожительство Бэсеску и Таричану (2007–2008 гг.)
- Это сосуществование произошло из-за увольнения в апреле 2007 года министров, принадлежащих к Демократической партии (ДП), которая поддержала кандидатуру президента Бэсеску и которая числила Бэсеску в числе своих членов до его избрания в 2004 году. Это увольнение привело к формированию второго правительства Тэричану, в состав которого вошли Национал-либеральная партия (НЛП) и Демократический союз венгров Румынии (ДСП). Коалиционное правительство, хотя и возглавляло меньшинство депутатов, получило внешнюю поддержку со стороны Социал-демократической партии (СДП). Срок полномочий Тэричану на посту премьер-министра закончился в декабре 2008 года, после выборов в законодательные органы в предыдущем месяце, что положило конец совместному проживанию.
- Сожительство Бэсеску и Понта (2012–2014 гг.)
- Сожительство между президентом Бэсеску и премьер-министром Понтой началось после успешного вотума недоверия правительству во главе с Михаем Рэзвану Унгуряну , которое было поддержано Демократической либеральной партией (ДЛП), Национальным союзом за прогресс Румынии (УНПР) и Демократический союз венгров Румынии (UDMR). В мае 2012 года к власти пришло новое правительство, в которое вошли Социал-демократическая партия (СДП) и Национал-либеральная партия (НЛП) под руководством Виктора Понты. Первый срок полномочий Понты ознаменовался серьезным политическим кризисом между ним и президентом Бэсеску, который привел к отстранению последнего и референдуму об импичменте в июле 2012 года. Новое парламентское большинство было усилено после выборов в законодательные органы в декабре 2012 года, поскольку Социал-либеральный союз (USL) получил подавляющее большинство мест. Альянс в конечном итоге распался в феврале 2014 года. Этот период сосуществования закончился в декабре 2014 года, когда президент Бэсеску покинул свой пост, и его заменил Клаус Йоханнис .
- Сожительство Джона и Понты (2014–2015)
- Президент Клаус Йоханнис начал свой президентский срок в декабре 2014 года, одержав победу на президентских выборах за месяц до этого, опередив действующего премьер-министра Виктора Понту. Поскольку выборы в законодательные органы не проводились, парламентское большинство не изменилось, и Понта смог остаться на посту премьер-министра, несмотря на свое поражение. Виктор Понта ушел в отставку в ноябре 2015 года, его заменил Дачиан Чолош.
- Сожительство Йоханниса и Гриндяну (2017)
- В декабре 2016 года состоялись выборы в законодательные органы , которые привели к формированию коалиционного правительства, включающего Социал-демократическую партию (СДП) и Альянс либералов и демократов (АЛДЕ). Лидер Социал-демократической партии Ливиу Драгня занял пост председателя Палаты депутатов, а Сорин Гриндяну занял пост премьер-министра. В конечном итоге Гриндяну был уволен в результате вотума недоверия из-за напряженности внутри правящей коалиции в июне 2017 года, и его заменил Михай Тудосе из той же партии.
- Сожительство Джона и Тудосе (2017–2018)
- Кабинет Тудосе вступил в должность на фоне увольнения предыдущего кабинета министров во главе с Сорином Гриндяну в июне 2017 года. Премьер-министром стал Михай Тудосе, который в предыдущем правительстве был министром экономики. В его состав вошли те же партии, которые участвовали в правительстве Гриндяну. Тудосе решил уйти в отставку в январе 2018 года из-за напряженности внутри правящей коалиции. Его заменила Виорика Дэнчилэ.
- Сожительство Йоханниса и Данчилэ (2018–2019)
- Виорика Дэнчилэ, член Европейского парламента от Социал-демократической партии , вступила в должность премьер-министра после отставки своего предшественника Михая Тудосе. Она первая женщина-глава правительства Румынии.
Россия
[ редактировать ]В России Государственная Дума должна утвердить премьер-министра, выбранного президентом . Однако если Государственная Дума трижды подряд отклонит кандидата(ов) Президента, Президент имеет право распустить Государственную Думу и назначить выборы в законодательные органы, но не может сделать это в течение года после последних выборов, которые в этот период может привести к совместному проживанию.
Хотя в остальное время совместное проживание маловероятно, оно может иметь место, когда в Госдуме нет устойчивого, лояльного президенту большинства. Таким образом, сожительство развивалось в период с 1998 по 1999 год, когда Госдума дважды отказала в назначении Виктора Черномырдина премьер-министром. Однако, поскольку назначение нового премьер-министра было вызвано недавним дефолтом , существовал риск того, что оппозиция улучшит свой результат после досрочных выборов, что, в свою очередь, приведет к еще большей напряженности между президентом Борисом Ельциным и Госдумой. Тем более, что в это время подготовка к процессу импичмента уже шла . В результате Борису Ельцину пришлось выдвинуть на пост премьер-министра Евгения Примакова , имевшего широкую поддержку среди левой оппозиции.
Украина
[ редактировать ]Сожительство в полупрезидентской системе также существовало в Украине в период с 2006 по 2010 год. После украинских парламентских выборов 2006 года президент Украины Виктор Ющенко был вынужден назначить Виктора Януковича , своего соперника на президентских выборах 2004 года , премьер-министром в августе 2006 года.
Азия
[ редактировать ]Палестинская национальная администрация
[ редактировать ]Палестинская национальная администрация , квазиправительственная организация, отвечающая за управление палестинскими территориями , действует в рамках полупрезидентской республики с момента создания должности премьер-министра 2003 года весной . Назначать кого-либо премьер-министром, при учреждении должности существовало негласное соглашение, согласно которому премьер-министр будет назначаться от партии большинства в Законодательном совете . Эта договоренность привела к периоду совместного проживания после выборов в законодательные органы 2006 года , на которых ФАТХ президент Махмуд Аббас назначил ХАМАС лидера Исмаила Ханию премьер-министром после победы ХАМАСа на выборах. Однако сосуществование продлилось недолго, поскольку средства были удержаны у Палестинской автономии, а в декабре 2006 года вспыхнули военные действия между Фатхом и Хамасом , что привело к назначению временного правительства во главе с Саламом Файядом 14 июня 2007 года.
Шри-Ланка
[ редактировать ]Политика Шри-Ланки в течение нескольких лет была свидетелем ожесточенной борьбы между президентом и премьер-министром , принадлежащими к разным партиям и избираемыми отдельно, по поводу переговоров с ТОТИ по разрешению многолетней гражданской войны . С 1978 года Шри-Ланка перешла от парламентской системы к полупрезидентской системе, при которой президент обладает большей исполнительной властью.
Другие страны
[ редактировать ]Сожительство не происходит в рамках стандартных президентских систем . Хотя в ряде президентских демократий , таких как США , власть разделена между президентом и законодательными органами различных политических партий, это еще одна форма разделенного правительства . В этой ситуации исполнительной властью руководит президент одной партии, который занимает пост в течение фиксированного многолетнего срока, даже если и пока законодательный орган контролируется другой партией; в условиях сосуществования, напротив, исполнительная власть разделена между президентом одной партии и кабинетом другой партии. Таким образом, сосуществование происходит только в системах, в которых есть как парламентское правительство (т.е. министры, подотчетные парламенту), так и непосредственно избираемый исполнительный президент, т.е. полупрезидентские системы. В настоящей парламентской системе глава государства, будь то президент или конституционный монарх, не имеет существенного влияния на правительство.
Как видно выше, теория сожительства больше не ограничивается Францией . Однако существует не так много стран, где существует конституционная структура, в которой это могло бы произойти. Поскольку некоторые из новых демократий Восточной Европы приняли институты, очень похожие на французские, сосуществование может стать более распространенным, но если эти страны изберут свои исполнительные и законодательные органы одновременно или почти в одно и то же время, как это делает сейчас Франция, тогда сожительство станет менее распространенным. вероятный.
См. также
[ редактировать ]- Коалиционное правительство
- Большая коалиция
- Правительство национального единства
- Разделенное правительство в США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пулар, Жан В. (1990). «Французский двойной руководитель и опыт сожительства». Политология ежеквартально . 105 (2): 243–267. дои : 10.2307/2151025 . JSTOR 2151025 .
- ^ Лейпхарт, Аренд (1999). Модели демократии . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 110. ИСБН 978-0-300-07893-0 .
- ^ «Пятилетний срок: в 2000 году, после пятидесяти дней противостояния, Жискар д'Эстен и Жоспен заставили Ширака прогнуться» . Le Monde.fr (на французском языке). 23 сентября 2020 г. Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ «Рабочий документ Объединенного штаба: Прогресс в реализации Европейской политики соседства в Грузии в 2013 году и рекомендации к действию» (PDF) . Европейская комиссия. 27 марта 2014 г. с. 2 . Проверено 27 ноября 2016 г.
- ^ «Германия, США: Борьба за власть в Румынии вредит демократии» . Рейтер . 7 июля 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/south_asia/3256649.stm
- Раймонд, Дж. (2000) Президент: все еще «республиканский монарх»? в Раймонде, Дж. (редактор) Структуры власти в современной Франции, Macmillan Press, Basingstoke
- Сартори, Дж. (1997) Сравнительная конституционная инженерия, 2-е изд., Macmillan Press, Бейзингсток
- Элджи, Р. (2003) Политические институты в современной Франции, OUP, Оксфорд
- Кнапп А. и Райт В. (2001) Правительство и политика Франции, 4-е изд., Рутледж, Лондон
- Маррани, Д. (2009), «Полупрезидентизм по-французски: недавняя конституционная эволюция «двуглавой» исполнительной власти», Конституционный FORUM конституционель , vol. 18, нет. 2, 2009 г., доступно по адресу: https://web.archive.org/web/20120511074704/http://www.law.ualberta.ca/centres/ccs/publications/journals/constitutionalforum/Volume18overview .
- Коэнде, М. (2005) «Сожительство французов: полезный эксперимент?» CEFC:Китай
- People's Daily Online, (2002 г.), Франция прощается с «сожительством правых и левых» , понедельник, 17 июня 2002 г. (последний доступ 16 февраля 2006 г.).
- Шайло, Т. (2002) Приглушенная реакция, когда Франция поворачивает вправо , понедельник, 10 июня 2002 г. (последний доступ 15 февраля 2006 г.).