Jump to content

Мария Шимановска

(Перенаправлено с Марии Агаты Шимановской )
Мария Шимановска
Мария Шимановская около 1830 г.
Мария Шимановская около 1830 г.
Справочная информация
Имя при рождении Марианна Агата Воловска
Жанры Классическая музыка
Род занятий Пианист , композитор
Инструмент Фортепиано

Мария Шимановская ( польское произношение: [ˈmarja ʂɨmaˈnɔfska] ; урожденная Марианна Агата Воловска ; Варшава , 14 декабря 1789 — 25 июля 1831, Санкт-Петербург , Россия ) — польский композитор и одна из первых профессиональных пианисток- виртуозов 19 века. Она много гастролировала по Европе , особенно в 1820-е годы, прежде чем окончательно поселиться в Петербурге . В столице российской империи она сочиняла для двора, давала концерты, преподавала музыку и руководила влиятельным салоном.

Ее композиции — в основном фортепианные пьесы, песни и другие небольшие камерные произведения, а также первые фортепианные концертные этюды и ноктюрны в Польше — олицетворяют блестящий стиль эпохи, предшествовавшей Фредерику Шопену . Она была матерью Селины Шимановской , которая вышла замуж за польского поэта-романтика Адама Мицкевича .

Биография

[ редактировать ]

Марианна Агата Воловска родилась в Варшаве , Польша , 14 декабря 1789 года в зажиточной польской семье с франкистскими еврейскими корнями. [ 1 ] [ 2 ] одним из ее предков был Саломон Бен Элайджа (или Якоб бен Иуда Лейб/Якоб Лейбович), личный помощник Джейкоба Франка . [ 3 ] Ее отец Францишек Воловски был землевладельцем и пивоваром. Ее мать Барбара Воловска (урожденная Ланкороньская) происходила из дворянского польского рода Ланкороньских . [ 4 ] История ее ранних лет и особенно ее музыкальных занятий неясна; кажется, она училась игре на фортепиано у Антони Лисовского и Томаша Гремма, [ 5 ] и композиция с Франциском Лесселем , Юзефом Эльснером и Каролем Курпинским . Салон Воловского часто посещали выдающиеся художники и интеллектуалы того времени. Погруженная в музыку с ранних лет, она посещала концерты известных музыкантов и со временем играла перед ними в собственном доме. [ 6 ] Первые публичные концерты она дала в Варшаве и Париже в 1810 году.

В том же году она вышла замуж за Юзефа Шимановского (ум. 1832), от которого, живя в Польше, у нее родилось трое детей: Елена (1811–1861), вышедшая замуж за польского адвоката Францишека Малевского , и близнецы Целина (1812–55), вышедшая замуж за Адама Мицкевича , и Ромуальда (1812–40), ставшего инженером. Дети остались с Марией после ее расставания с Шимановским в 1820 году. Брак закончился разводом.

Шимановская умерла от холеры во время эпидемии летом 1831 года в Санкт-Петербурге . [ 5 ]

Предполагается, что она не имеет отношения к Каролю Шимановскому , который считается самым известным польским композитором 20-го века. [ 7 ]

Спектакли

[ редактировать ]
Шимановская за фортепиано; Портрет Александра Кокулара .

Ее профессиональная карьера фортепиано началась в 1815 году с выступлений в Англии в 1818 году, турне по Западной Европе в 1823–1826 годах, включая публичные и частные выступления в Германии, Франции, Англии (неоднократно), Италии, Бельгии и Голландии. [ 8 ] Некоторые из этих представлений были даны в частном порядке для членов королевской семьи; только в Англии в 1824 году ее график выступлений включал концерты в Королевском филармоническом обществе (18 мая 1824 года), на Ганновер-сквер (11 июня 1824 года, с присутствием членов королевской семьи) и другие выступления для нескольких английских герцогов.

С 1822 по 1823 год Шимановская гастролировала во многих городах русских территорий XIX века, включая Москву, Киев, Ригу и Санкт-Петербург. Там она выступала при Императорском дворе и получила звание Первой пианистки. В Санкт-Петербурге Мария познакомилась с Иоганном Непомуком Гуммелем и выступила с ним. [ 9 ]

В 1824 году Мария выступала для Королевского филармонического общества в Лондоне (18 мая), на Ганновер-сквер для королевской семьи (11 июня) и в нескольких частных домах для герцогов Гамильтона, Кента и Нортумберленда. [ 9 ]

Ее игра была очень хорошо принята как критиками, так и публикой, что принесло ей репутацию обладательницы тонкого тона, лирического чувства виртуозности и оперной свободы. Она была одним из первых профессиональных пианистов-виртуозов в Европе XIX века и одной из первых пианисток, исполнявших заученный репертуар публично, на десять лет опередив Ференца Листа и Клару Шуман . [ 10 ] После многих лет гастролей она на некоторое время вернулась в Варшаву, а затем в начале 1828 года переехала сначала в Москву, а затем в Санкт-Петербург, где служила придворной пианисткой императрицы России Александры Федоровны .

Композиции

[ редактировать ]

Шимановская написала около 100 фортепианных пьес. Как и многие женщины-композиторы своего времени, она писала музыку преимущественно для инструментов, к которым у нее был доступ, включая множество сольных фортепианных пьес и миниатюр, песен и некоторых камерных произведений. предромантического периода Стилистически ее работы обычно называют частью блестящего стиля и польского сентиментализма. Исследователь Шимановской Славомир Добжаньский следующим образом описывает ее игру и ее историческое значение:

Ее этюды и прелюдии демонстрируют новаторское письмо на клавиатуре; Ноктюрн си-бемоль — ее самое зрелое фортепианное сочинение; Мазурки Шимановской представляют собой одну из первых попыток стилизации танца; «Фантазия» и «Каприз» содержат впечатляющий словарь фортепианной техники; ее полонезы следуют традиции написания полонезов, созданной Михалом Клеофасом Огинским . Музыкальный стиль Шимановской параллелен композиционной отправной точке Фредерика Шопена; многие из ее композиций оказали очевидное влияние на зрелый музыкальный язык Шопена. [ 11 ]

Хотя ученые спорят о степени ее влияния на ее соотечественника Шопена, [ 12 ] ее карьера пианистки и композитора поразительно предвещает его собственную, а также более широкую тенденцию в Европе XIX века к пианистке-виртуозу/композитору, чьи исполнительские способности расширили ее технические возможности как композитора.

Репутация

[ редактировать ]

Благодаря своему статусу артиста-перформанса и благодаря своему салону Шимановская развила прочную сеть связей с некоторыми из самых известных композиторов, музыкантов-исполнителей и поэтов своего времени, включая Людвига ван Бетховена , Луиджи Керубини , Фредерика Шопена , Джоаккино. Россини , Иоганн Хаммель , Джон Филд ; Пьер Байо , Джудитта Паста ; Иоганн Вольфганг фон Гете и Адам Мицкевич . Бетховен, Гуммель и Филд посвящали ей свои композиции. Ходят слухи, что Гете сильно влюбился в нее. [ 13 ] Салон, который она открыла в Санкт-Петербурге, привлекал особенно видную публику, что повысило ее статус придворного музыканта.

Современные работы

[ редактировать ]

Дискография

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джонатан Беллман , Польская баллада Шопена: соч. 38 как «Рассказ о национальном мученичестве» , Oxford University Press, США (2010), стр. 38. 120
  2. ^ Халина Гольдберг, Музыка в Варшаве Шопена , Oxford University Press (2008), стр. 183
  3. ^ Славомир Добжанский, Мария Шимановская: пианистка и композитор , Польский музыкальный центр в Университете Южной Калифорнии (2006), стр. 27.
  4. ^ Игорь Боэлза , Мария Шимановская . Москва: Издательство Академии наук , 1956, 186 страниц.
  5. ^ Jump up to: а б Чапель, Элизабет Запольска (2011). «Мария Шимановская, великий талант, граничащий с безумием» . ПИАНО . 25 . Проверено 7 ноября 2015 г.
  6. ^ Мария Шимановская (Портреты польских композиторов) , получено 21 ноября 2023 г.
  7. ^ «Шимановская, Симановская, Мария, Мария, Мария Агата, род. Воловска» (на немецком языке). Институт Софи Дринкер . Проверено 11 июня 2016 г.
  8. ^ Добжанский, Славомир П. (2001). Мария Шимановская (1789-1831): пианистка и композитор . Анн-Арбор: Университет Коннектикута.
  9. ^ Jump up to: а б Чехлинская, Зофия (2001). «Шимановская [урожденная Воловская], Мария Агата» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.27327 . Проверено 28 января 2023 г.
  10. ^ Шварц, Энн (2009). «Музыка, экономика и общество: карьерный путь Шимановской в ​​России 1820-х годов» .
  11. ^ Добжанский, Славомир (2001). Мария Шимановская (1789–1831): пианистка и композитор (Дисс. DMA). Университет Коннектикута. (Цитата из аннотации)
  12. ^ Добжанский, Славомир (лето 2002 г.). «Мария Шимановская и Фридерик Шопен: параллелизм и влияние» . Польский музыкальный журнал . 5 (1). ISSN   1521-6039 . Архивировано из оригинала 18 сентября 2015 года . Проверено 7 ноября 2015 г.
  13. ^ Бриско, младший (ред.). (2004). Новая историческая антология женской музыки (Том 1). Издательство Университета Индианы. Стр. 126-127.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чехлинская, Зофия (2001). Шимановская [урожденная Воловска], Мария Агата , в Grove Music Online , изд. Л. Мэйси. (По состоянию на 13 февраля 2007 г.).
  • Фиерро, Нэнси (1987). Мария Агата Шимановская, 1789–1831 . В: Историческая антология женской музыки под редакцией Джеймса Р. Бриско, 101–102. Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. Включает издание ее Ноктюрна си-бемоль мажор .
  • Сара Хэнкс Карлович (1998). Мария Шимановская (1789–1831). В: Женщины-композиторы. Музыка сквозь века под редакцией Сильвии Гликман и Марты Фурман Шлейфер, Том. 5, Нью-Йорк, 1998, 364–369.
  • Мария Анна Харли (1998). Мария Шимановская (1789–1831). В: Женщины-композиторы. Музыка сквозь века под редакцией Сильвии Гликман и Марты Фурман Шлейфер, Том. 4, Нью-Йорк, 1998, 396–420.
  • Иванейко, Мария (1959). Мария Шимановская . Краков: ШИМ
  • Киджас, Анна (2010). Мария Шимановская (1789-1831): Биобиблиография . Лэнхэм: Scarecrow Press.
  • Шварц, Энн (1985). «Мария Шимановская и салонная музыка начала девятнадцатого века». Польское обозрение 30 (1): 43–58.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 783f173b0c03ac3cf80a75504984ff07__1720395300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/07/783f173b0c03ac3cf80a75504984ff07.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maria Szymanowska - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)