Мария Шимановска
Мария Шимановска | |
---|---|
![]() Мария Шимановская около 1830 г. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Марианна Агата Воловска |
Жанры | Классическая музыка |
Род занятий | Пианист , композитор |
Инструмент | Фортепиано |
Мария Шимановская ( польское произношение: [ˈmarja ʂɨmaˈnɔfska] ; урожденная Марианна Агата Воловска ; Варшава , 14 декабря 1789 — 25 июля 1831, Санкт-Петербург , Россия ) — польский композитор и одна из первых профессиональных пианисток- виртуозов 19 века. Она много гастролировала по Европе , особенно в 1820-е годы, прежде чем окончательно поселиться в Петербурге . В столице российской империи она сочиняла для двора, давала концерты, преподавала музыку и руководила влиятельным салоном.
Ее композиции — в основном фортепианные пьесы, песни и другие небольшие камерные произведения, а также первые фортепианные концертные этюды и ноктюрны в Польше — олицетворяют блестящий стиль эпохи, предшествовавшей Фредерику Шопену . Она была матерью Селины Шимановской , которая вышла замуж за польского поэта-романтика Адама Мицкевича .
Биография
[ редактировать ]Марианна Агата Воловска родилась в Варшаве , Польша , 14 декабря 1789 года в зажиточной польской семье с франкистскими еврейскими корнями. [ 1 ] [ 2 ] одним из ее предков был Саломон Бен Элайджа (или Якоб бен Иуда Лейб/Якоб Лейбович), личный помощник Джейкоба Франка . [ 3 ] Ее отец Францишек Воловски был землевладельцем и пивоваром. Ее мать Барбара Воловска (урожденная Ланкороньская) происходила из дворянского польского рода Ланкороньских . [ 4 ] История ее ранних лет и особенно ее музыкальных занятий неясна; кажется, она училась игре на фортепиано у Антони Лисовского и Томаша Гремма, [ 5 ] и композиция с Франциском Лесселем , Юзефом Эльснером и Каролем Курпинским . Салон Воловского часто посещали выдающиеся художники и интеллектуалы того времени. Погруженная в музыку с ранних лет, она посещала концерты известных музыкантов и со временем играла перед ними в собственном доме. [ 6 ] Первые публичные концерты она дала в Варшаве и Париже в 1810 году.
В том же году она вышла замуж за Юзефа Шимановского (ум. 1832), от которого, живя в Польше, у нее родилось трое детей: Елена (1811–1861), вышедшая замуж за польского адвоката Францишека Малевского , и близнецы Целина (1812–55), вышедшая замуж за Адама Мицкевича , и Ромуальда (1812–40), ставшего инженером. Дети остались с Марией после ее расставания с Шимановским в 1820 году. Брак закончился разводом.
Шимановская умерла от холеры во время эпидемии летом 1831 года в Санкт-Петербурге . [ 5 ]
Предполагается, что она не имеет отношения к Каролю Шимановскому , который считается самым известным польским композитором 20-го века. [ 7 ]
Спектакли
[ редактировать ]
Ее профессиональная карьера фортепиано началась в 1815 году с выступлений в Англии в 1818 году, турне по Западной Европе в 1823–1826 годах, включая публичные и частные выступления в Германии, Франции, Англии (неоднократно), Италии, Бельгии и Голландии. [ 8 ] Некоторые из этих представлений были даны в частном порядке для членов королевской семьи; только в Англии в 1824 году ее график выступлений включал концерты в Королевском филармоническом обществе (18 мая 1824 года), на Ганновер-сквер (11 июня 1824 года, с присутствием членов королевской семьи) и другие выступления для нескольких английских герцогов.
С 1822 по 1823 год Шимановская гастролировала во многих городах русских территорий XIX века, включая Москву, Киев, Ригу и Санкт-Петербург. Там она выступала при Императорском дворе и получила звание Первой пианистки. В Санкт-Петербурге Мария познакомилась с Иоганном Непомуком Гуммелем и выступила с ним. [ 9 ]
В 1824 году Мария выступала для Королевского филармонического общества в Лондоне (18 мая), на Ганновер-сквер для королевской семьи (11 июня) и в нескольких частных домах для герцогов Гамильтона, Кента и Нортумберленда. [ 9 ]
Ее игра была очень хорошо принята как критиками, так и публикой, что принесло ей репутацию обладательницы тонкого тона, лирического чувства виртуозности и оперной свободы. Она была одним из первых профессиональных пианистов-виртуозов в Европе XIX века и одной из первых пианисток, исполнявших заученный репертуар публично, на десять лет опередив Ференца Листа и Клару Шуман . [ 10 ] После многих лет гастролей она на некоторое время вернулась в Варшаву, а затем в начале 1828 года переехала сначала в Москву, а затем в Санкт-Петербург, где служила придворной пианисткой императрицы России Александры Федоровны .
Композиции
[ редактировать ]Шимановская написала около 100 фортепианных пьес. Как и многие женщины-композиторы своего времени, она писала музыку преимущественно для инструментов, к которым у нее был доступ, включая множество сольных фортепианных пьес и миниатюр, песен и некоторых камерных произведений. предромантического периода Стилистически ее работы обычно называют частью блестящего стиля и польского сентиментализма. Исследователь Шимановской Славомир Добжаньский следующим образом описывает ее игру и ее историческое значение:
Ее этюды и прелюдии демонстрируют новаторское письмо на клавиатуре; Ноктюрн си-бемоль — ее самое зрелое фортепианное сочинение; Мазурки Шимановской представляют собой одну из первых попыток стилизации танца; «Фантазия» и «Каприз» содержат впечатляющий словарь фортепианной техники; ее полонезы следуют традиции написания полонезов, созданной Михалом Клеофасом Огинским . Музыкальный стиль Шимановской параллелен композиционной отправной точке Фредерика Шопена; многие из ее композиций оказали очевидное влияние на зрелый музыкальный язык Шопена. [ 11 ]
Хотя ученые спорят о степени ее влияния на ее соотечественника Шопена, [ 12 ] ее карьера пианистки и композитора поразительно предвещает его собственную, а также более широкую тенденцию в Европе XIX века к пианистке-виртуозу/композитору, чьи исполнительские способности расширили ее технические возможности как композитора.
Репутация
[ редактировать ]Благодаря своему статусу артиста-перформанса и благодаря своему салону Шимановская развила прочную сеть связей с некоторыми из самых известных композиторов, музыкантов-исполнителей и поэтов своего времени, включая Людвига ван Бетховена , Луиджи Керубини , Фредерика Шопена , Джоаккино. Россини , Иоганн Хаммель , Джон Филд ; Пьер Байо , Джудитта Паста ; Иоганн Вольфганг фон Гете и Адам Мицкевич . Бетховен, Гуммель и Филд посвящали ей свои композиции. Ходят слухи, что Гете сильно влюбился в нее. [ 13 ] Салон, который она открыла в Санкт-Петербурге, привлекал особенно видную публику, что повысило ее статус придворного музыканта.
Современные работы
[ редактировать ]- Альбом для фортепиано . Мария Шмид-Дормус, изд. Краков: ШИМ, 1990.
- 25 мазурок . Ирена Понятовская, изд. Брин Мор, Пенсильвания: Хильдегард, 1991.
- Музыка для фортепиано . Сильвия Гликман, изд. Брин Мор, Пенсильвания: Хильдегард, 1991.
- Шесть романсов . Майя Трохимчик, изд. Брин Мор, Пенсильвания: Хильдегард, 1998.
Дискография
[ редактировать ]- Шимановская: Полное собрание танцев для фортепиано соло . Александр Кострита, фортепиано. Рояль GP685, 2015 г.
- Три поколения мазурок: Польские танцы для фортепиано Шимановской, Шопена, Шимановского . Александр Кострита, фортепиано. Божественное искусство DDA25123, 2014 г.
- Мария Шимановская: Полное собрание сочинений для фортепиано . Славомир П. Добжаньский , фортепиано. Acte Préalable AP0281-83, 2013 AP0281-83 .
- Мария Шимановская: Баллады и романсы . Эльжбета Запольска, меццо-сопрано; Барт ван Оорт, фортепиано Broadwood 1825 г. Acte Préalable AP0260, AP0260 2012 г.
- Мария Шимановская: Фортепианные произведения . Анна Циборовская, фортепиано. Дукс, 2004.
- Шимановская: Альбом . Кэрол Карниел, фортепиано. Лигия Диджитал, 2005.
- Алла Полакка: Шопен и польская фортепианная школа . Жан-Пьер Арменго , фортепиано. Мандала: Распространение Harmonia Mundi, 2000.
- Вдохновение Шопена . Карина Вишневская, фортепиано. Денон, 2000.
- Богатство и лохмотья: богатство фортепианной музыки женщин . Нэнси Фиерро, фортепиано. Арс Музыка Полония, 1993.
См. также
[ редактировать ]- Селина Шимановская (дочь Марии Шимановской; Адама Мицкевича ) жена
- Список поляков
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонатан Беллман , Польская баллада Шопена: соч. 38 как «Рассказ о национальном мученичестве» , Oxford University Press, США (2010), стр. 38. 120
- ^ Халина Гольдберг, Музыка в Варшаве Шопена , Oxford University Press (2008), стр. 183
- ^ Славомир Добжанский, Мария Шимановская: пианистка и композитор , Польский музыкальный центр в Университете Южной Калифорнии (2006), стр. 27.
- ^ Игорь Боэлза , Мария Шимановская . Москва: Издательство Академии наук , 1956, 186 страниц.
- ^ Jump up to: а б Чапель, Элизабет Запольска (2011). «Мария Шимановская, великий талант, граничащий с безумием» . ПИАНО . 25 . Проверено 7 ноября 2015 г.
- ^ Мария Шимановская (Портреты польских композиторов) , получено 21 ноября 2023 г.
- ^ «Шимановская, Симановская, Мария, Мария, Мария Агата, род. Воловска» (на немецком языке). Институт Софи Дринкер . Проверено 11 июня 2016 г.
- ^ Добжанский, Славомир П. (2001). Мария Шимановская (1789-1831): пианистка и композитор . Анн-Арбор: Университет Коннектикута.
- ^ Jump up to: а б Чехлинская, Зофия (2001). «Шимановская [урожденная Воловская], Мария Агата» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.27327 . Проверено 28 января 2023 г.
- ^ Шварц, Энн (2009). «Музыка, экономика и общество: карьерный путь Шимановской в России 1820-х годов» .
- ^ Добжанский, Славомир (2001). Мария Шимановская (1789–1831): пианистка и композитор (Дисс. DMA). Университет Коннектикута. (Цитата из аннотации)
- ^ Добжанский, Славомир (лето 2002 г.). «Мария Шимановская и Фридерик Шопен: параллелизм и влияние» . Польский музыкальный журнал . 5 (1). ISSN 1521-6039 . Архивировано из оригинала 18 сентября 2015 года . Проверено 7 ноября 2015 г.
- ^ Бриско, младший (ред.). (2004). Новая историческая антология женской музыки (Том 1). Издательство Университета Индианы. Стр. 126-127.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чехлинская, Зофия (2001). Шимановская [урожденная Воловска], Мария Агата , в Grove Music Online , изд. Л. Мэйси. (По состоянию на 13 февраля 2007 г.).
- Фиерро, Нэнси (1987). Мария Агата Шимановская, 1789–1831 . В: Историческая антология женской музыки под редакцией Джеймса Р. Бриско, 101–102. Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. Включает издание ее Ноктюрна си-бемоль мажор .
- Сара Хэнкс Карлович (1998). Мария Шимановская (1789–1831). В: Женщины-композиторы. Музыка сквозь века под редакцией Сильвии Гликман и Марты Фурман Шлейфер, Том. 5, Нью-Йорк, 1998, 364–369.
- Мария Анна Харли (1998). Мария Шимановская (1789–1831). В: Женщины-композиторы. Музыка сквозь века под редакцией Сильвии Гликман и Марты Фурман Шлейфер, Том. 4, Нью-Йорк, 1998, 396–420.
- Иванейко, Мария (1959). Мария Шимановская . Краков: ШИМ
- Киджас, Анна (2010). Мария Шимановская (1789-1831): Биобиблиография . Лэнхэм: Scarecrow Press.
- Шварц, Энн (1985). «Мария Шимановская и салонная музыка начала девятнадцатого века». Польское обозрение 30 (1): 43–58.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Добжанский, Славомир . « Мария Шимановская - Библиография». Польский музыкальный журнал 5, вып. 1 (лето 2002 г.).
- Общество Марии Шимановской
- Бесплатные партитуры Марии Шимановской в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Мария Шимановская в Find a Grave
- Материалы конференции Симпозиума Марии Шимановской 2014 г. в Анналах / Польская академия наук 16. (Научные центры в Париже: Варшава-Париж, 2014).
- Партитуры Марии Шимановской в цифровой библиотеке Polona
- 1789 рождений
- 1831 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- клавишники XIX века
- Польские музыканты XIX века
- Польские женщины XIX века
- Адам Мицкевич
- Классические пианисты Российской Империи.
- Композиторы Российской Империи.
- Выходцы из Российской империи польского происхождения
- Иоганн Вольфганг фон Гете
- Музыканты из Варшавы
- Польские классические пианисты
- Поляки еврейского происхождения
- Польские композиторы-романтики
- Владельцы польских салонов
- Польские женщины-классические пианистки
- Женщины-композиторы XIX века
- Польские композиторы-классики
- Польские женщины-композиторы-классики
- Женщины-пианистки XIX века