Конрад из Кросига
Конрад Крозигский ( ок. 1162 г.) . [ 1 ] — 21 июня 1225) — немецкий прелат, крестоносец и монах. Он служил епископом Хальберштадта с 1201 по 1208 год и принял участие в Четвертом крестовом походе в 1202–1204 годах. Он оставил свой престол и стал цистерцианским монахом в аббатстве Ситтихенбах . Выйдя на пенсию, он часто совершал папские миссии.
Конрад родился в мелкой дворянской семье и поднялся по карьерной лестнице в Хальберштадтской епархии. К 1193 году он был главным ректором, взяв на себя основную ответственность во время епископа Гардольфа отсутствия в крестовом походе 1197–1198 годов . Он поддерживал герцога Филиппа Швабского , а не графа Отто Пуату в войне за немецкое наследство , которая началась в 1198 году. По этой причине он был отлучен от церкви вскоре после своего избрания епископом и присоединился к Четвертому крестовому походу. Он был с армией при разграблении Константинополя . После этого он выполнил свой обет отправиться в Святую Землю и осуществлял епископскую власть на Тирской кафедре во время шестимесячного отсутствия архиепископа. Позже он служил викарием Наумбургской кафедры более года в 1217–1218 годах.
По возвращении в Европу после крестового похода Конрад заключил мир с Отто. Он отказался от своего епископства и принял монашеский постриг вопреки приказу Папы Иннокентия III . Тем не менее, за последние четырнадцать лет своей жизни он получал папские поручения пятнадцать раз. В 1209 году он поручил продлить Деяния епископов Хальберштадта до конца своего понтификата, включая важный отчет о Четвертом крестовом походе, частично основанный на показаниях его очевидца.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]Конрад был дворянином, сыном Дедо II Крозигка и Адельхейды Хертбеке . Их две семьи заключали смешанные браки с середины 11 века. У Конрада было два брата, Гунцелин и Фредерик, и сестра Бертрадис, ставшая настоятельницей Кведлинбурга . Его дядя по отцовской линии, Дитрих , был епископом Хальберштадта между 1180 и 1193 годами. Родственник по материнской линии, Гардольф Хертбеке , был его непосредственным предшественником на посту епископа с 1193 по 1201 год. Гардольф был родственником Конрада Кверфуртского , епископа Хильдесхайма , и поэтому возможно, также был Конрад из Крозига. [ 2 ]
Согласно « Делам епископов» , Конрад «с ранних лет был проникнут гуманитарными исследованиями ». [ 3 ]
Канон Хальберштадта
[ редактировать ]Благодаря покровительству родственников Конрад быстро поднялся в церкви. Его самое раннее появление в документах датируется 1184 годом, когда Кунрадус де Крозуч упоминается как каноник Хальберштадтского собора . Возможно, он был каноником с 1180 года, но ни один документ ранее 1184 года его точно не идентифицирует. Он и Гарольд Хертбекский были иподьяконами в 1184 году. [ 4 ]
К апрелю 1185 года Конрад был назначен настоятелем церкви Пресвятой Богородицы, сохранив при этом свой субдиаконат. К апрелю 1186 года он был произведен в сан диакона . Он продолжал исполнять обязанности настоятеля Пресвятой Богородицы до своего избрания епископом. Самое позднее с июня 1189 года он также занимал пост проректора собора Святого Павла, вероятно, на временной основе. В 1191 году епископу Дитриху пришлось вмешаться, чтобы уладить разногласия между Конрадом и канониками собора Святого Павла по поводу выборов новых каноников. Позже в том же году, но до сентября, Конрад оставил этот пост. В 1193 году он сменил Ансельма на посту главного ректора епархии, то есть ректора собора. [ 4 ]
В 1193 году Гардольф был избран епископом. Его избрание подчеркивает тесную связь между Хальберштадтской епархией, семьями Крозигк и Хертбеке и правящей династией Штауферов . Гардольф ранее служил капелланом императора Генриха VI , и император лично присутствовал на его рукоположении и посвящении. Гардольф присоединился к Германскому крестовому походу , организованному Генрихом VI, и находился в крестовом походе с 1197 по 1198 год. Во время его отсутствия обязанности Конрада соответственно возросли бы. [ 5 ] Гардольф умер в августе 1201 года, и Конрад сопроводил его тело обратно из Кальтенборна для захоронения в соборе. [ 6 ]
Епископ
[ редактировать ]Выборы и отлучение от церкви
[ редактировать ]В 1198 году спорные королевские выборы привели к гражданской войне . Гардольф и Хальберстадская епархия встали на сторону младшего брата Генриха VI, герцога Филиппа Швабского . Папа, однако, поддержал своего соперника, графа Отто Пуату . [ 7 ] В этой ситуации Людольф Кроппенштедтский , архиепископ Магдебургский , приехал в Хальберштадт, чтобы наблюдать за выборами и, возможно, обеспечить выбор кандидата, поддерживающего Филиппа. Конрад был избран. Он был наделен регалиями (светской юрисдикцией, связанной с епископством) королем Филиппом в Галле , вероятно, до 8 сентября. Затем он был рукоположен в священники Людольфом и рукоположен в епископа 1 января 1202 года епископами Хартвичем Эйхштеттским , Норбертом Бранденбургским и Гельмбертом Хафельбергским . [ 6 ]
Понтификат Конрада был трудным. Вскоре после его посвящения некоторые вассалы епархии, в основном рыцари , которые поддерживали притязания Отто на Филипса, восстали. замок Шванебек Конрад подавил восстание, захватив при этом . Затем ему было приказано явиться к кардиналу-легату Ги Паре в Кельн в течение семи дней, и эту повестку невозможно было выполнить. Когда он, как и ожидал Гай, не явился, кардинал отлучил его от церкви. Примерно в то же время Конрад подал апелляцию на вызов Гая Папе. Если бы его апелляция была подана до его отлучения от церкви, последняя была бы недействительной, но, поскольку это было, Папа Иннокентий III поддержал действия Гая. Его отлучение сильно огорчило Конрада, что можно увидеть в конце апреля или мае 1202 года, подтверждающем некоторые пожертвования монастырю Шёнинген . [ 8 ]
Четвертый крестовый поход
[ редактировать ]Все еще отлученный от церкви, Конрад присоединился к Четвертому крестовому походу в Вербное воскресенье, 7 апреля 1202 года, опубликовав свою клятву в проповеди, которую он произнес в аббатстве своей сестры в Кведлинбурге. [ 9 ] [ 10 ] От этого акта Конрад получил две непосредственные практические выгоды: папскую защиту своей собственности и право эссоина (приостановление судебного разбирательства против него). Это не отменило его отлучение от церкви, но, похоже, его статус не был широко известен в армии крестоносцев. Во время крестового похода с ним обращались так же, как с другими епископами. [ 9 ]
Конрад получил в подарок 500 марок от Альберта, настоятеля Магдебургского собора , чтобы помочь покрыть расходы на его экспедицию. [ 11 ] Он ушел 1 мая и прошел через Богемию , Австрию , Зальцбург и Аквилею, прежде чем присоединиться к армии в Венеции . [ 11 ] Он прибыл после того, как между крестоносцами и Венецией была заключена сделка, согласно которой последняя предоставит корабли, если первые нападут на Зару , христианский город, удерживаемый соперником Венеции, Венгрией . [ 11 ] Обеспокоенный Конрад разыскал папского легата Петра Капуанского , но ему было приказано не покидать армию. [ 11 ]
По вопросу о направлении крестового похода на Константинополь Конрад был одним из сторонников. [ 11 ] Вероятно, он был частью группы западных прелатов, вызванных на встречу с греческим архиепископом Корфу , на которой архиепископ высмеивал идею римского первенства . [ 11 ] По словам Робера де Клери , епископ Хальберштадта ( li veskes de Havestait ) увещевал людей во время штурма 9 апреля 1204 года . [ 11 ] Он был одним из выборщиков, избравших Болдуина Фландрского императором 9 мая, и вместе с другими епископами принял участие в его коронации 16 мая. [ 11 ]
Викарий Тира
[ редактировать ]Конрад покинул Константинополь, нагруженный реликвиями , 17 августа 1204 года, чтобы исполнить свой обет паломничества в Святую Землю . [ 11 ] Он высадился в Тире 7 октября и пробыл на Святой Земле шесть месяцев. [ 11 ] Из Тира он направился в Акру Петр Капуанский и легат Соффредо , где проживали . Там он убедил их отменить свое отлучение, пообещав поехать в Рим и лично принести клятву послушания. [ 12 ]
Во время своего пребывания в Святой Земле он исполнял обязанности викария отсутствующего архиепископа Тира Кларембальда . [ 11 ] Он переехал во дворец епископа. Он рукоположил и рукоположил нового епископа Сидона . Он руководил реконструкцией части городской стены, поврежденной во время землетрясения 1202 года . Он также щедро раздавал милостыню, вероятно, в основном свои собственные деньги, как дар Альберта Магдебургского, так и добычу, приобретенную в Константинополе. Он заразился четырехдневной лихорадкой во время посещения города Тортоса и вылечился после посещения собора Богоматери . [ 13 ] Согласно « Делам епископов» , после выздоровления он посетил в Тире «некоего философа», фактически гадалку, которая открыла ему его будущее. [ 14 ]
Поездка в Рим
[ редактировать ]В марте 1205 года, когда его финансовые ресурсы были исчерпаны, Конрад приготовился отправиться в Рим, чтобы выполнить свое обещание, данное легатам. Он получил королевские проводы от короля Иерусалима Эймери , когда 30 марта отправился в Италию. Аббат Мартин из Пайриса, по-видимому, находился в том же конвое. Он путешествовал через Крит , пережил сильные штормы 6–10 апреля и приземлился в Венеции 28 мая. Там его встретил дьякон Хальберштадта Бурхард и посланник короля Филиппа. [ 14 ] Кроме того, он имел аудиенцию у дожа Энрико Дандоло . [ 11 ] На следующий день он принял участие в праздновании венецианской Пятидесятницы и оставил большую часть своего багажа Бурхарду, прежде чем отправиться в Рим. [ 14 ]
В Риме Конрад представил письмо, которое он составил в Константинополе и подписал король Эймери в Акре, в котором частично говорится:
Несомненно, среди наших почтенных понтификов лорд Хальберштадт казался заслуженно похвальным как человек, у которого были как практические советы, так и исключительная забота в этих вопросах. Принося пользу нашей армии словом и примером во всем, он открыто выказывал на деле то почтение к Апостольскому Престолу, которое носил в своем сердце. [ 15 ]
Несмотря на настойчивость Иннокентия III, Конрад отказался отказаться от поддержки Филиппа, что нарушило бы его клятву королю. [ 16 ] Однако он, вероятно, был вынужден принести особую присягу повиновения Святому Престолу, поскольку Иннокентий в письме от июля или августа 1208 года потребовал, чтобы он оказал Оттону свою поддержку после смерти Филиппа, «связанного [он был] клятвой». . [ 17 ] 26 июня 1205 года Иннокентий обратился с папской буллой к жителям и духовенству Хальберштадта , сообщив им, что Конрад официально снова допущен к причастию. 29 июня Конрад вместе с Папой принял участие в публичной мессе. [ 18 ]
Вернуться в Хальберштадт
[ редактировать ]Конрад вернулся в Хальберштадт через Болонью , где оплатил обратные поездки нескольких студентов из Хальберштадта, обучавшихся в Болонском университете . [ 18 ] Когда он приблизился к Хальберштадту, герцог Саксонский Бернар III и большая толпа вышли его приветствовать. [ 11 ] 16 августа 1205 года Конрад поместил принесенные им реликвии в собор Хальберштадта. [ 11 ] В 1208 году он объявил ежегодный фестиваль каждое 16 августа в ознаменование переноса реликвий в Хальберштадт. Он привез с собой предполагаемый след крови Христа , предполагаемую прядь волос Девы Марии и предполагаемые части Истинного Креста , Гроба Господня , Терновый венец Христа , погребальный саван , завесу Вероники , пурпурная риза , Святая Губка и Трость , сандалии Христа и одежды Марии. У него также были мощи, приписываемые Иоанну Крестителю , Петру , Павлу , Андрею , Симону , Филиппу , Варнаве , Иакову Справедливому , Стефану , Клименту , Лаврентию , Косме и Дамиану . Помимо реликвий, Конрад подарил своему соборному храму несколько дорогих вещей, приобретенных в Константинополе. Все эти объекты предположительно были разграблены. [ 19 ]
После своего возвращения Конрад вернул себе замок Ошерслебен , который Людольф Магдебургский захватил у министериала престола Хальберштадта. Он возглавил военную кампанию против замка Эйльслебен , построенного сторонниками Отто. Захватив крепость, он разрушил ее. [ 20 ]
В 1205 году Конрад завершил незаконченную работу, которую епископ Гардольф начал в 1199 году, поселив нескольких цистерцианских монахинь в приюте и церкви Святого Иакова в городе. К 1207 году он проявлял явный фаворитизм по отношению к цистерцианскому ордену, особенно к монастырям Мариенталь (где была похоронена его мать) и Риддагсхаузен . В хартиях, благоприятствующих цистерцианцам, Конрад мог сказать, что «хотя по долгу своей должности мы обязаны нести бремя заботы обо всех церквях, суфражистских нам в Господе, но более всего мы вынуждены обеспечивать благо цистерцианцев». В 1208 году он договорился об обмене церкви Святого Иакова на церковь тамплиеров Святого Бурхарда и таким образом переместил сестер-цистерцианок за стены. [ 21 ]
После смерти короля Филиппа в 1208 году Конрад присягнул Отто на верность, даже дав ему 800 марок в знак подчинения. [ 11 ] Вскоре после этого, вероятно, между 16 августа и 22 сентября 1208 года, Конрад оставил епископский сан. [ 11 ] Согласно Деяниям епископов , это должно было исполнить тайный «обет, который он так долго носил в своем сердце, хотя это было запрещено ему апостольской властью». [ 22 ] Он удалился в цистерцианский монастырь Ситтихенбах (Сихем). [ 11 ] [ 23 ]
Реликвии и история
[ редактировать ]Покинув свою кафедру, Конрад поручил добавить отчет о своем правлении и правлении Гардольфа к Деяниям епископов Хальберштадта . Возможно, он сделал это еще в конце 1208 года, но это было завершено только после избрания его преемника и его отпущения грехов Папой в начале 1209 года. Оно было написано одним анонимным автором и представляет собой апологию понтификата Конрада, особенно его действия в крестовом походе. Хотя это и не беспристрастно, оно «в значительной степени [рассказывает] фактически верную историю». [ 24 ]
мощи В «Делах» Конрада представлены как чудесно принесшие мир в Германию. Конрад объявил дату помещения мощей в соборе 16 августа епархиальным праздником . Любой человек, живущий в окрестностях Хальберштадта и приложившийся к мощам в этот день, получит отсрочку на сорок дней, а те, кто приедет из дальних стран, на шестьдесят дней. Конрад подарил церкви новый алтарь, чтобы поддержать культ реликвий. Однако, когда он удалился в Зиттихенбах, он привез мощи с собой. В их число входили один или два святых терния , прядь волос Девы Марии , палец святителя Николая и мощи апостолов Варфоломея , Симона , Фомы и Павла . [ 24 ]
Монах
[ редактировать ]Одиночество и покаяние
[ редактировать ]За то, что он бросил вызов апостольской власти и удалился в монастырь, Конрад отправился в Рим, чтобы лично добиться отпущения грехов у папы. В сопровождении своего аббата он путешествовал в Рим и обратно, вероятно, в период с ранней весны до конца лета 1209 года. Последние месяцы 1208 и 1209 годов и первые месяцы 1210 года были единственными продолжительными периодами одиночества, которыми Конрад наслаждался в качестве монаха. [ 25 ] Возможно, он прошел послушничество . [ 26 ] Между 1211 и 1225 годами он получил пятнадцать папских поручений, которые требовали от него регулярно покидать монастырь и снова участвовать в современной политике. [ 25 ]
Отложив свою епархию, Конрад остался епископом по сану и прерогативе, даже будучи монахом. В современных документах он часто упоминается как «[лорд] [брат] епископ [и монах] Сихема» или «в Сихеме». В папских документах он упоминается как «бывший епископ Хальберштадта» ( episcopus quondam Halberstadensis ), хотя папа всегда обращался к нему как «брат» (как того требовал протокол), а не как «сын» (как это требовалось от епископа). для монаха). В составе папской комиссии он стоял ниже епархиальных епископов, но выше аббатов (даже своих собственных). [ 25 ]
В 19 веке Юлиус Отто Опель отождествил «мого дорогого [старого] отшельника» ( mîn guoter [ alter ] klôsenaere ), который упоминается в трёх антипапских песнях поэта Вальтера фон дер Фогельвейде, с отставным Конрадом. Хотя поэт и епископ почти наверняка знали друг друга, контекст песен предполагает, что если неназванный отшельник и был историческим лицом, то это был кто-то другой, а не Конрад. [ 27 ]
Папский судья-делегат
[ редактировать ]Конрад предпринял две миссии в качестве делегата папского судьи в Польшу. папа послал Конрада и аббата Ситтихенбаха к великопольскому герцогу Шпиндлешенку Владиславу 21 апреля 1211 года , который захватил сокровища Гнезненской архиепархии . Их миссия увенчалась хотя бы частичным успехом, и Владислав смягчил свою позицию. [ 26 ] В 1213 году Конрад выступил посредником в споре по поводу десятины между герцогом Генрихом Бородатым Силезским и епископом Вроцлава Вавжинцем . Вскоре после этого епископ пожаловал десятину цистерцианскому дому Любёнжа , вероятно, из благодарности Конраду. [ 28 ]
Между 1212 и 1222 годами Конрад трижды был вовлечен в затянувшийся спор вокруг Нинбургского аббатства . В 1212 году аббат Гернот обвинил герцога Саксонского Альберта I аббатства и адвоката , графа Генриха I Анхальтского , в нанесении ущерба имуществу аббатства и животным. Иннокентий III сначала послал епископа Мерзебургского Дитриха разобраться с этим, но после его неудачи он послал Конрада приказать сторонам отправить прокураторов в Рим. Генрих отказался подчиниться, и спор остался открытым 9 марта 1218 года, когда Гонорий уполномочил Конрада и двух его коллег (аббата Вильгельма Целльского и магистра Конрада Марбургского ) разрешить спор, если они смогут, в противном случае вызвать прокураторов для явки в Рим. и если ответчики не подчинятся, вынести заочное решение в пользу Нинбурга. После всего этого Генри отказался уступить, и Конрад и его коллеги отлучили его от церкви. Это привело их к спору с архиепископом Магдебургским Альбертом , который отменил отлучение. Действия делегатов были поддержаны Папой в 1220 году. В 1222 году Конрад снова был вызван в составе коллегии из трех судей для рассмотрения иска Гернота против Генриха. В следующем году дело было раскрыто, хотя точное решение и роль Конрада в нем неизвестны. [ 29 ]
17 июня 1220 года папа Гонорий III послал Конрада вместе с епископами Энгельхардом Наумбургским и Эккардом Мерзебургским расследовать претензии аббатства Гандерсхайм на землю, на которой замок Ассебург . был построен [ 30 ]
В качестве судьи-делегата Конрад участвовал в трех спорных церковных выборах. Первый, в 1221 году, касался права каноников церкви Зоста выбирать своего ректора. Фактически дело было рассмотрено и решено кардиналом Раньеро Капоччи , но Конраду было предъявлено обвинение в владении Stift (церковной собственностью). временном [ 31 ] В 1223 году Конрад входил в состав комиссии, подтвердившей магистра Оливера избрание епископом Падерборна — решение, оставленное в силе папской апелляцией в 1225 году. [ 32 ] Самым спорным спором, в котором он участвовал, был спор по Кведлинбургу. Фракция свергла аббатису Софию и избрала на ее место сестру Конрада Бертрадис. Отказ Конрада взять самоотвод разозлил Папу Гонория, который несколько раз назвал бывшего епископа «опрометчивостью». Избрание Бертради в конечном итоге было подтверждено, но только после смерти Конрада. [ 33 ]
Проповедь крестовых походов
[ редактировать ]В 1213 году Конраду было предъявлено обвинение в проповеди так называемого Пятого крестового похода в архиепархиях Магдебурга и Бремена . [ 34 ] В 1214 году, согласно Chronica Montis Sereni изображение распятия в рыночной церкви в Галле , местный священник по имени Петр утверждал, что обладает целительной силой. Хотя летописец расценил всю эту историю, принесшую церкви деньги, как мошенничество, он отмечает, что Конрад свидетельствовал о подлинности чудес в своей публичной проповеди. [ 35 ] В 1216 году вместе с Конрадом Марбургским и Иоанном Ксантенским Конрад Крозигк был назначен делегатом крестового похода в провинцию Бремен. Это дало ему право проповедовать, собирать залог (при необходимости силой) и тратить деньги на поддержку крестового похода. [ 36 ]
С марта 1217 года по лето 1218 года Конрад служил викарием Наумбурга от имени епископа Энгельхарда, отсутствовавшего в крестовом походе. В это время он использовал титул «по милости Божией, епископа и монаха в Сихеме и легата Святого Креста», что указывает на то, что его викариат был продолжением крестовой миссии легата. 4 мая 1217 года, будучи викарием, Конрад освятил новый алтарь в Лаузницком аббатстве . 9 октября он председательствовал на епархиальном синоде. 8 ноября он стал свидетелем вручения хартии императору Фридриху II , когда последний посетил аббатство Альтенбург . В начале 1218 года он подтвердил основание больницы в епархии дочерью Мехтильда, бургграфа Мейсена , Мейнхера. [ 37 ]
7 марта 1224 года Гонорий III снова поручил Конраду проповедовать крестовый поход (в конечном итоге Шестой крестовый поход ) в провинции Магдебург. [ 34 ]
Смерть
[ редактировать ]Конрад умер 21 июня 1225 года. [ 38 ] Его смерть положила начало спорам между собором и монастырем по поводу завещания некоторых реликвий Конрада. Кардинал Конрад Урахский разрешил спор, разделив реликвии между двумя церквями. [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Андреа 1987 , с. 20: он «вероятно, еще не увидел своего сорокалетия» в 1201 году.
- ^ Андреа 1987 , стр. 12–14.
- ^ Эндрю 1987 , с. 53n: с ранних лет был пропитан либеральными исследованиями .
- ^ Перейти обратно: а б Андреа 1987 , стр. 14–16.
- ^ Андреа 1987 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Андреа 1987 , с. 19.
- ^ Андреа 1987 , с. 18.
- ^ Андреа 1987 , стр. 20–21.
- ^ Перейти обратно: а б Андреа 1987 , с. 22.
- ^ Longnon 1978 , стр. 242–243, 8 апреля.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Лонгнон 1978 , стр. 242–243.
- ^ Андреа 1987 , с. 47.
- ^ Андреа 1987 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с Андреа 1987 , с. 49.
- ^ Андреа 1987 , с. 50.
- ^ Андреа 1987 , с. 51.
- ^ Андреа 1987 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Андреа 1987 , с. 53.
- ^ Андреа 1987 , с. 54.
- ^ Андреа 1987 , с. 55.
- ^ Андреа 1987 , стр. 55–56.
- ^ Андреа 1987 , с. 61.
- ^ Андреа 1987 , стр. 60–62.
- ^ Перейти обратно: а б с Андреа 1987 , стр. 63–65.
- ^ Перейти обратно: а б с Андреа 1987 , стр. 71–72.
- ^ Перейти обратно: а б Андреа 1987 , с. 73.
- ^ Андреа 1987 , с. 70.
- ^ Андреа 1987 , с. 78.
- ^ Андреа 1987 , стр. 73–78.
- ^ Андреа 1987 , стр. 78–79.
- ^ Андреа 1987 , стр. 79–80.
- ^ Андреа 1987 , стр. 80–81.
- ^ Андреа 1987 , стр. 81–80.
- ^ Перейти обратно: а б Андреа 1987 , с. 85.
- ^ Андреа 1987 , с. 87.
- ^ Андреа 1987 , стр. 85–86.
- ^ Андреа 1987 , с. 86.
- ^ Андреа 1987 , с. 90.
Библиография
[ редактировать ]- Андреа, Эй Джей (1987). «Конрад Кросигкский, епископ Хальберштадтский, крестоносец и монах Ситтихенбахский: его церковная карьера, 1184–1225» . Аналекта Цистерциенсия . 43 : 11–91.
- Андреа, Эй Джей (1996). «Анонимный летописец отчета Хальберштадта о четвертом крестовом походе: народная религиозность в начале тринадцатого века». Исторические размышления . 22 (2): 447–455, 457–477. JSTOR 41299068 .
- Лонгнон, Дж. (1978). Сподвижники Виллардуэна: Исследование крестоносцев четвертого крестового похода (на французском языке). Книжный магазин Дроз. OCLC 4171535 .